Рабочий скот и налог на руси

Опубликовано: 15.05.2024

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

фото pixabay.com | «Рогатый» налог: что предлагают в Госдуме

Как сообщает KONKURENT.RU, группа депутатов Госдумы предлагает продлить срок действия льготной ставки НДС в размере 0% в отношении операций по ввозу и реализации на территорию России племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы, яйца, а также полученных от них семени и эмбрионов, до 31 декабря 2025 г.

В настоящее время база племенных ресурсов сформирована по 14 видам сельскохозяйственных животных и представлена уникальным разнообразием пород, как отечественной, так и зарубежной селекции. В государственном племенном регистре зарегистрировано более 2,5 тыс. стад племенных сельскохозяйственных животных, с общим маточным поголовьем 1,7 млн условных голов.

Поголовье племенных коров молочного направления продуктивности составляет порядка 1 млн голов, мясного – 179,4 тыс. голов, свиноматок – 93,3 тыс. голов, овцематок и козоматок – 925,7 тыс. голов соответственно. «Ежегодно сельскохозяйственными товаропроизводителями реализовывается 80 – 100 тыс. голов племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления продуктивности отечественной репродукции, а также 30 – 40 тыс. голов мясного», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Для комплектования вновь построенных или модернизированных производственных мощностей ежегодно импортируется порядка 50 – 68 тыс. голов племенных нетелей высокопродуктивных молочных пород. В небольших объемах для использования в селекции выдающихся генотипов осуществляется импорт племенного поголовья, а также биоматериала свиней, овец и коз.

Несмотря на имеющиеся положительные показатели по производству мяса и пищевого яйца птицы в целом, доля использования импортного племенного материала в виде исходных форм на сегодня остается очень высокой. Производство продукции птицеводства осуществляется посредством использования в воспроизводстве генетического материала ведущих транснациональных зарубежных компаний.

«Очевиден положительный эффект от действия льготной ставки НДС при импорте и реализации на территории Российской Федерации племенного скота и семени, полученного от него», – считают депутаты.

Дополнительный годовой прирост производства товарного молока за счет более высокой молочной продуктивности племенных коров составляет около 235 тыс. тонн. При этом действие льготной ставки НДС 0% при импорте и реализации на территории Российской Федерации племенного скота и семени, полученного от него, способствует снижению затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на указанные цели и высвобождению средств на цели развития сельскохозяйственного производства.

Соответствующий дополнительный ежегодный объем инвестиций в расширение производства, по экспертным оценкам, может составить от 2,6 млрд руб. (при потенциальной ставке НДС 10%) до 5,3 млрд руб. (при потенциальной ставке НДС 20%), что позволяет создавать ежегодно дополнительно от 4 до 9 тыс. скотомест. При этом указанные объемы инвестиций в сельскохозяйственное производство оказывают мультипликативный эффект на дальнейшее развитие отрасли и повышение бюджетной эффективности через создание дополнительных рабочих мест, рост налоговых поступлений (ЕСХН, НДС, НДФЛ, отчисления в социальные фонды, налог на прибыль).

В результате недополученные бюджетом налоговые поступления за счет действия льготной ставки НДС 0% при импорте и реализации в России племенного скота и семени, полученного от него, возмещаются через налоговые отчисления от производства и реализации дополнительно произведенного сырого молока и готовой молочной продукции в течение 11 месяцев.

«Действие льготной ставки НДС в условиях возросшей себестоимости на всех этапах производства (включая инвестиционную фазу реализации проекта) оказывает положительный эффект на финансово-экономическое состояние производителей молока. Отмена льготной ставки НДС в текущих экономических условиях повлечет увеличение срока окупаемости инвестиционных проектов, снижение инвестиционной активности в отрасли, конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке, замедление темпов наращивания производства молока», – уверены депутаты.

Напомним, во внесенном 30 сентября в Госдуму проекте бюджета заложены дополнительные доходы от отмены льготы по НДС в размере 16,6 млрд руб. за 2021-2023 гг. Окончание действия с 2021 г. освобождения от уплаты НДС при реализации племенного скота в 2021 г. должно было дать бюджету 5,9 млрд руб., а освобождение от уплаты НДС при ввозе племенного скота – 10,7 млрд руб.


Содержание Содержание
  • Налоги на корову и домашний скот: обсуждение введения налога на домашний скот в 2009-2015 году
  • Принятие законопроекта об ограничении поголовья скота
  • Законопроект о создании единой системы идентификации животных
  • Ответы на распространенные вопросы

В данной статье мы рассмотрим налоги на корову и домашний скот. Обсудим введение налога на домашний скот в 2009-2015 году. Ответим на распространенные вопросы.

История налога на скот берет свое начало в 1923 году. 94 года назад власти на местах получили право на введение такого подоходно-поимущественного налога в городских поселениях. Это был период НЭПа. Связано это было с тем, что новый класс советских предпринимателей, называемых тогда нэпманами, вкладывали деньги в материальную собственность с целью не платить подоходный налог. Тогда правительство приняло решение облагать дополнительным налогом имущество всех городских жителей.

Молодняк также не подлежал налогообложению, но только до достижения им установленного возраста. Жители сел и деревень не попадали под требования об обложении скота налогом, животные крестьянских хозяйств учитывались при внесении оплаты в счет единого сельхозналога.

  • некоторое число голов скота в собственности семей военнослужащих;
  • животные для опытов, проводимых в ветеринарно-бактериологических лабораториях;
  • племенной скот советских хозяйств.

Никита Сергеевич Хрущев был инициатором налогообложения плодовых деревьев и запрета на разведение скота и домашней птицы в городах и рабочих поселках. Целью принятия подобного решения было желание пополнить казну и повысить трудовую дисциплину среди горожан. Данная инициатива закончилась плачевно – деревья массово вырубались, поголовье сократилось вдвое и в послевоенные годы города остались без помощи маленьких хозяйств.

Вернулся данный вид налогового сбора в 1963 году. Изменения заключались в том, что теперь власти утвердили нормы на количество голов скота в личном хозяйстве. В случае, когда человек имел во владении животных, количество которых превышало норматив, он обязан был уплачивать налог. Однако русский народ проблему решил по-своему – скот резали, пока через 2 года налог не был отменен.

В 1969 году ЦК КПСС принял “Примерный устав колхоза”, согласно которому владельцы небольших сельскохозяйственных производств обязаны были не превышать установленные ограничения на содержание скота. Разводить большее число домашних животных разрешалось исключительно с позволения Совета Министров СССР.

Налоги на корову и домашний скот: обсуждение введения налога на домашний скот в 2009-2015 году

Обсуждения вопроса налогообложения домашних животных ведутся на протяжении многих лет. Однако всегда находится причина, по которой принятие решения откладывается. Но в связи с экономическим кризисом, накрывшим страну пару лет назад, власти активно ищут новые способы пополнения бюджета страны через обложение налогами тех сфер деятельности населения, которые ранее налогами не облагались. Так, недавно решено было продавать патенты самозанятым гражданам, которые не регистрируются в качестве ИП, но занимаются определенной деятельностью, с которой имеют доход.

В сельском хозяйстве существует 3 формы хозяйствования:

  • агрохолдинги, крупные сельхозорганизации;
  • фермерские хозяйства;
  • личные подсобные хозяйства.

Вопрос о введении налога на домашний скот возник снова в 2015 году в связи с обнаружением у частных собственников поголовья, сравнимого с объемом крестьянских хозяйств или даже превышающего его. Позже выяснилось, что в личных подсобных хозяйствах также нередко нанимаются работники. Однако владелец хозяйства не торопится менять статус ЛПХ, чтобы не уплачивать налогов с проданной продукции.

Многие полагают, что целью введения налога на поголовье также является получение информации об объемах сельскохозяйственной продукции. Фермерские хозяйства и агрохолдинги регулярно сдают отчетность в налоговую службу и в связи с этим сообщают данные о выпуске продукции. А ЛПХ делать этого не обязаны, и потому об их производстве ничего не известно, а между тем чуть ли не половина с/х продукции приходится на них. Учитывая, как власти в последнее время стараются провести импортозамещение из-за наложения на Россию различных санкций, эти сведения оказались бы весьма ценными.

Еще одной задачей стало обязательное проведение экспертизы качества перевозимой на рынки продукции фермеров, владеющих личным подсобным хозяйством. Если крестьянин содержит корову и продает молоко паре-тройке соседей, они знают, насколько корова здорова, они ее даже видят. Другое дело, когда продукции много, и ее отправляют на “дальний” рынок. Оформление фермерского хозяйства обязало бы владельца скота проводить необходимый контроль качества.

Дополнительным аргументом стал тот факт, что в некоторых областях превышают показатель содержания количества животных на единицу площади. В целях соблюдения экологической и биологической безопасности власти будут пытаться снизить поголовье скота в ЛПХ.

От самих фермеров поступали предложения об установлении разграничений внутри фермерских хозяйств – крупные хозяйства предлагается облагать налогами на общих основаниях, а микробизнес избавить от уплаты налогов. На обсуждении законопроекта предлагалось сначала провести разъяснительные работы с населением, а потом системно подойти к введению новых правил о количестве домашних животных на одно ЛПХ, поскольку важно, чтобы “личные” и “подсобные” хозяйства продолжали действовать, а в ЛПХ, производящих крупный объем продукции, не начали забивать скот. Чтобы такого не произошло, власти предлагали регистрировать подобные ЛПХ в упрощенном порядке и создать для них упрощенную систему обложения налогом и сдачи отчетности.

Несмотря на регулярно проводимые по данному вопросу собрания, конкретных мер вплоть до 2015 года принято не было. Проработку введения ограничения на численность домашнего скота Министерствам сельского хозяйства, экономического развития и финансов поручил Дмитрий Анатольевич Медведев по окончании совещания о ходе с/х уборочных работ в 2015 году. Главной задачей он объявил выявление замаскированных под ЛПХ фермерских хозяйств. Также упоминалось о жалобах на вытаптывание полей крупными стадами животных и на отсутствие ветеринарного контроля.

Между тем, Законодательным собранием Санкт-Петербурга было рассмотрено несколько проектов, касающихся также владельцев кошек и собак, однако депутаты не могли определиться, на каких именно домашних животных вводить налог, и какова должна быть его величина. Обязательное чипирование и взимание налога около 80 рублей в год предложила Мосгордума.

Принятие законопроекта об ограничении поголовья скота

В 2016 году специалисты в области экономической социологии заговорили о том, что принятие законопроекта об ограничении голов скота в подсобных хозяйствах связано с вытеснением мелких хозяйств с рынка, чтобы на их место пришли агрохолдинги. По их мнению, политика импортозамещения делает ставки на крупные предприятия. Власти путем принятия подобных законов пытаются убедить крупный денежный бизнес в том, что государство волнуется об их интересах. Также намек делается инвесторам – сельскохозяйственная сфера становится выгодным вложением денег.

Что касается ветеринарного контроля, то представители властей утверждают, что единственным способом его проведения является принуждение крестьян переходить на фермерские хозяйства, поскольку дополнительные затраты на контроль за качеством продукции при сегодняшней экономической ситуации России не под силу.

Минсельхоз заявляет о целесообразности предоставления решения о принятии конкретных мер региональным властям, а на федеральном уровне предполагается только утвердить нормативы, которые привязывали бы домашний скот к площади земли, где он выращивается. Связан такой подход с тем, что на севере страны много неосвоенных территорий, поэтому ограничения на поголовье не имеет смысла, а на юге России фермерские хозяйства и агрохолдинги жалуются на ЛПХ.

Законопроект о создании единой системы идентификации животных

На официальном сайте Чувашской Республики появилась информация, что в 2017г. власти стали продумывать разработку Единой системы идентификации питомцев и скота. Животные сельского хозяйства и домашние любимцы должны будут помечаться уникальными пятнадцатизначными номерами (УИН), идентифицирующими их. Они должны быть прочипированы, татуированы или помечены тавром. Маркироваться они могут в индивидуальном или групповом порядке (пчелы, к примеру).

Будет разработана Федеральная государственная информационная система (ФГИС) со сведениями о каждом животном. Минсельхозу на основании ведомственного приказа “Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету” было поручено продумать, откуда начать внедрение системы, и куда двигаться дальше. Изменения планируют ввести уже в 2021 году.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1: Каким животным предполагается присваивать УИН?

Ответ: Согласно тексту приказа, идентификации подлежат собаки, кошки, крупный рогатый скот, лошади, олени, верблюды, пушные звери, птица, рыбы и пчелы.

Вопрос № 2: Будут ли исключения из правил присвоения УИН животным?

Ответ: Предполагается, что нумероваться не будут дикие звери и животные исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Ответ: Первые 2 разряда будут содержать буквы “RU”, 3-ий разряд демонстрирует, какая проводится идентификация (индивидуальная или групповая), 4-ый разряд показывает, для чего животное содержится (P – домашний любимец, F – животное для производства медицинской продукции или продуктов питания).

Вопрос № 4: Когда нужно зарегистрировать животное?

Ответ: Этим нужно заняться в первые 3 месяца жизни животного или ввоза его в РФ.

Вопрос № 5: Придется ли маркировать животных, которые родились раньше, чем начнется внедрение системы идентификации?

Ответ: Об этом пока умалчивается.

Вопрос № 6: Когда нововведения вступят в силу?

Ответ: 1.01.2021 г. маркировка будет проводиться в отношении представителей крупного рогатого скота, лошадей, мулов, ослов, оленей, свиней и верблюдов. С 2021 г. маркироваться начнут все прочие животные.

18. ЗАКОН О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ НАЛОГЕ

Принят Верховным Советом СССР (на IV сессии) 1 сентября 1939 г. (“Ведомости Верховного Совета СССР” 1939 г. № 32)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сельскохозяйственным налогом облагаются:

а) доходы личного хозяйства колхозников — членов сельскохозяйственных артелей и коммун, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промколхозов) и рыболовецких артелей, а также членов товариществ по совместной обработке земли (ТОЗ’ов);

б) доходы единоличников и других не членов колхозов, получаемые в сельской местности от полеводства, животноводства, огородничества, садоводства и других отраслей сельского хозяйства.

Статья 2. Налог исчисляется с каждого хозяйства по доходу от следующих источников:

а) от полеводства, от скота всех видов, сенокосов, огородничества, бахчеводства, табаководства, посевов технических и масличных культур, садов, ягодников, виноградников и других насаждений, пчеловодства, шелководства;

б) от некооперированных кустарно-ремесленных занятий и других неземледельческих заработков, не облагаемых подоходным налогом.

Доходы от некооперированных кустарно-ремесленных занятий и от других неземледельческих заработков, полученных в отходе, облагаются подоходным налогом.

Глава II. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЛАГАЕМОГО ДОХОДА

Статья 3. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определяется по следующим средним нормам доходности:

РСФСР

УССР

БССР

Азербай­джанская ССР

Грузин­ская ССР

Армян­ская ССР

Туркмен­ская ССР

Доходность с гектара (в руб.)

Посева зерновых и других культур, кроме перечисленных ниже

Огородов и бахчей

Садов и ягодников

Доходность с головы продуктивного скота

Доходность от использования рабочего скота в своем хозяйстве

Лошади, верблюда, мула

Вола, быка, буйвола

Узбек­ская ССР

Таджик­ская ССР

Казах­ская ССР

Киргиз­ская ССР

Карело-Финская ССР

Молдав­ская ССР

Доходность с гектара (в руб.)

Посева зерновых и других культур, кроме перечисленных ниже

Огородов и бахчей

Садов и ягодников

Доходность с головы продуктивного скота

Доходность от использования рабочего скота в своем хозяйстве

Лошади, верблюда, мула

Вола, быка, буйвола

(1 марта 1941 г. — “Ведомости Верховного Совета Союза ССР” 1941 г. № 12).

Статья 4. Советы Народных Комиссаров союзных республик, исходя из средних норм доходности, установленных статьей 3 настоящего закона, имеют право устанавливать нормы по различным отраслям и культурам сельского хозяйства для отдельных районов в сторону увеличения или уменьшения в пределах до 30 процентов, в зависимости от экономических особенностей районов.

Нормы доходности с посева сельскохозяйственных культур, не указанных в статье 3, определяются Советами Народных Комиссаров союзных республик применительно к нормам доходности по сельскохозяйственным культурам, перечисленным в статье 3.

Нормы доходности от оленеводства, пчеловодства и шелководства устанавливаются Советами Народных Комиссаров союзных республик.

Статья 5. Облагаемые доходы от полеводства, огородничества, табаководства, бахчеводства, посевов технических и масличных культур, многолетних насаждений и сенокосов определяются:

а) со всей площади посева озимых и яровых культур, но не ниже площади, определенной государственным планом сева под урожай текущего года, а по культурам, для которых план сева не установлен, доход определяется с фактического посева;

б) с фактической площади садов, ягодников, виноградников и других многолетних насаждений плодоносящего возраста;

в) с фактической площади сенокосов.

Статья 6. При определении облагаемого дохода от скота и пчеловодства во всех хозяйствах по состоянию на 1 июля соответствующего года учитывается:

а) продуктивный скот: коровы, перезимовавшие овцы и козы, а также свиньи в возрасте старше шести месяцев;

б) рабочий скот: быки, волы и олени в возрасте от 2½ лет; лошади, верблюды, буйволы и мулы в возрасте от 3 лет;

в) количество рамочных и колодных ульев.

Статья 7. При определении доходов от некооперированных кустарно-ремесленных занятий и от других неземледельческих заработков, кроме облагаемых подоходным налогом, учитывается вся сумма доходов, полученных за время с 1 июля предыдущего года по 30 июня текущего года.

Глава III. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА ОТ ДОХОДОВ ЛИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА КОЛХОЗНИКОВ

Статья 8. С хозяйств колхозников, имеющих доходы от личного подсобного хозяйства: приусадебного участка земли, скота и неземледельческих заработков, сельскохозяйственный налог исчисляется с годовой суммы облагаемого дохода хозяйства (статьи 5‑7), по следующей таблице ставок:

Размер облагаемого дохода хозяйства в год

Размер налога на хозяйство

8 коп. с каждого рубля дохода

Свыше 700 до 1.000 рублей

56 руб. + 9 коп. с каждого рубля дохода свыше 700 рублей

Свыше 1.000 до 2.000 рублей

83 руб. + 11 коп. с каждого рубля дохода свыше 1.000 рублей

Свыше 2.000 до 3.000 рублей

193 руб. + 15 коп. с каждого рубля дохода свыше 2.000 рублей

Свыше 3.000 до 4.000 рублей

343 руб. + 19 коп. с каждого рубля дохода свыше 3.000 рублей

533 руб. + 24 коп. с каждого рубля дохода свыше 4.000 рублей

Доходы колхозников, получаемые от колхоза по трудодням в денежной и натуральной форме, сельскохозяйственным налогом не облагаются. [1 марта 1941 г. — “Ведомости Верховного Совета СССР” 1941 г. № 121.

Статья 9. Для хозяйства членов товариществ по совместной обработке земли (ТОЗ’ов) сумма исчисленного налога повышается на 10 процентов.

Статья 10. Хозяйства, выбывшие из колхоза, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам, установленным для единоличных крестьянских хозяйств.

Если в составе колхозного двора отдельные трудоспособные члены семьи не состоят членами колхозов или выбыли из колхоза и не работают по найму, то исчисленная сумма налога с такого хозяйства повышается на 20 процентов.

Глава IV. ОБЛОЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВ НЕ ЧЛЕНОВ КОЛХОЗА

А. Обложение хозяйств рабочих и служащих и членов промысловых кооперативных артелей, имеющих сельское хозяйство в сельских местностях.

Статья 11. Хозяйства рабочих и служащих не членов колхоза, а также хозяйства членов промысловых кооперативных артелей, имеющих сельское хозяйство, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога на одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников при условии:

а) если основной трудоспособный работник к 1 июля текущего года состоит на постоянной работе по найму или является членом промысловой кооперативной артели не менее года, а остальные трудоспособные члены семьи, кроме домашней хозяйки и учащихся, также работают по найму или состоят членами промысловой кооперативной артели;

б) если количество скота не выше норм, разрешенных Уставом сельскохозяйственной артели.

Статья 12. На одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников облагаются хозяйства не членов колхоза, в которых основной трудоспособный работник или другой член семьи находится на службе в Красной Армии, Военно-Морском Флоте дли в пограничных и внутренних войсках, если эти хозяйства отвечают условиям статьи 11 закона.

Статья 13. Личное сельское хозяйство линейных работников железнодорожного, водного, шоссейного и грунтового транспорта, ведущееся на землях, предоставленных транспорту, привлекается к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам колхозников, если размер земельного участка на землях транспорта не превышает норм, устанавливаемых Советом Народных Комиссаров СССР, и если в остальном они полностью отвечают условиям, указанным в статье 11 настоящего закона.

Статья 14. Работники лесной охраны, ведущие личное сельское хозяйство на территории охраняемого ими леса или на селе, где они проживают, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам колхозников, если их хозяйства в лесу и на селе, не считая сенокоса, который им выделен в лесу, полностью отвечают условиям, указанным в статье 11 закона, а имеющаяся у них лошадь для служебных разъездов по охране леса не используется для получения заработка на стороне.

Статья 15. Хозяйства, которые не отвечают условиям, указанным в статьях 11‑14 настоящего закона, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога наравне с единоличными крестьянскими хозяйствами.

Б. Обложение единоличных крестьянских хозяйств.

Статья 16. Облагаемый доход единоличных крестьянских хозяйств определяется от сельского хозяйства и неземледельческих заработков в порядке, установленном статьями 3, 5, 6 и 7 настоящего закона.

В облагаемый доход единоличных хозяйств, кроме того, полностью включается доход от продажи сельскохозяйственных продуктов на рынке.

Статья 17. В единоличных крестьянских хозяйствах, которые к моменту проведения учета источников дохода продали имевшийся у них скот облагаемого возраста, или использовали для личных нужд, в облагаемый доход включается сумма в размере установленных норм доходности.

Статья 18. Скот, приобретенный единоличным крестьянским хозяйством после составления списков плательщиков до 1 августа текущего года, учитывается в хозяйстве дополнительно, и первоначально исчисленная сумма сельскохозяйственного налога соответственно увеличивается.

Статья 19. Исчисление сельскохозяйственного налога с единоличных крестьянских хозяйств производится по следующей таблице ставок:

Размер облагаемого дохода хозяйства в год

Размер налога на хозяйство

Свыше 700 до 1.000 рублей .

110 руб. + 18 коп. с каждого рубля дохода свыше 700 рублей

Свыше 1.000 до 2.000 рублей

164 руб. + 22 коп. с каждого рубля дохода свыше 1.000 рублей

Свыше 2.000 до 3.000 рублей .

384 руб. + 30 коп. с каждого рубля дохода свыше 2.000 рублей

Свыше 3.000 до 4.000 рублей

684 руб. + 38 коп. с каждого рубля дохода свыше 3.000 рублей

Свыше 4.000 до 5.000 рублей

1.064 руб. + 48 коп. с каждого рубля дохода свыше 4.000 рублей

1.544 руб. + 60 коп. с каждого рубля дохода свыше 5.000 рублей

[1 марта 1941 г. — “Ведомости Верховного Совета СССР” 1941 г. № 12].

Статья 20. Единоличные крестьянские хозяйства, вступившие в колхозы до первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, облагаются по ставкам колхозников.

Хозяйствам, вступившим в колхозы после первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, пересчет налога по ставкам колхозников производится лишь по тем срокам, которые еще не наступили ко времени вступления в колхоз.

Глава V. СРОКИ УПЛАТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА

Статья 21. Сельскохозяйственный налог уплачивается равными долями в три срока: к 1 октября, к 1 ноября и к 1 декабря.

Совнаркомы союзных республик могут приближать первый срок уплаты не более чем на один месяц.

Глава VI. ЛЬГОТЫ ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ НАЛОГУ

Статья 22. Для хозяйств колхозников и единоличников, в состав которых входят инвалиды войны и труда 1 и 2 группы инвалидности, сумма налога понижается наполовину, а при отсутствии трудоспособных эти хозяйства полностью освобождаются от налога.

Статья 23. От уплаты налога освобождаются хозяйства колхозников и единоличников, нетрудоспособных ввиду преклонного возраста (мужчины 60 лет и больше, женщины 55 лет и больше), не имеющих трудоспособных членов семьи, принимающих участие личным трудом в хозяйстве.

Статья 24. От налога освобождаются хозяйства колхозников и единоличников, сын которых или сам глава семьи находится на действительной военной службе в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Военно-Морском Флоте или в пограничных и внутренних войсках, если в семье не осталось других трудоспособных, кроме жены военнослужащего, имеющей детей в возрасте до 8 лет.

Статья 25. Хозяйствам колхозников и единоличным хозяйствам, в составе которых при наличии одного трудоспособного члена семьи имеются двое и более детей, или при наличии двух трудоспособных членов семьи имеются трое и более детей до 12‑ти лет, предоставляется скидка с исчисленной суммы налога в размере 15 процентов.

Статья 26. Хозяйства, пострадавшие от стихийных бедствий, освобождаются полностью или частично от налога Советами Народных Комиссаров союзных республик в зависимости от размеров понесенного ущерба.

Статья 27. Не облагаются сельскохозяйственным налогом учителя, агрономы, зоотехники, землеустроители, медицинские и ветеринарные врачи и фельдшеры, акушерки, мелиораторы и техники по сельскому хозяйству, инженеры, старшие механики и директора МТС, МТМ и совхозов, а также районные руководящие работники в количестве не более 30 человек на район, по спискам, определяемым обл(край)исполкомами и СНК республик (не имеющих областного деления), если их хозяйства не имеют заданий по посевам на полевых участках и имеют в личном пользовании поголовье скота, не превышающее количества, предусмотренного Уставом сельхозартели для колхозников данного района.

Статья 28. Хозяйства членов колхозов и единоличных крестьян, переселяющихся в установленном порядке, освобождаются от налога на сроки в соответствии со специальными постановлениями Совета Народных Комиссаров СССР.

Статья 29. Хозяйства старателей золотой и платиновой промышленности, старателей предприятий по добыче и переработке олова и других редких металлов, занимающихся поисками, разведкой месторождений этих металлов, освобождаются от уплаты налога, если основным источником их дохода является заработок на старательских работах и если они объединены в старательские артели.

Указанная льгота применяется в отношении тех сроков уплаты налога, которые еще не наступили ко времени перехода на старательскую работу.

Статья 30. Освобождаются от налога хозяйства лиц, законтрактовавшихся или самозакрепившихся на срок не менее одного года на подземную работу в угольной промышленности.

При невыполнении ими указанных обязательств налог взыскивается на общих основаниях.

Статья 31. Совету Народных Комиссаров СССР предоставляется право освобождать от обложения сельскохозяйственным налогом как все население, так и отдельные категории граждан, населяющих окраины СССР.

Статья 32. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР устанавливать в необходимых случаях льготы по сельскохозяйственному налогу, в целях стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА

Статья 33. За укрытие источников дохода плательщики налога привлекаются к уголовной ответственности.

Статья 34. В случаях неуплаты налога в установленные сроки в отношении недоимщиков принимаются меры взыскания:

а) за просрочку платежа взимается пеня в размере 0,2 процента за каждый день просрочки;

б) по истечении срока уплаты налога составляется опись имущества недоимщика и дело о неуплате налога передается в народный суд, по решению которого производится изъятие имущества неплательщика в количестве, необходимом для погашения недоимок;

в) при наличии неоднократных случаев неплатежа налога недоимщики привлекаются к уголовной ответственности.

Статья 35. Подача заявлений и жалоб не приостанавливает взыскания налога.

В тех случаях, когда вынесено решение в пользу плательщика, неправильно взысканные суммы и изъятое имущество должны быть возмещены в 10‑дневный срок. В случае невозможности возвратить имущество вследствие его продажи, должна быть возмещена его стоимость в размере сумм, фактически вырученных от реализации.


Сегодня только ленивый не спросит: сколько можно придумывать новые налоги? Налоги на квартиру, на доходы от продажи имущества, на земельный участок, на автомобиль – и это всё только для физических лиц, то есть для простых обывателей. Для компаний и организаций налогов в разы больше.

Когда государство начало собирать деньги с населения? Что такое налог на «дым», «тамка» и «мостовщина»? Кто такие пошлинники (не путать с пошляками) и тиуны? Обратимся к «преданьям старины глубокой», ведь история налогов насчитывает двенадцать веков.

Кто изучал историю налогообложения?

Историей налогообложения в России занимались дореволюционные историки и юристы, а позже советские и современные исследователи.

  • историки: Д.И. Иловайский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, И.Г. Прыжов, В.Н. Татищев и др., а также маститые экономисты: Э.Я. Бретель, И.Я. Горлов, В.П. Дьяченко, П.И. Лященко, И.Х. Озеров, В.Н. Твердохлебов и др.
  • юристы: С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский и др.

Самым ранним дореволюционным исследованием, изданным в Киеве в 1624 г., считают сборник церковного права «Номоканон», который содержит сведения об обязательных платежах в пользу церквей.

Авторы исследований после революции и в современное время:

Отдельные периоды истории налогообложения и налогового права рассматриваются в работах М. Буланже, А.В. Брызгалина, И.С. Зуйкова, Л.В. Зуйковой, А.Д. Meльника, А.А. Тедеева, В.А. Тимошенко, Ю.П. Титoвa, А.В.Толкушкина, И.В. Торопицына, Д.Г. Черника и др.

С чего всё началось?

В конце IX века в древнеславянском государстве основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Oлeга (? — 912). При этом древние летописи именуют «данью» военную контрибуцию. Киевское феодальное государство росло и развивалось, и дань со временем перестала быть контрибуцией и превратилась в подать.

Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен.

При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» («рало» - это единица обложения, плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». «Повоз» — это, когда дань привозили князю (великому князю), а «полюдье» — это система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально князь собирал дань лично. Позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом.

Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были:

  • «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану;
  • торговые сборы («мыт», «тамка»);
  • извозные повинности («ям», «подводы»);
  • взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский). Её платили князья, начиная с Ярослава Всеволодовича (1191—1246). Платили дань более 200 лет.

В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимали с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России.

Иоанн III закрепил также исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво. Так появилась «медовая дань». В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны).

Обжаловать действия назначенных кормленщиком сборщиков можно было, обратившись к великому князю (князю) с челобитной (жалобой). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сбор налогов совпадал с периодом сбора урожая.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.

В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др.

Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина, или «вира», взималась за убийство, а пошлина «продажа» — за другие преступления.

К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), которые взимали с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы стали взимать в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети). Это подать, которую взимали с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

С 1556 г. после реформ государственного и местного управления ликвидировали кормления (систему содержания должностных лиц за счет местного населения) и власть наместников и волостелей. На их смену пришли губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.

Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV—XVI вв. распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), которую взимали в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи».

Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

Налоги с арбузов и ношение бороды: о налоговой реформе Петра I (XVIII в.)

Петр I ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей.

При нём появились прибыльщики — это чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли». Появились и новые виды податей. Например,

  • подушная подать,
  • гербовый сбор,
  • налоги с постоялых дворов,
  • налоги с пеней,
  • налоги с плавных судов,
  • налоги с арбузов и с орехов,
  • налоги с продажи съестного,
  • налоги с найма домов,
  • ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение заменили подушной податью. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

Ввели новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды.

Реформам подверглась и организация сбора налогов. Финансовые приказы заменили финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Винные акцизы и питейный сбор – важнейшие источники казны. О налоговых реформах первой половины XIX — начала XX в.

При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов:

  • оброчный сбор;
  • гильдейский сбор;
  • пошлина с наследств;
  • горная подать;
  • гербовый сбор;
  • питейный сбор.

Вводились новые обязательные платежи:

  • процентный сбор с доходов от недвижимого имущества,
  • кибиточная подать,
  • попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы.

Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали:

  • подушный налог,
  • питейный и таможенный сборы,
  • соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль),
  • акциз на дрожжи (введен в 1866 г.),
  • акциз на керосин (введен в 1872 г.),
  • акциз на табак.

Изображение: С. В. Иванов. Баскаки. 1909 год.

Читайте также: