Распределение таможенных пошлин между странами еаэс
Опубликовано: 27.04.2024
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз. Объем взаимной торговли товарами между государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) за январь 2021 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 4,2 млрд. долл. США, или 103,3% к уровню января 2020 г
Цели Таможенного союза
Содержание
- Цели Таможенного союза
- Какие страны входят в ЕАЭС?
- История создания Таможенного союза
- Противоречия в евразийском Таможенном союзе
- Практика применения таможенных соглашений
- Краткие выводы
- Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
- «Таможенный кодекс ЕАЭС»
- увеличение рынка сбыта;
- стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
- защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
- отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
- унифицировать методы оценки качества продукции;
- создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
- дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
- санкции против России от США и Европейского союза;
- конфликт России с Украиной;
- кризисы на Ближнем Востоке.
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
Краткие выводы
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
«Таможенный кодекс ЕАЭС»
Искоскова М.В — Начальник отдела таможенного законодательства ЕЭК;
Овчинников А.В. — Заместитель начальника отдела ГУОТО и ТК ФТС России; Ковригина Н.Г. – Начальник отдела ГУОТО и ТК ФТС России;
Чижова И.А. — Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС
России
Будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы в связанные с
вступлением в силу Нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
В конце ноября стало известно, что Александр Лукашенко отказался согласовывать предложение продлить сроки действующих нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин в рамках Евразийского экономического союза. По словам главы Белорусского государства, «предложение в очередной раз продлить сроки действующих нормативов (мы об этом часто говорим, справедливо отмечаем, исходя уже из наработанного опыта) абсолютно невыгодно для Белоруссии», а значит, и согласиться на это в Минске не могут. При этом А. Лукашенко отдельно подчеркнул, что в решении данного вопроса не должно быть политики, а его страна не должна оказаться в неравных условиях по сравнению с другими партнерами по Союзу, говорится в статье на сайте «Ритм Евразии»:
Исходя из требований белорусского лидера, официальный Минск предложил пересматривать нормативы распределения сумм ввозных пошлин между бюджетами стран каждые три года с учетом объема импорта. При этом обосновали такую позицию в белорусской столице тем, что «со времени предыдущего распределения пошлин прошло достаточно много времени, к тому же у стран – участниц ЕАЭС есть обязательства в связи с их членством во Всемирной торговой организации».
«Мы должны актуализировать информацию и принимать взвешенные решения по нормативам распределения, исходя из импорта: сколько кто ввозит на территорию государств извне», – заявил во время проведения Евразийского межправительственного совета в Минске первый заместитель министра финансов Белоруссии Юрий Селиверстов. Как отмечают аналитики, такая позиция белорусской стороны преследует единственную цель – увеличить поступления в бюджет республики из расчета того, что Белоруссия станет активным участником реализуемого сегодня Китаем проекта «Нового шелкового пути». При этом стоит отметить, что с данной инициативой Пекина связывают свои надежды и другие участники ЕАЭС, однако ни в Астане, ни в Ереване, ни в Бишкеке, ни тем более в Москве не акцентируют свое внимание на данной проблеме, отдавая инициативу в руки белорусских партнеров.
Необходимо напомнить, что проблема распределения ввозных таможенных пошлин в рамках ЕАЭС существует не один год. Белорусская сторона поднимала этот вопрос не единожды, а с вхождением в состав Евразийского союза Киргизии данная тема только обострилась. Можно вспомнить, что в конце прошлого года белорусские чиновники заявили, что республика в ЕАЭС стала терять гораздо больше, чем приобретать. Так, отмечалось, что по итогам 2016 года в бюджеты стран Союза поступило от ввозных пошлин более 9,8 млрд. долларов США в эквиваленте. При этом Белоруссия получила только 449 млн. долларов, Армения – 104,9 млн., Казахстан – 696,8 млн., Кыргызстан – 185,8 млн., а России – 8 371,8 млн.
При этом после проведенной проверки оказалось, что снижение объема поступлений в белорусский бюджет оказалось более существенным, чем в целом для всего ЕАЭС, – почти минус 9%, а сальдо взаиморасчетов по ввозным таможенным пошлинам сложилось отрицательным – 41 млн. долларов. По итогам 2017 года картина для Белоруссии оказалась не намного лучше. Всего в бюджеты стран ЕАЭС поступило в эквиваленте 11,6 млрд. долларов ввозных таможенных пошлин, а РБ получила от этого около 530,7 млн. (на 15% больше, чем в предыдущем периоде, что связано с общим увеличением сумм пошлин в странах ЕАЭС). Именно поэтому уже в декабре 2017 года Минск был единственным, кто заявил, что «назрела необходимость более оперативно реагировать на изменение условий внешнеэкономической деятельности: а именно – пересмотреть нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин в национальные бюджеты».
Принимая во внимание то, что Белоруссия действительно больше перечисляет в бюджеты партнёров по ЕАЭС, чем получает, необходимо сделать небольшое замечание. Если проанализировать поступления за 2015-2017 год в белорусскую казну от вывозной и ввозной пошлин, то окажется, что в первом случае наблюдалось постепенное снижение показателей с 17,9% до 11,3%, а во втором, наоборот, – увеличение. Так, в 2015 году они составили 5,17% бюджета государства, в 2016 году – 5,40%, а в 2017 году – 5,71%. При этом в целом доля таможенных пошлин в формировании госбюджета за последние три года существенно снизилась – с 23,07% в 2015 году до 17% в 2017-м. Таким образом, говорить о том, что Белоруссия серьёзным образом теряет от перераспределения ввозных пошлин в рамках ЕАЭС, по мнению ряда экономистов, преждевременно.
Более того, если сравнивать показатели в общем объеме поступлений в бюджет всех стран ЕАЭС, то процент у всех оказывается приблизительно одинаковым, за исключением Киргизии. Например, по итогам 2016 года ввозные пошлины в структуре доходов составили: в России – 4,2%, Казахстане – 3,1%, Армении – 4,6% и Киргизии – 11,3%. Таким образом, больше всех от имеющихся на сегодня механизмов перераспределения выигрывает Бишкек, в то время как Астану данный вопрос интересует в меньшей степени.
Стоит напомнить, что при создании ЕАЭС изначально расчет производился по принципу «государства – члены ЕАЭС как единое целое плюс новое государство». После присоединения в 2015 году к союзу Киргизии такая формула перестала быть объективной, и стороны приняли решение пересмотреть распределение, что и произошло за счет уменьшения доли России и Казахстана. На сегодняшний день пошлины между странами-членами ЕАЭС распределяются согласно протоколу о внесении изменения в договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, подписанному 11 апреля 2017 года в Москве. Согласно нему, до августа 2018 года устанавливались следующие размеры: Армения – 1,22%, Белоруссия – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,265%.
В дальнейшем предполагалось разработать более совершенную методику, в которой будут учтены «лучшие международные практики и опыт других крупных интеграционных объединений», а также «зависимость между макроэкономическими показателями развития экономик стран ЕАЭС и суммой распределяемых между бюджетами ввозных таможенных пошлин».
В мае текущего года в Сочи стороны продлили срок применения действующих нормативов до 31 декабря 2019 года в связи с тем, что после присоединения к ЕАЭС Киргизии Бишкек не смог предоставить необходимой статистической информации для пересмотра нынешних норм. Причем ныне действующие принципы официально устроили все стороны, кроме Белоруссии. Так, доля Армении в распределении таможенных пошлин только возросла на 0,11%, вследствие чего Ереван согласился на продление существующего механизма. В России также не выступили против, и 25 октября Госдума ратифицировала протокол о внесении изменения в договор о присоединении Киргизии к договору о ЕАЭС, а также протокол о применении отдельных положений этого договора, продлевающий действие принятых ранее норм.
Казахстан тоже не усмотрел ничего крамольного в существующем механизме перераспределения, согласившись с ним еще в начале марта. По мнению Астаны, реализация данного протокола и вовсе «позволит обеспечить равный подход к распределению таможенных пошлин между странами Евразийского экономического союза и стабильное распределение, зачисление пошлин в бюджеты государств». И это несмотря на то, что нормативы для Казахстана и России были уменьшены примерно на 0,05-0,06% для каждой из стран. Более того, в Астане не стали скрывать, что в результате пересмотра 2017 года «предполагаются условные потери республиканского бюджета, которые составят 1,8 миллиарда тенге – в 2017 году, с учетом инфляции составят 1,9 миллиарда тенге – в 2018-м, два миллиарда тенге – в 2019-м».
Примечательно, что такие потери (по среднему курсу – ежегодно более 4,8 млн. долларов) совсем не пугают руководство Казахстана, так как, по официальным данным, на конец прошлого года казахский бюджет с момента создания Таможенного союза и ЕАЭС получил более 1,7 триллиона тенге ввозных таможенных пошлин, после распределения которых у Астаны сложилось положительное сальдо в 145 миллиардов тенге (более 388 млн. долларов).
Так почему же именно в белорусской столице ратуют за пересмотр как самих норм, так и механизма их определения? По мнению ряда аналитиков, такая позиция руководства республики связана в первую очередь с ростом транзитной роли Белоруссии в рамках ЕАЭС и, как уже указывалось выше, китайского проекта «Новый шелковый путь». Именно поэтому Минск и предлагает внедрить новую методику перераспределения на основе не только объема импорта, но и по потреблению и сборам пошлин на границе. Подобное предложение на сегодняшний день не устраивает ни Киргизию, ни Армению, где транзитная способность стран гораздо ниже, чем белорусская.
Да и в Астане не изъявляют особого желания что-либо менять, так как исходят из совершенно иной позиции. В Казахстане сегодня делают упор на то, что страна является членом Всемирной торговой организации, что в разы увеличивает товарные категории, которые поступают в страну по импорту. Например, раньше таковых позиций было около 400, сейчас более 3500. Белоруссии же, которая только ведет переговоры о своем вступлении в ВТО, рассчитывать на подобное пока не приходится, что и подталкивает руководство республики искать иные способы защитить собственные интересы в рамках ЕАЭС.
Кроме того, при невозможности наращивания собственного импорта официальный Минск вынужден искать иные пути пополнения бюджета, в том числе и при помощи своего выгодного географического положения. В белорусской столице прекрасно осознают, что основным рынком ЕАЭС является Россия, с которой ни на Западе, ни тем более на Востоке никто не собирается прекращать торговать. Это означает, что не использовать Минску существующие и намечающиеся в перспективе транзитные товаропотоки попросту нерационально. Более того, исходя из наблюдающейся сегодня тенденции, белорусские власти не могут спокойно реагировать на недополучение доходов от растущего в последнее время импорта. За январь — сентябрь нынешнего года ввоз иностранной продукции в РБ увеличился на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и, по мнению экспертов, тенденция эта сохранится и дальше. При сохранении существующих норм перераспределения ввозных пошлин увеличение импорта не будет приносить Минску дополнительных доходов, чего допустить там, конечно же, не могут.
В связи с вышесказанным в ближайшее время стоит ожидать дальнейшего давления белорусской стороны на партнеров по ЕАЭС с целью принятия выгодного ей механизма распределения ввозных пошлин. При этом, скорее всего, её предложение будет принято, а увеличение норм для Белоруссии произведут за счет России. Подобный шаг вполне способен стать дополнительным механизмом урегулирования вопроса, связанного с компенсациями белорусскому бюджету из-за завершения в РФ налогового маневра в нефтяной отрасли.
Это означает, что вопрос перераспределения таможенных пошлин сегодня не только не станет камнем преткновения в процессе постсоветской интеграции, но и превратится в один из инструментов решения побочных вопросов в белорусско-российских отношениях. При этом стоит отметить, что всем членам ЕАЭС, если они и дальше планируют расширять количество участников объединения, в любом случае придется решать данный вопрос. И сделать это лучше в самое ближайшее время, чтобы не растить ком проблем в будущем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В конце ноября стало известно, что Александр Лукашенко отказался согласовывать предложение продлить сроки действующих нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин в рамках Евразийского экономического союза. По словам главы Белорусского государства, «предложение в очередной раз продлить сроки действующих нормативов (мы об этом часто говорим, справедливо отмечаем, исходя уже из наработанного опыта) абсолютно невыгодно для Белоруссии», а значит, и согласиться на это в Минске не могут. При этом А. Лукашенко отдельно подчеркнул, что в решении данного вопроса не должно быть политики, а его страна не должна оказаться в неравных условиях по сравнению с другими партнерами по Союзу, говорится в статье на сайте «Ритм Евразии»:
Исходя из требований белорусского лидера, официальный Минск предложил пересматривать нормативы распределения сумм ввозных пошлин между бюджетами стран каждые три года с учетом объема импорта. При этом обосновали такую позицию в белорусской столице тем, что «со времени предыдущего распределения пошлин прошло достаточно много времени, к тому же у стран – участниц ЕАЭС есть обязательства в связи с их членством во Всемирной торговой организации».
«Мы должны актуализировать информацию и принимать взвешенные решения по нормативам распределения, исходя из импорта: сколько кто ввозит на территорию государств извне», – заявил во время проведения Евразийского межправительственного совета в Минске первый заместитель министра финансов Белоруссии Юрий Селиверстов. Как отмечают аналитики, такая позиция белорусской стороны преследует единственную цель – увеличить поступления в бюджет республики из расчета того, что Белоруссия станет активным участником реализуемого сегодня Китаем проекта «Нового шелкового пути». При этом стоит отметить, что с данной инициативой Пекина связывают свои надежды и другие участники ЕАЭС, однако ни в Астане, ни в Ереване, ни в Бишкеке, ни тем более в Москве не акцентируют свое внимание на данной проблеме, отдавая инициативу в руки белорусских партнеров.
Необходимо напомнить, что проблема распределения ввозных таможенных пошлин в рамках ЕАЭС существует не один год. Белорусская сторона поднимала этот вопрос не единожды, а с вхождением в состав Евразийского союза Киргизии данная тема только обострилась. Можно вспомнить, что в конце прошлого года белорусские чиновники заявили, что республика в ЕАЭС стала терять гораздо больше, чем приобретать. Так, отмечалось, что по итогам 2016 года в бюджеты стран Союза поступило от ввозных пошлин более 9,8 млрд. долларов США в эквиваленте. При этом Белоруссия получила только 449 млн. долларов, Армения – 104,9 млн., Казахстан – 696,8 млн., Кыргызстан – 185,8 млн., а России – 8 371,8 млн.
При этом после проведенной проверки оказалось, что снижение объема поступлений в белорусский бюджет оказалось более существенным, чем в целом для всего ЕАЭС, – почти минус 9%, а сальдо взаиморасчетов по ввозным таможенным пошлинам сложилось отрицательным – 41 млн. долларов. По итогам 2017 года картина для Белоруссии оказалась не намного лучше. Всего в бюджеты стран ЕАЭС поступило в эквиваленте 11,6 млрд. долларов ввозных таможенных пошлин, а РБ получила от этого около 530,7 млн. (на 15% больше, чем в предыдущем периоде, что связано с общим увеличением сумм пошлин в странах ЕАЭС). Именно поэтому уже в декабре 2017 года Минск был единственным, кто заявил, что «назрела необходимость более оперативно реагировать на изменение условий внешнеэкономической деятельности: а именно – пересмотреть нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин в национальные бюджеты».
Принимая во внимание то, что Белоруссия действительно больше перечисляет в бюджеты партнёров по ЕАЭС, чем получает, необходимо сделать небольшое замечание. Если проанализировать поступления за 2015-2017 год в белорусскую казну от вывозной и ввозной пошлин, то окажется, что в первом случае наблюдалось постепенное снижение показателей с 17,9% до 11,3%, а во втором, наоборот, – увеличение. Так, в 2015 году они составили 5,17% бюджета государства, в 2016 году – 5,40%, а в 2017 году – 5,71%. При этом в целом доля таможенных пошлин в формировании госбюджета за последние три года существенно снизилась – с 23,07% в 2015 году до 17% в 2017-м. Таким образом, говорить о том, что Белоруссия серьёзным образом теряет от перераспределения ввозных пошлин в рамках ЕАЭС, по мнению ряда экономистов, преждевременно.
Более того, если сравнивать показатели в общем объеме поступлений в бюджет всех стран ЕАЭС, то процент у всех оказывается приблизительно одинаковым, за исключением Киргизии. Например, по итогам 2016 года ввозные пошлины в структуре доходов составили: в России – 4,2%, Казахстане – 3,1%, Армении – 4,6% и Киргизии – 11,3%. Таким образом, больше всех от имеющихся на сегодня механизмов перераспределения выигрывает Бишкек, в то время как Астану данный вопрос интересует в меньшей степени.
Стоит напомнить, что при создании ЕАЭС изначально расчет производился по принципу «государства – члены ЕАЭС как единое целое плюс новое государство». После присоединения в 2015 году к союзу Киргизии такая формула перестала быть объективной, и стороны приняли решение пересмотреть распределение, что и произошло за счет уменьшения доли России и Казахстана. На сегодняшний день пошлины между странами-членами ЕАЭС распределяются согласно протоколу о внесении изменения в договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, подписанному 11 апреля 2017 года в Москве. Согласно нему, до августа 2018 года устанавливались следующие размеры: Армения – 1,22%, Белоруссия – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,265%.
В дальнейшем предполагалось разработать более совершенную методику, в которой будут учтены «лучшие международные практики и опыт других крупных интеграционных объединений», а также «зависимость между макроэкономическими показателями развития экономик стран ЕАЭС и суммой распределяемых между бюджетами ввозных таможенных пошлин».
В мае текущего года в Сочи стороны продлили срок применения действующих нормативов до 31 декабря 2019 года в связи с тем, что после присоединения к ЕАЭС Киргизии Бишкек не смог предоставить необходимой статистической информации для пересмотра нынешних норм. Причем ныне действующие принципы официально устроили все стороны, кроме Белоруссии. Так, доля Армении в распределении таможенных пошлин только возросла на 0,11%, вследствие чего Ереван согласился на продление существующего механизма. В России также не выступили против, и 25 октября Госдума ратифицировала протокол о внесении изменения в договор о присоединении Киргизии к договору о ЕАЭС, а также протокол о применении отдельных положений этого договора, продлевающий действие принятых ранее норм.
Казахстан тоже не усмотрел ничего крамольного в существующем механизме перераспределения, согласившись с ним еще в начале марта. По мнению Астаны, реализация данного протокола и вовсе «позволит обеспечить равный подход к распределению таможенных пошлин между странами Евразийского экономического союза и стабильное распределение, зачисление пошлин в бюджеты государств». И это несмотря на то, что нормативы для Казахстана и России были уменьшены примерно на 0,05-0,06% для каждой из стран. Более того, в Астане не стали скрывать, что в результате пересмотра 2017 года «предполагаются условные потери республиканского бюджета, которые составят 1,8 миллиарда тенге – в 2017 году, с учетом инфляции составят 1,9 миллиарда тенге – в 2018-м, два миллиарда тенге – в 2019-м».
Примечательно, что такие потери (по среднему курсу – ежегодно более 4,8 млн. долларов) совсем не пугают руководство Казахстана, так как, по официальным данным, на конец прошлого года казахский бюджет с момента создания Таможенного союза и ЕАЭС получил более 1,7 триллиона тенге ввозных таможенных пошлин, после распределения которых у Астаны сложилось положительное сальдо в 145 миллиардов тенге (более 388 млн. долларов).
Так почему же именно в белорусской столице ратуют за пересмотр как самих норм, так и механизма их определения? По мнению ряда аналитиков, такая позиция руководства республики связана в первую очередь с ростом транзитной роли Белоруссии в рамках ЕАЭС и, как уже указывалось выше, китайского проекта «Новый шелковый путь». Именно поэтому Минск и предлагает внедрить новую методику перераспределения на основе не только объема импорта, но и по потреблению и сборам пошлин на границе. Подобное предложение на сегодняшний день не устраивает ни Киргизию, ни Армению, где транзитная способность стран гораздо ниже, чем белорусская.
Да и в Астане не изъявляют особого желания что-либо менять, так как исходят из совершенно иной позиции. В Казахстане сегодня делают упор на то, что страна является членом Всемирной торговой организации, что в разы увеличивает товарные категории, которые поступают в страну по импорту. Например, раньше таковых позиций было около 400, сейчас более 3500. Белоруссии же, которая только ведет переговоры о своем вступлении в ВТО, рассчитывать на подобное пока не приходится, что и подталкивает руководство республики искать иные способы защитить собственные интересы в рамках ЕАЭС.
Кроме того, при невозможности наращивания собственного импорта официальный Минск вынужден искать иные пути пополнения бюджета, в том числе и при помощи своего выгодного географического положения. В белорусской столице прекрасно осознают, что основным рынком ЕАЭС является Россия, с которой ни на Западе, ни тем более на Востоке никто не собирается прекращать торговать. Это означает, что не использовать Минску существующие и намечающиеся в перспективе транзитные товаропотоки попросту нерационально. Более того, исходя из наблюдающейся сегодня тенденции, белорусские власти не могут спокойно реагировать на недополучение доходов от растущего в последнее время импорта. За январь — сентябрь нынешнего года ввоз иностранной продукции в РБ увеличился на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и, по мнению экспертов, тенденция эта сохранится и дальше. При сохранении существующих норм перераспределения ввозных пошлин увеличение импорта не будет приносить Минску дополнительных доходов, чего допустить там, конечно же, не могут.
В связи с вышесказанным в ближайшее время стоит ожидать дальнейшего давления белорусской стороны на партнеров по ЕАЭС с целью принятия выгодного ей механизма распределения ввозных пошлин. При этом, скорее всего, её предложение будет принято, а увеличение норм для Белоруссии произведут за счет России. Подобный шаг вполне способен стать дополнительным механизмом урегулирования вопроса, связанного с компенсациями белорусскому бюджету из-за завершения в РФ налогового маневра в нефтяной отрасли.
Это означает, что вопрос перераспределения таможенных пошлин сегодня не только не станет камнем преткновения в процессе постсоветской интеграции, но и превратится в один из инструментов решения побочных вопросов в белорусско-российских отношениях. При этом стоит отметить, что всем членам ЕАЭС, если они и дальше планируют расширять количество участников объединения, в любом случае придется решать данный вопрос. И сделать это лучше в самое ближайшее время, чтобы не растить ком проблем в будущем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Страны ЕАЭС пытаются договориться о новом распределении ввозных таможенных пошлин с 1 января 2020 года. Как стало известно “Ъ”, Россия, Казахстан, Армения и Киргизия согласны сохранить действующие нормативы, Белоруссия же настаивает на их пересмотре по новой методике, либо — в качестве альтернативы — на простом увеличении своей доли на один процентный пункт. Разрешению спора препятствуют накладывающиеся на него давние и разнообразные разногласия России и Белоруссии по поставкам нефти и газа.
Премьер-министры стран ЕАЭС на ближайшем заседании межправсовета в Ереване 30 апреля должны согласовать механизм распределения импортных пошлин с 1 января 2020 года. Однако, как следует из имеющихся у “Ъ” материалов к встрече, пока позиции сторон расходятся.
Напомним, еще в 2010 году в рамках Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии ввозные пошлины были распределены исходя из объемов импорта и с учетом принципа страны назначения — в пропорции 87,97%, 7,33% и 4,7% соответственно. Позднее это распределение было закреплено в договоре о создании ЕАЭС. При присоединении Армении к союзу была сделана корректировка, но по той же методике (доля страны составила 1,13%). Далее, при присоединении Киргизии норматив для этой страны был несколько завышен «для адаптации к условиям членства в ЕАЭС» — 1,9% сроком на три года. Затем была повышена и доля Армении — до 1,22% (доли РФ и Казахстана были снижены до 85,265% и 7,055%, доля Белоруссии не изменилась — 4,56%).
Как межправсовет ЕАЭС раскололи вопросы распределения пошлин и цен на транзит газа
В мае 2018-го действие этих нормативов было продлено до конца 2019 года. Теперь четыре страны выступают за их закрепление на бессрочной основе. Как следует из материалов к заседанию межправсовета, Белоруссия предлагает изменить методику либо провести «техническую корректировку» за счет увеличения своей доли на 1%. Новая методика, предлагает Минск, должна рассчитывать доли как среднее из объемов импорта из стран вне СНГ, объемов внутреннего потребления импорта, а также объемов уплаченных на территории стран сумм ввозных пошлин (Белоруссии как транзитной стране такая методика более выгодна). В ЕЭК помимо всех этих альтернатив подготовили еще два промежуточных варианта, по которым временные нормативы будут применяться еще один-два года.
О том, что Белоруссия не поддержит продление действующих нормативов распределения пошлин, президент страны Александр Лукашенко заявил еще в конце прошлого года. Напомним, Минск надеется получить компенсацию за реализацию Россией нефтяного маневра (постепенная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ). Белоруссия синхронизирует экспортные пошлины с Россией, поэтому доходы республики сокращаются (сейчас пошлины с 6 млн тонн транзитной нефти идут в белорусский бюджет). Эти потери в стране оценивают в $400 млн в этом году. Кроме того, из-за маневра белорусские НПЗ получают российскую нефть по все более растущей цене, приближающейся к мировой. Александр Лукашенко уже грозил перейти на закупки нефти в третьих странах, если потери не будут компенсированы. А недавно он попросил правительство Белоруссии «если нужно» поставить на ремонт нефте- и нефтепродуктопроводы.
Соревнование стран ЕАЭС в цифровизации грозит новыми барьерами на общем рынке
Кроме пошлин, спорным остается и вопрос цены газа с 2020 года. Белоруссия выступает за применение единых подходов при определении тарифов на транспортировку газа для субъектов общего рынка газа ЕАЭС. По действующим договоренностям между Москвой и Минском, до конца 2019 года поставки газа будут осуществляться фактически по фиксированной цене. Белорусская сторона настаивает на необходимости появления в будущем прозрачного механизма расчета расходов на транспортировку, доля которых в конечной цене потребляемого газа превышает две трети. Отметим, Белоруссия уже прибегала к остановке транзита газа на одну неделю в 2007 году на фоне разногласий по его стоимости.
Страны ЕАЭС пытаются договориться о новом распределении ввозных таможенных пошлин с 1 января 2020 года. Как стало известно “Ъ”, Россия, Казахстан, Армения и Киргизия согласны сохранить действующие нормативы, Белоруссия же настаивает на их пересмотре по новой методике, либо — в качестве альтернативы — на простом увеличении своей доли на один процентный пункт. Разрешению спора препятствуют накладывающиеся на него давние и разнообразные разногласия России и Белоруссии по поставкам нефти и газа.
Премьер-министры стран ЕАЭС на ближайшем заседании межправсовета в Ереване 30 апреля должны согласовать механизм распределения импортных пошлин с 1 января 2020 года. Однако, как следует из имеющихся у “Ъ” материалов к встрече, пока позиции сторон расходятся.
Напомним, еще в 2010 году в рамках Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии ввозные пошлины были распределены исходя из объемов импорта и с учетом принципа страны назначения — в пропорции 87,97%, 7,33% и 4,7% соответственно. Позднее это распределение было закреплено в договоре о создании ЕАЭС. При присоединении Армении к союзу была сделана корректировка, но по той же методике (доля страны составила 1,13%). Далее, при присоединении Киргизии норматив для этой страны был несколько завышен «для адаптации к условиям членства в ЕАЭС» — 1,9% сроком на три года. Затем была повышена и доля Армении — до 1,22% (доли РФ и Казахстана были снижены до 85,265% и 7,055%, доля Белоруссии не изменилась — 4,56%).
Как межправсовет ЕАЭС раскололи вопросы распределения пошлин и цен на транзит газа
В мае 2018-го действие этих нормативов было продлено до конца 2019 года. Теперь четыре страны выступают за их закрепление на бессрочной основе. Как следует из материалов к заседанию межправсовета, Белоруссия предлагает изменить методику либо провести «техническую корректировку» за счет увеличения своей доли на 1%. Новая методика, предлагает Минск, должна рассчитывать доли как среднее из объемов импорта из стран вне СНГ, объемов внутреннего потребления импорта, а также объемов уплаченных на территории стран сумм ввозных пошлин (Белоруссии как транзитной стране такая методика более выгодна). В ЕЭК помимо всех этих альтернатив подготовили еще два промежуточных варианта, по которым временные нормативы будут применяться еще один-два года.
О том, что Белоруссия не поддержит продление действующих нормативов распределения пошлин, президент страны Александр Лукашенко заявил еще в конце прошлого года. Напомним, Минск надеется получить компенсацию за реализацию Россией нефтяного маневра (постепенная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ). Белоруссия синхронизирует экспортные пошлины с Россией, поэтому доходы республики сокращаются (сейчас пошлины с 6 млн тонн транзитной нефти идут в белорусский бюджет). Эти потери в стране оценивают в $400 млн в этом году. Кроме того, из-за маневра белорусские НПЗ получают российскую нефть по все более растущей цене, приближающейся к мировой. Александр Лукашенко уже грозил перейти на закупки нефти в третьих странах, если потери не будут компенсированы. А недавно он попросил правительство Белоруссии «если нужно» поставить на ремонт нефте- и нефтепродуктопроводы.
Соревнование стран ЕАЭС в цифровизации грозит новыми барьерами на общем рынке
Кроме пошлин, спорным остается и вопрос цены газа с 2020 года. Белоруссия выступает за применение единых подходов при определении тарифов на транспортировку газа для субъектов общего рынка газа ЕАЭС. По действующим договоренностям между Москвой и Минском, до конца 2019 года поставки газа будут осуществляться фактически по фиксированной цене. Белорусская сторона настаивает на необходимости появления в будущем прозрачного механизма расчета расходов на транспортировку, доля которых в конечной цене потребляемого газа превышает две трети. Отметим, Белоруссия уже прибегала к остановке транзита газа на одну неделю в 2007 году на фоне разногласий по его стоимости.
Читайте также: