Путин и камень налоги

Опубликовано: 16.05.2024

Вместе с повышением НДФЛ для людей с доходами от 5 млн руб. в год анонсирована реформа налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Как отмечает издание Finanz.ru, налоговые новации от президента Владимира Путина, о которых он сообщил в обращении к россиянам 23 июня, содержат на самом деле также и своего рода "компенсацию" за это решение для самой обеспеченной прослойки россиян, привыкшей парковать прибыль в офшорах.

Реформа налогообложения КИК была краеугольным камнем программы деофшоризации, провозглашенной после введения санкций Запада. С 2017 года люди, владеющие более 25% КИК, чья нераспределенная прибыль превышает 10 млн руб. в год, платят с нее налог в 13%. Теперь Путин предложил заменить его фиксированным налогом в размере 5 млн руб. без дополнительной отчетности.

Получается двоякая ситуация. С одной стороны, для богатых увеличили НДФЛ с 13 до 15%. С другой, новый подход для тех, кто работает с офшорами, а это, как мы понимаем, делают многие крупные бизнесмены, поможет им существенно сэкономить, на это указывает в беседе с "Ведомостями" директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG Александр Токарев. Вариант с фиксированным платежом в 5 млн руб. становится выгодным, если прибыль КИК превышает 38 млн руб., т. е. около 500 тысяч долларов.

Таким образом, владельцы крупных бизнесов могут и не заметить ужесточение налогового бремени в виде дополнительных 2% НДФЛ, а то и вовсе с лихвой перекрыть за счет "офшорных отступных", сделанных властью? К тому же сейчас правила КИК призывают возвращать капитал в Россию, этому способствует, в том числе, льгота, по которой прибыль КИК уменьшается на суммы выплаченных дивидендов, а предложенный механизм, напротив, упрощает и делает более привлекательным вывод средств за рубеж.

О возможных подводных камнях происходящего в беседе с Накануне.RU рассказал депутат ГД РФ, член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев.

депутат Госдумы Николай Арефьев(2018)|Фото: gg34.ru
– Прогрессивная шкала НДФЛ – давно ожидавшаяся мера, поданная чуть ли не как торжество социальной справедливости. Почему же параллельно вводятся особые правила для контролируемых иностранных компаний?

– То, что повысили на два процента НФДЛ — это копейки и, более того, есть опасения, что власти не смогут его собрать. Отчисления с зарплаты можно легко проконтролировать, а доход крупнейших бизнесменов разбросан, кроме зарплат, и в акциях, и в дивидендах, и в долях. Часть доходов уходит и в офшоры. У нас такая диковинная структура экономики, что собрать налоги со всех и всего не представляется возможным.

За счет же повышения НДФЛ для богатых хотят собрать средства на особо тяжелые заболевания детей. Но у нас консолидированный бюджет здравоохранения 6 трлн руб. В них 60 млрд – это на самом деле копейки.

– А что же с КИК, неужели это малый бизнес, нуждающийся в послаблениях?

– Эти контролируемые организации достаточно дорогие. Почему-то написано, что потолком выручки считается 40 млн, но у них и 400 млрд руб. бывает, а 13% с 400 млрд – это намного больше 5 млн разовой оплаты. Это на самом деле крупные компании с большим оборотом, и 5 млн в год по сегодняшним деньгам – это для них не налог и не деньги.

Поэтому, вы правы, офшорные олигархи скорее обрадуются этому прогрессивному подоходному налогу, чем огорчатся, потому что эти дополнительные 2% с них собрать, скорее всего, не смогут, а 5 млн взамен многомиллиардных платежей — это, конечно, большой подарок Путина офшорной олигархии.

– А что ждет бюджет? Много ли инициаторы реформы рассчитывают собрать за счет таких мер?

– Они не представили финансовое обоснование. Нас убеждают в том, что у контролируемых компаний доход небольшой и к ним можно применить единый налог на вмененный доход. Но такой налог принимается к микро- и малым предприятиям, у которых оборот 20 млн руб. Только название "единый налог на вмененный доход" заменили на "разовые выплаты", а обоснования не представили. Скорее всего даже не считали, потому что нет постоянного контроля за каждым предприятием. У нас сегодня 3,5 млн юридических лиц — это вместе с однодневками и с кем угодно. Вряд ли чиновники знают даже, каких денег лишатся.

– Выходит, иностранные компании получают преимущество перед отечественными. И нашим крупным налогоплательщикам выгоднее регистрироваться там же?

– Да, конечно. С офшорами, как и с коррупцией — на словах боремся, а на деле только плодим. Победить офшоры достаточно просто — достаточно внести в Бюджетный кодекс поправку о том, что уплачивать налоги нужно по месту нахождения предприятия, а не по месту его регистрации. И все, никакой регистрации за рубежом уже не будет. Но власти не хотят такую поправку вводить.

В обществе, разделенном на миллиардеров, нищих и тех, кто еле сводит концы с концами, богачи должны по-настоящему делиться своими доходами.


Выступление Владимира Путина за два дня до начала столь важного для него голосования по поправкам к Конституции, в очередной раз показало, что в его рукаве всегда найдутся козыри на любой вкус. Денег хотите? Вот вам новые и старые пособия. Социальной справедливости? Давно говорили о прогрессивном подоходном налоге? Не вопрос, получайте! Теперь богатенькие запляшут — поднимаем НДФЛ для тех, кто получает от 5 млн рублей в год и выше с 13% до (не шути!)15%. В общем, «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй»…

В том, что Путин пообещает осыпать сограждан новой порцией пособий на детей, вероятно мало кто сомневался. Под выборы у нас всегда так было — что-нибудь, да подкинут народу. Конечно, для семей, в которых один или оба родителя потеряли работу (а таковых, по данным Росстата, в стране сейчас уже 4,5 млн человек, и это не считая тех, кому зарплату сильно сократили), ежемесячное пособие в 5 тысяч рублей на ребенка до трех лет и на детей от трех до семи лет для семей с доходами ниже прожиточного минимума, погоду не сделает. Как, впрочем, и разовая выплата в 10 тысяч рублей для детей до 16 лет. Однако «пустячок, а приятно».

Что касается повышения подоходного налога, то, с одной стороны, оно действительно было несколько неожиданным, а с другой, если вдуматься — смех сквозь слезы…

Как известно, в России олигархов нет. Ну, есть сотня долларовых миллиардеров, но это, конечно, не олигархи… И тут я зримо представил себе сцену подготовки «эпохального» решения о повышении ставки НДФЛ на целых 2% для богатых и очень богатых россиян.

…Владимир Владимирович проводит совещание в узком кругу близких «неолигархов». Объявляет о необходимости повысить подоходный налог с 13% до 15%. «Чего?!», — невольно вырывается у одного или сразу нескольких из них. «Я осознаю, это непросто для вас, — говорит президент, — но, думаю, вы с пониманием отнесетесь к такому решению, ведь это для больных детей, не корысти ради». Он смотрит в глаза соратников, но особого восторга в них не улавливает. «Не, ну а как жить-то?», — не унимаются друзья-неолигархи.

«Знаю, что это действительно непросто, такое еще предстоит осознать. Но мы что-нибудь придумаем, как компенсировать вам „выпадающие доходы“, чтобы они… не выпадали. Сократим на те же 2% какой-нибудь другой налог. Ну, мало ли что еще. Придумаем что-нибудь…», — говорит Путин. «А, ну это другое дело», — облегченно вздыхают разволновавшиеся было толстосумы.

А теперь от воображаемой сцены перейдем к суровой реальности. Переход России к прогрессивному налогообложению (если бы он и вправду состоялся), действительно мог бы стать шагом к более справедливому обществу. Однако дьявол, как известно, кроется в деталях. В 1990-е годы у нас было некое подобие прогрессивного налогообложения, однако оно было настолько сложным и запутанным, что его эффективное «администрирование» и впрямь было делом почти непосильным.

Но, во-первых, кто тогда сделал НДФЛ таким запутанным? А во-вторых, кто в то время вообще соблюдал хоть какие-то законы? Именно новое российское государство сквозь пальцы смотрело на неуплату налогов. Так что все претензии по этому поводу ему стоило бы предъявлять себе…

В 2001 году Путин ввел плоскую (для всех) 13-процентную ставку подоходного налога. До сих пор, в том числе, и в обращении к народу от 23 июня он ставит себе в заслугу, что «после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налога увеличилась». Так еще бы не увеличиться! Если до этого вы получали что-то около нуля, то повышение сборов хоть на какое-то положительное значение — всегда рост, кто бы спорил.

Не хочу, чтобы меня поняли превратно. Я вообще против налогов, если что. Думаю, что в прекрасном далеке их не будет вовсе.

Но пока мы живем в обществе, разделенном на миллиардеров, нищих и огромное большинство тех, кто еле-еле сводит концы с концами, первые должны делиться со вторыми и третьими. Соответственно, подоходный налог должен быть строго дифференцированным. Богатые стали богатыми, выкачивая так или иначе средства не из воздуха, а из общества, и стало быть, обязаны с ним делиться.

Посмотрим, как обстоит дело с этим в большинстве развитых стран.

В США ставка федерального подоходного налога колеблется от 10% до 39,6%.

В Канаде от 15% до 50%. Во Франции от 5,5% до 75%. В Норвегии от 9,5% до 39%. Максимальная ставка на крупнейшие состояния в Швеции составляет 57%, в Дании 55,6%, в Бельгии 50%, в Португалии 48%, в Испании 45%.

Конечно, в Европе есть и Литва с Венгрией, где ставка подоходного налога 15%, и Румыния (16%), но для развитых социальных государств сегодня это скорее исключение, чем правило.

Естественно в разных странах, есть разные вычеты, которые позволяют уменьшить ставку подоходного налога. Например, если вы выплачиваете ипотечный кредит или содержите иждивенцев.

Отметим также, что почти во всех этих странах есть и необлагаемый подоходным налогом минимум. В США, например, на федеральном уровне он составляет от 9 до 18 тысяч долларов в год (в зависимости от возраста, семейного положения и прочих факторов). Иными словами, это не просто прогрессивный, но именно дифференцированный налог.

Между тем в таком «справедливо» устроенном постсоциалистическом государстве, как современная Россия, необлагаемого минимума, как известно, нет. И у миллиардера, и у уборщицы, получающей 12 тысяч рублей в месяц, в казну забирают 13% от заработка. Теперь, правда, как нам пообещал президент, миллионеров и миллиардеров напрягут аж до 15%. Однако очевидно, что человеку, получающему 12 тысяч рублей, гораздо тяжелей заплатить с них 13% (примерно 1500 рублей) подоходного, чем тому, кто, скажем, со 120 миллионов рублей в год перечислит в уплату НДФЛ 15% (18 млн рублей). У них при этом немного разные проблемы — у детей уборщицы суп жидок, а у детей миллионера жемчуг мелок.

Подводя итог сказанному, отмечу, что «крутое» повышение подоходного налога на состоятельных и богатых граждан на два процента, чем осчастливил на днях Путин российский народ, не тянет даже на предвыборный пиар. Это просто смешно.

Почему в России налог на богатых воспринимают как издевательство?

Дмитрий Родионов

Путин решил «потрясти» олигархов




Президент России Владимир Путин подписал закон об увеличении с 2021 года ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 15% для граждан, чей годовой доход превышает пять миллионов рублей. В настоящий момент ставка для всех одна — 13%.

Стоит отметить, что разговоры о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения в России ведутся давно. Эту меру неоднократно предлагали различные политические партии, однако правительство выступало против. О несвоевременности такой меры не раз говорил президент.

Так 7 июня 2018 года в ходе «прямой линии» Путин заявил, что все не так просто, как в теории.

«Как известно, многие предлагают НДФЛ изменить, в том числе и политические партии, которые находятся в оппозиции, но представлены в парламенте. Мы долго думали на этот счет. На первый взгляд, дифференцированная шкала налога на доходы физических лиц кажется и выглядит более социально справедливой, то есть кто больше получает доходов, тот должен и больше платить.

Практика сложнее, чем эти теоретические формулы. О чем говорит практика дифференцированного налога на доходы физических лиц прошлых лет? Как только он вводится, часть граждан, которые получают более высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются сразу зарплаты дополнительные в конвертах и так далее и так далее.

То есть фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно, поэтому признано это нецелесообразным", — отметил президент.

А вот, что он заявил в ходе обращения к гражданам этим летом:

«С 2001 года у нас действует плоская шкала налога на доходы физических лиц. И ее введение в свое время позволило вывести зарплаты и доходы из тени, упростить, сделать понятным налоговое администрирование. То, что граждане с разным уровнем доходов платят налог одинаково, по одной ставке в 13%, на первый взгляд, выглядит даже несправедливым. Однако если учесть, что после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налога увеличилась, причем увеличилась значительно, и государство получило возможность направлять эти дополнительные средства на решение социальных задач, то станет ясно, что справедливость здесь абсолютно ни при чем.

Сейчас с учетом нового качества администрирования, внедрения здесь цифровых технологий появилась возможность распределять налоговую нагрузку более дифференцировано и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных, значимых для общества задач".

Что же изменилось? Откуда появилась эта возможность? Или просто кризис прижал?

— Эта мера несет преимущественно идеологическую функцию, — считает директор Института свободы Федор Бирюков.

— Все налоги у нас — для бедных, они бьют по кошелькам небогатых людей. В любой сложной ситуации правительство решает проблему за счет граждан. Теперь будет налог для богатых. Учитывая упертую антисоциальную позицию либерально-экономического лобби в правительстве и околоправительственных кругах, и это решение реализовать было явно нелегко. Но президент продавил, и правильно сделал. Разумеется, это не природная рента и не прогрессивная шкала налогообложения, но это знак того, что во власти уже всерьез задумались о применении таких социальных мер.

Подписанный президентом закон — символ медленного дрейфа государства к принципам социальной справедливости. Дрейфа во многом вынужденного, нежелательного для либерально-бюрократических элит, и которому они явно будут сопротивляться.

В целом же актуальная экономическая стратегия страны не должна ограничиваться фискальной стороной дела. Главные задачи государства в экономической сфере — это повышение доходов граждан, уровня жизни в стране, развитие производительных отраслей, расширение и усовершенствование социально-экономической инфраструктуры регионов. Колоссальное социальное расслоение, безработица и низкие зарплаты в регионах являются одними из основных внутренних экономических вызовов. Пора увеличить долю прибыли наемных работников на государственных и частных предприятиях, открыть россиянам доступ к достойным заработкам. Тогда и налоговые поступления в бюджет вырастут.

Редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев считает, что данная мера имеет двойной смысл.

— Во-первых, власть должна иногда говорить некие приятные для ушей сограждан вещи. Особенно в нынешние тяжелые времена, связанные с пандемией и падением доходов. Увеличение налогов на богатых, безусловно, к таковым относится. Опять же вовсю идет перекройка системы власти, не за горами выборы в Госдуму, и президент должен подчеркивать свой статус.

Ну а во-вторых, народ потихоньку готовят к новым повышениям налогов для всех. Мы не раз видели инициативы власти об обложении налогами грибников, ягодников, рыбаков и так далее. Скоро это станет реальностью — бюджеты ведь из-за коронавируса просели, а денежку где-то брать надо. И на возмущение граждан чиновники разведут руками и скажут: «Вы же просили прижать богатых? Это сделано. А теперь раскошеливайтесь сами, закон для всех один».

Если же говорить по сути вопроса — 650 тыс. рублей для тех, кто зарабатывает больше 5 млн. рублей в год, плюс ставка 15% вместо 13% на доходы сверх этого — никакого отношения к прогрессивной шкале налогообложения это не имеет. Вот, скажем, в Швеции при подоходном налоге в 30% налоговая ставка для богатых может составлять 50% и выше — это и есть прогрессивная шкала. А у нас сверхбогатые будут платить на 2% больше, чем нищие. Для экономики это никакого значимого эффекта не даст: при бюджете на будущий год почти в 19 трлн. рублей, как планируется, будет лишь 60 млрд. рублей дохода. И недаром президент сказал, что деньги будут направлены на лечение тяжелобольных детей. Святое дело, конечно. Только непонятно, закончатся ли сюжеты со сбором для них денег на центральных телеканалах, где один рекламный ролик стоит дороже, чем обычно собираемая с сограждан сумма.

Всё в итоге упирается в главные вопросы русского бытия — кому принадлежит собственность, заводы, газеты, пароходы. Без национализации полезных ископаемых и крупной промышленности дело с мертвой точки не сдвинется. Ведь и сверхбогатой в нашей стране — производная в первую очередь от ельцинской приватизации. Но на это власть замахиваться, конечно, не готова: слишком много бенефециаров как тех времен, так и нулевых-десятых годов толпятся вокруг путинского трона.

— В «тучные годы» новость о прогрессивной шкале была бы воспринята положительно. Сейчас «налог на богатых» в 2% в обществе либо вообще не заметят, либо посчитают издевательством. Ведь если можно немного поднять налоги для богатых, почему сверхбогатых нельзя тряхнуть как следует? — отмечает политолог Андрей Милюк.

Тем более что под повышенную ставку НДФЛ подпадают не только богатые, но и средний класс. Особенно сильно это будет заметно в столицах, где стоимость жизни существенно выше по сравнению с остальной страной. Лояльности к Путину у среднего класса от этого не прибавится. Нормальная прогрессивная шкала в этом отношении была бы более понятной, и воспринималась бы, как гораздо более справедливое решение.

«СП»: — Но ведь и на это решение власть долго не шла…

— Следует помнить, что по своим экономическим убеждениям Путин —либерал, верный ученик Собчака. Как политик он вырос в 90-е, и там же остались его представления об экономике. Пойти даже на такой робкий шаг для него — психологическая травма.

А ведь можно было просто сослаться на мировой опыт. Если помните, повышение пенсионного возраста нам именно так и обосновывали, но о мировой практике по налогам на доходы дипломатично умолчали. А ведь по размеру НДФЛ для богатых Россия на одном из последних мест в мире.

«СП»: — В любом случае есть прецедент. Будет ли дальше расти налог на «богатых»?

— Естественно, это прецедент. Повысив НДФЛ единожды, его будут повышать и далее, но уже без трогательных обоснований. Ведь денег государству действительно не хватает. Два года назад прогремела совершенно дикая для российского капитализма инициатива помощника президента Андрея Белоусова. Не было денег на исполнение майских указов Путина, и Белоусов предложил 14 крупным сырьевым компаниям разово скинуться. Тогда эту инициативу замяли. В сентябре появились сообщения, что Белоусову все же частично удалось «постричь» олигархов: с нового года повысится в 3,5 раза налог на добычу полезных ископаемых. Значит, за два года деньги государству стали нужны еще сильнее.

Теперь вспомните про повышение НДС до 20%, другие фискальные инициативы — государство пытается изъять деньги везде, где только может. С простых людей «лишнее» снимают с широким размахом и без особых церемоний; перед близкими олигархами, бизнесменами и прочим креативном классом власть расшаркивается, выдумывает удобные обоснования.
Складывается ощущение, что нынешнее повышение НДФЛ может оказаться всего лишь первым этапом. Как будто НДФЛ повысят до 15% для всех, но не сразу. В это верится гораздо больше, чем в новую «ступеньку» НДФЛ для сверхбогатых.

Путин поручил обложить налогом самозанятых по всей России

Президент России Владимир Путин одобрил идею распространить на всю Россию практику сбора налогов с самозанятых. Об этом он заявил на совещании с членами правительства в понедельник, сообщает «Finanz»

Эксперимент по выведению из тени миллионов россиян, оказывающих услуги, не перечисляя ни копейки в бюджет, в целом показал «неплохие итоги», сообщил Путину премьер Дмитрий Медведев.

По данным Федеральной налоговой службы, 260 тысяч человек за январь-октябрь зарегистрировались в новом статусе в четырех регионах, выбранных как пилотные (Москва, Московская область, Татарстан и Калужская область). Теперь они платят налог по ставке 4% на доходы, полученные от физических лиц, и 6% – на доходы от юридических лиц.

Около половины – это новые налогоплательщики, отчитался Путину глава Минфина и вице-премьер Антон Силуанов: 18,7% занимаются перевозкой пассажиров, 7% предоставляют услуги по строительству, 10% сдают в аренду имущество.


Путин: несмотря на десятки уголовных дел, на Восточном так и воруют

«Это те люди, которые решили для себя, что они будут работать «в белую» и, соответственно, пользоваться всеми благами, что называется, и получать необходимые виды поддержки, не иметь проблем с проверяющими органами» — заявил Силуанов, добавив, что предлагает «дать право распространения этого режима всем субъектам Российской Федерации»

Этот вопрос обсуждался с бизнес-сообществом, поддержал вице-премьера Медведев.

«Они тоже считают, что итоги очень неплохие, и предлагают в таком порядке, как сейчас доложил первый заместитель председателя правительства, этот эксперимент уже превратить в общее правило. Так что мы можем выводить» — сказал он, не уточнив кого и откуда

«Хорошо, договорились» — ответил на это Путин

По данным Росстата, на конец 2018 года в теневой экономике, вне зоны доступа налогового контроля, трудились 14,6 млн россиян – 20,1% от трудоспособного населения старше 15 лет.

Эти люди получают гигантские теневые доходы в размере от 15% до 21% ВВП, жаловалась в июле вице-премьер Татьяна Голикова. В результате государственные фонды – социального, медицинского и пенсионного страхования – теряют 2,3 триллиона рублей в год.

Этими же деньгами правительство рассчитывает наполнить региональные бюджеты, на которые возложена половина расходов на национальные проекты, призванные побороть бедность и вытащить страну из стагнации.

Согласно бюджетному прогнозу Минфина, к 2036 году сборы НДФЛ должны вырасти на 70% в номинальном выражении и 10% в относительном – с 3,5% до 3,8% ВВП.

Те, кто откажется декларировать теневые доходы, попадут под прицел ФНС. В ее ведении с 2020 года появится единый реестр населения.


Путин предложил создать правила общения искусственного разума и человека

В него попадут, имя, фамилия и отчество; виды, номера и иные сведения о документах, удостоверяющих личность; ИНН; сведения об ИП; данные регистрации в Пенсионном фонде и фонде ОМС; сведения из служб занятости, а также об образовании и квалификации (включая номера дипломов, аттестатов итд); полный перечень сведений из системы госуслуг и ЗАГСов, включая не только текущее семейное положение, но и все прошлые браки и разводы и другие изменения гражданского состояния.

Законопроект о создании базы данных по гражданам в сентябре был принят в первом чтении ГосДумой. Реестр «обеспечит переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц», говорится в пояснительной записке к документу.

Предложения отказаться от существующей системы налогообложения России начинают все чаще звучать на всех уровнях власти. Депутаты пишут законопроекты, по которым богатые будут платить больше, бедные меньше, а единый налог в 13% уйдет в прошлое. Но раз за разом такие инициативы зарубаются на корню – к сожалению, не без активного участия не только правительства, но и президента.


Прогрессивное налогообложение – ночной кошмар миллионеров

Прогрессивная шкала налогообложения подразумевает, что чем больше уровень облагаемого дохода гражданина, тем больший налог он будет платить. Иными словами – богатые отдают государству больше денег, бедные – меньше или не отдают вообще.

Эта система успешно используется практически во всех развитых странах – налоги обеспеченных людей в совокупности там в несколько раз превышают налоги малоимущих. “Нижний” порог налога на доходы физических лиц (НДФЛ) часто ниже “верхнего” в 2-8 раз.

Например, в Швеции богачам придется отдать государству до 56,4% доходов, а люди с низким заработком освобождены от уплаты налогов вообще. В Бельгии подоходный налог начинается от 25% и доходит 53,7%, в Германии – 14% – 47,5%, в Австрии – 36,5% – 50%.

Кроме того, в Европе традиционного самые высокие налоги, особенно для богатых. Ставки НДФЛ для тех, кто хорошо зарабатывает, колеблются от 40% до 50%. Несладко и миллионерам в США – подоходный налог там является прогрессивным, взимается либо с индивидуального налогоплательщика, либо с семьи (супругов, совместно заполняющих декларацию). Ставка федерального налога составляет от 10% до 35% в зависимости от уровня дохода.

В России не видят разницы между богатыми и бедными


В России с 2001 года установлена единая ставка подоходного налога – 13%. Именно столько платят все россияне, независимо от количества миллионов на счетах или копеек в кармане. Сторонники единой ставки налогообложения утверждают, что если люди могут сохранить большую часть своего более высокого дохода, то они имеют больше стимулов к работе. И таким образом якобы стимулируется экономический рост.

Нельзя сказать, что тема введения в стране прогрессивной шкалы подоходного налога совсем не обсуждается. Только в течение прошлого года в Госдуме были заявлены четыре законопроекта о переходе к прогрессивной шкале НДФЛ: два варианта от «Справедливой России», по одному от КПРФ и ЛДПР. Но комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал отклонить их в первом чтении, а замминистра финансов Илья Трунин отметил, что переход к прогрессивной шкале не только сложен с точки зрения администрирования, но и повлечет за собой негативные экономические последствия.

В текущем году депутаты вновь попытались продвинуть идею перехода на прогрессивную шкалу налогообложения – новые предложения поступили сначала от справедливороссов, а потом и от коммунистов. Законопроект последних, в частности, предполагал установить ставку НДФЛ в размере 5% для лиц с доходами менее 100 тысяч рублей в год, а для самых богатых, имеющих доходы от 10 млн в год, установить минимальный размер налога в 1,642 млн плюс 25% от суммы доходов, превышающей 10 млн.

«Надежды, что сверхдоходы олигархи направят на развитие производства и создание дополнительных рабочих мест в стране за последние 15 лет, не оправдались. Наоборот, по разным каналам сверхдоходы из России выведены за рубеж и в офшоры на общую сумму более 60 трлн рублей», – говорилось в проекте авторов инициативы.

Правительство, однако, продолжает относиться к предложениям скептически и отклоняет их. Как заявил сам премьер-министр Дмитрий Медведев, прогрессивная шкала станет наиболее затруднительной не для тех, кто имеет сверхдоходы, а для людей со средними доходами, то есть якобы ударит по среднему классу.

Миллиардеры богатеют, нищие беднеют


Согласно опросу Фонда общественного мнения, большинство россиян (74%) считает несправедливым тот факт, что богатые и бедные платят в качестве налога одинаковый процент от своих доходов – 13%. Одновременно с этим Институт “Центра развития” НИУ ВШЭ сообщает – в 2018 году уровень социального неравенства вновь начал расти.

Это эксперты связывают с тем, что доходы 20% наиболее обеспеченного населения росли быстрее по сравнению с доходами 40% наименее обеспеченного населения. И в будущем году разрыв в доходах может продолжить расти.

Ярче всего пропасть между богатыми и бедными демонстрирует тот факт, что 89% благосостояния страны находится в руках очень узкой прослойки населения – этими богатствами владеют 10% россиян. Об этом говорят результаты независимого исследования Credit Suisse Research Institute. При таком раскладе не удивительно, что число долларовых миллиардеров-россиян постоянно растет.

Питательная почва для умножения капиталов


Интересные цифры опубликовал Bloomberg в 2018 году. Издание подсчитало, насколько увеличилось совокупное состояние богатейших россиян с 2012 года – то есть, с момента, когда начался третий президентский срок Владимира Путина. Цифра на самом деле колоссальная – богатейшие люди страны стали богаче еще на 29,5 миллиардов долларов. И вот кто озолотился сильнее остальных:

  • Владелец «Норникеля» Владимир Потанин. По оценке Bloomberg, его состояние за шесть лет увеличилось на $6,4 млрд до $19,1 млрд.
  • У основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова состояние выросло на $5,9 млрд до $19,5 млрд
  • Основной владелец НЛМК Владимир Лисин обогатился с $5,8 млрд до $19,1 млрд.
  • Состояние основного акционера угольной компании СУЭК Андрея Мельниченко увеличилось на $3,8 млрд до $14,9 млрд.
  • На $3,1 млрд (до $14,3 млрд) выросло состояние у президента «Лукойла» Вагита Алекперова.
  • Состояние основного владельца группы «Ренова» Виктора Вексельберга достигло $16,7 млрд – это на $2,9 млрд больше, чем в 2012 году.
  • Состояние акционера «Сибура» Леонида Михельсона выросло на $2,2 млрд до $17,6 млрд.
  • Состояние председателя совета директоров «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева Bloomberg оценил в $10,7 млрд (на $1,7 млрд больше, чем в 2012 г.).
  • Состояние председателя наблюдательного совета «Альфа-групп» Михаила Фридмана увеличилось на 1,1 млрд до $13,6 млрд.

Прогрессивное налогообложение для президента – ненужный шум


Президент России Владимир Путин уже неоднократно отказывался от реформы подоходного налога. В очередной раз он высказался против перехода к прогрессивной шкале налогообложения в ходе мартовской “Прямой линии” в 2018 году.

Мы долго думали на этот счет, и на первый взгляд, дифференцированная шкала налога на доходы физических лиц, кажется, выглядит более социально справедливой, то есть кто больше получает – тот и должен больше платить. Практика сложнее, чем эти теоретические формулы


— Владимир Путин

По мнению президента, как только такое решение будет принято, “часть граждан, которые получают более высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются сразу дополнительные зарплаты в конвертах и так далее. То есть фискальный результат почти нулевой, а шума много”.

Такое заявление Путина заставляет задуматься – почему же правительство не в силах заставить бизнес подчиняться закону? И не показывает ли такая ярая защита миллиардеров от прогрессивного налога, что президент служит интересам крупного капитала, а не народа?

Рейтинг ничто, поддержка богатых – всё?

Еще в 2013 году Путин говорил – плоская шкала налогообложения “введена не на века”. И если такая риторика допускала мысль, что президент думает о переходе к прогрессивному налогообложению, то теперь он говорит ему твердое “нет” – “ухудшение в целом инвестиционного климата [при переходе на другую шкалу] очевидно, поэтому признано это нецелесообразным”. Так президент сказал в марте 2018 года.

Читайте также: