Повинность населения по снабжению гонцов знатных людей сборщиков налога

Опубликовано: 03.05.2024

КГУ «Первый Темиртауский классический лицей»

Разработка урока по предмету история Казахстана (8 класс) на тему:

« Образование Букеевского ханства. Букеевское ханство при Букее и Джангир ханах»

Подготовила учитель истории:

Темиртау, 2015 г.

Образование Бокеевского ханства. Букеевское ханство при Букее и Джангир ханах

– охарактеризовать политическое и хозяйственное развитие Бокеевской Орды накануне восстания 1836–1837 гг., раскрыть значение преобразований, проводимых в орде, и влияние личности Жангир хана на этот процессе; – развитие устойчивого познавательного интереса, учить определять главную мысль, составлять краткую характеристику личности на основе анализа ее поступков;

– чувство гордости за свой народ, его нравственное воспитание.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карта, учебник, тетрадь, ЦОР

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания:

-по карточкам на повторение темы: «отмена ханской власти» + работа с картой

-проверка наизусть технологических карт на тему колониальная политика царизма

-проверка домашнего задания + конспект на тему: «История Акмолы»

3.Изучение новой темы

-Вводное слово учителя:

В первой половине ХІХ века в экономической жизни Казахстана происходят глубокие изменения: формируется своеобразная хозяйственная система края, связанная с традиционным образом жизни местного кочевого населения. Основным занятием оставалось кочевое скотоводство. На основе промыслов получила развитие промышленность: в восточных и центральных районах Казахстана стали осваиваться первые месторождения цветных металлов и каменного угля. В горнодобывающую промышленность постепенно стали стягиваться казахи-жатаки. Первая половина ХІХ века – период расширения взаимовыгодных торговых связей Казахстана со среднеазиатскими ханствами, Сибирью и Китаем. Центрами русско-казахской торговли стали города – Петропавловск, Акмолинск, Уральск, Семипалаттинск, Бухтарама, Оренбург, Омск. В Западном Казахстане крупным торговым центром стала – Ханская ставка (Урда).

Букеевское ханство

В междуречье Волги и Жаика (Урала), в 1801 году переселилась часть казахов Младшего жуза, а 1812 году на этой территории было образовано государственное образование — Букеевское ханство, которое просуществовало до 1845 года. (Карта). Букеевское или Внутреннее ханство было образовано, согласно Указа Павла I , с целью разрядки обстановки в Младшем жузе. Началось переселение казахов благодаря султану Букею, сыну Нуралы, который был официально провозглашен ханом названного его именем государства.

*Что же заставило казахов перейти на правобережье Урала? (Ученики самостоятельно по учебнику выписывают причины в тетрадь, с.81

1. Казахи приграничных регионов Младшего жуза испытывали нехватку земли.

2. казахи пытались вернуться на кочевья своих предков, оказавшиеся внутри пограничной линии.

3.После подавления восстания Сырыма Датулы участники восстания пытались скрыться от репрессий.

4. Соперничество за власть между различными султанскими группировками, потомками Абулхаира. В Младшем жузе. султан Букей был одним из главных претендентов на ханский трон

-Работа с датами. П.2. С.81

1799 год- султан Бокей обратился к Российскому императору с просьбой разрешить переход части казахов на провобережье Урала.

11 марта 1801 год – указ Павла 1 о разрешении перехода части казахов на Урал.

1812 год – султан Бокей – ханский титул.

Численность: 5 тысяч семей – 15 тысяч человек – 207 тысяч казахов

-Используя п.3 и портрет Джангир хана, суметь рассказать о его жизни. С.83 1

Вскоре Александр I разрешил казахам Букеевской Орды избрать своего хана. А в 1812 г. Россия признала избранного султана Букея ханом. Провозглашение ханом проходило в торжественной обстановке, с музыкой и пушечным салютом. В 1814 г. его посвятили в дворянское звание. Букей содействовал отправке казахов на учебу в Оренбург. Однако, в следующем году он умер. 1

Власть должна была перейти к старшему сыну Букея Жангиру. Однако в 2011 г. он был несовершеннолетним и ещё не закончил образования в России. Поэтому правил регент брат Букея Шыгай (1815-1824). И только затем к власти пришёл хан Жангир (1824-1845). 1

В детские годы Жангир в качестве аманата воспитывался в доме губернатора Астрахани. Он получил хорошее европейское, русское образование . Жангир учился в военном училище Астрахани и в Пажеском корпусе Санкт-Петербурга, который готовил элиту Российской империи. Знал русский, персидский, арабский, немного немецкий языки. Жангир бывал в Петербурге, был на коронации Николая I. Хан был частым гостем Казанского университета, где выступал с лекциями об истории, быте и культуре казахов. Хан станет попечителем и почетным членом Ученого совета этого ВУЗа. Жангир-хан был западником, поэтому он принялся за реформы в духе умеренной европеизации (рис.5). Он поощрял разведение огородов, садов, бахчи, сенокошение и оседание в целом. Впрочем, садоводство и огородничество не особенно прижилось. Налоги зякет и согум были заменены единой податью со скота.

*Близ Астрахани к 200-летию Букеевской Орды было приурочено открытие мавзолея Букей-хана.

-Заполнение кластера: «Букеевское ханство при Жангир хане»

Первоначально ученики самостоятельно в тетрадях заполняют кластер, далее проговаривает со всем классом и заполняем поочередно кластер на доске.

«Букеевское ханство при Жангир хане»

Хан Жангир сделал ряд нововведений: создал новую систему управления регионом, рассчитанную на внутреннюю автономию и самостоятельность. В своих руках он сосредоточил всю административную и судебную власть.

Каждый род теперь управлялся отдельным правителем из числа султанов, который действовал через старшин.

Налоги: зякет и согум, были заменены единым сбором, названным как «подать со скота». Количество скота исчислялось один раз в три года.

Судебная власть в руках хана. Кроме разбоя и грабежа русского населения-Оренбургская комиссия.

Институт «тарханства» - власть на местах. По наследству.

Изменения в передачи участков в частную собственность: хану, его родственникам, султанам, биям, ходжам и старшинам достались самые лучшие участки больших размерах.

Получила распространение аренда земель среди казахов Бокеевского ханства

Теперь разрешалась купля-продажа земли, которая разрушала общинного землевладения и привела к процессу массового перехода казахов на оседлый образ жизни.

Развитие торговли. В 1832 году ханом Жангиром была организована ярмарка, которая функционировала три раза в году и помогала казахам с выгодой обменивать и продавать скот.

*Культурная миссия Жангир хана-ученики разбирают самостоятельно в виде конспекта .

Он провел реформы в структуре управления ханством. Здесь были и канцелярия, и депутатская группа, и совет биев, и многое другое, что в совокупности представляло собою всеохватную и гибкую управленческую систему. В систему управления властью была введена должность духовного лица – ахуна (ходжи). Главной задачей ахуна было духовное образование в ханстве. Результатами данных реформ стали изменения в количественном составе духовных деятелей. Одновременно увеличилось количество мусульманских школ и медресе. По указанию хана Жангира в 1835 году была построена первая мусульманская мечеть, увеличена численность мулл в казахских аулах.. Хан Жангир был человеком глубоко верующим. Как писал российский исследователь А. Алекторов, «хан не оставлял ни одного намаза (молитвы) и пять раз в день посещал с султанами мечеть, в которой во время поста Рамазан и ночевал».

По инициативе Жангира в 1841 году появилась первая светская школа . Хан лично три раза в год проверял списки учеников школы с отметками. Эту школу он содержал на свои средства. Благодаря его содействию казахи получали образование в учебных заведениях России: в Санкт-Петербурге, Москве, Астрахани, Саратове, Казани и Оренбурге . Жангир ханом были проведены изменения в экономических взаимоотношениях между субъектами государства.

Жангир повсеместно внедрял делопроизводство и даже создал собственную архивную службу. В области здравоохранения хан ввел в практику прививки от инфекционных болезней. Его усилиями во Внутренней Орде появились также больница и аптека. Он первым в Степи стал составлять топонимическую и географическую карту Внутренней Орды. Жангир хан был большим любителем охоты. Он выступил инициатором открытия оружейной палаты, которая создавалась на протяжении многих лет. Здесь хранилось редкое оружие, в том числе подаренное русскими царями казахским ханам и султанам. Здесь же хранились дорогие седла, конская сбруя, панцири, шлемы и колчаны. В оружейной палате Жангир проводил экскурсии и даже принимал экзамены у учеников школы при Ханской ставке. Правитель Бокеевского ханства поощрял оседание кочевников, развитие сенокошения. Он принимал меры по улучшению породы скота. Активно завозил сельхозинвентарь из европейской части России. Жангир уделял серьезное внимание посадке деревьев. Так, по указанию хана было озеленено 50 тысяч гектаров земли. За порчу дерева виновный получал 25 ударов палкой. Постепенно пустыня превратилась в цветущую степь.Его заслуги как прогрессивного государственного деятеля не остались незамеченными. За умелое управление Бокеевским ханством он был награжден орденом Святой Анны I степени. В сорок два года Жангир хан стал генерал-майором, а в 43 - избран почетным членом Ученого совета Казанского университета.

-Проблемный вопрос: Ребята, подумайте, какой вклад внес Жангир хан в развитие Букеевского ханства?

Жангир умер в 1845 году. После его смерти осталась семья, состоящая из двух жен, шести сыновей и трех дочерей. Сыновья Жангира получали денежные пособия от российского императора. Они имели хорошее образование: обучались в Пажеском императорском корпусе. Жангир сумел не только сохранить ханскую власть, но и остатки казахской государственности вплоть до 1845 года. Осуществляя просветительскую и реформаторскую деятельность, хан Жангир помог казахам междуречья Волги и Урала добиться существенных успехов в социально-экономической и культурно-образовательной сферах. Последующих правителей Букеевского ханства уже не назначали: русское правительство осуществляло политику введения колониального управления. Для управления этой территорией в 1846 году был создан Временный Совет во главе с султаном Адилем (сына Букея), позже его заменил российский чиновник . А с 1872 года Внутренняя Орда вошла в состав Астраханской губернии . Создание такого государства как Внутренняя Орда, или Букеевское ханство, оставило след в истории казахского народа: казахам Младшего жуза удалось переселиться, закрепиться на правобережье Урала.

Верста – русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).

Мечеть – мусульманский храм для совершения религиозных обрядов.

Светский - не церковный, мирской, гражданский.

Джамалга – повинность населения. по снабжению гонцов, знатных людей, сборщиков налога.

Купчур – налог со скота ( 1 голова от 100).

Зякет – налог со скота (1/20 часть).

Десятина – единица площади в России до 1918 года, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.е. казённая десятина). В XVIII – начале XIX вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, десятина, равная 3200 кв. саженей (1,45 га).

*С.88-прочитать дополнительный материал. Ответить на вопросы.

Воспитание юного наследника царские чиновники взяли на себя. До совершеннолетия он жил в доме астраханского губернатора Андреевского, где получил хорошее по тем временам образование и воспитание. К моменту назначения ханом Жангир был уже вполне подготовленным администратором. Кроме казахского, хан знал еще русский, арабский и персидский языки. Жангир был частым гостем Казанского университета. После одного из посещений ханом университета местные ученые написали книгу «Пребывание казахского хана Жангира в Казани». Библиотеке Казанского университета Жангир подарил 6 ценных древних рукописей на арабском, персидском и тюркском языках. «Но есть чем добрым помянуть хана Джангера. Рядом с мусульманством он положил начало истинному просвещению; какими бы соображениями при этом он не руководствовался - все равно; главное, что им было положено начало просвеще­нию. Разбирая бумаги хана Джангера, я нашел в них, между прочим, официальное письмо, которое писал ему главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями Г.К. Из письма видно, что Джангер хотел дать европейское образование не только своим детям, но и детям других киргизов. Как в этом письме, так и в многих других своих бумагах Джангер неоднократно - с убеждением - говорит о пользе наук для киргизов, - говорит так, как впоследствии не говорили даже рус­ские чиновники, стоявшие во главе управления ордынцами; им, казалось, не было равно никакого дела до того, будут просвещенными или нет букеевские киргизы».

Алекторов Александр Ефимович (1861 – 1918) – российский исследователь, инспектор народного просвещения Тургайской области, знаток казахского языка, нравов, быта, культуры казахского народа. Он занимался сбором и публикаций материалов по скотоводству, земледелию, обрядам, народной медицине, играм, фольклорному песенному и поэтическому творчеству казахов. Он работал инспектором училищ во Внутренней (Букеевской) орде (1886 г.) и Астраханской губернии (1893 г.).

*На закрепление просмотр ЦОРа.

5.Домашнее задание: п.14 читать, конспект-культура

\u0411\u0430\u0441\u043a\u0430\u043a\u0438 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432\u044b\u0436\u0430\u0442\u044c \u0438\u0437 \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u0430 \u0432\u0441\u0435, \u0447\u0442\u043e \u043c\u043e\u0433\u043b\u0438. \u0427\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0438\u043a\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0443\u0448\u0435\u043b \u043e\u0442 \u0434\u0430\u043d\u0438, \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0440\u0430\u0437 \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043f\u0435\u0440\u0435\u043f\u0438\u0441\u044c \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0412 1257-1259 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u043c\u043e\u043d\u0433\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0447\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u0438\u043a\u0438 \u2013 \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0438 \u2013 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0420\u0443\u0441\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043f\u0438\u0441\u044c \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0412\u0441\u0435 \u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u044b \u0438 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u044b \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0435\u0436\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0443\u044e \u0434\u0430\u043d\u044c. \u0414\u0430\u043d\u044c \u043d\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u043e \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0437\u0430\u0432\u043e\u0435\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0435\u043c\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0434\u043b\u044f \u0443\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438.\u00a0

\u0421\u0431\u043e\u0440 \u0434\u0430\u043d\u0438 \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0441\u043e\u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0436\u0434\u0430\u043b\u0441\u044f \u043d\u0430\u0441\u0438\u043b\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0433\u0440\u0430\u0431\u0435\u0436\u043e\u043c, \u0442\u0435\u0445 \u043a\u0442\u043e \u043d\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0430\u043b\u0438 \u0432 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0432.\u00a0

\u0414\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0442\u044f\u0436\u0435\u043b\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0432\u0438\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0442\u044c \u0432\u043e\u0438\u043d\u043e\u0432 \u0432 \u043c\u043e\u043d\u0433\u043e\u043b\u043e-\u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0439\u0441\u043a\u043e, \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0432 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430\u0445. ">]" data-test="answer-box-list">

Одной из самых тяжелых повинностей для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде – «ордынский выход» или ордынская дань.

Баскаки старались выжать из народа все, что могли. Чтобы никто не ушел от дани, несколько раз проводилась перепись населения. В 1257-1259 годах монгольские чиновники – численники – провели на Руси перепись населения. Все жители были переписаны и обязаны были ежегодно платить большую дань. Дань не платило только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Сбор дани всегда сопровождался насилием и грабежом, тех кто не платил обращали в рабов.

Другой тяжелой повинностью была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в военных походах.

ВВОДНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «КАЗАХСТАН В ХІХ ВЕКЕ ».

ОБРАЗОВАНИЕ БУКЕЕВСКОГО ХАНСТВА

Образование Букеевского ханства. Территория Букеевского ханства. В первой половине ХІХ века в экономической жизни Казахстана происходят глубокие изменения: формируется своеобразная хозяйственная система края, связанная с традиционным образом жизни местного кочевого населения. Основным занятием оставалось кочевое скотоводство. На основе промыслов получила развитие промышленность: в восточных и центральных районах Казахстана стали осваиваться первые месторождения цветных металлов и каменного угля. В горнодобывающую промышленность постепенно стали стягиваться казахи-жатаки. Первая половина ХІХ века – период расширения взаимовыгодных торговых связей Казахстана со среднеазиатскими ханствами, Сибирью и Китаем. Центрами русско-казахской торговли стали города – Петропавловск, Акмолинск, Уральск, Семипалаттинск, Бухтарама, Оренбург, Омск. В Западном Казахстане крупным торговым центром стала – Ханская ставка (Урда) В междуречье Волги и Жаика (Урала), в 1801 году переселилась часть казахов Младшего жуза, а 1812 году на этой территории было образовано государственное образование — Букеевское ханство, которое просуществовало до 1845 года. Букеевское или Внутреннее ханство было образовано, согласно Указа Павла I , с целью разрядки обстановки в Младшем жузе. Началось переселение казахов благодаря султану Букею, сыну Нуралы, который был официально провозглашен ханом названного его именем государства. Что же заставило казахов перейти на правобережье Урала?

1. Казахи приграничных регионов Младшего жуза испытывали нехватку земли.

2. казахи пытались вернуться на кочевья своих предков, оказавшиеся внутри пограничной линии.

3.После подавления восстания Сырыма Датулы участники восстания пытались скрыться от репрессий.

4. Соперничество за власть между различными султанскими группировками, потомками Абулхаира. В Младшем жузе. султан Букей был одним из главных претендентов на ханский трон

Характеристика хозяйства . На правобережье Урала в 1801 году переселились около 5 тысяч семей. Большинство из них были участниками недавнего восстания С.Датулы, и представляла беднейшую часть казахского общества. 12 мая 1815 года умер хан Букей - основатель Букеевского ханства. В завещании, написанном ханом, он передавал власть своему сыну Жангиру, которому тогда было всего 14 лет. Но ханский титул теперь передавался по наследству и до достижения совершеннолетия Жангира ханством правил султан Шигай. Жангир только в 1824 году в Уральске он был провозглашен ханом и правил более 20 лет. Центром ханства стала Ханскую ставку, которая располагалась в западной части Нарын-песков. Из Ханской ставки осуществлялось единое руководство ханством. Правление хана Жангира характеризуется коренным изменением традиционного быта казахов, усилением ханской власти, насаждением исламской религии, проникновением товарно-денежных отношений в казахскую степь. Казахи Бокеевского ханства оказались окружены крестьянским, казачьим населением и изолированы от своих зауральских сородичей. Под этим влиянием хан Жангир сделал ряд нововведений: создал новую систему управления регионом, рассчитанную на внутреннюю автономию и самостоятельность. В своих руках он сосредоточил всю административную и судебную власть, каждый род теперь управлялся отдельным правителем из числа султанов, который действовал через старшин. Ханом. назначались родоправители и старшины. Содержались они за счет собранных налогов. Произошло изменение в системе налогов: зякет и согум, были заменены единым сбором, названным как «подать со скота». Количество скота исчислялось один раз в три года. Во Внутренней Орде произошли изменения в передачу участков в частную собственность: хану, его родственникам, султанам, биям, ходжам и старшинам достались самые лучшие участки больших размерах. Например, хан Жангир в своей собственности имел около 400 тысяч десятин земли, его брат Мендыгерей - 400 тысяч десятин пастбищ, би Балки Кудайбергенулы - 300 тысяч десятин. 85% всей земельной площади ханства было сосредоточено у 25-30 крупных землевладельцев. Получила распространение аренда земель среди казахов Бокеевского ханства Земельный «голод» привел к переселению на территории сопредельных уездов Астраханской губернии, побережья Каспийского моря. Теперь разрешалась купля-продажа земли, которая разрушала общинного землевладения и привела к процессу массового перехода казахов на оседлый образ жизни. В этот период времени в Бокеевском ханстве быстрыми темпами стала развиваться торговля. В 1832 году ханом Жангиром была организована ярмарка, которая функционировала три раза в году и помогала казахам с выгодой обменивать и продавать скот. Регион занимал выгодное географическое положение. Здесь были установлены низкие ввозные пошлины. Хан Жангир выступал в качестве гаранта в случае невыполнения своих обязательств его подданными перед российскими купцами. Все торговые договора оформлялись письменно. Жангир заботился о просвещении своих подданных, о приобщении к европейской культуре и развитии образования в Бокеевском ханстве.

Букей хан – основатель государства Букеевская Орда , которая существовала с 1812 по 1845 год . В 1812 году был избран ханом Букеевской Орды . Султан Букей был одним из главных претендентов на ханское правление в Малой орде, но, не имея шансов на успех, он решил уйти из Малой орды. Букей обратился к Императору Павлу I, прося его о принятии его, Букея, в «вечное подданство» с подвластным ему народом, с тем, чтобы киргизам было позволено кочевать между Волгой и Уралом и заводить, где удобнее сыщется, в лесных местах селения на зимние пастбища». 11 марта 1801 г. царь ответил, что «охотно принимает к себе Букея, позволяет ему кочевать там, где он пожелает, и в знак «благоволения» назначает ему золотую медаль». Получили награды и те царские чиновники, которые в той или иной мере содействовали Букею в этом важном для царизма деле. По получении такого царского указа несколько казахских родов Малой орды перешли границу и поселились в астраханских степях (перешли в «вечное подданство»). Спустя некоторое время после переселения казахов на внутреннюю сторону, границы были закрыты. Казахов обратно не выпускали. Букеевская орда была подчинена Оренбургской пограничной комиссии, проводившей колониальную политику через султана Букея. В 1812 году Букей был возведен в ханский титул. Но это являлось иллюзией, фикцией. На самом деле роль хана сводилась к роли обыкновенных чиновников, которые действовали по указанию пограничной администрации. Но, тем не менее, внутри орды власть Букея имела значительный вес. Главную опору ханской власти составляли вооруженные отряды царского правительства. Обострение земельного вопроса вызвало у казахов обратную тягу за Урал. Но царские войска обратно их не пускали. Так протекала жизнь букеевских казахов при хане Букее. Особых изменений в их жизни не было. Хан Букей был кочевником, кочевником он и умер. Перед смертью он завещал ханскую власть своему сыну Жангиру. До совершеннолетия Жангира Букей назначил временным правителем своего брата – султана Шигая.

Жангир хан . Следующим ханом орды был Жангир – сын Букея. Он получил по тому времени солидное образование. Он был сторонником царских порядков и проводником колониальной политики царизма. Так как царская администрация проводила свою политику в орде через хана, то она стремилась укрепить там царскую власть. Он провел реформы в структуре управления ханством. Здесь были и канцелярия, и депутатская группа, и совет биев, и многое другое, что в совокупности представляло собою всеохватную и гибкую управленческую систему. В систему управления властью была введена должность духовного лица – ахуна (ходжи). Главной задачей ахуна было духовное образование в ханстве. Результатами данных реформ стали изменения в количественном составе духовных деятелей. Одновременно увеличилось количество мусульманских школ и медресе. По указанию хана Жангира в 1835 году была построена первая мусульманская мечеть, увеличена численность мулл в казахских аулах.. Хан Жангир был человеком глубоко верующим. Как писал российский исследователь А. Алекторов, «хан не оставлял ни одного намаза (молитвы) и пять раз в день посещал с султанами мечеть, в которой во время поста Рамазан и ночевал». По инициативе Жангира в 1841 году появилась первая светская школа. Хан лично т ри раза в год проверял списки учеников школы с отметками. Эту школу он содержал на свои средства. Благодаря его содействию казахи получали образование в учебных заведениях России: в Санкт-Петербурге, Москве, Астрахани, Саратове, Казани и Оренбурге. Жангир ханом были проведены изменения в экономических взаимоотношениях между субъектами государства. Он был сторонником оседлого образа жизни, и стимулировал этот процесс с помощью введения частной собственности на землю. Им была проведена работа по ужесточению и стимулированию сбора налогов. Торговая политика государства проводилась в направлении максимального расширения объема товарооборота и организации ярмарок с целью привлечения большого количества купцов. Жангир умер в 1845 году. После его смерти осталась семья, состоящая из двух жен, шести сыновей и трех дочерей. Сыновья Жангира получали денежные пособия от российского императора. Они имели хорошее образование: обучались в Пажеском императорском корпусе. Жангир сумел не только сохранить ханскую власть, но и остатки казахской государственности вплоть до 1845 года. Осуществляя просветительскую и реформаторскую деятельность, хан Жангир помог казахам междуречья Волги и Урала добиться существенных успехов в социально-экономической и культурно-образовательной сферах. Последующих правителей Букеевского ханства уже не назначали: русское правительство осуществляло политику введения колониального управления. Для управления этой территорией в 1846 году был создан Временный Совет во главе с султаном Адилем (сына Букея), позже его заменил российский чиновник. А с 1872 года Внутренняя Орда вошла в состав Астраханской губернии. Создание такого государства как Внутренняя Орда, или Букеевское ханство, оставило след в истории казахского народа: казахам Младшего жуза удалось переселиться, закрепиться на правобережье Урала.

Верста – русская мера длины, равная 500 саженям ( 1,0668 км ).

Мечеть – мусульманский храм для совершения религиозных обрядов.

Светский - не церковный, мирской, гражданский.

Джамалга – повинность населения. по снабжению гонцов, знатных людей, сборщиков налога.

Купчур – налог со скота ( 1 голова от 100).

Зякет – налог со скота (1/20 часть).

Десятина – единица площади в России до 1918 года, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.е. казённая десятина). В XVIII – начале XIX вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, десятина, равная 3200 кв. саженей (1,45 га).

Жангир хан Букейулы ( 1801-1845) – хан Букеевского ханства с 1824 г.

Павел I (1754-1801) – российский император (с 1796 г .), сын Петра III и Екатерины II .

Алекторов Александр Ефимович (1861 – 1918) – российский исследователь, инспектор народного просвещения Тургайской области, знаток казахского языка, нравов, быта, культуры казахского народа. Он занимался сбором и публикаций материалов по скотоводству, земледелию, обрядам, народной медицине, играм, фольклорному песенному и поэтическому творчеству казахов. Он работал инспектором училищ во Внутренней (Букеевской) орде (1886 г.) и Астраханской губернии (1893 г.).

Воспитание юного наследника царские чиновники взяли на себя. До совершеннолетия он жил в доме астраханского губернатора Андреевского, где получил хорошее по тем временам образование и воспитание. К моменту назначения ханом Жангир был уже вполне подготовленным администратором. Кроме казахского, хан знал еще русский, арабский и персидский языки. Жангир был частым гостем Казанского университета. После одного из посещений ханом университета местные ученые написали книгу «Пребывание казахского хана Жангира в Казани». Библиотеке Казанского университета Жангир подарил 6 ценных древних рукописей на арабском, персидском и тюркском языках. «Но есть чем добрым помянуть хана Джангера. Рядом с мусульманством он положил начало истинному просвещению; какими бы соображениями при этом он не руководствовался - все равно; главное, что им было положено начало просвеще­нию. Разбирая бумаги хана Джангера, я нашел в них, между прочим, официальное письмо, которое писал ему главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями Г.К. Из письма видно, что Джангер хотел дать европейское образование не только своим детям, но и детям других киргизов. Как в этом письме, так и в многих других своих бумагах Джангер неоднократно - с убеждением - говорит о пользе наук для киргизов, - говорит так, как впоследствии не говорили даже рус­ские чиновники, стоявшие во главе управления ордынцами; им, казалось, не было равно никакого дела до того, будут просвещенными или нет букеевские киргизы».

Алекторов А.Е. Материалы для изучения страны, истории и быта киргизов. Оренбург, 1892 // Казахи. Девятитомный популярный справочник. О Казахстане и казахах. - Алматы, 1998. Т. 7, с. 143

Характеристика хана Жангира (по материалам учебника)

Жангир повсеместно внедрял делопроизводство и даже создал собственную архивную службу. В области здравоохранения хан ввел в практику прививки от инфекционных болезней. Его усилиями во Внутренней Орде появились также больница и аптека. Он первым в Степи стал составлять топонимическую и геогра­фическую карту Внутренней Орды. Жангир хан был большим любителем охоты. Он выступил инициатором открытия оружейной палаты, которая создавалась на протяжении многих лет. Здесь хранилось редкое оружие, в том числе подаренное русскими царями казахским ханам и султанам. Здесь же хранились дорогие седла, конская сбруя, панцири, шлемы и колчаны. В оружейной палате Жангир проводил экскурсии и даже принимал экзамены у учеников школы при Ханской ставке. Правитель Бокеевского ханства поощрял оседание кочевников, развитие сенокошения. Он принимал меры по улучшению породы скота. Активно завозил сельхозинвентарь из европейской части России. Жангир уделял серьезное внимание посадке деревьев. Так, по указа­нию хана было озеленено 50 тысяч гектаров земли. За порчу дерева ви­новный получал 25 ударов палкой. Постепенно пустыня превратилась в цветущую степь.Его заслуги как прогрессивного государственного деятеля не остались незамеченными. За умелое управление Бокеевским ханством он был награжден орденом Святой Анны I степени. В сорок два года Жангир хан стал генерал-майором, а в 43 - избран почетным членом Ученого совета Казанского университета.

1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3

2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана ( XVIII в. - 1914 г. ): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-К i тап», 2006.

5. Кузембайулы А., Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.

Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.

Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:

  • Холопы - невольники, которые попали в это положение из-за долгов или по решению общины.
  • Челядь – невольники, которых приобретали на торгах, брали в плен. Это были рабы в классическом понимании этого слова.
  • Смерды – люди, рожденные в зависимости.
  • Рядовичи - люди, которые нанимались на работу по договору (ряду).
  • Закупы - отрабатывали определенную сумму (ссуду или купу), которую были должны, но не могли отдать.
  • Тиуны – управляющие княжескими вотчинами.

Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.

Таблица: категории зависимого населения Древней Руси по Русской Правде
Категория населения Тип зависимости Особенности зависимости
Холопы Личная и полная Обрели зависимость по ходу жизни. Как правило обслуживали хозяйство знати.
Смерды Личная и полная Родились зависимыми
Челядь Личная и полная Приобретенные невольники. Были близки по положению к рабам.
Рядовичи Полная Нанимались на работу, полностью зависели от князя, но личной зависимости не имели.
Закупы Частичная Отрабатывали долг. Могли заниматься личным хозяйством

Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина).

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого - 5.

Обельные холопы в древней Руси

Холопы

Холопы - так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы».

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Челядь - это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Частично зависимое население

К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.

Зависимое население на Руси

Закупы

Закупы - разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу (ссуду). В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг. Тогда человек становился «закупом». Он экономически становился зависимым от своего хозяина, но после того как полностью погасил долг - вновь становился свободным. Эта категория людей могла быть лишена всех прав только при условии нарушения закона и после решения общины. Наиболее частая причина, по которой Закупы становились холопами - кража хозяйского имущества.

Рядовичи

Рядовичи - нанимались на работу по договору (ряду). Эти люди лишались личной свободы, но при этом сохраняли право ведения личного подсобного хозяйства. Как правило, ряд заключался с землепользователем и его заключали люди обанкротившиеся, или неспособные вести вольный образ жизни. Например, часто ряды заключались на 5 лет. Рядович был обязан трудиться на княжеской земле и за это получал питание и место для ночлега.

Тиуны

Тиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:

  • Огнищный тиун. Это всегда 1 человек – старший управляющий. Его положение в обществе было очень высоким. Если мереть эту должность современными мерками, то огнищный тиун это глава города или села.
  • Обычный тиун. Подчинялся огнищному, отвечая за определенный элемент хозяйства, например: урожайность, выращивание животных, сбор меда, охоту и так далее. По каждому направлению был свой управляющий.

Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство.

Источники и дополнительный материалпо теме:

date image
2018-01-08 views image
1115

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В 1257-1259 гг. ордынские чиновники провели перепись («число») населения Руси и установили повинности в пользу хана; единицей обложения стал двор. Это были следующие повинности: 1) «дань десятинная» - выплата 1/10 части доходов; 2) торговые сборы – «мыт» и «тамга»; 3) «запросы ханские» - единовременные выплаты по требованию хана; 4) подарки хану – «дары» и «почестья»; 5) содержание («корм») баскаков и послов и предоставление им лошадей («ям» и «подвода»); 6) выделение князьями войск и охотников для хана. Платежи в Орду назывались «царева дань» или «выход». От повинностей была освобождена православная церковь. Первоначально дань собирали присылаемые ханом откупщики, которые вносили в казну сумму дани, а затем собирали ее с населения. Это вызывало народные выступления: например, в 1262 г. в Суздальской земле (Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль). Позднее хан передал сбор дани русским князьям.

Последствия власти Орды

Власть Орды оказала отрицательное влияние на русские земли: 1) Выплата дани, злоупотребления ханских чиновников и карательные экспедиции приводили к изъятию средств у населения, оттоку денег («серебра») и утрате сложных производственных навыков, что тормозило развитие хозяйства. 2) Усвоение русскими князьями ордынских методов управления, основанных на прямом насилии. 3) Моральное унижение русского населения.

Социальный состав населения.

Население делилось на: 1) свободных, 2) кабальных («челядь наемная», «закупные наймиты»), 3) холопов («челядь полная», «одерноватые»). По характеру государственных повинностей на: 1) тяглых, 2) нетяглых, 3) служилых. Церковное общество осталось прежним.

Тяглые люди

Они несли в пользу князя (государства) повинности – платили налоги («оброки») и подати (мыт, тамга и др.), выполняли работы (строительные и др.), выделяли воинов («посоха»). В городах это были купцы и «черные люди» (имевшие свое хозяйство ремесленники и мелкие торговцы). В деревнях к ним относились крестьяне: 1) «черносошные», владевшие тяглой или «черной» землей; и 2) арендаторы, выполнявшие повинности не только в пользу землевладельца, но и князя. В Новгороде и Пскове сохранились неслужилые землевладельцы, имевшие села, - «житьи» и «земцы».

Нетяглые

Они не несли повинностей в пользу князя. Это: 1) холопы; 2) кабальные; 3) свободные, которые либо не имели своего хозяйства - наемные работники («наймиты», получавшие плату-«наим» после выполнения работы), либо вели его под покровительством церкви и служилых, а также – издольщики, самостоятельно работавшие на чужой земле за долю урожая («половники», «третники»).

Служилые люди

Это: 1) бояре – советники князя; и 2) «дети боярские» («слуги вольные»), которые несли конную военную службу. Бояре и служившие при особе князя «дети боярские» (дворяне) составляли «Двор». Служилые существовали за счет своих сел, денежного жалованья и должностей-«кормлений» (население давало им содержание-«корм»). В их селах работали арендаторы, издольщики, свободные наемные работники, кабальные и холопы. Бояре и «дети боярские» могли переходить на службу к другим князьям, сохраняя за собой села в покинутых княжествах. Они могли иметь своих военных слуг – «послужильцев». У князей были и хозяйственные слуги – «слуги под дворским» (бобровники, псари и др.), получавшие землю за службу. Среди них были свободные и холопы; свободные, покидая службу, лишались земли.

Лекция № 14. Возникновение Литовского и Московского государств

Читайте также: