Рейды гибдд и налоговой

Опубликовано: 14.05.2024

Профилактические рейды ГИБДД. Какие они бывают? Как часто и когда проводятся? Где увидеть график рейдов ГИБДД? Безусловно, все эти вопросы волнуют водителей. Ведь остановка транспортного средства сотрудником ГИБДД всегда процедура не из приятных, особенно для тех, кто знает, что имеет место нарушение Правил дорожного движения.

Рейды ГИБДД

Сразу следует отметить, что расписание рейдов ГИБДД скажем на текущий год увидеть просто невозможно, потому что, как правило, они планируются по регионам и могут публиковаться в региональных или местных СМИ буквально накануне с указанием конкретных чисел и названий рейдов, которые запланированы на текущий месяц. Поэтому, если задаться целью увидеть список рейдов ГИБДД, то можно, внимательно следя за новостями, добиться своего. Только вот вопрос, надо ли этим заниматься? Например, в столице тотальные рейды ГИБДД в январе проходили со 2-го до 27-ое число практически ежедневно с охватом широкого круга вопросов.

При этом надо понимать, что существуют некоторые зависимости, когда ГИБДД активизируется, и список рейдов в определённые периоды увеличивается. Например, самым обильным на рейды месяцем в году является январь. И это очевидно, ведь январь – это череда праздников и выходных дней, когда, например, некоторые водители разрешают себе сесть за руль в нетрезвом состоянии или, когда множество семей навещают родственников, пренебрегая правилами перевозки детей.


Активно проводятся рейды на майские праздники – ведь поездки за город, пикники, шашлыки являются массовым явлением. Также активность ГИБДД обычно проявляется в июле – начало отпускных компаний и в августе – завершение отпусков. Практически всегда рейды ГИБДД проводятся во время праздников: Новый Год, Рождество, Пасха и Проводы, 8 Марта и другие. Есть ещё одна тенденция – обильным на нарушения днём недели является пятница – конец рабочей недели и повод расслабиться. Кроме того, количество рейдов ГИБДД сильно взрастает во время проведения крупных массовых мероприятий. К примеру, в этом году водителям стоит ждать усиление активности дорожной инспекции во время предстоящего Чемпионата мира по футболу, проведение которого запланировано в России.

Какие рейды проводит ГИБДД?

С тенденциями и активностью проведения проверок ГИБДД разобрались. Теперь остаётся выяснить, какими бывают рейды ГИБДД и на предупреждение, каких нарушений они направлены.

«Трезвый водитель»

Надо смотреть правде в глаза, поэтому можно смело утверждать, что проверка, направленная на выявление и предупреждение нетрезвого водителя за рулём, с нашим русским менталитетом занимает лидирующие позиции по частоте проведения.

Рейд Трезвый водитель

К сожалению, ужесточение санкций не останавливает многих водителей садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения.

«Детское кресло»

Название этого целевого рейда говорит само за себя. Во время рейда тотально досматриваются транспортные средства на предмет выявления нарушений, связанных с перевозкой детей.

Рейд Детское кресло

На удивление, но сотрудники ГИБДД утверждают, что для многих родителей, перевозящих детей в автомобиле, является открытием законодательная норма об обязательном наличии в авто специальных удерживающих устройств. А ведь за это нарушение предусмотрен штраф в размере 3 тыс. рублей.

«Перекрёсток – светофор»

Снова звучное название довольно распространённой проверки, направленной на предупреждение нарушений, связанных с правилами проезда перекрёстков.

Рейд Светофор

По статистике именно нарушения правил дорожного движения при проезде перекрёстков занимают первые места. Поэтому никогда не поздно освежить свои знания в этом вопросе и уж точно не выезжать на перекрёсток при запрещающем сигнале светофора.

«Должник»

Кодовое название рейда ГИБДД и приставов. В последнее время можно увидеть картину, когда сотрудники дорожной инспекции в присутствии судебных приставов останавливают авто и проверяют водителей по базе данных должников. Практика проведения таких совместных проверок сложилась во многих регионах и, по мнению приставов, является эффективной мерой по взысканию долгов.

Рейды с приставами

Многие юристы считают такие проверки незаконными, а некоторые региональные прокуратуры даже выносят соответствующие постановления. Однако рейды ГИБДД с приставами всё же проводятся, поэтому каждому должнику по коммунальным платежам или, например, по банковским кредитам, выезжая на своём автомобиле, надо быть готовым к возникновению неприятностей.

Кроме обозначенных проверок ГИБДД проводит множество других, из названий которых понятен их смысл, например, «Ремень безопасности», «Чистый номер», «Пешеходный переход», «Чья машина?», «Тонировка», «Знак Ш».

Рейдов ГИБДД много, они разноплановые, поэтому получается, что легче нарушения не допускать, чем пытаться обойти ГИБДД, зная расписание рейдов.

Сотрудников ГИБДД на дорогах осталось мало, но это не значит, что за порядком следят только камеры. Просто вместо выборочных проверок полицей­ские сегодня чаще используют более точечные схемы контроля и современные техно­логии — электронику, спецоперации и скрытое патрулиро­вание. Вместе с юристом и действу­ющими сотруд­никами ГИБДД рассказываем, как это работает.


Система «Пит-стоп» против лихачей

Необычная система с использованием дорожных камер, которая называется «Пит-стоп», работает в Москве уже несколько лет. Её придумали, чтобы бороться с лихачами, которые грубо нарушают скоростные лимиты — на и более. На менее тяжкие проступки этот комплекс не срабаты­вает — с ними разбира­ются обычные камеры в автомати­ческом режиме.

Работает «Пит-стоп» так. Полицейские занимают позицию в 200–300 метрах от дорожной камеры и подключаются к комплексу при помощи планшета. Если под устрой­ством проедет слишком быстрый водитель, камера зафиксирует нарушение и оповестит патруль. Получив данные о госномере, марке и модели авто­мобиля, инспекторы уже само­стоятельно вылавли­вают нарушителя из потока. Даже если водитель успеет притор­мозить, доказа­тельства нарушения будут у инспекторов на руках.

Если протокол составляет инспектор ГИБДД на дороге, а не удалённо при обработке фото­материалов, то послед­ствия для нарушителя оказы­ваются куда серьёзнее, чем банальный штраф. Ведь если превышение на 60– фиксирует камера, дело ограничи­вается штрафом в 2–2,5 тысячи рублей, а при превышении более чем — 5000 рублей. И даже при повторных инцидентах дальше денежного наказания дело не идёт. Но если водителя задер­живает инспектор, нарушителю грозит лишение прав через суд: от 4 до 6 месяцев за лишние 60– и на 6 месяцев за и более.

И в этом случае уже не имеет значения, кто именно сидел за рулём — сам владелец, на которого зареги­стриро­вана машина, или кто-то другой. Протокол составят именно на задер­жанного наруши­теля, а значит, собственник штрафов получать не будет.

Работает «Пит-стоп» обычно в период с ранней весны до поздней осени. В Госавто­инспекции объясняют, что камеры в это время лучше рас­познают происходящее на дорогах. Но есть и другой нюанс: летом нарушите­лей значительно больше, чем зимой, и тратить силы на подобные дежур­ства в зимний период нет смысла. На запрос о том, сколько экипажей работает по такой схеме, в ГИБДД отвечать не стали, сославшись на профес­сиональную тайну.

При этом адвокат Сергей Радько считает систему «Пит-стоп» бесполезной. Он напомнил, что за прошлый и текущий сезоны таким способом поймали всего 200 водителей. «Это очень мало. А сидеть и ждать, когда под камерой проедет один наруши­тель — неэффективно. Куда логичнее создать отдельную базу злостных лихачей, которые регулярно получают штрафы за превыше­ния скорости от и отслеживать по камерам конкретно их пере­движения», — считает эксперт.

Скрытое патрулирование против угонов и нарушений ПДД

В ГИБДД умеют хорошо маскироваться. Например, инспекторы часто осуще­ствляют скрытое патрулиро­вание в гражданских авто­мобилях без опознава­тельных знаков. Причём делают это как в движении, так и статично, обосно­вавшись в импрови­зированном пункте наблюде­ния. А «маскировка» лишает водителей возмож­ности преду­предить друг друга о патруле. Обычно скрытое патрулиро­вание применяют в местах, где авто­мобилисты часто нарушают ПДД — инспекторы называют их «аварийно-опасными».

Работает это так. Инспекторы паркуются в районе, где водители, к примеру, часто выезжают на встречную полосу для обгона под запреща­ющий знак, или случайно — если трасса слишком узкая. Актуаль­ный пример — серпантины в районе Большого Сочи, где легко отвлечься и наехать на отделяющую встречку сплошную полосу одним колесом. Нарушение полицей­ские снимают на камеру или на мобильный телефон, а потом передают картинку экипажам, которые дежурят дальше по трассе. Те останавли­вают авто­мобили­стов и составляют протоколы.

Задержанный водитель может не согласиться с инспектором, вернуться на место нарушения или потребовать видео­запись. В таком случае на подмогу обычно приезжает экипаж, снявший нарушение. Если на записи всё очевидно, то спорить бесполезно — на водителя составят протокол, опротесто­вать который допускается только в суде. И никакой серти­фикат на оборудо­вание не нужен — суд принимает к рассмотре­нию любой материал, который может служить доказатель­ством нарушения. А само по себе скрытое патрулиро­вание абсолютно законно.

По такому же принципу инспекторы вправе ездить на обычной с виду машине без спецзнаков и мигалок по городу. В Москве, например, такую схему используют для поиска угнанных авто­мобилей. «Напарник ведёт автомобиль, а я сижу рядом с планшетом или ноутбуком, — рассказал Журналу Авто.ру один из столичных инспекторов. — В пути я забиваю госномера машины, которая мне покажется подозритель­ной. Например, водитель может странно себя вести, или на такую модель есть ориентировка на угон или перевозку наркотиков. Если окажется, что машина в розыске или на ней висит много неоплаченных штрафов, мы передаём эти данные другим патрулям, а сами продол­жаем наблюдение. Но можем и сами потребовать у водителя остано­виться — всё зависит от ситуации».

Кстати, инспектор волен обратить внимание не только на подозри­тельную машину, но и на поведение людей в ней. «Если окажется, что по салону прыгают дети без специ­альных кресел — об этом мы также сообщаем инспекторам на пути, нарушителям выпишут штрафы», — объяснил один из сотрудников ГИБДД.

Спецоперации против тонировки и пьяных водителей

«Облавы» на дорогах никогда не бывают спонтанными: занимая позицию для дежурства, инспекторы ГИБДД выполняют распоряже­ния руко­водства. «Просто так встать там, где нам заблаго­рассудится, не получится. С утра или перед ночным дежур­ством проходит развод: каждому наряду ставят задачу и распре­деляют по точкам. Все мы привязаны к своим районам и округам, поэтому уже хорошо знаем свою территорию», — объяснил Журналу Авто.ру инспектор.

Места дислокации выбирают в зависимости от задач, но некоторые хитрости тут есть. Операцию «Пешеход», очевидно, можно провести только у перехода. А если объявляют рейды «Нетрезвый водитель», «Угон» или «Тонировка», то посты выстраи­ваются у выездов из города и на основных маги­стралях так, чтобы просеивать весь поток и лишить автомо­билистов возмож­ности спрятаться или свернуть на прилегающие улицы.

«Иногда нарушители, увидев нас на пути, начинают резко тормозить, пытаются съехать во дворы или просто спрятаться за каким-нибудь грузовиком. Но мы это хорошо видим, — рассказал инспектор ГИБДД. — Тогда мы точно остановим машину для проверки. А если водитель попробует уехать, начнём преследование».

Рейды и спецоперации ГИБДД проводит постоянно, но в праздничные дни и новогодние выходные наряды работают в усиленном режиме. «В сезон корпора­тивов мы ловим гораздо больше пьяных за рулём, чем обычно. Люди приезжают в рестораны на машинах, выпивают и не хотят оставлять машину. Ещё и набирают пьяных коллег с собой — это типичный пример. Сейчас таких меро­приятий стало меньше, но пьяными ездят всё равно. Есть и другие тематические рейды. Весной, например, это тонировка или грязные номера», — делятся полицейские.

Особые рейды против должников и машин без регистрации

Специальные рейды ГИБДД обычно организует после резонансных событий вроде ДТП с участием знаме­нитостей или автомо­билистов с вопиющим количе­ством штрафов. Так, после недавней аварии на машине с прекращённой реги­страцией начались поиски незареги­стриро­ванных авто­мобилей. Как отчита­лись в пресс-службе Управления столичного ГИБДД, за три месяца 2021 года инспекторы составили 1623 протокола за такие нарушения. Это на 60% больше, чем за этот же период 2020-го.

Также ГИБДД регулярно объединяется с судебными приставами, чтобы отловить неплатель­щиков штрафов. Сами приставы не имеют права останав­ливать авто­мобили, поэтому всегда дежурят вместе с инспекторами. Должников ловят по-разному: злостных отслежи­вают при помощи камер, остальных — просто просеивая поток.

Вот как это работает. Водителей останавли­вают, инспекторы проверяют документы, после чего передают их приставам. Если у водителя есть серьёзные долги, приставы могут наложить арест на авто­мобиль прямо на месте. Машины таких должников эвакуируют на спецстоянки до погашения задол­женности, а если денег нет, то автомобиль продают с аукциона. В случае незначи­тель­ного долга приставы выписы­вают представ­ление о необходи­мости закрыть его в течение пяти дней, иначе к штрафу прибавится ещё и допол­нительный сбор. В Москве за первые три месяца 2021 года составили 170 тысяч протоколов за неоплату штрафов ГИБДД.

«Перехват» против угонов и перевозки наркотиков

В случае более серьёзных нарушений уголовного характера полиция объявляет план «Перехват». «Например, в дежурную часть поступает информация о перевозке оружия или наркотиков, тогда объяв­ляется "Перехват" и информацию передают на все посты в городе в районе предпо­лага­емого преступ­ления. Участвуют в такой операции не только инспекторы ГИБДД, но и, например, ППС или Росгвардия», — объяснил один из инспекторов ГИБДД.

При поиске угнанного автомобиля план «Перехват» объявляют только тогда, когда есть возмож­ность задержать преступника по горячим следам, добавляет юрист «Москов­ского профсоюза полиции» Игорь Гришаков. «Это оперативное меро­приятие, то есть право­нарушение должно было случиться считанные минуты назад. Например, водитель припарко­вался у магазина, вернулся, а машины нет. Данные о марке, модели, цвете и госномерах авто­мобиля получает централь­ный пункт ГИБДД. Оттуда информация передаётся по всем постам в районе, где пропал автомобиль. Получив её, инспекторы ГИБДД встают на так называемые посты закрытия — выезды из районов. У каждого подраз­деления есть своя подведом­ственная территория, где они следят за порядком. Там они останав­ливают для проверки подходящие под описание авто­мобили», — рассказал эксперт.

По словам Гришакова, специалисты в централь­ном управлении также просматри­вают записи с камер в районе стоянки машины и передают инспекторам на дороге данные о направ­лении движения машины. «До годов всё делали вручную. Сейчас камер очень много, и это очень полезно для розыска», — говорит юрист.

Информаторы в магазинах и на заправках против пьяных

У инспекторов ГИБДД есть даже особые договорён­ности с сотрудниками местных магазинов и алко­маркетов. «Если на такую точку кто-то приехал нетрезвым, закупился алкоголем и планирует уезжать, мне из такого магазина позвонят. Также поступают и на некоторых местных АЗС», — поделился секретом один из инспекторов.

Такая схема похожа на сговор, но юрист Гришаков не видит в ней ничего плохого, особенно если сотрудники магазина сами пытались удержать пьяного от поездки. «Например, охранник в магазине должен остановить пьяного от попытки сесть за руль, а не специально ждать, когда он уедет, и после этого сообщить в ГИБДД», — поясняет эксперт.

Куда звонить, если увидел нарушение или пьяного водителя

Оставим в стороне морально-понятийный аспект. Грубые нарушения опасны для всех, и сообщить о неадекватном водителе — это нормально. И в ГИБДД обязаны отреаги­ровать, если по телефону «112» сообщают, что видели, например, как пьяный садится за руль. При этом звонящий обязан пред­ставиться и оставить свои контакты — такая практика убережёт от ложных доносов. Но даже если подо­зрение не оправ­дается, информатору ничего не грозит.

«Человеку может просто показаться. Такой звонок не офици­альное заявление в полицию, когда человек несёт ответ­ственность за ложный донос, — уточнил Гришаков. — Инспекторы должны будут принять меры для обнаружения авто­мобиля и проверки водителя. Но если, например, окажется, что звонивший регулярно отправ­ляет такие жалобы и на одного и того же человека, это уже можно расценить как личную неприязнь. Именно поэтому заявитель должен оставить свои контакты. Авто­мобилист, которого, например, целый день проверяли, продували по прихоти недруга, может обратиться в суд и взыскать моральный вред, репутаци­онные и прочие потери».

Документы

Перечень документов, которые вы обязаны передавать сотруднику ДПС для проверки, указан в п.2 ПДД РФ «Общие обязанности водителей».

Водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

  • Регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • В некоторых случаях — разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионная карточка и документы на перевозимый груз, (при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — специальные разрешения);
  • Документ, подтверждающий факт установления инвалидности — в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • Страховой полис ОСАГО.
  • Иногда сотрудник полиции может попросить вас предъявить паспорт. Но если вы забыли его дома, не волнуйтесь — ни один закон не обязывает вас носить паспорт с собой. Следовательно, штрафа за отсутствие этого документа тоже нет.

    Что может грозить: если вы забыли водительское удостоверение, страховку или путевой лист (допустим, вы — водитель-экспедитор), это влечет предупреждение либо штраф 500 рублей (ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ).

    За отсутствие свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) могут не только предупредить или оштрафовать на 500 рублей (ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ), но и эвакуировать автомобиль (ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ).

    Страховку

    Электронный полис ОСАГО имеет такую же силу, что и привычный бумажный документ. Чтобы продемонстрировать инспектору ГИБДД, что е-ОСАГО у вас имеется, не обязательно возить с собой распечатку полиса — достаточно фото в телефоне (п. 2.1.1(1). ПДД РФ).

    Если вы не уверены, что ваш полис электронный, это легко можно выяснить: у е-ОСАГО серия начинается с букв «XXX».

    Что может грозить: если у вас есть е-ОСАГО, но вы не можете предоставить ни распечатку, ни фото в телефоне, вы получите предупреждение или штраф 500 рублей (ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ). Хотя у любого инспектора ГИБДД есть возможность проверить наличие «автогражданки» через базу Российского союза автостраховщиков (РСА).

    За отсутствие бумажного полиса штраф — все те же 500 рублей.

    Если страховка у вас отсутствует или она просроченная, можно схлопотать штраф 800 рублей (ч.2 ст.12.37 КоАП РФ).

    Улов и добычу

    Во многих регионах нашей страны в майские праздники проходят еще и рейды по выявлению браконьеров.

    По закону охота допустима только при наличии специальной лицензии, на разрешенные виды животных и на выделенных для этого территориях. Незаконный отстрел животных — серьезное уголовное преступление.

    «Попасть под статью» можно, даже если вы сами не являетесь охотником, а просто приобрели у кого-то с рук тушу дикого зверя или улов рыбы и теперь везете добычу домой. Ведь нет никакой гарантии, что убитое животное не занесено в Красную книгу или что охота на него осуществлялась законным способом.

    Что может грозить: российским законодательством не предусмотрена ответственность именно за транспортировку охотничьего трофея. Однако, если у инспектора ГИБДД возникнут сомнения относительно законности его добычи, он вправе задержать ваш автомобиль и доставить его в отдел полиции вместе с «ценным грузом». Определять, каким путем добыт трофей и законна ли добыча в принципе, будет приглашенный охотничий инспектор. Разброс санкций обширный. В зависимости от региона совершения правонарушения, вида животного и масштаба совершенного деяния ответственность может быть как административной (ст.8.37 КоАП РФ), так и уголовной ст.258, ст.258.1. УК РФ.

    Состояние водителя

    По закону количество алкоголя у водителя не должно превышать 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха (или 0,3 промилле). Эти цифры обозначают допустимую погрешность измерения алкотестеров, которые используют инспекторы.

    В спорных ситуациях (например, если по показаниям алкотестера явно неадекватный водитель трезв), инспектор обязан сопроводить гражданина в больницу. Там водитель проходит процедуру медицинского освидетельствования.

    Что может грозить: вы имеете право не проходить проверку на месте. Но вот отказ от медицинского освидетельствования в больнице — уже серьезное нарушение, за которое предусмотрен штраф 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок до двух лет (ч.1 ст.12.26 КоАП РФ). Такая же санкция предусмотрена за управление автомобилем в состоянии опьянения — не важно, алкогольного или наркотического (ч.1 ст.12.8 ).

    Для пьяных за рулем предусмотрена и уголовная ответственность. Так, по статье 264.1 УК РФ водителю, уже лишенному права управления и вновь попавшемуся в нетрезвом виде, грозит штраф от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет.

    Наличие в автомобиле запрещенных веществ

    Рейды по проверке водителей на предмет перевозки наркотиков обычно проводятся ГИБДД совместно с сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков. Чаще останавливают странно ведущих себя водителей и молодые шумные компании.

    Прежде чем осмотреть ваш багажник, инспектор должен инициировать процедуру досмотра автомобиля и заранее сообщить об основаниях для досмотра.

    Досмотр всегда проводится под протокол, в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи. Кстати, водителю (пассажирам) также рекомендуется снимать все происходящее на телефон.

    Любые свои замечания, возражения и пояснения необходимо вносить в протокол досмотра.

    Что может грозить: ст. 228 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотических и психотропных средств, их аналогов, а также растений, содержащих наркотические и психотропные вещества. В зависимости от размера изъятых веществ водителю (или пассажиру) может грозить лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом до 500 000 рублей.

    За незаконное приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств (веществ, используемых для изготовления наркотиков), предусмотрено менее жесткое наказание — штраф до 300 000 рублей, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до одного года (ч.1 ст. 228.3 УК РФ ). Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом до 500 000 рублей либо лишением свободы до 2 лет (ч.2 ст. 228.3 УК РФ).

    Мнение эксперта

    Ведите себя спокойно и вежливо

    С инспектором ГИБДД надо разговаривать уважительно, даже если вопрос показался вам странным — ведь вы не знаете текущей дорожной ситуации и полученных инспектором указаний.

    Необычные придирки чаще всего вызваны неправильным поведением водителей при общении с инспекторами. Мой топ-три «лишних» фраз выглядит так:

    1. Отпустите меня, пожалуйста! (испуганно)
    2. Вы не имеете права здесь стоять / здесь останавливать / говорить в таком тоне! (гневно)
    3. Я сейчас знаете, кому позвоню?! (демонстративно набирая номер)».

    • О том, какие штрафы можно получить во время поездки на шашлыки, узнаете здесь.
    • А вот тут мы рассказываем, на какие вопросы инспектора ГИБДД вы отвечать не обязаны — особенно в праздники.

    Одним из методов розыска лиц, активно укрывающихся от возврата имеющихся у них долгов, является проведение специализированного рейда, который получил наименование «Должник». Этот рейд проводится совместно усилиями судебных приставов и сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

    О периодическом проведении таких рейдов становится известно из средств массовой информации, однако, от таких заблаговременных объявлений польза от этого рейда не уменьшается, так как судебным приставам-исполнителям удается все равно отыскивать должников и взыскивать с них задолженность.

    В соответствии с такими объявлениями главной целью рейда «Должник» становится выявление лиц, в отношении которых уже ведется исполнительное производство, и у которых имеется существенная задолженность (по исполнительному производству – не менее 10 000 рублей).

    • 💡 Основания по закону
      • Не противоречат ли действия приставов законам?
    • ⏰ Сроки проведения рейда
    • ⭐ Критерии, по которым определяются регионы проведения
    • 👇 Кто интересует приставов?
      • Какие долги нужно иметь должнику, чтобы им заинтересовались приставы?
    • 👮‍♂️ Как проходит проверка
      • Правила остановки автомобиля
      • Могут ли изъять автомобиль прямо на месте?
      • Какой автомобиль нельзя изъять?
      • Могут ли изъять ценные вещи?
      • Могут ли потребовать оплатить задолженность на месте?
    • ❓ Часто задаваемые вопросы

    💡 Основания по закону

    Проведение рейда «Должник» происходит на основании целого ряда федеральных нормативных актов, к которым относятся:

    • Федеральный закон «Об исполнительном производстве». В данном нормативном акте имеется указание на ряд полномочий, которыми наделяются судебные приставы для розыска и привлечения к уплате имеющихся долгов лиц. В отношении таких лиц должно вестись исполнительное производство, либо должны быть нотариально заверенные алиментные соглашения, приравненные Семейным кодексом к исполнительному листу в случае возникновения задолженности по алиментам;
    • Федеральный закон «О судебных приставах», перечисляющий все права и полномочия судебных приставов;
    • Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», которое устанавливает основные полномочия сотрудников данной службы, а также содержит информацию о возможности взаимодействия сотрудников данной службы с другими службами, в том числе для осуществления такими службами розыска лиц, уклоняющихся от исполнения своих обязательств.

    Кроме того, на уровне межведомственного взаимодействия могут приниматься специальные акты, с помощью которых происходит регулирование проведения различных рейдов, в том числе направленных на осуществление розыска судебными приставами-исполнителями должников.

    Не противоречат ли действия приставов законам?

    Для того чтобы действия сотрудников службы судебных приставов не противоречили закону, они могут останавливать автомобили в случае проведения рейда «Должник» только при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. В противном случае, остановленный водитель имеет право обжаловать данные действия в контролирующие органы, а также использовать судебный порядок для оспаривания действий судебных приставов.

    ⏰ Сроки проведения рейда

    Как правило, для проведения рейда «Должник» в каждом регионе устанавливаются свои сроки: это может быть то время, когда транспортный поток особенно увеличивается, либо какие-то определенные календарные рамки, когда происходит поиск тех, кто уклоняется от оплаты имеющихся задолженностей.

    Для примера приведу Краснодарский край. Там на основании решения регионального управления Федеральной службы судебных приставов проведение рейда приурочивается к началу и концу отпускного сезона, когда увеличивается транспортный поток населения, в том числе и из других регионов. Связано это с тем, что на курорты Краснодарского края едут в том числе и должники, которым выезды за пределы Российской Федерации строго запрещены из-за имеющихся задолженностей.

    В целом срок проведения рейда может колебаться от 10 до 13 дней в зависимости от того решения, которое было принято на уровне регионального управления ФССП.

    ⭐ Критерии, по которым определяются регионы проведения

    Каждый раз на федеральном уровне определяются те регионы, где проводятся такие рейды. Выбор производится следующим образом:

    • максимальный транспортный поток, в том числе из иногородних автотранспортных личных средств, позволяющий отследить максимально возможное число должников (например, регионы, в которых развита курортная сеть в отпускной сезон);
    • наличие автомобильных границ для пересечения (например, Амурская область);
    • максимальное число скрывающихся от исполнения решений суда должников. Данный критерий оценивается по предыдущему отчетному периоду, как правило, по предыдущему году.

    Исходя из указанных критериев, каждый год список регионов может меняться – особенно под влиянием последнего критерия.

    👇 Кто интересует приставов?

    Ранее приставы обращали внимание только на тех должников, которые уклонялись от уплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения. Теперь действие указанного рейда существенным образом расширилось и теперь распространяется также и на других должников.

    Какие долги нужно иметь должнику, чтобы им заинтересовались приставы?

    Для того чтобы попасть во внимание судебных приставов в рамках проведения рейда «Должник», необходимо накопить следующие долги:

    • более 10 000 рублей по исполнительному производству, которое было начато на основании выданного исполнительного листа (по судебному решению о взыскании задолженности в порядке исполнительного производства);
    • более 10 000 рублей по нотариально заверенному алиментному соглашению (либо в случае длительного – более шести месяцев – уклонения от уплаты алиментов). Здесь включение в рейд по усмотрению пристава;
    • уклонение от уплаты штрафов и задолженностей по полученным ранее квитанциям при условии, что квитанция была направлена должнику не менее, чем за 30 дней до даты остановки должника сотрудниками ГИБДД, и у пристава есть доказательства того, что платеж должник проигнорировал.

    Поиск должников происходит с использованием специальных технических средств – программно-аппаратных комплексов, которые нацелены на поиск должников на основании сведений, содержащихся в базе.

    👮‍♂️ Как проходит проверка

    Перед началом рейда в компьютер (ноутбук или планшетный компьютер) загружается база данных автотранспортных средств, которые принадлежат должникам. Камера, установленная в патрульной машине либо на планшете, отслеживает поток и, как только видит машину должника, сигнализирует приставу о том, что перед ним должник.

    Правила остановки автомобиля

    Как только инспектор ГИБДД получил информацию о том, что перед ним автомобиль должника, он его останавливает, после чего в беседу подключается судебный пристав.

    Самостоятельно остановить автомобиль пристав не имеет права – на основании действующего законодательства такие полномочия ему не предоставлены. Остановку может осуществить только инспектор дорожно-постовой службы.

    Могут ли изъять автомобиль прямо на месте?

    На месте может быть изъят автомобиль в том случае, если у должника он не является основным средством заработка. При этом задержание транспортного средства осуществляется не судебными приставами – у них нет таких полномочий, а сотрудниками ГИБДД по представлению судебного пристава, после чего автомобиль направляется на штрафстоянку (если пристав не примет решение о необходимости реализации данного транспортного средства).

    Какой автомобиль нельзя изъять?

    Нельзя изъять автомобиль, который:

    • является единственным источником заработка для должника (например, если он оформлен, как ИП, и работает в такси или занимается грузоперевозками);
    • если автомобиль используется для перевозки близких родственников с тяжелыми группами инвалидности, в том числе для перевозки несовершеннолетних детей;
    • если автомобиль используется, как единственное средство связи между отдаленными районами (где проживает должник со своей семьей) с «большой землей».

    Однако в каждом из таких случаев приставов необходимо убедить в данной категории транспортных средств, в том числе путем предоставления соответствующих документов. Механизм такого доказательства оговаривается в каждом конкретном случае непосредственно с приставом.

    Могут ли изъять ценные вещи?

    Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации говорит о том, что есть вещи, которые характеризуются, как вещи для личного использования, а также есть ценные вещи.

    К вещам личного использования относятся одежда, обувь, мобильные телефоны, предметы обихода (сумки и т. д.). К ценным вещам – техника, предметы роскоши, дорогая одежда, в покупке которой нет смысла (например, норковая или песцовая шуба и т. д.).

    Взыскание может быть наложено на ценные вещи. Но при этом, даже если мобильный телефон стоит дорого, он изъят быть не может, так как относится к вещам личного использования.

    Могут ли потребовать оплатить задолженность на месте?

    В то же время приставы могут предложить должнику оплатить задолженность на месте путем выставления квитанции – если у них есть программные средства для того, чтобы не только принять платеж, но и выдать подтверждение того, что он был совершен.

    Но при этом требовать передачи денежных средств пристав не имеет права, так как в статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нет разрешения на проведение приставами обыска должника с целью получения от него денежных средств – они могут быть получены только в случае добровольной передачи их от должника сотруднику Федеральной службы судебных приставов.


    yaplakal.com

    Общение с инспектором ДПС — неотъемлемая часть жизни водителей в России. Поэтому водителям особенно важно знать, на что именно имеют право инспекторы на дороге.

    Права и обязанности сотрудников ГИБДД регулируются несколькими документами. К ним в первую очередь относятся Правила дорожного движения (ПДД), федеральный закон «О полиции» и приказ МВД № 664. Важно то, что в них постоянно вносятся поправки, из-за чего у водителя нередко возникают сомнения в законности действий представителя власти.

    Важно отслеживать готовящиеся изменения в законодательство, ведь они прямо влияют на то, что будет можно делать инспекторам ДПС. Drom.ru подготовил небольшой обзор планируемых поправок. Ведь если их примут, то уже скоро гаишники на дорогах смогут.

    Забирать СТС у водителей

    У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.


    До 2018 года сотрудники ГИБДД имели право снять с автомобиля регистрационные знаки, например, из-за слишком сильной тонировки или отсутствия полиса ОСАГО. Теперь данная норма может вернуться, только в новой форме: вместо «скрученных номеров» водителю дадут трое суток на устранение неисправностей, а если он не справится — заберут СТС

    «Запрещать эксплуатацию автомобиля и давать 72 часа на устранение неисправности — более эффективная и правильная мера, чем “гонять” всю страну на так называемый техосмотр автомобиля, — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Реализация этого предложения должна быть увязана с реформой техосмотра. После внедрения этой процедуры техосмотр можно было бы сделать либо добровольным, либо совместить с техническим обслуживанием автомобиля», — пояснил Шкуматов корреспонденту Дрома.

    Подчеркнем, что пока норма о запрете эксплуатации ТС инспектором ГИБДД и изъятии СТС — это лишь предложение МВД, которое в случае одобрения правительством внесут на рассмотрение Госдумы только в 2021 году. Однако весьма вероятно, что законопроект будет принят. Власти усиливают контроль за выдачей диагностических карт и техническим состоянием автомобилей, поэтому расширенные полномочия инспекторов ГИБДД вполне укладываются в текущую логику.

    Проводить экспресс-тесты на алкоголь

    Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.


    Экспресс-тесты на алкоголь и наркотики часто применяются в других странах, например, в Европе. Но там они используются в рейдах при сплошных проверках. Важно и то, что такие проверки не имеют юридических последствий — как правило, при положительном результате водителя все равно ждет медосвидетельствование

    Чтобы инспекторы ГИБДД смогли воспользоваться новой функцией, властям придется внести изменения в правила освидетельствования на опьянение. В настоящее время уже готов текст законопроекта, который в апреле 2020 года планировалось обсудить в Общественной палате. Из-за коронавируса обсуждение было отложено на неопределенный срок, хотя оно необходимо, ведь к эффективности самих экспресс-тестов есть вопросы.

    «Данная мера подстегнет коррупцию и производство фальшивых тестов, которые всегда будут показывать положительный результат, — уверен Петр Шкуматов. — Либо это будет работать следующим образом: поскольку никаких протоколов не составляется, в случае если тест окажется положительным, инспектор ГИБДД будет смотреть на автомобилиста честными глазами, говорящими: “Дальше продолжать будем?!”, — пояснил координатор «Синих ведерок» Дрому, отметив, что в наших условиях подобное тестирование будет неэффективным.

    Идея экспресс-тестов в конечном счете глубоко порочна — соглашается адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. «Многие сотрудники ДПС уже сейчас используют (конечно, незаконно) портативные алкотестеры (личные и никем не сертифицированные), которые зачастую показывают наличие опьянения даже у закоренелого трезвенника. Как в этом случае далее «решается вопрос» — всем известно. Если узаконить использование экспресс-тестов, это однозначно станет еще одной возможностью имитировать выявление у водителя опьянения и наверняка будет использовано как очередной повод для вымогательства взяток на дорогах», — пояснил Радько Дрому.

    В свою очередь отметим, что МВД не отказалось от своих первоначальных планов внедрения экспресс-тестов на опьянение водителей и будет добиваться рассмотрения и принятия соответствующего законопроекта в 2021 году.

    Конфисковывать автомобили

    Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства. Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись. Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.


    Предложение отбирать автомобили у пьяных водителей — не новое. Аналогичные законопроекты уже вносились в Госдуму в 2012 и 2014 годах, однако были отклонены. В 2019 году инициативу вновь подняли: соответствующий проект закона был направлен на согласование в правительство, но Госдумой он так и не рассматривался. Теперь же из-за резонансных «пьяных» аварий — в том числе с участием Михаила Ефремова — предложение получило дополнительный импульс и, вполне вероятно, будет внесено в Госдуму в виде законопроекта.

    Дром уже рассказывал, какие серьезные недостатки имеет предложение конфискации автомобилей у пьяных водителей.

    Тем не менее шансы, что изменения в КоАП и УК РФ все же будут приняты в 2021 году, довольно высоки.

    Вскрывать автомобили (но не у всех)

    А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

    Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.

    В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.


    Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько уверен, что норма нуждается в уточнении и корректировке, иначе из-за расплывчатых формулировок будет применяться не только во благо. «Например, как и каким образом сотрудник полиции через закрытые окна и двери автомобиля будет определять, что водитель находится в состоянии опьянения? Или [как определить] наличие груза, запрещенного или ограниченного в гражданском обороте?», — отметил Радько в разговоре с Дромом, добавив, что обеспечить силами полиции сохранность уже вскрытых автомобилей, особенно в случае массовых беспорядков или ЧС, также вряд ли будет возможно.

    Взимать долги по штрафам с иностранцев

    Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана. В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д. Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.

    «Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая. Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.

    Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца. К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е. в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.


    Главная проблема при привлечении иностранцев к ответственности за нарушение ПДД в России — отсутствие правовых механизмов. Даже если собственник ТС получит российское «письмо счастья», его, по сути, можно просто проигнорировать: ни МИД РФ, ни Погранслужба ФСБ России не занимаются наказанием водителей-должников, а юрисдикция российских судебных приставов на другие страны не распространяется. Что же касается взаимодействия с исполнительными инстанциями других стран, то оно пока что не налажено даже в рамках ЕАЭС, что уж говорить про дальнее зарубежье

    В Госавтоинспекции о сложившейся ситуации знают, поэтому сейчас прорабатывается дорожная карта мероприятий, которые позволят активно привлекать заграничных лихачей к ответственности — то есть в первую очередь «пробивать» иностранные ТС на наличие неоплаченных штрафов. Правда, быстрого введения данных мер ждать все же не стоит: существующая карта мероприятий рассчитана до 2022 года.

    Как видите, уже скоро возможности сотрудников ГИБДД существенно расширятся. Вводимые меры вызывают смешанные чувства: некоторые из них выглядят вполне логично, да и в большинстве стран полицейские ими активно пользуются. С другой стороны, часть запланированных нововведений вызывает обоснованное беспокойство — главным образом из-за возможной коррупционной составляющей.

    Фото Дрома, фотобанка Лори и из открытых источников

    Читайте также: