Пути совершенствования налогового учета

Опубликовано: 14.05.2024

На принятие решения о целесообразности применения упрощенной системы влияют такие факторы как рентабельность, отраслевая принадлежность бизнеса, категория покупателей.

Вопрос о том, стоит ли применять упрощенную систему налогообложения или обычную систему налогообложения, решается на основе обычного критерия - экономической выгодности - путем взвешивания достоинств и недостатков УСНО в каждом конкретном случае.

Основным достоинством УСНО является снижение налогового бремени налогоплательщика. Налоговая нагрузка для предприятий значительно уменьшается. Даже если сравнить уплату единого налога по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов, и уплату налога с продаж, налога на имущество, НДС и ЕСН превысит на 2% от прибыли предпринимателя, то выгоднее платить единый налог по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Значительное упрощение бухгалтерского и налогового учета и отчетности позволяет налогоплательщику сократить затраты на бухгалтерию - как оплату труда бухгалтера, так и канцелярские расходы и расходы на автоматизацию учета.

Упрощение налоговых платежей позволяет печатать меньше платежек, реже посещать банк, не путаться во множестве налоговых кодов.

Как показала практика, многочисленные достоинства упрощенной системы налогообложения сводятся на нет, одним существенным недостатком, а именно - малые предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения стали невыгодными партнерами для прочих контрагентов. Происходит это потому, что покупатели продукции малых предприятий не могут принять к зачету НДС, уплаченный малым предприятием поставщику. Кроме этого контрагенты субъекта малого предпринимательства вообще не получают никакого зачета НДС поскольку последний не является плательщиком НДС.

Заключение

Безусловно УСНО обладает рядом преимущество сравнению с общим режимом. Так например ряд налогов, такие как налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия только в отношении одного налога.

Также немаловажным фактом является упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих УСНО. Данное упрощение заключается в том, что отпадает необходимость ведения громосткого бухгалтерского учета с использованием различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерским учетом с использованием Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен. Данное обстоятельство позволяет сэкономить деньги на оплату услуг бухгалтера, приобретения канцелярских товаров и специализированного программного обеспечения, т.к. бухгалтерский учет по предложенной схеме может производить сам индивидуальный предприниматель, руководитель малого предприятия или другое уполномоченное лицо, не имеющее специального образования или опыта работы, без использования дорогостоящей вычислительной техники.

Одна из положительных сторон УСНО проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые периоды.

Также одним из плюсов УСНО можно выделить ускоренное списание расходов на приобретение объектов основных средств. Однако в правилах учета расходов на приобретение объектов основных средств есть и один недостаток, а именно необходимость уплаты дополнительной суммы налога и пени в случае продажи объекта основных средств ранее установленного срока.

Есть необходимость обратить внимание еще на один недостаток УСНО, который заключается в необходимости возврата на основной режим в случае превышения установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода в течении года, а также величины остаточной стоимости объектов основных средств. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режим в случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и налогового учета за относительно большой промежуток времени (от нескольких дней до более двух месяцев). Но такую опасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учет по правилам, установленным для налогоплательщиков, применяющих основной режим налогообложения.

Можно сделать вывод, что УСНО является льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Налоговый Кодекс (часть первая и вторая). - Новосибирск.: Сиб.унив.изд-во, 2009.

3. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. N 152н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения».

5. Главная книга. Специальный выпуск: "Все об упрощенной системе налогообложения". -М.: ООО НПО "ВМИ", 2006.

6. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учёта. - М.: Издательский центр «МарТ», 2008.

7. Волков А.С. Упрощенная система налогообложения. Выбор упрощенки. Порядок и особенности применения. Формы документов . - М.: издательство РИОР, 2009.

8. Захарьин В.Р. Упрощенная система налогообложения в организациях торговли и общественного питания: практическое пособие по применению главы 26.2 Налогового кодекса РФ (Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства). - М.: ”ЭЛИТ-2000”, 2007.

9. Касьянов А.В., Кислов Д.В., Курбангалеева О.А. Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения. - "ГроссМедиа", 2009.

10. Кислов Д.В. Малый бизнес: учет и налоги. - "Статус-Кво 97", 2008.

11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. - М.: ИНФРА-М, 2008.

12. Корсун Т.И. Налоговое право России. – Москва.: Издательский центр «Март», 2008.

13. Парыгина В.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов-н/Дону: Феникс, 2007.

14. Перов А.В. Налоги и налогообложение. - Москва.: Юрайт, 2006.

15. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение. - Москва. «Приф-издат», 2004.

16. Толкушкин А.В. Постатейный комментарий к главе 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения". - Система Гарант, 2006 .

17. Тюмина М.А. «Налоговый учет и отчетность».- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:18, дипломная работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Организационно-экономическая характеристика АО «РД КМГ»
Этапы становления и характеристика современного состояния налогового учета
Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ АО «РД КМГ»
Налоговая учетная политика предприятия
Организация налогового учета
Особенности налогообложения недропользователей
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Пути совершенствования налоговой системы РК
Перспективы развития налогового учета в АО «РД КМГ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Организационно-экономическая характеристика АО «РД КМГ»

Этапы становления и характеристика современного состояния налогового учета

Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ АО «РД КМГ»

Налоговая учетная политика предприятия

Организация налогового учета

Особенности налогообложения недропользователей

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Пути совершенствования налоговой системы РК

Перспективы развития налогового учета в АО «РД КМГ»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования [1].

Последние реформы показывают стремление Казахстанского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост Казахстана.

Экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Особенность реформирования экономики в Казахстане такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика [2].

Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает определенной материально-финансовой базой. Проще говоря, когда оно имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функций. Деньги можно получить, реализуя произведенный товар (работы, услуги), т.е. осуществляя деятельность в сфере материального производства. Однако государственная деятельность по своей природе относится к управленческой деятельности, в процессе которой не создается новой стоимости в виде товара. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, в частности, и всего государственного аппарата, в целом, не создает того продукта (товара), выразителем стоимости которого выступают деньги. В силу этого государство вынуждено искать их где-то на стороне.

Методы, посредством которых государство добывает себе денежные средства довольно многочисленны. В одних случаях оно использует метод, основанный на добровольной передаче денег их собственником государству. Классическим примером такого метода выступают государственные займы (как внутренние, так и внешние). В других государство получает доход от использования своего имущества (например, сдает в аренду земельные участки, находящиеся в его собственности, взимая за это плату).

В третьих взимает плату за те или иные свои услуги, выступая в качестве их продавца. Этот перечень можно продолжить, но основным методом, посредством которого современное государство добывает себе необходимые денежные средства, выступают налоги.

Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний, на мой взгляд, заинтересован не меньше первого.

Основы ныне действующей налоговой системы РК заложены в 1992 г. об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы учета расчетов с бюджетом сохраняются.

Современные условия хозяйствования требуют от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и мобилизации не используемых резервов. Важная роль в реализации этой задачи отводится учету, как системе сбора информации, ее измерения и обработки и предоставления финансовой информации в виде финансовой отчетности о предприятии заинтересованным сторонам, независимо от того, находятся эти лица внутри или за пределами бизнеса. Предприятия в свою очередь, анализируя учетную информацию, вырабатывают стратегию и тактику развития предприятия, обосновывают планы и управленческие решения, осуществляют контроль за их выполнением, выявляют резервы повышения эффективности производства, оценивают результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников [3].

Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового Кодекса), а также других нормативных актов. Налоговый кодекс определяет полный перечень налогов, порядок их исчисления, объекты налогообложения, плательщиков по основным видам налогов.

Налоговое законодательство в Республике Казахстан строится по методу начисления – методу налогового учета, согласно которому независимо от времени оплаты доходы и расходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров с целью реализации и оприходования имущества.

Налогоплательщики, в силу исполнения налоговых обязательств, обязаны определять объекты налогообложения и объекты, связанные с ним, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет от определенной за налоговый период налогооблагаемой базы по установленным налоговым ставкам, составлять налоговую отчетность и предоставлять ее в налоговые органы [4].

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе организационной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Рыночные отношения требовали инвестиций, которые на первоначальном этапе могли бы обеспечить стабилизацию экономики страны. В этой связи возникла необходимость создания Единой системы бухгалтерско¬го учета, обеспечивающей соблюдение единых принципов составления финансовой отчетности. В современных условиях хозяйствования практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной и достоверной экономической информации, которую дает четко налаженная система учета.

Данная дипломная работа предполагает собой изучить систему налогового учета на предприятии. Целью данной работы является описание методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом, показать на примере АО «РД КазМунайГаз» учет расчетов с бюджетом, рассмотреть пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан и налогового учета в АО «РД КМГ».

Перед исследованием в работе ставятся следующие задачи:

- рассмотреть основные понятия, нормативное регулирование налогового учета на предприятии нефтедобывающей промышленности;

- изучить принципы расчета с бюджетом по налогам;

- изучить теоретические основы и провести перспективы развития налогового учета в Казахстане;

- сформулировать рекомендации по совершенствованию налогового учета на предприятии АО «РД КазМунайГаз».

Для достижения данных целей в дипломной работе выделено соответственно три главы. В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты налогового учета в Казахстане. Вторая глава посвящена изучению организации налогового учета на предприятии АО «РД КазМунайГаз». В третьей главе описываются предложения по совершенствованию налоговоq системы в Республике Казахстан ,налогового учета на предприятии и оцениваются перспективы его развития.

В качестве объекта исследования выбрано предприятие АО «РД КазМунайГаз» (далее по тексту АО «РД КМГ»).

Основным видом деятельности АО «РД КМГ» является разведка добыча нефти.

Для достижения данных целей были использованы следующие методы:

Предметом дипломной работы явдяеется организация налогового учета в Республике Казахстан, оценка его современного состояния и перспективы развития.

Важность проведения исследования налогового учета состоит в том, что налогообложение является важным аспектом в организации учета предприятий. Организация своевременного и точного расчета с бюджетом во многом упрощает деятельность предприятия и формирует о нем положительное мнение на рынке.

При написании данной работы были использованы законодательные акты, нормативные документы освещающие данную тематику, учебная и научно-публицистическая литература.

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

1.1 Организационно- экономическая характеристика АО «РД КМГ»

К странам каспийского региона зачастую относят пять прибрежных государств и часть территории Узбекистана, в силу своей близости к Каспийскому морю. До настоящего времени ключевыми странами - производителями нефти в Каспийском регионе были Казахстан и Азербайджан, на долю которых, по данным BP Statistical Review за 2008 год, приходилось 3,2% и 0,6% мировых доказанных запасов нефти. Предполагается, что эти страны будут и дальше лидировать в области добычи сырой нефти в ближайшем будущем, увеличивая добычу на существующих месторождениях и разрабатывая недавно обнаруженные нефтеносные участки. Туркменистан и Узбекистан занимают доминирующее положение в области добычи газа в Каспийском регионе, однако не добывают нефть в таких значительных объемах, как Казахстан и Азербайджан. Районы России и Ирана, примыкающие к Каспийскому морю, не являются значительным источником добычи нефти для этих стран. Тем не менее, Россия играет важную роль в регионе, поскольку ее территория играет важного транспортного коридора между Каспийским и Черным морями.

Период с 2000 по 2007 годы характеризовался стремительным ростом экономики Казахстана, чему способствовали два фактора – экономические реформы и иностранные инвестиции, большая часть которых по сей день сосредоточена в энергетическом секторе.

Рост экспорта нефти из Казахстана продолжает расти. В настоящее время большая часть нефти добываемой в республике поставляется на международные рынки по трубопроводам через Россию к пунктам отгрузки на Черном море. Открытие трубопровода Нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (далее по тексту КТК) в 2001 году значительно повысило возможности экспорта сырой нефти из Казахстана.

Инвестиции в нефтегазовый сектор в Казахстане осуществлялись по международным проектам через создание совместных предприятий, в том числе с Национальной Компанией КазМунайГаз (далее по тексту НК КМГ) - государственной нефтегазовой компанией, а также заключение соглашений о разделе продукции и концессий на разведку и разработку месторождений. Крупными проектами являются Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. ТОО «Тенгизшевройл» («ТШО») – совместное предприятие, созданное компаниями ChevronTexaco, ExxonMobil, Lukarco и НК КМГ – осуществляет разработку нефтяных месторождений Тенгиз и Королевское в соответствии с лицензией на добычу, выданной в 1993 году. Указанная лицензия на добычу была выдана на первоначальный срок 10 лет, который ТШО может продлить в общем до 40 лет; в 2003 году она была продлена ТШО до 2013 года. Компания «Карачаганак Петролеум Оперейшнз», осуществляющая разработку месторождения Карачаганак, осуществляет деятельность в соответствии с cоглашением о разделе продукции, заключенном в 1997 году с Правительством сроком на 40 лет. Кашаганский консорциум, разрабатывающий месторождение Кашаган, также был создан в 1997 году в соответствии с соглашением о разделе продукции, заключенном с Правительством сроком на 40 лет. Это соглашение охватывает четыре нефтяных структуры: Кашаган, Каламкас, Актоты и Кайран. Более подробное описание указанных и других важных событий нефтегазовой отрасли Казахстана представлено ниже.

date image
2020-01-14 views image
304

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



При разработке экономической политики государству необходимо учитывать следующие случаи:

а) Уклонение от налога. Переложение налога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.

С легальными уклонениями государство может бороться только финансовыми способами: при сокращении потребления обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами уклонения можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.

б) Амортизация (или погашение), поглощение и капитализация налога. Здесь выделено два варианта:

1) налог вызывает уменьшение ценности облагаемого предмета - амортизация налога;

2) налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета – поглощение налога;

3) ценность предмета увеличена благодаря уменьшению налога - капитализация налога.

Благодаря явлениям амортизации, поглощения и капитализации при известных условиях увеличение налога ведет к частичной конфискации имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать ничем не заслуженное увеличение богатства.

в) Лицо, обязанное уплачивать налог по закону, фактически несет бремя налога, то есть является не только плательщиком, но и носителем налога. Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.

г) Плательщик, законно обложенный налогом, перекладывает тяжесть налога на другого. Если последнему также удается переложить налог на третье лицо, то он является лишь плательщиком-посредником. Если же он окончательно несет тяжесть налога, тогда он – носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности или иммобильности облагаемого предмета).

Если налогоплательщик монополист, то переложить налог ему значительно труднее, чем при свободной конкуренции, так как монополист обычно устанавливает максимальные цены без отношения к налогу. При попытке переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая и за вычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При режиме свободной конкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог может войти в сумму этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с ростом налога, потребление не уменьшается (например, предметы первой необходимости) и налог перелагается на потребителя. При обложении предметов не первой необходимости (средней роскоши) переложение более трудно, так как в этом случае возможно сокращение потребления.

При эластичном спросе переложить налог очень трудно, а при неэластичном значительно легче. Если спрос на известный продукт легко может быть заменен спросом на другой продукт, то потребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перелагаются налоги на предметы первой необходимости и трудно – на предметы средней роскоши, при повышении цен на которые потребитель сокращает спрос на них. Легко перелагаются налоги на предметы роскоши, так как очень состоятельные лица не откажутся, несмотря на налог, от их потребления.




Чем более облагаемый предмет мобилен, тем труднее переложение налога, и, наоборот, чем большей мобильностью (подвижностью) обладает облагаемый предмет, тем легче налог может быть переложен. Например, владельцу недвижимого имущества труднее перебросить налог, чем владельцу движимого имущества, в особенности денежных ценностей.

Таким образом, установленные условия переложения позволили рекомендовать финансовой практике облагать те источники, о которых можно с уверенностью сказать, что налог остается на них.

Одной из ключевых проблем российской налоговой системы является то, что налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те налоги, которые государство намерено с него собрать. Как и всякая система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы налогового поведения - одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос - выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.

За последние четыре года в налоговой сфере России сделаны серьезные шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с 35 до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный налог отменен, введена плоская шкала подоходного налога 13 процентов.

Хотя общая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению их конкурентноспособности и росту деловой активности.

В качестве управляющего переданными средствами государство для предпринимателей проявляет себя зачастую неэффективно. Предприниматель понимает, что эффективность чиновничьей деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они не получают от государства. Это касается и тех рабочих мест, которые создает предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.

В связи с этим, у предпринимателя возникает чувство: а не погасил ли он уже свой общественный долг? И не сделал ли он это намного эффективнее, чем государство, претендующее на часть его имущества в виде налогов? От решения этого вопроса зависит то, каким будет складываться равновесие в его отношениях с государством.

Поскольку государство диктует рамки - налоговые, административные и иные, в которых существует бизнес, то перед налогоплательщиком встает вопрос о выгоде и издержках деятельности по оптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится к сопоставлению уплачиваемых государству сумм с тем, сколько надо потратить на «механизм» уклонения от налогов.

В целом, с учетом сложности выявления и количественного измерения «теневых» экономических процессов, их анализ должен основываться на регулярном сопоставлении и перепроверке информации, полученной из разных источников».

Таким образом, реально достижимая экономия на налогах оказывается очень значительной: всего лишь несколько товарных оборотов, проведенных по «льготной» налоговой схеме, позволяют существенно упрочить бизнес.

Таким образом, чтобы осмысленно влиять на ситуацию в стране посредством налогов, нужно не только знать целевую функцию предполагаемых изменений, но и довести эту информацию до налогового субъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверия и легализации деятельности у граждан и предпринимательства является обеспечение граждан информации о налоговых вычетах.

При этом важно принимать во внимание не только текущее состояние общества, но и динамику. Для решения задачи равновесия в системе «государство-предпринимательство» наиболее привлекательным выглядит метод последовательных итераций, сфокусированных на сокращении дистанции до выбранных целей. Главное - избегать резких действий и правильно выбирать индикаторы процесса. [3, 8, 10-13]

Заключение

Налоги как экономическая категория являются частью производственных отношений, поскольку они возникают и функционируют в процессе распределения и перераспределе­ния национального дохода, создаваемого на всех стадиях производства и обращения.

В условиях современной экономики Российской Федерации возрастает значение регулирующей функции нало­гов, влияния государственной налоговой политики на развитие предпринимательства и повышение деловой активности в России. В процессе анализа налоговой политики государства по данной работе можно сформулировать следующие выводы:

Все налоги выполняют регулирующую функцию: любое изменение в элементах налоговой системы (изменение по­рядка исчисления налога, изменение налоговых ставок и льгот) влияет на экономические процессы в стране, по­скольку все налоги включаются в цены товаров (работ, ус­луг). Исходя из этого отметим, что простым переносом налогового бремени с производителей на потребителей не будет достигнута цель ре­формирования налоговой системы по стимулированию развития предпринимательства, которая может быть выполнима только снижением совокупной налоговой нагрузки с перераспределением ее между факторами производства.

Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечении. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика

Рассмотрев и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы.

Во-первых, обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью – это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы.

Во-вторых, налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям.

В третьих, при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ.

в-четвертых, главная задача налоговой политики - это повышение уровня жизни населения страны.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система – это структура урегулирования общественных отношений посредством правовых норм касательно установления и взимания сборов и налогов.

Система налогообложения возникла довольно давно. Государственная власть долгое время принадлежала знатным родам. Они проводили политику и жили за счет налогов, которые собирали со своих подданных. Постепенно система сбора налогов усложнялась, появлялись новые формы обязательных платежей, но заложенный изначально принцип сохранился и по сегодняшний день.

Основная цель существования налоговой системы – обеспечение функционирования государственного аппарата управления и осуществление социально-экономической политики.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 480 руб.
  • Реферат Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 280 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 220 руб.

Базой налоговой системы являются сборы и налоги. Она помогает государству проводить регулирование экономикой, а также распределять финансы. Законом, согласно которому осуществляются налоговые отношения между субъектами хозяйствования и государством, является Налоговый Кодекс РФ.

Кодекс устанавливает нормы, которые определяют последовательность взимания налогов, перечень плательщиков, объекты, подвергаемые налогообложению. Так же он конкретизирует налоговую базу.

Налоговая система выполняет следующие функции:

  • Фискальная функция направлена на установление отношений между государством и плательщиками в части организации поступления обязательных платежей в государственный бюджет.
  • Распределительная функция позволяет перенаправлять средства между субъектами, отраслями, территориями.
  • Регулирующая функция выражается в механизмах, с помощью которых государство может воздействовать на экономику страны.
  • Контрольная функция помогает отслеживать полноту, своевременность уплаты налогов, а также выполнение участниками отношений, своих обязательств.

Налоговая система является обязательной. Она строится на принципе справедливости, все процессы внутри нее должны быть определены, удобны и понятны. Сборы налогов должны быть экономически целесообразными, справедливыми и оптимальными.

Особенности налоговой системы РФ

Российская система налогообложения состоит из элементов структуры, которые устанавливаются законодательством страны. В России государственное устройство определяет систему сбора налогов. Чтобы выполнять свои задачи перед обществом, государством в Росси была создана трехуровневая система.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает иерархию сборов. В его структуру входят законодательные акты федерального, регионального и местного уровня.

Единая схема налоговой системы РФ включает в себя следующие уровни обязательных платежей:

  1. Федеральный уровень. Поступающие платежи перечисляют все субъекты РФ, установленные в соответствующих актах.
  2. Региональный уровень. Часть полномочий по регулированию сборов отданы региональным властям.
  3. Местный уровень. Перечисления проводятся согласно Налоговому Кодексу, но их регулирование отдано органам местной власти.

Налоги федерального уровня включают в себя различные сборы за пользование природными ресурсами, а также налоги на прибыль предприятий, доходы домашних хозяйств. Сюда же относят пошлины за оказание государственных услуг и акцизы, налог на добавленную стоимость. На региональном уровне регулируются и собираются налоги на имущество, транспорт и игорный бизнес. Муниципалитеты отвечают за сбор налогов на имущество домашних хозяйств, на землю и торговлю.

Основная проблема налоговой системы РФ – пересечение налогов. Иногда субъекты испытывают двойное или даже тройное налогообложение, что негативным образом сказывается на их функционировании. Государство занимается реформирование, но иерархия платежей остается неизменной. Это связно с устройством государства.

Пути совершенствования налоговой системы РФ

Современный Налоговый Кодекс РФ был создан еще в начале девяностых. Он до сих пор мало адаптирован к рыночным условиям, поэтому носит больше фискальный характер. Растет налоговая нагрузка на инвесторов, особенно в крупный бизнес и отрасли, приносящие существенные доходы, достаточно высока. Это сдерживает рост инвестиций, в том числе зарубежных. Отрасли не добирают капитала и факторов производства, что негативным образом сказывается на их развитии.

Высокие налоги заставляют многие компании вести часть бухгалтерии в теневом секторе экономики, скрывая часть доходов. Налоговая нагрузка слишком высока, и не варьируется в зависимости от величины бизнеса.

Действующая налоговая система должна быть простой, понятной и доступной для всех субъектов. Негибкость и низкая адаптивность так же негативным образом сказываются на ее функциональности.

Из наиболее значимых изменений в налоговой системе РФ можно отметить:

  1. Введение единой налоговой ставки на доходы физических лиц в размере 13%.
  2. Снижение ставки налога на прибыль с 35% до 20%.
  3. Отмена многочисленных льгот по налогу на прибыль.
  4. Введение налога на добычу полезных ископаемых.
  5. Преференциальные системы налогообложения в отдельных экономических зонах.

Задача преобразований налоговой системы заключается в том, чтобы вывести часть бизнеса из теневого сектора. Так же гибкость и адаптивность системы позволит повысить конкурентоспособность российской экономики, изменить ее инвестиционную привлекательность. Политика государства учитывает необходимость соответствовать глобальным изменениям мировой экономики. Многие страны постепенно выводят прибыль из-под налогообложения, а также размывают налоговую базу.

Введение налога на недвижимость позволит сократить количество существующих поимущественных налогов, а также установить единые подходы к оценке рыночной стоимости. Государственная власть стремится к выработке долгосрочного плана реформирования налоговой системы. Это необходимо для проведения постепенных преобразований, а также обеспечения экономического роста за счет стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Воронова Инесса Эдуардовна – магистрант института заочного образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются цели бухгалтерского и налогового учета, определены различия между бухгалтерским и налоговым учетом, предложены способы сближения бухгалтерского и налогового учета для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСНО) и упрощенную систему налогообложения (УСНО) со стороны налогоплательщиков, а также выделены направления по созданию необходимых условий со стороны законодателя.

Ключевые слова: учет, бухгалтерский учет, налог, налогообложение, налоговый учет.

Эволюция современных рыночных отношений в России, возрастающие бюджетные расходы приводят к необходимости создания новой точки зрения на отношения между бизнесом и государством, задачи налогового учета, планирования и контроля. В подобных условиях налогоплательщики несут огромную ответственность при исполнении обязанности по уплате налогов. Перед переходом страны к рыночным отношениям расчет налогов и сборов в организациях осуществлялся посредством ведения бухгалтерского учета, который в полной мере выполнял налоговые и расчетные функции. Вместе с тем данные функции не соответствуют задачам и целям бухгалтерского учета, что стало противоречием между бухгалтерским и налоговым учетом.

Эволюция двух систем учета стала причиной того, что налоговый учет стал иметь всё больше различий с бухгалтерским. У данных систем разные пользователи, цели, подходы к установлению принципов учета и правовая природа регулирующих их норм.

Общая сфера, благодаря которой бухгалтерский и налоговый учет не разделились сразу же – это источник получения информации, то есть факты хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, имеются объективные предпосылки для подобного разделения, так как единая система не позволяет полностью соответствовать интересам тех, кому она служит.

Цель бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности и денежных потоках организации, адаптированной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей публичной финансовой отчетности организации.

Цель налогового учета – формирование показателей, необходимых для расчета количественных параметров налога, а также другой информации об операциях организации, влияющих на эти параметры, которая необходима для проведения налогового администрирования государственными органами. Сопоставление этих формулировок позволяет хорошо видеть, что разделение двух учетов является объективным. Их совпадение может быть только на уровне решения общих задач.

Требование одновременного ведения бухгалтерского и налогового учёта существенно увеличивает объем учетной работы. В отношении этих форм учёта действуют разные правила, которыми необходимо руководствоваться. Кроме того, несогласованность бухгалтерского и налогового учёта требует достаточно высокого уровня подготовки специалиста бухгалтерской службы [1].

В 2020 году вступила в действие новая редакция ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», которая вносит изменения в порядок их применения и направлена на приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ним объектов бухгалтерского учета в соответствие с МФСО (IAS)12 «Налоги и прибыль» [2, с. 152]. При ведении учёта предприятия должны учитывать существующие различия нормативно-правовых норм бухгалтерского и налогового учёта. Так, могут возникнуть отличия в фиксировании учёта курсовых разниц, отражении заёмных средств, амортизации, формирования резервов. Поэтому организация заинтересована в том, чтобы минимизировать расхождения в ведении бухгалтерского и налогового учета (которые вызваны появлением постоянных и временных разниц). Выделим некоторые рекомендуемые способы по сближению бухгалтерского и налогового учета.

  1. Установление одинаковых способов амортизации.

Несовпадение сумм амортизационных отчислений создает возникновение временных и постоянных разниц в бухгалтерском учете.

Как известно, разнообразие способов амортизационных отчислений бухгалтерского учёта значительно шире, чем налогового. При использовании разных способов возникают временные разницы, и увеличивается объём работы бухгалтера, что может привести к искажению данных финансовой отчётности. Поэтому в некоторых случаях целесообразно использовать одинаковый способ начисления амортизации (линейный способ), однако он не подходит для снижения налоговой нагрузки впервые годы эксплуатации дорогостоящего основного средства [3].

Кроме того, наличие амортизационной премии в налоговом учете так же приводит к возникновению расхождения с бухгалтерским учетом. Следует учитывать, что принципы формирования стоимости основных средств, а также моменты начала и прекращения начисления амортизации, в налоговом и бухгалтерском учете существенно различаются. Расхождению способствует и наличие возможности пересмотра амортизации в бухгалтерском учете.

  1. Установление единого способа списания сырья и материалов.

Использование разных способов списания сырья и материалов тоже усложняет систему учёта и увеличивает нагрузку на отдел бухгалтерии. Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учёта целесообразно применять метод ФИФО (учёт по первоначальной стоимости приобретаемых товаров/услуг) и производить оценку по средней стоимости [4, с. 157].

  1. Приведение в соответствие видов затрат в бухгалтерском и налоговом учете.

В бухгалтерском и налоговом учёте затраты могут быть приняты по-разному (в связи с разной их классификацией), что увеличивает нагрузку бухгалтера и может привести к искажениям итоговой отчётности.

  1. Отказ от проведения переоценки основных средств. Одна из основных целей переоценки – сближение российской системы бухучёта и МСФО. Но для малого бизнеса переоценка не даёт значимых финансовых выгод, так как практически не отражается в данных налогового учёта.
  2. Отказ от проведения консервации основных средств. Отметим, что малые предприятия, применяющие УСНО, не имеют право использовать процедуру консервации основных средств. Для средних предприятий, как и в отношении процедуры переоценки, результат отразится в бухгалтерском, но не в налоговом учёте, то есть, организация конкретной выгоды в виде перераспределения налоговой нагрузки от этого не получит.

Однако, консервация основных средств также создаст разрыв в принимаемых к учёту суммах бухгалтерского и налогового учёта, то есть – увеличит объём работы.

Для сближения различных видов учета крайне важна их согласованность с целесообразностью ведения хозяйственной деятельности предприятия. В целом решение задачи сближения бухгалтерского и налогового учёта достигается при реформировании налогового и бухгалтерского законодательства. Следует предоставлять налогоплательщикам возможность применять методы учёта, которые они используют при формировании финансовой отчётности [5].

Рассмотренные методы сближения бухгалтерского и налогового учета для субъектов малого предпринимательства упрощенной и общей системы налогообложения со стороны налогоплательщика представлены в таблице 1.

Таблица 1. Методы сближения бухгалтерского и налогового учета.

Способ сближения

Организации, применяющие ОСНО

Организации, применяющие УСНО

Применять одинаковый способ амортизации основных средств

Читайте также: