Магистерская диссертация налог на прибыль организаций

Опубликовано: 01.05.2024

Налог на прибыль организации

ID (номер) заказа

Налог на прибыль организации

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Реферат, прокурорский надзор

Срок сдачи к 21 мая

1 вопрос, 3 задачи

Контрольная, управление качеством

Срок сдачи к 25 мая

проблемы защиты свидетелей и потерпевших по делам об организованной преступной деятельности

Срок сдачи к 31 мая

Выполнить решение ргр

Решение задач, ТАУ

Срок сдачи к 31 мая

Выполнить задание по физике

Срок сдачи к 22 мая

Стили делового поведения. Авторитет и компетентность. Техника личной работы.

Контрольная, Психология креативного менеджмента

Срок сдачи к 22 мая

Тема: Структура правоведения и функции юридической науки. 25 страниц;

Курсовая, Теория государства и права

Срок сдачи к 25 мая

Диплом по предмету «Макаронные изделия»

Диплом, Макаронные изделия

Срок сдачи к 24 мая

Отчет по практике, Менеджмент

Срок сдачи к 24 мая

Онлайн-помощь, Теория автоматического управления

Срок сдачи к 21 мая

Основы проектной деятельности

Реферат, Основы проектной деятельности

Срок сдачи к 23 мая

Текст для анализа : Повесть о Горе и.

Контрольная, Древнерусский язык

Срок сдачи к 24 мая

Нужна дипломная работа по теме: «Меры социальной поддержки многодетных.

Срок сдачи к 26 мая

Решить 10 задач

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 22 мая

Диплом почти написан. Надо переделать только расчеты в практической.

Диплом, Финансы бюджетной организации

Срок сдачи к 25 мая

проектирование технологической карты на усиление бутового фундамента здания путем устройства монолитных железобетонных обойм. Время выполнения работ по усилению фундамента – теплый период года.

Контрольная, реконструкция_задание на проектирование

Срок сдачи к 29 мая

Выполнить кр по теории упругости (сопромат)

Срок сдачи к 23 мая

Необходимо сделать проект(просто вордовский файл

Срок сдачи к 26 мая

47 106 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 517 Сдано работ: 4 517
Рейтинг: 74 192
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 001 оценка

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, диссертация

Описание

При формировании налоговой политики правительству важно обеспечить сочетание интересовналогоплательщиков и государства, стимулируя организации к ведению активной предпринимательскойдеятельности в целях увеличения поступлений налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сференалогообложения прибыли организаций, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов его замедления. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Поэтому одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Однако в настоящее время регулирующая функция налога на прибыль организаций и

Работа состоит из 1 файл

Введение.doc

При формировании налоговой политики правительству важно обеспечить сочетание интересов налогоплате льщиков и государства, стимулируя организации к ведению активной предпринимательской де ятельности в целях увеличения поступлений налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сфере налогообложения прибыли организаций, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов его замедления. Именно налог на прибыль является тем налогом , с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Поэтому одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Однако в настоящее время регулирующая функция налога на прибыль организаций используется недостаточно для обеспечения высоких темпов экономического роста.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена недостаточной разработкой теоретических и практических вопросов налогообложения прибыли организ аций в современной налоговой системе, а также существующими проблемами в механизме его исчисления и уплаты.

Приоритетным направлением на современном этапе является определение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующей функций налога на прибыль организаций, поскольку регулирующая функция данного налога напрямую связана с экономическим ростом, но реализуется значительно в меньшей степени, в отличие от фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельности организаций в экономике во многом зависит от его основных элементов - ставки , льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка и льготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулирование в экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и увеличение ВВП.

В этой связи представляет интерес исследование теоретических и практических аспектов исчисления и взимания налога на прибыль организаций в РФ, изучение исторического опыта и практики развитых стран.

Несмотря на наличие большого числа публикаций1, посвященных данной теме, вопросы применения дифференцированных налоговых ставок налога на прибыль для организаций различных отраслей экономики и введения инвестиционной льготы все еще остаются недостаточно проработанными как с научной, так и с практической точек зрения.

Проблема исследования определяется существующими противоречиями между необходимостью создания условий для стимулирования эко номического роста в РФ и превалированием фискальной функции налога на прибыль организаций в практике налогообложения.

Актуальность этой проблемы и ее неполная проработанность предоп ределили выбор темы диссертации, цели и основные задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по созданию эффективной системы налогообложения прибыли.

Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи: проанализировать эволюцию и выявить тенденции развития налога на прибыль организаций в современной налоговой системе России; исследовать международный опыт налогообложения прибыли и дать оценку возможности его применения в Российской Федерации;

1 Пансков В. Г. « Российская система налогообложения: проблемы развития », Малис Н.И. « Некоторые проблемы налогообложения прибыли », Вишневская Н.Г. « Регулирующая роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе » и пр. исследовать влияние налога на прибыль на деятельность организаций в действующей налоговой системе РФ; дать оценку современного механизма налогообложения прибыли организаций, выявить имеющиеся недостатки и обосновать перспективы его развития; определить налоговую нагрузку налога на прибыль организаций на экономику России и проанализировать причины ее изменения; разработать модель системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли, обеспечивающую реализацию оптимального соотношения регулирующей и фискальной функций налога на прибыль организаций, в целях стимулирования роста экономики РФ; на основе модели системного подхода разработать предложения по совершенствованию налога на прибыль организаций; оценить экономический эффект от внедрения в практику налогообложения прибыли организаций предложенных рекомендаций.

Объект исследования является система налоговых отношений, возникающих между организациями и государством при налогообложении прибыли.

Предметом исследования является совокупность теоретических аспектов и практических проблем, существующих в рамках действующего механизма налогообложения прибыли организаций.

Теоретическая и методологическая основы исследования. При подготовке диссертации использовались следующие общие методы научного познания: диалектический метод, исторический и логический анализ, системный подход и синтез, сравнение, экономико-статистический и кластерный методы анализа.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области налогообложения и государственного регулирования экономики. При рассмотрении теоретических вопросов были использованы труды классиков экономической теории: А. Смита , Д. Рикардо, В. Петти, К. Маркса, разработавших фундаментальные теории в области налогообложения. Более поздние публикации зарубежных экономистов Дж. Кейнса, А.Лаффера, Д.Милля, Ф.Найта, П.Самуэльсона, Д.Стиглица, М.Фридмана, И.Шумпетера явились важной основой для данного исследования. Изучены работы классиков русской экономической мысли: А.Исаева, И.Озерова, В.Твердохлебова, А.Тривуса, Н.Тургенева, И.Янжула.

В диссертации автор опирался на работы современных отечественных ученых, внесших значительный вклад в теорию и практику налогообложения: И.М.Александрова, А.В.Брызгалина, И.В.Горского,

A.З.Дадашева, И.В.Караваевой, М.В.Карпа, Г.Ю.Касьяновой, С.П.Колчина,

B.Г.Князева, О.Г.Лапиной, Л.Н.Лыковой, В.И.Макарьевой, Л.Я.Маршавиной, Н.И.Малис, С.А.Николаевой, Л.П.Павловой, В.Г.Панскова, С.Г.Пепеляева, Ю.В.Подпорина, В.М.Пушкаревой, В.М.Родионовой, И.Г.Русаковой, Н.А.Сердюковой, Н.Г. Сычева , Д.Г.Черника, С.Д.Шаталова, Т.Ф. Юткиной.

Основные положения диссертации проиллюстрированы таблицами, рисунками, информационной базой которых являются данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, законодательные акты федеральных и региональных органов государственной власти РФ, материалы Института экономики РАН , Института экономики переходного периода, публикации в периодической печати.

Научная новизна диссертационной работы заключается в выработке конкретных предложений по совершенствованию налога на прибыль организаций для решения практических проблем налогообложения прибыли в РФ. Наиболее существенные научные результаты, выносимые на защиту, заключаются в следующем: осуществлен комплексный анализ действующей системы налогообложения прибыли, что позволило определить влияние налога на прибыль организаций на деятельность хозяйствующих субъ ектов и инвестиционные процессы в экономике РФ за период 1992 - первое полугодие 2006 гг.; исследованы и оценены основные тенденции развития налога на прибыль в отечественной и зарубежной практике; проведен расчет и анализ налоговой нагрузки налога на прибыль на экономику России за период с 1992 по первое полугодие 2006 гг., выявлены причины ее изменения; построена модель системного подхода по совершенствованию налогообложения прибыли организаций в целях обеспечения условий роста экономики РФ; разработана методика применения дифференцированных ставок налога на прибыль организаций в целях выравнивания условий финансово-хозяйственной деятельности организаций различных отраслей экономики; предложено введение инвестиционной льготы для увеличения собственных источников финансирования орга низациями капитальных вложений и обоснована ее экономическая целесообразность; внесены предложения по совершенствованию механизма формирования налоговой базы и изменению отдельных статей НК РФ; рассчитан экономический эффект от внедрения в практику разработанных автором предложений по совершенствованию налогообложения прибыли организаций.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по изменению налогообложения прибыли, направленных на совершенствование механизма функционирования налога на прибыль организаций.

Выводы и предложения диссертации использованы в преподавании следующих дисциплин: « Налоги и налогообложение», « Теория и история налогообложения », « Налоговые системы зарубежных стран »,

Налогообложение юридически х лиц» в Академии бюджета и казначейства Министерства Финансов Российской Федерации.

Основные положения научной работы могут быть использованы Министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой РФ при внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты по налогу на прибыль организаций.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты работы были доложены на 2-ой межрегиональной научно- практической конференции «Социально-экономическое развитие регионов России: проблемы теории и практики» в марте 2006 г.; на научно-исследовательском семинаре кафедры « Финансы » Академии бюджета и казначейства Министерства финансов в апреле 2006 г.

Выводы и предложения диссертационного исследования были внедрены в практической деятельности аудиторской фирмой ООО «Мегаполис-Траст» г. Москва. Разработанные автором формы регистров налогового учета и методика начисления амортизации основных средств в целях оптимизации платежей по налогу на прибыль используются в деятельности данной организации.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 7 научных работах общим объемом 3,8 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения. Объем работы -194 страниц машинописного текста с 16 таблицами и 2 рисунками. В структуру работы также входят 22 приложения и библиографический список использованной литературы, содержащий 215 источников.

Рассмотренные теоретические основы происхождения прибыли и ее налогообложения позволяют понять экономическую природу самой прибыли, а также исследовать взгляды экономистов на вопросы ее налогообложения. Сформировавшиеся в XX веке теории налогообложения прибыли легли в основу современного налогообложения прибыли и доходов во всех развитых странах мира. Прибыль рассматривается как мощная созидательная сила, обеспечивающая развитие экономики и являющаяся источником налоговых поступлений в бюджет . В вопросах теории налогообложения прибыли организаций важное значение имеет выбор объекта налогообложения. Изучение различных теорий прибыли позволило автору сделать вывод, что прибыль является наиболее целесообразным объектом налогообложения, т.к.:

На правах рукописи

Иванов Кирилл Александрович

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ
ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Специальность 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Работа выполнена в Тульском государственном университете на кафедре экономических теорий и права.

Научный руководитель: кандидат экономических наук, профессор

Косова Ракия Абубекеровна

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Сотникова Людмила Викторовна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Дардик Владимир Борисович

кандидат экономических наук, профессор

Кулинина Галина Васильевна

Ведущая организация: Центр – кафедра эккаунтинга и аудита

Высшей Школы Международного Бизнеса

Академии Народного Хозяйства

при Правительстве РФ

Защита состоится «___» ___________ 2004 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета К 212.040.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук при Всероссийском заочном финансово-экономическом институте по адресу: 123995, г. Москва, ул. Олеко Дундича, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Автореферат разослан «___» ___________ 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор Пилипенко А.И.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Происходящие в Российской Федерации реформы в области политики и экономики, изменение правовых отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами, процесс интегрирования российской экономики в мировую требуют проведения адекватной налоговой политики, представляющей собой сложный многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических мероприятий и имеющей своей целью построение эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. С 01.01.02 с вступлением в действие Главы 25 Налогового кодекса РФ произошли коренные перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самой существенной из которых является введение самостоятельной системы налогового учета, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учета, особенно в части порядка исчисления производственных расходов.

В связи с этим перед организациями встала необходимость в создании налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, – минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета.

Цель исследования. Целью исследования являлась разработка методики организации налогового учета и контроля правильности расчетов по налогу на прибыль на производственном предприятии на основе анализа и обобщения законодательного регулирования, теоретических работ и практических материалов в области организации и контроля расчетов по налогу на прибыль.

Достижение цели исследования обеспечивается решением следующих научных и практических задач:

охарактеризовать налоговый учет как институт налоговой системы;

определить экономическое, учетное, правовое, фискальное содержание налогового учета, его место и роль в налоговой системе РФ;

проанализировать главные тенденции и перспективы развития налогового учета в условиях проведения налоговой реформы в РФ, в том числе на основе опыта зарубежных стран;

выявить взаимосвязи и отношения между бухгалтерским и налоговым учетом, сходства и принципиальные различия их методов и принципов;

изучить организационно-методическую основу ведения налогового учета по налогу на прибыль применительно к порядку, введенному Главой 25 НК РФ;

раскрыть принципы ведения специального и смешанного вариантов организации налогового учета;

проанализировать подходы к организации смешанного налогового учета, разработать ее методику для использования в практической деятельности предприятий;

разработать методику контроля правильности ведения налогового учета по налогу на прибыль, предложить план, программу и процедуры аудита расчетов по налогу на прибыль для производственных коммерческих организаций.

Предмет исследования. Предметом исследования являются правовые, теоретические и методические проблемы организации и контроля расчетов по налогу на прибыль.

Объект исследования. Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность производственных коммерческих организаций.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили труды специалистов в области учета, контроля, права, а именно: Бакаева А.С., Брызгалина А.В., Данилевского Ю.А., Козырина А.Н., Комиссаровой И.П., Кондракова Н.П., Лапиной О.Г., Медведева А.Н., Мещеряковой О.В., Николаевой С.А., Пепеляева С.Г., Педченко И.В., Подольского В.И., Романова А.Н., Савина А.А., Сотниковой Л.В., Черника Д.Г., Шаталова С.В., Шеремета А.Д., Шохина С.О., Юткиной Т.Ф. Были также использованы материалы периодических изданий по данной проблематике. Исследование базируется на изучении и анализе действующего законодательства Российской Федерации и ряда зарубежных стран (США, Англии, Германии, Франции), нормативных актов Правительства РФ, Минфина РФ, МНС РФ и др. Большую помощь в проведении исследования оказали статистические материалы Института экономики переходного периода, официальные статистические данные Госкомстата РФ и МНС РФ.

Методологической основой проведенного исследования является теория научного познания в ее конкретных приложениях. Использован диалектический метод при изучении организационно-методических и учетно-правовых закономерностей предмета и объекта исследования. В качестве методического инструментария применялись специальные методы различных наук, в частности, анализ и синтез, статистический, логический, формально-юридический, историко-сравнительный методы и др.

Научная новизна исследования заключается в комплексном, более глубоком изучении теоретических и методических основ организации налогового учета, в разработке методики его построения на основе использования данных бухгалтерского учета и рекомендаций по применению методики контроля правильности расчетов по налогу на прибыль.

Наиболее важные выводы, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:

уточнено организационно-методическое содержание и понятие налогового учета в широком и узком смысле;

проанализированы важнейшие тенденции развития и дана оценка современного состояния налоговой системы РФ в части расчетов по налогу на прибыль;

проведен сравнительный анализ принципов организации бухгалтерского и налогового учета; разграничены принципы, являющиеся общими для обоих видов учета и присущие только налоговому учету, что позволило обосновать целесообразность методики организации налогового учета на основе бухгалтерского;

дана характеристика положительных и отрицательных сторон различных вариантов организации налогового учета; разработана методика внедрения налогового учета на производственных предприятиях; предложены налоговые регистры, алгоритмы обработки и контроля учетной информации, необходимой для исчисления налога на прибыль;

разработана методика осуществления контроля достоверности расчетов по налогу на прибыль, основанная на использовании системы бухгалтерского учета в качестве базовой и выявлении отклонений данных налогового учета по тем участкам, где они возникают; предложены план и программа проведения контроля правильности расчетов по налогу на прибыль.

сформулированы проблемы и обобщены недостатки регулирования налогового учета: отсутствие системы законодательно установленных правил ведения налогового учета, механизма взаимодействия бухгалтерского и налогового учета; недостаточность его правового и методического обеспечения; сделаны предложения по устранению выявленных недостатков.

Практическая значимость исследования. На основе теоретических выводов разработаны практические рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности организации и контроля налогового учета на производственных предприятиях. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности аудиторских фирм, работниками бухгалтерских служб производственных коммерческих организаций при организации систем внутреннего контроля, при преподавании дисциплин по аудиту и налоговому праву в высших учебных заведениях.

Апробация и реализация результатов исследования . Полученные результаты успешно апробированы в финансово-хозяйственной деятельности ряда производственных предприятий, в частности, на металлообрабатывающем предприятии ЗАО «Бакра» (г. Москва). Методика контроля правильности налогового учета применялась автором в процессе работы в аудиторской компании ООО А2К «ЮКОН». Внедрение результатов исследования подтверждено документально. Результаты работы использованы автором в статьях, выступлениях на научно-практических конференциях, при чтении курсов лекций в Тульском государственном университете.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 9 работах общим объемом 7,4 п.л.

Структура и объем исследования . Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения; ее общий составляет объемом 149 страниц машинописного текста, включая 30 таблиц, 13 рисунков, а также библиографический список и два приложения.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы, освещены апробация и внедрение результатов проведенного исследования.

В первой главе «Становление и тенденции развития института налогового учета в РФ» проанализированы модели налогового учета, существующие в налоговых системах зарубежных стран; выявлены тенденции развития отечественного налогового учета; рассмотрены практические вопросы организации налогового учета в Российской Федерации; приведены определения института налогового учета в широком и узком смысле слова.

Налоговый учет – это система установленных государством норм, на основе которых налогоплательщиком осуществляется расчет сумм налогов и сборов на текущий и (или) последующие отчетные периоды. До 01.01.02 в налоговом законодательстве РФ существование налогового учета предполагалось, но его определение не было дано. Согласно ст.54 НК РФ «предприятие исчисляет налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением».

Формирование информации об объектах налогообложения может быть организовано налогоплательщиком несколькими способами, различающимися степенью взаимодействия и взаимозависимости бухгалтерского и налогового учета. Анализ международной практики позволяет выделить две основные тенденции:

1) англосаксонская система (США, Великобритания, Канада и др.): зависимость налогообложения от системы бухгалтерского учета практически отсутствует;

2) континентальная система (Германия, Франция, Италия, Испания, южноамериканские государства и др.): существует тесная взаимосвязь между системами бухгалтерского учета и налогообложения. Так, во Франции применяется особая переходная таблица, позволяющая перейти от балансовой прибыли в бухгалтерском учете к налогооблагаемой.

Налоговая система РФ исторически тяготеет к континентальной системе, для которой характерны три основные модели построения системы налогового учета, имеющие отличия в степени самостоятельности по отношению к системе бухгалтерского учета. В первой модели предусмотрено использование бухгалтерской информационной системы без каких-либо корректировок. Ее примером применительно к налоговой системе РФ служит порядок исчисления налога на имущество юридических лиц. Вторая модель – смешанный налоговый учет – предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских показателей. К этой модели взаимодействия налогового и бухгалтерского учета относился с 1995 г. по 01.01.02 порядок исчисления налога на прибыль. Третья модель – специальный налоговый учет – предполагает расчет налоговой базы без участия показателей бухгалтерского учета и имеет следующие объективные основания: отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета у налогоплательщика вообще либо отсутствие необходимости ведения бухгалтерского учета для целей исчисления конкретного налога, т.е. используется исключительно в случаях, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, подлежащих взносу в бюджет.

Для целей решения задач организации контроля расчетов по налогу на прибыль необходимо различать:

налоговый учет в широком смысле, под которым понимается механизм определения налоговой базы, имеющий место при исчислении любых налогов;

налоговый учет в узком смысле, представляющий собой метод исчисления налоговой базы на основе регистров налогового учета с минимальным использованием данных бухгалтерского учета.

Первый вид налогового учета является объективной необходимостью, системой обобщения информации, на основе которой предприятие определяет свои обязательства по налогам перед бюджетом. Второй вид не является характерным для континентальной модели, и его введение обусловлено субъективными факторами, в первую очередь, позицией налоговых органов.

С 01.01.02 Главой 25 НК РФ был введен в действие специальный налоговый учет по налогу на прибыль. Коренное изменение законодательных принципов определения налоговой базы по налогу на прибыль послужило закономерным итогом эволюции соотношения налогового и бухгалтерского учета в процессе реформирования налоговой системы РФ, в которой за последнее время можно выделить три основных этапа:

Первый этап (с 01.01.92 по 30.06.95) – становление налоговой системы, носившее пробюджетный характер, заключавшийся в приоритете интересов государства при решении спорных вопросов; недостаточная ясность норм налогового законодательства; отсутствие принципов взаимодействия с иными отраслями права.

Второй этап (с 01.07.95 по 31.12.01) – постепенная автономизация правил исчисления налогов от правил бухгалтерского учета; ослабление влияния налогового законодательства на правила ведения бухгалтерского учета; создание предпосылок для разделения учета на бухгалтерский и налоговый.

Третий этап (с 01.01.02) – законодательное оформление самостоятельной системы налогового учета, окончательное разделение налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, анализ развития налогового учета позволяет выделить тенденцию автономизации налогового учета от бухгалтерского. Система налогового учета, установленная Главой 25 НК РФ, не имеет аналогов среди налоговых систем других стран. В связи с этим для эффективной организации налогового учета на отечественных предприятиях определяющую роль играет разработка методики, которая, во-первых, позволила бы выполнить требования Главы 25 НК РФ, а во-вторых, помогла бы минимизировать обусловленные этим методологические, организационные и технические издержки. При отсутствии методологической поддержки со стороны государства разработка указанной методики исключительно силами финансовых и бухгалтерских подразделений предприятий-налогоплательщиков не может быть эффективной.

Поэтому в данных условиях значительную роль играет оказание аудиторскими организациями сопутствующих аудиту услуг по постановке на предприятиях системы налогового учета. Для успешного решения этих задач, а также для проведения собственно аудиторских проверок в условиях ведения налогового учета насущно необходима разработка методики организации налогового учета и контроля правильности расчетов по налогу на прибыль, которая могла бы применяться аудиторскими организациями в практической деятельности.

Во второй главе «Анализ и характеристика вариантов организации учета для целей налогообложения прибыли» исследованы положения Главы 25 НК РФ, регламентирующие налоговый учет по налогу на прибыль; определены его понятие, структура и иные существенные аспекты; рассмотрен вопрос о рациональности специального налогового учета прибыли; обоснована целесообразность применения смешанного налогового учета, т.е. взаимодействия бухгалтерского и налогового учета.

В Главе 25 НК РФ налоговый учет рассматривается как система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с предусмотренным в НК РФ порядком. Согласно ст.313 НК РФ налогоплательщик при организации налогового учета наделен правом выбирать между двумя моделями налогового учета:

1. специальный налоговый учет (ведение самостоятельных регистров налогового учета);

2. смешанный налоговый учет (дополнение регистров бухгалтерского учета недостающими реквизитами и формирование регистров налогового учета).

В работе проанализированы точки зрения специалистов различных ведомств по вопросу о том, какой вариант организации учета позволяет более рационально и достоверно сформировать данные для исчисления налога на прибыль. Отметим, что представители налоговых органов защищают необходимость независимого ведения бухгалтерского и налогового учета, обосновывая свой подход тенденцией нарастания различий между бухгалтерским и налоговым учетом и назревшей необходимостью окончательного их разделения. В работе рассмотрена концепция организации специальной модели налогового учета, разработанная специалистами МНС РФ 1 , определившая систему аналитических регистров налогового учета, группирующих данные налогового учета в соответствии с требованиями Главы 25 НК РФ без распределения по счетам бухгалтерского учета (рис. 1).

Рис.1. Параллельное ведение двух систем – бухгалтерского и налогового учета

Проведенный анализ понятийного аппарата, используемого налоговыми органами при описании специальной модели, принципов формирования, состава и структуры налоговых регистров приводит к выводу о том, что предложенная МНС РФ система специального налогового учета не представляет собой методологически целостного инструмента, применение которого позволило бы предприятию решать проблемы, возникающие при исчислении налога на прибыль.

Объективный характер неэффективности специального налогового учета, обусловлен рядом факторов , отрицательно влияющих на саму возможность эффективного функционирования автономной системы налогового учета.

1. Бухгалтерское и налоговое законодательство имеют схожие цели и задачи: обеспечение ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах. О пересечении бухгалтерской и налоговой систем учета свидетельствует выполненный анализ норм Главы 25 НК РФ, позволивший выделить общие принципы, присущие как налоговому, так и бухгалтерскому учету (табл. 1).

Сравнение принципов бухгалтерского и налогового учета

Федеральный Закон
«О бухгалтерском учете»

На правах рукописи

Параскевич Наталья Сергеевна

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

КАК ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.00.14 – административное право, финансовое право,

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Работа выполнена на кафедре финансового права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Горбунова Ольга Николаевна
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Крохина Юлия Александровна кандидат юридических наук Ткаченко Роман Владимирович
Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

Защита состоится 15 марта 2011 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 170.003.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 69А, ауд. 910.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».

Автореферат разослан «___» февраля 2011 г.

диссертационного совета С.П. Ломтев

  1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Современные финансово-правовые исследования проблем бюджетного регулирования и сбалансированности бюджетной системы зачастую направлены на опосредованное изучение бюджетных и налоговых правоотношений. Анализ того или иного налога фокусируется на поиске путей усиления его фискального потенциала, а достижение сбалансированности бюджетной системы ставится в зависимость от совершенствования отношений между бюджетами бюджетной системы.

Представляется, что данный подход не охватывает все возможности по оптимизации бюджетного регулирования и сбалансированности бюджетной системы ввиду возрастающего внимания государства и общества к проблеме недостаточности финансового обеспечения субфедеральных органов власти, особенно органов местного самоуправления.

Совершенствование механизма установления, введения и взимания отдельно взятого доходного источника – налога на прибыль организаций – и выявление его значения для бюджетной системы представляется верным рассматривать как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Именно такой системный подход, основанный на логике и диалектике, позволяет раскрыть финансово-правовую природу налога на прибыль как регулятора экономических отношений в обществе и предопределяет его отнесение к регулирующим доходам бюджетной системы.

Исследование механизма распределения налога на прибыль в бюджетной системе дает возможность не только систематизировать и углубить имеющиеся научные знания о правовой природе данного доходного источника, но и дополнить науку финансового права в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования регулирующих доходов бюджетной системы и оптимизации бюджетного регулирования.

Формирование системы научных знаний о распределении налога на прибыль организаций в бюджетной системе представляется крайне своевременным с учетом возможного решения следующих актуальных проблем:

- теоретическое обоснование отнесения налога на прибыль организаций к регулирующим доходам бюджетной системы и следующего за этим предложения по закреплению обязательных отчислений данного доходного источника за всеми уровнями бюджетной системы способно привлечь дополнительные финансовые средства, столь необходимые для разрешения поставленных перед местным самоуправлением задач;

- закрепление обязательных отчислений от налога на прибыль позволит создать заинтересованность органов всех уровней власти в принятии мер, направленных на выполнение планов по бюджетным доходам для всех звеньев бюджетной системы, что стимулирует развитие хозяйственного сектора, особенно малого и среднего предпринимательства, на каждой территории.

Эти положения еще раз подчеркивают актуальность избранной темы диссертационной работы, результаты которой могут быть использованы в дальнейших прикладных исследованиях с целью формирования соответствующих правовых норм налогового и бюджетного законодательства.

Степень разработанности темы исследования. Взаимосвязь и взаимообусловленность таких финансово-правовых институтов, как налоги и бюджет, отмеченные в работах О.Н. Горбуновой, современными финансово-правовыми исследователями практически не ставятся под сомнение, однако данные институты в основном изучаются отдельно друг от друга.

Вместе с тем, особенностям распределения налоговых доходов в бюджетной системе уделялось внимание в работах О.Э. Говорухина и А.Э. Лоскутова; налог на прибыль организаций в совокупности с налогом на добавленную стоимость рассматривались как источники доходов бюджетной системы Российской Федерации в работе Р.В. Ткаченко; возможность налогов выступать инструментом бюджетного регулирования была исследована Е.М. Алексеевым.

Целью исследования является разработка научных положений о правовой природе налога на прибыль организаций как инструменте бюджетного регулирования, образующих основания для его отнесения к регулирующим доходам бюджетной системы.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить историю возникновения и развития института налогообложения прибыли в Российском государстве;

- оценить выполняемые налогом на прибыль организаций функции;

- дать характеристику элементов состава современного налога на прибыль организаций;

- провести анализ принципов построения бюджетной системы в условиях федерального построения Российской Федерации, особенно принципов бюджетного федерализма и самостоятельности бюджетов;

- изучить значение механизма распределения налоговых доходов в бюджетной системе страны для реализации принципов ее построения;

- исследовать разработанные в отечественной и иностранной науке и практике рекомендации по закреплению налогов и поступлений от них за конкретными уровнями налоговой и бюджетной систем и проследить законодательные изменения в указанной области применительно к налогу на прибыль организаций в России;

- определить значение доходов от налога на прибыль организаций на всех уровнях бюджетной системы, особенно на местном уровне;

- разработать предложения по внесению в законодательство изменений, направленных на совершенствование порядка установления, введения, взимания и распределения в бюджетной системе изучаемого налога.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере бюджетного регулирования, обеспечивающие выравнивание уровней бюджетной обеспеченности с целью достижения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Предметом исследования выступают корреспондирующие друг другу нормы налогового и бюджетного законодательства, закрепляющие налог на прибыль организаций в налоговой системе и устанавливающие порядок его распределения в бюджетной системе Российской Федерации, а также практика их применения.

Методологическую базу исследования составили: философско-правовой метод (метод диалектики права), общенаучные (описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация, абстрагирование) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический) методы познания.

Эмпирической основой исследования стали результаты проведенного в 2008 – 2010 годах анализа нормативных правовых актов, регулировавших институт налогообложения прибыли до появления налога на прибыль организаций, положений НК РФ и БК РФ (в редакциях, начиная с 1998 года), иных федеральных законов, нормативно-правовых актов представительных органов власти Российской Федерации, актов Конституционного Суда Российской Федерации и иных судебных решений, касающихся практики применения предмета исследования, официальная статистическая отчетность Федерального казначейства (Казначейства России) об исполнении бюджетов в период с 2000 по 2010 годы.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные положения, разработанные в трудах: М.М. Алексеенко, Н.М. Артемова, Е.М. Ашмариной, К.С. Бельского, В.В. Бесчеревных, О.В. Болтиновой, А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, С.В. Запольского, А.Г. Игудина, С.И. Иловайского, М.В. Карасевой, А.Н. Козырина, Т.В. Конюховой, Ю.А. Крохиной, Н.П. Кучерявенко, В.А. Лебедева. С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Э.Д. Соколовой, Н.И. Химичевой, С.Д. Цыпкина, Н.А. Шевелевой, И.И. Янжула и других ведущих ученых в области финансового права.

А также теоретические разработки, содержащиеся в трудах отечественных (И.В. Горского, А.З. Дадашева, А.А. Исаева, В.Г. Князева, Д.М. Львова, Н.И. Малис, В.Г. Панскова, В.М. Пушкаревой, В.М. Родионовой, А.А. Соколова, Н.И. Тургенева, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова) и зарубежных (П.М. Годме, Дж. Кейнса, А. Маршалла, Дж. С. Милля, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, А. Смита, Ж.-Б. Сэя, У. Пети, П. Хейне) экономистов.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании положения об отнесении налога на прибыль организаций к регулирующим доходам бюджетной системы и разработке правовых моделей распределения данного доходного источника между всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обосновано значение хозяйственной реформы 1965 года, когда была осознана уникальность прибыли как объекта налогообложения, предоставляющего государству возможность получения информации о деятельности предприятий, как фактора, обусловившего возникновение современного налога на прибыль организаций и его обособление от косвенного налогообложения прибыли, выражавшегося в уплате предприятиями: гильдейских сборов (начиная с 70-х годов XVIII века); промысловых налогов (с середины XIX века и до 30-х годов XX века); взимавшихся в советский период подоходного налога с предприятий общественных организаций и смешанных обществ, отчислений от прибыли, платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, взносов свободного остатка прибыли (вплоть до 1990 года).

2. Аргументирован положительный эффект от использования категории «себестоимость» при исчислении базы по налогу на прибыль, как важного элемента для экономического планирования и других нужд экономико-хозяйственной деятельности организаций. Закрепление данной категории в налоговом и бюджетном законодательстве «юридизирует» данный термин и не только позволит снижать издержки на производство товаров, но и приведет к увеличению собственных денежных фондов организаций и объема налоговых отчислений в бюджетную систему.

3. Возможность выступать стержневым доходным источником для региональных и местных бюджетов ориентирует совершенствование правового регулирования налогообложения прибыли не только по пути развития его фискального потенциала, но и, в большей степени, на создание условий для совершенствования экономических отношений в обществе, а также заинтересованности в развитии всех форм предпринимательства на каждой территории. Данная возможность проявляется после признания значения данного налога при получении информации, необходимой для осуществления государственного управления; распределении и перераспределении денежных средств в бюджетной системе страны; применении стимулирующих и дестимулирующих механизмов в регулировании экономических отношений.

4. Предусмотренный налоговым и бюджетным законодательством порядок распределения поступлений от налога на прибыль организаций указывает на существование регулирующих механизмов в бюджетной системе, в связи с чем предлагается закрепить деление доходов бюджетов на закреплённые, регулирующие и передаваемые. Данное деление направлено на создание возможностей определения долей всех доходных источников в бюджете любого уровня бюджетной системы и отслеживание уровня самостоятельности каждого бюджета.

5. Совершенствование юридического конструирования налога на прибыль организаций представляется правильным ориентировать на развитие заинтересованности региональных и местных уровней власти в увеличении количества предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, так как увеличение размера полученной на конкретной территории прибыли увеличивает общую доходную базу всех уровней бюджетной системы.

6. Предлагается преобразовать порядок распределения доходов от налога на прибыль организаций и закрепить обязательные отчисления от него за всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации, что направлено на обеспечение реализации принципа самостоятельности всех бюджетов бюджетной системы за счет увеличения отчислений от регулирующих налогов и уменьшения финансовой помощи бюджетам.

7. Обоснованы положения о правовой модели налога на прибыль организаций, предлагаемые для их законодательного закрепления в виде внесения изменений в следующие статьи части первой НК РФ:

7.1. Статью 41 «Принципы определения доходов и прибыли» дополнить абзацем следующего содержания: «Прибыль, принимаемая в качестве объекта налогообложения, понимается как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов»;

7.2. Изложить абз.2 ч.2 ст.11 в следующей редакции: «Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, международные организации, а равно другие образования, получающие доходы от своей деятельности, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их филиалы и представительства (иностранные организации)»;

8. Обоснованы положения о правовой модели налога на прибыль организаций как инструмента бюджетного регулирования, предлагаемые для их законодательного закрепления в виде внесения изменений в следующие статьи БК РФ:

8.1. Статью 48 «Виды доходов бюджетов» изложить в следующей редакции: «1. Закреплённые доходы бюджетов – виды доходов, принадлежащие на постоянной основе полностью или частично соответствующим бюджетам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К закреплённым доходам бюджетов относятся:

1) налоговые доходы, принадлежащие на постоянной основе полностью или частично соответствующим бюджетам, государственным внебюджетным фондам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

2. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты либо на долгосрочной основе, либо Законом о бюджете на следующий год и плановый период.

3. Передаваемые доходы – межбюджетные трансферты»;

После закрепления предложенной классификации доходных источников бюджетов бюджетной системы следующим этапом станет ее отражение в статьях 49, 55, 60 БК РФ, а также в статьях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

8.2. Статью 58 дополнить частью 5 следующего содержания: «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны устанавливать в порядке, предусмотренном настоящей статьей, дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на прибыль организаций, исходя из экономически обоснованной потребности местной власти, рассчитанной при составлении проекта бюджета на предстоящий год и плановый период».

8.3. Признать абз.2 п.2 ст.56 БК РФ утратившим силу.

Апробация результатов исследования. Выводы и предложения исследования используются в процессе преподавания дисциплин «Финансовое право», «Бюджетное право» и «Налоговое право» в ГОУ ВПО Российская академия правосудия.

Теоретическая значимость выводов и положений диссертации заключается в том, что они развивают финансово-правовую теорию о правовой природе налога на прибыль организаций, дополняют учение о регулирующих доходах бюджетной системы и бюджетном регулировании, теоретически обосновывают совершенствование налогового и бюджетного законодательства в области изменения порядка распределения доходных поступлений от данного доходного источника.

Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные выводы об изменении порядка распределения доходных поступлений от налога на прибыль организаций между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в целях обеспечения материальной базой всех уровней власти и создания у них заинтересованности в выполнении плана по бюджетным доходам, получаемым с хозяйственной сферы, могут быть использованы в процессе совершенствования налогового и бюджетного законодательства.

Данные разработки могут быть полезны при подготовке учебных и учебно-практических пособий, при чтении лекций, проведении семинарских занятий и специальных курсов по учебным дисциплинам «Финансовое право», «Налоговое право», «Бюджетное право» и для последующих научных исследований в данной области.

Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по четыре параграфа, заключения и десяти приложений1.

II. Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, формулируются его цели и задачи, объект и предмет, методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования, научная новизна, выводы и положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость, а также положения об апробации результатов проведенного исследования.

на тему: «Совершенствование инструментария формирования себестоимости и прибыли на предприятиях строительной отрасли »

Автор: ____________ В.А. Травкина

Руководитель: __________ к.э.н., доц. Е.В. Одинцова

г. Иваново, 2018 г.

Лист 1

Цель исследования - выявление направлений оптимизации инструментария формирования себестоимости и прибыли на предприятиях строительной отрасли .

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:

- уточнить понятия себестоимости, затрат и расходов ;

- разработать алгоритм прогнозирования маржинальной прибыли для организаций строительной сферы;

- внести уточнения в методологию определения стоимости услуг предприятия-застройщика с позиции оперативного управления издержками в связи с изменениями в ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ .

Предметом исследования выступают методы определения величины затрат и прибыли.

Объектом исследования выступает инструментарий определения затрат и прибыли организаций строительной сферы.

Научная новизна диссертационного исследования

- уточнены понятия себестоимости, затрат и расходов, базирующиеся на разграничении экономической сущности указанных понятий ;

- разработан алгоритм прогнозирования маржинальной прибыли для организаций строительной сферы, позволяющий вносить коррективы в планы предприятия строительной отрасли в зависимости от результатов анализа существующих ограничений, что даст возможность повлиять на величину издержек и поможет спрогнозировать валовую прибыль при потенциальном уменьшении цен и при увеличении объемов строительства;

- внесены уточнения в методологию определения стоимости услуг предприятия-застройщика с позиции оперативного управления издержками; данная методология отличается от существующих тем, что в ней учитываются изменения в ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где существенные изменения внесены в перечень целей, на которые предприятие-застройщик может тратить поступающие денежные средства, данные средства согласно изменениям могут быть потрачены не только на строительство недвижимости. добавлены следующие направления расходов: на возведение объектов социальной инфраструктуры, на возмещение затрат на оплату арендных платежей (дополнительно к ранее признаваемых целевыми расходам на приобретение земельного участка, на котором ведется строительство, в собственность или в аренду), на возмещение затрат на уплату целевых кредитов и процентов по таким кредитам, на возмещение затрат, связанных с государственной регистрацией ДДУ, на размещение временно свободных денежных средств на депозите на банковском счете, открытом в уполномоченном банке, на уплату обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд.

Лист 3

- денежная оценка затраченных предприятием материальных, трудовых и других видов ресурсов для ведения деятельности.

- затраты, связанные с процессом производства (в строительной отрасли – с процессом строительства недвижимости).

- документально подтвержденные производственные затраты, начиная с аренды земельного участка и заканчивая затратами на оформление документов на регистрацию права собственности получение разрешения на ввод в эксплуатацию.

Лист 4

Особенности формирования затрат и себестоимости предприятий строительной отрасли

Строительство может длиться не один отчетный период, и каждая строительная фирма занимается учетом доходов и расходов в зависимости от степени завершенности строительных работ.

За время строительства стоимость строящегося объекта возрастает по сравнению с первоначальной, причем иногда этот рост превышает и 100%.

В европейских странах четко выверенная система реализации строительных контрактов: сначала долгое проектирование, затем расчистка территории и заключение договора с подрядчиком. В России в практике применим метод скорого проектирования и затяжного строительства .

Затраты строительной организации находятся в непрерывном движении, изменении, в частности, постоянно меняются цены на приобретаемое сырье и материалы, различные услуги связи, тарифы на электроэнергию, транспортировку и.т.п.

Себестоимость строительной продукции формируется на основе сметной документации. Себестоимость строительно-монтажных работ состоит из затрат строительного предприятия на осуществление некого объема работ, а величина затрат подразумевает финансовые результаты.

Лист 5

Алгоритм прогнозирования маржинальной прибыли на предприятиях строительной отрасли включает следующие основные моменты:

Анализ факторов внешней и внутренней среды с точки зрения производственной мощности самого предприятия, обеспеченностью трудовыми ресурсами, оборотными средствами, потребностями рынка.

Анализ политики поставщиков в целях заключения договоров и определения сметной стоимости строительства, а также анализ динамики продаж, как правило, за последние 2 года, изучение статистических данных.

Обоснование целесообразности максимально возможного увеличения продаж, определения ближайшего начала строительных работ, которое имеет высокую рентабельность и обеспечивает значительный вклад в формирование прибыли предприятия.

Лист 6

Методология расчета стоимости услуг застройщика по договорам долевого участия в строительстве

В целях оперативного управления затратами предлагается на основе технико-экономических показателей и других данных от подразделений компании определить размер:

Плановой продажной стоимости объекта (ППС). Данные из Бюджета движения денежных средств (Лист 8);

Плановой стоимости строительства объекта (ПСС). Данные из графика финансирования проекта (Лист 9).

Стоимость услуг застройщика (СУЗ) определяется как разница между продажной стоимостью и стоимостью строительства объекта.

Процент (%) вознаграждения услуг застройщика = СУЗ/ППС*100.

По результатам определения стоимости услуг компании-застройщика следует осуществлять расчет стоимости услуг застройщика по договорам долевого участия в строительстве по каждому инвестиционному проекту компании (Таблица 2).

Таблица 2. Данные по расчету стоимости услуг застройщика на примере АО «Центр-Инвест»

ул. Вавилова, вл.27-31 .
Адрес объекта: г. Москва, ул. Вавилова, вл. 27-31

Плановая продажная стоимость объекта (ППС, руб.)

Плановая стоимость строительства обьекта (ПСС, руб.)

Стоимость услуг Застройщика (СУЗ=ППС-ПСС, руб.)

Читайте также: