Реформирование налоговой системы бунге

Опубликовано: 01.05.2024

Реформаторская деятельность Н. Х. Бунге: основные аспекты

Бурячок Оксана Васильевна,

адъюнкт кафедры теории государства и права Национальной академии внутренних дел Министерства внутренних дел Украины.

Определены основные положения земской, военной, образовательной и судебной реформ, которые разрабатывались и внедрялись Н. Х. Бунге, пребывая на государственных должностях. Проанализированы магистральные направления реформаторской деятельности Н. Х. Бунге.

Ключевые слова: земская реформа, военная реформа, образовательная реформа, судебная реформа, реформаторская деятельность Н. Х. Бунге.

The main provisions of the сounty, military, educational and judicial reforms, which were developed and implemented N. Bunge, staying in public office.Analyzed the main areas of reform activity N. Bunge.

Keywords: zemstvo reform, military reform, educational reform, judicial reform, reform activity N. Bunge.

В 1881-1886 годах Н. Х. Бунге работает на должности министра финансов, а в 1887-1895 годах – председателем Комитета министров Российской империи. Занимая высшие государственные должности, он возглавил проведение административных преобразований, направленных на улучшение жизни общества, а также функционирования государственных институций.

Отстаивая необходимость проведения реформ, он отрицает деспотизм, бюрократический произвол, коррупцию, а также подавление личностных и общественных инициатив: «задачу верховной власти и ее учреждений вижу в облегчении для каждого условий приобретения собственности и капитала для сохранения свободы в соперничестве, восстановление утраченной гармонии и укреплении общественной морали» [1] . Более того он считает, что «правительство стало бы на опасный путь, если бы оно начало вторжение в частные отрасли предприятия, поскольку такое вторжение приведет к неограниченной власти администрации» [2] .

В связи с вышеизложенным рассмотрение реформаторской деятельности Н.Х. Бунге является важным и своевременным направлением научного поиска, что и определяет актуальность темы научной статьи. Целью данной научной работы есть определение отдельных принципов этой деятельности. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить такие задачи:

1) определить основные реформы, которые осуществлялись Н.Х. Бунге;

2) проанализировать их основные положения;

3) определить позитивы и негативы от их внедрения.

Анализируя практическую деятельность Н.Х. Бунге на государственных должностях, можно определить следующие основные направления реформирования, непосредственно разработанные и возглавляемые им:

- реформирование аграрных отношений путем постепенной ликвидации остатков феодальной зависимости крестьян в виде снижения выкупных платежей бывших крепостных и перевод их на обязательный выкуп;

- разработка основ государственной политики с развития рыночных отношений;

- развитие финансово-кредитной системы рыночного типа;

- перестройка налоговой системы: отмена феодальных податей и переход к подоходному налогообложению;

- реформирование денежной системы;

- организация первых акционерных обществ и сберегательных касс;

- разработка первых нормативно-правовых актов фабричного законодательства.

Н.Х. Бунге разработал рекомендации по преодолению катастрофического финансового положения страны, среди которых сосредоточение в финансовом ведомстве управления всеми отраслями государственного хозяйства, уменьшение государственных расходов, которые «не сопоставимые со средствами народа» [3] , сокращение количества бюрократических инстанций; четкое разграничение «предметов ведомств, дел между различными ведомствами, большей простоты и определенности действий каждого органа правительственной власти» [4] .

Он был убежден, что «обязанность платить налоги является обязанностью общей, вытекающей из принципов равенства всех перед законом и из принципов справедливости: тот, кто относится к государственному союзу, не может быть освобожден от обязательств, вытекающих из сущности этого союза, тот, кто пользуется выгодами государственной жизни, обязан способствовать достижению цели государства» [5] .

Особое значение имеют земская, военная, образовательная и судебная реформы. Так, после отмены крепостного права возникла необходимость проведения земской реформы, которая заключалась в создании в центральных губерниях и уездах новых заведений - земств, органов самоуправления. Земства не касались государственных вопросов, их деятельность ограничивалась хозяйственными и духовными функциями. Земства хотя и были выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились лица, которые имели дворянское происхождение. Также земства находились под контролем губернатора и полиции, а губернатор имел полномочия приостановить исполнение решений земств.

Вроде земских учреждений было реорганизовано и городское управление. Ликвидировалась городская дума, которая состояла из высших слоев общества, а взамен вводилась общая дума, которая состояла из разных слоев общества и избиралась на четыре года.

Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского председателя. В распоряжении выборных органов были вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.

Относительно судебной реформы, то формирование новых судов началось в Петербургской и Московской губерниях, а позже реформирование распространилось по всей территории Российской империи.

Инновационность этой реформы заключалась в том, что впервые провозглашалась независимость суда от администрации, а судья, назначался правительством, освобождался от должности только в соответствии с постановлением суда. Впервые была введена одинаковая ответственность для всех слоев общества перед законом.

Ограниченность судебной реформы заключалась в том, что привлечение к ответственности государственного служащего осуществлялось не в соответствии с решением суда, а согласно постановлению его руководства.

Впервые был провозглашена открытость судебного следствия, то есть на судебных заседаниях могли присутствовать публика и представители прессы. Водилось соревнования прокурора и адвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалось, что суд является общим для всего населения, но для крестьян сохранялся волостной суд, для духовенства - консистории, для рассмотрения коммерческих дел – коммерческий суд, для военных – военный суд.

Политические дела были исключены из производства областных судов и стали рассматриваться специально назначенными присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Именно судебная реформа была наиболее последовательной, она формировала представление о правах человека в обществе и правовом государстве.

Военная реформа. В стране была введена всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, которые достигли двадцать один год. Важным нововведением было сокращение срока службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте составлял шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет, на флоте срок службы достигал семи лет и трех лет в запасе. Конечно, с учетом формирования численности такая реформа позволила значительно увеличить численность армии в случае войны, а соответственно улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Осуществлялись новые инициативы правительства по оснащению армии новыми видами военной техники. Также получили активного развития идеи по созданию парового флота.

Реформа в области образования . Н.Х. Бунге отмечался своими радикальными взглядами в сфере реформирования образовательной отрасли. Им была предпринята попытка ввести новый университетский устав, согласно которому ректор, профессоры и доценты избирались на вакантные должности университетским советом. Согласно этому уставу провозглашалась автономия университетов, уменьшая зависимость от Министерства народного просвещения. Однако всех преподавателей, которые были выбраны университетским советом, окончательно утверждали в министерстве.

Важным шагом в системе общего образования было введение принципов общеобразовательной школы, создание государственных, земских и церковных школ. Эти три типа школ составляли систему начального трехлетнего образования. Средними учебными заведениями стали семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, а также реальные, в которых преподавали математику и естественные науки.

Лица, окончившие классическую гимназию, имели право без экзаменов поступать в университет, а реальную - в технические заведения. Таким образом, устанавливалась преемственность среднего и высшего звена образования.

Очень важным шагом в системе реформирования образования стало создание высших женских курсов. Такие реформы в образовании способствовали тому, что начался активное развитие именно университетской науки.

Бюджетная реформа. С целью контроля государственных финансов Н.Х. Бунге была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала заключение смет и контроль расходов государственных средств. В Российской империи впервые стали печатать Государственный бюджет в правительственных изданиях.

По нашему мнению, важным является анализ так называемого политического завещания Н.Х. Бунге, известный как «Загробные заметки», в котором автор изложил широкую программу неотложных реформ общества Российской империи: реформирование органов государственного управления, реформирование местного управления, торгово-промышленное законодательство, правовое регулирование социальной сферы, правовое регулирование трудовых отношений и т.д.

Над текстом «Загробных заметок» Н.Х. Бунгеработу начал еще в 1885 году, а закончил в 1894 году. Сначала заметки предназначались лично Александру ІІІ, а после его смерти были переадресованы Николаю II. После смерти Н. Х. Бунге «Загробные заметки» были напечатаны в нескольких номерных экземплярах, с которыми были ознакомлены ведущие государственные деятели Российской империи.

С какими проблемами пришлось бороться Н.Х. Бунге на посту чиновника? Какой была ситуация на политической арене в стране? На эти вопросы нам дает ответ автор, чтобы можно было понять направления его деятельности и мотивацию основных принятых решений, отраженных в вышеупомянутых реформах.

Ликвидация крепостного права, гласность суда, предоставление свободы печати, отмена телесных наказаний, самоуправление, начиная от сельского управления и города и заканчивая уездным и губернскими земскими учреждениями - это основные направления реформирования, которые были направлены на улучшение жизни в стране.

Хотя страна и общество в то время переживали не лучшие времена, поскольку, несмотря на дарованные блага, появлялись анархисты, террористы, враги династии и общественного порядка.

Н.Х. Бунге отмечает, что работая на правительственных должностях, он пытается решить следующие основные задачи, которые также стали своеобразным завещанием потомкам, поскольку не все они были воплощены в жизнь:

1) освободить внешнюю политику от опеки иностранных стран;

2) развить национальное чувство, создавая при этом национальную идею о принадлежности российских территорий русским;

3) упорядочить внутреннее управление;

4) развить духовные и материальные силы народа.

В вопросе освобождения внешней политики от опеки иностранных стран, он стремится сохранять дружеские отношения с правительствами и народами, не выходя за пределы мира, относиться безразлично иностранных публикаций, могут привести страну к военному состоянию. Государство должно находиться в состоянии покоя, собраться с силами, но в то же время быть готовым в случае необходимости выдержать натиск врага.

В вопросе развития национального чувства и создании при этом национальной идеи о принадлежности российских территорий россиянам Н. Х. Бунге, несомненно, пытается реализовать стремление национального единства в стране с целью поглощения слабых народов. Он отмечал, что в Российской стране должны доминировать русская государственность, русские учреждения, русская народность, русский язык, как общегосударственный, и уважение к вере, которую исповедует русский народ.

Во-первых, государственная власть должна доминировать над другими народами в стране не как власть завоевателя, которому подчиняются победители до тех пор, пока они не смогут победить ее. Члены других национальностей со временем должны стать достойными членами общества Российской империи, а не оставаться чужими. Большинство из тех, кто проживает на территории страны, а равно не имеет исторического прошлого и развитого общества, должны слиться с коренным населением.

Во-вторых, государственные российские учреждения и законы не должны изменять уклад жизни других народов, но должны способствовать сближению с коренным населением, усиливать единство страны, развивать уважение к правительству и его авторитет.

В-третьих, государственный язык должен стать основной, если в этом есть необходимость, а не языком, искусственно искореняющим другие языки.

В-четвертых, необходимо обеспечить власть церкви, но при этом не запрещать свободу выбора религии лицам, имеющим иное вероисповедание. Церкви следует обратиться не к полицейской власти, а создать положительный образ ее представителей. Надо внедрять религию не внешней силой, а убеждением, примером, должной жизнью духовенства.

Следует отметить, что при введении реформ Н.Х. Бунге оперирует вышеупомянутыми положениями, поскольку именно они усиливают государственный авторитет на административном уровне, а также защищают страну от внутренних и внешних врагов.

Итак, реформаторская деятельность М. Х. Бунге имела инновационный и революционный характер для того времени. Ряд идей актуален и по сей день.

1. Бунге Н.Х. Загробные заметки. Публикация В.Л. Степанова // Рекавремён. Кн.1. – М., 1995. – 350 с.

2. Бунге Н.Х. Заметки о настоящем положении нашей денежной системы и средства к её улучшению // Сборник государственных знаний. – Т.8. – СПб., 1880. – 240 с.

3. Бунге Н.Х. Общий оборот внешней торговли, торговый баланс и таможенные пошлины первостепенных держав в ХІХ столетии // Российский вестник. – 1867. – Т.71. – 114 с.

Поступила в редакцию 26.09.2013 г.

[1] Бунге Н.Х. Загробныезаметки. Публикация В.Л. Степанова // Рекавремён. Кн.1. – М., 1995. – с.228.

[2] Бунге Н.Х. Загробныезаметки. Публикация В.Л. Степанова // Рекавремён. Кн.1. – М., 1995. – с.228 .

[3] Бунге Н.Х. Загробныезаметки. Публикация В.Л. Степанова // Рекавремён. Кн.1. – М., 1995. – с. 228 .

[4] Бунге Н.Х. Заметки о настоящемположениинашейденежнойсистемы и средства к еёулучшению // Сборникгосударственных знаний. – Т.8. – СПб., 1880. – с. 40 .

[5] Бунге Н.Х. Общий оборот внешнейторговли, торговый баланс и таможенныепошлиныпервостепенных держав в ХІХ столетии // Российскийвестник. – 1867. – Т.71. – с. 45 .

Призванный в мае 1881г. к должности министра финансов бывший киевский профессор Н.Х. Бунге старался осуществить следующую программу: приведение в равновесие доходов с расходами, путем соблюдения самой строгой и разумной экономии; улучшение податной системы, посредством более справедливого распределения налогов, соответственно действительной налогоспособности плательщиков; покровительство всем отраслям народного производства, в нем нуждающимся; развитие прочного и легко доступного всем классам общества кредита; улучшение денежной системы, без стеснения торговли и промышленности. Осенью 1881г. последовало Высочайшее повеление о соблюдении всеми ведомствами строгой бережливости и о неуклонном исполнении сметных правил. Все ежегодно повторяющиеся сверхсметные назначения. Высочайше повелено с 1883г. вносить в смету. Этой мерой сокращены были сверхсметные ассигнования вдвое (с 60 миллионов рублей до 30 миллионов рублей), но не устранена недостаточность финансовых средств; все росписи Н.Х. Бунге (за исключением 1883г.) заключали в себе дефицит, а исполнение их сопровождалось еще большим дефицитом (по росписям 1881 - 1886 годов общая сумма дефицитов предполагалась в 104,2 миллиона рублей, в действительности же она превысила 224 миллиона рублей).

Необходимость покрытия дефицитов, а также чрезвычайные расходы по погашению временных выпусков кредитных билетов и по возобновившейся с 1881г. постройке железных дорог, вынуждали приобретать средства путем новых займов, которых было заключено, с 1881 по 1886г., на сумму более 600 миллионов рублей. Таким образом, Бунге не удалось привести в равновесие государственный бюджет. Для улучшения податной системы были понижены выкупные платежи на 12 миллионов рублей (с 1882г.) и постепенно отменена, по указу 14 мая 1883г., подушная подать. Понижение налогов с крестьян сопровождалось большим привлечением к обложению других, более имущих классов населения. Вводя необходимую уравнительность в податную систему, эти мероприятия, по мысли Бунге, должны были подготовлять почву для введения со временем подоходного обложения. К той же цели должно было клониться и учреждение особых местных органов финансового управления - податных инспекторов, на которых возложено было наблюдение за правильностью распределения прямых налогов и всестороннее изучение податных сил населения.

Заслуга реформирования податной системы является тем более высокой, что нужна была особая смелость, чтобы решиться на отмену налогов в такое время, когда бюджет страдал ежегодными крупными дефицитами. Финансовые мероприятия заключались в повышении ставок таможенного тарифа. При современном финансовом и экономическом положении России Н.Х. Бунге видел в таможенных пошлинах не только источник доходов и охрану промышленности, но и средство упрочения денежной единицы, путем возможного улучшения в нашу пользу платежного баланса. Почти ежегодно повышались пошлины по различным предметам ввоза и вывоза; наш таможенный тариф по многим статьям сделался запретительным.

В области развития доступного населению кредита министерство Бунге осуществило два важных мероприятия - устройство Крестьянского Поземельного банка (в 1882г.), целью которого было постановлено содействие крестьянам в покупке земель, и учреждение (в 1885г.) Дворянского банка, для выдачи ссуд дворянам на льготных условиях. В области улучшения денежной системы Н.Х. Бунге сделал относительно немного. Важнейшей мерой было осуществление указа 1 января 1881г. об уплате государственному банку долга за временно выпущенные кредитные билеты, с целью изъятия их из обращения, причем только часть этого долга была уплачена деньгами, а на остальную сумму сдана банку нереализованная рента. В 1883г., в видах привлечения монеты в обращение, Бунге внес в Государственный совет представление о разрешении сделок на золото и обращения звонкой монеты по курсу в платежах между казной и частными лицами.

С осени 1884г. Бунге стал стремиться к увеличению сосредоточенного в государственном банке запаса золота, посредством передачи ему поступающей в таможенные платежи звонкой монеты (к 1 января 1895г. было таким путем собрано 30 миллионов рублей, к 1886г. - 74,7 миллионов рублей, к 1887г. - 88,4 миллиона рублей).

В 1887г. был огромный, небывалый урожай в России и плохой в Европе. Вывоз хлеба достиг пределов, до тех пор неслыханных. Последствием огромного вывоза было усиление доверия к России и повышение ее кредита на иностранных рынках. Бунге был произведен ряд реформ, в корне изменивших всю финансовую систему, а урожай произвел такие результаты, достижение которых требует напряженных усилий многих лет". Главнейшей задачей Вышнеградского было восстановление металлического обращения. Согласно его представлению, комитет финансов, в заседании 28 июня 1887г., признал желательным стремиться к упрочению ценности рубля посредством размена его на золото по курсу, близкому к современному (1 рубль 50 копеек кредит за 1 рубль металлический), в том убеждении, что "предметом всяких мероприятий в отношении денежного обращения, может быть не восстановление полной номинальной ценности кредитного рубля, а лишь установление этой ценности настолько прочно, чтобы был положен предел дальнейшим сколько-нибудь значительным колебаниям". Журнал этого заседания был Высочайше одобрен и таким образом является моментом окончательного решения совершить реформу денежной системы путем девальвации. Составленный на этом основании проект разрешения сделок на звонкую монету остался без последствий, и Вышнеградский должен был ограничиться продолжением скопления золотых запасов, необходимых для покрытия размена. Решив приобретать золото не займами, а покупкой, правительство должно было всеми мерами стремиться к тому, чтобы в казне имелись для того широкие свободные ресурсы и чтобы установился более благоприятный расчетный баланс, как средство привлечения и удержания золота в стране.

Работая над осуществлением этих необходимых условий, Вышнеградский держался крайней бережливости в ассигновании государственных средств и добился совершенного устранения сверхсметных кредитов. Усиленно взыскивались недоимки по отмененному подушному налогу, установлены новые акцизы на керосин и спички, повышены питейный, табачный, сахарный акцизы, гербовый сбор, поземельный и промысловый налоги. Той же цели - установлению равновесия в бюджете - соответствовали и совершенные Вышнеградским важные улучшения в кредитной системе и железнодорожном хозяйстве. Воспользовавшись общим понижением ссудного процента на денежных рынках, он провел конверсию большей части наших металлических займов, превратив их в 4-процентные и отсрочив уплату погашения по ним на более долгие сроки. Конверсии Вышнеградского уменьшили размер наших золотых платежей, перенесли значительную часть русских фондов на богатый французский денежный рынок, приучили владельцев наших государственных бумаг довольствоваться 4 процентами дохода и проложили путь последующим, более крупным конверсиям. В области отношений государства к железнодорожному хозяйству Вышнеградский произвел решительную реформу, подчинив железнодорожное тарифное дело правительственному руководству и создав для этого особые тарифные органы в составе министерства финансов.

Вместе с тем точнее были определены финансовые отношения между казной и частными железнодорожными обществами и произведен выкуп в казну огромной сети железных дорог, по преимуществу убыточных, так как нахождение таких линий в руках частных обществ, мало заинтересованных, в виду государственной гарантии дохода, в улучшении условий эксплуатации и содержавших дорогие центральные управления, причиняло большие расходы казне и служило одним из главных источников бюджетных дефицитов.

Благодаря указанным мероприятиям, направленным на увеличение государственных доходов и на возможное сокращение расходов по двум важным статьям расходного бюджета, при крайней бережливости по всем прочим, равновесие между доходами и расходами было, наконец, установлено, и впервые, после долгого дефицитного периода, наступило прочное превышение первых над последними: в 1888г. - на 53,3 миллиона рублей, в 1889г. - на 65,5 миллионов рублей, в 1890г. - на 60,6 миллионов рублей, в 1891г. - на 13,8 миллионов рублей.

Вторая цель - установление выгодного торгового баланса - достигалось двумя путями: во-первых, всевозможным поощрением к усилению хлебного вывоза; во-вторых, постановлением препятствий к увеличению ввоза. В таможенной политике идеалом Вышнеградского был минимальный ввоз при возможно крупных размерах таможенного дохода, ради чего происходили ежегодные повышения тех или иных тарифных ставок, установлен с 1888г. общий дополнительный таможенный сбор в размере 20% и произведен общий пересмотр таможенных пошлин, закончившийся изданием нового таможенного тарифа (по европейской торговле) 14 июня 1891г.

Желаемая цель была внешним образом удачно достигнута. Торговый баланс в пятилетие управления Вышнеградского, составлял: в 1887г. - 224,1 миллиона рублей, в 1888г. - 393,3 миллиона рублей, в 1889г. - 313,7 миллионов рублей, в 1890г. - 277,3 миллионов рублей, в 1891г. - 327,4 миллионов рублей. Достижение такого высокого перевеса вывоза над ввозом дало возможность не только вполне покрывать заграничные платежи по металлическим займам, но и приобретать покупкой золото для увеличения металлического фонда.

Блестящая внешняя финансовая сторона действительности И.А. Вышнеградского не находилась в соответствии с экономическим состоянием населения; первый сильный неурожай привел всю систему к несостоятельности. Быстрое усиление податного бремени и энергичные приемы взыскания как текущих платежей, так и недоимок по уже отмененным сборам, привели к крайнему напряжению податных сил крестьянского населения. Бедственный 1891г. обнаружил глубокое оскудение крестьянства на значительном пространстве России и потребовал экстренных мер со стороны финансового управления, в виде затраты 161 миллиона рублей на продовольствие голодающих. Превратив, в предшествовавшие годы, свободные ресурсы казначейства и государственного банка в запасы золота, не имевшего обращения на внутреннем рынке, правительство оказалось вынужденным прибегнуть к временному выпуску кредитных билетов на 150 миллионов рублей.

Истощение запасов хлеба в стране повело к запрещению вывоза хлеба, а соединявшееся с этой мерой опасение за выгодность торгового баланса и целость накопленного золота, заставила прибегнуть к внешнему золотому займу (3%), окончившемуся неудачей. Расход на продовольствие населения поглотил почти все свободные средства казначейства, а расстройство хозяйственного положения разоренных неурожаем местностей увеличило до громадных размеров недоимки и отразилось значительным недобором по всем главнейшим статьям государственных доходов.

-Цитатник

Я поняла, что я тебя взрослее. Я поняла, что я тебя взрослее Не на года – на чувства и ре.

Оборвалась Душа. / улетела куда-то. Галина Воленберг .

ИСТОРИЯ ПЕСНИ "ДРУЖБА". АВТОРЫ, ИСПОЛНИТЕЛИ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О великом чувст.

Рамочка Мечты у моря .

Рамочка "Легкое перышко" Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации .

-Метки

-Рубрики

  • ЯГДкоманды (3)
  • Актёры и судьбы (2983)
  • анекдоты (430)
  • Анимашки (18)
  • Античность (158)
  • Артефакты (38)
  • Балет как искусство (118)
  • Бандеровцы (1)
  • Белая гвардия (15)
  • Белки (68)
  • Белое движение (8)
  • бессмертный полк (61)
  • бесшовные фоны для дневников (65)
  • блины,оладья (162)
  • Блокада Ленинграда (202)
  • Блюда в горшочках (75)
  • блюда для микроволновке (9)
  • блюда для пароварки (1)
  • блюда для поста (2)
  • блюда из овощей (111)
  • блюда из птицы (303)
  • большевизм и терроризм (4)
  • Былины,мифы и легенды (166)
  • В мире сказок (1)
  • варенье (9)
  • Великая Отечественная Война (3297)
  • вечерний кинозал (267)
  • видео (296)
  • Видеоплееры для Лиру (1)
  • Военная история (774)
  • военная поэзия (55)
  • Восток дело тонкое (44)
  • Всё каждого знака зодиака (44)
  • Вторая Мировая война (237)
  • вторые блюда (914)
  • выпечка (432)
  • гадание (1)
  • Глазурь (4)
  • голос за кадром (4)
  • Горные стрелки (48)
  • города моей души (54)
  • Города-Герои (58)
  • Городские легенды (346)
  • Декор (2)
  • День Победы, как ты стал для нас далек… (45)
  • десерт (127)
  • детская страничка (5)
  • Для дневника (36)
  • древние славяне (253)
  • Древний Египет (100)
  • дрожжевая выпечка (34)
  • друзьям (1)
  • женские фразы (1)
  • Женщины оставившие след в истории (885)
  • женщины-воины (346)
  • Женщины-надзирательницы (7)
  • Женщины-палачи (19)
  • женщины-убийцы (13)
  • Женщины-шпионки и разведчики (68)
  • Живопись (1338)
  • Животные (894)
  • Жизнь замечательных людей (1)
  • загадки истории,исчезнувшие цивилизации (444)
  • заградотряды (15)
  • Закон (1)
  • закуски (368)
  • замки (46)
  • запеканки (211)
  • Зодчество (8)
  • Информационная война (23)
  • Информация к размышлению (3)
  • Искусство (4695)
  • Искусство в годы Великой Отечественной войны (75)
  • Историческое расследование (84)
  • история (2413)
  • история вещей (239)
  • История одного танца (22)
  • история одного фильма (1949)
  • история одной любви (423)
  • история одной песни (196)
  • история праздников (254)
  • Казахстан (6)
  • казачество (117)
  • Каши (4)
  • Клуб путешественников (1195)
  • книжная полка (181)
  • коллаборационизм (15)
  • консервирование (45)
  • концлагеря (155)
  • космонавтика (110)
  • котоматрица (1251)
  • кошки (2386)
  • креатив (2)
  • Кровавые преступники (2)
  • куклы (559)
  • курица (132)
  • ландшафтный дизайн (2)
  • Леонардо да Винчи (19)
  • ЛИРУШНЫЙ ФЛЕШМОБ (18)
  • Личное (450)
  • маленькие герои (2)
  • малые города России (9)
  • Маршалы Победы (34)
  • Медали (23)
  • мир вокруг нас (22)
  • Мир-новости (17)
  • мистика (156)
  • мода и стиль (127)
  • моё детство (0)
  • Моя Книга памяти (17)
  • музыка (27)
  • Музыка и лирика (107)
  • Музыкальная гостиная. Романс. (61)
  • Мулен Руж (8)
  • Мы все родом из СССР (665)
  • мысли в слух (29)
  • мясо (334)
  • нам любимым (102)
  • напитки (48)
  • Народная медицина (6)
  • народные приметы (1)
  • НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ (1)
  • Настроение (1)
  • Невероятные артефакты (45)
  • Непознанное и неизведанное (294)
  • Новороссия (98)
  • нумизматика (11)
  • нумирология (13)
  • олимпиад 2016 (82)
  • онлайн-программа для изменения размера фотографий (1)
  • ордена (45)
  • Оружие (162)
  • Открытки (187)
  • очевидное не вероятное,но факт (54)
  • Пасха (69)
  • пасьянс (1)
  • песни из кинофильмов (1)
  • Пираты (29)
  • писатели и судьбы (532)
  • писатели-фантасты,предсказатели (33)
  • Пицца (32)
  • плюшевые мишки (3)
  • По морям по волнам (30)
  • Пожелайки (12)
  • поздравления (313)
  • политика (1455)
  • помощь (198)
  • пословицы и поговорки (8)
  • Постный стол (7)
  • поэзия Белого движения (2)
  • предсказатели (11)
  • Приметы (5)
  • природа (166)
  • Природные аномалии (1)
  • притчи (25)
  • проклятые картины (37)
  • проклятые роли (32)
  • Прототипы литературных героев (170)
  • Психология (81)
  • Пятая колона в России (108)
  • Рамочка для дневника 1 мая (1)
  • рамочка для дневника Вознесение Господне (1)
  • рамочка для дневника доброе утро (89)
  • Рамочка для дневника Прощённое воскресение (3)
  • Рамочка для дневника с днём рождения дневничка (4)
  • Рамочка для дневника с днём семьи,любви и верности (5)
  • Рамочки для дневника (1983)
  • Рамочки для дневника Святая Троица (8)
  • рамочки для дневника 23 февраля (29)
  • Рамочки для дневника 8 марта (29)
  • рамочки для дневника 9 мая (80)
  • Рамочки для дневника Благовещения Пресвятой Богоро (3)
  • Рамочки для дневника вербное воскресение (34)
  • Рамочки для дневника весенние (364)
  • Рамочки для дневника детские (68)
  • Рамочки для дневника доброго вечера (52)
  • рамочки для дневника животные (237)
  • Рамочки для дневника зима (854)
  • Рамочки для дневника Крещение (13)
  • рамочки для дневника кулинарные (171)
  • Рамочки для дневника лето (164)
  • Рамочки для дневника люди (1540)
  • Рамочки для дневника Масленица (17)
  • рамочки для дневника осенние (607)
  • Рамочки для дневника Пасха (74)
  • рамочки для дневника поздравительные (59)
  • Рамочки для дневника простые (198)
  • Рамочки для дневника простые природа (47)
  • Рамочки для дневника простые цветочные (133)
  • рамочки для дневника религия (86)
  • Рамочки для дневника Рождество (41)
  • рамочки для дневника с днём рождения (107)
  • Рамочки для дневника с новым годом (234)
  • рамочки для дневника со старым новым годом (127)
  • рамочки для дневника цветочные (238)
  • Рамочки для дневника юбилейные (6)
  • Рамочки для дневника ягодные (29)
  • Рамочки прощённое воскресение (0)
  • Религия (208)
  • рецепты (4328)
  • рецепты для хлебопечки (1)
  • Рецепты к Пасхе (4)
  • Россия (771)
  • Русское деревянное зодчество (7)
  • рыба (184)
  • Рыцарство (44)
  • салаты (417)
  • серийники (6)
  • сказка ложь,да в ней намёк (105)
  • сказки (111)
  • сладкая выпечка (554)
  • советы (17)
  • СОВИНФОРМБЮРО (35)
  • соус (9)
  • соусы (7)
  • спецслужбы (150)
  • Сталин и сталинизм (151)
  • СТАРЫЙ ПАТЕФОН (66)
  • Стикеры (1)
  • стишки-вершки (2289)
  • суиверия и приметы (11)
  • супы,борщи (43)
  • схемы для дневника (2294)
  • терроризм (2)
  • Тесто (35)
  • Тесты (125)
  • Торты (157)
  • традиции народов мира (138)
  • Третий Рейх (313)
  • у войны женское лицо (223)
  • ужасы истории (45)
  • украина (91)
  • Украина.Война (304)
  • украшения блюд (1)
  • Униформа (52)
  • упражнения (1)
  • философия (1)
  • фолк-рок (0)
  • фотоальбом (0)
  • фруктовые салаты (1)
  • Художники и судьбы (94)
  • Цветы,букеты. (1)
  • чтобы помнили (7)
  • Эзотерика (30)
  • Эссе (14)
  • это должен знать каждый (48)
  • это должен знать каждый ребёнок (29)
  • это интересно (857)
  • ювелирка и антиквариат (86)
  • юмор (1144)

-Приложения

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика



Николай Христианович Бунге (нем. Nikolai Karl Paul von Bunge; 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1823, Киев — 3 июня (15 июня по новому стилю) 1895, Царское Село) — российский государственный деятель XIX века, учёный-экономист, академик, министр финансов Российской империи (6 мая 1881 — 31 декабря 1886).
Окончил Первую киевскую гимназию и юридический факультет Киевского университета (1845). Магистр государственного права (1847, тема диссертации: «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого»). Доктор политических наук (1850, тема диссертации: «Теория кредита»).

Научные взгяды и политические достижения

Был сторонником умеренного либерализма, частной собственности и свободы предпринимательства (признавая при этом необходимость ограниченного государственного вмешательства в экономику), критиком социалистических и коммунистических учений. Прекрасный знаток западных экономических концепций.
Полагал социализм «злом, от которого гибнут нравственность, долг, свобода, личность». Причину популярности социалистических идей видел в том, что их автор «обращается к хищническим инстинктам обездоленного человечества».
В экономических взглядах был сторонником Адама Смита, затем увлекся немецкой экономической школой. В политике придерживался воззрений, сходных с позицией Джона Стюарта Милля.

Одним из первых его мероприятий на посту министра финансов явилось понижение выкупных платежей, которое он считал необходимым для улучшения благосостояния крестьян — тем более, что с них взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год.
Кроме того, при нём были отменены подушная подать и соляной акциз. Для компенсации выпадающих доходов были повышены налоги — на спирт, сахар, табак, а также гербовый сбор и ряд других; увеличены таможенные пошлины на ввозимые товары. Старался снизить расходы, однако сбалансировать бюджет ему не удалось. Был сторонником введения подоходного налога.
Учредил институт податных инспекторов. Будучи в теории приверженцем экономического либерализма, был вынужден на практике проводить протекционистскую политику в условиях кризиса, вызванного последствиями резкого роста военных расходов в период русско-турецкой войны 1877—1878.
При Бунге в России началась подготовка денежной реформы: с осени 1884 года в Государственном банке приступили к накоплению золота из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов.

Считал, что многие проблемы российского крестьянства связаны с недостаточным размером их земельных наделов и невозможностью получить долгосрочный кредит для покупки новых земель. Для решения этого вопроса при нём был создан Крестьянский поземельный банк. Был противником искусственной консервации сельской общины, предлагал отменить круговую поруку в деревне (Государственный совет не согласился с этой инициативой). Также в его бытность министром финансов был открыт Дворянский земельный банк, причём Бунге считал, что он должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами ведут хозяйство на своей земле (однако Государственный совет снял это ограничение).

При нём велась работа по изданию фабричного (трудового) законодательства. В 1884 году вступил в силу закон, запрещающий труд малолетних на фабриках и регламентирующий продолжительность труда детей и подростков от 12 до 15 лет, которая была ограничена восемью часами (это привело к существенному сокращению числа малолетних рабочих). В 1885 году были запрещены ночные работы для подростков в возрасте до 17 лет и женщин на текстильных фабриках. В 1886 году были изданы «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности», в которых ограничивался произвол работодателей в отношении работников (запрещалось расплачиваться с рабочими купонами или в натуральной форме, производить вычеты за долги, регламентировались штрафы и др.), а также усиливались репрессивные меры за участие в стачках и подстрекательство к ним, угрозы в адрес администрации и отказ от работы. За исполнением трудового законодательства следила специально учреждённая в 1882 году фабричная инспекция.

Деятельность Бунге подвергалась резкой критике со стороны правых сил (их рупором была газета «Московские Ведомости»). Его обвиняли в «непонимании условий русской жизни, доктринёрстве, увлечении тлетворными западноевропейскими теориями». Эти обвинения способствовали его отставке с поста министра финансов и назначению на почётный, но лишённый реального влияния пост председателя Комитета министров.

.Н.Х.Бунге отвечал за проведение экономических реформ в прошлом веке. Повторить их невозможно, но гражданский пафос его деяний весьма поучителен для нас

О Николае Христиановиче Бунге (1823-1895) написано очень мало: до последнего времени не было ни одного сколько-нибудь основательного труда (только недавно вышла наконец книга В.Л.Степанова "Н.Х.Бунге: судьба реформатора". М., 1998). А между тем этот человек сыграл важнейшую роль в истории России - как государственный деятель, ученый-экономист, педагог.
Он родился 11 (24) ноября 1823 года в Киеве. После окончания юридического факультета Киевского университета преподавал сначала в Нежинском лицее (Черниговская область), затем в Киевском университете, где с 1852 по 1880 год, до назначения министром финансов, занимал должность профессора, декана и ректора. Приглашался преподавать политэкономию и теорию финансов сыновьям императоров Александра II и Александра III.
Н.Х.Бунге был основоположником Киевской школы в российской экономической науке. Им написано свыше 60 работ, объем и разнообразие которых позволяют считать его самым творчески плодовитым экономистом России второй половины ХХ века.
Финансовая система России до начала 80-х годов была в кризисе. Многие тогдашние бюджетные беды напоминали нынешние. Из общей суммы прямых налогов около 16/17 приходилось на бедное сельское население и лишь 1/17 - на все остальные классы1. Косвенное обложение преимущественно состояло из налога на крепкие напитки и также касалось главным образом крестьян. На их долю приходился паспортный сбор, выкупные платежи и оброки для не выкупивших свои наделы. Если к этим видам государственных налогов добавить земские и мирские сборы, то картина выйдет удручающей. Недоимки порождали дефициты, дефициты порождали займы, займы влекли за собой падение курса рубля, уменьшение ценности денег затрудняло выплаты по государственному долгу. Для обеспечения последних повышались налоги, в результате опять же росли недоимки, дефициты, займы, падал рубль - короче, замкнутый круг. Немедленно следовало начинать финансовые преобразования. Требовался человек идеи и убеждения. Выбор пал на Николая Христиановича Бунге.
Назначением на пост министра финансов России (1881) Бунге был обязан, разумеется, не только своей репутации "ученейшего экономиста"2 с мировым именем, но и солидному практическому опыту, накопленному за время многолетнего непосредственного участия в работе промышленных и банковских структур регионального и общероссийского масштаба. С 1859 по 1863 год он неоднократно приглашался в Петербург в качестве члена Комиссии по крестьянскому делу и эксперта (единственный представитель вузов России) Редакционных комиссий, готовивших документы в связи с отменой крепостного права. В 1862-1866 годах Н.Х.Бунге, кроме преподавательской работы, возглавлял третью по значению в стране Киевскую контору Государственного банка, а также руководил местным Обществом взаимного кредита. Избирался гласным, то есть депутатом Киевской думы и являлся председателем ее финансовых комиссий.
Итак, Бунге был готов к последовавшему в июне 1880 года назначению его, по личному указанию императора Александра II, товарищем (заместителем) министра финансов (назначение профессора на столь ответственный административный пост было беспрецедентным). После недолгого сотрудничества с министрами С.А.Грейгом и А.А.Абазой Николаю Христиановичу в мае 1881 года было предложено стать управляющим министерством финансов, а с 1 января следующего года - министром финансов.
Современников поражали в новом министре простота поведения, скромность, полное отсутствие бюрократического камуфляжа, независимость, бескорыстие, честность и редкое трудолюбие. Назначение Н.Х.Бунге внесло живую струю в деятельность министерства. Бунге "являлся убежденным сторонником социальной политики". Он понимал: имея бедное, голодное и задавленное налогами сельское население, нельзя построить экономического благосостояния государства, центр тяжести окладного обложения необходимо перенести на имущие классы.
Бунге был первым министром финансов, исходившим из твердого убеждения в том, что "финансизм" - исключительная забота о государственных финансах в узком смысле слова - должен смениться "экономизмом" - экономической политикой, направленной на развитие народного труда и производительных сил общества. Говоря современным языком, Бунге был "антимонетаристом".
Не боясь недостатка средств, он приступает к завершению реформы 1861 года в соответствии с программой, суть которой выражена в его первом же всеподданнейшем докладе царю: "Освободиться от финансовых дефицитов Россия может в течение немногих лет; но только правительство, никогда не отступающее от коренных оснований государственного хозяйства, справедливости в распределении налогов, бережливости и порядка в расходах, может обеспечить развитие политического и финансового могущества страны".
Таким образом, Н.Х.Бунге не уходил от проблемы бюджетных дефицитов, разрешение которой прежде всего возлагается на каждого нового министра финансов и считается пробным камнем его деятельности. Но он мыслил гораздо глубже своих предшественников. Цель ставилась та же, средства же предполагались иные: уничтожить неравенство обложения, привлечь новые ресурсы, сократить непроизводительные расходы - и тогда дефициты сами отойдут в область преданий.
Бунге проводил реформирование налоговой системы, стремясь действительно уничтожить различие между податными и неподатными сословиями. При нем была отменена подушная подать, более 150 лет тяготевшая над русским народом (в европейской части России - с 1886 года, в Сибири - с 1899 года). Эти меры облегчили налоговое бремя крестьян на 53 млн.рублей. Возмещение бюджетных потерь осуществлялось привлечением к обложению других, более имущих классов населения, до этих пор освобожденных от прямых налогов или недостаточно обложенных. Вводится налог с наследств и дарений, дополнительные сборы с торговых и промышленных предприятий и 5-процентный налог на денежные капиталы. Повышается земельный налог и налог на городское недвижимое имущество.
Но главная заслуга Бунге заключается в указании пути, по которому в дальнейшем пойдет финансовая система дореволюционной России: установление подоходного налога как самого справедливого и целесообразного способа обложения (Великобритания ввела его в 1842, США - в 1861, Япония - в 1887, Германия - в 1891, Франция - в 1916 году).
Глубокий знаток денежно-кредитной системы и "убежденный сторонник необходимости восстановить металлическое обращение, основанное на золоте"3, Бунге стремится к упорядочению денежного обращения в стране (эту задачу решит в середине 1890-х годов С.Ю.Витте). При нем были созданы Крестьянский поземельный банк и Дворянский банк.
До Бунге рабочий день на фабриках и заводах, труд женщин и детей не регулировались. Эти вопросы также им ставились, и хотя Государственный совет принял не все его предложения, основные идеи Бунге вошли в закон; впервые была создана фабричная инспекция в целях урегулирования отношений между предпринимателями и наемными рабочими.
Как и в любой крупномасштабной деятельности, в деятельности Бунге были и слабые стороны: излишний протекционизм во внешней торговле России, двукратное увеличение налога на водку (1885), падавшее большей частью на крестьян, неудачные займы, вызванные обстоятельствами времени, особенно 6-процентный золотой заем 1883 года. А поскольку министр финансов был одновременно министром промышленности и народного хозяйства, то на него взваливали ответственность и за все другие невзгоды: падение цен на хлеб, крахи банков, колебание курса рубля и так далее. Удобный повод к нападкам и упрекам давали ежегодно повторявшиеся дефициты бюджета. Но Бунге проявлял редкое хладнокровие и не жаловался на газетную брань, понимая, что все достойное будет в свое время правильно оценено.
Почти шестилетний напряженный труд на посту министра финансов, болезнь и не прекращавшаяся критика в печати заставили Бунге просить об отставке. Александр III ценил его как крупного государственного деятеля и, освободив Бунге с поста министра финансов, не только не отправил его в отставку, но назначил 1 января 1887 года Председателем Комитета министров с оставлением его членом Государственного совета4. Занимая эти высокие (но более спокойные) посты, Бунге участвовал в решении всех важнейших вопросов государственного управления до своей кончины 3(16) июня 1895 года.
Предчувствуя близкую смерть, Бунге оставил для молодого царя Николая II неофициальную записку с любопытным названием "Загробные заметки", в которой указал на социализм как на главную угрозу для будущего России (в те времена марксистские теории даже популяризировались в пику народничеству). Чтобы избежать социального переворота, Бунге предлагал в своей записке "привлечение земских представителей к обсуждению законопроектов в Госсовете, создание "ответственного министерства", расширение хозяйственных полномочий местных выборных органов, смягчение цензуры"5.
В императорском рескрипте по случаю награждения Бунге орденом святого Владимира I степени (1895) отмечалось: "В трудном деле усиления материальных средств правительства и одновременного облегчения податных тягостей народа неусыпными стараниями вашими достигнуты были значительные успехи". Поэтому не случайна и такая оценка сделанного Н.Х.Бунге: его реформы "представляют самую замечательную эпоху в истории русских финансов"6.

1Кованько П.Л. Главнейшие реформы, проведенные Н.Х.Бунге в финансовой системе России. Опыт критической оценки деятельности Н.Х.Бунге как министра финансов (1881-1887). Киев, 1901.
2Картавцов Е.Э. Николай Христианович Бунге. Биографический очерк // Вестник Европы, № 5. 1897.
3Витте С.Ю. Избранные воспоминания. В 2-х томах. М.: Терра, 1997. Т.1.
4Министерство финансов. 1802-1902. В 2-х частях. СПб., 1902. Ч.2.
5Приложение к журналу "Родина". 1993. № О. С.28-40.
6Судейкин В.Т. Замечательная эпоха в истории русских финансов (очерк экономической и финансовой политики Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградского). СПб., 1895.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Предпосылки золотой реформы:

деятельность предыдущих министров финансов Бунге и Вышнеградского, принимавших все возможные меры на пути создания бездефицитного бюджета;

Крымская война значительно ухудшило финансовое развитие России, для того чтобы вывести страну из ситуации постоянного дефицита бюджета, необходимо было «поставить нашу валюту на прочное основание»;

было необходимо улучшить состояние государственного хозяйства страны, особенно обеспечить возможность промышленного развития.

Результаты золотой реформы:

- денежная реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля;

денежное хозяйство было поставлено на один уровень с хозяйством западноевропейских государств;

золотая реформа улучшила государственное хозяйство вообще и дала значительный толчок развитию промышленности России;

стабилизация курса рубля способствовала расширению внешнеторговых связей России;

денежная реформа дала Росси возможность сравнительно

ОТВЕТ:Бунге-министр финансов 1881-1886,председатель Кабинета министров в 1887-1895

Сторонинк политики протекционизма,основные меры:
1)повышение таможенных пошлин
2)поддержка частных акционерных банков
3)реформирование системы налогообложения и введение новых налогов на недвижимость,промыслы,торговлю,денежные операции
4)ликвидация временнообязанного состояния крестьян и понижение выкупных платежей(1881)
5)1885-отмена подушной подати


Вышеградский-мин финансов 1887-1892
продолжает политику протекционизма
1)новый таможенный тариф(1891)
2)повышены косвенные налоги и расширено налогообложение торговых и промыш предприятий
3)усиление роли государства в регулировании хоз. деятельности
4)подчинение частных железных дорог государству
ДОБИЛСЯ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Витте-министр финансов 1892-1903,председатель Комитета министров с 1903,председатель Совета министров 1905-1906
Сторонник ускоренного промышленного развития.
1)жесткая налоговая политика,увеличение косвенных налогов,введение гос.винной монополии(1894)
2)протекционизм,призванный защитить рос. промышленность от иностранных конкурентов
3)финансовая реформа(1897).Введение золотого обеспечения рубля и его свободная конвертация
4)широкое привлечение в страну иностранного капитала

Во время кризиса начала 80-х годов Министерство финансов возглавил видный ученый-экономист, либеральный публицист

Н.Х. Бунге. Став министром финансов (1881 – 1887), он сосредоточил усилия на создании необходимых предпосылок для нормализации денежного обращения. Однако дефицит государственного бюджета ему преодолеть не удалось. За период 1881 – 1887 гг. он составил 579,5 млн руб. Как и раньше, покрытие осуществлялось за счет внешних и внутренних займов. На 1 января 1887 г. государственный долг достиг 6,5 млрд руб. В конце 1886 г. Бунге оставил пост министра финансов. К этому времени в общей форме сложилась концепция будущей денежной реформы, сущность которой заключалась в девальвации рубля и переходе на золотую валюту.

В 1887 г. министром финансов (1887–1892) был назначен известный ученый, опытный биржевик и руководитель нескольких акционерных обществ И.А. Вышнеградский. Программа нового министра финансов предусматривала расширение государственного вмешательства в экономику, рост косвенных налогов. Большое значение в обеспечении активного платежного баланса Вышнеградский придавал иностранному капиталу. В 1889–1891 гг. Министерство финансов получило пять займов на сумму 425,1 млн золотых рублей. Эти меры позволили активизировать платежный баланс и обеспечить накопление золотого запаса с 273,7 млн руб. в 1888 г. до 581,5 млн руб. в 1893 г. К 1891 г. Министерство финансов сочло возможным начать проведение денежной реформы. Однако неурожай 1891 – 1892 гг. отсрочил ее осуществление.

В 1892 г. пост министра финансов (1892–1903) занял С.Ю. Витте. Он продолжил претворение в жизнь программ хозяйственного развития своих предшественников. Его экономическая программа была направлена на достижение Россией полной экономической независимости. Активная роль в этом процессе отводилась государству. По мнению Витте, поощрение отечественной промышленности и сельского хозяйства являлось важнейшей задачей государственных финансов и всей кредитной системы страны. В индустриализации промышленности Витте видел основу экономической и политической стабильности.

Для достижения поставленных целей программа предусматривала увеличение инвестиций в промышленность, расширение промышленного кредита, стимулирование частного предпринимательства, улучшение торгового и платежного балансов, развитие сети общего и профессионального образования и т.д. Учитывая, что внутренних источников финансирования индустриализации было недостаточно, программа предусматривала широкое привлечение иностранного капитала и обеспечение гарантий иностранным инвесторам.

Узловым пунктом экономической программы стало проведение денежной реформы. Добиться положительных результатов, по мнению Витте, можно было лишь в том случае, если денежная система будет обладать надежностью и стабильностью. Ее устойчивость должен был обеспечить монометаллизм – введение в обращение золота. Для увеличения золотого запаса были получены иностранные кредиты, введены высокие косвенные налоги на товары повседневного спроса, подняты поземельный налог и гербовый сбор, доход от которого составил около 1,5 млрд руб. В 1895 г. была введена винная монополия. Ежегодные поступления в казну выросли на 340 млн руб. В 1897 г. был принят закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Россия перешла к системе золотого стандарта, существование которой продолжалось до первой мировой войны.

В мае 1881 года пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н.Х.Бунге. Главную задачу правительства он видел в принятии законов, благоприятных для развития экономики. На первое место он ставил реформирование налоговой системы. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, добился снижения выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати. Чтобы возместить потери государства от этих мер, он вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть. Облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, повышались таможенные пошлины. Были приняты меры по развитию российской промышленности. Повышение таможенных пошлин явилось одной из таких мер. Они не только приносили доход в казну государства. Бунге воспринимал их еще как меру, ограждающую отечественную промышленность от иностранного соперничества. Пошлины поднимали цену иностранных товаров, это снижало их конкурентоспособность и благоприятно влияло на развитие внутреннего производства.

В 1887 году Бунге ушел в отставку, и его кресло занял профессор И.А.Вышнеградский. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная способность рубля повысилась.

Правительство продолжило политику повышения таможенных пошлин.

В 1891 году учрежден новый таможенный тариф. Теперь повышенными сборами стала облагаться и ввозимая продукция машиностроения, а не только сырье, как было раньше.

Вышнеградский многое сделал для привлечения в страну иностранного капитала. Этому способствовали в том числе и высокие таможенные пошлины: иностранные компании открывали свои заводы и фабрики в России, чтобы их товары были конкурентоспособными в цене. В результате появлялись новые производства, новые рабочие места и новые источники пополнения государственного бюджета.

В 1892 году министром финансов был назначен С.Ю.Витте. Он продолжил экономическую политику своих предшественников. Витте разработал экономическую программу, которая предусматривала:

- проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение госмонополии на производство и продажу водки;

- дальнейшее увеличение таможенных пошлин для защиты развивающейся российской промышленности от иностранной конкуренции;

- денежную реформу с целью укрепления рубля;

- широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Программа, одобренная Александром

выдвинул программу социально-экономических реформ. Предложил развивать частную крестьянскую земельную собственность, переселенческое движение, рабочие союзы, привлекать рабочих к участию в прибылях предприятий и т.д. В 1859-1860 участвовал в выработке выкупной операции крестьянской реформы 1861. В 1862-1866 был управляющим Киевской конторой Госбанка.

За время пребывания Бунге в должности министра приняты законы об обязательном выкупе (1881), замене оброчной подати с государственных крестьян выкупными платежами (1886), подготовлен законопроект об отмене круговой поруки; создан Крестьянский банк (1882); проведены податные реформы: отмена соляного налога (1880), подушной подати (1882–1886), снижен размер выкупа (1881), повышен государственный земельный налог (1883), преобразовано торгово-промышленное обложение (1884–1885) и др. В 1881–1886 возрастали акцизы на сахар и табак, питейный сбор, таможенные пошлины; осуществлялись выкуп в казну частных и строительство государственных железных дорог. Бунге провел закон о возобновлении повсеместного создания акцизных частных банков (1883), выступал против льгот поместному дворянству и создания Дворянского банка (1885). Для подготовки денежной реформы под руководством Бунге осуществлялось изъятие из обращения кредитных билетов, накопление золотого запаса и заключение внешних металлических займов. По инициативе Бунге начал издаваться журнал «Вестник финансов, промышленности и торговли» (1885), утверждены первые акты фабрично-заводского законодательства. Сторонник сокращения вооруженных сил и мирной внешней политики. Меры Бунге не ликвидировали бюджетный дефицит и инфляцию

Назначение на пост министра финансов Н.Х. Бунге положило начало подготовке новой денежной реформы и изменения в системе налогообложения. Бунге провел следующие преобразования в налоговой системе: ввел налогообложение на неподатные сословия, акцизные сборы с алкогольной продукции, налогом облагались доходы от ренты и зарплаты.

Для преодоления дефицита бюджета Бунге начал накопление валюты из таможенных сборов, проводя политику протекционизма. В результате в 1887 г. золотой запас в Государственном банке составил 84,3 млн. руб. В 1887 г. Бунге отменил подушную подать.

Большое внимание Николай Христофорович уделял вопросам расширения внутреннего рынка, способствовал увеличению финансирования промышленности.

Немаловажное значение в деятельности Бунге занимал крестьянский вопрос, решением которого он пытался ликвидировать негативные последствия крестьянской реформы 1861 г. Он занимался переселением малоземельных крестьян.

Последней мерой, за которую Бунге ратовал, было введение подоходного налога, но это ему не удалось и стало одной из причин его отставки.

И.А. Вышнеградский (1887-1892)

Деятельность нового министра финансов была направлена на активизацию платежного баланса. Его карьера началась с форсирования хлебной торговли с Западом. Вывоз пшеницы с 1887 г. по 1895 г. увеличился в 1,5 раза. Для поощрения хлебной торговли государство подсинило себе железнодорожную тарифную систему, подняло пошлины. Вышнеградского обвиняли в выдвижении лозунга: «Не доедим, но вывезем!». В неурожайные годы 1891, 1892 хлебные губернии поразил голод, на борьбу с которым были брошены казенные средства, которых недоставало и общественные силы. В урожайные годы Вышнеградскому удавалось составлять бездефицитные бюджеты. Он провел смелую операцию по конверсии старых займов (понижение процента или изменение срока погашения).

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 378 | Нарушение авторских прав

Читайте также: