Региональные налоги курсовая работа

Опубликовано: 23.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются налоговые доходы, формирующие региональный бюджет. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда региона и страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в региональный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…………………………………………………. 5
1.1 Региональные бюджеты: понятие и сущность…………………………….5
1.2 Место и роль налоговых доходов в региональных бюджетах………..…17
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…..20
2.1 Методы анализа региональных бюджетов ……. ……………………. 20
2.2 Анализ налоговых доходов региональных бюджетов на примере Иркутской области………………..………….…………………………. …………24
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………………. …. ……. 28
ВЫВОД…………………….………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине Налоги и таможенные платежи.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет налогов и таможенного дела

Кафедра налогов и таможенного дела

Специальность «Таможенное дело»

по дисциплине: «Налоги и таможенные платежи»

на тему: Налоговые доходы региональных бюджетов

Руководитель: ______________ Климова М.О.

Исполнитель: ______________ гр. ТД-09-9 Гайфудинова И.Р.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…………………………………………………. . 5
    1. Региональные бюджеты: понятие и сущность…………………………….5
    2. Место и роль налоговых доходов в региональных бюджетах………..…17
  2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…..20

2.1 Методы анализа региональных бюджетов ……. ……………………. 20

2.2 Анализ налоговых доходов региональных бюджетов на примере Иркутской области………………..………….………………………… . …………24

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………………. …. ……. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………….33

Целью курсовой работы являются налоговые доходы, формирующие региональный бюджет. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда региона и страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в региональный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов, так как налоговые доходы составляют 90% всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны. Таким образом, налоговые доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной работы.

Так же актуальность исследования налоговых доходов регионального бюджета обусловлена тем, что современная региональная финансовая политика затрагивает только бюджетную сферу. Между тем экономической основой федеративных отношений должен быть финансовый механизм, позволяющий системно реагировать на весь комплекс проблем регионального развития. Решить эту задачу, опираясь только на бюджет, невозможно. Ведь в условиях резкого сужения сферы государственного хозяйства бюджет образует только часть финансовой системы. За его пределами остаются финансы предприятий, доходы и расходы населения, ресурсы кредитной системы и др. Обеспечить эффективное использование этих ресурсов можно только при условии перехода к более широкой концепции «финансового федерализма». Это модель, в которой регионы и города выступают как звенья, ответственные за воспроизводство, а денежная система – как инструмент обеспечения единства национальной экономики, управляемости и сбалансированности ее развития.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
    1. Региональные бюджеты: понятие и сущность

Региональный бюджет - главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально - экономических проблем.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ делятся на:

  1. собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов; перечень ставки, которых определяются налоговым законодательством РФ;
  2. отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределённых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам определённым Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организации; налог на доходы физических лиц; государственная пошлина; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу; индивидуальные предприниматели.

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб., налоговый период составляет один квартал.

Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:

  1. 0% - для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;
  2. 10% - для продовольственных товаров, по перечню, установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров;
  3. 18% - для остальных товаров.

Акцизы, как и НДС - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%.

Подакцизными товарами являются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др.) с долей спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочное изделие, коньяки, вино); пиво; табачная продукция; автомобили и мотоциклы; автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей; прямогонный бензин.

Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица - организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.

Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов:

  1. в процентах к стоимости отдельных товаров по отпускным ценам;
  2. в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки).

С 2002 года введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы. Сейчас этот налог играет очень важную роль. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

1. Система региональных налогов РФ 5

1.1 Понятие и состав региональных налогов, взимаемых в РФ 5

1.2 Транспортный налог 6

1.3 Налог на игорный бизнес 7

1.4 Налог на имущество организаций 9

2. Анализ состояния и роли региональных налогов в России на современном этапе 11

2.1 Анализ состава и динамики региональных налогов в России в 2006-2009 годах 11

2.2 Анализ динамики и структуры налога на игорный бизнес 14

2.3 Анализ динамики налога на имущество организаций 16

2.4 Анализ динамики и структуры транспортного налога 17

2.5 Роль региональных налогов в социальном и экономическом развитии регионов 20

2.6 Основные проблемы и пути совершенствования регионального налогообложения РФ 22

Список литературы 30

Региональные налоги во многих развитых странах мира играют определяющую роль в формировании доходов региональных бюджетов. Посредством эффективного механизма регионального налогообложения региональные органы власти и управления получают в свое распоряжения финансовые средства, необходимые для социально-экономического развития территорий.

В современной налоговой системе России роль региональных налогов достаточно невелика. Основная часть доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, а также за счет межбюджетных трансфертов. Таким образом, говорить о налоговой автономии региональных органов власти на современном этапе не приходится – региональные бюджеты России на современном этапе очень сильно зависят от федерального уровня налогообложения. Вместе с тем, при отсутствии налоговой автономии региональных властей связь между налоговым бременем, возлагаемым на налогоплательщиков, выгодами, извлекаемыми ими из общественных расходов регионального уровня, нарушается, так как эти решения принимаются различными уровнями управления. Это приводит к ослаблению фискальных стимулов субъектов публичной власти.

Таким образом, рассмотрение проблем регионального налогообложения в РФ является достаточно актуальной проблемой, что и обусловило выбор темы курсовой работы.

Объектом исследования в курсовой работе выступает система региональных налогов в РФ. Предметом исследования – проблемы регионального налогообложения.

Цель курсовой работы – выделить проблемы регионального налогообложения в РФ и предложить пути их решения.

Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть систему региональных налогов РФ;

- проанализировать состав, структуру и динамику региональных налогов в РФ;

- оценить место и роль региональных налогов в налоговой системы России на современном этапе;

- по результатам анализа выделить основные проблемы налогообложения;

- предложить пути решения проблем регионального налогообложения.

Теоретической основой курсовой работы выступили учебники и учебные пособия по налогообложению, а также публикации в периодических печатных изданиях по тематике работы. Аналитическую основу работы составили официальные данные Федеральной налоговой службы России.

Данная курсовая работа посвящена исследованию проблем регионального налогообложения в России.

В курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрена система региональных налогов РФ;

- проанализированы состав, структура и динамика региональных налогов в РФ;

- дана оценка места и роли региональных налогов в налоговой системы России на современном этапе;

- по результатам анализа регионального налогообложения, проведенного в курсовой работе, выделены основные проблемы налогообложения;

- предложены пути решения проблем регионального налогообложения.

Основные проблемы регионального налогообложения в нашей стране на современном этапе заключаются в следующем:

1) роль региональных налогов в современной налоговой системе России весьма незначительна: как правило, в настоящее время за их счет формируется не более 10-12 % доходов консолидированных бюджетов регионов, тогда как доля отчислений от федеральных налогов (по существу, эквивалентных не лимитированной финансовой помощи общего характера, так как регионы не вправе самостоятельно администрировать их поступления) превышает 50% доходов. Этот факт сам по себе снижает роль их собственной налоговой политики в системе управления общественными финансами.

2) проблема формального и исчерпывающего разграничения полномочий в налоговой сфере на современном этапе не получает должного внимания. При установлении региональных налогов, а также ряда федеральных налогов, поступления от которых передаются в территориальные бюджеты, не всегда соблюдается территориальный принцип налогообложения (само понятие также не закреплено в действующем налоговом законодательстве). До настоящего времени решение указанных проблем федеральными органами власти шло скорее по пути механического вытеснения регионов из соответствующих сфер регулирования, чем устранения этих системных недостатков.

3) существующая налоговая система России не ориентирована на обеспечение потребностей территориальных бюджетов. Из теории государственных финансов известно, что региональные налоги должны удовлетворять критериям, соответствующим уровню формирования объекта налогообложения, стабильности налоговой базы, а их налоговая база должна быть относительно равномерно размещенной и немобильной. Удовлетворение этих требований предполагает не только совершенствования основ налогового законодательства, но и более "сфокусированный" характер отдельных налогов.

Расширение налоговой автономии региональных органов требует кардинального пересмотра существующего на федеральном уровне подходов к формированию налогового и бюджетного (в части доходов) законодательства и межбюджетных отношений. Основой для развития регионального и местного налогообложения должно стать формальное закрепление разграничения полномочий в сфере налогообложения.

Серьезной ревизии должен подвергнуться перечень региональных налогов. Расширение налоговой компетенции регионов связано не только с передачей в их бюджеты не зачислявшихся в них ранее доходных источников (например, акцизов на все подакцизные товары), но и конверсию части федеральных регулирующих налогов (на прибыль, доходы физических лиц, возможно, части ресурсных платежей) в региональные. Последнее позволит также максимально сократить количество регулирующих налогов.

1. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Эксмо, 2008. – 496 с.

2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 – Экономика и другим экономическим специальностям – М.: ИНФРА-М, 2008. – 317 с.

3. Анализ налоговой реформы в России//Инвестиции в России. – 2006. - № 4. – с. 48

4. Аронов А.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Магистр, 2007. – 576 с.

5. Боброва А.В. Концептуальная модель структуры налоговой системы//Экономическая наука современной России. – 2006. - № 2. – с. 21-32

6. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.

7. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

8. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: КноРус, 2008. – 320 с.

9. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник – М.: Дело, 2004. – 400 с.

10. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2006 – 655 с.

11. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 299 с.

12. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 520 с.

13. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.

14. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 с.

15. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России – М.: Эксмо, 2006. – 640 с.

16. Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 809 с.

17. Поляк Г. Б., Романов А. Н. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 400 с.

18. Романовский М. В.; Врублевская О. В. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

19. Сделать налоговую систему конкурентоспособной: налоговые изменения должны стимулировать создание новых предприятий//Аудит. – 2008. - № 3.-с.8

20. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Форум, ИНФРА-М, 2007. – 320 с.

21. Черник Д. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка?//Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 3. – с. 23-31

22. Черник Д.Г. Налоги. Учебник для студентов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 479 с.

23. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения – М.: Финансы и статистика, 2008. – 368 с.

24. Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов//Финансы и кредит. – 2007. - № 37. – с. 62-72

25. Юринова Л.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.

26. Налоговый кодекс РФ. Часть первая и вторая. – М.: Эксмо, 2008. – 456 c.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены На¬логовым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог.

Содержимое работы - 1 файл

Kursovaya_na_temu_regionalnye_nalogi (1).docx

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

К региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

Мы более подробно остановимся на транспортном налоге и налоге на имущество.

В современных условиях практически ни одна организация не обходится без автомобильного транспорта. Это может быть как служебный легковой автотранспорт, так и целое автохозяйство в составе предприятия. Существуют различные способы получения организацией автотранспортных средств, а именно: покупка, аренда, безвозмездное пользование, возмещение своим сотрудникам затрат по эксплуатации их собственного автотранспорта в служебных целях.

Предприятия могут использовать автомобильный транспорт, как для внутрихозяйственных нужд, так и для оказания услуг по грузоперевозкам, перевозкам пассажиров, транспортно-экспедиционному обслуживанию или для сдачи в аренду.

Тема данной курсовой работы является актуальной, еще и потому что транспортный налог, можно сказать, новый, так как взимается на территории Российской Федерации с 1 января 2003 года. Порядок исчисления и уплаты налога регулируется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса, которая была введена в действие Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ.

Налог на имущество предприятий - это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

В курсовой работе объектом исследования является ЗАО «Дружба», предметом - исчисление региональных налогов в ЗАО «Дружба».

При написании работы были использованы следующие методы: описание, сравнение, анализ.

Цель данной курсовой работы заключается в определении особенностей исчисления региональных налогов ЗАО «Дружба» Марьяновского района Омской области.

В соответствии с этой целью необходимо решить следующие задачи:

- изучить региональные налоги, порядок их исчисления, а также объекты налогообложения, ставки, налоговую базу, порядок и сроки уплаты;

- на практическом примере ознакомиться с порядком исчисления региональных налогов.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

1.1 Значение транспортного налога в формировании бюджетов РФ

В настоящее время актуальным является оценка вкладов различных природных, социальных и экономических факторов в формировании доходной части бюджета субъекта федерации. Определяющим в доходах бюджетов субъектов федерации являются налоговые поступления.

В начале 2003 года в действие вступил новый транспортный налог на автотранспортные средства, который по существу заменил собой часть доходов, которые поступали в бюджет от налога на имущество и сбора в дорожный фонд.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов, в т.ч. транспортный налог — по нормативу 100%. [1]

Таблица 1 - Доходы бюджета Омской области и суммы транспортного

налога за 2008-2010 года

Доходы бюджета, всего

транспортный налог с организаций

транспортный налог с физических лиц

Поступления в 2010 году планировались с учетом изменения законодательства Омской области в части изменения сроков уплаты данного налога. [9] Объем доходов областного бюджета на 2010 год был утвержден в сумме 39300,1 млн. рублей, из них сумма транспортного налога с организаций составила 30 млн. рублей, что составляет 0,08% от суммы всех доходов бюджета, а сумма транспортного налога с физических лиц - 96,6 млн. рублей, то есть 0,24% от общих доходов. На долю транспортного налога с организаций приходится 23,7% всей суммы данного налога, соответственно на транспортный налог с физических лиц - 76,3%. [3]

Объем доходов областного бюджета на 2009 год был утвержден в сумме 41394,1 млн. рублей, из которых сумма транспортного налога с организаций составляла 68,0 млн. рублей или 0,16%, а сумма транспортного налога с физических лиц - 140,0 млн. рублей, что составляет 0,34% от суммы всех доходов бюджета. На долю транспортного налога с организаций приходится 32,7% всей суммы данного налога, соответственно на транспортный налог с физических лиц - 67,3%.[4]

Объем доходов бюджета Омской области в 2010 году утвержден в сумме 37300,4 млн. рублей, из них на транспортный налог с организаций приходится 148,7 млн. рублей или 0,40%, а сумма транспортного налога с физических лиц составляет 124,6 млн. рублей, то есть 0,33% от суммы всех доходов. Доля транспортного налога с организаций составляет 54,4% всей суммы данного налога, соответственно на транспортный налог с физических лиц приходится 45,6%. [5]

Таким образом, можно сделать вывод, что сумма этого налога в доходной части бюджета Омской области незначительна и составляет и в 2008, и в 2009, и в 2010 годах в среднем около 0,52%.

Тем не менее, динамика наблюдается положительная, то есть сумма налога из года в год увеличивается. По сравнению с 2008 годом в 2009 году уплачиваемая сумма транспортного налога в областной бюджет возросла в 1,64 раза, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом - в 1,31 раза.

За счет упорядочения пополнения доходной части бюджета происходит стабилизация бюджетной политики региона. Только через развитие налогового потенциала Омской области может быть реализована задача укрепления доход

ной базы областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Омской области. [9]

ЗАО «Дружба», на примере которого предстоит рассмотреть особенности исчисления и уплаты транспортного налога, расположено в Марьяновском районе, где в 2008 году из всей суммы доходной части бюджета района равной 36,7 млн. рублей транспортный налог составил 3,8 млн. рублей, то есть 10,5%. В 2009 году доходы бюджета составили 40,9 млн. рублей, а сумма транспортного налога составила 5,3 млн. рублей, что 13,1% от всех доходов. В 2010 году доходы бюджета составили 112,1 млн. рублей, а сумма транспортного налога составила 6,2 млн. рублей, что 5,5% от всех доходов.

1.2 Основные направления совершенствования региональных налогов

Арбитражная практика показывает, что применение льгот по налогу на имущество предприятий является одной из основных проблем при совершенствовании налога на прибыль. Подавляющее большинство споров с налоговыми органами основано на различном толковании налогоплательщиком и налоговым органом норм законодательства.
Налогу на имущество предприятий зачастую необоснованно уделяется много меньше внимания, чем, например, налогу на прибыль или налогу на добавленную стоимость. В то же время, данный налог мог бы стать неплохим инструментом совершенствовании налогов в арсенале любого бухгалтера. Кроме того, не следует забывать и о праве налоговых органов проводить выездные налоговые проверки за трехлетний период, предшествующий проверяемому году.

Плательщиками налога на имущество являются юридические лица, а также иностранные организации, имеющие в собственности имущество на территории Российской Федерации, включая имущество находящееся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. При исчислении налога на имущество иностранными организациями для совершенствования налоговой системы, части налога на имущество, следует также руководствоваться и нормами международных договоров в избежание двойного налогообложения, которые имеют приоритет перед нормами Закона «О налоге на имущество».

Довольно неприятной особенностью налога на имущество предприятий с точки зрения его преобразования является крайняя скудность правовых норм, содержащихся в Законе «О налоге на имущество». Тем не менее, нормативные акты МНС РФ, в том числе и названная Инструкция, не могут дополнять или изменять законодательство о налогах и сборах и в соответствии с п.2 ст.4 части первой Налогового кодекса РФ, обязательны только для налоговых органов. При этом следует учитывать, что согласно складывающейся арбитражной практики налогоплательщик сам должен доказать суду несоответствие нормы Инструкции закону.
Немало споров между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает по причине неправильного использования тех или иных терминов, установленных законодательством. Напомним, что в соответствии со ст.11 НК РФ термины, понятия и определения гражданского, семейного и иных отраслей законодательства применяются для целей налогообложения в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрено иное.

Подавляющее большинство споров с налоговыми органами основано на различном толковании налогоплательщиком и налоговым органом норм законодательства. В такой ситуации наиболее действенным средством защиты нарушенных прав налогоплательщика является обращение с иском в арбитражный суд. При этом, необходимо помнить, что Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает ограничительный срок для обжалования неправомерного решения, а также действий (бездействия) налогового органа – 3 месяца с момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав (п.4 ст.198 АПК РФ).

С 1 января 2010 года базовая ставка транспортного налога в России увеличится вдвое. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были одобрены правительством. Данные меры увеличить региональные бюджеты на 7,5 миллиарда рублей в год. Соответственно с 1 января в Омской области начнет действовать новый транспортный налог, утвержденный региональным парламентом.

Данные изменения не только усовершенствуют сам транспортный налог, но и благодаря новым поправкам разъяснен порядок предоставления деклараций по транспортному налогу для налогоплательщиков Омской области.

Обязанность по представлению налоговых деклараций и авансовых расчетов в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса несут организации, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

У налогоплательщиков, на которых не зарегистрированы транспортные средства либо зарегистрированы только транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения, отсутствует обязанность по представлению деклараций.

Налоговая декларация представляется плательщиками в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н по месту нахождения транспортных средств с учетом положений п. 5 ст. 83 НК РФ в части постановки на учет налогоплательщика по месту нахождения транспортных средств.

Законом Омской области от 16.11.2006 N 803-ОЗ внесены изменения в Закон Омской области от 18.11.2002 N 407-ОЗ "О транспортном налоге" в части установления авансовых платежей для организаций с 01.01.2007. Налоговый расчет по авансовым платежам представляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н (в ред. от 19.12.2006).

Организации, состоящие на учете в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, представляют налоговую декларацию в указанную инспекцию за весь транспорт, зарегистрированный как на территории г. Омска, так и в районах Омской области. При этом указывается ОКАТО муниципального образования город Омск.

В соответствии с Приказами УФНС России от 04.10.2005 N 362, от 27.10.2005 N 387 кредитные и страховые организации переданы на налоговый учет в Инспекцию ФНС России по Ленинскому административному округу г. Омска. Порядок администрирования транспортного налога по таким организациям аналогичен порядку администрирования организаций, состоящих на учете в МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области.

Размеры налоговых ставок были изменены в сторону повышения в зависимости от мощности двигателя категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Согласно нововведениям, транспортный налог для легковых автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил (л.с.) вырос довольно незначительно, на 2 рубля - с 5 до 7 руб. с каждой лошадиной силы. С увеличением мощности автомобиля возрастает и налоговая ставка. Так владельцам машин с мощностью свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно оплата возрастет с 10 до 15 руб. за каждую «лошадь», а свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно - с 20 до 30 руб., то есть на 10 руб.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Налоговое право

Введение 3

1. Теоретические аспекты исследования региональных налогов как составляющей системы налогообложения в Российской Федерации 5

1.1. Общая характеристика налогов в России 5

1.2. Понятие, сущность, значение региональных налогов 8

2. Квалификационная характеристика видов региональных налогов в Российской Федерации 10

2.1. Региональный налог на имущество организаций 10

2.2. Налог на игорный бизнес как разновидность региональных налогов 14

2.3. Региональный транспортный налог 17

Библиографический список 25

Выдержка из текста

Теоретическую базу исследования составили труды ученых в области налогообложения и финансов. Использованы достижения и выводы, содержащиеся в работах Панскова В.Г., Ахмадеева Р.Г., Шаров В.Ф. и др.

Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, такие как Аверьянов П.О., Базюк Н.Ю., Кремсал Г.А., Батьковский А.М., Батьковский А.М., Гордейко С.В., Мерзлякова А.П. и другие, посвященные вопросам управления финансами и ресурсами предприятий. В работе использовались различные источники: законодательная, научная, учебная, учебно-методическая литература и интернет — источники.

При написании ВКР использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература таких авторов как Пансков В. Г., Гайдар Е. П. Синельников П. С. Мурылев В. А. Главацкая Н. Л и др, и статьи печатных изданий.

При выполнении работы использовались сравнительный и описательный методы. Как Источниками информации послужили учебная литература; материалы научной периодической печати; законодательные акты, регламентирующие региональную политику, стратегии развития макрорегионов РФ.

Теоретической базой для проведения исследования послужили труды ученых изучавших данную проблему. В ходе написания курсовой работы использовались труды таких ученых, как Добрынина А.И., Вечканов Г.С., Черкасов И.Л., Бусыгина И.М., Фетисов Г.Г., Кушлина В.И., Морозова Т.Г., Гапоненко А.Л.

Список источников информации

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)// Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.

3. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 297, 31.12.2006.

4. Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64 (ред. от 13.04.2016) «О налоге на имущество организаций» // Ведомости Московской городской Думы, 17.12.2003, № 11, ст. 289.

5. Приказ ФНС России от 28.12.2011 № ММВ-7-3/985 (ред. от 14.11.2013) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2012 № 23148) // Российская газета, № 32, 15.02.2012.

6. Закон Санкт-Петербурга от 03.07.2012 № 395-66 «О ставках налога на игорный бизнес в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 27.06.2012) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 24, 23.07.2012.

7. Письмо ФНС РФ от 18.05.2006 № ГВ-6-02/515@ «О направлении для использования в работе письма Минфина России от 10.05.2006 № 03-06-05-02/05» (вместе с Минфина РФ от 10.05.2006 № 03-06-05-02/05) // Финансовая газета, № 24, 15.06.2006 (письмо Минфина РФ).

Специальная, научная и учебная литература

8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2012. – 592 с.

9. Региональные и местные налоги: учебное пособие для студентов вузов. — Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г., Шаров В.Ф. — ЮНИТИ-ДАНА. – 2015. — 227 с.

10. Ставки налога на имущество организаций в субъектах Российской Федерации. – СПС КонсультантПлюс, 2016.

11. Попова, Коростелкин, Коростелкина: Теория налогообложения (с практическими примерами и заданиями).

Учебник. – 384 с.

12. Щепотьев А.В., Яшин С.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики». – 2011, 161 с.

13. Экономическое равновесие налоговой системы: монография. Косов М.Е., Крамаренко Л.А.. — Юнити-Дана. – 2012. 199 с.

Одним из основных способов формирования бюджета, как республиканского, так и регионального, является налогообложение.

Понятие и виды региональных налогов

Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Местный.

Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

  • на имущество, взимаемый с организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

Состав региональных налогов

Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

  • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
  • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.

Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

  • обязательные;
  • необязательные.

Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов. Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений. Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

Элементы региональных налогов

Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.

Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:

  • налог на имущество;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог с транспорта.

Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.

Характеристика региональных налогов

Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

Каждая единица указанного объекта должна предварительно пройти регистрацию в территориальной налоговой службе.

При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.

Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

Так, объект налогообложения:

  • механические транспортные средства;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.

Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

Функции региональных налогов

Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:

  • аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
  • реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
  • самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
  • развитие инфраструктуры региона;
  • поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
  • стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.

Значение региональных налогов

Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.

Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы. Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.

Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.

Порядок установления региональных налогов

Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.

Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.

Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.

Читайте также: