Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин

Опубликовано: 13.05.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Обществознание | 5 - 9 классы

1. Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин.

Это свидетельствует о(об) : а) увеличении производительности труда б) возникновении дефицита государственного бюджеты в) росте числа частных предприятий г) снижение потребительских расходов 2.

В результате аварии на химическом предприятии произошел выброс вредных отходов химического производства, что привело к временной остановке всех аналогичных производства в стране.

Это вызвало падение курса акций предприятий химической отрасли.

Данный пример иллюстрирует ситуацию на рынке : а) ценных бумаг б) банковских карт в) товаров и услуг г) недвижимости 3.

Верны ли следующие суждения?

Назначением налоговой политики государства является А.

Перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.

Б. Обеспечение государственных расходов.

А) верно только А б) верно только Б в) верны оба г) верных нет 4.

Одной из причин, вызывающих инфляцию, является : а) рост дефицита государственного бюджета б) исполнение государственного бюджета с профицитом в) расширение рынка труда, появление новых рабочих мест г) увеличение выпуска потребительских товаров.



Тест 1 Что из перечисленного относится к мерам денежно - кредитногой регулирования экономики 1) Изменение ставки банковских резеовов 2) оформление лицензии на частные услуги 3) регулирование налогообл?

Тест 1 Что из перечисленного относится к мерам денежно - кредитногой регулирования экономики 1) Изменение ставки банковских резеовов 2) оформление лицензии на частные услуги 3) регулирование налогооблажения 4) покупка иностранной валюты частным лицам 2 Бюджетно - налоговая политика современного государства направлена на 1) сокращение частных предприятий 2)рост числа инвестиционных фондов 3)регулирование государственных расходов и доходов 4)увеличение денежной массы 3 К мерам государства, связанным с исключением отрицательных последствий внешних эффектов, не относится ( - ятся) 1) разработка стандартов безопасности 2) субсидирование (для вредных последствий ) 3) рекламные кампании 4) убеждение 4 Свободный план сбора доходов и использование полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных государственных органов это 1) внутренний Государственный долг 2) внешний Государственный долг 3) государственный бюджет 4) Генеральное соглашение 5 Верны или следующие суждения о дефиците государственного бюджета А.

Дефицит государственного бюджета может погашаться за счет продажи государственных ценных бумаг Б.

Дефицит государственного бюджета может погашаться за счет снижения таможенных пошлин 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 6 Верны ли следующие суждения о политике учетной ставке процента 1) А.

Повышение учетной ставки процентов способствует повышению инфляции Б.

Понижение учетной ставки процентов способствует подъему производства 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 7 Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства а.

Государство уменьшает налоги для снижения инфляции Б.

Государство увеличивает налоги для оживления экономики 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 8 стране в.

Государственный бюджет оказался дефицитным.

Укажите условие, при котором это могло произойти .

А. Государство уменьшает налоги для снижения инфляции Б.

Государство увеличивает налоги для оживления экономики 1) верно только А 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) обсуждений неверны 9 в государстве с.

Разрабатываются законы, на основе которых можно наказывать фирмы, уличенные в монополизации, действуют организации , которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации.

Какую экономическую задачу, решаемые в государстве с.

, иллюстрирует этот пример 1) учет побочных последствий не рыночных ситуаций 2) защита основ рыночной экономики 3) производство общественных товаров и услуг 4) Разработка программ помощи нуждающимся.


Верно ли : А)разработкой государственного бюджета занимается все население страны Б)составление бюджета позволяет планировать расходы семьи 1?

Верно ли : А)разработкой государственного бюджета занимается все население страны Б)составление бюджета позволяет планировать расходы семьи 1.

Верно только А 2.

Верно только Б 3.

Верны оба суждения 4.

Неверны оба суждения.


Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. Налоги играют второстепенную роль в доходах государственного бюджета.

Б. Решающее значение в доходах госбюджета принадлежит доходам от продажи государственного имущества.

1) верно только А ; 2) верно только Б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны.


Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы превышают расходы.

Б. к расходам бюджета относиттся выплат процентов по государственному долгу.

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны.


Верны ли суждения о государственном бюджете?

Верны ли суждения о государственном бюджете?

А. государственный бюджет отражает основные направления политике государства.

Б. государственный бюджет зависит от экономического состояния государства.

1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.


Дефицит государственного бюджета - этоА уменьшение налоговых поступленийБ превышение расходов над доходамиВ увеличение государственного догаГ сокрашение финансирования социальных программ?

Дефицит государственного бюджета - это

А уменьшение налоговых поступлений

Б превышение расходов над доходами

В увеличение государственного дога

Г сокрашение финансирования социальных программ.


Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. Государственным бюджетом называют главный финансовый план поступления и расходования денежных средств государства за год.

Б. Государственный бюджет может быть профицитным.


И ещё вопрос?

Государственный бюджет это планируемые государством на год 1 - сроки ввода новых предприятий 2 - расходы и доходы 3 темпы роста экономики 4 - льготы и дотации.


В результате снижения налогов достигается :а) рост объема производстваб) снижения дефицита бюджетав) увеличение темпов инфляцииг) снижение темпов инфляции?

В результате снижения налогов достигается :

а) рост объема производства

б) снижения дефицита бюджета

в) увеличение темпов инфляции

г) снижение темпов инфляции.


В стране Z правительство осуществляет помощь малому бизнесу?

В стране Z правительство осуществляет помощь малому бизнесу.

Непосредственным следствием этого может быть : 1) снижение потребительских расходов 2)возникновение дефицита гос бюджета 3)увеличение производительности труда 4) рост числа частных предприятий.

Главная > Тесты

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

25. Исторически наиболее ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак –

преобладание свободного рыночного хозяйства

регулирование производства товаров при помощи обычаев

конкуренция на рынках товаров монополистов и свободных производителей

централизованное государственное управление хозяйством

26. В стране Н. существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Н. носит плановый (командно-административный) характер?

Молодые работники имеют льготные условия труда на предприятиях

Цены на товары и услуги устанавливаются специальными государственными органами.

Государство осуществляет денежную эмиссию и контроль за денежной массой.

Большинство работников трудится на промышленных предприятиях.

27. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. В условиях традиционной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируются обычаями, освещенными временем.

Б. В условиях командной (централизованной) экономики преобладает монополия государства на наем и эксплуатацию рабочей силы.

верны оба суждения

оба суждения неверны

28. Гражданин в преддверие отпуска снял с депозитного вклада в банке накопившиеся за год проценты. В каком из видов экономических отношений принял участие гражданин?

29. Работники строительной фирмы «Зодчие» выполняют заказы на строительство частных коттеджей. Вопросы распределения прибыли и выделения средств на развитие своего предприятия они решают сообща, являясь одновременно и тружениками и собственниками. Какую форму собственности представляет данное предприятие?

30. Гражданин Ф. подарил своему сыну на шестнадцатилетие ноутбук, приобретенный ранее для работы. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

31. В какой из приведенных ситуаций собственник распорядился принадлежащим ему имуществом?

гражданин, проживая за границей, имеет в собственности квартиру на родине

гражданин подарил принадлежащий ему автомобиль своему сыну

гражданин на своем автомобиле выполняет работу курьера

гражданин имеет загородную дачу, но не проживает в ней постоянно

32. Правительство изменило правила сертификации продовольственных товаров. Какую функцию государства в экономике можно проиллюстрировать данным примером?

борьба с монополистическими объединениями

выстраивание системы социального партнерства

производство общественных благ

создание правовой базы рыночной экономики

33. Собственник одной обыкновенной акции имеет право

единолично распоряжаться имуществом предприятия

осуществлять повседневное оперативное управление предприятием

получать часть дохода предприятия в форме дивиденда

вести переговоры с другими предприятиями от имени акционерного общества

34. Какой из приведенных терминов обозначает вид ценной бумаги?

35. В результате аварии на химическом предприятии произошел выброс вредных отходов химического производства, что привело к временной остановке всех аналогичных производств в стране. Это вызвало падение курса акций предприятий химической отрасли. Данный пример иллюстрирует ситуацию на рынке

ценных бумаг (фондовом)

товаров и услуг

36. Верны ли следующие суждения о рынке?

Рыночное равновесие складывается в результате соответствия спроса на товар его предложению.

В случае засухи в чаепроизводящих регионах мира следует ожидать повышения цен на чай.

верны оба суждения

оба суждения неверны

37. Гражданка Р., квалифицированный бухгалтер, после продолжительного перерыва в работе, не может найти работу по специальности. От предложенных ей вакансий секретаря и консьержки она отказалась и ожидает предложений по специальности. Приведенный пример иллюстрирует безработицу

38. В какой из приведенных ситуаций речь идет об ипотечном кредите?

Гражданка М. взяла в банке кредит на покупку норковой шубы

Гражданин Н. оформил кредит на приобретение квартиры

Торговая сеть получила в коммерческом банке кредит на закупку товаров

Государственное предприятие получило кредит на закупку оборудования

39. В монетарной(денежной) политике властей применяется девальвация . Что понимается в экономике под девальвацией ?

отказ государства от исполнения долговых обязательств

снижение курса национальной валюты по отношению к другим валютам

превышение уровня инфляции сверх обычного

продажа государством в частные руки неэффективных предприятий

4 0. На рисунке отражена ситуация на рынке шерстяных ковров: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 .

( P – цена товара, Q – объем спроса товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

модой на напольные покрытия из синтетических материалов

ростом доходов населения

снижением пошлин на импорт шерстяных ковров

снижением спроса на оборудование «теплых» полов

4 1. На рисунке отражена ситуация на рынке кредитов на покупку автомобилей : линия предложения С переместилась в новое положение С1 .

( P – цена товара, Q – объем спроса товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

ростом доходов населения

кризисными явлениями в банковской системе, ростом неплатежей

стремлением потребителей к замене старых автомобилей на новые

снижением цен на популярные иномарки

42. Верны ли следующие суждения о целях предпринимательской деятельности?

Важнейшая цель для предпринимателя – это сокращение затрат на производство товаров и услуг.

Увеличить прибыль предприниматель может и не производя новых товаров, за счет освоения новых рынков.

верны оба суждения

оба суждения неверны

43. Предприниматель Р. для того, чтобы защитить свои накопления от инфляции, вложил их в недвижимость за рубежом. Каким иным способом граждане могут сохранить свои накопления от инфляционного обесценивания?

хранить сбережения в наличной форме в банковском сейфе.

хранить сбережения дома в наличной форме

дать сбережения в долг приятелю под беспроцентный заем.

приобрести на сбережения высокодоходные акции крупных компаний.

44. Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о(об)

увеличении производительности труда

возникновении дефицита государственного бюджета

росте числа частных предприятий

снижении потребительских расходов

45. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Косвенные налоги отличается от прямых тем, что их уплата является добровольной.

Б. Налог на прибыль относится к прямым налогам.

оба суждения неверны

46. Верны ли следующие суждения о назначении налоговой политики?

А) Назначением налоговой политики государства является перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.

Б) Назначением налоговой политики государства является обеспечение государственных расходов.

верны оба суждения

оба суждения неверны

47. К инструменту монетарной(денежной) политики государства можно отнести

согласование условий заключения коллективных договоров

контроль за заключением сделок о слиянии между крупными компаниями

определение ставки рефинансирования банков

продажу государством в частные руки неэффективных предприятий

48. Что из перечисленного выступает в качестве доходных статей бюджета?

выплата процентов по государственному долгу

прибыль от государственных предприятий

финансирование оборонного заказа

реализация приоритетных национальных проектов

49. В сложной экономической обстановке в условиях спада производства правительство пошло на понижение курса своей национальной валюты по отношению к валютам других стран. О каком экономическом явлении идет речь?

50. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А) Государство в рыночной экономике выполняет функции производства общественных благ, к которым относится обеспечение безопасности граждан и государства, обслуживание социальной и производственной инфраструктуры.

Б) Государство в рыночной экономике компенсирует негативные внешние эффекты, в первую очередь, экологический ущерб от деятельности предприятий.

Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2021 год и плановые 2022–2023 годы. В его основу лег базовый вариант прогноза социально-экономического развития страны на этот период. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения связанных с коронавирусом ограничений. Российская же экономика, согласно прогнозу, в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%.

Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.

Как формируется федеральный бюджет?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2021 год?

2021 год должен стать своего рода переходным — доходы еще не вернутся к докризисным уровням, а расходы будут выше запланированных ранее. В результате чего российское правительство закономерно подготовило дефицитный бюджет. По словам министра финансов Антона Силуанова, таким он и останется по крайней мере до 2024 года.

Так, в следующем году доходы составят 18,8 трлн рублей, расходы — 21,5 трлн рублей, а дефицит соответственно — 2,7 трлн рублей. При этом в процентном отношении к объему ВВП траты сократятся — с 21,1% ВВП в текущем году до 18,6% ВВП в 2021 году, когда он составит 115,5 трлн рублей.

Для сравнения, по предварительной оценке, в 2020 году доходы бюджета оказались на уровне 17,8 трлн рублей, расходы — 22,5 трлн рублей, а дефицит — примерно 4,7 трлн рублей.

Чтобы мобилизовать доходы, власти пошли на такие меры, как повышение налоговой нагрузки на бизнес и состоятельных граждан. Это и повышение ставки НДФЛ в некоторых случаях до 15%, и введение подоходного налога на проценты по вкладам, повышение акцизов на табак, изменение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли, пересмотр ряда нефтяных льгот и т.п.

Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.

Что означает дефицит бюджета? Это плохо?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.

И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.

Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

Что тогда будет с государственным долгом?

Государственные заимствования станут основным источником финансирования бюджетного дефицита, что позволит сохранить социальную направленность документа и ориентир на поступательный рост, рассчитывают власти. В результате общий госдолг вырастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,4% ВВП, или приблизительно 28,5 трлн рублей, по итогам 2023 года. При этом основной рост пришелся все же на 2020 год.

Тем не менее размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, отмечал недавно Антон Силуанов. Подробнее о госдолге России можно почитать здесь.

Какой будет инфляция?

Правительство ожидает, что цены в 2021 году вырастут в среднем на 3,7%. Это все еще ниже 4%, которые остаются главной целью ЦБ.

Регулятор регулярно корректирует прогноз по инфляции: по последним оценкам в условиях проводимой денежно-кредитной политики ее годовой показатель, вероятно, составит 3,9–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и только в 2022 году вернется к целевым 4%.

А что ждать от курса рубля?

По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в "реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта", говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.

Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько будет стоить нефть?

Нефтегазовые доходы составят 6 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,8 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 31,9%. При этом, несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП ненефтегазовые ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11%, а нефтегазовые вырастут — с 4,8% в 2020 году до 5,6% в 2023 году.

Также сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ придется 60 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.

Закон предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $45,3 за баррель в 2021 году и $46,6–47,5 в 2022–2023 годах. При этом сам документ сверстан исходя из заложенной по бюджетному правилу стоимости Urals $43,3 в 2021 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году российская нефть стоила в среднем $63,8 за баррель, а в 2020 году — только $41,8, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

На что государство потратит деньги?

"При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России", — говорится в сообщении кабинета министров.

Именно в разделе "Социальная политика" в следующем году планируется потратить больше всего — примерно 5,6 трлн рублей, или 26% от общего объема бюджетных трат. При этом социальные расходы вырастут на 4,5% по сравнению с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.

На втором месте — экономика с расходами 3,3 трлн рублей в 2021 году. На третьем — национальная оборона: 3,1 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвертом месте — 2,4 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,1 трлн рублей.

А вот финансирование нацпроектов снизится примерно на 9% — с планировавшихся ранее 2,4 трлн рублей до 2,2 трлн рублей в 2021 году.

Подробнее о финансировании отдельных госпрограмм можно прочитать в другом нашем материале.

Читайте также: