Регулирующая функция налогов как инструмент развития предпринимательской деятельности

Опубликовано: 14.05.2024

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

Налоги являются атрибутом любого государства и выполняют ряд генетически связанных функций: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контролирующую, поощрительную.

Фискальная функция является главной функцией налогообложения и направлена на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства и аккумулирование их в бюджете в интересах финансирования общегосударственных и целевых государственных программ. Однако цели фискальной функции подчинены целям других функций налогобложения, прежде всего целям распределения и регулирования, и служат средством достижения последних.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в распределении общественных доходов между различными категориями населения. С помощью налогов происходит передача определенной части налоговых поступлений в пользу менее обеспеченных и незащищенных слоев населения. С одной стороны, за счет собранных налогов финансируются образование, медицинское обслуживание, дошкольное воспитание детей и ряд других сфер социальной жизни. Эти блага распределяются более или менее бесплатно и равномерно между членами общества. С другой стороны, налоговая система предусматривает снижение налогового гнета по мере снижения дохода граждан, способствуя этим уменьшению в какой-то степени имущественного неравенства.

В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения в пользу менее доходной за социальную стабильность в обществе. Введение единой ставки подоходного налога существенно ослабляет распределительную (социальную) функцию налогов.

Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение с помощью налоговых механизмов, имеющих экономическую природу, тех или иных целей социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики налоги представляют собой один из немногих рычагов, с помощью которого государство может регулировать экономические процессы, происходящие в обществе.

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В некоторых российских изданиях по налогам регулирующая роль налогов считается преувеличенной, так как налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать: он лишь претендует на часть заработанного.

Тем не менее следует признать, что посредством налогов государство может в существенной мере регулировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного необходимо уплатить той или иной категории налогоплательщиков в качестве налога, создавая тем самым более благоприятные условия для расширения одних видов деятельности путем ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению других видов деятельности за счет усиления налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).

Можно выделить три подфункции регулирующей функции: стимулирующую, дестимулирующую, воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Стимулируются капитальные вложения из прибыли в развитие производства, деятельность малых предприятий, сельскохозяйственное производство и ряд других видов и направлений деятельности. Налоговое стимулирование способствует самоокупаемости производственно-хозяйственной деятельности предприятий и самофинансированию их производственного и научно-технического развития. Так, льготы по налогу на добавленную стоимость позволяют снизить рыночную цену товара, что способствует увеличению сбыта и выручки от продаж; освобождение от налога на прибыль части прибыли, направленной на инвестиции в производство, способствует обновлению технологии и производимой продукции и повышению за счет этого конкурентоспособности производимых товаров.

Дестимулирующая подфункция, наоборот, направлена на ограничение тех или иных экономических процессов, расширение которых противоречит целям социально-экономического развития общества. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отрасли российской экономики в результате возросшего ввоза аналогичного или конкурирующего товара, демпингового импорта товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлины).

Для предотвращения неблагоприятных социальных последствий от расширения производства алкогольной и табачной продукции вводятся (повышаются) акцизы.

Следует иметь ввиду фискальное значение дестабилизирующей функции, так как повышение налогового бремени до некоторых пределов ведет к повышению суммы налоговых поступлений в бюджет. Это, в частности, позволяет компенсировать потери бюджета от введения налоговых льгот.

Воспроизводственная подфункция направлена на аккумуляцию средств на восстановление используемых ресурсов. Эту функцию выполняет, в частности, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Контролирующая функция налогообложения - осуществление контроля через налоги за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов.

Надлежащая реализация функции контроля позволит избежать криминализации экономики, поскольку предусматривает систематический контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Поощрительная функция налогообложения позволяет использовать налоговые механизмы для реализации социальной политики государства путем предоставления налоговых льгот за особые заслуги граждан перед обществом (льготы участникам Великой Отечественной войны, героям Советского Союза, героям России и др.).


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Вопросам налогового регулирования как одного из элементов налогового менеджмента посвящены труды многих российских и зарубежных экономистов, в частности С.В. Барулина, Ю.Б. Иванова, В.В. Карповой, Л.Н. Карпова, И.А. Майбурова, С.Д. Черника, Т.Ф. Юткиной и др.

Существующие в специальной литературе определения налогового регулирования достаточно схожие, и отличаются в основном различной степенью детализации целей и инструментов воздействия.

Налоговый словарь определяет налоговое регулирование как «мероприятия косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем: изменения вида налогов; изменения налоговых ставок; установления налоговых льгот; повышения или снижения общего уровня налогообложения; отчислений в бюджет».

Глоссарий бюджетных терминов определяет налоговое регулирование как «совокупность мер косвенного влияния государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль предприятий, косвенных налогов; введенная система ускоренной амортизации капитала предприятий, налоговых скидок на инвестиции». Ключевым моментом в данном определении, на наш взгляд, является то, что налоговое регулирование – это воздействие налогообложения на производство, которое в современной экономической теории принято трактовать как косвенный метод государственного регулирования экономики.

Авторы финансово – кредитного энциклопедического словаря также рассматривают налоговое регулирование как составную часть налоговой политики, которую они сводят лишь к налоговым льготам.

По мнению Юткиной Т.Ф. налоговое регулирование есть не что иное, как «экономическое воздействие на инвестиционные процессы, обновление технологии в отраслях, балансирование бюджета, саморегулирование внутриналоговых отношений».

По мнению С.В. Барулина, «налоговое регулирование - это составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий. Процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировке действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения (функций) налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени».

Обобщая общепринятые точки зрения, и проанализировав научные определения, мы пришли к выводу, что налоговое регулирование является целенаправленным воздействием государства на экономику страны и балансирование бюджета через налоговую политику. Именно через налоговую политику государство не только формирует источники финансирования общественно необходимых затрат, реализуя фискальную функцию налогов, но и обеспечивает создание необходимых предпосылок для структурной перестройки экономики, ее роста, эффективной реализации задач социального развития.

Таким образом, налоговое регулирование как процесс, базируется на сознательном, активном и целенаправленном использовании существующей независимо от воли субъектов управления регулирующей функции налогов ради получения определенных социально – экономических результатов. Следовательно, регулирующая функция налогов выступает основой налогового регулирования.

В налоговом регулировании уживаются две взаимосвязанные методологические посылки, вытекающие из природы самих налогов: с одной стороны это использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджета и решения фискальных задач, и с другой стороны – использование налоговых инструментов для регулирования экономики в целом.

Основная цель налогового регулирования заключается в уравновешивании общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая функция только начинает развиваться.

Конечной целью налогового регулирования является обеспечение государством необходимых условий для роста налоговых доходов бюджетной системы страны на базе роста валового внутреннего продукта, производства и доходов экономики путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Большинство авторов устанавливают достаточно схожие задачи государственного налогового регулирования и др.:

  • обеспечивать устойчивое и эффективное развитие экономики;
  • обеспечивать гибкость налогообложения и совокупность мер налогового регулирования;
  • воздействовать на процесс разработки и реализации налоговой политики государства;
  • выявлять воздействия, которые могут вызвать отклонения в исполнении бюджетно-налоговых заданий (налоговые правонарушения, несвоевременное или неполное исполнение налоговых обязательств);
  • способствовать развитию воспроизводственных процессов, как в рамках отдельных отраслей, так и в масштабах национальной экономики.

Налоговое регулирование активно влияет на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но социально важных сферах производства и услуг.

С помощью налогового регулирования государство выравнивает региональный уровень развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там налогоплательщиков. Налоговое регулирование способствует развитию региональной экономики, созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, развитию внешнеэкономической деятельности и росту инвестиционной привлекательности региона.

Кроме того, с помощью налогового регулирования можно регулировать социально – экономическое развитие региона и государства в целом (см. рисунок 1).

Социальная значимость налогов проявляется в том, что кроме выполнения фискальной функции как основного источника доходной части бюджета, они выполняют еще и регулирующую функцию, с помощью которой государство воздействует на различные общественные процессы путем стимулирования налогоплательщиков. Это касается привлечения дополнительных денежных средств для финансирования социально значимых сфер в том случае, когда бюджетных ресурсов для всесторонней защиты интересов малоимущих и социально незащищенных граждан недостаточно.

Рисунок 1 - Основные направления налогового регулирования, влияющие на социально – экономическое развитие региона

В целях стимулирования привлечения дополнительных ресурсов и создания для этого экономически благоприятных условий государство предусматривает в законодательном порядке налоговые льготы для лиц, направляющих часть своих доходов на развитие сферы образования, здравоохранения, спорта, культуры.

Так, обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы достигается, в частности, за счет создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. В этих случаях распространенными действиями государства являются использование льготных и специальных режимов налогообложения. Напомним, что основными мерами налогового стимулирования развития малого предпринимательства являются: применение специальных налоговых режимов, существенно снижающих налоговую нагрузку для малых предприятий; упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета; льготы в части уплаты страховых взносов; освобождение от уплаты налога на имущество и др.

С помощью снижения налоговой нагрузки на отдельные виды товаров обеспечивается доступность социально – значимых товаров первой необходимости всем слоям населения. К примеру, ставка НДС в размере 10% применяется в отношении социально значимых товаров и продуктов первой необходимости, товаров для детей.

Доступность здравоохранения и стимулирование его развития обычно реализуется путем применения пониженных ставок или использования их нулевых значений для производителей медицинских товаров (работ, услуг), предоставлением налоговых вычетов физическим лицам на сумму расходов, произведенных на медицинское обслуживание, стимулирование работодателя производить расходы на медицинское обслуживание своих работников, на величину которых впоследствии уменьшится налогооблагаемая база по налогу на прибыль. Кроме того, путем освобождения от уплаты НДС услуг при проведении физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, государство поддерживает физкультурно-оздоровительные мероприятия в целях поддержания здорового образа населения.

Повышение уровня образованности населения достигается путем предоставления права уменьшать годовой доход физического лица на сумму понесенных расходов на образовательные услуги. При этом такой вычет может быть предоставлен в полном размере или может быть ограничен предельной суммой.

Предоставление различных налоговых льгот и системы налогообложения организациям по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, либо оказывающим услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, больных, инвалидов, беспризорных детей или детей из многодетных семей и иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации либо организациям, чью численность составляют инвалиды, позволяет поддерживать социально - незащищенные категории граждан. В данном случае налоговым законодательством предусмотрены льготы как для самих лиц, попавших в категорию социально - незащищенных, так и в отношении их работодателей, которые также могут рассчитывать на налоговые послабления за сохранение рабочего места для таких граждан. К примеру, оказание услуг по уходу за указанными категориями лиц не облагается НДС. Реализация товаров, работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов не облагается НДС. Кроме того, помощь детям, оставшимся без попечения родителей, не облагается НДФЛ. В отношении инвалидов установлены вычеты по налогу на доходы физических лиц и по страховым взносам на обязательное социальное страхование и т.д.

Поддержка благотворительности и меценатства с позиций налогообложения может быть осуществлена за счет возможности уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на величину произведенных пожертвований. Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), либо передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности не облагается НДС. Для благотворителей - физических лиц предусмотрен социальный налоговый вычет, который может достигнуть 25% от суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Указанные направления налогового регулирования, конечно же, не охватывают всего спектра задач социальной политики государства. Тем не менее, с помощью налогового регулирования должны развиваться как отдельные отрасли экономики, так и приоритетные социально-экономические процессы, позволяющие приспосабливать налоговые механизмы для достижения целей налоговой политики государства и регионов. Кроме того, они демонстрируют всему обществу стремление государства по защите прав и интересов незащищенных слоев населения, свидетельствуют об оценке благотворительной деятельности государством как высокоморальной и нравственной, заслуживающей одобрения и поддержки со стороны общества.

Государственное налоговое регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровне. К основным совместным полномочиям Федерации и регионов в Российской Федерации относится применение следующих институционально закрепленных регулирующих инструментов налогового менеджмента: установление специальных налоговых режимов; установление регулирования налоговой нагрузки; предоставление инвестиционного налогового кредита; установление налоговых льгот по региональным и местным налогам; установление для отдельных категорий налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ; установление для отдельных категорий налогоплательщиков налоговых льгот по налогам на имущество организаций и физических лиц, транспортному налогу; введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей; снижение налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, налоговое регулирование в Российской Федерации осуществляется различными методами, преследуя цель сбалансировать доходы и расходы бюджетов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:07, контрольная работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

ВВедение
Экономическая сущность налогов и их роль в современном обществе.
Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях.
Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.налоги и налогообложение.3 вопроса.docx

Министерство науки и образования

Государственная полярная академия

по дисциплине «Налог и налогообложение»

на тему: «Функции налогов и их реализация в современных условиях»

студентка 5 курса группы 3791

  1. Экономическая сущность налогов и их роль в современном обществе.
  2. Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях.
  3. Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях.

Список использованной литературы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину. На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения.

Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот.

Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА,

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов. Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции.

Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

2.Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях.

Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная. Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой - не нарушить нормальный ход воспроизводства. Социальная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Регулирующая функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Функции налогов тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Налоговая система России включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству.

3.Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях.

Регулирующая функция налогов з аключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот – освобождении от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования.

Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Например, посредством налогового механизма в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы. Аналогично налогообложение доходов физических лиц по прогрессивной шкале позволяет через бюджетную систему перераспределять часть доходов высокооплачиваемых категорий населения низкооплачиваемым. Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии по существу тем же гражданам. Реализация регулиру ющей функции преследует цели повышения экономической эффективности и достижения социальной справедливости.

Повышение экономической эффективности достигается посредством ограничения через налоговую систему непроизводительных затрат (акцизы на отдельные виды товаров) и стимулирования более эффективного использования имеющихся ресурсов (земельный налог, налог на имущество предприятий и др.).

Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее.

Регулирующая функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально регулирующая функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. Дальнейшее развитие регулирующая функция налогов получила в реализации стимулирующей подфункции.

Налоги и их функции.Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги -это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Функции налогов.

Фискальная функция -основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.

Экономическая функцияозначает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция). Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а экономическая – обязанность государства перед налогоплательщиками.

Социальная функция налогов заключается в поддержании социального равновесия и сглаживания неравенства путем перераспределения доходов между отдельными группами населения.

Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует налоговый механизм. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством существующего в каждой стране налогового законодательства.

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления – налоговые ставки и налоговая база. Налоговая ставка – это определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет в виде налога. Налоговые ставки устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода. Налоговые ставки определяются законом и закрепляются для каждой категории доходов на длительное время. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствуют целям и задачам экономической политики государства. Их изменение может осуществляться в сторону повышения или уменьшения. В целом государство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения, которые обеспечивают и развитие рыночной экономики, и максимальное поступление средств в бюджет.

Существуют разные методы установления налоговой ставки. Если ставка налога остается постоянной независимо от величины дохода, то это пропорциональное налогообложение. Если налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода, то имеет место прогрессивное налогообложение. Понижение налоговой ставки по мере роста дохода характерно для регрессивного налогообложения.

Другой элемент налоговой системы – налоговая база: общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, т.е. сумма дохода, к которой применяется налоговая ставка. Величина налоговой базы может меняться в зависимости от тех вычетов, которые разрешаются законодательством производить из дохода, подлежащего налогообложению (например, в соответствии с предоставляемыми льготами).

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономической характеризуется: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы); частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцированному использованию.




Виды налогов. По форме налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода или имущества. Косвенные налоги – это налоги в виде надбавки к цене товара, т.е. они оплачиваются не производителем, а потребителем (НДС, акцизы).

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества (земля, дом, предприятие), которые взимаются исходя из внешних признаков (площадь земельного участка, численность работающих, число квартир в доме). Реальные налоги сохраняются в основном в системе местных налогов.

К личным налогам относятся налог с доходов физических лиц, налог на прибыль юридических лиц, налог на имущество, налог с наследств и дарений. В основу обложения личным налогом кладется величина дохода.

Подоходный налог взимается со всех доходов граждан и носит массовый характер. Он исчисляется двумя методами: глобальным, когда налогообложению подлежит весь доход по единой ставке, соответствующей величине дохода; модулярным, когда делится на части, к которым применяется отдельная ставка (например, в зависимости от источника формирования дохода).

Налог на прибыль начисляется на доходы юридических лиц. Он определяет размеры обязательных платежей предприятий в государственный бюджет. Объектом обложения является валовая прибыль – сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Косвенные налоги– это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавки к ценам. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и фискальные монопольные налоги. Акцизы – налоги, взимаемые внутри страны путем включения их в цены товаров широкого потребления. Таможенными пошлинами облагаются импортные, экспортные товары. Фискальные монопольные налоги устанавливаются на товары массового потребления, производство и реализация которых являются государственной монополией (табак, спирт, соль).

Основным косвенным налогом в настоящее время является налог на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения при исчислении НДС является добавленная стоимость, которая образуется путем исключения из объема продукции стоимости потребляемых сырья, материалов, полуфабрикатов. Добавленная стоимость включает заработную плату, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т.п. Сумма НДС, вносимая в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, уплаченными поставщиками за издержки производства и обращения. Следовательно, непосредственными плательщиками НДС являются конечные потребители, хотя перечисляют его в бюджет производители. Ставки НДС обычно дифференцированы по социальным показателям. Среднеевропейский уровень ставки НДС составляет 14-20%. НДС приносит основную часть бюджетных поступлений от косвенного налогообложения.

Налоговая система активно используется государством для воздействия на экономику.

Принципы построения налоговой политики. Классические принципы построения налоговой политики сформулированы А. Смитом в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Они состоят в следующем.

Поданные государства должны поддерживать государство соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства (т.е. платить налоги).

Налог должен быть не произволен, а точно определен по сроку, сумме и способу платежа.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Налоговая система строится так, что сначала определяются расходы государства (бюджетные расходы), а потом уже доходы, которыми можно покрыть государственные расходы. Расходы государства должны отражать интересы общества. Это делает государство дешевым, а налоги – признаком не рабства, а свободы.

В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Среди этих принципов следует выделить:

- всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы);

- верховенство представительной власти в их установлении;

- стабильность (устойчивость видов и ставок налогов во времени);

- однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения);

- очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);

- определенность налогообложения (в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется);

Инструменты воздействия налоговой системы на экономику. Важнейший инструмент воздействия налоговой системы на экономику – налоговые льготы. В США их насчитывается более 100, в Великобритании – около 80.

Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных наукоемких или экспортных производств). Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом.

Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения освобождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от него. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия.

Также широко применяются специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложени ядля малых предприятий), используются необлагаемй минимум и вычеты из налоговой базы.

Разновидностью налоговых льгот можно считать ускоренную амортизацию, т.е. ускоренное возмещение затрат на основной капитал. Норма амортизации устанавливается в законодательном порядке. Как правило, налоговое законодательство разрешается проводить амортизационные списания в размерах, значительно превышающих фактический износ основного капитала. Это достигается либо путем ускоренного списания стоимости основного капитала в первые годы его службы, либо путем установления заниженных сроков его работы.

Вопросы для самоконтроля по теме 2.

1). Что такое государственный бюджет?

2). Какие функции выполняет бюджетная система?

3). Перечислите основные принципы построения государственного бюджета.

4). Что собой представляет государственный долг и в каких формах он выступает?

5). Дайте определение налога.

6). Какие бывают виды налогов?

7). Назовите основные функции налогов.

8). В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику?

Тесты по теме 2.

1. Фискальная функция налогов заключается:

а) в формировании государственного бюджета;

б) в распределении ресурсов;

в) в стимулировании слаборазвитых отраслей экономики;

г) в поддержании малоимущих групп населения.

2. К прямым налогам относятся:

а) НДС, акциз, налог на прибыль;

б) подоходный налог, налог на имущество, НДС;

в) налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог;

г) подоходный налог, НДС, акциз.

3. Принцип единства при построении государственного бюджета заключается:

а) по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;

б) сосредоточение в бюджете всех расходов и доходов государства;

в) правдивое отражение доходов и расходов государства;

г) обязательное информирование населения о структуре государственного бюджета.

4. Метод установления налоговой ставки, при которой ставка остается постоянной независимо от величины дохода, называется:

5. Налоговая база – это:

а) доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет, выраженная в процентах;

б) доля дохода, необлагаемая налогом;

в) совокупность всех сборов, пошлин и налогов, подлежащих взносу в бюджет;

г) общая сумма дохода, подлежащая налогообложению.

| следующая лекция ==>
Проблема бюджетного дефицита и государственного долга | На предложение денег в экономике

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: