Рассуждения о природе богатства денег и налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Ло Джон (1671‑1729). “Деньги и торговля, рассматриваемые в связи с предложением обеспечения нации деньгами” (1705).

Согласно концепции Ло ключ к экономическому процветанию - в изобилии денег в стране. Деньги же должны быть не металлическими, а кредитными, создаваемыми банком (лучше всего государственным) в соответствии с экономическими потребностями (т.е. имелись в виду банкноты). Следовательно, для обогащения страны необходимо организовать нормируемый выпуск бумажных денег. Ло считал, что золото и серебро, исполняя роль денег, приобретают дополнительную ценность, поскольку служат удовлетворению определенной потребности – потребности в обращении. Следовательно, бумажные деньги, выполняя эту функцию, обладают определенной ценностью, а их выпуск увеличивает богатство нации, ведет к росту деловой активности. Однако, бумажные деньги пригодны лишь для внутреннего обращения. Золото же должно аккумулироваться в государственной казне.

Джон Ло предлагал проведение политики кредитной экспансии банков (предоставление ссуд, во много раз превышающих запас металлических денег, хранящихся в банке). Эмиссионный банк должен быть государственным и проводить экономическую политику государства.

Ло видел преимущества кредита, но не хотел видеть его опасности. Кредит и деньги отождествлялись им с капиталом. Исходным являлось утверждение, что банк создает капитал посредством выпуска кредитных денег. Проблема государственного дефицита решалась через кредитную эмиссию.

Предложения Ло были реализованы во Франции. В 1716 г. учрежден Всеобщий банк (акционерный) - банкноты успешно внедряются в обращение (его банкноты принимаются в уплату налогов). В 1717 г. основана Миссисипская компания. Однако деньги, полученные от продажи акций, компания вкладывала не в производство, а в облигации государственного долга. В 1720 г. золотой и серебряный запас банка стал таять, в мае было принято решение девальвировать банкноты в 2 раза, а затем под угрозой полной потери запасов металла банк вообще прекратил обмен. Произошел обвал: банкноты превратились в инфляционные деньги. В августе Королевский банк был объявлен банкротом.

Косвенным образом деятельность Ло подстегнула развитие теории физиократов, которая была своеобразной оппозиционной реакцией с одной стороны на кольбертизм, а с другой – на крах системы Ло.

ГЕНЕЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Классическая школа политической экономии возникает в мануфактурный период (XVII в.), когда капитал из сферы торговли, денежного обращения и ссудных операций проникает в сферу производства – в промышленность. Экономисты классической школы впервые приступают к систематическому изучению закономерностей производства, тем самым, положив начало политэкономии как науки. Они применяют абстрактный метод исследования, ведут анализ сущности явлений.

Этапы эволюции классической политической экономии:

1. Конец XVII - начало второй половины XVIII в. На фоне существенного расширения сферы рыночных отношений происходит опровержения идей меркантилизма. Начало этого этапа – работы В.Петти и Ж.Л. Буагильбера. Они выдвинли идею трудовой теории стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество труда, затраченного на производство продукции. Завершение этапа – работы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго).

2. Последняя треть XVIII в. – работы А. Смита, в которых содержится положение о естественном порядке и объективности экономических законов. Его вывод о необходимости полного невмешательства правительства в экономику считался бесспорным вплоть до 30‑х гг. XX в.

3. Первая половина XIX в. – работы Ж.Б. Сэя, Ф. Бастиа, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Г. Кэри.

4. Вторая половина XIX в. – работы Дж.С. Милля, К. Маркса.

Петти Вильям (1623‑1687). Основные работы: “Трактат о налогах и сборах” (1662); “Слово мудрым” (1664); “Политическая анатомия Ирландии” (1672); “Политическая арифметика” (1676); “Разное о деньгах” (1682).

Петти положил начало научному экономическому исследованию: от описания явлений он перешел к анализу их сущности, перенес акцент с анализа процессов обращения на производство, исходил из того, что все зависящее от мнений, желаний и т.п. отдельных людей следует игнорировать - следует выяснять причинную связь явлений. Он является также создателем новой науки - политической арифметики (статистики).

Согласно теории Петти создание и приумножение богатства происходит исключительно в сфере производства. Богатство (в отличие от традиционных воззрений меркантилистов) образуют не только драгоценные металлы и камни, но и материальные блага. Петти отрицает участие торговли и торгового капитала в создании материального богатства.

Петти считается основателем трудовой теории стоимости. Суть ее заключается в утверждении, что стоимость определяется затратами труда. Однако, стоимость у Петти отождествляется с количеством денег, получаемых за товар. Следовательно, стоимость создает труд, который затрачен на производство денежного материала (золота или серебра). Стоимость других товаров определяется в результате обмена на деньги. Различия между потребительной стоимостью и стоимостью не делается, оба фактора рассматривались как выступающие в одинаковом качестве.

Теория доходов Петти. Прибыль - та часть продукта, которая остается после вычета издержек производства (Петти называет ее рентой). Рента имеет двоякий смысл: и собственно рента, и прибавочная стоимость, причем собственно рента рассматривается не как дар земли, а как результат более производительного труда на более плодородных участках. Рента рассматривалась и как всеобщая форма прибыли. Например, ссудный процент должен быть равен ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности. Заработная плата трактовалась Петти как цена труда рабочего, представляющая минимум средств для существования его самого и его семьи. Уровень заработной платы должен определяться объективными факторами, а не субъективными решениями. «Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем он мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда». Таким образом, заработная плата как доход рабочего связывается с физиологическим прожиточным минимумом.

ПЬЕР ЛЕПЕЗАН ДЕ БУАГИЛЬБЕР.

БУАГИЛЬБЕР ПЬЕР ЛЕПЕЗАН ДЕ (1646‑1714). “Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, или как за один месяц доставить королю все деньги, в которых он нуждается, и обогатить все население” (1696), “Обвинение Франции” (1707), “Рассуждение о природе богатства, денег и налогов” (1707).

В своих публицистических и научных работах Буагильбер исходил из интересов французского крестьянства. В его трудах содержится резкая критика меркантилизма и вмешательства государства в экономику, обосновывается принцип экономической свободы.

Предмет изучения – анализ проблем сферы производства.

Богатство – не деньги, а материальные блага. «Ни владение землями, ни денежным богатством не обеспечит такого достатка, чтобы не позволить погибнуть в нищете их владельцу, когда первые вовсе не обрабатываются, а вторые не обмениваются на жизненно необходимые предметы, как пища и одежда, без чего никто не может обойтись. Только их надо почитать богатством».

Трактовка стоимости дается, исходя из ее трудового происхождения. Истинная стоимость товара определяется затратами труда, мерой стоимости является рабочее время.

Распределение труда между отраслями должно происходить в результате свободной конкуренции. Экономическая свобода обеспечивает все необходимые условия для благотворного действия стихийных рыночных сил.

Деньги рассматриваются техническое орудие, облегчающее обмен. «Совершенно очевидно, что сами по себе они не являются благом и их количество не увеличивает изобилия страны, лишь бы их количество было достаточно для поддержания цен, сложившихся на средства существования». Так как функцию посредника в обмене может выполнять любой товар, то, следовательно, возможна замена металлических денег на бумажные.

При рассмотрении категории цены Буагильбер намного опередил свое время. Он подошел к вековой проблеме поиска закона движения цен с позиций так называемого оптимального ценообразования. Важнейшим условием экономического равновесия и прогресса являются пропорциональные (или нормальные) цены. Под ними понимались цены, которые:

· обеспечивают в среднем в каждой отрасли производства покрытие издержек производства и прибыль,

· бесперебойную реализацию товаров, и поддержку устойчивого потребительского спроса,

· цены, при которых «деньги знают свое место, обслуживают платежный оборот и не приобретают тиранической власти над людьми».

Оптимальность цен обеспечивается стихийно, в результате свободной конкуренции. Понимание закона цен (закона стоимости) как выражения пропорциональности народного хозяйства - значительный шаг вперед в развитии экономической мысли.

Буагильбер видел главное нарушение свободы конкуренции в законодательном установлении максимума цен на зерно. Считал, что с его отменой рыночные цены на зерно вырастут, что увеличит доходы крестьян и их спрос на промышленные товары, а далее возрастет производство этих товаров и т.п. Цепная реакция обеспечит, таким образом, одновременное и всеобщее установление «пропорциональных цен».

Буагильбер первым поставил вопрос, составляющий актуальнейшую проблему современной экономической теории - соотношение платежеспособного спроса, сбережений и роста производства, предвосхитив концепцию потребительского спроса как фактора поддержания высоких темпов роста производства. Его рассуждения сводятся к следующему: замедление потребительских расходов ведет к трудности сбыта товаров, а, следовательно, и их производства. Замедления нет, если бедняки больше зарабатывают и меньше отдают в виде налогов, так как они склонны быстро тратить свой доход. Богачи же склонны сберегать доход и тем самым обостряют трудности сбыта.

В трудах Буагильбера впервые дается описание кризисов. Он связывает возможность возникновения кризисов перепроизводства с плохой государственной политикой. Люди могут умирать не только от недостатка, но и от избытка благ. Представьте себе людей, прикованных цепями на расстоянии друг от друга. У одного много пищи, но нет ничего другого, у второго – избыток одежды и т.д. Но обмениваться они не могут, так как мешают цепи, под которыми понимались внешние, непонятные людям экономические силы, вызывающие кризисы.

Анализируя экономическую роль государства, Буагильбер не отрицал наличия у государства определенных экономических функций. Государство, по его мнению, с помощью разумной налоговой политики может способствовать высокому уровню спроса. Следовательно, Буагильбер обращает внимание не только на фискальные, но и на регулирующие и стимулирующие функции налогообложения.

ФИЗИОКРАТЫ

Идеи классической школы получили дальнейшее развитие в работах физиократов (середина XVIII в.): Ф.Кенэ, А.Р.Тюрго, В.Мирабо, П.Дюпон де Немур. Школа физиократов сложилась в условиях экономического упадка Франции. Кроме Франции теории физиократов разрабатывались в Италии, Англии, Германии, Швеции, Польше и др. Для этого направления экономической мысли характерна резкая критика меркантилизма. Основное внимание обращалось на исследование проблем создания изобилия «произведений земли», в котором и заключается подлинное богатство нации. Анализ возникновения стоимости и прибыли перенесен в сферу земледелия (поскольку физиократы считали, что только сельскохозяйственный труд создает стоимость).

КЕНЭ ФРАНСУА (1694‑1774). “Анализ арифметической формулы экономической таблицы, показывающей распределение ежегодных издержек в земледельческой нации” (1758), «Общие принципы экономической политики земледельческого государства» (1768).

Кенэ на большом фактическом материале показал отсталость существующей во Франции системы земледелия. Он считал необходимой замену натурального хозяйства, базирующегося на отсталой технике, крупным фермерским хозяйством, работающим на рынок, применяющим наемный труд.

Трактовка основных экономических категорий.

Физиократы не рассматривали категорию денег. Они считали, что деньги не являются богатством, в котором люди нуждаются для удовлетворения своих потребностей. Только блага, необходимые для жизни и для ежегодного воспроизводства этих же самых благ являются такими, к обладанию которыми нужно стремиться. Деньги сами по себе бесплодны. Они лишь выполняют функцию средства обращения. Накопление же денег приносит только вред.

Впервые в экономической литературе введено понятие чистого продукта как разницы между стоимостью продукции и ее издержками. Он создается материальным сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство - единственная производительная отрасль, промышленность - бесплодная отрасль (она лишь придает новую форму сельскохозяйственному сырью). Торговля не порождает богатств, а представляет собой лишь обмен вещей, которые уже существуют и имеют соответствующую продажную ценность.

Характеристика прибыли. Прибавочный продукт трактуется как дар природы, но Кенэ рассматривает его и как порождение прибавочного труда сельскохозяйственного наемного работника. Торговая прибыль - результат обсчета, то есть внеэкономическая категория. В промышленности прибыли не существует.

Анализ состава капитала. Кенэ дает разграничение составных частей капитала: ежегодные авансы (семена, рабочая сила); первоначальные авансы (сельхозмашины, постройки, скот). Ежегодные авансы входят в издержки полностью, а первоначальные – частично. Такое деление капитала близко современному делению его на основной и оборотный.

Анализ процесса воспроизводства и обращения всего общественного капитала. Кенэ был первым автором теории воспроизводства как постоянного повторения производства и сбыта. “Экономическая таблица” показывает обращение валового и чистого продукта Франции в натуральной и денежной формах, демонстрирует, как происходит реализация годового продукта общества и как формируются предпосылки воспроизводства.

Общество рассматривается как единый организм, объединяющий 3 основных класса:

· класс производителей – фермеры;

· класс собственников (король, землевладельцы, церковь (те, кто получает чистый продукт, созданный в земледелии);

· бесплодный класс (те, кто занят в промышленности).

Годовой продукт распределяется между классами посредством обращения. Таблица показывает как происходит реализация годового продукта общества и как формируются предпосылки воспроизводства.

Для построения модели Кенэ прибегает к ряду абстракций:

· стоимость денег постоянна;

· товарные цены стабильны;

· влияние внешней торговли исключено.

Исходный пункт процесса воспроизводства – годовой урожай. Стоимость валового продукта земледелия – 5 млрд. ливров, в том числе продовольствие – 4 млрд. ливров, сырье – 1 млрд. ливров. Кроме того, фермеры имеют деньги от реализации прошлогоднего урожая – 2 млрд. ливров, которые будут выплачены собственникам в виде арендной платы за землю. Бесплодный (непроизводительный) класс имеет промышленную продукцию – 2 млрд. ливров. Следовательно, совокупный общественный продукт – 7 млрд. ливров. Собственники после уборки урожая получают арендную плату 2 млрд. ливров.

Толчок реализации дают землевладельцы, которые покупают у фермеров продукты питания на 1 млрд. ливров. Эти деньги оседают у фермеров. Дальнейшая реализация происходит с помощью оставшегося 1 млрд. ливров, на который собственники приобретают промышленные товары. На этом участие собственников в процессе реализации общественного продукта заканчивается. Далее, обмен общественного продукта происходит только между классами промышленников и фермерами. Промышленники на 1 млрд. ливров, полученный у собственников, покупают продукты у фермеров. Этот 1 млрд. ливров возвращается к фермерам, которые на него покупают промышленные товары (средства производства). Промышленники на 1 млрд. ливров, полученный от продажи средств производства, покупают у фермеров сельскохозяйственное сырье. Таким образом, к фермерам возвращается второй млрд. (первый был получен от собственников). Процесс реализации заканчивается.

После описанного перемещения товаров и денег созданы необходимые предпосылки для возобновления процесса воспроизводства. Собственники обеспечены сельскохозяйственными и промышленными товарами на 2 млрд. ливров, фермеры реализовали на 3 млрд. ливров продукции (1 млрд. ливров – продано собственникам, 2 млрд. ливров – промышленникам) У фермеров осталось для собственного потребления продукции на 2 млрд. ливров (1 млрд. – продукты питания, 1 млрд. ливров – семена). Кроме того, к ним вернулись 2 млрд. ливров, которые они выплатят за аренду земли в следующем году. Промышленники полностью продали свою продукцию и обеспечили себя продовольствием.

Таблица Кенэ - первая в истории макроэкономическая сетка товарных и денежных потоков. На основании Экономической таблицы делается вывод: процесс воспроизводства и реализации может бесперебойно совершаться только при соблюдении определенных народнохозяйственных пропорций.

АНН РОБЕР ЖАК ТЮРГО.

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК (1727-1781). «Размышления об образовании и распределении богатств» (1776).

Тюрго выявил причину возникновения наемного труда – отделение производителей от земли. Углубленно толковал классовую природу общества – выделил внутри классов и фермеров, и бесплодных – хозяев, с одной стороны, наемных рабочих – с другой. Тюрго считал труд в аграрной сфере единственным источником богатства. Он четко и последовательно проводил различие между деньгами и капиталом.

На посту министра финансов (генерального контролера финансов) Тюрго предпринимал усилия для проведения в жизнь доктрины физиократов – упразднил цехи, освободил крестьян от дорожной повинности, ввел свободу хлебной торговли, пытался установить единый налог на земельную ренту.

Значение теории физиократов для развития экономической мысли:

· впервые предпринята попытка анализа общественного воспроизводства;

· экономический анализ перенесен в сферу производства;

· признана объективная реальность внешнего мира, объективность экономических категорий;

· введено понятие чистый продукт как избыток над издержками (хотя он и отождествляется с рентой)

· введено понятие совокупный продукт общества;

· дан анализ капитала и его составных частей (пока лишь по отношению к так называемым производительным отраслям, то есть к сельскому хозяйству).

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 107

Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса

Предисловие ко второму изданию

Эта книга вышла первым изданием в 1971 г. и встретила в основном благоприятный прием у читателей в СССР и в ряде других социалистических стран. В 1974 г. был опубликован ее перевод в ГДР и Чехословакии. При подготовке второго издания автор учел замечания рецензентов. Помимо частных изменений текста, для второго издания было заново написано введение, добавлены главы о Бенджамине Франклине и Фридрихе Листе, расширен материал о Петти, Рикардо и Сисмонди. Особое внимание при этом обращалось на актуальные ныне стороны взглядов этих экономистов, на их связи с проблемами современности. Вместе с тем в тексте произведены некоторые сокращения.

Москва, январь 1975 г.

Произведение на историческую тему пишется не только для того, чтобы рассказать о прошлом, но и для того, чтобы выразить через историю отношение автора к современности. Рассматривая в этой книге идеи мыслителей-экономистов прошлых веков, автор сознательно перекидывает мосты к нашему времени с его сложными и актуальными проблемами.

Порой история науки может быть увлекательнее романа. Эта книга, конечно, не роман, но и не обычная история экономической мысли. Перед читателем серия популярных очерков о крупнейших экономистах домарксова периода.

Книга рассчитана на широкие круги читателей, в том числе не имеющих специальных знаний по политической экономии. Некоторые люди привыкли думать, что политическая экономия — непременно материя сухая и скучная. При ближайшем знакомстве с ней такое представление рассеивается. Экономическое устройство общества содержит массу увлекательных проблем и загадок, разрешить которые пытались люди универсального и оригинального ума, большого научного и литературного таланта. У истоков экономической науки стояли выдающиеся мыслители, оставившие неизгладимый след во всей культуре человечества.

Экономисты прошлого и современность

Экономика играет в жизни человечества важнейшую роль. Маркс говорил о нелепости представлений, согласно которым античный мир жил политикой, а средневековье — католицизмом. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство. Но именно недостаточное развитие экономики — главная причина таких представлений об этих эпохах.

Современная экономика властно вторгается в жизнь каждого человека. Современный мир — это два разных мира, социалистический и капиталистический, каждый со своей экономикой и со своей политической экономией, т. е. законами этой экономики. На мировой арене все более важную роль играет и «третий мир» — освободившиеся от колониального ига развивающиеся страны. Для этих стран все острее встает вопрос о пути развития. В разных общественных условиях встают разные экономические проблемы, для разрешения которых необходимо развитие экономической науки.

Конечно, было бы странно искать ответы на вопросы нынешнего дня в сочинениях экономистов прошлых веков. Но знание их трудов и взглядов помогает выработать правильную оценку настоящего и наметить пути в будущее.

Классики буржуазной политической экономии, особенно Адам Смит и Давид Рикардо, впервые разработали учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют объективные, не зависящие от воли людей, но познаваемые законы. Они считали, что экономическая политика государства не должна идти против этих законов, а должна опираться на них.

Уильям Петти, Франсуа Кенэ и другие ученые заложили основы количественного анализа экономических процессов. Они пытались рассматривать эти процессы как своеобразный обмен веществ, определять его направления и размеры. Маркс использовал их научные достижения в своем учении о воспроизводстве общественного продукта. Соотношения потребительских товаров и средств производства, пропорции накопления и потребления, взаимосвязи отраслей играют важнейшую роль в современном хозяйстве и экономической науке. Кроме того, из трудов этих пионеров экономической науки выросла современная народнохозяйственная статистика, значение которой невозможно переоценить.

В первой половине XIX в. были сделаны попытки использования в экономическом анализе математических методов, без которых в настоящее время немыслимо развитие многих разделов экономической науки. Одним из пионеров в этой области был французский ученый Антуан Курно.

Классики буржуазной политической экономии, а также представители мелкобуржуазного и утопического социализма анализировали многие противоречия капиталистической экономики. Швейцарский экономист Сисмонди одним из первых пытался понять причины экономических кризисов, которые представляют собой страшный бич буржуазного общества. Великие социалисты-утописты Сен- Симон, Фурье, Оуэн и их последователи глубоко критиковали капитализм и разрабатывали проекты социалистического переустройства общества.

Как писал В. И. Ленин, «вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма».[1]

Классическая буржуазная политическая экономия явилась одним из источников марксизма. Вместе с тем учение Маркса было революционным переворотом в политической экономии. Маркс показал, что капитал представляет собой общественное отношение, суть которого сводится к эксплуатации наемного труда пролетариев. Он объяснил природу этой эксплуатации в своей теории прибавочной стоимости и показал историческую тенденцию капитализма: обострение его антагонистических, классовых противоречий и конечную победу труда над капиталом. Таким образом, в марксовом экономическом учении заключено диалектическое единство, оно одновременно представляет собой отрицание буржуазных концепций его предшественников и творческое продолжение всего положительного, что ими было создано. Раскрытие и объяснение этого единства — важнейшая задача настоящей книги.

В Документе московского Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 г. указывается, что в целях повышения своей идейно-политической роли в мировом революционном процессе марксистско- ленинские партии будут непримиримо бороться против буржуазной идеологии, в частности «будут пропагандировать в рабочем движении, в широких народных массах, в том числе среди молодежи, идеи научного социализма». Научный социализм в решающей степени опирается на экономическое учение марксизма-ленинизма. Поэтому в пропаганде идей научного социализма важное значение имеет разъяснение истоков и корней этого учения.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л. И. Брежнев отметил, что современные задачи требуют от нас «усиленного внимания к проблемам теории, ее творческому развитию». Убедительность критики буржуазной идеологии и ревизионистских подделок под марксизм-ленинизм значительно

О природе денег. Что такое деньги? Суть и смысл денег

Суть и смысл денег

Прежде чем браться за рассуждения, давайте на минутку остановимся и задумаемся - а как вообще узнать суть чего-то? Скажем у денег есть много признаков и функций, но что из них есть суть денег? Суть это неотъемлемое качество (или набор качеств, функций) рассматриваемого предмета. Неотъемлемое, то есть такое качество, что если мы его уберём, то название предмета будет уже неприменимо к оставшемуся без убранного качества объекту.

Можно некий предмет описать огромным списком признаков. Вот передо мной яблоко - оно и красное, и плод дерева, и сладкое, и блестящее и еще 100000 признаков. Причём, я могу легко убрать из этого списка и "красное" и "сладкое", и всё равно яблоко останется яблоком. Но я никак не могу убрать из списка "плод дерева".

Получается, чтобы узнать суть нужно записать все признаки и выбросить несущественное. Остаток и будет сутью нашего предмета.

Мы рассматривали пример яблока, но когда мы говорим о сути денег, наша задача оказывается намного проще, чем в случае с яблоком. У яблока есть много параметров, и если бы мы задались целью построить полную модель яблока, нам пришлось бы записать, как то закодировать все эти признаки. И если мы хотим иметь точную модель, то каждый признак нам нужен в виде числа, чтобы мы могли по описанию точно восстановить яблоко. Для яблока таких параметров очень много - сотни и тысячи, а вот для денег - всего один. Действительно, деньги очень простой объект для определения его сути, потому что у денег только одно измеримое качество. Какое это качество мы не знаем, но мы точно знаем что оно только одно, и оно измеряется положительным числом. Именно это число выдавлено на древней монете, отпечатано на банкноте или записано на компьютере в банке.

Когда мы хотим определить суть денег, нам нужно найти такое слово, которое мы сможем написать после числа на банкноте, и при этом все функции денег будут работать как и раньше. То есть, если мы припишем числу на банкноте некое название, то деньги будут всё также работать как и раньше, их действие не испортится и не изменится.

Давайте прямо с наскока что-то такое попробуем. Напишем на банкноте после числа-номинала слово "килограмм". Будут ли работать такие деньги? Сразу увидим что работать они не будут - не получится на банкноту с номиналом "1 килограмм" купить и килограмм яблок, и килограмм алмазов. Ну что же, с наскока не вышло, попробуем медленно и последовательно разбираться шаг за шагом. Для нас важно то, что теперь мы понимаем нашу конечную цель, понимаем, что нужно искать.

Для начала заметим, что несмотря на то, что исследователи природы денег приходят к разным результатам относительно сути денег, но в одном они едины - деньги порождены рыночным обменом. Что же такое рыночный обмен? Давайте взглянем на него поближе.

Рыночный обмен

В первом приближении мы увидим, что при рыночном обмене каждый из 2 участников что-то отдает и что-то получает. Предметами рыночного обмена могут быть вещи, действия, информация, все, что по каким-то причинам нужно одному участнику обмена от другого. Однако, например, при обычном разговоре люди также отдают и получают информацию, или если 2 человека подарят друг-другу подарки, каждый из них что-то получит и что-то отдаст, в общем смысле это тоже обмен, но всё это не будет рыночным обменом.

Далее мы будем говорить только о рыночном обмене и будем писать просто "обмен".

Из каких этапов состоит обмен? Первый этап - торговля, то есть проведение переговоров. Цель этого этапа установить взаимно приемлемую пропорцию обмена, т.е. установить равенство типа: 5 единиц товара А равняются 3 единицам товара Б.

Заметим, что установление этой пропорции одновременно является процедурой измерения одного товара другим. Эта пропорция устанавливается методом последовательных приближений в ходе переговоров сторон. Торгующиеся стороны делают свои предложения, которые в итоге сходятся к окончательной пропорции. Например:

два селянина на базаре
Первый: за твою козу я тебе дам 5 кур
Второй: нет, моя коза стоит дороже, отдам за 7
Первый: 7 кур за такую козу дорого, возьму за 6
Второй : по рукам!
Первый: по рукам!

Тут мы видим, что в результате переговоров была установлена пропорция обмена 6 кур=1 коза. Кроме того, мы видим переход к следующему этапу обмена - заключению сделки ("по рукам!"). Цель этого этапа - подтвердить взятие на себя обязательств. Можно сказать, что на этом этапе сделка регистрируется в социальном поле, становится частью глобальных общественных отношений. После этого этапа несоблюдение одной стороной взятых на себя обязательств в общем случае влечет не только недовольство и наказание от другой стороны, но и общественное порицание или наказание. В более серьёзных случаях заключение сделки фиксируется на бумаге в виде договора, и в случае невыполнения обязательств одной из сторон общество может заставить нарушителя исполнить свои обязательства.

Отметим еще раз очень важный момент: заключение сделки связывает стороны взаимными обязательствами, за несоблюдение которых в обществе предусматривается наказание.

Третий этап обмена - передача товара из рук в руки. В случае, когда предметом сделки был нематериальный товар (предоставление услуг, раскрытие информации и т.п.), на этом этапе происходит выполнение соответствующих действий, оговоренных при заключении сделки.

Итак, обмен = (измерение пропорций методом переговоров+заключение сделки +выполнение условий сделки).

Мы рассмотрели структуру обмена. Теперь давайте разберёмся - на чем основан обмен, каков его общий знаменатель, позволяющий сравнивать, казалось бы, несравнимые вещи?

Начнём поиск этого общего знаменателя с одного необходимого условия обмена. Для того, чтобы селяне в нашем примере вообще начали торговаться у них должны быть коза и куры. Они должны быть собственниками. Отметим галочкой как необходимое условие: наличие частной собственности. Теперь пусть те же селяне встретились снова, и теперь у них обмен другого рода: первый берётся починить второму крышу, а за это второй вскопает ему огород. В этом обмене никакой частной собственности нет. Селяне обмениваются действиями. Возможен и такой вариант: починка крыши в обмен на 5 кур, и это уже будет обмен собственности на действие. Мы обнаруживаем, что действия легко меняются на собственность. И это заставляет рассмотреть внимательнее саму суть собственности.

Собственность и власть

Собственность может существовать только в обществе. Если один человек живет всю жизнь на необитаемом острове, то понятие "собственность" не имеет для него никакого смысла. Для того, чтобы сказать кому-то "это моё" нужен собеседник. Собственность - это исключительное право человека пользоваться вещью. Слово "исключительное" тут принципиально важно, поскольку речь идет об "исключении" всех остальных членов общества из этого права. Можно переформулировать: собственность это запрещение на право пользоваться вещью для всех членов общества кроме одного.

Второе ключевое слово "пользоваться". Владелец вещи может делать с ней всё, что угодно, вещь полностью в его власти. Вообще понятие "власти" и "владения" по смыслу смыкаются. Например, о рабовладельческом строе мы говорим, что хозяин обладал "полной властью" над рабом, "владел рабом как вещью". Мы видим, что "полная власть" эквивалентна "владеть вещью". Как правило слово "власть" понимается в смысле "возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению" (Википедия). Однако мы видим, что "власть над человеком" и "владение вещью" смыкаются в случае, если власть становится "полной". Это дает нам основание расширить понятие "власти" в том числе и на предметы, но для этого нужно понять, какая же власть "полная". Ведь, очевидно, если есть "полная" власть, значит есть и "частичная". Разберёмся в этом моменте подробнее.

В обычном употреблении термина "власть" предполагается такая картина: один человек (главный) говорит что сделать, другой (подчинённый) делает. Причём, если подчинённый не хочет выполнять распоряжения, то у главного есть средства его заставить. Подчинённость может быть основана на совершенно разных причинах и принципах. Напиример, это может быть:

- подчинённость раба хозяину, основана на прямом насилии, неподчинение влечёт физическое наказание или смерть
- подчинённость рабочего бригадиру, основана на трудовом контракте, неподчинение влечёт штраф или увольнение
- подчинённость сына отцу, основана на семейных отношениях, непослушание влечёт подзатыльник или лишение сладкого

Во всех этих случаях главный имеет власть над подчинённым, но границы этой власти очень разные. Почему говорят, что власть над рабом полная? Потому что она позволяет хозяину убить раба, превратив его из человеческого живого существа в вещь. Однако, заметим, что вообще-то до тех пор, пока раб жив, все же власть хозяина над рабом не эквивалентна власти над вещью. Раб может так или иначе сопротивляться, поэтому власть рабовладельца все же строго говоря не является полной. Она ограничивается собственной волей раба. Полная же власть оказывается возможной только в случае власти над вещью.

В остальных рассмотренных примерах, кроме случая рабовладения, власть главного над подчинённым существенно ограничена. Ограничения могут возникнуть как из-за собственных качеств участников отношения подчинения, так и устанавливаться обществом. Общество решает какое наказание допустимо в том или ином случае. Допустимые меры наказания могут оказаться недостаточными, чтобы заставить подчинённого выполнить волю главного. Это и есть граница власти.

Итак мы видим, что отношения подчинённости в обществе могут характеризоваться очень различными границами властных полномочий. Очевидно, что максимум - это полная власть, которая возможна только в случае власти над вещью, в этом случае власть 100%. В остальных случаях подчинённости власть больше нуля, но меньше 100%. Если власть = 0, то подчинённости нет вообще. Произнося слово "власть" мы часто подразумеваем нечто большое, но власть может быть и совершенно мизерной.

Теперь можно немного расширить определение власти в том числе и на животных и предметы: власть это возможность и способность навязать свою волю, даже вопреки сопротивлению, воздействовать на деятельность и поведение других людей или животных, воздействовать на предметы

Значит собственность это исключительная и полная (в рамках существующих законов) власть над предметом. Уточнение о законых рамках важно, поскольку в некоторых случаях общество может ограничивать власть собстенника над предметами.

Обмен крупицами власти

Вернёмся к нашим селянам. Теперь мы можем взглянуть с другой позиции на совершаемые ими обмены. Когда они обменивали кур на козу, собственность одного переходила в собственность к другому. С точки зрения селян они передали друг другу предметы обмена, но с точки зрения общественных отношений они обменялись исключительными правами власти над соответственно козой и курами. Причём в процессе торга селяне установили, что власть над 6 курами равняется власти над одной козой.

Теперь рассмотрим другой случай - обмен 5 кур на починку крыши. Тут заключенное соглашение есть по сути договор о выполнении работ с последующей выплатой некоторого вознаграждения. Заказчиком является первый селянин, подрядчиком - второй. Как мы уже видели выше, заключение сделки накладывает на стороны определённые обязательства, за нарушение которых возможны какие-то санкции - если не оплеуха от обманутого селянина, то уж осуждение всех остальных селян гарантировано. Итак мы видим, что по распоряжению первого селянина второй выполняет некие действия, тут же присутствуют средства принуждения к выполнению заключённой сделки. Такую ситуацию подчинённости мы уже видели в одном примере (рабочий-бригадир). Выходит что заказчик - первый селянин, получил в рамках этого договора, некоторую ограниченную власть над подрядчиком. Более того, эта власть была ими оценена, и было установлено, что эта власть равняется власти над 5 курами.

Также мы можем рассмотреть и случай обмена действиями, и всюду мы обнаружим один и тот же общий смысл: с точки зрения общественных отношений обмен является взаимной передачей властных полномочий.

Деньги

Теперь наши селяне решили усовершенствовать обмен. Предположим что события развивались неким фантастическим образом как описано ниже.

Вместо прямого обмена стали давать друг-другу расписки. И все в селе согласились эти расписки принимать. Первый селянин пришёл ко второму, взял у него 5 кур, а взамен дал расписку - "5 кур". С этой распиской второй селянин может пойти к третьему и взамен расписки получить у того 5 кур.

Через некоторое время селяне обнаружили одно большое неудобство - можно обменивать только кур на кур. А хотелось бы обмениваться более широким ассортиментом товаров. Решили в расписках писать какие-то более общие параметры, и напротив каждого параметра - его числовая оценка, определяемая, как и всегда при обмене, в процессе торга. Расписки стали выглядеть по-другому : "животина, вес 10, продуктивность 5, потребление корма 8, пищевая ценность 25".

Но тут снова обнаружилось, что на другие товары, кроме животины, такие расписки не обменять. Им приходилось обобщать все больше и больше, расписки стали такими : "полезность 8, редкость 3, красота 5, энергозатраты 2, трудозатраты 7, материалоёмкость 1". Но и тут снова проблема - а что делать, если хочется обменять что-то более красивое, на что-то более трудозатратное.

В результате селяне поняли, что никакие потребительские (полезность, редкость, красивость итп) ни производительные ( трудозатраты, энергозатраты, материалоёмкость итп) свойства товаров не могут охватить все возможные аспекты обмена. Поэтому обобщили уже все параметры, и оставили только то, что и было у них общего - число. В результате расписки стали единообразными: "податель сего владеет: 25".

Но тут понадобилось обменивать вещи на действия, и вспомнили селяне, тот общий корень, который позволял обменивать товары на действия, и стали писать в расписках "власть : 25". И получились у селян полноценные деньги!

Выходит, что ставя себе задачу обеспечить обмен не напрямую а посредством специально для этого разрабатываемых символов (денег), мы с неизбежностью приходим к выводу что обозначать эти символы должны не некоторые свойства обмениваемого объекта, а некоторые свойства человеческих отношений. Причем вполне определённое свойства отношения подчинённости - количество власти. Чтобы прийти к такому выводу нам пришлось слегка расширить традиционное понимание термина "власть", но это расширение носит вполне естественный характер и не противоречит никаким другим признакам власти. Окончательный вывод можно сформулировать так: деньги являются абстрактным обозначением и мерой власти.

Заключение

Принципиально важен вывод о том, что никакие потребительские (полезность, редкость, красивость итп) ни производительные ( трудозатраты, энергозатраты, материалоёмкость итп) ни какие либо другие свойства товаре не могут быть общим знаменателем обмена, не могут быть основой, измеряя которую мы можем составлять пропорции при обмене. Какие бы свойства товара мы не предложили, они не могут считаться главной характеристикой товара, и всегда найдётся другой товар, для которого именно это выбранное свойство не играет никакой роли.

Когда мы говорим о природе денег, мы должны ответить на вопрос "что именно измеряет то число, которое написано на денежной купюре?". И как только мы понимаем, что это число измеряет не собственные свойства товара, а человеческие отношения, то мы неизбежно приходим к выводу, что измеряемое этим числом отношение есть отношение подчинённости, то есть власть.

Многие исследователи в последнее время приходят с к пониманию денег в отрыве от свойств товара. Например, говорят о деньгах как о "праве". В этой статье мы определили о каком именно "праве" идёт речь в случае денег. Выходит что расхожая фраза "деньги это власть" это не просто образное выражение, а укороченное определение действительной природы денег.

Определение налоговой системы

Налоговая система (Tax system) – это совокупность различных видов налогов, установленных законодательной властью государства и взимаемых органами исполнительной власти, а также принципы и методы построения налогов.

Налогообложение относится к числу вечных проблем экономической науки. Налогам посвящены труды многих великих экономистов: "Трактат о налогах и сборах" английского экономиста У. Петти, "Рассуждения о природе богатства, денег и податей" П. Буагильбера, "Начала политической экономии и налогового обложения" Д. Рикардо, а также "Исследование о природе и причинах богатства народов" великого экономиста А. Смита и другие.

Принципы построения налоговой системы

Налоги существуют столько же, сколько существует государство, и ровно столько же экономическая наука ищет принципы оптимального налогообложения, определения предельных ставок и налоговой базы. Во всех странах мира, независимо от уровня их развития, периодически возникает необходимость в разработке и принятии программ налоговых реформ.

Основные принципы налогообложения были разработаны А. Смитом. Они находят применение и сегодня.

  1. Принцип справедливости, который утверждает, что всеобщность обложения, а также равномерность распределения налогов между гражданами государства соразмерно их доходам. В одном из своих трудов, А. Смит писал - "Подданные любого государства должны участвовать в обеспечении правительства соразмерно своему доходу, каким они распоряжаются под защитой и покровительством государства".
  2. Принцип справедливости подразделяется на горизонтальную и вертикальную справедливость. Принцип горизонтальной справедливости предполагает равное налогообложение равных доходов независимо от того, где бы они ни получались. Принцип вертикальной справедливости означает, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от величины дохода и уровня благосостояния.
  3. Принцип определенности, согласно которому, сумма, время, а также способ платежа были известны плательщику заранее. "Налог, который необходимо уплатить каждому отдельному лицу, должен быть в точности определен (способ платежа, сумма платежа, срок уплаты)".
  4. Принцип удобности, который предполагает, что любой налог должен взиматься во время и способом, наиболее удобным для плательщика. "Каждый налог должен быть заплачен в то время, а также тем способом, которые наиболее подходят плательщику".
  5. Принцип экономии, который заключается в сокращении всех издержек взимания налога, а также в рационализации системы налогообложения государства. "Каждый налог необходимо разработать таким образом, чтобы брать и удерживать у народа возможно меньше того, что он приносит в казну государства".

Проблемы налоговой системы

В современной интерпретации налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.

В каждой стране разработана своя налоговая система, учитывающая особенности развития экономики. Теоретики в области налогообложения всегда пытаются решить "вечный" вопрос, о том, что все таки целесообразнее: обеспечить формирование бюджета государства чисто фискальными методами, либо же снижением налогов добиться стимулирования предпринимательской деятельности, а также расширения налоговой базы.

Вечная проблема, возникающая при разработке налоговой системы, - что облагать налогом: доходы, потребление или ресурсы. В действующих налоговых системах сочетаются налоги на доход и налоги на потребление (потоварные). Налог на потребление поощряет сбережение, что может порождать "парадокс бережливости". Как альтернатива предлагается налог на ресурсы, что, по мнению его сторонников, будет стимулировать эффективное использование ресурсов и обеспечит устойчивость бюджетных доходов. Однако провести подобную налоговую реформу пока не решилось ни одно государство.

В каждой стране исторически сложилась своя система налогообложения. Например, налоговая система США и налоговая система РФ.

Экономическое учение У.Петти

Уильям Петти (1623—1687) — основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60—80-е гг. XVII в. По словам К.Маркса, У.Петти — «отец политической экономии. гениальнейший и оригинальнейший исследователь — экономист».
У.Петти родился в г. Ромси, что на юге Англии, в семье суконщика..
В 1650 г. в 27 лет У.Петти получил степень доктора физики, стал профессором анатомии одного из английских колледжей. Но через год неожиданно для многих принял предложение занять должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии, и с этого времени жизнь скромного медика кардинально изменилась. Проявив завидную предприимчивость, по подсчетам самого У.Петти, ему удалось «заработать» 9 тыс. фунтов стерлингов за обычный, казалось бы, правительственный подряд по подготовке им лично планов земельных участков для последующих замеров и составления карты покоренной Ирландии. Как выяснилось, У.Петти оформил на свое имя скупку земли на разных концах острова за всех тех офицеров и солдат, кто не мог или не хотел дождаться получения своего земельного надела.
Всего через 10 лет, в 1661 г., 38-летний интеллигент-разночинец был возведен в рыцарское звание, заслужил право именоваться сэром У.Петти, В дальнейшем положение состоятельного и практичного землевладельца в сочетании с пытливым умом и острой интуицией отразилось на новых занятиях У.Петти, связанных с описанием собственного видения экономической жизни общества и государства. В результате появились такие его произведения, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682) и другие, в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов. В частности, в предисловии «Трактата о налогах и сборах» он писал: «Я хорошо знаю, что. дела (что бы я ни хотел или мог сказать) будут идти своим путем, и природу не обманешь».

Предмет изучения

Судя по трудам У.Петти, предметом изучения экономической науки (политической экономии), на его взгляд, является прежде всего анализ проблем сферы производства. Это, в частности, очевидно из убежденности данного ученого в том, что создание и приумножение богатства происходит якобы исключительно в сфере материального производства, причем без какого-либо участия в этом процессе торговли и торгового капитала.

Метод изучения

Методологические позиции У.Петти хотя и не лишены некоторых, присущих меркантилизму, элементов эмпиризма (например, в части толкования им цены земли) и государственного вмешательства в хозяйственную жизнь (когда он, к примеру, рекомендует сократить численность купцов в стране), но в основном он придерживался принципов laissez faire, настаивая, в отличие от меркантилистов, на либерализации денежного обращения и торговли. Одновременно присущий его творчеству экономический либерализм обусловил такие методические упрощения, как:

- отрицание обратного влияния сферы обращения на сферу производства;
- приверженность ортодоксальной версии количественной теории денег, уводящей от признания взаимозависимости денежного и товарного рынков;
- затратная (на каузальной основе) характеристика природы происхождения стоимости (ценности) товаров и услуг;
- трактовка заработной платы как цены труда рабочего, размер которой в условиях свободной конкуренции всегда минимален, и др.

Теория богатства и денег

В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У.Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. В рассуждениях по данному поводу он высказал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его жать».
Для увеличения богатства страны У.Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У.Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестие положения государя, измену общественному доверию к деньгам.
В развитие данной мысли У.Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров, В этих и других суждениях У.Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же. У.Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, говоря словами М.Блауга, главного; «. фокусируя внимание исключительно на роли денег как средства обращения, она вела к игнорированию взаимосвязи между товарным и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности»4. Вот почему справедливая во многом критика меркантилизма сопровождается в трудах У.Петти и некоторыми тенденциозными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У.Петти сравнивает с «игроками», занятыми распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Теория стоимости

Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве У.Петти не только в связи с характеристикой сущности богатства и путей его приумножения, но и в попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причины, влияющие на уровень их ценности на рынке. Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать его первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом.
В одной из них говорится, что стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой»; стоимость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истинной рыночной ценой». Другая гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли, или, как выразился сам У.Петти, «нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба — и корабль, и сюртук — произведены землей и человеческим трудом»5. Как видим, у У.Петти в основе цены товара в каждой из трактовок ее сущности лежит затратный, т.е. тупиковый, подход.

Теория доходов

Положения, высказанные У.Петти по поводу доходов рабочих и собственников денежного капитала и землевладельцев, послужили основой для теоретических изысканий многих последующих представителей «классической школы». Например, следуя, можно сказать, У.Петти, заработная плата характеризовалась и Д.Рикардо, и Т.Мальтусом как цена труда рабочего, представляющая минимум средств для его существования и его семьи. У.Петти, в частности, утверждал: «Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда»6. Однако здесь представляется уместным привести замечание В.Леонтьева, а именно: «Ссылка на то, что ни один рабочий не торговался из-за реальной заработной платы — даже если это и так, — совершенно ничего не доказывает, так как, торгуясь за свою заработную плату в денежном выражении, работник может в действительности руководствоваться в своих действиях реальной покупательной способностью дохода»7.
Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У.Петти посредством унифицированного им по существу понятия «рента». В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял ею такое понятие, как прибыль фермера. В другом примере, рассматривая суть происхождения ссудного процента, У.Петти вновь прибегает к упрощению, заявив, что этот показатель должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности»8.
Еще в одном примере У.Петти ведет речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. При этом он делает вывод: «Таким образом, поблизости населенных мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят на этом основании более высокую ренту, но и стоят большей суммы годичных рент, чем земли совершенно такого же качества, но находящиеся в более отдаленных местностях»9, Тем самым У.Петти затронул еще одну проблему, связанную с определением цены земли. Однако и здесь ученый довольствуется только поверхностной характеристикой, утверждая следующее: «Почти всегда одновременно живут только три члена непрерывного ряда нисходящих потомков. Поэтому я принимаю, что сумма годичных рент, составляющая стоимость данного участка земли, равна естественной продолжительности жизни трех таких лиц. У нас в Англии эта продолжительность считается равной двадцати одному году. Поэтому и стоимость земли равна приблизительно такой же сумме годичных рент»10. В то же время подход У.Петти к определению цены земли имеет отдельные достоинства, заложенные в его идее о взаимосвязи ссудного процента и ренты с земли за год.

Читайте также: