Развитие налогового контроля в системе налогового администрирования в россии

Опубликовано: 30.04.2024

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 5 марта 2021 г. N ЕД-7-1/173@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ

НА 2021 - 2023 ГОДЫ

В целях обеспечения актуализации Стратегической карты ФНС России на 2020 - 2024 гг., утвержденной приказом ФНС России от 13.12.2019 N ММВ-7-1/629@, на предстоящий 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также системного внедрения подходов стратегического планирования на основе программно-целевого метода приказываю:

1. Утвердить Стратегическую карту ФНС России на 2021 - 2023 годы (далее - Стратегическая карта) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России обеспечить ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий и контрольных событий Стратегической карты при подготовке предложений в проекты планов деятельности Федеральной налоговой службы.

3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) и начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных органов Федеральной налоговой службы довести настоящий приказ до сотрудников и обеспечить руководство им при осуществлении возложенных полномочий и планировании деятельности.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

Миссия - высокое качество услуг и комфортные условия

для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам

незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения

справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса

Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством

Задача 1.1. Развитие сервисов для налогоплательщиков

Задача 1.2. Сохранение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90%

Задача 1.3. Развитие ФГИС "ЕГР ЗАГС"

Снижение издержек государственного управления

Задача 2.1. Обеспечение эффективного управления процессами ФНС России.

Задача 2.2. Контроль исполнения параметров бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов

Задача 2.3. Внедрение сервиса электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Задача 2.4. Создание Единого реестра населения.

Задача 2.5. Внедрение института единого налогового счета (ЕНС).

Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации

Задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов.

Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы "Налоговые расходы".

Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования "под ключ" (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества).

Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля.

Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота.

Задача 3.6. Совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ.

Задача 3.7. Создание системы управления рисками

Задача 3.8. Реализация Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года N 93-р

Задача 3.9. Совершенствование налогового администрирования, совершенствование инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций

Задача 3.10. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры

Задача 4.1. Обеспечение автоматизированного выполнения процессов управления информационной безопасностью

Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса

Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России

Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики

Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра

Укрепление и совершенствование кадрового потенциала

Задача 6.1. Повышение профессиональных и коммуникативных компетенций сотрудников налоговых органов

Задача 6.2. Развитие внутрикорпоративной культуры

приказом ФНС России

от "__" ________ 2021 года

Стратегическая карта ФНС России на 2021 - 2023 годы

экономические науки

  • Ильина Александра Евгеньевна , бакалавр, студент
  • Сазонов Сергей Петрович , доктор наук, профессор, заведующий кафедрой
  • Волгоградский государственный технический университет
  • ПРОВЕРКА
  • АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
  • КОНТРОЛЬ
  • НАЛОГ

Похожие материалы

  • Формы и методы налогового контроля
  • Совершенствование методологии контроля и ревизии снабженческо-заготовительной деятельности
  • Эффективность налогового контроля при формировании плана социально-экономического развития муниципалитета на примере Волгоградской области
  • Интернет-маркетинг, основные инструменты и понятия
  • Обзор существующих и перспективных систем и методов мониторинга техносферной безопасности

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований [2.,c.9].

Налоговый контроль — это мероприятие, которое осуществляется уполномоченными лицами налоговых органов с помощью налоговых проверок и налоговых агентов. На сегодня налоговый контроль выполняет важную функцию в осуществлении государственного финансового контроля, потому что за счет налогов и сборов осуществляется пополнение бюджета.

Налоговый контроль является частью налогового администрирования. Налоговое администрирование — это эффективное управление налоговым контролем, который осуществляется на государственном уровне.

Налоговый контроль в системе налогового администрирования сильно отличается от остальных систем финансового контроля по таким параметрам как: по объекту контроля, по методам осуществляющих налоговый контроль. Налоговый контроль это один из важных элементов работы всей налоговой системы. Данное его свойство характеризуется тем, что с его помощью проводится дополнительные проверки налогоплательщиков, которые намеренно скрывают свои доходы.

Налоговый контроль подразделяется на такие проверки как: камеральная и выездная налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка характеризуется тем, что данная проверка осуществляется налоговым инспектором в здании налоговой службы. Такаю проверку производят на основании полученных от налогоплательщиков налоговых деклараций.

Выездная налоговая проверка — это проверка, которая осуществляется налоговым инспектором и представляет собой проверку в которой отражается полнота и достоверность информации от налогоплательщика, а также правильность расчетов по налогам, которые необходимо уплатить. Такая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, данная проверка проводится по решению главного руководителя налогового органа.

Проводя исследование по выездным и камеральным проверкам и начисленным, на основании проверок, налогам, можно рассмотреть следующий рисунок 1.

Рисунок 1 — Начислено налогов по камеральной и выездной налоговой проверки по Волгоградской области

Источник: авторский, по материалам [5].

На данном рисунке отражается сумма налогов выявленных в результате проведения камеральных и выездных налоговых проверок по Волгоградской области. Из данного рисунка видно как меняется сумма перечисленных налогов в бюджет. Как мы видим, больше всего налоговых нарушений выявлено в результате выездных налоговых проверок. Это связано в первую очередь с тем, что выездные налоговые проверки чаще всего направлены на проверку разных организаций как крупных, так и мелких, следовательно, налог с них взимается больше, чем с физических лиц, отсюда следует, что и прибыль в бюджет от них больше [5].

Налоговые проверки осуществляются согласно нормативно-правовой базе налогового контроля. Налоговые инспекции осуществляют налоговый контроль на основе нормативно-правовых актов регулирующих отношение между налогоплательщиком и исполнительным органом. Из-за постоянного изменения налогового законодательства налогоплательщику сложно отслеживать и разбираться во всех тонкостях налогового процесса, поэтому налоговому инспектору необходимо не только проверять полученные документы, но и в случае неправильного оформления и заполнения декларации сообщать об этом налогоплательщику, что бы он подал уточненную декларацию с правильными суммами [4].

Нормы, которые прописаны в Конституции РФ по регулированию налоговых отношений на территории Российской Федерации, а также здесь определено: что выступает субъектом налогообложения. Основным законом налогового контроля в системе налогового администрирования является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в нем подробно прописаны все налоги и то, как они должны рассчитываться и в какой период [1].

Таким образом, налоговый контроль является одним из важнейших элементов в системе налогового администрирования, потому что за счет налогового контроля обеспечивается своевременное поступление денежных средств в бюджет РФ. Система налогового администрирования обеспечивает дальнейшее поступление денежных средств в федеральный бюджет страны.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2019 года. — М.: Эксмо, 2019. — 1488 с.
  2. Гончаров А.И. — Федеральные налоги, взносы и сборы с организаций: учебник для студ., обуч. по спец. «Налоги и налогообложение». В 2-х т. Т.1 / А.И. Гончаров, М.В. Гончарова. — М.: «Глобус», 2010. — 580с.
  3. Дадашев А.З. Финансовая система России: учебное пособие / А. З. Дадашев, Д.Г. Черник — М.: ИНФРА-М, 2015. — 248 с.
  4. Степанова Ю.Н. Алгоритмизация налогового контроля расчетных операций предпринимательских структур // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5.
  5. Налог.ру [Электронный ресурс] : официальный сайт Федеральной налоговой службы. — Режим доступа: http:analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 03.03.2019).

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2019 года. — М.: Эксмо, 2019. — 1488 с.
  2. Гончаров А.И. — Федеральные налоги, взносы и сборы с организаций: учебник для студ., обуч. по спец. «Налоги и налогообложение». В 2-х т. Т.1 / А.И. Гончаров, М.В. Гончарова. — М.: «Глобус», 2010. — 580с.
  3. Дадашев А.З. Финансовая система России: учебное пособие / А. З. Дадашев, Д.Г. Черник — М.: ИНФРА-М, 2015. — 248 с.
  4. Степанова Ю.Н. Алгоритмизация налогового контроля расчетных операций предпринимательских структур // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5.
  5. Налог.ру [Электронный ресурс] : официальный сайт Федеральной налоговой службы. — Режим доступа: http:analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 03.03.2019).

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.


    Рубрика: Спецвыпуск

    Дата публикации: 03.11.2016

    Статья просмотрена: 1709 раз

    Библиографическое описание:

    Прищепова, А. О. Развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации / А. О. Прищепова, С. Н. Клочко. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1586/ (дата обращения: 20.05.2021).

    В статье рассмотрены теоретические основы налогового администрирования. На основе анализа налоговой системы за 2015 г. дается оценка состояния современной системы налогового администрирования в Российской Федерации; представлена ключевая информация об электронном декларировании НДС; указаны основные направления совершенствования налогового администрирования.

    Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый процесс, налоговое администрирование, налоговое бремя.

    Становление в России рыночной экономики предопределило формирование нового подхода к организации налогового процесса. Налоги стали основным источником доходов бюджетной системы. Это поставило на первое место вопросы управления налоговой системой. Государство осуществляет это управление через систему налогового администрирования, которое представляет собой деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере, направленную на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства. Место налогового администрирования в налоговой системе России отражено на рисунке 1.


    Рис. 1. Место налогового администрирования в налоговой системе РФ

    Совершенствование структуры и организации деятельности налоговых органов, совершенствование налогового законодательства, повышение эффективности контрольной работы, реформирование механизмов исчисления и уплаты налогов – все эти важные аспекты относятся к сфере налогового администрирования. Высокий уровень развития налогового администрирования в стране способен обеспечить эффективность налоговой системы. В связи с этим для государства жизненно важно искать пути совершенствования налогового администрирования.

    Цель проведенного исследования – анализ и разработка предложений по развитию системы налогового администрирования в Российской Федерации.

    Налоговое администрирование регулирует налоговые отношения и направлено на решение проблем, возникающих при взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков. В России наибольшее распространение получили такие методы налогового администрирования, как методы регулируемых альтернатив, которые подразумевают, что налогоплательщики имеют свободу выбора между разными вариантами юридической формы ведения деятельности (налогоплательщики сами выбирают порядок ведения учета и составления отчетности, способ исполнения обязательств по уплате налогов и т. д.).

    Становление системы налогового администрирования в России продолжается, этот процесс осложняется различными трудностями. Новый этап в развитии налогового администрирования связан с введением в действие Налогового кодекса РФ (часть первая вступила в силу 1 января 1999 г.) и последующим совершенствованием статей кодекса.

    Основная функция налогового администрирования  это функция налогового контроля.Самой эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки, позволяющие стабилизировать работу налоговой системы через регулирование действий налогоплательщиков.

    Оценку эффективности налоговой системы начнем с анализа поступления в консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2015 г. (табл. 1). Таблица 1 базируется на данных Росстата [5].

    Поступлениеналогов, сборовииныхобязательныхплатежей

    вконсолидированный бюджетРФ

    Вид налога

    Абсолютные показатели,

    млрд руб.

    Темпы

    роста в 2015 г., %

    Удельный вес в

    2015 г., %

    2014 г.

    2015 г.

    ПРЯМЫЕ НАЛОГИ, в том числе:

     налог на прибыль организаций

     налог на доходы физических лиц

     налоги на имущество

     налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

    ИТОГО

    9298,2

    10129,3

    108,9

    73,5

    КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, в том числе:

     налог на добавленную стоимость на

    товары (работы, услуги)

     акцизы по подакцизным товарам

    ИТОГО

    3371,3

    3658,5

    108,5

    26,5

    ВСЕГО

    12669,5

    13787,8

    108,8

    100,0

    На основе сведений, представленных в таблице 1, можно сделать следующие выводы. В 2015 г. объем поступивших в консолидированный бюджет РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей увеличился на 8,8%. Следует особо отметить, что одними из самых высоких темпов роста в указанном году обладает НДС – его темпы роста составили 112,6%. Отрицательные темпы роста отмечены только у акцизов по подакцизным товарам – в 2015 г. их поступление сократилось на 0,2%.

    На основе данных таблицы 1 представим структуру поступивших в консолидированный бюджет налоговых платежей (рис. 2).


    Рис. 2. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей

    в консолидированный бюджет РФ в 2015 г.

    В 2015 г. наибольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны составили налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (23,6%), которые практически полностью состоят из налога на добычу полезных ископаемых. Значительной долей поступления в бюджетную систему обладает налог на доходы физических лиц, его доля в рассматриваемом периоде составила 20,4%. Третье место по наибольшему удельному весу налоговых поступлений в бюджет разделили налог на прибыль организаций и НДС на товары (работы, услуги). Налоги на имущество составили всего 7,7%. Это отрицательно характеризует состояние экономической системы РФ. Но в 2015 г. налоги на имущество имели одни из самых высоких темпов роста (111,9%) – сохранение данной тенденции обеспечит оптимизацию работы экономики страны.

    Перейдем к рассмотрению соотношения прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете РФ. На уровне бюджетной системы России среди поступивших налогов преобладают прямые налоги, составляющие 73,5% налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны. Таким образом, по состоянию на 2015 г. налоговую систему России в целом в зависимости от доли косвенного налогообложения можно охарактеризовать как подоходную, поскольку доля косвенных налогов в общей сумме налогов в бюджетную систему меньше 35%.

    Рассчитаем показатель, который позволяет оценить эффективность налоговой системы – налоговое бремя (табл. 2).

    Расчет налогового бремени в 2015 г.

    Показатель

    Значение

    Налоговые поступления в консолидированный бюджет, млрд руб.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование, млрд руб.

    ВВП номинальный, млрд руб.

    В результате расчета налоговое бремя составило 24%, это значение ниже оптимального показателя, равного 30%, и может означать, что государство испытывает недостаток финансовых ресурсов для организации эффективной деятельности по выполнению стоящих перед ним задач.

    Одним из самых эффективных методов совершенствования системы налогового администрирования стало введение электронной обработки счетов-фактур. С первого квартала 2015 г. введены расширенные декларации по НДС, в которые включаются сведения из книги покупок, книги продаж и журналов учета выставленных счетов-фактур. Все плательщики НДС обязаны сдавать расширенные декларации в электронной форме по телекоммуникационных каналам связи через оператора электронного документооборота. В качестве исключения, плательщики НДС, деятельность которых составляет государственную тайну, имеют право предоставлять расширенные декларации на бумажных носителях. Введение расширенного электронного декларирования призвано повысить эффективность администрирования НДС через автоматизацию камерального контроля.

    Основные направления совершенствования системы налогового администрирования в России предполагают постановку комплексных задач в сфере государственного управления, таких как модернизация системы налогового контроля, унификация учета и регистрации физических и юридических лиц, формирование единого механизма по учету налоговых обязательств и взысканию долгов, централизация и унификация финансовых отношений населения с бюджетной системой государства, создание единого налогового ведомства и других. В настоящее время качество системы налогового администрирования в РФ не достигло высокого уровня развития. Государственные органы не могут в необходимой степени обеспечить доходы бюджета через налоговые поступления. В первую очередь, это определяется продолжающимся развитием теневой экономики в России. Снижению эффективности налоговой системы государства способствует массовая утечка капиталов за границу и отсутствие полномасштабных иностранных инвестиций в экономику.

    Однако нельзя сказать, что в России отсутствуют положительные тенденции в становлении налогового администрирования. Система налогового администрирования ежегодно улучшается, например, введение электронной обработки счетов-фактур способствует упрощению и повышению эффективности налогового контроля. В целях совершенствования налогового процесса реализуется целевая программа развития налоговых органов, которая предусматривает следующие мероприятия [1]: упрощение процедур заполнения и подачи деклараций и других форм отчетности в налоговые органы; переход на систему самоначисления и бесконтактный способ подачи документов; перевод основной работы по обработке налоговой отчетности физических и юридических лиц в специализированные Центры обработки данных; усовершенствование системы досудебного разбирательства налоговых споров с целью уменьшения числа обращений налогоплательщиков в судебные органы; внедрение в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками.

    Таким образом, в России только приступают к формированию эффективной системы налогового администрирования. В этой области планируются полномасштабные реформы, которые призваны упростить работу государственных органов в налоговой сфере, а также обеспечить эффективность такой работы, которая, в свою очередь, позволит реализовать нормальное функционирование налоговой системы. Определенные шаги на пути усовершенствования налогового администрирования делаются и сейчас (к примеру, электронное декларирование НДС, исправление неточностей и искажений в отдельных нормативно-правовых актах), но только комплексный подход, охватывающий все ключевые элементы государственного управления в налоговой и смежных сферах, способен реально изменить (качественно преобразовать) состояние системы налогового администрирования в России.

    1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 544 с.
    2. Золотарева А. Б. Налоговое администрирование. Основные итоги реформы. В 3-х томах. Том 1. Ин-т экономики переход. Периода. - М.: ИЭПП, 2008. - 328 с.
    3. Попова Н. И. НДС – 2015: книги покупок и продаж становятся частью налоговой декларации // Налоговая политика и практика. - 2014. - №11 (143). - С. 4-7.
    4. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 05.10.16)
    5. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru (lата обращения: 03.10.16)

    Ключевые слова

    Похожие статьи

    Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

    налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор.

    российская налоговая система, прибыль организаций, эффективность налогообложения, налог, доход, консолидированная.

    Совершенствование налогового администрирования как метод.

    налоговое администрирование, налоговая система, налоговая реформа, налогоплательщик, налоговая отчетность, Россия, Российская Федерация, орган, электронный документооборот, Федеральная налоговая служба.

    Выявление резервов увеличения налоговых поступлений.

    налоговое администрирование, налоговая система, Россия, налог, налоговое бремя, налоговый контроль, бюджетная система, консолидированный бюджет РФ, Российская Федерация, государственное управление.

    Оценка и анализ показателей эффективности налоговой.

    Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов.

    Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

    Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов.

    Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

    налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.

    налоговый потенциал, бюджетная система, поступление, налоговое планирование, налоговая система, Российская Федерация, налоговая нагрузка.

    Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

    налоговая система, федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, консолидированные бюджеты РФ, налоговая

    консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность.

    Налоговый контроль как элемент управления.

    налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская Федерация, система действий, налоговый орган, налоговая сфера, камеральная налоговая проверка, единая задача.

    Проблемы и перспективы налогового администрирования.

    налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование, кадастровая стоимость, Российская Федерация.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа

    Краткое описание

    Предметом исследования выступает налоговый контроль в системе налогового администрирования РФ.
    Цель работы - теоретико-методологическое раскрытие сути организации налогового контроля и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности налогового контроля на современном этапе.
    Методы исследования: общенаучные методы исследования (наблюдение, логический и структурно-функциональный анализ, экономический анализ, комплексность), специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка).

    Содержание работы

    Введение 5
    1 Теоретические основы организации налогового контроля в России 9
    1.1 Понятие, цели, задачи, формы, виды налогового контроля 9
    1.2 Права и обязанности органов налогового контроля, виды налоговых
    правонарушений и ответственность за их совершение 22
    1.3 Правовое регулирование налогового контроля в России 27
    2 Анализ действующей практики организации налогового контроля
    (на примере ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) 32
    2.1 Оценка организационной структуры налоговой инспекции 32
    2.2 Исследование технологии организации и проведения контрольной
    деятельности 40
    2.3 Анализ результатов проведения контрольной работы 45
    3 Основные направления совершенствования налогового контроля и
    повышение его результативности 52
    3.1 Разработка рекомендаций по улучшению организации проведения налогового контроля в системе налогового администрирования в
    России 52
    3.2 Развитие автоматизации процесса проведения налогового контроля 59
    3.3 Зарубежный опыт организации налогового контроля и возможности
    его использования в отечественной практике 63
    Заключение 70
    Список использованных источников 73

    Содержимое работы - 1 файл

    налоги 2.doc

    Таким образом, проведенное исследование основных направлений контрольной деятельности ИФНС по Ленинскому району по мобилизации налогов и сборов в бюджет показало, что в настоящее время осуществляется налоговый контроль на достаточно высоком профессиональном уровне. Это подтверждается результатами налоговых проверок и мероприятиями по взысканию дополнительно начисленных в результате их проведения платежей. Тем не менее, налоговые органы республики сталкиваются в процессе своей деятельности с рядом проблем, осложняющих их работу. В частности, до сих пор не налажено эффективное сотрудничество с органами внешней среды по обмену информацией, необходимой для формирования перечня налогоплательщиков, подлежащих выездному налоговому контролю. Большая часть налоговых отчетностей продолжает поступать в инспекции на бумажных носителях, что увеличивает затраты времени на ввод и обработку полученной информации, сохраняется низкий уровень автоматизации процедуры выездного налогового контроля. Все эти проблемы требуют незамедлительного решения, так как лишь при их устранении возможно существенное повышение результативности налогового контроля и обеспечения соответствия деятельности налоговых органов республики современным требованиям.

    2.3 Анализ результатов проведения контрольной работы

    Существует ряд показателей, характеризующих качество проводимой контрольной деятельности налоговых органов. Анализ этих показателей показывает, насколько результативно налоговые органы осуществляют свою деятельность. К таким показателям относятся:

    • коэффициент собираемости налогов, с учетом задолженности;
    • коэффициент недоимки;
    • коэффициент доначислений по результатам налоговых проверок;
    • коэффициент взысканий по доначислениям;
    • коэффициент доначислений на 1 работника, осуществляющего выездные проверки;

    - коэффициент доначислений на 1 работника, осуществляющего камеральные проверки;

    • коэффициент количества проверок на одного сотрудника;
    • коэффициент нагрузки на одного специалиста;
    • коэффициент результативности проверок;

    - уровень добровольно уплаченных плательщиками налогов. Результативность работы ИФНС по Ленинскому району по сбору

    налоговых доходов в бюджет и по выявлению налоговых правонарушений характеризуют коэффициент собираемости и коэффициент доначислений по результатам налоговых проверок. Данные представлены в таблице 2.4.

    Таблица 2.4 - Динамика коэффициента собираемости и коэффициента доначислений

    Наиболее результативным в плане сбора налогов является год со значением коэффициента собираемости наиболее приближенным к 1. В 2009 году коэффициент собираемости наиболее высокий по сравнению с предыдущими годами. По коэффициенту доначислений в настоящее время существуют тенденция к снижению. В 2007 году он составлял 0,12, а в 2009 году уже 0,04, что связано с превышением сокращения доначислений по результатам налоговых проверок по сравнению с объемом налоговых поступлений. Низкое значение рассматриваемого показателя не является свидетельством неэффективной работы налоговых органов, а объясняется повышением ответственности налогоплательщиков и сокращением нарушений налогового законодательства.

    Проанализировать результативность работы отдельных сотрудников ИФНС по Ленинскому району позволяют коэффициенты доначислений на 1 работника, осуществляющего выездные проверки и на 1 работника, осуществляющего камеральные проверки (таблица 2.5).

    Таблица 2.5 - Показатели сумм доначислений на 1 работника по результатам камеральных и выездных проверок

    доначислений на 1

    работника, тыс. руб.

    Доначислено, тыс. руб. Численность работников, осуществляющих выездные проверки Коэффициент

    доначислений на 1

    работника, тыс. руб.

    Как показывают данные таблицы 2.5, за исследуемый период произошло резкое сокращение доначислений на 1 работника, осуществляющего камеральные проверки. Столь резкое снижение объясняется сокращением общей суммы доначислений по результатам камеральных проверок в связи с увеличением доли законопослушных налогоплательщиков.

    По доначислениям, приходящимся на 1 работника, проводящего выездные проверки, сильных колебаний за исследуемый период не наблюдается.

    На фоне сокращения доначислений, приходящихся на 1 работника, проводящего камеральные проверки, наблюдается рост показателей, характеризующих нагрузку на специалистов. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2.6.

    Таблица 2.6 Динамика показателей нагрузки на специалистов ИФНС, проводящих камеральные и выездные проверки

    За исследуемый период коэффициент количества камеральных проверок, приходящихся на 1 специалиста, постепенно возрастает, что связано с количеством, проводимых камеральных проверок. По выездным проверкам наблюдается сокращение значений коэффициента количества проверок, приходящихся на 1 специалиста. Сокращение количества проверок, проводимых 1 специалистом, связано с переносом приоритета в налоговом контроле на камеральные проверки и, как следствие, с уменьшением общей доли выездных проверок. За исследуемый период наблюдается увеличение нагрузки на 1 специалиста. Это связано с увеличением количества налогоплательщиков.

    Реальную результативность работы налоговых органов в плане контроля за соблюдением налогового законодательства позволяет оценить коэффициент взысканий по доначислениям, показывающий какая доля доначисленных по результатам налоговых проверок платежей была фактически взыскана и перечислена в бюджет. Значения данного показателя находятся на довольно низком уровне, особенно в плане выездных налоговых проверок (таблица 2.7)

    Таблица 2.7 - Показатели соотношения доначисленных и взысканных сумм налогов по результатам камеральных и выездных проверок по ИФНС по Ленинскому району

    Анализируя данные таблицы 2.7, за исследуемый период суммы взысканных платежей значительно отстают от суммы доначислений, особенно по выездным налоговым проверкам. Такое несоответствие объясняется тем, что часть проводимых проверок приходится на организации, не имеющие достаточных средств на счетах в банке для погашения своей задолженности и пользующиеся отсрочкой уплаты начисленных налогов. Но, несмотря на это за исследуемый период времени наблюдается увеличение доли взысканий в общей сумме доначислений и по камеральным, и по выездным налоговым проверкам.

    Показателем, комплексно характеризующим результативность работы ИФНС по Ленинскому району, является коэффициент добровольной уплаты налогов, значения которого представлены в таблице 2.8.

    Таблица 2.8 - Динамика коэффициента добровольной уплаты налогов

    Читайте также: