Расходы по дезинфекции в налоговом учете

Опубликовано: 01.05.2024

А будут ли учтены затраты на оплату поездок сотрудников на такси, закупку оргтехники для удаленной работы и покупку авиабилетов, если командировку пришлось отменить?

Расходы на защиту от коронавируса можно учесть при расчете налога на прибыль

Пандемия коронавируса потребовала от бизнеса принятия нестандартных решений. Не осталось места погоне за прибылью и агрессивной конкуренции. Сейчас задача номер один – выживание в условиях жестких административных ограничений и прямой угрозы для здоровья работников. Реализуя предписания региональных властей, предприятия несут дополнительные издержки. И важно разобраться, какие из них можно будет безопасно использовать для уменьшения налоговой нагрузки.

Новый закон сделает уплату налогов выгоднее

22 апреля 2020 г. президент подписал Федеральный закон № 121-ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс 1 . Основное нововведение: расширен перечень разрешенных в налоговом учете затрат. К ним отнесены расходы на дезинфекцию помещений и приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и местного самоуправления.

От налогообложения будут освобождены федеральные субсидии, выплачиваемые на поддержание деятельности организаций из наиболее пострадавших отраслей экономики. НДС, уплаченный поставщикам за счет этих субсидий, можно будет включать в вычеты в общем порядке.

Кроме того, налогоплательщикам предоставлено право в любое время переходить на режим уплаты налога исходя из фактической прибыли. Ранее такая возможность могла быть реализована лишь до начала текущего года.

В каком случае расходы на защиту от коронавируса будут учтены при расчете налога на прибыль?

Учтены могут быть только те расходы предприятия, которые соответствуют двум критериям: они должны быть обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы на защиту от коронавирусной инфекции будут считаться обоснованными, если при планировании и реализации противоэпидемиологических мероприятий организация руководствовалась рекомендациями и разъяснениями профильных органов власти. Например, это письма Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. № 02/770-2020-32 «Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами» и от 27 марта 2020 г. № 02/5225-2020-24, информация Минпромторга России от 17 марта 2020 г. «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и защиты граждан в организациях торговли и общественного питания Минпромторга РФ». Таких разъяснительных документов выпущено гораздо больше, и они ориентированы на предприятия отдельных отраслей экономики с учетом их производственных особенностей.

Для организаций в Москве отправной точкой служит Указ мэра от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». Согласно этому указу большой сегмент рынка услуг и розничной торговли оказался блокированным. Предприятия, деятельность которых не приостановлена, должны минимизировать присутствие сотрудников на рабочих местах и реализовывать предусмотренные нормативными актами санитарно-эпидемиологические меры (п. 6.1, 6.2 указа). Таким образом, затраты организаций, связанные с соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, должны признаваться обоснованными.

Расходы на дезинфекцию помещений, приобретение измерительных приборов, санитайзеров, средств индивидуальной защиты (медицинских масок, гигиенических средств) являются вынужденными в силу нормативных предписаний региональных властей. Поэтому организации вправе принимать такие расходы к вычету и без непосредственного упоминания их в перечне разрешенных затрат. Данные расходы являются косвенными, т.е. не соотносятся с выпускаемой продукцией, и списываются в налоговом учете в текущем периоде.

Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на такси и оргтехнику для сотрудников?

Оплата перемещения сотрудников в такси и массовая закупка оргтехники для удаленной работы – спорный сегмент производственных затрат, которые могут показаться избыточными. В данном случае к каждой позиции следует подходить индивидуально, в зависимости от того, чем занимается предприятие.

Приобретение ноутбуков для работников в разумных количествах вряд ли вызовет вопросы. А вот оплата поездок на такси может быть оценена как излишняя заботливость работодателя. Ранее Минфин разъяснял 2 , что компенсация оплаты проезда работников возможна только в силу особенностей производственной деятельности или наличия соответствующего условия в договоре с работником. Дополнительные вопросы к налогоплательщику могут появиться, если подобные расходы до ухудшения эпидемиологической обстановки не учитывались в целях налогообложения.

Если из-за пандемии пришлось отменить командировку, можно ли при расчете налога на прибыль учесть расходы на билеты?

Вынужденные издержки и убытки, понесенные в связи с отменой запланированных мероприятий, организация вправе учитывать как экономически обоснованные. Например, Минфин ранее разъяснял 3 , что можно учесть в расходах штраф, который удержала авиакомпания за возврат билета на самолет.

При этом, если билет куплен по «возвратному» тарифу, перевозчик обязан вернуть организации его стоимость. В этом случае учесть расходы на покупку авиабилета при расчете налога на прибыль не удастся. Если деньги вернуть не получилось, списать этот долг можно только как безнадежный при ликвидации перевозчика или истечении срока давности на его истребование (подп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ).

1 Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

2 Письма Минфина России от 18 марта 2015 г. № 03-03-06/14664, от 20 октября 2017 г. № 03-03-06/1/68839 и др.

3 Письмо Минфина России от 8 сентября 2017 г. № 03-03-06/1/57890.

Автор: Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Правила и условия выплаты субсидии из федерального бюджета на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 (далее – Правила № 976).

Но нужно ли учитывать сумму данной субсидии при налогообложении? Минфин в Письме от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953 указал на необходимость ее отражения в налоговой базе. Между тем разъяснения чиновников, на наш взгляд, не являются бесспорными. Подробности – далее.

Основные положения по субсидии на дезинфекцию

Получатели субсидии

Критерии, которым должны соответствовать получатели такой субсидии (организации и ИП), установлены в п. 3 Правил № 976:

1. Включение получателя в реестр субъектов МСП по состоянию на 10.06.2020.

2. Ведение деятельности в отраслях, подразумевающих постоянный прямой контакт с физлицами. Их перечень (с кодами по ОКВЭД 2) приведен в приложении 3 к Правилам № 976. К ним отнесены, в частности:

деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (код 93);

деятельность физкультурно-оздоровительная (код 96.04);

деятельность санаторно-курортных организаций (код 86.90.4);

деятельность по предоставлению мест для временного проживания (код 55);

деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код 56);

ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (код 95);

стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (код 96.01);

предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (код 96.02);

образование дополнительное детей и взрослых (код 85.41);

предоставление услуг по дневному уходу за детьми (код 88.91).

Также обозначенную субсидию могут получить субъекты МСП, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты туристской индустрии: гостиницы с номерным фондом не больше 100 номеров, горнолыжные трассы и пляжи, включенные по состоянию на 10.06.2020 в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей.

3. Организация-получатель не должна находиться в процессе ликвидации, исключения из ЕГРЮЛ, банкротства. ИП не может претендовать на субсидию, если он прекратил свою деятельность, снят с учета в налоговой инспекции.

4. Отсутствие у получателя по состоянию на 01.06.2020 недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающей 3 000 руб.

Размер субсидии

Согласно п. 1 Правил № 976 субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей, связанных с проведением мероприятий по профилактике коронавируса.

Размер субсидии на дезинфекцию определен п. 5 Правил № 976. Для работодателей (организаций или ИП) ее размер составляет:

на первоначальные расходы по профилактике коронавируса – 15 000 руб.;

на текущие расходы по профилактике – из расчета 6 500 руб. на каждого работника (их численность определяется на основании формы СЗВ-М, представленной за май 2020 года в установленный срок).

ИП, у которых нет работников, могут получить субсидию только в размере 15 000 руб.

Обратите внимание: согласно п. 12 Правил № 976 субсидия подлежит возврату в случае установления факта искажения ее получателем данных о численности работников (показателей в форме СЗВ-М).

На что можно потратить субсидию?

Субсидия выплачивается субъектам МСП на конкретные цели, а именно на проведение мероприятий по профилактике коронавируса (п. 1 Правил № 976). Это указывает на целевой характер обозначенной субсидии и, как следствие, на возможность ее расходования только на определенные мероприятия по профилактике. Однако конкретный список таких мероприятий в Правилах № 976 не приведен. Нет в правилах ссылок и на иные документы, в которых определены такие мероприятия.

Названные обстоятельства позволяют субъектам МСП самостоятельно определить перечень таких мероприятий (в том числе с учетом рекомендаций профильных ведомств – Роспотребнадзора и Минздрава). Под указанные мероприятия, на наш взгляд, подпадают:

покупка дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты (масок, перчаток);

приобретение приборов для измерения температуры у сотрудников и посетителей;

оплата тестов на коронавирус;

приобретение и установка приборов для обеззараживания воздуха.

Полагаем, расходование бюджетных средств на вышеупомянутые мероприятия впоследствии не вызовет нареканий у контролирующих органов.

Обратите внимание: в Письме Казначейства России от 27.07.2020 № 07-04-14/03-994 разъяснено, что каких-либо ограничений по способу распоряжения полученной субсидией, положений о необходимости возврата неиспользованных сумм субсидий, необходимости направления отчета об использовании полученных сумм субсидии Правила № 976 не содержат. Поэтому получателям такой субсидии не нужно представлять отчетность о ее целевом расходовании.

Кто контролирует целевое использование субсидий?

В пункте 13 Правил № 976 буквально сказано следующее: контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий на дезинфекцию осуществляют Федеральное казначейство и уполномоченный орган государственного финансового контроля. То есть указанными правилами определен только механизм контроля выдачи получателям рассматриваемой субсидии, а не того, как они ее использовали.

Между тем формально контроль использования средств федерального бюджета (в том числе выделенных субсидий) осуществляет Федеральное казначейство (его территориальные органы). Ведь субсидирование идет из федерального бюджета, поэтому к отношениям по выплате и расходованию субсидии на дезинфекцию могут быть применены нормы бюджетного законодательства. Поэтому нельзя исключать вероятность проведения в дальнейшем таких проверок в отношении получателей субсидии на дезинфекцию.

Обратите внимание: ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ. Поэтому если будет установлен факт нецелевого расходования полученной из бюджета субсидии на профилактику коронавирусной инфекции, ее получатель может быть привлечен к административной ответственности: в виде штрафа в размере от 20 до 50 тыс. руб. – для ИП, от 5 до 25 % использованных не по назначению средств – для организаций. Кроме того, должностные лица по указанной статье могут быть дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет.

Обобщим сказанное. Хотя субсидия, предоставляемая согласно Правилам № 976, и является целевой, но распорядиться ею получатель может по своему усмотрению. При этом отчитываться о расходовании средств ему не нужно (Письмо Казначейства России № 07-04-14/03-994). Возврат неиспользованных сумм субсидий не предусмотрен, за исключением случая, когда искажена численность сотрудников в отчете СЗВ-М, на основании которого принято решение о выделении субсидии (п. 12 Правил № 976).

Налоговый учет субсидии на дезинфекцию

Нормами гл. 26.2 НК РФ (и гл. 25 НК РФ, отдельными нормами которой руководствуются и «упрощенцы») правила учета сумм субсидий на дезинфекцию не установлены. При отражении этих сумм в учете следует руководствоваться общими принципами признания дохода для целей применения УСНО. И, конечно, необходимо учитывать официальные разъяснения чиновников по данному вопросу.

Базовые правила признания дохода при УСНО

Общеизвестно, что при применении УСНО налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). То есть «упрощенцы» должны включить в налоговую базу доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 249 и 250 НК РФ.

Здесь уместно напомнить, что в силу п. 8 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Для целей гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать ему услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ). Контролеры отмечают: данные нормы применяются также в отношении субсидий, полученных на финансирование расходов (см., например, письма ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427, Минфина России от 15.09.2016 № 03-03-06/1/53928).

Что касается доходов, поименованных в ст. 251 НК РФ, их перечень носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию (на это обстоятельство обращено внимание в Письме Минфина России от 18.09.2020 № 03-03-06/1/82002). В настоящее время в нем содержатся две нормы – пп. 14 и 60 п. 1 ст. 251 НК РФ – посвященные средствам целевого финансирования. Давайте разберемся, можно ли эти нормы применить к субсидиям на дезинфекцию.

Особенности учета средств целевого финансирования

В подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ среди прочихсредств целевого финансирования поименованы субсидии на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (за исключением расходов капитального характера, указанных в п. 5). При этом расходов на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции в ст. 270 НК РФ нет. А вот пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ) позволяет включать в состав расходов на обеспечение нормальных условий труда затраты на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, на основании нормы пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы субсидии на дезинфекцию не могут быть исключены из состава доходов, учитываемых при УСНО.

Что касается пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (он введен Федеральным законом № 121-ФЗ) – его действие распространяется на доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией из-за распространения новой коронавирусной инфекции. И это «освобождение» действует в отношении получателей, отвечающих определенным данной нормой требованиям:

1) получатель должен быть включен в реестр МСП по состоянию на 01.03.2020;

2) получатель осуществляет деятельность в пострадавших от эпидемии коронавируса отраслях, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

Исходя из буквального содержания нормы пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на наш взгляд, нельзя однозначно утверждать, что она не подлежит применению в отношении субсидии на дезинфекцию. Однако позиция Минфина по данному вопросу в настоящее время весьма категорична.

Мнение чиновников Минфина

Минфин в Письме от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953 рассуждает так.

Критериям получателей субсидии, приведенным в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, соответствуют лишь получатели субсидий, выплачиваемых на основании Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 № 576. Значит, исключать из налогообложения на основании названной нормы нужно только субсидии, полученные в соответствии с указанным постановлением.

На основании Правил № 976 субсидии выплачиваются налогоплательщикам иной категории, поэтому на них действие нормы пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется.

Таким образом, следуя разъяснениям финансистов, получатель субсидии на дезинфекцию, применяющий УСНО, должен включить ее в доходы в момент поступления средств на расчетный счет (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за счет субсидии тоже надо отражать в обычном порядке – по мере оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Обратите внимание: руководствуясь позицией Минфина, получатель субсидии на дезинфекцию суммы субсидии и расходы за счет нее должен отразить в разд. 2 декларации по УСНО таким образом:

  • в строках 210 – 213 – суммы субсидий;

  • в строках 220 – 223 – расходы, произведенные за счет них.

Поскольку получателям этой субсидии не нужно представлять отчетность о ее целевом расходовании, разд. 3 декларации они могут не заполнять. Это следует из пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, п. 9.1 Порядка заполнения декларации (утвержденного Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@).

Альтернативная позиция

Позиция Минфина, изложенная в Письме № 03-03-06/1/76953, на наш взгляд, является спорной. Поясним, почему.

Норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ установлена не в отношении определенной категории налогоплательщиков, а в отношении мер поддержки, направленных на борьбу с коронавирусом. При этом отсылок к конкретному правительственному акту или иному нормативному правовому акту, на основании которых выплачивается соответствующая субсидия, в указанной норме не сделано.

Буквально из анализируемой нормы следует, что для ее применения необходимо, чтобы субсидия была выплачена:

из федерального (а не регионального) бюджета;

в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции;

субъекту, включенному в реестр МСП по состоянию на 01.03.2020;

субъекту, осуществляющему деятельность в пострадавшей из-за эпидемии отрасли.

Субсидия, предоставляемая на основании Правил № 976, выплачивается из федерального бюджета в связи с проведением мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции. Это абсолютно соответствует двум из четырех перечисленных условий нормы пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Но и два оставшихся условия также могут быть выполнены получателями субсидии на дезинфекцию. Ведь сферы деятельности, поименованные в Постановлении Правительства РФ № 434 и приложении 3 к Правилам № 976, хоть и не идентичны друг другу, но имеют много пересечений по ОКВЭД 2. А требование п. 3 Правил № 976 о включении получателя субсидии в реестр МСП по состоянию на 10.06.2020 не означает запрет на включение его в этот реестр по состоянию на 01.03.2020.

Поэтому считаем, что некоторые получатели субсидии на дезинфекцию, применяющие УСНО, при одновременном выполнении условий, предусмотренных пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 3 Правил № 976, вправе не включать в состав доходов, учитываемых при расчете «упрощенного» налога, суммы обозначенных субсидий. Но, как понятно из Письма Минфина России № 03-03-06/1/76953, такие действия могут повлечь за собой дополнительные налоговые риски.

Бухгалтерский учет субсидии на дезинфекцию

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (помимо кредитных), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (см. План счетов и инструкцию по его применению).

Субсидии принимаются к учету (п. 5, 7 ПБУ 13/2000):

при получении бюджетных средств на расчетный счет;

когда есть уверенность, что условия для получения средств выполнены, субсидия будет получена.

Отражение субсидии в учете зависит от момента осуществления расходов за счет нее.

Компенсация уже осуществленных расходов учитывается в составе прочих доходов организации на счете 91 «Прочие доходы и расходы» без отражения на счете 86 (п. 10 ПБУ 13/2000, п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Сумма компенсации будущих расходов:

при получении – отражается на счете 86;

по мере расходования средств (приобретения товаров, работ, услуг) – относится на счет 98 «Доходы будущих периодов»;

при отнесении приобретенных за счет субсидии товаров (работ, услуг) на расходы – включается в прочие доходы на счете 91 (п. 7, 9 ПБУ 13/2000).

Затраты, осуществленные из средств субсидии, отражаются в расходах в обычном порядке.

Расходы УО на дезинфекцию общего имущества в МКД

Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) стало испытанием для всех сфер экономики. Многим отраслям анонсирована помощь и поддержка государства. Компании, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в этот перечень не попали, но чувствовали себя достаточно спокойно в связи с непрерывным циклом работы и относительной стабильностью собираемости платежей.

В апреле управляющие организации оказались в неоднозначной правовой ситуации. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 424 приостановлено взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт до 01.01.2021 года. Для населения эта мера может стать поводом не оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сложное время, и тогда управляющие компании и ТСЖ окажутся на грани банкротства в связи с отсутствием денежных средств. Ещё не просчитав убытки от этого решения, организации узнали, что на них в полном объеме возложили обязанность обеспечить дезинфекцию многоквартирных домов в связи с распространением коронавирусной инфекции.

В статье я попытаюсь кратко проанализировать обязанности управляющих по выполнению дезинфекционных работ с точки зрения нормативного регулирования.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Письмом «О рекомендациях по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах» от 03.04.2020 г. №02/5925-2020-24 рекомендовала проведение дезинфекции мест общего пользования многоквартирных жилых домов: подъездов, тамбуров, холлов, коридоров, лифтовых кабин, лестничных площадок и мусоропроводов. Данное письмо было адресовано высшим должностным лицам субъектов (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ) и руководителям территориальных органов Роспотребнадзора.

С 1 апреля органам государственной власти субъектов Российской Федерации дали новые полномочия на установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в том числе на возложение на организации дополнительных обязанностей (ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Практически во всех регионах тут же вышли нормативные акты государственных органов и адаптированные под регионы рекомендации Управлений Роспотребнадзора. В этих актах проведение дезинфекции мест общего пользования многоквартирных домов в рамках работы по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции CОVID-2019 было возложено на управляющие компании, ТСН, ТСЖ, ЖСК, осуществляющие свою деятельность по управлению многоквартирными домами. Указанные нормативные акты не содержат обязанностей по дезинфекции многоквартирных со стороны органов местного самоуправления и государственных служб, определения источников дополнительного финансирования работ по дезинфекции либо отсылок к порядку получения компенсаций частными управляющими компаниями за проведенные работы.

Согласно норм жилищного законодательства управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Дезинфекция не входит в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения. Проведение дезинфекции осуществляется как дополнительные работы, отражается в договоре управления многоквартирным домом и утверждается на общем собрании собственников.

В настоящее время Минстрой рекомендовал управляющим компаниям отменить проведение очных собраний жильцов до периода официальной отмены режима полной самоизоляции. Таким образом принять решение на общем собрании собственников многоквартирного дома о необходимости проведения дезинфекции мест общего пользования многоквартирных домов в рамках работы по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции CОVID-2019 невозможно. Да и собственники вряд ли согласились бы нести дополнительные расходы в кризисной ситуации.

При этом, управляющая организация не имеет права самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья из-за проведения дополнительных работ дезинфекции дома, но может провести профилактические мероприятия по дезинфекции самостоятельно за свой счет. Собственно, именно этим и занимаются сейчас управляющие.

В соответствии со ст. 24 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ и п. 34 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

То есть, если будет объявлен режим ЧС – проводить дезинфекцию и прочие работы по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, управляющим организациям придется за счет средств, собранных на содержание и ремонт жилья. Но сегодня, в режиме повышенной готовности, можно требовать финансовое обеспечение из бюджета.

Так ли затратно проводить дезинфекцию?

Да, обеспечить выполнение всех мероприятий должного качества с соблюдением всех мер безопасности очень затратно.

Для проведения дезинфекции применяют зарегистрированные в установленном порядке и допущенные к применению в Российской Федерации дезинфицирующие средства в соответствии с инструкциями по применению конкретных средств в режимах, эффективных при вирусных инфекциях. При проведении дезинфекции используют спецодежду, влагонепроницаемые перчатки одноразовые или многократного применения, при обработке способом орошения применяют защиту органов дыхания (респиратор), глаз (герметичные очки). После завершения уборки и дезинфекции защитную одежду, обувь, средства индивидуальной защиты, уборочный инвентарь собирают в промаркированные баки или мешки для проведения их дезинфекции и последующей стирки или удаления в качестве отходов. Проведение дезинфекции предполагает наличие у компании финансовой возможности приобретения дезинфицирующих средств, средств утилизации отходов и средств защиты для работников, осуществляющих дезинфекцию общего имущества.

К работе с химическими дезинфицирующими средствами могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующее обучение и инструктаж на рабочем месте, не имеющие противопоказаний к выполнению профессиональной деятельности, включающей проведение дезинфекционных мероприятий. Кроме того, в многоквартирных жилых домах в целях обеспечения безопасного использования дезинфицирующих средств и недопущения их возможного негативного воздействия на здоровье проживающих рекомендовано проводить дезинфекционные мероприятия в ночное время с обязательным информированием населения о предстоящей обработке. Данные требования предполагают наличие в компании соответствующего обученного персонала, способного выполнять работы по дезинфекции в условиях пандемии, а также средств на выплату большой дополнительной заработной платы в условиях повышенной опасности.

Что же делать управляющим организациям и ТСЖ?

Я считаю, что недопустимо отказываться от мероприятий по дезинфекции общего имущества многоквартирных домов, в первую очередь, вас не поймут жители, во-вторую, контролирующие органы будуно это может оказаться затруднительно в связи с отсутствием денежных средств на эти мероприятия и персонала.

Оптимальным выходом из сложившейся ситуации для управляющих организаций и товариществ собственников жилья будет такой алгоритм:

1. Вести учет затрат. Необходимо подготовить пакет документов, подтверждающих затраты (например, товарные чеки по закупке спецсредств, приказы об увеличении режима работы сотрудников с приложением расчёта затратной части).

2. Информировать жителей обо всех мероприятиях по предупреждению распространения COVID-19, просить подписать акты выполненных работ председателя Совета дома или 2-3 собственников помещений.

3. Обратится за компенсацией либо с просьбой о содействии в выполнении работ по дезинфекции, обеспечении материальной и организационной поддержки, обеспечении средствами дезинфекции и спецодеждой для персонала. Пример обращения за компенсацией а в органы власти приведен ниже

Также в случае невыполнения мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией в многоквартирных домах необходимо незамедлительно информировать об этом контролирующие органы с указанием документально подтвержденных причин. В противном случае организация может оказаться виновником нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Стоит сказать, что часть регионов уже пообещали управляющим организациям и ТСЖ возместить затраты на дезинфекцию, например, ВРИО власти Калуги что город предоставит управляющим организациям субсидии, чтобы компенсировать часть затрат на дезинфекцию подъездов в МКД[1].

Автор статьи: Елена Владимировна Шерешовец, Глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1»; Член Экспертного совета Комитета Государственной думы, помощник депутата; Внештатный преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ; 19-летний опыт работы в ЖКХ; Автор книг и публикаций

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Письмо Министерства финансов РФ от 16.10.2012 г. № 03-03-06/1/551;
  • Письмо Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 25.05.2010 № 16-15/054712@;
  • Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П;
  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком экономической выгоды»;
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2008 г. № 9520/08 по делу № А40-38248/07-107-220;
  • Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2006 г. № 09АП-1451/06-АК по делу № А40-55022/05-99-343.

    Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

    В соответствии со статьями 246 и 247 НК РФ организации, находящиеся на общей системе налогообложения, обязаны уплачивать налог на прибыль организаций, объектом налогообложения для организаций, зарегистрированных по праву РФ на территории РФ по которому является доходы организации, уменьшенные на ее расходы. Состав доходов и расходов организации определяется в соответствии с главой 25 НК РФ.

    В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ к расходам относят документально подтвержденные и обоснованные затраты (а в некоторых случаях, согласно ст. 265 НК РФ, убытки), понесенные налогоплательщиком. Под обоснованностью расходов понимается экономически оправданная затрата, оценка которого выражается в денежной форме. Документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации или в соответствии с обычаями делового оборота, которые применяются в иностранном государстве, на территории которого были осуществлены эти расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими осуществленные расходы (например таможенной декларацией, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором, приказом о командировке). Таким образом, расходами понимаются любые затраты, если они осуществлены для выполнения деятельности, которая направлена на получение дохода.

    Согласно подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией в целях исчисления налога на прибыль, относятся другие расходы, связанные с производством и реализацией.

    К числу других расходов, связанных с производством и реализацией, по мнению Министерства финансов РФ, относятся в т.ч. расходы на уборку как помещений внутри здания, так и территории около здания, могут быть учтены в составе расходов для целей определения налога на прибыль организаций в том случае, если они связаны с предпринимательской деятельностью организации, имеют четкую оценку (можно точно определить размер указанных расходов) и документально подтверждены. Указанный вывод подтвержден письмом Министерства финансов РФ от 16.10.2012 г. № 03-03-06/1/551.

    Важно отметить, что расходы на уборку помещений должны быть оправданы, т.е. экономически обоснованы. Например, Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве считает, что расходы по оплате услуг организации по уборке территории не связаны с осуществлением налогоплательщиком предпринимательской деятельности и поэтому не могут быть учтены в составе расходов в рамках упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы минус расходы) – письмо Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 25.05.2010 № 16-15/054712@.

    Как указано выше, позиции Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы (Управления по г. Москве) не совпадают. Для разрешения данного вопроса стоит обратить внимание на определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, в соответствии с которым налогоплательщик, учитывая принцип свободы экономической деятельности, осуществляет указанную деятельность полностью самостоятельно, на свой страх и риск и, следовательно, самостоятельно оценивает эффективность собственных действий, их оправданность, экономическую обоснованность и целесообразность. В случае необходимости необоснованность расходов налогоплательщика может быть доказана в суде, но бремя доказывания этого ложится на налоговые органы.

    Президиум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 09.12.2008 г. № 9520/08 по делу № А40-38248/07-107-220 сделал вывод, что налоговые органы не вправе оценивать расходы налогоплательщика с точки зрения их целесообразности, эффективности, рациональности. Во главу угла должна ставиться цель, которой должно быть получение налогоплательщиком экономического эффекта в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, указано в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком экономической выгоды».

    Расходы организации, которые могут быть учтены для целей определения объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций должны удовлетворять нескольким требованиям:

  • Оправданность;
  • Определенность;
  • Документальная подтвержденность.

    Решение о том, оправданы или нет конкретные расходы, направлены ли они на достижение прямо или косвенно какой-либо экономической цели налогоплательщика, выгоды от предпринимательской деятельности, принимает сам налогоплательщик. В случае, если налоговая инспекция признает расходы налогоплательщика необоснованными и нацеленными на получение исключительно налоговой выгоды, налоговый орган в суде должен будет доказать указанный факт.

    Расходы организации должны быть определены, т.е. затраченная на определенные услуги, товары, работы сумма должна быть известна.

    Расходы должны быть документально подтверждены необходимыми в силу закона, иных правовых актов договорами, актами и иными первичными учетными документами.

    Учитывая то, что в данном случае обязанность налогоплательщика нести расходы на чистку ковров прямо указана в договоре аренды, полагаем, что проблем с признанием расходов не возникнет. При этом стоит учесть, что, во-первых, указанное помещение должно использоваться в предпринимательской деятельности организации, а во-вторых, документы должны быть грамотно оформлены и из них должно быть возможно установить, ковры в каких помещениях подвергнуты чистке. Также желательно, чтобы из договора аренды или передаточного акта следовало, что в арендуемом помещении находятся ковры.

    Правомерность расходов организации в т.ч. на чистку ковров как других расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, подтверждена постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2006 г. № 09АП-1451/06-АК по делу № А40-55022/05-99-343.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!

    В крупных городах обработка подъездов многоэтажек антисептическими растворами - сегодня очень востребованная услуга. Фото: Татьяна Андреева/РГ

    О том, что в доме кто-то заболел новым опасным вирусом, жильцы курганской многоэтажки узнали… из платежного поручения. Председатель ТСЖ пояснила, что для нее самой это стало неожиданностью: 1 июля на электронную почту пришло предписание регионального Роспотребнадзора с требованием провести "заключительную дезинфекцию" в одном из подъездов с привлечением специализированной организации (такая обработка проводится после госпитализации заболевшего, чтобы прервать путь передачи инфекции). Предписание поступило в 12.04, а уже к 16 часам нужно было отчитаться о его исполнении, иначе - штраф. Поскольку 1 июля был объявлен нерабочим днем в связи с проведением общероссийского голосования по поправкам в Конституцию, найти подрядчика оперативно не удалось. Договор заключили только на следующий день: специализированная организация выставила за услуги счет - 4980 рублей. Деньги списали со статьи "содержание жилого помещения", то есть за дезинфекцию заплатили жильцы. Копии оплаченной квитанции разбросали по почтовым ящикам, отчитавшись таким образом за потраченные средства.

    Фото: iStock

    Фото: iStock

    Подобных примеров даже в Кургане, где заболеваемость коронавирусом относительно невысока, немало. Так, руководитель управляющей компании "Чистый квартал" Людмила Чудинова рассказала, что в их домах выявлено уже четыре случая "короны". За каждую десятиэтажку УК также заплатила по 5 тысяч рублей.

    - Все предписания Роспотребнадзора мы стараемся выполнять безукоризненно, потому что понимаем: речь идет о здоровье людей, - говорит она. - Каждый случай сначала обсуждаем с советами многоквартирных домов, так как в договорах с собственниками жилья такой услуги, как дезинфекция с привлечением специализированной организации, нет. По большому счету, речь идет о нецелевом использовании средств. И долго так продолжаться не может, потому что просто не хватит денег на другие дела.

    По словам Людмилы Чудиновой, если смотреть строго с позиции буквы закона (ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"), то мероприятия по профилактике заболеваний относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Цель подобной обработки и есть профилактика распространения инфекций. Коллеги Чудиновой из ассоциации "Управляющие недвижимостью и собственники жилья" с таким подходом согласны. В зависимости от этажности дома, количества лифтов расходы только на обычную дезинфекцию одного подъезда составляют от 100 до 500 рублей, так что в итоге набегает немало.

    При этом поступления сократились: в ряде УК в апреле-мае платежи упали до 60 процентов. После выхода постановления правительства, запрещающего в период пандемии отключать должников, начислять пени и взыскивать штрафы, многие просто перестали платить. И даже самые дисциплинированные плательщики, пенсионеры, вынужденно оказались в числе должников: во время карантина они находились на самоизоляции, а оплачивать счета через Интернет умеют не все.

    По данным исполнительного директора ассоциации Евгения Паулуна, помимо того что УК приобретают за свой счет маски, защитные костюмы, дезинфицирующие средства, семь управкомпаний уже заплатили за заключительную дезинфекцию специализированным организациям свыше 58 тысяч рублей.

    - Мы обратились в администрацию Кургана с просьбой компенсировать дополнительные затраты, связанные с дезинфекцией и сантехнической обработкой мест общего пользования в домах, где проживают больные COVID-19, произведенные со 2 марта по 1 июля, - пояснил Евгений Паулун. - Для муниципальной казны сумма не слишком большая, а для управкомпаний - весьма ощутимая.

    Отдельный разговор - про специализированные организации. Руководители УК признались, что оказались совершенно не готовы к борьбе с коронавирусом, и полагали, что заключительную дезинфекцию могут проводить только профильные госучреждения, имеющие соответствующее разрешение. К ним и обращались, как советовали в надзорном ведомстве. Однако, когда расходы стали расти, коммунальщики начали изучать рынок и выяснили, что специализированные организации могут не только проводить санобработку подъездов, но и травить тараканов, крыс, бороться с клещами и т.д. На рынке появились даже индивидуальные предприниматели, заявившие этот вид экономической деятельности в ОКВЭД. К слову, расценки у них гораздо ниже, чем в госучреждениях.

    Фото: Пресс-служба ЗДТ

    Фото: Пресс-служба ЗДТ

    В государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Курганской области о проблеме с финансированием дезинфекции знают, представители УК и ТСЖ туда обращались.

    - Я не уполномочен комментировать ситуацию с заключительной дезинфекцией, которая проводится после изоляции больного, там действуют особые правила. А что касается в целом содержания многоквартирного дома, то тут ничего нового, относящегося конкретно к коронавирусу, не придумано, - поясняет начальник ГЖИ Владимир Чупахин. - УК, ТСЖ должны обеспечивать минимальный перечень услуг и работ для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, поддерживать санитарное состояние подъездов. Что касается дезинфекции, то в соответствии с рекомендациями Минстроя РФ эта работа должна проводиться в рамках действующего тарифа на содержание жилого помещения, утвержденного общим собранием.

    Кстати, недавно вышло постановление правительства РФ, по которому субъектам малого и среднего бизнеса и социально ориентированным некоммерческим организациям могут возместить часть расходов на профилактику распространения коронавируса и дезинфекцию по требованиям Роспотребнадзора. В ассоциации управкомпаний все-таки полагают, что они тоже вправе рассчитывать на финансовую помощь.

    В администрации Кургана на официальный запрос "РГ" ответили, что в бюджете города на дезинфекцию общественных территорий в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции предусмотрено 300 тысяч рублей (100 тысяч - в разделе "Благоустройство", 200 тысяч - "Дорожное хозяйство"). На эти деньги обрабатываются места массового скопления людей, общественные территории, парки, скверы, остановочные комплексы. По муниципальному контракту дезинфекцию проводит МУП "Специализированное дорожное предприятие". При этом средства на компенсацию затрат управляющих организаций на проведение заключительных дезинфекционных мероприятий в подъездах многоквартирных домов в местах проживания инфицированных COVID-19 в казне не предусмотрены. Финансирование таких работ проводится в соответствии с пунктом 23 раздела III постановления правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".

    Читайте также: