Реформа 1649г с заменой прямых налогов косвенными привела

Опубликовано: 15.05.2024

«Дщерь Петрова», как величал императрицу Михайло Ломоносов, известна в русской истории благодаря огромной коллекции платьев и тем, что её скоропостижная смерть круто изменила ход Семилетней Войны. Однако именно при ней были проведены важные финансовые реформы, увеличившие мощь Российской империи.

Елизавета берется за дела

Взойдя на престол в 1741 году, императрица Елизавета Петровна стремилась во всех своих делах следовать начинаниям великого отца, Петра I. Именно поэтому одним из первых её решений было следующее: главным инструментом государственной политики снова становился Сенат, обладавший правом законодательной инициативы. Благодаря этому органу в России стали возможны преобразования большого масштаба. Более того, Сенат мог заниматься государственными делами в текущем порядке, что делало его работу более эффективным.

Главным «движителем» экономических преобразовании был дальновидный и талантливый граф Петр Шувалов. Этот тяготевший к военной дисциплине государственный деятель видел необходимость в унификации и получении точных сведений о населении страны и его экономическом состоянии. Именно для этого была проведена масштабная перепись податного населения, которая и стала основой будущих реформ.

Даешь внутренний рынок

Перепись показала, что многие сословия в Российской империи активно включаются в торговлю, участвуют в товарообороте, однако процветание страны сдерживают многочисленные мелочные пошлины и внутренние таможенные сборы. Эта система, затруднявшая свободное перемещение товаров из одной провинции в другую, досталась стране в наследство от эпохи раздробленности, когда на месте единой России существовали различные княжества со своими налогами, пошлинами и мерами весов.

Систему реформировали при Алексее Михайловиче, однако Торговый и Новоторговый уставы больше заботились об ограничении иностранного засилья. Стране был необходим единый рынок, и Указом Елизаветы от 31 декабря 1753 года в России таковой появился. Решение императрицы позволило оживить торговлю между регионами, страна теперь была экономически одним целым.

Поддержка предпринимателя

В своем государственном мышлении Елизавета и её советники (в их числе и Шувалов) смотрели немного дальше Петра I. Если при великом реформаторе государство само было основным драйвером развития страны, основывая заводы, мануфактуры и приписывая к ним крестьян целыми деревнями, то теперь было решено поощрять частное предпринимательство. Хотя на купцов и им подобным в русской культуре традиционно смотрели косо, в XVIII веке за «торговые дела» начали приниматься и дворяне.

В частности, популярным занятием среди знати стало производство алкоголя, хорошо продававшегося по кабакам большой страны. Чтобы поддержать предприимчивых, Елизавета утвердила дворянскую монополию на винокурение, теперь все незнатные владельцы таких заводов были вынуждены закрыть или продать свои предприятия. Стоит отметить, что при этом торговля алкоголем прочно оставалась в руках государства.

Финансовый гений

Перепись населения высветила еще одну важную проблему: за период правления Анны Иоанновны среди крестьян и посадских накопились значительные недоимки по подушной подати. Народу было тяжело платить налоги, да и система работала неэффективно. Поэтому граф Шувалов чуть ли не первым в русской истории предложил постепенно отходить от подушной подати к косвенным налогам. Косвенные налоги существовали и раньше, но взимались неэффективно и были зачастую весьма экзотическими, например, на сосновые гробы или бани.

Шувалов предложил императрице значительно увеличить цены на соль и вино, наиболее ходовые товары, торговля которыми была государственной монополией. У косвенного налогообложения было и еще одно преимущество: его нагрузка распределяется не только на все сословия, а не только на податные, ведь соль и алкоголь нужны всем. Результаты реформы не заставили себя долго ждать: за 1749-1761 г.г. доходы казны от продажи соли и вина выросли втрое. Добавили денег в казну и протекционистские меры: Елизавета увеличила пошлины на ввоз товаров в страну.

Тратьте!

Интересна и другая особенность правления Елизаветы. Мы традиционно считаем, что ее расточительство отягощало казну, однако покупая дорогие платья и устраивая грандиозные пиры, императрица подавала пример дворянству: тратьте! Доходило до абсурда: рассказывают, что когда знатные дамы и кавалеры покидали императорский бал, специально присланные лакеи ставили на их платьях и камзолах страшные пятна дегтем.

На следующем балу необходимо было появиться в новом одеянии. По-своему такая политика созвучна идеям английского экономиста Бернара Мандевиля, который в своей «Басне о пчелах», изданной в 1714 году писал, что расточительство вовсе не является корнем бедности, но, напротив, подстегивает экономику страны.

Банки

Для занятия предпринимательством и роскошного образа жизни дворянства стране недоставало банков. Ведь именно эти стабильные финансовые организации могли обеспечивать дворян и купцов необходимыми ссудами.

В правление Елизаветы Петровны были созданы первые русские банки: Дворянский, Купеческий и Медный (Государственный). Первый из них оказался весьма важным инструментом для поддержания дворянского сословия, выдавая ссуды до 10 тысяч рублей под 6% годовых.

Обычно мы говорим о том или ином русском царе в контексте его внешнеполитических успехов. Они были и у Елизаветы: выигранная война со Швецией в начале правления и успехи русского оружия в Семилетней в конце жизни.

Но все же важно признать огромную заслугу императрицы в деле увеличения экономической мощи страны. Размышляя о преобразованиях Елизаветы Петровны, невольно задаешься вопросом, а не был ли знаком ей и её сподвижникам знаменитый ныне китайский принцип: богатый народ – сильное государство?

date image
2015-10-13 views image
4218

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Глава 1. Теоретические аспекты косвенного налогообложения в Российской Федерации

История возникновения косвенного налогообложения в России

Финансовая система Древней Руси начала складываться только в конце IX века с объединением Древнерусского государства и принятием христианства в 988 году. Основным видом платежей в княжескую казну в то время была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен.

Косвенное налогообложение существовало в Древней Руси, начиная с X века, в виде различных торговых пошлин: «мыт» - за провоз товаров через городские заставы, «перевоз» - за перевоз товаров через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» - за право устраивать рынки, - а также судебных пошлин. Судебная пошлины, называвшаяся «вирой», взималась за убийство, а судебная пошлина «продажа» - как штраф за другие преступления.

Косвенные налоги в виде пошлин стали основным источником доходов русской казны в период татаро-монгольского ига, поскольку все прямые налоги уходили в Орду. Наиболее доходными были торговые сборы.

После свержения татаро-монгольского ига Иваном III (1462-1505) были введены косвенные налоги - акцизы и пошлины.

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) система налогообложения России была упорядочена. В 1653 г. в России был издан Торговый устав, определивший внешнюю таможенную пошлину в размере 8 или 10 денег с рубля, то есть 4 или 5 копеек. А иностранцы, помимо этого, должны были платить еще таможенную пошлину - 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров - и, дополнительно, проездную пошлину - 4 деньги с рубля. Таким образом, для иностранных купцов пошлины составляли 12-13%. В соответствии с Новоторговым уставом с 1667 г. при проезде вглубь страны иностранцы стали платить еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Особую роль в становлении и развитии налогообложения сыграла эпоха реформ Петра I (1682-1725). Была существенно упорядочена система налогов и; сборов. Однако налоговая система оставалась достаточно сложной и включала такие налоги, как налоги на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

В годы царствования императрицы Екатерины II (1762-1796) налогообложение несколько упростилось.

Налоговая система России XIХ века отличалась взиманием косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны.

Интересно это время тем, что в 1810 г. Государственный совет России утвердил программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772-1839), многие идеи которого по организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Были введены акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г.- на табак, в 1848 г.- на сахар, в 1862 г.- на соль, в 1872 г.- на керосин, в 1866 г.- на дрожжи, на осветительные нефтяные масла - в 1887 г., на спички - в 1888 г.

Особо отметим, что традиционно одним из важнейших объектов косвенного налогообложения в России были спиртные напитки. В этой связи рассмотрим действие введенной с 1863 года акцизной системы.




Сущность акцизной системы состояла в следующем:

- производство вина, водки, пива, меда и продажа спиртных напитков, как оптовая, так и розничная, признается вольным промыслом;

- государственный доход с введением акцизной системы складывается из:

-акциза от производства спиртных напитков;

-патентной платы с питейных заведений и заводов по производству спиртных напитков.

Величина акциза зависела от крепости спиртных напитков, и акциз взимался, исходя из расчета в напитках чистого 100% (100-градусного) спирта. Первоначально он был установлен в размере 3-4 копеек с каждого градуса, а затем неоднократно увеличивался – до 10 копеек.

Использование этой акцизной системы привело к целому ряду отрицательных последствий, а именно: вытеснялись мелкие заводы, связанные с местным земледелием, в стране наблюдалось перепроизводство спирта, розничная продажа спиртных напитков сосредоточилась в руках немногих крупных торговцев. Однако доходы государства от производства и продажи спиртных напитков выросли с 123 млн. рублей в 1863 г. до 228 млн. рублей в 1879 г., и эта акцизная система просуществовала в неизменном виде 30 лет.

Дальнейшая реорганизация взимания налогов со спиртных напитков продолжилась в начале 90-х годов XIX века, и к 1909 г. во всех губерниях страны акцизная система была заменена на государственную монополию на продажу водки. Доходы государственного бюджета от производства и продажи спиртных напитков стали делиться на доходы от монополии на водку и доходы от спиртных напитков, то есть акцизов на пиво, вино, мед и т.п. Государство присвоило себе исключительное право на продажу спирта и водки, а частым лицам было позволено содержать питейные заведения и продавать в них водку и спирт только на комиссионных началах.

Формально целью установления винной монополии была борьба с алкоголизмом. Однако истинной причиной к введению винной монополии послужили стачки виноторговцев и фабрикантов спиртного в восточных губерниях страны, где вся виноторговля была монополизирована несколькими крупными торговцами, которые диктовали цены на спиртные напитки. Излишне высокие цены на спиртные напитки были опасны для государственного бюджета, поскольку значительно снижалась покупка алкоголя и, как следствие, доходы государства. По этой причине государственная монополия на продажу спиртных напитков первоначально была установлена как раз в восточных губерниях страны. Таким образом, главная цель введения государственной винной монополии - увеличение поступлений в государственный бюджет.

Экономический эффект от винной монополии был достигнут. Общий валовой доход от нее за период с 1885 по 1901 год составил 955,6 млн. рублей при совокупных расходах, связанных с торговлей спиртными напитками 292,6 млн. рублей. Следовательно, чистый доход от винной монополии составил 662,8 млн. рублей. В последующие 8 лет чистый доход от продажи спиртных напитков стабильно возрастал и в 1908 г. составлял 509 млн. рублей.

В начале XX века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов. При этом с 1863 года и до конца 20-х годов XX века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. -2011

В России по отчету Государственного контроля по исполнению государственной росписи в 1901 г. косвенные налоги (питейный, табачный, сахарный, нефтяной, спичечный и таможенный) дали 686630 т. р. при 130890 т. р. доходов от прямых налогов и 1799451 т. р. всех обыкновенных государственных доходов. Но доход от казенной продажи нитей, являющийся, в сущности, также косвенным налогом, в наших росписях причислен к доходам от регалий. В 1901 г. он составил и 153387 м. р. Таким образом, в названном году косвенные налоги дали около 1 /2 всех наших обыкновенных государственных доходов.Учебник финансового права. Иловайский С.И. - Одесса, - 1904г. // Allpravo.Ru -2005.

Перед началом Первой мировой войны доходы бюджета составляли 3522 млн. рублей (в том числе от казенной винной монополии 935,8 млн. рублей), расходы бюджета - 3303 млн. рублей. Косвенные налоги составляли 59% общего объема собираемых налогов, равного 1204,5 млн. рублей. При этом доля таможенных сборов в косвенных налогах составляла 49,6%, акциза на сахар - 21,1%, акциза на табачные изделия и спички - 13,9%.

Заметим, что косвенные налоги для России (впоследствии и для СССР) были более важным, чем прямые, источником поступления средств в государственный бюджет.

С началом Первой мировой войны правительство столкнулось с массовыми требованиями о повсеместном запрещении продажи спиртных напитков вплоть до окончания военных действий. Соответствующее решение правительства было принято 23 августа 1914 г., весной 1915 г. были закрыты последние «очаги» продажи спиртных напитков в России: буфеты и вагоны-рестораны. С этого момента действие винной монополии закончилось. Следует отметить, что чистый доход от винной монополии за период с 1895 по 1913 гг. составил 7 млрд. рублей.

В 1918-1921 гг. налоговая система в стране практически разрушилась. Основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. Применялась контрибуция с богатых - высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

1921-1930 годы, период НЭПа, характеризовались восстановлением и развитием налогообложения. В 1921-1923 гг. преобладающее значение получили косвенные налоги – были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Однако основу налоговой системы составляли прямые налоги.

В период с 1931 по 1941 год в результате налоговой реформы 1930-1932 гг. была ликвидирована созданная во время НЭПа налоговая система. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Значительно видоизменились косвенные налоги - была полностью упразднена система акцизов, но в государственный бюджет поступали таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы.

В условиях плановой экономики налогообложение товаров сводилось к расчету разницы между фиксированными розничными ценами и затратами на производство, которая перечислялась в бюджет.

До начала рыночных преобразований в России практически отсутствовали элементы налоговой системы, свойственные странам с рыночной экономикой. Реформа, проведенная в 1930 г., установила основные платежи государственных предприятий: налог с оборота и отчисления от прибыли, которые просуществовали до конца 80-х гг., косвенные налоги были представлены таможенными пошлинами, акцизами и налогом с продаж.

1991 год - начало построения новой налоговой системы. В этот период был принят ряд основополагающих нормативных документов, и в том числе:

- 6 декабря 1991 года - Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1;

- 6 декабря 1991 года - Закон РСФСР «Об акцизах» № 1993-1.

- 27 декабря 1991 года - Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» №2118-1.

Принятие Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который установил общие принципы построения налоговой системы, перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, стало первым шагом на пути создания новой многоуровневой налоговой системы с большим количеством налогов. Закон закрепил за Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти право установления и отмены налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам.

Можно сказать, что этот Закон создал налоговую систему новой России: налогоплательщиками были объявлены юридические и физические лица - предприятия и иные хозяйствующие субъекты, отчислениями которых в государственный бюджет стали налоги, сборы, пошлины и другие платежи; перестали учитываться особенности форм собственности налогоплательщиков. Объектами налогообложения стали доходы (прибыль), стоимость товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц (или его передача), добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и другие объекты, установленные законодательными актами. Таким образом, новая налоговая система стала унифицированной.

С принятием 6 декабря 1991 года Закона РСФСР «О налоге на добавленную стоимость», помимо действующих косвенных налогов (таможенных пошлин и акцизов), в налоговую систему России был введен новый для отечественной экономической практики косвенный налог. Налог на добавленную стоимость фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

Нормы Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратили свою силу с введением 1 января 1999 г. Налогового кодекса РФ (часть первая).

С 1 января 2001 г. были введены в действие гл. 21, 22, 23 и 24 части второй Налогового Кодекса РФ. С введением в действие этих глав утратили силу Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 и Федеральный закон «Об акцизах» (в редакции Федерального закона от 7 марта 1996 г. № 23-Ф3).

После кризиса 1998 г. в качестве чрезвычайной фискальной меры был введен налог с продаж (Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1 от 27.12.1991 в ред. от 29.12.1998). Законом РФ № 148-ФЗ от 27 ноября 2001 года глава 27 «Налог с продаж» была введена в часть вторую НК РФ. Следует отметить, что существование налога с продаж при наличии НДС представляло собой двойное налогообложение, так как эти налоги имеют единую налоговую базу. Налог с продаж отменен с 1 января 2004 года.

До конца 15 века чеканкой монет занимались самостоятельно почти все княжества Руси – Тверское, Рязанское, Нижегородское и пр. Князь Иван III стал запрещать чеканку денег всем князьям, входившим в состав единого государства. Он утвердил московскую денежную эмиссию. Но параллельный денежный выпуск в Новгороде Великом продолжался до времен Ивана IV. Его мать, Елена Глинская, в 1534 году сделала определенные шаги к созданию единой денежной системы. Она ввела жесткие правила чеканки монет по стандартным образцам (весу, оформлению), причем нарушение этих стандартов строго каралось. При ней были выпущены серебряные денежки мелкого веса, на которых был изображен всадник с мечем в руках – мечевые деньги. На деньгах более крупного веса изображался всадник-воин, поражающий копьем змея – копейные деньги, которые позже получили название копейка. Эти денежки были неправильной формы, величиной с арбузное семечко. Выпускались и более мелкие монеты – полушки, или ¼ копейки, с изображением птицы и др. До конца 16 века на монетах не указывался год выпуска. При царе Федоре Иоанновиче стали выбивать дату «от сотворения мира».

И все же самым важным фактором неустойчивого денежного обращения была острая нехватка благородных металлов, и прежде всего серебра. Со времен Киевской Руси в течение многих лет веков для денежного обращения использовались иностранные монеты. При царе Алексее Михайловиче с 1654 года на немецких и чешских талерах надчеканивалось государево клеймо в виде всадника с копьем или двуглавого орла дома Романовых.

К середине 17 века в силу ряда причин государственная казна была практически пуста. Еще сказывались последствия польско-шведской интервенции и «смутного времени». Несколько лет подряд был большой неурожай и эпидемии чумы. Много шло на содержание войны с Польшей и Швецией.

Чтобы покрыть расходы правительство ввело сначала неполноценные серебряные, а затем, в медные деньги с принудительным официальным курсом, по которому медная копейка равнялась серебряной того же веса. Это привело к обесцениванию денег и росту цен. За одну серебряную копейку сначала давали 4, а позже 15 медных копеек. Со служилым и посадскими людьми государство расплачивалось медью, а налоги требовало серебром. Крестьяне отказывались продавать продовольствие на медные деньги. Это привело к снижению уровня жизни и к Медному бунту в Москве в 1662 году, который был жестоко подавлен, а медные монеты изъяты из обращения.

В 17 веке стремление государства к упорядочиванию валютно-финансовой системы усилилось в связи с постоянным ростом государственных расходов на армию и административного аппарата, царского двора.

В 1680 году в России был принят первый государственный бюджет. Основная часть доходов – прямые налоги с населения, установлено подворное налоговое обложение вместо посошной подати. Это увеличило количество налогоплательщиков за счет холопов и других категорий населения, с которых раньше налоги не брали. Крупная статья доходов – косвенные налоги на соль и другие товары и таможенные пошлины. Отдельная статья – казенные монополии – водка внутри страны, за пределами хлеб, икра, соболий мех и т.д.

Но все эти источники доходов не покрывали расходную часть, и государственный бюджет оставался дефицитным, поэтому были нужны коренные реформы.

Развитие экономики России в 15-16 вв. связано, прежде всего, с постепенным закрепощением крестьян. По договору с землевладельцами они занимали определенные участки земли и платили за них условленный денежный или натуральный оброк, а также исполняли некоторые повинности: барщину или издолье.

С годами задолженность крестьян землевладельцам росла, т.к. они были вынуждены занимать деньги или хлеб у своих землевладельцев при всяких хозяйственный нуждах и уже не могли уйти, не расплатившись с долгами. Это все крепче привязывало должников к землевладельцам.

В 14-15 веках крестьяне имели право переходить от одного барина к другому достаточно свободно. Они должны были заплатить за пользование землёй оброк.

С конца 15 века постепенно увеличивается оброк. Одновременно возрастает количество барщинных дней (до 5 дней в неделю) → увеличение долгов. Крестьянин не мог уйти от барина не расплатившись по долгам→массовое бегство крестьян.

1497год – судебник Ивана 3. В нём был определён “Юрьев день”. При этом в судебнике было точно записано, что крестьянин может перейти лишь заплатив пожилое. Если крестьянин уходил не в эти сроки или не заплатил, то он объявлялся беглым→юридическая неповиновенность крестьян.

В 16 веке и феодалы и царская власть обеспокоены этим положением и происходит ужесточение перехода крестьян. С 1582-1586 – введены “заповедные лета”, т.е. годы в течение которых запрещался любой уход крестьян.

С 1581 – “песцовые книги”, в этих книгах была определена принадлежность крестьянина к какому-либо феодалу. В этот же период появляется понятие “урочные лета” – это годы в течение которых осуществляется поиск беглых крестьян (ок 5 лет). В 1649 – окончательное закрепощение крестьян. На земском соборе было принято соборное уложение: бессрочный поиск крестьян; крестьянин вместе со всей своей семьёй и имуществом объявлялся собственностью феодала.

Торговля Московской Руси с Западом в XVI – XVII вв. Новоторговый устав.

1553 год – начало торговых отношений с Англией.

1637 – Архангельск – “Московские ворота на запад”

1677 устье сев Двины – торговля с Голландцами и французами; 1695 – шведы

Россия привлекала западных купцов обилием сырья и высокой покупательской способностью серебра (не коснулась революция цен). Свободная торговля, без посредников. Основные пункты ведения торговли – Вологда и Устюг – позже, Архангельск.

1667 – Новоторговый устав (10% пошлина от цены на ввозимый товар). Запрещена розничная торговля иностранцам, а оптовая – только в Архангельске. Со второй половины 16 века – активное привлечение иностранцев в Россию. Положено начало тульскому оружейному заводу, производству бутылочного стекла в Москве, Олонецкому горному округу. Ряд товаров объявлен монополией государства – стабильный источник прибыли в казне. Торговля носила ярмарочный характер – Макарьевская (Нижний Новгород) и Ирбитская (Сибирь). Оживление внутреннего рынка. Устав всячески поощрял сокращение импортных операций и увеличения экспорта в целях привлечения в казну дополнительных денежных средств. В этом большая заслуга принадлежала А. М. Ордыну – Нащекину, российскому государственному деятелю при царе Алексее Михайловиче.

Промышленная политика Петра I.

Стержнем всех реформ стала Сев война (1700-1721). Потребности войны вызвали бум в суконной, сапожной и военной пром-ти. Поступление импорта с Запада затруднено. Появляются мануфактуры: металлургические, суконные, кожевенные. Формируются промышленные центры: текстильный (около Москвы), судостроение (Санкт-Петербург), металлургический (Екатеринбург).

Для поощрения создания новых предприятий предоставлялись следующие льготы:

· освобождение от государственных повинностей

· предоставление ссуд под низкий %

· субсидирование (безвозвратные денежные ссуды)

Строительство шло за счёт гос-ва, управление отдавалось частному лицу. Пётр 1 предоставил мануфактурам право использования принудительного труда: предприятию приписывались сёла и деревни, жители которых были обязаны отрабатывать барщину на мануфактурах.

Налоговая реформа Петра I.

Весь период царствования Петра I ознаменовался ростом налогового бремени. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя прямых преобразований. Появляется категория лиц, на кот возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. 1700г. введен налог с извоза. 1704г. с помола муки, с постоялых дворов, с дворовых бань. 1705 г. налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). Налог на въезд в столицу 2 коп. и на выезд 2 коп. Увеличение косвенных налогов увеличило и поступления в казну.

Была подсчитана сумма, необходимая для ежегодного содержания армии (разделили на количество крепостных крестьян – с каждого по 74 коп. в год).

Петр решился на реформу прямых налогов (т.е. отменил подворную подать и заменил подушной). Т.е. налог взимался не с целого двора а с души мужского пола (единицей налогообложения выступала «мужская душа»). Проводились переписи населения каждые 10-12 лет с целью определить количество реальных налогоплательщиков.

В 1724г. реформа была проведена и прямые налоги принесли 50% доходов в казну (ранее прямые налоги составляли 1/3 из ее доходов).

Налоговая реформа Петра І. Ее значение для России.

Роль Петра І в истории России велика и неоднозначна. Будучи великим реформатором, он расширил географические, экономические и культурные границы государства, создал великую империю. Но для простого народа эти же реформы стали тяжелым бременем.

Причины проведения реформы

Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена.
• Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым.
• В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада.
• Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота.
• Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты.
• Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость.
Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства.
Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия.
Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.

Этапы проведения налоговой реформы

Налоговая реформа Петра І проводилась поэтапно, а также имела два основных направления: это прямое налогообложение (налог зависит от дохода) и косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
Специально была учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Их обязанностью было изыскивать новые источники наполнения казны.
В 1698 году указом Петра І подтверждено право российских городов собирать деньги с городского населения (стрелецкие) и оброчные деньги, обходя при этом воевод и приказных людей. Чтобы те не злоупотребляли своим положением. При этом население городов, согласившихся на это, должно было оплачивать государству окладной сбор в двойном размере. Со временем эта реформа стала обязательной для всех городов, хотя уплату двойного оклада отменили.
С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей, налоги с плавучих судов, с постоялых дворов, с продажи съедобного, ледокольный налог, налог на бани, на соль и другие. Налогами облагалось даже вероисповедание. В 1705 году стараниями прибыльщиков ввели налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города. Всего с людей бралось около 30 различных налогов.
Кроме этого, была введена монополия на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.
Налоговая реформа должна была наполнить государственную казну, но несмотря на такую жесткую систему налогообложения, денег в бюджете не хватало. В 1710 году дефицит бюджета составлял одну седьмую от части государственных доходов.
В 1719 году был введен горный налог. Его налоговая ставка - одна десятая доли всей добычи ископаемых, уплачивалась натурой.
В 1718 году был издан Указ о переписи населения (ревизии), целью которой была подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога). С 1720 года по распоряжению Петра І перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.
В 1724 году взамен подворного налога была введена подушная подать. Налог стали брать не со двора, а с души. Таким налогом облагалось все мужское население, кроме дворян и духовенства. Для сбора подушной подати, в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.
Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население.
Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов.
Трудности подушной подати были в том, что между проведениями ревизий, из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Историческое значение реформы

Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась.
Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет.
Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами.
Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.

Предпосылки финансовой реформы Петра 1

Как известно, государство нуждается в деньгах для развития, а также для защиты от внутренних и внешних угроз. Не стал исключением и Петр 1. Основными причинами финансовых реформ для Петра 1 стали:

  • создание в кратчайшие сроки регулярной армии и флота,
  • модернизация государства.

Правившие до него цари использовали подворное налогообложение, а это не удовлетворяло финансовым запросам Петра 1, поэтому в казне стали появляться недоимки или, по-просту говоря, — дыры.

Все это сподвигло его на проведение финансовых реформ, хотя в первые годы они были не совсем удачные.

Денежная реформа Петра 1

Уже в 1703-1706 годах стали часто появляться недоимки из-за Ратушей — эти недоимки могли дорого стоить, так как подрывали безопасность страны. Нет денег — нет армии и флота.

В то время неплохой доход страна получала от продажи товаров за границу.

Но просто перечеканивать монеты было не выгодно. Чтобы как то решить это Петр 1 ввел новые монеты.

Раньше копейка не было основной денежной единицей и равнялась 2 деньгам. После чеканки новых монет копейка являлась основной денежной единицей.

Правда, при чеканке новых монет Петр 1 не раз снижал вес и пробу этих монет, а это в свою очередь вызвало рост подделок.

Эта мера по перечеканке монет действительно помогла на первых этапах, но имела ужасные последствия в будущем — русская монета обесценилась, цены поднялись практически на 100 процентов.

Расходы страны продолжали увеличиваться, а доходы не стремились подниматься.

Чтобы содрать с населения побольше денег Петр 1 обложил налогом почти всю хозяйственную деятельность.

Он ввел до 30 разных налогов для населения, основные из них:

  • налог на рыболовство,
  • налог на ношение бороды для старообрядцев,
  • даже дубовые колоды, которые использовались в изготовление гробов, так как знал, что народу мрет много и постоянно, соответственно доход приличный,
  • еще много других налогов, которые усложняли и так не легкую жизнь населения.

В 1705 году проходило переустройство армии и флота, а это значит, что расходы на переформирование армии и флота выросли.

Только введением новых налогов и перечеканкой монет эти расходы не покрыть, поэтому Петр 1 решил монополизировать торговлю частью товарами.

Обретая единственные права на торговлю определенным товаром Петр 1 обеспечил неплохой финансовый приток в казну, а это было крайне необходимо в виду проведения военных реформ.

Также были созданы должности специальных агентов, которые продавали определенный казенный товар в крупных европейских городах.

Так как все принятые меры все равно не давали должного результата, то Петр 1 опять не пренебрег использовать перечеканку монет.

Так с 1711 года он приказал запретить чеканить мелкую серебряную монету, а заменить ее медной.

Через несколько лет эта мера привела практически к полному выходу мелких серебряных монет.

Если раньше при попытке замены серебра медью это заканчивалось бунтом (Медные бунты), то теперь, имея сильную власть, население было более сдержанно при проведение денежной реформы Петром 1.

Подушная подать

Петра 1 не на шутку волновали вопросы уменьшения населения страны.

Но как оказалось на самом деле, причина не была столь серьезной. Чтобы избежать налогообложения население старалось всячески укрыться от уплат налогов. Так обычный крестьянин мог убежать и скрыться от переписи, а помещики существенно занижали количество трудоспособных налогоплательщиков.

Чтобы найти более эффективный способ пополнения казны Петр 1 пришел к коренным изменениям в налоговой системе.

Раньше налог брался с двора, а это ущемляло те дворы, где работоспособных людей было меньше. Например, налог был одинаков для двора с 30 и 10 людьми соответственно. Для этого некоторые хитрые помещики специально огораживали одной плетью несколько дворов и делали одни общие ворота, и при подсчете это считалось за 1 двор.

При введении подушной подати налог взимался с мужского населения любого возраста, кроме духовенства, солдат и дворян.

Сумма налога зависела от количества платежного населения и от суммы нужд армии и флота. Обычно эта сумма делилась на количество налогоплательщиков после последней переписи.

Введение подушной подати значительно увеличила доход государства от налогов по сравнению с подворной податью.

Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государева казна все пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши.

Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране.

Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов.

Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги, и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов. В 1718 году государство заинтересовалось в увеличение налоговых сборов.

Реформы Петра I. Цели реформ Петра I

Для этого была проведена перепись населения.

Перепись населения предоставляла право изымать налог, не с крестьянского двора, а с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет.

Закончились налоговые реформы Петра I с введения подушной подати. После «ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1рубль 14 копеек. Прошедшая перепись поставила вне закона вольных крестьян и не состоящих на службе. Сильно ужесточилось наказание за сокрытие беглых крестьян.

С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.

Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России очень были нужны выходы к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако такая налоговая реформа, отражалась на благосостоянии населения России.

Налоговые реформы Петра I и ее значение для России

1. Причины возникновения реформ

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

2.2 Реформа прямых налогов

2.3 Реформа финансового аппарата

3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

Список использованной литературы

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Страна не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.

Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.

Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России.

Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.

Цель моей работы — изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3.

Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.

Причины возникновения реформ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн.

рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.[1]

Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.[2]

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства.

Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс.

рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.

Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности — ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам.

Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.

Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.[3]

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

Налоговая реформа Петра I

Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки.

Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну.

Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д.

Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.[4]

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г.

вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно.

Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян — налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.[5]

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых.

Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

Читайте также: