Развитие гражданского общества иллюстрирует увеличение налогов на добычу полезных ископаемых

Опубликовано: 15.05.2024

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Правительство одобрило предложение Минфина увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производства удобрений, черных и цветных металлов за счет повышения «рентного коэффициента». Законопроект о введении соответствующих поправок в Налоговый кодекс был рассмотрен на заседании правительства в среду, 16 сентября. Теперь законопроект будет внесен в Госдуму.

Министр финансов Антон Силуанов объяснил на брифинге журналистам, что повышение налоговой нагрузки необходимо из-за потребности бюджета в дополнительных ресурсах, которые в первую очередь пойдут на реализацию антикризисных планов и на борьбу с пандемией коронавируса.

Насколько увеличатся налоговые сборы

Повышение НДПИ пополнит бюджет примерно на 56 млрд руб. в 2021 году, сообщил Силуанов. Законопроект повышает с 1 января 2021 года в 3,5 раза выплаты по налогу при добыче калийных солей (сейчас ставка — 3,8% от стоимости продажи), апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд (4%), природных солей и чистого хлористого натрия, нефелинов, бокситов, а также горнорудного неметаллического сырья (6%), кондиционных руд цветных металлов (8%) и железной руды (4,8%).

Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.

Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».

«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.

По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.

Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

Какие аргументы против новых налогов у бизнеса

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.

  • Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
  • «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
  • Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
  • Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.

Первая попытка

Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.


Конституционный Суд вынес Определение № 375-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы АО «Олкон» на несоответствие Основному Закону государства п. 3 ст. 337 Налогового кодекса. Оспариваемая норма относит к полезному ископаемому помимо прочего продукцию, являющуюся результатом разработки месторождения, получаемую из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, которые являются специальными видами добычных работ (например, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В январе 2019 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал АО «Олкон» в признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5, которая доначислила ему недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых, пени и штраф. Тогда суд счел, что, вопреки позиции налогоплательщика, скальная порода вскрыши (камень строительный) – а не производимый из нее товарный щебень – является добытым полезным ископаемым и потому подлежит обложению этим налогом. При этом условиями выданной обществу лицензии на пользование недрами не предусматривалось, что технологический процесс превращения указанного строительного камня в щебень является специальным видом добычных работ по смыслу ст. 337 НК РФ. Впоследствии решение АС г. Москвы устояло в апелляции и кассации, а судья Верховного Суда отказался передавать кассационную жалобу заявителя на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемая норма, не раскрывающая содержание понятия «специальные виды добычных работ», носит неопределенный характер, что позволяет признавать объектом обложения НДПИ скальные породы вскрыши (строительный камень), являющиеся отходами горнодобывающей промышленности, что противоречит ст. 19 и 57.2 Конституции.

КС отказался рассматривать ее по существу. Он пояснил, что правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково – в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах. В ст. 337 НК РФ термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении – как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из данного регулирования во взаимосвязи со ст. 339 Кодекса следует, что возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

При этом Конституционный Суд напомнил, что оспариваемые законоположения, конкретизируя в целях определенности налоговых отношений понятие полезного ископаемого, а также устанавливая порядок определения количества добытого полезного ископаемого, будучи направленными на возможность идентификации добытого минерального сырья, сами по себе не нарушают прав налогоплательщиков, являющихся пользователями недр (Определение КС РФ от 25 июня 2019 г. № 1517-О).

Со ссылкой на п. 1 Постановления ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых» КС добавил, что в силу абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности. Не признается, по общему правилу, полезным ископаемыми и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.). «Соответственно, для корректного определения объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых правоприменительным органам требуется в каждом случае установить, является ли конкретная операция частью технологического цикла по добыче, т.е. извлечению полезного ископаемого из недр (или же по переработке его в качественно иную продукцию), а равно является ли содержащаяся в добытой породе продукция первой по своему качеству, соответствующей требованиям применимых стандартов (или же таковой является продукция, полученная путем ее дальнейшей переработки)», – отмечено в определении.

Как пояснил КС РФ, сложившаяся судебная практика допускает возможность квалификации в качестве добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению НДПИ, горных пород, направляемых в дальнейшем на переработку и производство щебня, в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела. При этом в иных случаях (учитывая конкретные условия лицензии на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, стандарты качества полезного ископаемого и иные обстоятельства) суды квалифицируют в качестве добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению налогом на добычу полезных ископаемых, щебень, непосредственно добываемый путем измельчения, дробления горных пород.

Как пояснил КС, заявитель, формально оспаривая конституционность спорной нормы, по сути, настаивает на том, что осуществляемые им технологические операции по производству щебня являлись не переработкой иного полезного ископаемого, соответствующего требованиям стандартов, а непосредственно добычей полезного ископаемого в результате специальных видов добычных работ на основании лицензии. Разрешение же данного вопроса, подчеркнул Суд, не относится к его компетенции.

Адвокат, партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова отметила, что положения главы 26 Налогового кодекса, посвященной налогу на добычу полезных ископаемых, уже не в первый раз становятся предметом рассмотрения Конституционного Суда. «Это связано прежде всего с очень широкой дискрецией в применении и толковании положений ст. 337–339 НК РФ, а также сложностью предлагаемых в них формулировок и большим количеством отсылочных норм. Так, понятие недр дается в Законе о недрах, в то время как термин “полезное ископаемое” для целей налогообложения необходимо понимать в контексте ст. 337 НК РФ», – пояснила она.

При этом, по словам эксперта, с одной стороны, перечень видов добытого полезного ископаемого указан в законе и является закрытым (п. 2 ст. 337 НК РФ). «К их числу относится строительный камень, а вот щебень в данной норме не поименован вовсе. С другой стороны, положения ст. 337–339 НК РФ содержат большое количество отсылок к конкретным документам налогоплательщика – лицензии на пользование недрами, техническому проекту разработки месторождения, техническим регламентам процессов добычи и переработки продукции, данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандартам качества полезного ископаемого организации и т.д. Все эти документы, естественно, индивидуальны для каждого налогоплательщика, и, следовательно, их содержание может влиять на квалификацию объекта обложения по НДПИ», – подчеркнула Екатерина Болдинова.

Адвокат добавила, что положения главы 26 НК РФ явно далеки от идеала для понимания и требуют дополнительных толкований, в том числе на уровне Конституционного Суда. «Вместе с тем в рамках комментируемого определения КС РФ фактически не сказал нам ничего нового. Помимо прочего он указал на необходимость учета конкретных условий лицензии на пользование недрами для квалификации в качестве добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению НДПИ, и, соответственно, фактически передал изучение этого вопроса арбитражным судам, которые на основе принципов состязательности судопроизводства и равенства прав сторон должны разрешить возникший спор. Таким образом, позиция Конституционного Суда осталась неизменной, а налогоплательщикам в этой ситуации остается только уповать на то, что содержание их документов будет правильно понято судами и налоговыми органами», – заключила эксперт.

Адвокат АП г. Москвы Марина Дарьина отметила, что определение КС лишний раз подтверждает, что пользоваться налоговой льготой может только добросовестный налогоплательщик, соответствующий всем условиям для применения конкретной льготы. «А с учетом того что настало время, когда бюджет страны особо нуждается в пополнении, налогоплательщикам все труднее доказать право на льготу (в качестве льготы в данном случае рассматривается право на применение НДПИ вместо общего режима налогообложения)», – полагает она.

По словам эксперта, в рассматриваемом определении КС РФ и иных судебных актах по данному делу не ведется речь о концепции добросовестности налогоплательщика, но выводы, сделанные судами в актах, свидетельствуют о ее применении. «Краеугольным камнем в споре относительно правомерности применения льготы к товарному щебню, произведенному из скальной породы вскрыши, является лицензия, а именно то, что данным документом, выданным налогоплательщику, не предусмотрено, что процесс переработки этого камня в щебень является специальным видом добычных работ. Таким образом, налогоплательщик не выполнил условия лицензии, следовательно, налоговой льготой пользоваться не может, так как не добыл полезное ископаемое из недр», – считает Марина Дарьина.

Она добавила, что в подтверждение того, что условия лицензии в каждом конкретном случае определяют действия налогоплательщика по добыче полезного ископаемого, КС РФ привел в пример ряд судебных актов, которые подтвердили, что щебень, например, полученный путем дробления горных пород, является полезным ископаемым, так как такая добыча была предусмотрена лицензией. «Казалось бы, аналогичные процессы на первый взгляд могут подпадать под действие льготы в одном случае, а в другом – нет. Поэтому налогоплательщикам, пользующимся сниженными ставками налогообложения, производящим налоговые вычеты и т.п., следует внимательно подходить к документообороту и деятельности в целом, так как к ним изначально имеется повышенная внимательность со стороны налоговых органов», – резюмировала эксперт.

1) «Парламент одобрил проект школьной реформы, предусматривающей увеличение бюджетного финансирования школ, расположенных в муниципальных округах».

2) «Глава государства пригласил представителей местных органов самоуправления для обсуждения вопроса повышения эффективности их деятельности».

3) «Городской суд приступил к рассмотрению иска муниципалитета к заводу, сбросившему отходы производства в реку в черте города».

4) «Новый законопроект связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы. Значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень».

В стране Z прошли парламентские выборы. Стало известно, что голосование по партийным спискам принесло победу четырём партиям. К сожалению, ещё три политические партии не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Избирательная система в стране Z может быть охарактеризована как

1) мажоритарная ; 2) пропорциональная 3) консенсусная; 4) смешанная

Найдите в приведённом ниже списке признаки, характерные для пропорциональной избирательной системы, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) предусмотрено голосование по одномандатным округам

2) граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей

3) возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов

4) голосование проводится по партийным спискам

5) победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

6) количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией

Добровольный союз, выражающий интересы социальных групп и участвующий в борьбе за политическую власть, – это

1) политическая партия 2) гражданское общество

3) профсоюзная организация; 4) парламент

Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?

А.Мажоритарная избирательная система создает преимущество крупным политическим партиям и движениям.

Б.Мажоритарная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Развитие гражданского общества иллюстрирует

1) увеличение налогов на добычу полезных ископаемых

2) создание нового департамента министерства

3) деятельность общества защиты прав потребителей

4) принесение присяги вновь избранным президентом

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В стране прошел второй тур президентских выборов. (2) Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре. (3) По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4) Данная тенденция, думается, весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений

Политология«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли) .

Любую политическую партию характеризует

1) широкий круг сторонников

2) наличие в партийных рядах членов правительства

3) общность политических убеждений

4) критика правительственного курса

Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?

1) разработка народно-хозяйственных планов

2) управление деятельностью исполнительных органов

3) назначение руководящих кадров промышленных предприятий

4) пропаганда своих взглядов в средствах массовой информации

Политология«Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье) .

В стране Z прошла конституционная реформа, согласно которой парламентская республика была преобразована в президентскую. Как изменятся полномочия (статус) президента?

1) Он получит право издавать нормативные правовые акты.

2) Он получит право подписывать международные договоры.

3) Он возглавит правительство и исполнительную власть в целом.

4) Он будет утверждаться в должности парламентом.

Какая из приведенных ситуаций свидетельствует о нарушении демократической процедуры выборов?

1) Гражданин не имеет возможности проголосовать вместо заболевшего родственника.

2) В случае отъезда в день голосования можно взять открепительный талон и проголосовать на другом избирательном участке.

3) Гражданам, не имеющим возможности прийти на избирательный участок по состоянию здоровья, избирательные урны могут быть доставлены на дом.

4) Подследственные и обвиняемые граждане, находящиеся под арестом, не участвуют в голосовании.

Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательной системы?

1) проведение выборов по одномандатным округам

2) проведение нескольких туров выборов с выбытием кандидатов

3) подсчёт голосов избирательной комиссией

4) создание единого общенационального избирательного округа

В стране Z. после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z.?

1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.

2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.

3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.

4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.

Тоталитарный режим от демократического отличает наличие

1) профессионального аппарата управления

2) разнообразных негосударственных организаций

3) всестороннего контроля за жизнью общества

4) разделения властей

Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А.Для правового государства обязательно соблюдение принципа народного суверенитета.

Б.Правовым может считаться государство как с республиканской формой правления, так и с монархической.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

В стране М. после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательнодолжна быть представлена в конституции страны М.?

1) В стране законодательно гарантируются права оппозиции, в качестве ведущего принципа политической жизни провозглашен идеологический плюрализм.

2) Президент страны избирается обеими палатами парламента на пятилетний срок.

3) В нижнюю палату парламента, Палату народных представителей, проходят депутаты от партий, набравших на выборах не менее 10% голосов избирателей.

4) Правительство страны регулярно отчитывается в своей деятельности перед президентом.

Ягодкина Наталья Алексеевна

контрольная работа по обществознанию по теме "Политика" 9 класс предназначена для проверки степени усвоения учебного материала за 1 полугодие

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_po_teme_politika_9_kl.docx 39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «ПОЛИТИКА» 9 класс декабрь 2019

А1. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной

А2. Что отличает государство от других политических организаций?

1) наличие аппарата управления 2) разработка программ экономического развития

3) определение перспектив развития общества 4) исключительное право издавать законы

А3. Какой из приведённых фактов иллюстрирует развитие гражданского общества?

1) создание общественного попечительского совета при школе

2) принятие парламентом Закона о государственном бюджете

3) осуществление центральным банком антиинфляционных мер

4) выступление президента с ежегодным посланием к парламентариям

А4. Верны ли следующие суждения о государстве?

Государству принадлежит право осуществлять верховную власть на определённой территории.

Государству принадлежит абсолютное право принимать законы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Какое право является политическим?

1) на неприкосновенность частной жизни 2) на равенство перед законом и судом

3) на участие в управлении делами государства 4) на свободу передвижения и выбор места жительства

А6. Способ осуществления политической власти, отражающий уровень политической свободы в обществе, учёные называют политическим

1) правлением 2) режимом 3) суверенитетом 4) устройством

А7. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика государства может стать объединяющей силой в обществе.

Б. К внешней политике государства относится обеспечение безопасности границ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?

1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах.

2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов.

3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.

4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу.

А9. В государстве Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Какой политический режим сложился в государстве Z?

1) федеративный 2) демократический 3) республиканский 4) тоталитарный

А10. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что

1) сложилась многопартийная система

2) парламент формируется на основе всеобщих выборов

3) отдельные территории имеют свои законодательные органы

4) народ является единственным источником власти

А11. В государстве Z все уважают закон и ему подчиняются. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z является правовым

1) В государстве Z реализуется принцип разделения властей.

2) Государство Z — федеративное государство.

3) В государстве Z существует развитая система законодательства.

4) В Конституции государства Z есть раздел о правах человека.

А12. Какой из приведённых терминов обозначает участника политической деятельности?

1) производитель 2) потребитель 3) исследователь 4) избиратель

А13. Представителем какой ветви государственной власти является председатель правительства?

1) законодательной 2) исполнительной 3) судебной 4) муниципальной

А14. Признаком любого государства является

1) многопартийность 2) разделение властей 3) суверенитет 4) парламентаризм

А15. К органам законодательной власти РФ относится

1) Правительство РФ 2) Верховный суд РФ 3) Федеральное Собрание 4) Президент РФ

А16. На уроке обществознания учитель рассказывал о государстве и политических партиях. Сравните деятельность государства и правящей политической партии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) исключительное право принимать общеобязательные нормы 2) разработка политических программ

3) представление интересов всего общества в целом 4) осуществление политической власти

А17. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Г) унитарное государство

1) форма государственно-территориального устройства

2) форма правления

3) политический режим

А18. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты - 2) выражают мнения-

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 19, 20

Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

А19. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше доля девушек, чем доля юношей.

2) Доля тех, кто считают, что вести домашнее хозяйство – обязанность мужа, больше среди юношей, чем среди девушек.

3) Равные доли девушек и юношей отмечают, что вести домашнее хозяйство - обязанность жены.

4) Среди юношей меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5) Доля испытавших затруднение при ответе на

вопрос выше юношей, чем среди девушек.

А20. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие

из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Никто из опрошенных не состоит в браке.

2) Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны как среди девушек, так и среди юношей страны Z.

3) Юноши, в отличие от девушек, предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.

4) Большинство юношей разделяют патриархальные взгляды на семью.

5) Юноши в большей мере, чем девушки, готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

Контрольная работа по теме «ПОЛИТИКА» 9 класс

А 1. Какие из перечисленных терминов используют в первую очередь при описании политической сферы?

1) искусство, образование 2) власть, партия 3) собственность, доход 4) семья, этнос

А2. Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества?

1) Парламент принял поправки к закону об общественных объединениях.

2) Жильцы дома провели митинг против строительства гаража на месте спортивного городка

3) Кандидаты в депутаты начали активную избирательную кампанию.

4) Глава государства провёл встречу с министрами.

А3. Верны ли следующие суждения о политической власти в демократическом обществе?

Задача политической власти – директивно контролировать производство и потребление товаров и услуг.

Задача политической власти – установить всеобъемлющий контроль над частной жизнью граждан.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Что характеризует политическую партию, в отличие от других объединений граждан?

1) стремление к получению власти 2) объединение единомышленников

3) общие интересы участников 4) удовлетворение потребностей людей

А5. В состав государства Z входят 12 территориальных единиц, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое законодательство, образующее общегосударственные высшие органы власти. Какова форма государственно-территориального устройства страны Z?

1) социальное государство 2) республика 3) унитарное государство 4) федерация

А6. Верны ли следующие суждения о выборах и референдуме?

А. В условиях демократии различные политические силы имеют возможность бороться на выборах за доверие избирателей.

Б. Решения, принятые на референдуме, должны быть утверждены Советом Федерации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства. Парламент избирает президента, который выполняет представительские функции. Какова форма правления данного государства?

1) республика 2) монархия 3) федерация 4) демократия

А8. В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем — бывшие рабы, а в 1920 г. — женщины. Это движение в направлении к избирательному праву

1) равному 2) формальному 3) прямому 4) всеобщему

А9. В государстве Н. президент формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом. Президент государства Н. избирается всем народом. В случае конфликта парламента и президента последний может обратиться напрямую к народу. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия 2) парламентская республика

3) абсолютная монархия 4) президентская республика

А10. В государстве А единая Конституция, система законодательной, исполнительной и судебной власти. Территория страны поделена на дистрикты, не обладающие самостоятельностью. Какова форма территориального устройства государства А?

1) конфедерация 2) федерация 3) автономия 4) унитарное

А11. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента 2) наличие правоохранительных органов

3) всенародное избрание главы государства 4) многопартийность

А12. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

1) Правительство 2) Совет безопасности 3) Федеральное Собрание 4) Общественная палата

А13. Что является формой непосредственного народовластия?

1) выборы 2) многопартийность 3) референдум 4) парламентаризм

А14. Отличительным признаком правового государства является

1) республиканская форма правления 2) наличие конституции

3) развитая система социального обеспечения 4) принцип разделения властей

А15. К органам исполнительной власти РФ относится

1) Правительство РФ 2) Верховный суд РФ 3) Федеральное Собрание 4) Государственная Дума РФ

А16. В государстве Z установлен демократический политический режим,
а в государстве Y– тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) пресечение нарушений общественного порядка 2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на конкурентной основе 4) вынесение приговоров внесудебными органами

А17. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни, к которым относится данный факт: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) открытие нового супермаркета

Б) выборы в парламент

В) оказание парикмахерских услуг

Г) биржевые торги акциями фирм

Д) вступление в партию

А18. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы. (Б) Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации. (B) Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты- 2) выражают мнения-

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 23, 24.

Учёные опросили одинаковое количество городских и сельских жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

А19. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше городских жителей, чем сельских жителей.

2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что вести домашнее хозяйство – обязанность жены.

3) Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, больше сельских жителей, чем городских жителей.

4) Среди городских жителей меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди сельских жителей, чем среди городских жителей.

А20. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие

из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите они цифры, под которыми указаны .

1) Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.

2) Сельские жители в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации

3) Большинство опрошенных городских жителей не состоят в браке.

4) Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди городских жителей.

5 ) Жители страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного договора

3 вариант ОГЭ по обществознанию 2019 год с ответами (вариант является тренировочным). Экзаменационная работа состоит из 31 задания (Часть 1 — 25 заданий с кратким ответом, часть 2 — 6 заданий с развернутым ответом).

Часть 1

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Учёные изучают классовый и национальный состав населения. Какую сферу жизни общества они исследуют?

1) социальную
2) политическую
3) экономическую
4) духовную

2. В отличие от животных, человеку свойственна способность к

1) целенаправленным действиям
2) защите от неблагоприятных воздействий среды
3) продолжению рода
4) сочетанию наследственных и приобретённых свойств

3. Какой пример иллюстрирует формальные межличностные отношения?

1) Директор школы встретился со своими бывшими учениками.
2) Директор школы вызвал родителей ученика для разговора о его поведении.
3) Директор школы дал соседям дубликат ключей от своей квартиры.
4) Директор школы согласился играть роль в школьном спектакле.

4. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека определяется как разумом, так и чувствами, эмоциями.
Б. Деятельность человека всегда имеет продуктивный, творческий характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Признание абсолютной ценности человеческой личности, её права на свободу и счастье – это основной принцип

1) патриотизма
2) гражданственности
3) гуманизма
4) порядочности

6. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Современное образование связано с овладением информационными технологиями.
Б. Личностный подход к ученику является одним из направлений развития современного образования.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Конечный результат хозяйственной деятельности, выраженный в сумме, на которую полученная выручка превышает издержки на производство и реализацию товара, – это

1) цена
2) налог
3) зарплата
4) прибыль

8. Цена килограмма мандаринов 80 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?

1) меру стоимости
2) средство накопления
3) средство обращения
4) мировые деньги

9. Предприятие выпекает торты. Что из приведённого ниже отражает производительность труда на предприятии?

1) 15 работников выпекают за сутки 1500 тортов.
2) Предприятие выпускает 35 наименований тортов.
3) На предприятии работают 10 кондитеров высшей квалификации.
4) Предприятие ежедневно поставляет торты в 40 магазинов.

10. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется в принципиальной невозможности одновременного удовлетворения всех потребностей всех людей.
Б. Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

11. Какие из перечисленных ниже социальных групп выделены по этническому признаку?

1) консерваторы и либералы
2) буддисты и протестанты
3) русские и белорусы
4) мужчины и женщины

12. В семье М. пятилетний ребёнок. Бабушка готовит ребёнка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1) воспитательную
2) репродуктивную
3) хозяйственную
4) досуговую

13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт имеет только негативные последствия.
Б. Столкновение интересов социальных групп отражает межличностный конфликт.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Что отличает государство от других политических организаций?

1) наличие аппарата управления
2) разработка программ экономического развития
3) определение перспектив развития общества
4) исключительное право издавать законы

15. Производители детских товаров создали и зарегистрировали свою ассоциацию, которая выступает в защиту их интересов и предлагает правительству программу поддержки малого предпринимательства. Этот пример иллюстрирует

1) проведение предвыборных кампаний
2) деятельность муниципальных органов
3) функционирование гражданского общества
4) участие граждан в отправлении правосудия

16. Верны ли следующие суждения о формах правления?

А. Монархическая форма правления не может создавать условия для развития гражданского общества.
Б. Республика – форма правления, присущая только правовому государству ИЛИ существующая только в правовом государстве.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

17. Правонарушением является

1) агитация за кандидата на избирательном участке в день выборов
2) выступление в суде со свидетельскими показаниями
3) обжалование в вышестоящие органы действия начальства
4) критика действия властей в средствах массовой информации

18. Правительство РФ

1) разрабатывает и принимает законы
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) утверждает судебные решения
4) решает вопросы предоставления гражданства

19. 15-летний Кирилл решил поработать в летние каникулы. На какую вакансию его, согласно закону, работодатель вправе принять?

1) курьер в книжном магазине
2) водитель трамвая
3) грузчик в супермаркете
4) продавец в табачном киоске

20. Верны ли следующие суждения о нормах права?

А. Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства.
Б. В правовых нормах, в отличие от моральных, выражается общественное мнение по поводу того или иного поступка.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.

21. В государстве Z существует правовой механизм защиты прав человека. Сравните прокуратуру и адвокатуру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) участие в судебном разбирательстве
2) проведение юридических консультаций
3) отстаивание интересов граждан
4) наличие статуса государственного органа

Черты сходства Черты отличия

22. Установите соответствие между социальными группами и признаками, по которым они выделены в структуре общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Социальная группа

А) рязанцы
Б) врачи
В) сельчане
Г) демократы
Д) агрономы

Признак

1) профессиональный
2) поселенческий (территориальный)
3) политический

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

Социологические службы стран Z и Y провели опрос общественного мнения. Участвующим в опросе был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Диаграмма

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, выше среди опрошенных страны Z, чем среди опрошенных страны Y.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для опрошенных страны Z выше, чем для опрошенных страны Y.
3) Процент тех, кто считает повышение квалификации работников эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди опрошенных страны Y, чем среди опрошенных страны Z.
4) Опрошенные обеих стран в равной мере отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
5) Опрошенные страны Y считают повышение оплаты труда наиболее эффективным способом увеличения производительности труда.

24. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных связывает повышение производительности труда с материальными факторами.
2) Проблема повышения квалификации не очень актуальна для отвечавших из обеих стран.
3) Внедрение научных разработок позволяет повысить заработную плату работников.
4) Социально-психологические факторы, по мнению опрошенных, не имеют никакого значения для повышения производительности труда.
5) Большинство опрошенных обеих стран готовы лучше работать, только когда им предоставлена инициатива организации производства и совершенствования технологий.

25. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) По данным социологов, в РФ за последние 20 лет отношение граждан к получению высшего образования изменилось. (Б) Доля тех, кто считает, что для получения престижной высокооплачиваемой работы не требуется высшее образование, сократилась вдвое. (В) Однако подчас завышенные требования работодателей к уровню образования и квалификации работников вызывают серьёзные опасения.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 26–31.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п. Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса.

Принудительные (силовые) ресурсы – это вооружённые армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы, собственности – высших ценностей.

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения (наука и образование, религия и искусство, средства массовой информации и др.). В конце XX – начале XXI в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. В ходе общественного развития традиционные ресурсы власти – сила и богатство – несколько утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами.

Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографические ресурсы. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т. д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек не только ресурс власти, но и её субъект и объект.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какие примеры экономических и социальных ресурсов привёл автор? В чём, по мнению автора, проявляется специфика демографического ресурса?

28. Почему, по мнению автора, принудительные (силовые) ресурсы считаются наиболее эффективным источником власти? Какой важнейший ресурс власти в современном обществе указан в тексте?

29. Проиллюстрируйте примерами мысль автора о том, что человек может быть: а) ресурсом власти; б) субъектом власти; в) объектом власти. (К каждой позиции приведите соответствующий пример.)

30. Приведите два объяснения того, что применение комплекса ресурсов власти эффективнее, чем применение одного любого ресурса.

31. Приведённая классификация ресурсов политической власти может применяться к власти в семье, другой малой группе. Приведите два аргумента (объяснения) в обоснование этой позиции.

Ответы на 3 вариант ОГЭ по обществознанию 2019 год
1-1
2-1
3-2
4-1
5-3
6-3
7-4
8-1
9-1
10-3
11-3
12-1
13-4
14-4
15-3
16-4
17-1
18-2
19-1
20-1
21-1324
22-21231
23-25
24-12
25-112
26.
1) экономические и социальные ресурсы власти.
2) принудительные (силовые) ресурсы.
3) культурно-информационные ресурсы.
4) демографические ресурсы.
27.
1) примеры экономических ресурсов: деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые.
2) примеры социальных ресурсов: способность повышения или понижения социального статуса.
3) объяснение: люди – это универсальный многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы.
28.
1) ответ на первый вопрос: их использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и собственности.
2) ответ на второй вопрос: знания и информация.
29.
1) солдаты действующих армий во время войны являются ресурсом власти.
2) в стране Z граждане (субъекты власти) избирают президента и депутатов парламента.
3) в стране Z проводится пенсионная реформа, граждане выступают в качестве объекта власти.
30.
Комплексное использование ресурсов эффективнее, чем применение одного любого ресурса, потому что, как правило, оно позволяет:
1) воздействовать на разные сферы жизни общества, обеспечивая их развитие;
2) заинтересовать в подчинении людей, группы с разными ценностями, властно значимыми интересами.
31.
1) в семье родители обладают экономическими ресурсами (материально обеспечивают своих детей) и принудительными ресурсами (могут заставить что-то сделать, если они понимают, что ребёнку это необходимо).
2) в трудовом коллективе успешность выполнения работы может зависеть не только от оплаты труда (экономические ресурсы), но от возможности карьерного роста, расширения круга делового и личного общения (социальные ресурсы), реализации своих идей и получения новых знаний (культурно-информационные ресурсы).

Читайте также: