Расходы на консультант плюс при осно

Опубликовано: 14.05.2024


К нам поступил вопрос: Муниципальные контракты без НДС при переходе на ОСНО

Общество применяет УСН - доходы. На исполнении есть муниципальные контракты без НДС. В течение 2 квартала Общество превышает лимит выручки 150 млн. и не может применять УСН, поэтому переходит на ОСНО.

Как в этом случае выставлять документы на реализацию работ по муниципальному контракту, который был заключен ранее без НДС?

Нужно ли начислять НДС сверху и уплачивать в бюджет?

Нужно ли будет разделять расходы 1-го квартала и 2-4 кварталов для расчета налога на прибыль за 2020 год?

Отвечаем:

По данному вопросу существует противоречивая арбитражная практика. Более актуальные судебные акты придерживаются правила о том, что при утрате права на применение УСН налогоплательщик должен предъявлять заказчику НДС в составе стоимости своих работ по контрактам, заключенным в рамках правил закона № 44-ФЗ.

При этом специалисты Минфина РФ считают, что изменение налогового режима исполнителя является достаточным основанием для изменений условий контракта и увеличения цены на сумму НДС.

В частности, данные вопросы были предметом рассмотрения в судах по арбитражному делу № А58-9294/2017. Суды апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону налогового органа и посчитали возможным увеличение цены контракта на сумму НДС.

Такой же точки зрения придерживался и Минфина России в Письме от 20.03.2016 № 02-02-15/17135, в котором, в частности, указано, что «сфера применения Федерального закона № 44-ФЗ, определенная статьей 1 Федерального закона № 44-ФЗ, не включает отношения по исчислению и уплате налогов. Указанные правоотношения являются предметом регулирования Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность налогоплательщика выделять при реализации товара, работ и услуг налог на добавленную стоимость в структуре цены установлена пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом налоговые последствия сделки определяются законом, а не договором.

В этой связи включение в контракт условий, направленных на реализацию положений Налогового кодекса Российской Федерации, не соответствующих положениям указанного кодекса , влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 161 Гражданского кодекса признание данного условия ничтожным.

Исходя из изложенного представляется, что, если условия договора содержат указание на то, что сумма оплаты поставки товара, работы и услуги не облагается налогом на добавленную стоимость и при исполнении контракта правовое положение поставщика (подрядчика, исполнителя) изменилось таким образом, что сумма, получаемая им от реализации контракта, учитывается в налогооблагаемой базе по налогу на добавленную стоимость, условия контракта требуется уточнить.

При этом необходимо принимать во внимание положения части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения.»

Но в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 302-КГ18-22744 по делу № А58-9294/2017 судьи высказали иную точку зрения.

«Судебная практика, последовательно формируемая Верховным Судом Российской Федерации, исходит из того, что положения Налогового кодекса , устанавливающие правила взимания отдельных налогов, подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами законодательства о налогах и сборах, закрепленными в статье 3 Налогового кодекса (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2017 N 307-КГ16-19781 , от 16.10.2018 N 310-КГ18-8658 , от 04.03.2019 N 308-КГ18-11168 ).

В частности, на основании пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса (принцип экономической обоснованности налогов) при разрешении споров, связанных с взиманием НДС, необходимо принимать во внимание, что по своей экономико-правовой природе НДС является налогом на потребление товаров (работ, услуг), то есть косвенным налогом, перелагаемым на потребителей.

В силу положений пункта 2 статьи 153 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса при совершении налогооблагаемых операций сумма НДС определяется исходя из всех поступлений налогоплательщику, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг). При этом на основании пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса сумма НДС, исчисленная по соответствующим операциям реализации товаров (работ, услуг), предъявляется продавцом к оплате покупателю.

Таким образом, по общему правилу НДС является частью цены договора, подлежащей уплате налогоплательщику со стороны покупателя. Уплачиваемое (подлежащее уплате) покупателем встречное предоставление за реализованные им товары (работ, услуги) является экономическим источником для взимания данного налога. Из этого вытекает, что при реализации товаров (работ, услуг) покупателю НДС не может исчисляться в сумме, которая не соответствовала бы реально сформированной цене и не могла быть полностью предъявлена к оплате покупателем в ее составе, что по существу означало бы взимание налога без переложения на потребителя, за счет иного экономического источника - собственного имущества хозяйствующего субъекта (продавца).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснил, что по смыслу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса бремя надлежащего учета сумм НДС при определении окончательного размера указанной в договоре цены, ее выделения в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой лежит только на одной из сторон сделки - на продавце как налогоплательщике.

Поэтому возможность увеличения цены сделки и дополнительного взыскания сумм НДС с покупателя в случае неправильного учета налога продавцом при формировании окончательного размера цены договора в настоящее время допускается судебной практикой в случаях, когда такая возможность согласована обеими сторонами договора в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо предусмотрена нормативными правовыми актами (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2017 N 308-ЭС17-9467 , от 24.11.2014 N 307-ЭС14-162 ).

С учетом изложенного, юридически значимым обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения настоящего спора, являлось выяснение судами вопроса о том, допускается ли условиями договора и нормативными правовыми актами, применимыми к отношениям сторон договора, увеличение цены в случае изменения условий налогообложения, либо налогообложение должно осуществляться в рамках фактически сформированных цен.

Судами при рассмотрении дела установлено и не оспаривалось налоговым органом, что государственным контрактом предусмотрена твердая цена.

Данная цена согласно положениям пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действующего в спорный период, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Такой же подход к регулированию вопроса об установлении цены по государственным (муниципальным) контрактам в настоящее время закреплен в пункте 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В свою очередь отсутствие в сметной документации упоминания об НДС и тот факт, что суммы налога не указывались в актах о приемке выполненных в 4 квартале 2014 года работ и справках о стоимости этих работ, является лишь следствием того, что при заключении государственного контракта общество не рассматривало себя в качестве плательщика НДС, и основания формирования договорной цены с учетом налога отсутствовали, а не свидетельством согласия сторон договора на возможность увеличения договорной цены в случае возникновения необходимости предъявления налога.

Следовательно, в сложившейся ситуации утрата обществом права на применение упрощенной системы налогообложения в период выполнения работ по государственному контракту могла служить основанием не для увеличения договорной цены в результате налогообложения, а для того, чтобы определить его права и обязанности как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика - в рамках установленной государственным контрактом твердой цены, что возможно путем применения расчетной налоговой ставки 18/118.

Вопреки выводам судов, такой подход к определению суммы налога не противоречит пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса. Напротив, он позволяет гарантировать соблюдение требований данной нормы , установив стоимость работ (без включения в нее суммы налога) и добавляемую к этой стоимости сумму налога, которые в совокупности будут соответствовать реально сформированной договорной цене. Подход налогового органа, поддержанный судами, напротив, приводит к начислению налога без возможности его предъявления к оплате покупателю, что не согласуется с природой НДС и противоречит пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса.»

Из указанного выше следует, что в том случае если условия контракта позволяют Вам увеличить стоимость работ на сумму НДС, то Вы можете заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту и увеличить стоимость работ на сумму НДС.

Если же цену работ по муниципальному контракту невозможно увеличить, то Вы должны будете выделять НДС из цены работ путем применения расчетной налоговой ставки 20/120.

При этом Вы должны будете разделять доходы и расходы, полученные в 1 квартале, от доходов и расходов, полученных в последующих кварталах. Правила перехода установлены статьей 346.25 НК РФ.


Классический вид налогообложения — ОСН — представляет собой стандартный налоговый режим, на котором компания или предприниматель платит НДС и прибыль, другие обязательные отчисления в бюджеты и государственные фонды. Он обязательно ведет бухгалтерию сдает отчетность в ФНС.

Общая система налогообложения — наиболее трудоемкий и «дорогой» режим из всех возможных вариантов. Рассмотрим, каковы особенности начисления налогов и для чего компаниями и предпринимателям выбирать ОСНО, если есть другие способы легитимной работы.

  • Описание и особенности
  • Периодичность выплат налогов
  • Выбор системы налогообложения
  • Переход на ОСНО с других систем
  • Бухгалтерский учет на ОСНО

Описание и особенности

ОСН (общая система налогообложения) введена налоговым кодексом РФ и доступна для предпринимателей по всей России. Она устанавливается по умолчанию при регистрации, если учредитель ООО или предприниматель не выбрал другой вариант. Для работы на общей системе нет ограничений по видам деятельности, числу работников, размеру оборота и другим параметра.

На выбор другой системы налогообложения, если предприниматель не хочет работать на основной, дается 30 дней с момента регистрации. Дополнительных уведомлений в налоговую службу посылать не нужно.

ОСН или основная система налогообложения является единственно возможной для предпринимателей, если они в силу законодательных ограничений не могут платить обязательные платежи по патентной, упрощенной или другой системе.

Список налогов, которые оплачивает субъект предпринимательства, зависит от того, является ли он физическим лицом — предпринимателем или юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы.

Этот обязательный платеж в бюджет рассчитывается от прибыли, то есть разницы между доходами и расходами компании:

  1. К доходам относят денежные средства, полученные от продажи товаров и услуг, а также иные доходы.
  2. К расходам относятся все затраты, которые понесла компания при ведении хозяйственной деятельности. При этом для налоговой службы важно документально подтвердить наличие расходов и доказать, что они действительно необходимы.

Документально подтвердить понесенные расходы можно только с помощью первичных бухгалтерских документов. К ним относятся бумаги о перемещении товаров и оказании услуг, а также их оплаты в наличной или безналичной форме. Любые неточности при оформлении могут привести к тому, что налоговая спишет расход и доначислит налог на прибыль.

Общая ставка налога на прибыль равна 20%. Ставка в размере 0% предусмотрена для компаний, оказывающих услуги в сфере образования и медицины.

Налог на доходы физлиц платят предприниматели, которые находятся на общей системе налогообложения. Здесь необходимо принимать во внимание, что НДФЛ начисляется на все доходы — и от предпринимательской деятельности, и их других источников.

Ставки колеблются от 9 до 35%, причем для каждой из них налогооблагаемая база определяется по-разному. Поэтому для начисления налогов рекомендуется пользоваться услугами профессионального бухгалтера.

Все доходы предпринимателя, полученные от финансово-хозяйственной деятельности ИП, облагаются налогом по ставке 13%. При этом физлицо имеет право уменьшить сумму доходов на размер понесенных расходов, если они подтверждены соответствующими документами.

Это наиболее сложный налог, который платят субъекты предпринимательства на ОСНО. Связано это с необходимостью учета входящего и исходящего НДС.

Объектом налогообложения являются:

  • Реализованные в РФ товары и услуги;
  • Безвозмездно переданные товары и услуги;
  • Передача имущественных прав;
  • Строительные работы для собственных нужд компании;
  • Импорт товаров.

При расчете налога можно уменьшить размер налоговых выплат на сумму НДС, который был оплачен при покупке. Кроме того, размер налога варьируется от категории товаров и может составлять 0, 10 или 20%, а также рассчитываться по схеме 10/110 или 20/120.

В налоговом законодательстве различают налоги на имущество граждан и юридических лиц:

  1. Компании платят налог со всего движимого или недвижимого имущества, которое учитывается на балансе компании. Налогооблагаемая база — стоимость имущества за отчетный период, ставка 2,2%.
  2. Физические лица платят налог на принадлежащую им недвижимость по ставке 2%. Однако если ИП находится на других налоговых режимах, предусмотрены варианты освобождения от этого платежа.

Периодичность выплат налогов

Одна из дополнительных особенностей общей системы – сложный календарь налогов на ОСН:

  1. НДС платится каждый месяц и вычисляется как сумма за предыдущий квартал, разделенная на три части. Денежные средства должны быть перечислены не позднее 25 числа.
  2. Налог на имущество выплачивается раз в ход до 1 декабря года, который следует за отчетным.
  3. НДФЛ оплачивается трижды в год. До 15 июля совершаются платежи за доходы с января по июнь, до 15 октября – за период до сентября, до 15 января – до декабря.
  4. Фиксированный взнос за предпринимателя оплачивается ежегодно до 31 декабря.
  5. Дополнительный взнос, если сумма прибыли превысила 300 тыс. рублей, платится ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным.
  6. Налог на доходы физических лиц – сотрудников компании платятся ежемесячно сразу после выплаты заработной платы.
  7. Страховые взносы за сотрудников компании также платятся ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Выбор системы налогообложения

Налогоплательщик может выбрать общую систему по субъективным причинам, однако чаще режим налогообложения ОСН выбирают по таким причинам:

  • Компания или предприниматель не могут выбрать другой вариант из-за законодательных ограничений или перестал отвечать установленным требованиям. Например, имеет более 100 наемных работников, получает выручку более 150 млн рублей и т. п.;
  • Предприниматель хочет зарегистрироваться как плательщик НДС, чтобы работать с компаниями на ОСНО (в этом случае они имеют право заявлять к вычету НДС при продаже товаров);
  • Компания работает в сфере образования или медицины, других областях, для которых предусмотрены льготы по уплате налога на прибыль.

Встречаются также случаи, когда предприниматели выбирают этот режим несмотря на особенности ОСН, так как не знают о более выходных системах налогообложения.

Переход на ОСНО с других систем

Режим налогообложения ОСН является основным на территории России, поэтому специально переходить на него не нужно. Сразу после регистрации, если отдельно не выбрать другой вариант, предприниматель или компания будут платить НДС или прибыль.

Также ОСНО будет применена автоматически для следующего налогового периода, если компания в текущем не выполнила требования льготных режимов. Например, ее доход превысил 150 млн рублей или предприниматель вовремя не заплатить стоимость патента.

Единственный вариант, при котором целесообразно переходить на общую систему добровольно — это желание работать с плательщиками НДС. Крупные компании, использующие общую систему, обычно не работают с «упрощенкой», так как в этом случае они не смогут ставить НДС к вычету и будут переплачивать этот налог.

Доступны только такие варианты:

  • Компания, которая платит ЕНВД может использовать этот режим с ОСНО;
  • Предприниматель, который работает на ПСН и ЕНВД, имеет право использовать и ОСНО.

Разные системы налогообложения применяются к различным направлениям деятельности юридического или физического лица. Однако во избежание проблем с налоговой службой необходимо тщательно разделять поступления и затраты по каждому из направлений деятельности, которые облагаются налогами по разным системам. В противном случае могут возникнуть проблемы с налоговой службой, особенно в части заявления НДС к вычету.

Бухгалтерский учет на ОСН

Юридические лица должны отражать все финансово-хозяйственные операции в бухгалтерском учете согласно закону 402-ФЗ и подзаконным нормативным документам. Виды, порядок оформления, хранения и предоставления документации регулируется положением о бухучете (ПБУ).

Компания, которая выбрала общую систему налогообложения, издает приказ о выборе учетной политики, в котором излагаются методики учета, выбранный плат счетов и формы первичных документов. На основе первичной документации составляются отчетные первичные бухгалтерские документы, в которых обобщается, классифицируется и фиксируется информация.

Итоговым финансовым документом является бухгалтерский баланс, который предоставляется в ФНС до 31 марта следующего года. Кроме того, предоставляются:

  • Отчет о финансовых результатах;
  • Отчет об изменении капитала;
  • Отчет о движении и использовании средств;
  • Пояснения к бухгалтерским документам, если они необходимы.

Для индивидуальных предпринимателей бухгалтерский учет не является обязательным, все операции отражаются в книге учёта доходов и расходов.

Помимо бухгалтерского учета, субъекты предпринимательства ведут налоговый учет, на основе которого рассчитываются и уплачиваются налоговые платежи, другие обязательные отчисления в целевые фонды.

image_pdf
image_print

Порой бухгалтер предприятия сталкивается с ситуацией, когда принятые им расходы для целей налогообложения, признаются необоснованными, с точки зрения налоговой инспекции. Как правило, это связано с тем, что в распоряжении налоговых инспекторов всегда актуальная информация от Министерства финансов РФ, а ещё инспекторы зачастую прибегают к решениям арбитражных судов, вынесенных не в пользу юридического лица.

В данной статье собраны расходы, которые вызывают наибольшее количество споров между предприятиями и налоговой инспекцией.

Сотрудник «выбрал» дни отпуска наперёд

Иногда возникают ситуации, когда работодатель предоставляет работнику дни отпуска, которые он ещё не заработал, однако, отгуляв отпуск ,он увольняется.

Организация имеет полное право при окончательном расчёте с работником удержать образовавшуюся сумму долга. Некоторые фирмы вовсе прощают такие долги уволенным, вследствие чего возникают затраты, которые, по мнению контролирующих органов, не могут быть приняты в налоговом учёте.

Специалистами Минфина такие долги, прощённые уволенному сотруднику, расцениваются как подарки. А в соответствии со ст. 270 НК РФ в случае безвозмездной передачи, такие расходы нельзя учитывать при расчёте налога на прибыль. Это мнение закреплено также в письме Министерства финансов РФ от 26 февраля 2020 года № 03-03/07/13686.

Сбор за утилизацию

На покупателей в случае приобретения транспортного средства не возлагается обязанность по уплате утилизационного сбора. Такой сбор должны перечислять только производители и импортёры ТС (закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

В действительности обязанность по уплате сбора продавцы нередко перекладывают на плечи покупателей. А значит, последний возмещает продавцу понесённые издержки.

В итоге возникает вопрос: а имеет ли право покупатель списать стоимость утилизационного сбора в свои расходы? В Министерстве финансов РФ в письме от 14 августа 2019 года № 03-03-06/1/61449 считают, что нет, так как предприятию нельзя принимать в своём учёте расходы других организаций.

Существует ещё и спорный момент касательно НДС на величину утилизационного сбора, который был выставлен покупателю. В Министерстве финансов РФ отмечают, что налог на добавленную стоимость необходимо рассчитывать со всей суммы, перечисленной покупателем, с утилизационного сбора в том числе. По этому поводу опубликовано письмо от 30 марта 2017 года № 03-07-11/18544.

Выплаты сотрудникам, не предусмотренные ТК РФ

Трудовым кодексом чётко прописаны ситуации, в которых работодатель в обязательном порядке должен выплатить уволенному сотруднику выходное пособие (ст. 178 ТК РФ). Но порой встречаются ситуации, когда организация по собственной инициативе производит подобного рода выплаты, но которые прямо не прописаны в ТК РФ.

Министерство финансов РФ лояльно относится к того рода выплатам и позволяет включать их в расходы предприятия. Единственным условием является, чтобы такие выплаты были прописаны в трудовом или коллективном договоре. Эта позиция отражена в письме от 19 июня 2014 года № 03-03-06/2/29308.

Налоговые органы не разделяют мнения Минфина, поэтому достаточно часто разбирательства с юридическими лицами доходят до суда. Суды, кстати, тоже придерживаются позиции о необоснованности включения таких выплат в расходы с целью уменьшения базы для исчисления налога на прибыль (Постановление АС Северо-Западного округа от 18 февраля 2019 года № А42-2473/2017).

Членские взносы на определённые цели

Саморегулируемые организации (СРО) создаются в различных отраслях экономики, например, в строительстве. Членство в СРО подразумевает уплату регулярных взносов, за счёт которых такая организация функционирует. Такого рода членские взносы допускаются к учёту в составе расходов организации (пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ).

А вот членство в различных союзах или ассоциациях является добровольным и учёту в расходах с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли не подлежат. По этому поводу опубликовано письмо Минфина РФ от 17 декабря 2019 года № 03-03-06/3/98613.

Издержки сторонних организаций

Организация не может учитывать в составе своих расходов возмещение издержек, понесённых другой компанией, поскольку такие затраты никак не связаны с непосредственной деятельностью налогоплательщика. По этому поводу было выпущено большое количество писем, последним из которых является письмо Министерства финансов РФ от 14 октября 2019 года № 03-03-06/1/78573.

Отпуск работника за рубежом

Стоимость затрат, понесённых организацией с целью возмещения сотрудникам стоимости проезда до места отпуска и обратно, может уменьшать налогооблагаемую базу при расчёте налога на прибыль. Однако, допускается оплата билетов, только при поездках на территории Российской Федерации. Это следует из пп.7 ст. 225 НК РФ.

Если же в состав расходов для целей налогообложения включить затраты по оплате билетов для выезда за границу, то налоговая инспекция откажет в их признании. Это повлечёт к перерасчёту налога на прибыли и начисление пеней. При судебных разбирательствах решение, как правило, выносится в пользу налоговой инспекции. Примером является организация с Сахалина, которая проиграла суды во всех инстанциях, и даже Верховный Суд РФ встал на сторону Федеральной налоговой службы.

Доходы, взысканные по антимонопольным делам

Когда антимонопольная служба обнаруживает в действиях организации следы умышленного правонарушения, то доходы, полученные незаконным путём, обращаются в пользу государства в судебном порядке. К таким нарушениям приравнивается несоблюдение требований законодательства при электронных торгах в рамках госзаказа, а также доходы от деятельности при нарушении закона о конкуренции.

При этом налогоплательщик не вправе уменьшать налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль на величину такого рода потерь. В соответствии со ст. 270 НК РФ штрафные санкции и взыскания не подлежат отражению в налоговом учёте организации.

Совмещение общего режима налогообложения и ЕНВД традиционно является одной из самых проблемных для бухгалтеров тем.

В этой статье мы рассмотрим все «узкие места» раздельного учета и порядок исчисления налогов фирмами, совмещающими общую систему налогообложения (ОСН) и ЕНВД.

Прежде всего фирмам, работающим на ОСН и одновременно уплачивающим ЕНВД, следует постараться максимально «развести» все затраты по видам деятельности.

Например, приказом по организации можно установить, какие работники и какое имущество заняты в деятельности, облагаемой ЕНВД.

Благодаря такому приказу сразу станет ясно, что зарплата указанных в нем работников не является расходом для целей налогообложения прибыли, на нее не начисляется ЕСН, а имущество, перечисленное в приказе, не облагается налогом на имущество, но и амортизационные отчисления по нему не уменьшают налог на прибыль.

Чем меньше имущества и работников будут участвовать сразу в нескольких видах деятельности (а равно – чем меньше будет расходов, необходимых и для ОСН и для ЕНВД), тем лучше.

Это не только упростит работу по распределению «общих» (относящихся как к ОСН, так и к ЕНВД) расходов, но и поможет минимизировать суммы штрафов и пеней в том случае, если проверяющие не согласятся с тем, как Ваша фирма ведет раздельный учет и исчисляет налоги (напомним, что пеня и штрафы за неуплату налогов начисляются в процентах от неуплаченной суммы).

Для удобства ведения раздельного учета было бы идеально, если бы в бухгалтерском учете фирма ввела субсчета второго порядка к синтетическим счетам, на которых отдельно (обособленно) отражаются активы, обязательства, доходы и расходы по разным видам деятельности.

Например, к синтетическому счету 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 3 «НДС по приобретенным материаль­но-производственным запасам» можно вводить субсчета второго порядка 19-3-1 «НДС по МПЗ, приобретенным для деятельности на ОСН», 19-3-2 «НДС по МПЗ, приобретенным для деятельности на ЕНВД», 19-3-3 «НДС, подлежащий распределению».

Однако на практике такое разделение счетов может оказаться делом весьма затратным и хлопотным, поэтому его применяет далеко не каждая фирма.

Теперь рассмотрим, как вести раздельный учет в целях исчисления конкретных налогов.

В НК РФ по поводу раздельного учета при совмещении ОСН и ЕНВД сказано следующее (цитируем п. 9 ст. 274 НК РФ):

При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

Организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Аналогичный порядок распространяется на организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход (конец цитаты).

Сначала выясним, как вести раздельный учет доходов при совмещении ОСН и ЕНВД.

Понятно, что доходы от реализации товаров (работ, услуг) однозначно можно отнести к одному из видов деятельности, и налогоплательщику не составит труда определить, относится такой доход к деятельности на ОСН или к деятельности на ЕНВД.

С внереализационными доходами все гораздо сложнее.

Так, например, неясно, к какому виду деятельности отнести доходы в виде излишков товаров, которые выявлены в результате инвентаризации, если фирма ведет и оптовую (на ОСН), и розничную (на ЕНВД) торговлю.

Позиция чиновников по данному вопросу такова: если организация не может конкретно определить принадлежность внереализационного дохода к виду деятельности, переведенному на ЕНВД, то указанные внереализационные доходы подлежат обложению налогом на прибыль (см. письмо Минфина РФ от 15.03.2005 г. № 03-03-01-04/1/116).

С этой точкой зрения трудно поспорить, что подтверждает отсутствие арбитражной практики по данному вопросу.

Поэтому если Вы не можете однозначно утверждать, что доход получен от деятельности, облагаемой ЕНВД, то его придется включить в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Теперь поговорим о расходах.

Из п. 9 ст. 274 НК РФ ясно, что те расходы, которые можно однозначно отнести к деятельности, облагаемой налогами в рамках ОСН, должны учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в полной сумме.

Расходы, произведенные исключительно в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, считаются относящимися к ЕНВД в полной сумме.

А если какие-либо расходы относятся как к деятельности, облагаемой ЕНВД, так и к деятельности, в отношении которой применяется ОСН (например, зарплата директора, стоимость компьютера главбуха и т.п.), то такие расходы нужно распределять.

Как мы уже отметили выше, п. 9 ст. 274 НК РФ предписывает распределять такие расходы пропорционально доле доходов от деятельности на ЕНВД в общей сумме доходов организации.

При распределении расходов пропорционально долям доходов возникает вопрос: нужно ли учитывать внереализационные доходы и доходы от реализации бывшего в употреблении имущества при расчете пропорции?

Минфин и ФНС РФ отвечают на этот вопрос по-разному.

ФНС РФ считает, что поскольку в п. 9 ст. 274 НК РФ фигурирует понятие «вид деятельности», то этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в иных отраслях законодательства.

В частности, понятие «вид деятельности» используется в единой системе классификации технико­экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

На этом основании ФНС указывает, что доходы от реализации бывшего в употреблении имущества, внереализационные доходы не учитываются при определении пропорции для распределения общехозяйственных расходов как не связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг).

Доходы от реализации долей в уставном капитале и доходы от реализации ценных бумаг, по мнению налоговиков, также не учитываются при распределении расходов в случае, если такие операции не являются целями создания коммерческой организации (см. письма ФНС РФ от 24.03.2006 г. № 02-1-07/27, от 28.09.2005 г.№ 02-1-08/204@).

Минфин же напоминает, что согласно ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относятся как доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, так и внереализационные доходы.

Поэтому величина расходов, относящихся к деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, определяется пропорционально доле доходов от этого вида деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности, который включает в себя доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (письма Минфина от 14.03.2006 г. № 03-03-04/1/224, от 16.09.2005 г. № 03-03-04/1/206, от 31.05.2007 г. № 03-11-04/3/184).

Чьи разъяснения (Минфина или ФНС) применять на практике – решать Вам.

Но позиция Минфина нам представляется более обоснованной, поскольку он, по сути, высказывается за разделение как доходов, так и расходов на 2 группы: облагаемые ЕНВД и облагаемые налогом на прибыль.

И, раз уж при совмещении ОСН и ЕНВД внереализационные доходы, доходы от реализации бывшего в употреблении имущества и прочие аналогичные «разовые» доходы учитываются для целей налогообложения прибыли, то их логично учесть и при расчете пропорции для распределения «общих» расходов между видами деятельности.

В частных разъяснениях (статьях) чиновники также высказываются за учет таких доходов при расчете пропорции.

Имеются также судебные решения, подтверждающие правомерность распределения суммы «общих» расходов пропорционально доле дохода от соответствующего вида деятельности в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (см. постановление ФАС Уральского округа от 21.12.2006 г. № Ф09-11309/06-С7).

К тому же распределять расходы по-минфиновски еще и более выгодно для налогоплательщика, ведь такой способ позволяет учесть большую сумму «общих» расходов для целей налогообложения прибыли.

Но если Вы не желаете лишних разбирательств с проверяющими, то учитывать сумму внереализационных и других аналогичных, не систематически получаемых доходов, при расчете пропорции для распределения «общих» расходов не стоит.

В этом случае в расходы для целей исчисления налога на прибыль попадет меньше «общих» расходов, чем если бы Вы определяли сумму «общих» расходов для целей налогообложения прибыли по методу, предлагаемому Минфином.

То есть сумма налога на прибыль получится больше. Поэтому налоговики вряд ли будут предъявлять Вам претензии.

Доходы от деятельности на ОСН должны учитываться при пропорциональном распределении расходов без НДС. Это следует из положений п. 6 ст. 274 НК РФ.

Таким образом, доля «общих» расходов, относящихся к деятельности на ЕНВД, определяется по формуле:

Доля расходов, относящихся к ЕНВД = Доходы от деятельности на ЕНВД / Общий объем доходов.

То есть если, например, выручка от реализации работ составляет 141 600 руб. за отчетный период (в том числе НДС 21 600 руб.), выручка от реализации товаров в розницу (ЕНВД) составляет 30 000 руб., то «общие» расходы будут распределяться исходя из такой пропорции:

30 000 руб. : (141 600 руб. – 21 600 руб.) = 1/4 (или 25%).

Таким образом, доля «общих» расходов, приходящаяся на деятельность, облагаемую ЕНВД, в нашем примере составляет 25%, а доля «общих» расходов, приходящаяся на деятельность на ОСН, составляет 75% (100% – 25%).

Соответственно, чтобы вычислить, какая сумма общих расходов относится к деятельности, облагаемой ЕНВД, нужно умножить сумму «общих» расходов на определенную по вышеуказанной формуле долю (то есть на отношение суммы выручки от деятельности на ЕНВД к общей сумме доходов фирмы).

П. 9 ст. 274 НК РФ обязывает налогоплательщиков распределять «общие» расходы пропорционально доходам, полученным от деятельности на ЕНВД, в общем объеме доходов.

Поэтому распределять расходы пропорционально другим показателям (например, пропорционально размеру торговых площадей или пропорционально количеству работников, занятых в деятельности, облагаемой по тому или иному спецрежиму) нельзя.

Согласно п. 7 ст. 274 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

В письмах от 14.03.2006 г. № 03-03-04/1/224, от 05.12.2005 г. № 03-11-02/76 и от 10.01.2006 г. № 03-11-04/3/5 Минфин указывал, что с целью исключения искажения налоговой базы по налогу на прибыль организаций необходимо распределять расходы между видами деятельности по отчетным периодам также нарастающим итогом с начала года.

При этом доход, пропорционально которому осуществляется такое распределение расходов, также исчисляется нарастающим итогом с начала года.

Однако в более позднем письме от 14.12.2006 г. № 03-11-02/279 чиновники уточнили, что они понимают под исчислением расходов нарастающим итогом.

Оказывается, распределение суммы расходов, не относящихся к конкретным видам деятельности, между различными видами деятельности должно осуществляться ежемесячно исходя из показателей выручки (дохода) и расходов за месяц.

А поскольку налоговая база по налогу на прибыль определяется нарастающим итогом с начала года, то суммы расходов, исчисленные по итогам каждого месяца (по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, облагаемых налогом на прибыль, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности) суммируются нарастающим итогом за период с начала налогового периода до отчетной даты.

Рассмотрим, как распределять «общие» расходы согласно нормам ст. 274 НК РФ с учетом рекомендаций Минфина на условном примере (для упрощения примера рассмотрим распределение расходов за первые три месяца года).

Выручка от реализации товаров в розницу (ЕНВД) за январь составила 20 000 руб., за февраль – 10 000 руб., за март – 30 000 руб.

Выручка от продажи товаров по договорам поставки (налог на прибыль) составила за январь – 50 000 руб., за февраль – 70 000 руб., за март – 10 000 руб.

«Общие» расходы, подлежащие распределению ЕНВД и налогом на прибыль, составили за январь – 5 000 руб., за февраль – 7 000 руб., за март – 3 000 руб.

Распределять их нужно следующим образом (используем формулу расчета).

Сумма «общих» расходов за январь, которая относится к ЕНВД, составит:

5 000 руб. х (20 000 руб. : (20 000 руб. + 50 000 руб.)) = 1 428, 57 руб.

Соответственно, в целях налогообложения прибыли «общие» расходы будут учтены в сумме 3 571,43 руб. (5 000 руб. – 1 428,57).

Сумма «общих» расходов за февраль, которая относится к ЕНВД, составит:

7 000 руб. х (10 000 руб. : (10 000 руб. + 70 000 руб.)) = 875 руб.

Сумма «общих» расходов за февраль, учитываемая при расчете налога на прибыль – 6 125 руб. (7 000 руб. – 875 руб.).

Исчисленная путем суммирования нарастающим итогом сумма «общих» расходов, учитываемая в целях налогообложения прибыли, за январь-февраль составит 9 696, 43 руб. (3 571,43 руб. + 6 125 руб.).

Сумма «общих» расходов за март, которая относится к ЕНВД, составит:

3 000 руб. х (30 000 руб. : (30 000 руб. + 10 000 руб.)) = 2 250 руб.

Для целей налогообложения прибыли в марте будет учтено 750 руб. «общих» расходов (3 000 руб. – 2 250 руб.).

Сумма «общих» расходов, учитываемая в целях налогообложения прибыли за январь-март, составит 10 446,43 руб. (3 571,43 руб. + 6 125 руб. + 750 руб.).

Заметим, что если бы в условиях данного примера мы посчитали учитываемую в целях налогообложения прибыли сумму «общих» расходов, например, за январь-март по методу, который ранее рекомендовал применять Минфин (то есть учитывая «общие» расходы и доходы, пропорционально которым они распределяются, нарастающим итогом), то у нас получился бы несколько иной результат.

Сумма расходов, учитываемых в целях ЕНВД, была бы равна:

(5 000 руб. + 7 000 руб. + 3 000 руб.) х (20 000 + 10 000 + 30 000) : ((20 000 + 10 000 + 30 000) + (50 000 + 70 000 + 10 000)) = 15 000 х (60 000 : (60 000 + 130 000) = 4 736,84 руб.

Значит, сумма «общих» расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, составила бы 10 263,16 руб. (15 000 руб. – 4 736,84 руб.).

Как видим, суммы «общих» расходов, учитываемые в целях налогообложения прибыли, исчисленные по разным минфиновским методам, незначительно, но отличаются (10 446,43 руб. и 10 263,16 руб.).

С учетом того, что вариант помесячного распределения «общих» расходов с последующим суммированием получившихся результатов был предложен Минфином позже, и к тому же доведен до сведения ФНС РФ, которая, в свою очередь, разослала письмо Минфина от 14.12.2006 г. № 03-11-02/279 по всем налоговым инспекциям, на сегодняшний день безопаснее будет применять именно этот вариант.

Обязательно пропишите все неоднозначные моменты раздельного учета в учетной политике. В случае спора с инспекцией это будет дополнительным аргументом в Вашу пользу.

Суды неоднократно указывали, что если какой-либо порядок (методика) четко в НК РФ не прописан, то правильным можно считать тот порядок (методику), который налогоплательщик прописал в своей учетной политике.

В данном случае это особенно актуально, поскольку чиновники регулярно выдают «свежие» варианты и методики ведения раздельного учета при одновременном применении ОСН и ЕНВД.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Читайте также: