Регрессивный налог в россии 2020

Опубликовано: 16.05.2024

Уровень развития и функционирования государства во многом зависит от наполнения доходной части бюджета, основным источником которой являются налоги. Налоговая система – мощный экономический регулятором в условиях рыночных отношений. От эффективности данной системы зависит благополучие всего государства. Существует четыре системы соотношений налоговых ставок к доходу: пропорциональная, равная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения.

Мировая практика

В наиболее развитых странах общество принимает оплату сборов, как нечто вполне естественное. Однако существует определенная грань между посильной и чрезмерной нагрузкой на бизнес и население, которую переходить нельзя.

Методы для регулирования налогообложения в мировой практике

  1. Равный. Вариант примитивный и самый простой, но не в полном объеме учитывает интересы малоимущих граждан страны. Такой метод используется в Японии. Суммы налоговых платежей равны для всех жителей государства независимо от их платежеспособности.
  2. Пропорциональный. Ставка одинакова для всех, сумма зависит от базы налогообложения. В России при расчете множества платежей применяется данный метод. Такой способ в большей степени бьет по карману среднестатистических плательщиков по сравнению с состоятельными гражданами. Нагрузка на свободный доход довольно высокая.
  3. Прогрессивный. Такой метод прост и понятен – платит больше тот, кто зарабатывает много. В Новой Зеландии применяется прогрессивный метод начисления подоходного налога. В этой стране хорошо развиты социальное обеспечение населения, бесплатное образование и качественное медицинское обслуживание. Такой метод имеет самую высокую поддержку среди граждан, и выглядит вполне справедливо: с увеличением дохода растет и ставка налога. Однако не во всех государствах он эффективен и нередко провоцирует уклонение от налогов: в странах, применяющих прогрессивную схему, бизнесмены выводят свои доходы из-под налогообложения путем перевода бизнеса в другие страны, тем самым сокращая налоговые поступления в бюджет родной страны.
  4. Регрессивный. На первый взгляд формула расчета кажется необъективной: большие обязательные отчисления в бюджет при меньших доходах. Однако регрессивное налогообложение показывает, что богатство можно декларировать. В результате увеличения прибыли понижается коэффициент сбора. Регрессивный метод порой дает больший эффект, чем прогрессивный.

Плюсы и минусы регрессивного налогообложения

Этот вариант начисления платежей до достижения определенного размера дохода можно рассматривать как пропорциональный или прогрессивный, но затем вместо увеличения ставка налога по мере роста дохода снижается.

В чистом виде регрессивная шкала налогообложения встречается в современной мировой экономике очень редко. Однако в Российской Федерации начиная с 2001 года единый социальный налог (сейчас – страховые взносы) рассчитывается по данной схеме. Снижение ставки взносов при увеличении расходов на фонд оплаты труда направлено на выведение из тени заработной платы, сокращение выплаты дохода «в конвертах».

Так, например, в 2018 году лимит по взносам на обязательное социальное страхование составит 755 000 руб. (в 2016 году он был равен 718 000 руб.), а предельная база по пенсионным взносам в 2018 году – 876 000 руб. (в 2016 году – 796 000 руб.); медицинские взносы в 2018 году придется платить со всех выплат, как и в 2016 году. При этом необходимо отслеживать совокупный доход каждого работника.

К регрессивным можно отнести и косвенные налоги (акциз, НДС, пошлина), если рассматривать не номинальную ставку, а экономическую, то есть отношение суммы перечисленного налога к общей сумме дохода. Акцизный сбор устанавливается в отношении отдельных товаров массового потребления и зависит от вида товара. НДС добавляется к цене товара на всех этапах – от производства до реализации. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ, что доказывает отнесение этого вида налога к регрессивному. А, например, в суде государственная пошлина на подачу заявления зависит от размеров имущественных требований истца.

Так как вся нагрузка по косвенным платежам ложится непосредственно на носителя (конечного потребителя), их бремя будет выше для той части населения, доход у которой меньше.

Напрямую о применении регрессивного вида налогообложения в российском законодательстве не говорится. А обратившись к мировому опыту, нельзя сделать однозначный вывод о положительных либо отрицательных моментах данного подхода. В целом большинству указанная система кажется несправедливой.

Ведь получается, что при таком виде налогообложения гражданин, имеющий меньшие доходы, в процентном выражении платит больше гражданина с большими доходами. Так, например, еще австрийский экономист Карл Менгер (1840-1921) – основатель «австрийской школы» маржинализма – в своей книге «Основания учения о народном хозяйстве» писал, что N-ная сумма денег для бедного дороже, чем для богатого.

Но рассмотрим в качестве примера расчет страховых взносов.

В 2018 году замдиректора ООО «Альфа» Иванов П.С. получал заработную плату в размере оклада 90 000 руб. В августе 2018 года его совокупный доход за год достиг 720 000 руб.

Бухгалтер Петрова С.И. на зарплату Иванова за период с января по октябрь начислила следующие взносы (для наглядности для расчета принимаем взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, без учета Фонда медицинского страхования):

в Пенсионный фонд

720 000 х 22% = 158 400 руб.

и в Фонд социального страхования

720 000 х 2,9% = 20 880 руб.

Уплата налогов
За этот же период с заработной платы бухгалтера Петровой С.И., имеющей оклад 30 000 руб., доход которой достиг 300 000 руб., было начислено взносов:

в Пенсионный фонд

240 000 х 22% = 52 800 руб.

и в Фонд социального страхования

240 000 х 2,9% = 6 960 руб.

За весь 2018 год эти работники получили доход: Иванов – 1 080 000 руб. и Петрова – 360 000 руб.

Тогда годовые взносы с зарплаты Петровой при общей ставке 24,9% (т.е. 22% + 2,9%) составят:

в Пенсионный фонд

360 000 х 22% = 79 200руб.

и в фонд социального страхования

360 000 х 2,9% = 10 440 руб.

Годовые же взносы с зарплаты Иванова составят:

в Пенсионный фонд

876 000 х 22% + (1 080 000 – 876 000) х 10% = 213 120 руб.

и в Фонд социального страхования

755 000 х 2,9% = 21 895 руб.

Итого 213 120 + 21 895 = 235 015 руб., что в процентном выражении от совокупного годового дохода Иванова составит

235 015 : 1 080 000 х 100% = 21,76%

Следовательно, в процентном выражении налоговая нагрузка на организацию при регрессивном налогообложении ниже.

Но бухгалтер Петрова будет обижаться и думать о несправедливости жизни: «Этот замдиректора получает больше зарплаты, чем я; так и взносы в процентах гораздо ниже, чем начисленные на мою зарплату!».

Итак, регрессивный метод нельзя назвать однозначно полезным или вредным для налогоплательщиков, но для экономии на процентной ставке он стимулирует граждан зарабатывать больше.

Таким образом, сокращая долю налогов и тем самым уменьшая налоговое бремя при применении регрессивной шкалы налогообложения по социальным взносам, Россия добилась снижения коррупционной составляющей, вывода «из тени» выплат зарплаты работникам, роста наполнения бюджета: поступления от этой статьи доходов в % от ВВП составили в 2014 году 6,46%, а в 2015 году – 6,96%.

Налоги – регрессивная шкала налогообложения: Видео

Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ (далее - Закон № 372-ФЗ) с 2021 года введена прогрессивная шкала ставок при налогообложении НДФЛ. Поправками предусмотрен ряд нововведений.

Новые ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов

Для резидентов РФ установлены следующие ставки НДФЛ:

  • 13 процентов – с суммы доходов в пределах 5 млн рублей за налоговый период (год),
  • 15 процентов – с суммы доходов, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (год).

Эти ставки применяются к следующим суммарным доходам резидентов (налоговая база по которым определяется отдельно - новый п. 2.1 ст. 210 НК РФ):

    • доходы от долевого участия (исчисляются с учетом вычетов по пп. 2.5 п. 2 ст. 220 НК РФ);
    • доходы в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей (с учетом ст. 214.7 НК РФ);
    • доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (с учетом ст. 214.1 НК РФ и инвестиционных вычетов по ст. 219.1 НК РФ);
    • доходы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги (с учетом ст. 214.3 НК РФ);
    • доходы по операциям займа ценными бумагами (с учетом ст. 214.4 НК РФ);
    • доходы, полученные участниками инвестиционного товарищества (с учетом ст. 214.5 НК РФ);
    • доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемыми на индивидуальном инвестиционном счете (с учетом ст. 214.9 НК РФ и инвестиционных вычетов по ст. 219.1 НК РФ);
    • доходы в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
    • иные доходы резидентов, кроме облагаемых по иным ставкам: 35 % по п. 2 ст. 224 НК РФ, 9 % по п. 5 ст. 226 НК РФ и 30 % по п. 6 ст. 226 НК РФ. Эти доходы названы основной налоговой базой. При ее расчете учитываются стандартные по ст. 218 НК РФ, социальные по ст. 219 НК РФ, имущественные по ст. 220 НК РФ и профессиональные вычеты по ст. 221 НК РФ, на которые налогоплательщик имеет право.

Однако агенты по НДФЛ будут определять ставку исходя из всех выплаченных налогоплательщику доходов только с 2023 года(п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ). В 2021 и в 2022 году они расчитывают ставку 13 или 15 (т.е. предел 5 млн руб.) по каждой из перечисленных налоговых баз.

При этом доходы граждан-резидентов от продажи недвижимого имущества (долей в нем), а также от получения недвижимости в дар по-прежнему будут облагаться по ставке 13 процентов, без увеличения до 15 процентов (новый п. 1.1 ст. 224 НК РФ).

Отметим, что доходы некоторых нерезидентов, которые сейчас облагаются по ставке 13 процентов, будут облагаться по новой прогрессивной шкале (новый п. 3.1 ст. 224 НК РФ). Речь идет о доходах от трудовой деятельности следующих лиц:

      • высококвалифицированных иностранных специалистов,
      • участников Государственной программы по переселению в РФ,
      • работающих в РФ по патенту иностранцев,
      • членов экипажей судов, плавающих под госфлагом РФ.

Исчисление НДФЛ налоговым агентом

Законом № 372-ФЗ установлены единые правила исчисления налога с применением прогрессивной шкалы (по ставкам 13 и 15 процентов) как для резидентов, так и для нерезидентов. Налог должен рассчитываться на дату получения дохода (определяется по правилам ст. 223 НК РФ) нарастающим итогом с начала налогового периода (года) с зачетом ранее удержанных сумм. В настоящее время так исчисляется налог только по доходам резидентов, облагаемых по ставке 13 процентов. С доходов нерезидентов НДФЛ (в том числе по ставке 13 процентов) НДФЛ рассчитывается при каждой выплате как произведение суммы дохода на налоговую ставку без учета прежних удержаний (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Если налогоплательщик получает доход от нескольких налоговых агентов (каждый в пределах 5 млн рублей), то по окончании года налоговая рассчитает налог с совокупной суммы, превышающей 5 млн рублей, и направит гражданину налоговое уведомление.

В заключение

По задумке законодателя, увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15 % в отношении доходов граждан, превышающих 5 млн рублей за год, приведет к дополнительному поступлению налога в размере 60 млрд рублей в год. Зачисляться эти суммы будут в федеральный бюджет и по поручению Президента РФ от 08.07.2020 № Пр-1081 направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Налог на доходы физических лиц с доходов иностранцев платится по ставкам, которые зависят от статуса налогового резидента.

Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет - то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.

Для граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызской республики предусмотрено особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья "Договора о Евразийском экономическом союзе", на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для иностранцев, работающих по патенту, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Иностранцы на патенте уплачивают фиксированные авансовые платежи по НДФЛ самостоятельно.
При этом, они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

В этом случае организация обязана запросить соответствующее уведомление из своей налоговой инспекции.
Порядок действий приведен в статье 227.1 НК РФ.

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.


В общем случае размер страховых взносов зависит от категории иностранного гражданина по 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: временно пребывающий / временно проживающий / постоянно проживающий.

Определения данных понятий приведены в 115-ФЗ (статья 2, пункт 1).

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (статья 425 НК РФ, пункт 2):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

К страховым взносам применяется регрессивная ставка: доходы больше – ставка меньше. С начала года взносы на доходы каждого сотрудника начисляются по максимальным ставкам, которые предусмотрены для каждой категории работника, а затем, когда сумма доходов нарастающим итогом достигнет определенных пороговых значений, тарифы снижаются.

В 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Примечание: иностранные граждане из стран членов ЕАЭС, являющиеся ВКС, рассматриваются отдельно, в следующем пункте.


такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Тарифы в ПФ и на социальное страхование такие же, как и с выплат гражданам РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), но исключение составляют взносы на ОПС по временно пребывающим специалистам из стран ЕАЭС. Их начислять не нужно (Письмо Минфина России от 12.07.2017 N 03-15-06/44430, Минтруда России от 18.11.2015 N 17-3/В-560):

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Взносы не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - не начисляются
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).


Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.

Основание: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"



Штраф для должностных лиц от 25 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 250 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, части 1 и 2.

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4

Штраф для должностных лиц от 35 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 3

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4


Есть два мнения относительно того, нужно ли уведомлять МВД о заключении/расторжении договора с гражданином Белоруссии.

Первое мнение: нужно уведомлять.
Относительно граждан Белоруссии и Казахстана есть письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н "О вопросах трудоустройства иностранных граждан", где приведен развернутый ответ на поставленный вопрос: "Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана? В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Примечание к письму: В письме 2015 года речь идет о ФМС, а не о МВД, так как ранее эти функции выполняла ФМС, но в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба России упразднена с 01 июля 2016 года.

Ваюкин Василий

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ с 1 января 2021 г. вводится электронный документооборот в системе «tax free». Чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим товары в розничной торговле, можно оформлять в электронном виде, а чтобы розничному продавцу принять НДС к вычету по товарам, реализованным физлицам и вывезенным ими за границу, эти граждане должны получить компенсацию сумм налога.

С 1 января не облагаются НДС все операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных банкротами (Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ).

Начиная с IV квартала 2020 г. внесены изменения в форму декларации по НДС. Изменения затронули титульный лист и раздел 1 декларации. Из титульного листа исключен показатель «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Изменения в разделе 1 затронут только тех налогоплательщиков, кто выступает стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (Приказ ФНС России от 19 августа 2020 г. № ЕД-7-3/591@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления”»).

Уточнено применение льгот для IT-компаний. В частности, освобождение от НДС распространится только на передачу прав на компьютерные программы и базы данных, включенные в российский реестр программного обеспечения. Льгота для исключительных прав на изобретения, полезные модели и т.д. с 2021 г. предусмотрена новым подп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ).

Налог на прибыль

Декларацию по налогу на прибыль за 2020 г. необходимо сдать не позднее 29 марта. Для большинства компаний существенных изменений по данному виду налога нет (например, в форму добавлены признаки налогоплательщика) (Приказ ФНС России от 11 сентября 2020 г. № ЕД-7-3/655@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 23 сентября 2019 г. № ММВ-7-3/475@ “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме”»).

С 1 января изменится порядок распределения прибыли при наличии обособленных подразделений и разных ставках налога на прибыль. Так, компания, имеющая обособленные подразделения, которая вправе по ряду операций платить налог на прибыль по пониженной ставке, для расчета региональной части данного налога каждую налоговую базу должна распределять между обособленными подразделениями (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ).

Внесены изменения в порядок использования инвестиционного вычета. При продаже объекта, к части стоимости которого был применен инвестиционный налоговый вычет, доходы можно уменьшить. Вычитается остаточная стоимость объекта, соответствующая части первоначальной стоимости, к которой не был применен вычет. На следующие периоды разрешено переносить не только остаток вычета (т.е. расходы, уменьшающие платеж в региональный бюджет), но и расходы, уменьшающие налог в федеральный бюджет (федеральные законы от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ и от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

Кроме того, установлены новые ставки (3% для федерального бюджета и 0% для регионального). Чтобы применять их, среднесписочная численность компании за отчетный (налоговый) период должна составлять не менее 7 человек, не менее 90% от общего объема доходов должно приходиться на реализацию программных продуктов и услуг в IT-сфере, необходима также аккредитация Минцифры. Аналогичные критерии нужно соблюсти IT-компаниям для получения льгот по страховым взносам (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ).

Утверждены новые перечни медицинских услуг и дорогостоящего лечения для получения социального вычета по НДФЛ (ортопедическое лечение, паллиативная медицина, репродуктивные технологии) (Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 458 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»).

С 1 января наступающего года в отношении доходов, которые превысят произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России по остаткам на счетах и по вкладам, будет взиматься налог 13% (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ).

Изменен перечень необлагаемых доходов, порядок обложения доходов по ценным бумагам. Порядок налогообложения, предусмотренный ст. 214.1 НК, будет применяться к процентам, полученным от российских облигаций, дисконту по ним, а также процентам по государственным облигациям и ценным бумагам (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ).

С 1 января 2021 г. вводится прогрессивная шкала обложения НДФЛ. Повышенная ставка НДФЛ в размер 15% будет применяться в отношении доходов свыше 5 млн руб.

Вводятся также новые понятия: «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Прогрессивная ставка НДФЛ касается именно совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы: от долевого участия; от выигрышей, операций с ценными бумагами (в том числе их займа) и производных финансовых инструментов; полученные участниками инвестиционного товарищества; в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании; зарплата.

В рамках администрирования НФДЛ по ставке 15% налоговый агент освобождается от ответственности за налоговые правонарушения за I квартал 2021 г., а также от уплаты соответствующих сумм пеней в случае самостоятельного перечисления им в бюджетную систему РФ сумм налога в срок до 1 июля 2021 г. (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ).

Страховые взносы

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2020 г. № 1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 года» в 2021 г. предельные размеры базы для начисления страховых взносов составят:

  • 966 тыс. руб. для взносов по временной нетрудоспособности;
  • 1 млн 465 тыс. руб. для пенсионных взносов.

С 1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ бессрочные пониженные тарифы страховых взносов составят:

  • 6% на обязательное пенсионное страхование;
  • 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,1% на обязательное медицинское страхование.

Кроме того, с указанной даты во всех регионах пособия больше не будут засчитываться в счет уплаты страховых взносов (Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).

В соответствии с указанным законом с января 2021 г. на прямые выплаты переходят оставшиеся регионы – в частности, Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. После перехода на новый порядок работодатели должны оплачивать первые три дня больничного, дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом и перечислять пособие на погребение. Эти суммы нельзя зачесть в счет уплаты страховых взносов.

Специальные налоговые режимы

С 1 января 2021 г. будут изменены лимиты по упрощенной системе налогообложения (УСН). Для перехода на «упрощенку» доходы организации за 9 месяцев 2020 г. не должны превысить 112,5 млн руб. Чтобы в 2021 г. применять УСН со стандартными ставками, нужно соблюдать установленные условия – к примеру, доходы не должны превышать 150 млн руб., а штат – 100 человек.

При превышении на 50 млн руб. по доходам и на 30 человек по штату можно остаться на «упрощенке», но налог при этом будет рассчитываться по повышенным ставкам: 20% при объекте «доходы минус расходы» и 8% при объекте «доходы».

Лимиты в 150 и 200 млн руб. подлежат индексации и, возможно, будут немного увеличены за счет применения коэффициента-дефлятора 1,032 (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ; Приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2020 г. № 720 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2021 год»).

Согласно тому же закону предприниматели на УСН и патентной системе смогут применять налоговые каникулы до 2024 г. Для этого должны быть выполнены условия: в регионе принят закон о каникулах, индивидуальный предприниматель зарегистрирован после принятия данного закона и ведет деятельность в льготной отрасли.

Отменен ЕНВД. С января 2021 г. допустимо перейти на основную, упрощенную, патентную системы, систему в виде уплаты единого сельхозналога, стать самозанятым (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ).

Имущественные налоги

НК будут предусмотрены только два исключения, когда изменение кадастровой стоимости учитывается в текущем или прошлых периодах: если кадастровая стоимость установлена в размере рыночной (без указания на рассмотревший документы орган); если это закреплено Законом о кадастровой оценке. Если стоимость объекта недвижимости, включенного в региональный перечень, не определена на начало года, то теперь налог платить нужно по среднегодовой стоимости (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

С 1 января 2021 г. внесены также изменения по транспортному и земельному налогам:

  • вводится запрет для регионов устанавливать сроки уплаты налогов для организаций;
  • определены единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей;
  • декларации по указанным налогам больше не нужны;
  • ИФНС будут рассчитывать и сообщать о сумме начисленного налога параллельно с организацией (федеральные законы от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ и от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ).

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоговый вычет вправе применить организации и предприниматели, зарегистрировавшиеся в Арктической зоне, получившие статус резидента и заключившие соглашение об инвестиционной деятельности. Уменьшается налог, начисленный при добыче любых полезных ископаемых, кроме углей и углеводородного сырья, но сумма вычета не выше 50% от начисленного налога (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Установлены ставки платы за 2020 г. на уровне ставок 2018 г. с повышающим коэффициентом 1,08. Не позднее 1 марта малые и средние предприятия должны внести годовую плату за НВОС по повышенной ставке (Постановление Правительства РФ от 24 января 2020 г. № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

Прочие изменения, вступающие в силу в 2021 г.

С 10 января банки будут контролировать все операции с наличными денежными средствами в сумме от 600 тыс. руб., а также почтовые переводы на сумму от 100 тыс. руб., лизинговые платежи от 600 тыс. руб. Под контролем будут также все расчеты, связанные с операциями с недвижимостью на сумму от 3 млн руб. (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ).

С 1 июля налоговые органы будут блокировать счет, если опоздать со сдачей отчетности на 20 рабочих дней, а не на 10. Кроме того, у налогоплательщиков появится возможность узнать о грядущей блокировке счета в срок не позднее 14 рабочих дней до принятия решения о блокировке (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ).

С той же даты расширяется и список оснований для аннулирования отчетности:

  • если стоит подпись неуполномоченного лица или использована электронная подпись умершего;
  • есть сведения о дисквалификации или запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • по данным ЕГРЮЛ деятельность прекращена;
  • декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

Если в ходе камеральной проверки инспекция запросит пояснения, а налогоплательщик подаст их в электронном виде, но не в установленном формате, пояснения не будут считаться представленными. Это грозит штрафом 5000 руб. (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ).

Введены понятия цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровая валюта (ЦВ).

Права на ЦФА возникают, когда в информационную систему вносят запись об их принадлежности организации или предпринимателю. Учет ЦФА ведет оператор информационной системы, через которого заключаются в том числе сделки с ЦФА.

Банк России ведет реестр операторов и определяет виды ЦФА, которые смогут приобретать только квалифицированные инвесторы. Российским организациям запрещено принимать ЦВ в оплату товаров, работ и услуг (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ).

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Читайте также: