Путеводитель по налогам энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль

Опубликовано: 30.04.2024

Энциклопедии спорных ситуаций в системе КонсультантПлюс - это принципиально новый материал, аналогов которому нет на рынке справочных правовых систем. В них представлены различные точки зрения по спорным вопросам, связанным с конкретными налогами и не урегулированным Налоговым кодексом РФ.

Энциклопедии помогают специалистам быстро погрузиться в спорную ситуацию, ознакомиться со всеми позициями и принять самостоятельное решение по сложным налоговым вопросам.

Энциклопедии спорных ситуаций размещены в информационном банке "Путеводитель по налогам" раздела "Финансовые и кадровые консультации" системы КонсультантПлюс.

Энциклопедии спорных ситуаций в системе КонсультантПлюс - это:
- различные позиции по спорным "налоговым" ситуациям;
- обоснование каждой позиции документами;
- ежемесячная актуализация материалов.

"Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ"

Энциклопедия содержит различные точки зрения по проблемам применения части первой Налогового кодекса РФ. В этом материале наиболее подробно рассмотрены спорные ситуации, с которыми налогоплательщики сталкиваются при взаимодействии с налоговыми органами. По каждой теме изложены существующие точки зрения контролирующих органов, мнения специалистов, а также приводится судебная практика.

Всего в энциклопедии более 500 спорных ситуаций. Рассмотрены следующие вопросы:
- подача налоговых деклараций и уточненных налоговых деклараций;
- проведение камеральных и выездных проверок, вынесение решений по ним;
- обжалование ненормативных актов налоговых органов;
- уплата налога, выставление требования, а также процедура принудительного взыскания;
- способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога (пеня, приостановление операций по счету, арест имущества);
- зачет и возврат излишне уплаченных, излишне взысканных сумм;
- обстоятельства, исключающие и смягчающие ответственность;
- виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Материал обновляется ежемесячно. При обновлении в него включаются новые спорные ситуации, а к уже имеющимся добавляются свежие документы.

В "Энциклопедии спорных ситуаций по НДС" кратко изложены различные точки зрения - официальная позиция Минфина России, ФНС России, судебных органов, а также мнения специалистов этих ведомств и независимых экспертов - по спорным ситуациям, связанным с НДС. В обоснование каждой позиции приводятся ссылки на документы из системы КонсультантПлюс: правовые акты, судебную практику, консультации в форме "вопрос-ответ", публикации прессы - по ссылкам можно быстро перейти в тексты этих документов.

В Энциклопедии рассмотрено около 1100 ситуаций, их количество ежемесячно увеличивается.

"Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль" содержит различные точки зрения по спорным, неоднозначным ситуациям, связанным с этим налогом. Главная ценность энциклопедии - компактное представление целого спектра мнений по налогу на прибыль, а также обоснование каждой позиции документами из системы КонсультантПлюс (правовые акты, судебная практика, мнения экспертов и публикации прессы).

Энциклопедия содержит около 1050 спорных ситуаций по налогу на прибыль. Материал обновляется ежемесячно. При обновлении в него включаются новые спорные ситуации, а к уже имеющимся добавляются свежие документы.

"Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды" . В энциклопедии представлен весь спектр мнений по спорным ситуациям, касающимся НДФЛ и взносов во внебюджетные фонды. По каждой ситуации кратко изложены различные точки зрения и приводятся ссылки на обосновывающие документы. Всего в энциклопедии около 500 спорных ситуаций. Материал обновляется ежемесячно.

Все спорные ситуации в энциклопедии сгруппированы по выплатам. Для каждой выплаты рассмотрены спорные ситуации, которые касаются НДФЛ и взносов по ней.

В энциклопедии, в частности, рассмотрены вопросы налогообложения следующих наиболее спорных и часто встречающихся на практике выплат:
- премий;
- компенсаций за неиспользованный отпуск;
- командировочных расходов;
- оплаты (выдачи) питания работникам;
- оплаты услуг сотовой связи;
- выплат при увольнении;
- подотчетных сумм.

"Энциклопедия спорных ситуаций по ЕСН и пенсионным взносам (до 2010 года)" . В энциклопедии представлен весь спектр мнений по спорным ситуациям, касающимся действующих до 2010 года ЕСН и пенсионных взносов. По каждой ситуации кратко изложены различные точки зрения и приводятся ссылки на обосновывающие документы.

Все спорные ситуации сгруппированы по выплатам. Для каждой из выплат рассмотрены спорные ситуации, которые касаются уплаты ЕСН и пенсионных взносов.

Всего в энциклопедии более 300 спорных ситуаций. В частности, в энциклопедии рассмотрены вопросы налогообложения наиболее часто встречающихся на практике выплат:
- командировочных расходов;
- возмещения различных расходов сотрудников;
- выплат при увольнении;
- выплат, связанных с обучением.

Для поддержания энциклопедий в актуальном состоянии эксперты ежедневно проводят колоссальную работу по анализу всех имеющихся и новых документов по налогам. В месяц для обновления только одной энциклопедии обрабатывается более 150 правовых актов, 1600 судебных решений, около 600 консультаций и материалов бухгалтерской прессы. Эксперты внимательно соотносят новую информацию с установленными нормами, с накопленной практикой по налогу. В результате в энциклопедии добавляются новые спорные ситуации и новая информация в уже имеющиеся ситуации.

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 8

При исчислении налога на прибыль у бухгалтеров возникают вопросы, на которые нет однозначного ответа: у Минфина своя точка зрения, суды придерживаются своей. Рассмотрим некоторые из таких спорных моментов.

Можно ли амортизировать основные средства, выявленные в ходе инвентаризации? Налоговый кодекс по данному вопросу не содержит разъяснений. Финансовый орган занял следующую позицию. Выявленные при инвентаризации основные средства амортизировать нельзя, поскольку порядок определения их первоначальной стоимости в НК РФ не установлен. Для целей налогообложения прибыли такие основные средства в налоговом учете отражаются по рыночной стоимости и относятся к амортизируемому имуществу, но амортизация по ним не начисляется, так как изначально в налоговом учете отсутствует первоначальная стоимость этих объектов (расходы в виде капитальных вложений на их создание или приобретение и т.п.), которая в виде начисленной амортизации постепенно переносилась бы на реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги) (Письма от 18.03.2008 N 03-03-06/1/198, от 15.02.2008 N 03-03-06/1/98, от 15.02.2008 N 03-03-06/1/97, от 25.01.2008 N 03-03-06/1/47).

Суды пришли к другому выводу: выявленные при инвентаризации основные средства амортизировать можно. ФАС ВСО в Постановлении от 16.04.2007 N А33-8921/06-Ф02-1794/07 рассмотрел следующую ситуацию. Налоговая инспекция доначислила организации налог на прибыль, указав, что начисление амортизации неправомерно, поскольку первоначальная стоимость излишков равна нулю. Судьи приняли сторону налогоплательщика, указав, что первоначальная стоимость основного средства в случае, если оно получено безвозмездно, определяется исходя из рыночных цен (п. 1 ст. 257 НК РФ). При выявлении излишков основных средств в ходе инвентаризации у налогоплательщика нет расходов по их приобретению. Следовательно, их первоначальная стоимость может быть определена в том же порядке, что и по безвозмездно полученному имуществу, то есть исходя из рыночных цен. Поэтому налогоплательщик правомерно уменьшил доходы на сумму амортизационных отчислений.

В другом своем Постановлении от 11.08.2006 N А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1, ФАС ВСО признал, что начислять амортизацию по выявленным в ходе инвентаризации излишкам основных средств следует в порядке, установленном ст. 259 НК РФ, - с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был введен в эксплуатацию.

Признаются ли расходами выплаты по гражданско-правовым договорам сотрудникам, с которыми заключен трудовой договор (п. 21 ст. 255, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)? Налоговое законодательство разрешает учесть в расходах оплату труда работников, не состоящих в штате налогоплательщика, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера (п. 21 ст. 255 НК РФ). Ответа на вопрос, можно ли учесть в расходах плату по гражданско-правовым договорам лицам, с которыми также заключен и трудовой договор, Налоговый кодекс не дает. По данному вопросу есть две точки зрения.

  1. Выплаты признаются расходами. Финансовое ведомство в Письме от 27.03.2008 N 03-03-06/3/7 разъясняет, что если выплаты по договорам гражданско-правового характера работникам, состоящим в штате организации, экономически обоснованны, то они включаются в расходы при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся в Письме Минфина России от 22.08.2007 N 03-03-06/4/115, Постановлении ФАС ПО от 18.03.2008 N А55-11216/07.

В своем Письме от 29.03.2007 N 03-04-06-02/46 Минфин сообщил, что расходы на выплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера лицам, состоящим в штате организации, могут учитываться в целях налогообложения прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Вместе с тем договоры гражданско-правового характера со штатными работниками не должны заключаться для выполнения (оказания) данными лицами тех работ (услуг), которые исполняются ими в рамках трудовых договоров. Такие же выводы содержат Письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/4/7, от 26.01.2007 N 03-04-06-02/11, от 19.01.2007 N 03-04-06-02/3, от 20.10.2006 N 02-1-08/222@.

  1. Ранее Минфин придерживался иной точки зрения: такие выплаты не признаются расходами. Финансовое ведомство в своих письмах разъясняло, что выплаты сотрудникам, с которыми заключен трудовой договор, за выполнение ими работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам и договорам подряда не признаются расходами по налогу на прибыль, поскольку они не поименованы в ст. 255 НК РФ. Кроме того, такие расходы не предусмотрены коллективным и трудовым договором (Письма Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/382, от 28.11.2005 N 03-05-02-04/205, от 06.05.2005 N 03-03-01-04/1/234, от 22.04.2004 N 04-02-05/1/29).

При каких условиях доставка сотрудников к месту работы и обратно признается расходом (п. 25 ст. 255, п. 26 ст. 270, ст. 265 НК РФ)? Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся выплаты в пользу работников, предусмотренные коллективными и (или) трудовыми договорами.

В соответствии с п. 26 ст. 270 НК РФ оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом не признается расходом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда такая оплата предусмотрена трудовыми и (или) коллективными договорами.

Но Налоговый кодекс не разъясняет, достаточно ли выполнения одного из условий или необходимо, чтобы доставка сотрудников была предусмотрена коллективным или трудовым договором и обусловлена технологическими особенностями производства одновременно. По данному вопросу есть несколько точек зрения.

  1. Расходы признаются, если выполнены два условия: доставка сотрудников обусловлена технологическими особенностями производства и предусмотрена трудовыми или коллективными договорами. Финансовое ведомство разъясняло, что организация может учесть расходы по доставке сотрудников, если такие расходы предусмотрены коллективными или трудовыми договорами и обусловлены технологическими особенностями производства (Письма от 04.12.2006 N 03-03-05/21, от 02.08.2005 N 03-03-02/43, от 16.11.2004 N 03-03-01-04/1/110, от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/16).

В других Письмах Минфина говорится, что расходы по доставке сотрудников, которая необходима в силу технологических особенностей производства, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если такая доставка не предусмотрена коллективными либо трудовыми договорами (Письма от 11.05.2006 N 03-03-04/1/435, от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434). Такой же вывод содержится в Письме УФНС по г. Москве от 23.03.2005 N 21-18/98.

  1. Расходы признаются, если они обусловлены технологическими особенностями производства. В Постановлении ФАС ПО от 13.03.2008 N А55-8279/07 суд не принял довод инспекции о том, что расходы на оплату проезда сотрудника к месту работы и обратно не учитываются, если они не предусмотрены коллективным и (или) трудовыми договорами, и указал: налогоплательщик правомерно признал данные затраты, так как они обусловлены технологическими особенностями производства.

Согласно Постановлению ФАС УО от 17.12.2007 N Ф09-10398/07-С3 по делу N А60-9282/07 расходы налогоплательщика на перевозку персонала, связанные с технологическими особенностями производства, учитывать при налогообложении прибыли правомерно. Предусматривать данные расходы в трудовом договоре не обязательно (п. 26 ст. 270 НК РФ).

  1. Расходы признаются, если доставка предусмотрена коллективным (трудовым) договором. Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 07.11.2005 N А40-50115/05-127-398 сделал вывод, согласно которому расходы на оплату проезда к месту работы и обратно, предусмотренные коллективным договором, налогоплательщик включил во внереализационные расходы правомерно.

Признается ли внереализационным расходом сумма госпошлины за подачу искового заявления в суд? Единогласно да. Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Перечень внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией продукции, установлен ст. 265 НК РФ. В силу пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся судебные расходы и арбитражные сборы. В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Финансовое ведомство в Письме от 18.01.2005 N 03-03-01-04/2/8 отмечает, что расходы на уплату государственной пошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд признаются внереализационными. Если суд примет решение о возврате пошлины, то сумма возвращенной государственной пошлины подлежит включению в состав внереализационных доходов. Аналогичные выводы содержат Письма УФНС по г. Москве от 27.12.2005 N 20-12/97003, от 22.03.2005 N 20-12/19398.

В первом судебном решении, появившемся по этой проблеме, подтверждается право организации учесть данные расходы как внереализационные. В Постановлении ФАС УО от 06.03.2008 N Ф09-184/08-С3 по делу N А60-1376/07 суд указал, что расходы на уплату государственной пошлины правомерно учтены в целях налогообложения.

Можно ли признать расходы, если первичные документы отсутствуют? В ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) предусмотрено, что все хозяйственные операции организация должна оформлять первичными учетными документами. В то же время согласно ст. 252 НК РФ расходы в целях налогообложения прибыли могут подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ и (или) документами, которые косвенно подтверждают произведенные расходы. По данному вопросу есть два мнения.

  1. Без первичных документов расходы признать нельзя. Финансовое ведомство в Письме от 25.06.2007 N 03-03-06/1/392 указывает, что в силу п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами. Документы, косвенно подтверждающие произведенные затраты, могут служить только дополнением к уже имеющимся первичным документам. Таким образом, если первичные документы отсутствуют, расходы признать нельзя.

В Постановлении ФАС ПО от 12.12.2006 N А12-29434/05-С60 суд установил, что налогоплательщик подтвердил расходы по выгрузке и погрузке договором и актом погрузки, однако товарно-транспортных накладных у него нет, а акт погрузочных работ не является документом первичной учетной бухгалтерской документации. То есть налогоплательщик не обосновал стоимость работ первичными учетными документами. Следовательно, расходы не могут быть признаны документально подтвержденными.

  1. Расходы признать можно и без первичных документов. Судьи считают, что счета-фактуры, платежные документы, договоры достаточны для подтверждения факта произведения расходов (Постановления ФАС ЗСО от 03.03.2008 N Ф04-1286/2008(1304-А46-25), ФАС СЗО от 13.09.2007 N А56-12751/2006, от 13.11.2006 N А56-47433/2005, от 02.05.2006 N А56-30073/2005).

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 272 659
  • КНИГИ 639 413
  • СЕРИИ 24 291
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 601 413

1. Понятие, причины и виды налоговых рисков

Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятных последствий для налогоплательщика в виде доначисления налога, пеней, штрафов, в виде отказа в возмещении налога, назначения выездной налоговой проверки и т. п.

В законодательстве нет определения термину «налоговый риск». Существует разработанная система документов для риск-менеджмента, в которой применяется термин «риск». Например, разработаны "Стандарты управления рисками", сформулированные Федерацией европейских ассоциаций риск-менеджеров (FERMA). По моему мнению, приведенное выше определение, в целом соответствует подходам риск-менеджмента. В то же время, автор ставит перед собой задачу предложить практические подходы в выявлении налоговых рисков, определении путей снижения налоговых рисков. Для этих целей, указанного выше определения вполне достаточно.

Налоговые риски могут возникать в следующих случаях (причины):

Спорные ситуации

Если налоговое законодательство не регулирует или не четко регулирует порядок налогообложения какой-либо ситуации и принято решение не платить налог (применить льготу, пониженную ставку налога и т. п.).

Спорных ситуации очень много. Существуют целые справочники с перечнем спорных ситуаций и их анализом, например:

– Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль (СПС КонсультантПлюс)

– Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС (СПС КонсультантПлюс)

Спорные ситуации в связи с изменениями законодательства

Спорные ситуации могут возникать и в случае внесения изменений в законодательство. Так, в НК РФ ежегодно вносятся десятки изменений. Некоторые из изменений содержат неясности и противоречия.

Особенность таких спорных ситуаций в том, что так как вводятся новые правила, то налогоплательщику не удастся использовать судебную практику или официальные разъяснения. Такие разъяснения и практика появятся в будущем, но на момент принятия решения их, как правило, нет.

В связи с пределами прав налогоплательщика (необоснованная налоговая выгода)

Статья 54.1. «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ определяет границы допустимых средств снижения налоговой нагрузки. Если налогоплательщик переступает за установленные границы, то такое снижение налоговой нагрузки считается недопустимым.

В то же время, граница допустимого обычно не является четкой и существуют многочисленные пограничные ситуации, при которых налогоплательщик может считать, что применил допустимые методы, а налоговики, что нет.

Так, можно выделить следующие группы рисковых ситуаций, в связи со ст. 54.1. НК РФ:

– фиктивные сделки (сделки, которые фактически не совершались и существуют только на бумаге);

– сделки без деловой цели (сделки, основной целью которых является уменьшение налога);

– отражение операций в учете не в соответствии с их экономической сутью, когда юридическая форма и экономическая суть операции отличаются (нарушение приоритета экономической сути перед формой);

– заключение договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

– иные формы искажения учета операций.

Контролируемые сделки

Если у налогоплательщика имеются, так называемые, контролируемые сделки (регулируются разделом V.I НК РФ), то налоговый орган вправе провести контроль на соответствие рыночной цены таких сделок, для целей налогообложения. Правила такого контроля довольно сложны и контролируемые сделки, обычно приводят к налоговым рискам.

Запущенный учет и недостатки документального оформления

Если учет налогоплательщика запущен, используется неэффективная система внутреннего контроля в части налогового учета, то это также может стать источником налоговых рисков. В таком случае велик риск совершения ошибок в налоговом учете, что приведет к налоговым доначислениям.

Налоговые риски могут быть связаны и с недостатками документального оформления. К примеру, ошибки в счете-фактуре могут привести к отказу в вычете НДС у покупателя.

2. Выявление и работа с налоговыми рисками (их снижение)

Учитывая, что налоговые риски могут привести к экономическим потерям, важно своевременно выявлять и работать над снижением налоговых рисков.

По моему мнению, важно назначить лицо, которое отвечает за регулярную работу с налоговыми рисками (их выявление и снижение). Таким лицом может быть финансовый директор, главный бухгалтер, руководитель налогового департамента или их заместители. Такое назначение позволит организовать регулярную работу по выявлению, мониторингу и снижению налоговых рисков.

2.1. Методы выявления налоговых рисков. Оценка налоговых рисков

Рассмотрим, какие методы могут использоваться для выявления налоговых рисков.

2.1.1. Информация сотрудников

Сотрудники компании могут столкнуться со спорной, рисковой ситуацией и обратиться вышестоящему руководству за помощью в разрешении ситуации.

К примеру, бухгалтер по учету основных средств может столкнуться с неясностью в отнесении того или иного расхода к капитальным расходам (списываются постепенно, через амортизацию) или к текущим (списываются единовременно). Если такой бухгалтер обратится к вышестоящему руководителю (например, заместителю главного бухгалтера), то такое обращение может стать источником идентификации риска.

2.1.2. Контрольные процедуры

Большинство налогоплательщиков осуществляют разного рода контрольные процедуры в отношении своей деятельности. Так, ряд налогоплательщиков подлежат обязательному аудиту. Некоторые налогоплательщики проводят необязательный аудит. Внутренние проверки деятельности могут проводить службы внутреннего контроля, внутреннего аудита, ревизионные комиссии.

Любые контрольные процедуры могут выявить налоговый риск. Обычно для указанных выше проверок налоговые вопросы не являются основными, но проверяющие (аудиторы, контролеры) могут попутно выявить и налоговые рисковые зоны.

Важно создать систему фиксации налоговых рисков, выявленных в рамках контрольных процедур.

Налоговые риски могут выявляться и в рамках специально проводимого для этих целей налогового аудита. Дело в том, что так называемый «обязательный аудит» проводится с целью выражения аудитором мнения о достоверности финансовой отчетности организации. Налоговые вопросы не являются главной целью аудита и анализируются только существенные налоговые риски, которые могут влиять на достоверность финансовой отчетности. Поэтому специальная проверка организации, направленная на выявление налоговых рисков и ошибок, может оказаться существенно более результативной для указанных задач.

2.1.3. Критерии налоговых рисков, используемые ФНС

ФНС России применяет риск-ориентированный подход и на основании разного рода аналитических процедур выявляет налогоплательщиков, у которых предположительно могут быть правонарушения.

Ряд своих методик ФНС раскрывает и более того, рекомендует налогоплательщиков их использовать.

2.1.3.1. 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Одним из таких документов является Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3–06/ [email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», которым определены «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» (далее – Критерии).


С налоговыми рисками сталкивается практически каждый налогоплательщик. В законодательстве довольно много неясностей, которые являются одной из причин налоговых рисков. Важно своевременно выявлять и проводить мероприятия по снижению налоговых рисков. В книге приведена авторская методика выявления налоговых рисков, которая основана на подходах, которые применяет ФНС России. Приведены возможные пути снижения налоговых рисков, примеры анализа налоговых рисков. Книга предназначена для главных бухгалтеров и сотрудников бухгалтерии, налоговых специалистов и консультантов, аудиторов, юристов, финансовых руководителей. Книга может быть интересна и студентам, изучающим экономические и юридические дисциплины.

Оглавление

  • 1. Понятие, причины и виды налоговых рисков
  • 2. Выявление и работа с налоговыми рисками (их снижение)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговые риски: как выявлять и снижать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие, причины и виды налоговых рисков

Налоговый риск — это вероятность наступления неблагоприятных последствий для налогоплательщика в виде доначисления налога, пеней, штрафов, в виде отказа в возмещении налога, назначения выездной налоговой проверки и т. п.

В законодательстве нет определения термину «налоговый риск». Существует разработанная система документов для риск-менеджмента, в которой применяется термин «риск». Например, разработаны"Стандарты управления рисками", сформулированные Федерацией европейских ассоциаций риск-менеджеров (FERMA). По моему мнению, приведенное выше определение, в целом соответствует подходам риск-менеджмента. В то же время, автор ставит перед собой задачу предложить практические подходы в выявлении налоговых рисков, определении путей снижения налоговых рисков. Для этих целей, указанного выше определения вполне достаточно.

Налоговые риски могут возникать в следующих случаях (причины):

Спорные ситуации

Если налоговое законодательство не регулирует или не четко регулирует порядок налогообложения какой-либо ситуации и принято решение не платить налог (применить льготу, пониженную ставку налога и т. п.).

Спорных ситуации очень много. Существуют целые справочники с перечнем спорных ситуаций и их анализом, например:

— Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль (СПС КонсультантПлюс)

— Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС (СПС КонсультантПлюс)

Спорные ситуации в связи с изменениями законодательства

Спорные ситуации могут возникать и в случае внесения изменений в законодательство. Так, в НК РФ ежегодно вносятся десятки изменений. Некоторые из изменений содержат неясности и противоречия.

Особенность таких спорных ситуаций в том, что так как вводятся новые правила, то налогоплательщику не удастся использовать судебную практику или официальные разъяснения. Такие разъяснения и практика появятся в будущем, но на момент принятия решения их, как правило, нет.

В связи с пределами прав налогоплательщика (необоснованная налоговая выгода)

Статья 54.1. «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ определяет границы допустимых средств снижения налоговой нагрузки. Если налогоплательщик переступает за установленные границы, то такое снижение налоговой нагрузки считается недопустимым.

В то же время, граница допустимого обычно не является четкой и существуют многочисленные пограничные ситуации, при которых налогоплательщик может считать, что применил допустимые методы, а налоговики, что нет.

Так, можно выделить следующие группы рисковых ситуаций, в связи со ст. 54.1. НК РФ:

— фиктивные сделки (сделки, которые фактически не совершались и существуют только на бумаге);

— сделки без деловой цели (сделки, основной целью которых является уменьшение налога);

— отражение операций в учете не в соответствии с их экономической сутью, когда юридическая форма и экономическая суть операции отличаются (нарушение приоритета экономической сути перед формой);

— заключение договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

— иные формы искажения учета операций.

Контролируемые сделки

Если у налогоплательщика имеются, так называемые, контролируемые сделки (регулируются разделом V.I НК РФ), то налоговый орган вправе провести контроль на соответствие рыночной цены таких сделок, для целей налогообложения. Правила такого контроля довольно сложны и контролируемые сделки, обычно приводят к налоговым рискам.

Запущенный учет и недостатки документального оформления

Если учет налогоплательщика запущен, используется неэффективная система внутреннего контроля в части налогового учета, то это также может стать источником налоговых рисков. В таком случае велик риск совершения ошибок в налоговом учете, что приведет к налоговым доначислениям.

Налоговые риски могут быть связаны и с недостатками документального оформления. К примеру, ошибки в счете-фактуре могут привести к отказу в вычете НДС у покупателя.

* Дата последнего изменения 10.10.2014

Описание информационного банка

Информационный банк содержит:

  • Практические пособия по налогам и взносам: по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕНВД, налогу на имущество организаций, страховым взносам на обязательное социальное страхование, взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, по ЕСН (до 2010 года), взносам в ФСС РФ и ПФР (до 2010 года); а также информацию об уплате налогов и взысканию недоимки;
  • Практические пособия по годовой бухгалтерской отчетности: коммерческих и некоммерческих организаций, а также по промежуточной бухгалтерской отчетности;
  • Практическое пособие по налоговым проверкам (камеральным и выездным);
  • Энциклопедии спорных ситуаций по НДС, налогу на прибыль, по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды, по ЕСН и пенсионным взносам (до 2010 года), а также по части первой Налогового кодекса РФ.

В каждом практическом пособии по налогам и взносам детально рассмотрен порядок их исчисления и уплаты. Приведены пошаговые инструкции, как действовать в той или иной ситуации, числовые примеры с расчетом налога и бухгалтерскими проводками, а также образцы заполнения деклараций и первичных документов. Практические пособия содержат множество ссылок на нормативные акты (законы, приказы и письма Минфина России, ФНС России, других ведомств), а также судебную практику; по ссылкам из пособий можно перейти непосредственно к текстам этих материалов.

Каждое практическое пособие по налогам (взносам) состоит из трех частей:

  1. Общие положения. Представлено описание налога или страхового взноса, проанализированы все элементы налога (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления, срок уплаты и т.д.).
  2. Ситуации из практики. В этой части рассмотрены практические ситуации, в том числе те, которые часто вызывают вопросы.
  3. Отчетность. Дан комментарий к порядку заполнения формы налоговой декларации и приведен практический пример ее заполнения.

Практические пособия по годовой бухгалтерской отчетности (для коммерческих и некоммерческих организаций) и промежуточной отчетности рассматривают порядок составления отчетности за конкретный финансовый период и содержат подробную информацию:

  • об общих требованиях к бухгалтерской отчетности;
  • об объеме представляемой отчетности;
  • о порядке заполнения каждой из форм;
  • о том, какие данные подлежат раскрытию в пояснительной записке;
  • о взаимоувязке показателей форм бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в данных пособиях приводятся примеры заполненных форм бухгалтерской отчетности организации.

Практическое пособие по налоговым проверкам включает три тематические части:

  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки;
  • общие вопросы налоговых проверок.

В пособие включены наглядные Схемы налоговых проверок, а также Справочник терминов. Материалы помогут не только разобраться в самом процессе налоговой проверки, но и узнать свои права и обязанности на различных стадиях проверок, выбрать эффективные способы защиты своих интересов.

В энциклопедиях спорных ситуаций представлены различные точки зрения по спорным вопросам, связанным с конкретными налогами. Это позиции Минфина России, ФНС России, судебных органов, а также мнения специалистов этих ведомств и независимых экспертов. Каждая точка зрения обоснована документами из системы КонсультантПлюс: правовыми актами, судебной практикой, консультациями в форме "вопрос-ответ" и публикациями прессы. В тексты этих документов можно быстро перейти по ссылкам. Энциклопедии спорных ситуаций помогают специалистам быстро погрузиться в спорную ситуацию, ознакомиться со всеми позициями и принять самостоятельное решение по сложным налоговым вопросам.

Обновление банка "Путеводитель по налогам" проводится ежемесячно с учетом изменений в налоговом законодательстве. С помощью специальных обзоров, представленных в "Путеводителе по налогам", пользователи могут узнать обо всех изменениях в материалах банка за последний месяц.

Практические пособия и энциклопедии спорных ситуаций подготовлены экспертами КонсультантПлюс, написаны понятным и доступным языком.

Область применения информационного банка

Адресован широкому кругу пользователей: главным бухгалтерам, бухгалтерам, финансовым директорам, аудиторам, налоговым консультантам и юристам, руководителям организаций. Будет полезен как начинающим, так и опытным специалистам.

Читайте также: