Распределение таможенных пошлин между странами еаэс

Опубликовано: 27.04.2024

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз. Объем взаимной торговли товарами между государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) за январь 2021 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 4,2 млрд. долл. США, или 103,3% к уровню января 2020 г

Цели Таможенного союза

Содержание

  1. Цели Таможенного союза
  2. Какие страны входят в ЕАЭС?
  3. История создания Таможенного союза
  4. Противоречия в евразийском Таможенном союзе
  5. Практика применения таможенных соглашений
  6. Краткие выводы
  7. Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
  8. «Таможенный кодекс ЕАЭС»

  • увеличение рынка сбыта;
  • стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
  • защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

  • отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
  • унифицировать методы оценки качества продукции;
  • создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
  • дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

Краткие выводы

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

«Таможенный кодекс ЕАЭС»

Искоскова М.В — Начальник отдела таможенного законодательства ЕЭК;

Овчинников А.В. — Заместитель начальника отдела ГУОТО и ТК ФТС России; Ковригина Н.Г. – Начальник отдела ГУОТО и ТК ФТС России;

Чижова И.А. — Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС
России
Будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы в связанные с
вступлением в силу Нового Таможенного кодекса ЕАЭС.


В конце ноября стало известно, что Александр Лукашенко отказался согласовывать предложение продлить сроки действующих нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин в рамках Евразийского экономического союза. По словам главы Белорусского государства, «предложение в очередной раз продлить сроки действующих нормативов (мы об этом часто говорим, справедливо отмечаем, исходя уже из наработанного опыта) абсолютно невыгодно для Белоруссии», а значит, и согласиться на это в Минске не могут. При этом А. Лукашенко отдельно подчеркнул, что в решении данного вопроса не должно быть политики, а его страна не должна оказаться в неравных условиях по сравнению с другими партнерами по Союзу, говорится в статье на сайте «Ритм Евразии»:

Исходя из требований белорусского лидера, официальный Минск предложил пересматривать нормативы распределения сумм ввозных пошлин между бюджетами стран каждые три года с учетом объема импорта. При этом обосновали такую позицию в белорусской столице тем, что «со времени предыдущего распределения пошлин прошло достаточно много времени, к тому же у стран – участниц ЕАЭС есть обязательства в связи с их членством во Всемирной торговой организации».

«Мы должны актуализировать информацию и принимать взвешенные решения по нормативам распределения, исходя из импорта: сколько кто ввозит на территорию государств извне», – заявил во время проведения Евразийского межправительственного совета в Минске первый заместитель министра финансов Белоруссии Юрий Селиверстов. Как отмечают аналитики, такая позиция белорусской стороны преследует единственную цель – увеличить поступления в бюджет республики из расчета того, что Белоруссия станет активным участником реализуемого сегодня Китаем проекта «Нового шелкового пути». При этом стоит отметить, что с данной инициативой Пекина связывают свои надежды и другие участники ЕАЭС, однако ни в Астане, ни в Ереване, ни в Бишкеке, ни тем более в Москве не акцентируют свое внимание на данной проблеме, отдавая инициативу в руки белорусских партнеров.

Необходимо напомнить, что проблема распределения ввозных таможенных пошлин в рамках ЕАЭС существует не один год. Белорусская сторона поднимала этот вопрос не единожды, а с вхождением в состав Евразийского союза Киргизии данная тема только обострилась. Можно вспомнить, что в конце прошлого года белорусские чиновники заявили, что республика в ЕАЭС стала терять гораздо больше, чем приобретать. Так, отмечалось, что по итогам 2016 года в бюджеты стран Союза поступило от ввозных пошлин более 9,8 млрд. долларов США в эквиваленте. При этом Белоруссия получила только 449 млн. долларов, Армения – 104,9 млн., Казахстан – 696,8 млн., Кыргызстан – 185,8 млн., а России – 8 371,8 млн.

При этом после проведенной проверки оказалось, что снижение объема поступлений в белорусский бюджет оказалось более существенным, чем в целом для всего ЕАЭС, – почти минус 9%, а сальдо взаиморасчетов по ввозным таможенным пошлинам сложилось отрицательным – 41 млн. долларов. По итогам 2017 года картина для Белоруссии оказалась не намного лучше. Всего в бюджеты стран ЕАЭС поступило в эквиваленте 11,6 млрд. долларов ввозных таможенных пошлин, а РБ получила от этого около 530,7 млн. (на 15% больше, чем в предыдущем периоде, что связано с общим увеличением сумм пошлин в странах ЕАЭС). Именно поэтому уже в декабре 2017 года Минск был единственным, кто заявил, что «назрела необходимость более оперативно реагировать на изменение условий внешнеэкономической деятельности: а именно – пересмотреть нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин в национальные бюджеты».

Принимая во внимание то, что Белоруссия действительно больше перечисляет в бюджеты партнёров по ЕАЭС, чем получает, необходимо сделать небольшое замечание. Если проанализировать поступления за 2015-2017 год в белорусскую казну от вывозной и ввозной пошлин, то окажется, что в первом случае наблюдалось постепенное снижение показателей с 17,9% до 11,3%, а во втором, наоборот, – увеличение. Так, в 2015 году они составили 5,17% бюджета государства, в 2016 году – 5,40%, а в 2017 году – 5,71%. При этом в целом доля таможенных пошлин в формировании госбюджета за последние три года существенно снизилась – с 23,07% в 2015 году до 17% в 2017-м. Таким образом, говорить о том, что Белоруссия серьёзным образом теряет от перераспределения ввозных пошлин в рамках ЕАЭС, по мнению ряда экономистов, преждевременно.

Более того, если сравнивать показатели в общем объеме поступлений в бюджет всех стран ЕАЭС, то процент у всех оказывается приблизительно одинаковым, за исключением Киргизии. Например, по итогам 2016 года ввозные пошлины в структуре доходов составили: в России – 4,2%, Казахстане – 3,1%, Армении – 4,6% и Киргизии – 11,3%. Таким образом, больше всех от имеющихся на сегодня механизмов перераспределения выигрывает Бишкек, в то время как Астану данный вопрос интересует в меньшей степени.

Стоит напомнить, что при создании ЕАЭС изначально расчет производился по принципу «государства – члены ЕАЭС как единое целое плюс новое государство». После присоединения в 2015 году к союзу Киргизии такая формула перестала быть объективной, и стороны приняли решение пересмотреть распределение, что и произошло за счет уменьшения доли России и Казахстана. На сегодняшний день пошлины между странами-членами ЕАЭС распределяются согласно протоколу о внесении изменения в договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, подписанному 11 апреля 2017 года в Москве. Согласно нему, до августа 2018 года устанавливались следующие размеры: Армения – 1,22%, Белоруссия – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,265%.

В дальнейшем предполагалось разработать более совершенную методику, в которой будут учтены «лучшие международные практики и опыт других крупных интеграционных объединений», а также «зависимость между макроэкономическими показателями развития экономик стран ЕАЭС и суммой распределяемых между бюджетами ввозных таможенных пошлин».

В мае текущего года в Сочи стороны продлили срок применения действующих нормативов до 31 декабря 2019 года в связи с тем, что после присоединения к ЕАЭС Киргизии Бишкек не смог предоставить необходимой статистической информации для пересмотра нынешних норм. Причем ныне действующие принципы официально устроили все стороны, кроме Белоруссии. Так, доля Армении в распределении таможенных пошлин только возросла на 0,11%, вследствие чего Ереван согласился на продление существующего механизма. В России также не выступили против, и 25 октября Госдума ратифицировала протокол о внесении изменения в договор о присоединении Киргизии к договору о ЕАЭС, а также протокол о применении отдельных положений этого договора, продлевающий действие принятых ранее норм.

Казахстан тоже не усмотрел ничего крамольного в существующем механизме перераспределения, согласившись с ним еще в начале марта. По мнению Астаны, реализация данного протокола и вовсе «позволит обеспечить равный подход к распределению таможенных пошлин между странами Евразийского экономического союза и стабильное распределение, зачисление пошлин в бюджеты государств». И это несмотря на то, что нормативы для Казахстана и России были уменьшены примерно на 0,05-0,06% для каждой из стран. Более того, в Астане не стали скрывать, что в результате пересмотра 2017 года «предполагаются условные потери республиканского бюджета, которые составят 1,8 миллиарда тенге – в 2017 году, с учетом инфляции составят 1,9 миллиарда тенге – в 2018-м, два миллиарда тенге – в 2019-м».

Примечательно, что такие потери (по среднему курсу – ежегодно более 4,8 млн. долларов) совсем не пугают руководство Казахстана, так как, по официальным данным, на конец прошлого года казахский бюджет с момента создания Таможенного союза и ЕАЭС получил более 1,7 триллиона тенге ввозных таможенных пошлин, после распределения которых у Астаны сложилось положительное сальдо в 145 миллиардов тенге (более 388 млн. долларов).

Так почему же именно в белорусской столице ратуют за пересмотр как самих норм, так и механизма их определения? По мнению ряда аналитиков, такая позиция руководства республики связана в первую очередь с ростом транзитной роли Белоруссии в рамках ЕАЭС и, как уже указывалось выше, китайского проекта «Новый шелковый путь». Именно поэтому Минск и предлагает внедрить новую методику перераспределения на основе не только объема импорта, но и по потреблению и сборам пошлин на границе. Подобное предложение на сегодняшний день не устраивает ни Киргизию, ни Армению, где транзитная способность стран гораздо ниже, чем белорусская.

Да и в Астане не изъявляют особого желания что-либо менять, так как исходят из совершенно иной позиции. В Казахстане сегодня делают упор на то, что страна является членом Всемирной торговой организации, что в разы увеличивает товарные категории, которые поступают в страну по импорту. Например, раньше таковых позиций было около 400, сейчас более 3500. Белоруссии же, которая только ведет переговоры о своем вступлении в ВТО, рассчитывать на подобное пока не приходится, что и подталкивает руководство республики искать иные способы защитить собственные интересы в рамках ЕАЭС.

Кроме того, при невозможности наращивания собственного импорта официальный Минск вынужден искать иные пути пополнения бюджета, в том числе и при помощи своего выгодного географического положения. В белорусской столице прекрасно осознают, что основным рынком ЕАЭС является Россия, с которой ни на Западе, ни тем более на Востоке никто не собирается прекращать торговать. Это означает, что не использовать Минску существующие и намечающиеся в перспективе транзитные товаропотоки попросту нерационально. Более того, исходя из наблюдающейся сегодня тенденции, белорусские власти не могут спокойно реагировать на недополучение доходов от растущего в последнее время импорта. За январь — сентябрь нынешнего года ввоз иностранной продукции в РБ увеличился на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и, по мнению экспертов, тенденция эта сохранится и дальше. При сохранении существующих норм перераспределения ввозных пошлин увеличение импорта не будет приносить Минску дополнительных доходов, чего допустить там, конечно же, не могут.

В связи с вышесказанным в ближайшее время стоит ожидать дальнейшего давления белорусской стороны на партнеров по ЕАЭС с целью принятия выгодного ей механизма распределения ввозных пошлин. При этом, скорее всего, её предложение будет принято, а увеличение норм для Белоруссии произведут за счет России. Подобный шаг вполне способен стать дополнительным механизмом урегулирования вопроса, связанного с компенсациями белорусскому бюджету из-за завершения в РФ налогового маневра в нефтяной отрасли.

Это означает, что вопрос перераспределения таможенных пошлин сегодня не только не станет камнем преткновения в процессе постсоветской интеграции, но и превратится в один из инструментов решения побочных вопросов в белорусско-российских отношениях. При этом стоит отметить, что всем членам ЕАЭС, если они и дальше планируют расширять количество участников объединения, в любом случае придется решать данный вопрос. И сделать это лучше в самое ближайшее время, чтобы не растить ком проблем в будущем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


В конце ноября стало известно, что Александр Лукашенко отказался согласовывать предложение продлить сроки действующих нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин в рамках Евразийского экономического союза. По словам главы Белорусского государства, «предложение в очередной раз продлить сроки действующих нормативов (мы об этом часто говорим, справедливо отмечаем, исходя уже из наработанного опыта) абсолютно невыгодно для Белоруссии», а значит, и согласиться на это в Минске не могут. При этом А. Лукашенко отдельно подчеркнул, что в решении данного вопроса не должно быть политики, а его страна не должна оказаться в неравных условиях по сравнению с другими партнерами по Союзу, говорится в статье на сайте «Ритм Евразии»:

Исходя из требований белорусского лидера, официальный Минск предложил пересматривать нормативы распределения сумм ввозных пошлин между бюджетами стран каждые три года с учетом объема импорта. При этом обосновали такую позицию в белорусской столице тем, что «со времени предыдущего распределения пошлин прошло достаточно много времени, к тому же у стран – участниц ЕАЭС есть обязательства в связи с их членством во Всемирной торговой организации».

«Мы должны актуализировать информацию и принимать взвешенные решения по нормативам распределения, исходя из импорта: сколько кто ввозит на территорию государств извне», – заявил во время проведения Евразийского межправительственного совета в Минске первый заместитель министра финансов Белоруссии Юрий Селиверстов. Как отмечают аналитики, такая позиция белорусской стороны преследует единственную цель – увеличить поступления в бюджет республики из расчета того, что Белоруссия станет активным участником реализуемого сегодня Китаем проекта «Нового шелкового пути». При этом стоит отметить, что с данной инициативой Пекина связывают свои надежды и другие участники ЕАЭС, однако ни в Астане, ни в Ереване, ни в Бишкеке, ни тем более в Москве не акцентируют свое внимание на данной проблеме, отдавая инициативу в руки белорусских партнеров.

Необходимо напомнить, что проблема распределения ввозных таможенных пошлин в рамках ЕАЭС существует не один год. Белорусская сторона поднимала этот вопрос не единожды, а с вхождением в состав Евразийского союза Киргизии данная тема только обострилась. Можно вспомнить, что в конце прошлого года белорусские чиновники заявили, что республика в ЕАЭС стала терять гораздо больше, чем приобретать. Так, отмечалось, что по итогам 2016 года в бюджеты стран Союза поступило от ввозных пошлин более 9,8 млрд. долларов США в эквиваленте. При этом Белоруссия получила только 449 млн. долларов, Армения – 104,9 млн., Казахстан – 696,8 млн., Кыргызстан – 185,8 млн., а России – 8 371,8 млн.

При этом после проведенной проверки оказалось, что снижение объема поступлений в белорусский бюджет оказалось более существенным, чем в целом для всего ЕАЭС, – почти минус 9%, а сальдо взаиморасчетов по ввозным таможенным пошлинам сложилось отрицательным – 41 млн. долларов. По итогам 2017 года картина для Белоруссии оказалась не намного лучше. Всего в бюджеты стран ЕАЭС поступило в эквиваленте 11,6 млрд. долларов ввозных таможенных пошлин, а РБ получила от этого около 530,7 млн. (на 15% больше, чем в предыдущем периоде, что связано с общим увеличением сумм пошлин в странах ЕАЭС). Именно поэтому уже в декабре 2017 года Минск был единственным, кто заявил, что «назрела необходимость более оперативно реагировать на изменение условий внешнеэкономической деятельности: а именно – пересмотреть нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин в национальные бюджеты».

Принимая во внимание то, что Белоруссия действительно больше перечисляет в бюджеты партнёров по ЕАЭС, чем получает, необходимо сделать небольшое замечание. Если проанализировать поступления за 2015-2017 год в белорусскую казну от вывозной и ввозной пошлин, то окажется, что в первом случае наблюдалось постепенное снижение показателей с 17,9% до 11,3%, а во втором, наоборот, – увеличение. Так, в 2015 году они составили 5,17% бюджета государства, в 2016 году – 5,40%, а в 2017 году – 5,71%. При этом в целом доля таможенных пошлин в формировании госбюджета за последние три года существенно снизилась – с 23,07% в 2015 году до 17% в 2017-м. Таким образом, говорить о том, что Белоруссия серьёзным образом теряет от перераспределения ввозных пошлин в рамках ЕАЭС, по мнению ряда экономистов, преждевременно.

Более того, если сравнивать показатели в общем объеме поступлений в бюджет всех стран ЕАЭС, то процент у всех оказывается приблизительно одинаковым, за исключением Киргизии. Например, по итогам 2016 года ввозные пошлины в структуре доходов составили: в России – 4,2%, Казахстане – 3,1%, Армении – 4,6% и Киргизии – 11,3%. Таким образом, больше всех от имеющихся на сегодня механизмов перераспределения выигрывает Бишкек, в то время как Астану данный вопрос интересует в меньшей степени.

Стоит напомнить, что при создании ЕАЭС изначально расчет производился по принципу «государства – члены ЕАЭС как единое целое плюс новое государство». После присоединения в 2015 году к союзу Киргизии такая формула перестала быть объективной, и стороны приняли решение пересмотреть распределение, что и произошло за счет уменьшения доли России и Казахстана. На сегодняшний день пошлины между странами-членами ЕАЭС распределяются согласно протоколу о внесении изменения в договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, подписанному 11 апреля 2017 года в Москве. Согласно нему, до августа 2018 года устанавливались следующие размеры: Армения – 1,22%, Белоруссия – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,265%.

В дальнейшем предполагалось разработать более совершенную методику, в которой будут учтены «лучшие международные практики и опыт других крупных интеграционных объединений», а также «зависимость между макроэкономическими показателями развития экономик стран ЕАЭС и суммой распределяемых между бюджетами ввозных таможенных пошлин».

В мае текущего года в Сочи стороны продлили срок применения действующих нормативов до 31 декабря 2019 года в связи с тем, что после присоединения к ЕАЭС Киргизии Бишкек не смог предоставить необходимой статистической информации для пересмотра нынешних норм. Причем ныне действующие принципы официально устроили все стороны, кроме Белоруссии. Так, доля Армении в распределении таможенных пошлин только возросла на 0,11%, вследствие чего Ереван согласился на продление существующего механизма. В России также не выступили против, и 25 октября Госдума ратифицировала протокол о внесении изменения в договор о присоединении Киргизии к договору о ЕАЭС, а также протокол о применении отдельных положений этого договора, продлевающий действие принятых ранее норм.

Казахстан тоже не усмотрел ничего крамольного в существующем механизме перераспределения, согласившись с ним еще в начале марта. По мнению Астаны, реализация данного протокола и вовсе «позволит обеспечить равный подход к распределению таможенных пошлин между странами Евразийского экономического союза и стабильное распределение, зачисление пошлин в бюджеты государств». И это несмотря на то, что нормативы для Казахстана и России были уменьшены примерно на 0,05-0,06% для каждой из стран. Более того, в Астане не стали скрывать, что в результате пересмотра 2017 года «предполагаются условные потери республиканского бюджета, которые составят 1,8 миллиарда тенге – в 2017 году, с учетом инфляции составят 1,9 миллиарда тенге – в 2018-м, два миллиарда тенге – в 2019-м».

Примечательно, что такие потери (по среднему курсу – ежегодно более 4,8 млн. долларов) совсем не пугают руководство Казахстана, так как, по официальным данным, на конец прошлого года казахский бюджет с момента создания Таможенного союза и ЕАЭС получил более 1,7 триллиона тенге ввозных таможенных пошлин, после распределения которых у Астаны сложилось положительное сальдо в 145 миллиардов тенге (более 388 млн. долларов).

Так почему же именно в белорусской столице ратуют за пересмотр как самих норм, так и механизма их определения? По мнению ряда аналитиков, такая позиция руководства республики связана в первую очередь с ростом транзитной роли Белоруссии в рамках ЕАЭС и, как уже указывалось выше, китайского проекта «Новый шелковый путь». Именно поэтому Минск и предлагает внедрить новую методику перераспределения на основе не только объема импорта, но и по потреблению и сборам пошлин на границе. Подобное предложение на сегодняшний день не устраивает ни Киргизию, ни Армению, где транзитная способность стран гораздо ниже, чем белорусская.

Да и в Астане не изъявляют особого желания что-либо менять, так как исходят из совершенно иной позиции. В Казахстане сегодня делают упор на то, что страна является членом Всемирной торговой организации, что в разы увеличивает товарные категории, которые поступают в страну по импорту. Например, раньше таковых позиций было около 400, сейчас более 3500. Белоруссии же, которая только ведет переговоры о своем вступлении в ВТО, рассчитывать на подобное пока не приходится, что и подталкивает руководство республики искать иные способы защитить собственные интересы в рамках ЕАЭС.

Кроме того, при невозможности наращивания собственного импорта официальный Минск вынужден искать иные пути пополнения бюджета, в том числе и при помощи своего выгодного географического положения. В белорусской столице прекрасно осознают, что основным рынком ЕАЭС является Россия, с которой ни на Западе, ни тем более на Востоке никто не собирается прекращать торговать. Это означает, что не использовать Минску существующие и намечающиеся в перспективе транзитные товаропотоки попросту нерационально. Более того, исходя из наблюдающейся сегодня тенденции, белорусские власти не могут спокойно реагировать на недополучение доходов от растущего в последнее время импорта. За январь — сентябрь нынешнего года ввоз иностранной продукции в РБ увеличился на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и, по мнению экспертов, тенденция эта сохранится и дальше. При сохранении существующих норм перераспределения ввозных пошлин увеличение импорта не будет приносить Минску дополнительных доходов, чего допустить там, конечно же, не могут.

В связи с вышесказанным в ближайшее время стоит ожидать дальнейшего давления белорусской стороны на партнеров по ЕАЭС с целью принятия выгодного ей механизма распределения ввозных пошлин. При этом, скорее всего, её предложение будет принято, а увеличение норм для Белоруссии произведут за счет России. Подобный шаг вполне способен стать дополнительным механизмом урегулирования вопроса, связанного с компенсациями белорусскому бюджету из-за завершения в РФ налогового маневра в нефтяной отрасли.

Это означает, что вопрос перераспределения таможенных пошлин сегодня не только не станет камнем преткновения в процессе постсоветской интеграции, но и превратится в один из инструментов решения побочных вопросов в белорусско-российских отношениях. При этом стоит отметить, что всем членам ЕАЭС, если они и дальше планируют расширять количество участников объединения, в любом случае придется решать данный вопрос. И сделать это лучше в самое ближайшее время, чтобы не растить ком проблем в будущем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страны ЕАЭС пытаются договориться о новом распределении ввозных таможенных пошлин с 1 января 2020 года. Как стало известно “Ъ”, Россия, Казахстан, Армения и Киргизия согласны сохранить действующие нормативы, Белоруссия же настаивает на их пересмотре по новой методике, либо — в качестве альтернативы — на простом увеличении своей доли на один процентный пункт. Разрешению спора препятствуют накладывающиеся на него давние и разнообразные разногласия России и Белоруссии по поставкам нефти и газа.

Премьер-министры стран ЕАЭС на ближайшем заседании межправсовета в Ереване 30 апреля должны согласовать механизм распределения импортных пошлин с 1 января 2020 года. Однако, как следует из имеющихся у “Ъ” материалов к встрече, пока позиции сторон расходятся.

Напомним, еще в 2010 году в рамках Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии ввозные пошлины были распределены исходя из объемов импорта и с учетом принципа страны назначения — в пропорции 87,97%, 7,33% и 4,7% соответственно. Позднее это распределение было закреплено в договоре о создании ЕАЭС. При присоединении Армении к союзу была сделана корректировка, но по той же методике (доля страны составила 1,13%). Далее, при присоединении Киргизии норматив для этой страны был несколько завышен «для адаптации к условиям членства в ЕАЭС» — 1,9% сроком на три года. Затем была повышена и доля Армении — до 1,22% (доли РФ и Казахстана были снижены до 85,265% и 7,055%, доля Белоруссии не изменилась — 4,56%).

Как межправсовет ЕАЭС раскололи вопросы распределения пошлин и цен на транзит газа

В мае 2018-го действие этих нормативов было продлено до конца 2019 года. Теперь четыре страны выступают за их закрепление на бессрочной основе. Как следует из материалов к заседанию межправсовета, Белоруссия предлагает изменить методику либо провести «техническую корректировку» за счет увеличения своей доли на 1%. Новая методика, предлагает Минск, должна рассчитывать доли как среднее из объемов импорта из стран вне СНГ, объемов внутреннего потребления импорта, а также объемов уплаченных на территории стран сумм ввозных пошлин (Белоруссии как транзитной стране такая методика более выгодна). В ЕЭК помимо всех этих альтернатив подготовили еще два промежуточных варианта, по которым временные нормативы будут применяться еще один-два года.

О том, что Белоруссия не поддержит продление действующих нормативов распределения пошлин, президент страны Александр Лукашенко заявил еще в конце прошлого года. Напомним, Минск надеется получить компенсацию за реализацию Россией нефтяного маневра (постепенная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ). Белоруссия синхронизирует экспортные пошлины с Россией, поэтому доходы республики сокращаются (сейчас пошлины с 6 млн тонн транзитной нефти идут в белорусский бюджет). Эти потери в стране оценивают в $400 млн в этом году. Кроме того, из-за маневра белорусские НПЗ получают российскую нефть по все более растущей цене, приближающейся к мировой. Александр Лукашенко уже грозил перейти на закупки нефти в третьих странах, если потери не будут компенсированы. А недавно он попросил правительство Белоруссии «если нужно» поставить на ремонт нефте- и нефтепродуктопроводы.

Соревнование стран ЕАЭС в цифровизации грозит новыми барьерами на общем рынке

Кроме пошлин, спорным остается и вопрос цены газа с 2020 года. Белоруссия выступает за применение единых подходов при определении тарифов на транспортировку газа для субъектов общего рынка газа ЕАЭС. По действующим договоренностям между Москвой и Минском, до конца 2019 года поставки газа будут осуществляться фактически по фиксированной цене. Белорусская сторона настаивает на необходимости появления в будущем прозрачного механизма расчета расходов на транспортировку, доля которых в конечной цене потребляемого газа превышает две трети. Отметим, Белоруссия уже прибегала к остановке транзита газа на одну неделю в 2007 году на фоне разногласий по его стоимости.

Страны ЕАЭС пытаются договориться о новом распределении ввозных таможенных пошлин с 1 января 2020 года. Как стало известно “Ъ”, Россия, Казахстан, Армения и Киргизия согласны сохранить действующие нормативы, Белоруссия же настаивает на их пересмотре по новой методике, либо — в качестве альтернативы — на простом увеличении своей доли на один процентный пункт. Разрешению спора препятствуют накладывающиеся на него давние и разнообразные разногласия России и Белоруссии по поставкам нефти и газа.

Премьер-министры стран ЕАЭС на ближайшем заседании межправсовета в Ереване 30 апреля должны согласовать механизм распределения импортных пошлин с 1 января 2020 года. Однако, как следует из имеющихся у “Ъ” материалов к встрече, пока позиции сторон расходятся.

Напомним, еще в 2010 году в рамках Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии ввозные пошлины были распределены исходя из объемов импорта и с учетом принципа страны назначения — в пропорции 87,97%, 7,33% и 4,7% соответственно. Позднее это распределение было закреплено в договоре о создании ЕАЭС. При присоединении Армении к союзу была сделана корректировка, но по той же методике (доля страны составила 1,13%). Далее, при присоединении Киргизии норматив для этой страны был несколько завышен «для адаптации к условиям членства в ЕАЭС» — 1,9% сроком на три года. Затем была повышена и доля Армении — до 1,22% (доли РФ и Казахстана были снижены до 85,265% и 7,055%, доля Белоруссии не изменилась — 4,56%).

Как межправсовет ЕАЭС раскололи вопросы распределения пошлин и цен на транзит газа

В мае 2018-го действие этих нормативов было продлено до конца 2019 года. Теперь четыре страны выступают за их закрепление на бессрочной основе. Как следует из материалов к заседанию межправсовета, Белоруссия предлагает изменить методику либо провести «техническую корректировку» за счет увеличения своей доли на 1%. Новая методика, предлагает Минск, должна рассчитывать доли как среднее из объемов импорта из стран вне СНГ, объемов внутреннего потребления импорта, а также объемов уплаченных на территории стран сумм ввозных пошлин (Белоруссии как транзитной стране такая методика более выгодна). В ЕЭК помимо всех этих альтернатив подготовили еще два промежуточных варианта, по которым временные нормативы будут применяться еще один-два года.

О том, что Белоруссия не поддержит продление действующих нормативов распределения пошлин, президент страны Александр Лукашенко заявил еще в конце прошлого года. Напомним, Минск надеется получить компенсацию за реализацию Россией нефтяного маневра (постепенная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ). Белоруссия синхронизирует экспортные пошлины с Россией, поэтому доходы республики сокращаются (сейчас пошлины с 6 млн тонн транзитной нефти идут в белорусский бюджет). Эти потери в стране оценивают в $400 млн в этом году. Кроме того, из-за маневра белорусские НПЗ получают российскую нефть по все более растущей цене, приближающейся к мировой. Александр Лукашенко уже грозил перейти на закупки нефти в третьих странах, если потери не будут компенсированы. А недавно он попросил правительство Белоруссии «если нужно» поставить на ремонт нефте- и нефтепродуктопроводы.

Соревнование стран ЕАЭС в цифровизации грозит новыми барьерами на общем рынке

Кроме пошлин, спорным остается и вопрос цены газа с 2020 года. Белоруссия выступает за применение единых подходов при определении тарифов на транспортировку газа для субъектов общего рынка газа ЕАЭС. По действующим договоренностям между Москвой и Минском, до конца 2019 года поставки газа будут осуществляться фактически по фиксированной цене. Белорусская сторона настаивает на необходимости появления в будущем прозрачного механизма расчета расходов на транспортировку, доля которых в конечной цене потребляемого газа превышает две трети. Отметим, Белоруссия уже прибегала к остановке транзита газа на одну неделю в 2007 году на фоне разногласий по его стоимости.

Читайте также: