Реестр налоговых льгот по субъектам

Опубликовано: 22.09.2024

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: для чего он нужен и как в него попасть

  • Бухгалтерия
  • Льготы
  • Налоги


Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — открытая база, которую ведет Федеральная налоговая служба. Компании из реестра получают специальные льготы и поддержку государства.

Рассказываем, что такое реестр субъектов МСП, как в него попасть и какими льготами пользуются компании из реестра.

Что такое Единый реестр субъектов МСП

Реестр субъектов МСП — хранилище информации о компаниях, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Информацию о компаниях из реестра можно получить на сайте ФНС.

Регламентирует работу единого реестра МСП 209-ФЗ.

Количество зарегистрированных ИП и компаний в едином реестре субъектов МСП
На 10 ноября 2020 года в реестре МСП более 5 млн ИП и компаний

Как узнать, есть ли компания в реестре

Проверить свою компанию или компанию контрагента в реестре МСП можно через сайт налоговой.

Для этого в поле для поиска введите один из следующих параметров: наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН, ОГРНИП. Если компания есть в реестре, она будет в результатах поиска.

Проверка компании в реестре СМП на сайте налоговой

Еще есть расширенный поиск — выборка по региону, району, городу, населенному пункту, по типу и категории субъекта МСП, социальному статусу, наличию лицензий, участию в партнерских программах, по видам деятельности и производимой продукции.

Какие сведения хранятся в реестре МСП

Информация, которую можно получить в базе:

  • наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • категория субъекта: микро-, малое или среднее предприятие;
  • ИНН;
  • адрес юрлица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • сведения о производимой продукции;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие договоров, контрактов в сфере госзакупок;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • среднесписочная численность работников;
  • полученные лицензии;
  • коды ОКВЭД;
  • наличие госконтрактов;
  • является компания или ИП социальным предприятием.

Выписка из реестра выглядит так:

Образец выписки из реестра
В выписке из реестра собрана информация о компании, видах деятельности, численности сотрудников

Для чего нужен реестр МСП

В реестре можно быстро проверить и подтвердить статус субъекта МСП. Загрузить информацию можно с компьютера, планшета или телефона.

Например, компания хочет участвовать в госзакупках для малого бизнеса: в них обычно есть льготы и платят в таких закупках быстрее. Для участия нужно подтвердить свой статус.

Раньше компании пришлось бы отправлять заказчику сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год, отчет о финансовых результатах с отметкой налоговой, выписку из ЕГРЮЛ для информации о структуре уставного капитала. Теперь инициатор закупки должен сам найти сведения о потенциальном поставщике в реестре.

Кроме участия в госзакупках малый и средний бизнес пользуется другими льготами и поддержкой государства: может применять пониженные тарифы страховых взносов с выплат работникам, использовать упрощенные формы бухгалтерской отчетности и другие.

Компаниям стало легче найти или проверить контрагентов. Для этого есть функция расширенного поиска.

Допустим, ИП хочет оценить рынок и найти конкурентов — небольшие мебельные компании. Он воспользовался расширенным поиском на сайте реестра. В форме выбрал категорию субъекта — «Малое предприятие» и вид производимой продукции — «Мебель»:

С помощью расширенного поиска на сайте реестра малого предпринимательства удобно искать компании по видам деятельности, наличию лицензии, городу и другим критериям

В результатах поиска — список компаний. В нем — основные данные, регион и дата внесения компаний в реестр. По каждому элементу доступна расширенная информация.

Результаты расширенного поиска на сайте реестра МСП

Кто относится к субъектам МСП

Субъекты МСП — ИП, АО, ООО, потребительские кооперативы, хозяйственные партнерства, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Для этого они должны соответствовать критериям:

  • по суммарному доходу;
  • по среднесписочной численности работников;
  • по доле участия других компаний в своем капитале.

По этим критериям субъекты МСП делятся на три категории: микро-, малые и средние предприятия.

Суммарный доход по всем видам деятельности. Доход рассчитывается по данным налогового учета без НДС. Суммируются доходы от всех видов деятельности за предшествующий год.

Вот какие значения установлены для каждого вида предприятий:

Вид предприятияЗначение
МикропредприятияДо 120 млн рублей
Малые предприятияДо 800 млн рублей
Средние предприятияДо 2 млрд рублей

Представим, что у компании из реестра малого и среднего предпринимательства два вида деятельности:

  1. Производство кухонных досок из дерева приносит 600 000 ₽ в год.
  2. Перепродажа товаров для дома на маркетплейсах и в розничных магазинах — 800 000 ₽ в год.

Доход по декларации по итогам года — 1,4 млн рублей. Компания попадает в Единый реестр субъектов МСП как микропредприятие.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год рассчитывается по методике Росстата. Учитывают всех сотрудников, которые работают по трудовому договору, даже если сейчас они не на рабочем месте. Это сотрудники в командировке, отпуске, на больничном, работающие на полставки, на удаленке.

Не учитываются: работники, которые работают по совместительству, договорам ГПХ; собственники компании, с которыми не заключен трудовой договор; военнослужащие.

Компании и ИП в реестре не должны превышать значения по среднесписочной численности:

Вид предприятияЗначение
Микропредприятиядо 15 человек
Малые предприятия16—100 человек
Средние предприятия101—250 человек

Участие других компаний в уставном капитале субъекта МСП. Этот критерий относится к бизнесу с несколькими собственниками, например ООО или АО:

  1. Минимум 51% уставного капитала ООО принадлежит физлицам или организациям, которые есть в реестре МСП.
  2. Доля государства, регионов или НКО не превышает 25%.

По 209-ФЗ есть исключения из этих правил.

Как формируется реестр

Информация в реестре обновляется автоматически. Она поступает из разных источников:

  • налоговой;
  • ЕГРЮЛ;
  • ЕГРИП;
  • биржи ценных бумаг;
  • Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • ругих ведомств;
  • компаний в добровольном порядке.

Вот что обновляется:

  • общие сведения: название или ФИО, местонахождения;
  • данные по вновь зарегистрированным юрлицам и ИП;
  • производимая продукция;
  • участие в закупках товаров, работ, услуг;
  • лицензии.

Например, если у ИП изменилась прописка, то не надо подавать об этом сведения специально. Информация обновится сама.

Чтобы оставаться в реестре, достаточно вовремя сдавать отчетность: налоговую декларацию и сведения о среднесписочной численности сотрудников. Срок — до 1 июля текущего год

Компании и ИП автоматически удаляются из единого реестра малого предпринимательства в таких случаях:

  • прекратили деятельность в установленном порядке — закрыли ИП или ООО;
  • не предоставили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год. Исключение — предприниматель не нанимал сотрудников;
  • не сдали налоговую отчетность в установленные сроки;
  • перестали соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП.

Бывает, что компанию исключили из реестра, а она продолжает заключать контракты и пользуется льготами для малого бизнеса. Такое случается, если опоздали сдать декларацию или ошиблись в документах. Иногда ошибается и налоговая. Перед тем как продлить и заключить контракт, лучше удостовериться, что партнер все еще числится в реестре.

Льготы для компаний и ИП из реестра субъектов МСП

Компании и ИП из Единого реестра малого и среднего предпринимательства могут пользоваться льготами при участии в госзакупках, арендовать государственное и муниципальное имущество по сниженным ставкам, получать выгодные кредиты на развитие бизнеса.

Льготные кредиты. В программе участвуют 99 банков. Они выдают кредиты для бизнеса по ставке от 8,5% годовых. Для сравнения, по обычным условиям банки дают кредит на развитие бизнеса по ставкам от 11% годовых.

Доступ субъектов МСП к крупнейшим закупщикам. Для бизнеса из реестра обязаны закупать товары и услуги почти 2000 госзаказчиков.

Сниженные ставки по аренде государственного и муниципального имущества. Например, в Москве возможно получить в аренду нежилое помещение по льготной ставке от 4750 ₽ за м² в год. Арендаторы определяются по итогам торгов. Договор возможно заключить на 10 лет.

Поддержка сельскохозяйственной кооперации. Для сельхозпроизводителей доступны гранты на развитие до 6 млн рублей, есть гранты на развитие собственной фермы до 30 млн рублей. Ставки по кредитам для аграриев — от 1—5% годовых.

Льготы для компаний и ИП, пострадавших от коронавируса

Для пострадавших от коронавируса отраслей предусмотрена специальная поддержка от государства.

Это компании из таких сфер бизнеса, как транспорт, культура, гостиничный бизнес, общественное питание. Пострадавшие от коронавируса отрасли также определяются по реестру.

Вот основные меры поддержки субъектов МСП:

  1. Продлены сроки уплаты налогов и страховых взносов.
  2. Продлены 15 видов лицензий и разрешений.
  3. Приостановлен прием заявлений о банкротстве должника со стороны кредиторов.

Как предпринимателю попасть в реестр самому

Самому попасть в реестр субъектов МСП невозможно. База обновляется автоматически.

В реестр можно внести дополнительную информацию, коррективы или подать заявление об ошибке. Для этого есть сервис «Вас нет в реестре или данные некорректны».

В предложенной форме нужно описать, какие сведения неверны. Система формирует заявление. Заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Налоговая обязана рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

Оценка эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области - один из этапов подготовки проекта бюджета на следующую трехлетку.

Наша задача - привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов, оценка эффективности налоговых льгот.

Налоговые льготы являются неотъемлемой частью налоговой системы, а их предоставление направлено на решение определённых задач государственной политики – социальную поддержку некоторых категорий граждан, стимулирование экономической активности, опережающее развитие определённых территорий.

На практике налоговые льготы являются альтернативой другим мерам государственной поддержки, включая прямые бюджетные расходы.

При этом в отличие от прямых расходов бюджета налоговые льготы не являлись объектом бюджетного контроля, учёта и оценки.

Для решения задачи повышения операционной эффективности бюджетных расходов с 2019 года Бюджетным кодексом Российской Федерации введены новации, предусматривающие ежегодное проведение оценки налоговых расходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также ведение реестра таких налоговых расходов.

При этом к налоговым расходам отнесены выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями по налогам и сборам, предусмотренные в соответствии с целями государственных программ.

Правительством Российской Федерации в июне текущего года утверждены общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 796), основные из которых:

  • целесообразность - то есть востребованность и соответствие государственным программам;
  • результативность - то есть самоокупаемость и достижение целей государственных программ.

Цель оценки – повышение эффективности управления бюджетными средствами, более рациональное использование инструментов налогового стимулирования для реализации социально-экономической политики.

При проведении оценки за 2018 год дополнительно учтены показатели экономической и социальной эффективности по постановлению Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 826. Это - финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов, создание дополнительных рабочих мест, увеличение заработной платы работников.

В рамках обязательств, принятых регионом в соответствии с Соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области, оценка проведена в установленный срок - до 1 августа 2019 года и 19 июля вопрос рассмотрен на заседании общественного совета при министерстве финансов Ростовской области.

Все правовые нормы, касающиеся предоставления региональных налоговых льгот, закреплены положениями Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

В рамках полномочий, определенных Налоговым кодексом, предусмотрены налоговые льготы (пониженные ставки по налогам) по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль, транспортному налогу, упрощенной и патентной системам налогообложения.

Все региональные налоговые льготы распределены по новым государственным программам до 2030 года с привязкой к основным целевым показателям.

В госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика» включены льготы, предоставленные в целях:

  • поддержки инвестиционной деятельности (инвесторам, реализующим инвестпроекты на территории области; резидентам ТОСЭР);
  • поддержки малого предпринимательства (субъектам малого бизнеса, предпринимателям, применяющим «налоговые каникулы»).

Налоговые льготы участникам специнвестконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации, включены в госпрограмму «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики».

Льготы, предоставляемые в целях проведения в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, отнесены к госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта».

Поддержка граждан, нуждающихся в социальной защите государства, а также некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, отражена в госпрограмме «Социальная поддержка граждан».

Информация об итогах работы хозяйствующих субъектов Ростовской области за 2018 год основана на данных Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, отраслевых министерств и ведомств.

Общий объем региональных налоговых льгот за 2018 год составил 5 млрд 126 млн рублей с ростом к прошлому году на 40 процентов (138 млрд 600 млн рублей) и составили 3,7 процента налоговых доходов областного бюджета.

В 2018 году льготами воспользовались:

инвесторы на сумму 2 млрд 194 млн рублей (43 процента);

субъекты малого предпринимательства на сумму 2 млрд 809 млн рублей (55 процентов), в том числе в виде «налоговых каникул» – 990 млн рублей;

иные категории – 123 млн рублей (2 процента).

Существенной остается роль инвестиций в экономике - это не просто создать производство и рабочие места, а создать именно прибыльное производство, которое будет увеличивать валово́й региональный продукт.

Всего в 2018 году льготами по налогу на прибыль и имущество организаций воспользовались 50 крупных инвесторов в рамках реализации 75 инвестиционных проектов. Заключено 15 новых инвестиционных договоров.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2018 года, по оперативным данным Ростовстата в целом по Ростовской области составил 204,2 млрд рублей.

При этом инвесторы, использующие льготное налогообложение, обеспечили вложения в объеме 48 млрд. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2017 году.

За рассматриваемый период инвесторами обеспечено рабочими местами более 36 тыс. человек. Средняя заработная плата работников составила 38 тыс.700 рублей, что выше среднеобластной на 26 процентов.

В общей сложности за период с 2010 по 2018 годы эффект от предоставления инвесторам такой государственной поддержки составил + 49 млрд 700 млн рублей к доходам бюджета.

Наибольшая эффективность от льготного налогообложения (по объему инвестиций, количеству рабочих мест, средней заработной плате) достигнута предприятиями, реализующими проекты в сфере промышленного производства (18 организаций, 21 инвестиционный договор).

Льготы по налогу на прибыль и имущество для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, также относятся к инвестиционным (3 территории «Гуково», «Донецк», «Зверево»).

Реализуется 14 инвестпроектов, обеспечено рабочими местами 578 человек. В 2018 году 5 резидентов уже воспользовались льготами на сумму 15,3 млн рублей.

Для организаций, заключивших специнвестконтракты от имени Российской Федерации, льготы введены в 2017 году, но будут предоставлены после создания имущества и получения прибыли.

В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования предпринимательской активности населения в ежегодном режиме предоставляется льгота всем плательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы» (15,4 тысяч организаций и предпринимателей (17,5 % из 88 тысяч пользователей упрощенной системой налогообложения), в виде пониженной налоговой ставки с 15 до 10 процентов (объем льготы в 2018 году - 1 млрд 819 млн рублей с ростом к 2017 году на 17,3 процента). Поддержка малого бизнеса в виде этой налоговой льготы способствовала увеличению поступлений по налогу на 20 процентов (в 2017 – 3,0 млрд рублей, в 2018–3,6 млрд рублей).

«Налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предпринимателей оставили для их развития 990 млн рублей, в том числе по упрощенной системе налогообложения 955 млн рублей, по патентной системе 35 млн. рублей. Воспользовались льготой 657 человек.

В 2018 году по субъектам Южного федерального округа выдано патентов с налоговой ставкой «0» - 583, в том числе в Ростовской области - 260 или 45 процентов (Республика Адыгея - 0; Республика Калмыкия - 2; Республика Крым - 0; Краснодарский край - 0; Астраханская область - 26; Волгоградская область - 87; Ростовская область - 260; город Севастополь - 208).

Освобождение от уплаты налогов способствует переходу населения, проявляющего предпринимательскую активность, из неформального сектора занятости в сферу легального бизнеса.

Льготы, имеющие социальную направленность, - одна из мер социальной поддержки, которой воспользовались более 70 тыс. жителей Дона, а также 7 общественных организаций инвалидов и организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. В них трудоустроено 262 инвалида.

Объем льгот за 2018 год составил 67,9 млн рублей, в основном, это транспортный налог с физических лиц.

Льготы, которые не были заявлены с 2016 года, подлежат корректировке.

Результаты оценки эффективности налоговых льгот будут учтены при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области.

Предлагаю проинформировать в рамках Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области Министерство финансов Российской Федерации о результатах оценки и использовать их для совершенствования регионального налогового законодательства в целях максимального привлечения инвестиций в экономику Ростовской области.

(Приказ ФНС РФ от 28.07.2020 г. № ЕД-7-21/475@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@», зарегистрирован в Минюсте РФ 02.09.2020 г. N 59615)

С 3 ноября 2020 года вступит в действие обновленная форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций.

Новая форма налоговой декларации применяется начиная с представления отчетности за налоговый период 2020 года.

ФНС РФ в Информации от 12.08.2020 г. разъяснила, что обновления связаны с выделением категорий налогоплательщиков, применяющих акты Правительства РФ или высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которыми перенесены сроки уплаты налога (авансовых платежей по нему) в течение 2020 года в рамках мер по поддержке экономики из-за распространения COVID-19.

В декларацию также добавлен признак исчисления суммы налога лицом, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений.

Это позволит реализовать условия о стабилизации правил налогообложения имущества организации на период действия указанного соглашения.

Так как ряд организаций был освобожден от уплаты налога за II квартал 2020 года, расширился перечень кодов налоговых льгот, отражаемых в декларации.

В том числе для организаций, включенных на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, которые работают в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.

Раздел 1 декларации

Раздел 1 декларации заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения организации (месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство), месту нахождения недвижимого имущества в соответствии с п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации.

П. 4.2 Порядка в новой редакции установлено, что по строке с кодом 005 указывается признак налогоплательщика.

– если налогоплательщик применяет нормативные правовые акты Правительства РФ, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по налогу, – указывается признак «1»;

– если налогоплательщик применяет нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, предусматривающих в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление установленных законодательством субъектов РФ сроков уплаты налога (авансовых платежей по налогу), – указывается признак «2»;

– если налогоплательщик не применяет указанные нормативные правовые акты, – указывается признак «3».

В каждом блоке строк с кодами 007–040 указываются:

1) по строке с кодом 007 указывается признак исчисления сумм налога налогоплательщиком, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК), включенное в реестр СЗПК, предусмотренный Федеральным законом от 01.04.2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», применяющим положения п. 4.3 ст. 5 НК РФ.

– если суммы налога (авансовых платежей по налогу) исчислены в отношении объектов недвижимого имущества, связанных с исполнением СЗПК, – указывается признак «1»;

– если суммы налога (авансовых платежей по налогу) исчислены в отношении объектов недвижимого имущества, не связанных с исполнением СЗПК, – указывается признак «2».

Раздел 2 декларации

Раздел 2 декларации заполняется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ через постоянные представительства.

Раздел 2 декларации заполняется отдельно в отношении льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговой льготы в виде уменьшения не только суммы налога, но и авансового платежа по налогу, подлежащих уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) недвижимого имущества.

А также:

– в отношении недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и расположенного на территории данной свободной экономической зоны;

– в отношении объектов недвижимого имущества налогоплательщика, применяющего положения п. 4.3 ст. 5 НК РФ, связанных с исполнением СЗПК;

– в отношении объектов недвижимого имущества налогоплательщика, применяющего положения п. 4.3 ст. 5 НК РФ, не связанных с исполнением СЗПК.

В случае заполнения Раздела 2 декларации с кодом 14 по строке «Код вида имущества (код строки 001)» организацией, с которой расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда, по строке с кодом 160 проставляется прочерк.

Установлено, что строки с кодами 230 и 240 заполняются только в случае установления для отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в бюджет.

В случае указания в первой части строки с кодом 230 кода налоговой льготы, установленной законом субъекта РФ в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (2012500), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота.

Для каждой указываемой структурной единицы (позиции) отведено по 4 знакоместа, при этом заполнение осуществляется слева направо и, если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями.

Пример заполнения приведен в п.п. 5 п. 5.3 Порядка.

По строке с кодом 240 указывается сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Например, если законом субъекта РФ установлена налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков в виде уплаты в бюджет 80% суммы исчисленного налога, то значение по строке с кодом 240 должно быть подсчитано как значение строки с кодом 220 × (100 – 80) : 100.

Если организация согласно Федеральному закону от 08.06.2020 г. № 172-ФЗ «О в несении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то:

– в первой части строки с кодом 230 указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению № 6 к Порядку (2010501, 2010502, 2010503, 2010504);

– во второй части показателя указываются нули;

– по строке с кодом 240 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация согласно Закону № 172-ФЗ освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

– в первой части строки с кодом 230 указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению № 6 к Порядку (2010505, 2010506, 2010507, 2010508);

– во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога;

– по строке с кодом 240 указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

В случае заполнения Раздела 2 с отметками 01, 02, 03, 05, 07, 08, 09, 10 и 14 по строке «Код вида имущества (код строки 001)» по строке с кодом 260 указывается разность значений строк с кодами 220 и 240.

Если исчисленное таким образом значение по строке с кодом 260 меньше нуля, по строке с кодом 260 указывается нулевое значение.

Раздел 3 декларации

Раздел 3 Декларации заполняется:

– российскими и иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость;

– иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства;

– иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности иностранных организаций в РФ через постоянные представительства.

Установлено, что по строке с кодом 002 указывается признак применения налогоплательщиком, заключившим СЗПК, положений п. 4.3 ст. 5 НК РФ.

– если Раздел 3 заполняется в отношении недвижимого имущества, связанного с исполнением СЗПК, – указывается признак «1»;

– если Раздел 3 заполняется в отношении недвижимого имущества, не связанного с исполнением СЗПК, – указывается признак «2».

В случае заполнения Раздела 3 декларации в отношении объекта недвижимого имущества, за исключением помещения, в строке с кодом 014 указывается код «1».

В случае заполнения Раздела 3 декларации в отношении помещения в строке с кодом 014 указывается код «2».

По налоговым льготам, установленным законом РФ в виде понижения ставки налога (далее – код налоговой льготы 2012400), в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (далее – код налоговой льготы 2012500), а также по налоговым льготам с кодами 2010501–2010508 строка с кодом 040 не заполняется.

По строке с кодом 090 в случае возникновения (прекращения) у организации в течение налогового периода права собственности на объект недвижимого имущества, в отношении которого заполняется Раздел 3 декларации, указывается коэффициент Кв, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности организации в налоговом периоде, к числу месяцев в налоговом периоде.

В случае владения объектом недвижимого имущества в течение всего налогового периода по строке с кодом 090 указывается 1.

Значение по строке с кодом 090 приводится в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

Строки с кодами 110 и 120 заполняются только в случае установления для отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в бюджет.

Установлено, что в случае указания в первой части строки с кодом 110 кода налоговой льготы, установленной законом субъекта РФ в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (2012500), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота.

Для каждой указываемой структурной единицы (позиции) отведено по 4 знакоместа, при этом заполнение осуществляется слева направо и, если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями.

Пример заполнения приведен в п.п. 5 п. 5.3 Порядка.

По строке с кодом 120 указывается сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Установлено, что если организация согласно Закону № 172-ФЗ освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то

– в первой части строки с кодом 110 указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению № 6 к Порядку (2010501, 2010502, 2010503, 2010504);

– во второй части показателя указываются нули;

– по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация согласно Закону № 172-ФЗ освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

– в первой части строки с кодом 110 указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению № 6 к Порядку (2010505, 2010506, 2010507, 2010508);

– во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога;

– по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

По строке с кодом 130 отражается исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, определяемая как разность значений строк с кодами 100 и 120.

Установлено, что если исчисленное таким образом значение по строке с кодом 130 меньше нуля, по строке с кодом 130 указывается нулевое значение.

В приложении № 6 приведены коды налоговых льгот.

Перечень кодов налоговых льгот дополнен:


  • По каким операциям нужно подтверждать льготу по уплате НДС
  • Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС
  • Итоги

По каким операциям нужно подтверждать льготу по уплате НДС

Прежде чем перейти к разъяснениям по заполнению реестра, давайте определимся, по каким операциям нужно представлять документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, а по каким — нет. Для этого ознакомимся с понятием налоговых льгот.

Льготами по налогам признаются налоговые послабления для определенных групп налогоплательщиков, в том числе возможность вообще не платить налоги или платить их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Иными словами, к льготам по НДС относятся операции, которые у одних налогоплательщиков не облагаются налогом, а у других — облагаются. И по ним необходимо формировать реестр документов.

А вот операции, по которым освобождение от НДС доступно для всех категорий налогоплательщиков, к льготируемым не относятся. И реестр подтверждающих документов по льготе НДС по ним составлять не надо (п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Определять операции, освобождаемые от НДС для отдельной группы налогоплательщиков и освобождаемые от НДС для всех плательщиков, поможет наш материал «Ст. 149 НК РФ (2021): вопросы и ответы».

А для получения полной и актуальной информации о льготах по НДС предлагаем заглянуть в нашу специальную рубрику.

У налогоплательщиков часто возникают споры с ИФНС, связанные с применением льгот по НДС. Узнать, как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС

Конечно, вы можете создать собственный бланк реестра, но во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, если реестр будет составлен в другом формате, то ФНС откажет вам в выборочном подходе к проверке и запросит полный список документов.

Что касается сроков, то реестр подтверждающих документов по льготе НДС подается в ФНС в ответ на требование о представлении документов в течение 5 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком, применяющим льготы.

Бланк реестра налоговики представили в приложении № 1 к письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. В этом же письме пошагово расписан порядок заполнения реестра. Скачайте бесплатно бланк реестра, кликнув по картинке ниже:

Мы изучили его и теперь расскажем о порядке заполнения.

Совет: прежде чем перейти к внесению в реестр сведений о подтверждающих документах, сгруппируйте их вначале по кодам операций, потом по видам операций (деятельности) и затем по контрагентам. Документы по операциям располагайте по убыванию сумм, т. е. вначале указывайте документы по крупным суммам реализации, а под конец по мелким.

Вначале переносим сведения из граф 1 и 2 раздела 7 декларации по НДС в графы 1 и 3 (соответственно) реестра подтверждающих документов по льготе НДС. Если под одним кодом операции проводились разные виды подопераций, то сумму в графе 3 нужно разбить еще и по этим подоперациям. Причем их названия должны быть прописаны в графе 2 реестра.

В графах 4, 5, 6 напротив соответствующей группы операций и подопераций вставляем наименование, ИНН и КПП контрагентов. А напротив каждого контрагента в графах 7, 8, 9 и 10 прописываем вид документа, подтверждающего обоснованность применения налоговых льгот, а также номер, дату и сумму этого документа.

В НК РФ нет перечня или описания документов, которыми может быть доказана правомерность использования налоговых льгот. Поэтому в рассматриваемом нами реестре подтверждающих документов по льготе НДС прописываем все первичные и иные сопровождающие документы, относящиеся к проведению конкретной операции. В частности, это:

  • договор на оказание услуг (работ), в котором есть описание льготируемой операции;
  • счет-фактура, где указаны наименование операции и сумма с пометкой «без НДС»;
  • платежное поручение, чек ККТ или иной платежный документ с указанием льготируемой операции и ее стоимости с примечанием «без НДС»;
  • лицензия на оказание льготируемой операции, если она подлежит обязательному лицензированию, и др.

Постарайтесь указать в реестре наиболее полный список документов. Чем больше в нем будет представлено подробностей, тем меньше документов запросят потом налоговые инспекторы.

После представления правильно заполненного реестра проверяющие смогут запросить не более 40% документов, причем в эти 40% должно входить не более 500 документов.

Исключением является ситуация, когда число подтверждающих документов составляет менее 30 штук. В этом случае налогоплательщику придется подготавливать полный пакет документов независимо от того, представлял он реестр в ФНС или нет.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили образец заполнения реестра документов, подтверждающих льготы по НДС. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите к разъяснениям экспертов.

Итоги

При своевременной подаче реестра подтверждающих документов по льготе НДС налогоплательщик получает право на проведение выборочной проверки подтверждающих документов. И чем подробнее и яснее будет раскрыта информация об этих документах, тем в меньшем количестве их запросят налоговые инспекторы.

Министерство финансов России разместило на официальном сайте проект методики оценки эффективности налоговых льгот. Документ доступен по ссылке. Мы публикуем методику с официального сайта Минфина без изменений.

I. Общие положения

1.1. Настоящая методика определяет порядок оценки эффективности налоговых льгот, в том числе пониженных ставок налогов, установленных законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (далее – методика, налоговые льготы).

1.2. Методика разработана в соответствии с подходами, применяемыми при определении налогового потенциала субъектов Российской Федерации и расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».

1.3. Оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящей методикой осуществляется в целях повышения прозрачности бюджетной и налоговой политики, повышения эффективности мер социально-экономической политики субъектов Российской Федерации на основе информированного выбора оптимального способа достижения целей, учета результатов оценки при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, при заключении соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, а также повышения качества прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы.

1.4. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется субъектами Российской Федерации, в том числе на основании информации, предоставляемой Федеральной налоговой службой.

1.5. Результаты оценки эффективности налоговых льгот предоставляются в Министерство финансов Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня текущего финансового года в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

1.6. Министерство финансов Российской Федерации в целях формирования единых подходов к оценке эффективности налоговых льгот осуществляет проверку информации, предоставляемой субъектами Российской Федерации, и размещает ее на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее 1 августа текущего финансового года в целях сверки исходных данных для проведения расчетов распределения межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период (далее – исходные данные).

1.7. В случае не представления в срок до 20 августа текущего финансового года в Министерство финансов Российской Федерации замечаний к исходным данным или представления замечаний после 20 августа текущего финансового года, исходные данные считаются согласованными.

1.8. Результаты оценки эффективности налоговых льгот применяются при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» и заключении соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений».

II. Принципы проведения оценки эффективности налоговых льгот

2.1. Для целей оценки эффективности налоговых льгот формируется сводная информация в разрезе субъектов Российской Федерации и видов (направлений) налоговых льгот, включающая законодательный источник, характеристики налоговой льготы (категория льготополучателей, тип льготы, условия предоставления льготы, срок действия льготы, целевая категория налоговой льготы, категории налогоплательщиков, которым предоставляется льгота и др.), оценку объема налоговой льготы, расчетные показатели для оценки эффективности налоговой льготы в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

2.2. Налоговые льготы разделяются на 3 типа в зависимости от целевой составляющей:

1) социальная – поддержка отдельных категорий граждан;

2) финансовая – устранение/уменьшение встречных финансовых потоков;

3) стимулирующая – привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала.

2.3. Оценка эффективности налоговых льгот проводится отдельно по каждому виду (направлению) налоговых льгот.

III. Порядок оценки эффективности социальных и финансовых налоговых льгот

3.1. Социальные и финансовые налоговые льготы подлежат распределению по группам полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления согласно Правилам определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 (далее – модельный бюджет региона).

3.2. Распределение социальных и финансовых налоговых льгот по группам полномочий производится одновременно с представлением в Министерство финансов Российской Федерации данных реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

3.3. Оценка эффективности социальных и финансовых налоговых льгот определяется в рамках формирования модельного бюджета региона и определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации в отношении групп полномочий субъекта Российской Федерации.

3.4. В целях обеспечения сопоставимости расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и равных подходов к определению модельного бюджета расходы модельного бюджета региона по каждой группе полномочий подлежат увеличению на объем социальных и финансовых налоговых льгот по соответствующей группе полномочий.

IV. Порядок оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот

4.1. Оценка эффективности (совокупный бюджетный эффект) по стимулирующим налоговым льготам производится с периода действия налоговой льготы или за 5 отчетных лет, в случае если налоговая льгота действует более 5 лет на момент проведения оценки эффективности, и определяется по следующей формуле:


, где:


– объем налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в i-ом году.

При определении объема налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков, получателей налоговой льготы учитываются поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, специальным налоговым режимам (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) и земельному налогу.

В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет на момент проведения оценки эффективности, объем налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в текущем году, очередном году и (или) плановом периоде прогнозируется по данным субъектов Российской Федерации.


– расчетный объем базовых налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в году, предшествующем i-ому году.

Под базовыми налоговыми поступлениями для целей настоящей методики понимаются налоговые поступления от налогоплательщиков получателей льготы в году, предшествующем году применения льготы.


– номинальный темп прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации в i-ом году по отношению к базовому году.

При определении номинального темпа прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации учитываются поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, специальным налоговым режимам (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) и земельному налогу без учета поступлений по следующим видам экономической деятельности: добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов, добыча металлических руд, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, финансовая деятельность). При определении номинального темпа прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации не учитываются 5 максимальных и минимальных значений по субъектам Российской Федерации.

Номинальный темп прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации в текущем году, очередном году и плановом периоде определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из целевого уровня инфляции (4%) и реального темпа роста валового внутреннего продукта согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.


– расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований субъекта Российской Федерации.4.2. Расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований субъекта Российской Федерации определяется по следующей формуле:


, где:


– целевой уровень инфляции, определяемый на уровне 4 процента;


– реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;


– кредитная премия за риск.

Кредитная премия за риск определяется в зависимости от отношения государственного долга субъекта Российской Федерации к налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 1 января текущего финансового года:

1) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет менее 30 процентов кредитная премия за риск составляет 1 процент;

2) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет от 30 до 100 процентов кредитная премия за риск составляет 2 процента;

3) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет более 100 процентов кредитная премия за риск составляет 3 процента.

4.3. Для целей настоящей методики налоговая льгота:

1) считается неэффективной в случае, если совокупный бюджетный эффект в соответствии с пунктом 3.1 настоящей методики принимает отрицательное значение;

2) считается эффективной в случае, если совокупный бюджетный эффект в соответствии с пунктом 3.1 настоящей методики принимает положительное значение.

4.4. Объем недополученных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате действия неэффективных налоговых льгот подлежит учету при расчете налогового потенциала субъектов Российской Федерации в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 (далее – налоговый потенциал).

Показатели, характеризующие налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов, подлежат увеличению на объем, указанный в абзаце первом настоящего пункта, по каждому периоду, в котором производится расчет показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта Российской Федерации.

4.5. Объем недополученных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате действия эффективных налоговых льгот подлежит учету в модельном бюджете региона аналогично порядку оценки эффективности социальных и финансовых налоговых льгот согласно разделу III настоящей методики.

V. Заключительные положения

5.1. Настоящая методика может применяться федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, в том числе в целях мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот.

5.2. Министерство финансов Российской Федерации на основании представляемой информации в соответствии с пунктом 1.5 настоящей методики формирует реестр налоговых льгот и размещает его на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети «Интернет».

5.3. По итогам оценки эффективности налоговых льгот Министерство финансов Российской Федерации направляет рекомендации субъектам Российской Федерации в целях мобилизации дополнительных доходов регионов за счет оптимизации неэффективных налоговых льгот.

Читайте также: