Пункт 2 статьи 288 налогового кодекса рф

Опубликовано: 18.05.2024

1. Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

2. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абзацами первым - третьим пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщика, на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

Уплата налога осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Для целей настоящей статьи организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

3. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

4. Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 настоящего Кодекса для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

5. Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных статьей 311 настоящего Кодекса.

6. Положения настоящей статьи применяются при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по этой группе с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом, а при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, - также с учетом особенностей, установленных пунктом 7 настоящей статьи.

Доля прибыли каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы определяется ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по консолидированной группе налогоплательщиков.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков определяет величину прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения определенной в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта доли прибыли каждого из участников или каждого обособленного подразделения участника консолидированной группы налогоплательщиков на совокупную прибыль этой группы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производит по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по участникам этой группы и их обособленным подразделениям.

Суммы налога (авансовых платежей), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, приходящиеся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, исчисляются по налоговым ставкам, действующим на территориях, где расположены соответствующие участники консолидированной группы налогоплательщиков и (или) их обособленные подразделения.

7. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, при уплате налога (авансовых платежей) по этой группе определяет:

1) показатели d и p для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитываемые по следующим формулам:

где d* - определенная в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи величина прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений;

D - величина совокупной прибыли консолидированной группы налогоплательщиков;

p* - сумма налога, исчисленная по каждой из организаций, вступивших в консолидированную группу налогоплательщиков, и по каждому из их обособленных подразделений за 2011 год, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и заявленная в налоговой декларации, представленной в налоговые органы в срок не позднее 28 марта 2012 года (без учета изменений, внесенных в налоговую декларацию после указанной даты);

Р - совокупная сумма налога всех участников консолидированной группы налогоплательщиков, исчисленная за 2011 год по ставкам, установленным в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса, и определяемая на основании сведений, указанных в налоговых декларациях, представленных организациями, вступившими в консолидированную группу налогоплательщиков, в налоговые органы в срок не позднее 28 марта 2012 года (без учета изменений, внесенных в налоговые декларации после указанной даты);

2) долю прибыли каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы как показатель g, рассчитываемый по следующим формулам:

в 2012 году: g = 0,2 x d + 0,8 x p;

в 2013 году: g = 0,4 x d + 0,6 x p;

в 2014 году: g = 0,6 x d + 0,4 x p;

в 2015 году: g = 0,8 x d + 0,2 x p;

3) величину прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения рассчитанного в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта показателя g на совокупную прибыль группы;

4) сумму налога (авансовых платежей), приходящуюся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, по которым налог (авансовые платежи) уплачивается в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исчисляемую исходя из величины прибыли, рассчитанной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта, и ставки налога, действующей на территории, где расположены участник консолидированной группы налогоплательщиков или его обособленное подразделение.

Комментарий к ст. 288 НК РФ

С 2006 года фирмам уже не придется отдельно считать налог на прибыль, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ. Сумму налога по всем подразделениям, расположенным в одном регионе, теперь можно рассчитать исходя из их совокупной прибыли. Перечислять платеж надо с расчетного счета одного из этих подразделений - по выбору фирмы. О том, какой именно филиал будет платить налог, надо уведомить все инспекции, в которых состоят на учете обособленные подразделения.

Проинформировать надо налоговые органы как по местонахождению ответственного за перечисление налога филиала, так и по местонахождению каждого из подразделений, через которые больше не планируется платить налог. Для каждого из этих уведомлений чиновники разработали свою форму.

Первое из уведомлений нужно подать в налоговую инспекцию по местонахождению того подразделения, через которое будет перечисляться налог. Цель этого документа - сообщить налоговикам, какое подразделение выбрала фирма для уплаты налога.

В уведомлении нужно указать:

- полное наименование фирмы и ее ИНН;

- наименование ответственного подразделения, которое будет перечислять налог за все структуры, находящиеся в данном регионе;

- подразделения, расположенные в том же субъекте России и через которые организация больше не будет перечислять региональную часть налога в 2006 году.

В каждую из налоговых инспекций, где состоят на учете филиалы, через которые больше не будет уплачиваться налог на прибыль, нужно также подать уведомление. Завизировать уведомления должны руководитель и главный бухгалтер организации.

Кодекс требует распределять налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъекта России, между головной организацией и ее обособленными подразделениями. Для этого нужно определить налогооблагаемую прибыль, приходящуюся на каждое подразделение. Ее рассчитывают по двум показателям:

- удельному весу среднесписочной численности работников (или по выбору бухгалтера - расходов на оплату труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) всей фирмы;

- удельному весу остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества всего предприятия.

Судебная практика по статье 288 НК РФ

Названная доля прибыли определена административным истцом в соответствии с учетной политикой по пункту 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения.

Распределение прибыли, приходящейся на территорию Амурской области, определено обществом в порядке пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распределение налога на прибыль произведено по видам деятельности в целом по юридическому лицу пропорционально выручке по соответствующим видам деятельности.

В рассматриваемом случае расчет налога на прибыль по филиалу "Южный" в соответствии с учетной политикой АО "Оборонэнерго" производится по данным налогового учета в порядке статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлены особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения. По мнению административного истца, экономически обоснованная величина налога на прибыль по филиалу в региональные бюджеты составляет 13 388 тыс. руб.

Севастополя", статьями 4, 309, 310, 317, 329 - 333, 395, 422, 450, 452, 453, 606, 614, 619, 622, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 192, 524, 526, 533, 610, 611, 625, 629, 651, 792 Гражданского кодекса Украины, подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 9 статьи 22, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Земельного кодекса Украины, подпунктом 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14, пунктом 288.1 статьи 288 Налогового кодекса Украины, частью 1 статьи 188 Хозяйственного кодекса Украины, Законом N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", частью 5 статьи 18 Закона города Севастополя от 30.12.2014 N 104-ЗС "Об аренде государственного имущества города Севастополя", постановлением Правительства города Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 года", статьей 13, частью 1 статьи 21, пунктом 1 части 2 статьи 24, статьей 32 закона Украины от 06.10.1998 N 161-XIV"O6 аренде земли", разъяснениями, изложенными в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "O некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", и исходил из следующего: поскольку OOO "Брокерсервис полюс" систематически нарушало обязательства по договору аренды публичного земельного участка и не вносило арендную плату за пользование участком, с него надлежит взыскать долг, пени, а также расторгнуть договор аренды по правилам статьи 619 ГК РФ.

АО "Оборонэнерго" по данной статье расходов заявлена сумма в размере 35 847,41 руб. на основании налоговой декларации АО "Оборонэнерго" за 2017 г., в которой отражена доля прибыли (0,05094506369762) и размер налога на прибыль (42 928,804 руб.), относимые на филиал "Калининградский" за 2017 г. в соответствии с учетной политикой АО "Оборонэнерго" и положениями статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом величина налога на прибыль включает в себя величину налога на прибыль по виду деятельности - оказание услуг по передаче электрической энергии - 29 744,53 руб., и величину налога на прибыль по виду деятельности - технологическое присоединение к электрическим сетям - 6 102,88 руб.

В апелляционной жалобе ПАО "МРСК Центра и Приволжья" просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что примененный административным ответчиком порядок расчета расходов по уплате налога на прибыль противоречит действующему законодательству. Не соглашается с выводами суда об экономически необоснованном распределении ПАО "МРСК Центра и Приволжья" прибыли и налога на прибыль по филиалу "Нижновэнерго" и о непредставлении пояснений о причинах роста прибыли указанного филиала за 2017 г. Полагает необоснованным отклонение судом доводов о том, что налог на прибыль рассчитан и оплачен в соответствии с пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), с учетом средней арифметической величины удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества филиала.

Определение указанных затрат административным истцом, выполненное на основании пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации, не могло быть положен в основу расчета ГУ РЭК Тверской области, так как показатели стоимости основных средств и среднесписочной численности сотрудников документально не подтверждены.

Статья 288 (НК РФ). Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения

ч. 1. Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

ч. 2. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщика, на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

Уплата налога осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Для целей настоящей статьи организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

ч. 3. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

ч. 4. Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 настоящего Кодекса для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

ч. 5. Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных статьей 311 настоящего Кодекса.

1. Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

2. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абзацами первым - третьим пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщика, на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

Уплата налога осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Для целей настоящей статьи организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

3. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

4. Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 настоящего Кодекса для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

5. Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных статьей 311 настоящего Кодекса.

6. Положения настоящей статьи применяются при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по этой группе с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом, а при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, - также с учетом особенностей, установленных пунктом 7 настоящей статьи.

Доля прибыли каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы определяется ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по консолидированной группе налогоплательщиков.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков определяет величину прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения определенной в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта доли прибыли каждого из участников или каждого обособленного подразделения участника консолидированной группы налогоплательщиков на совокупную прибыль этой группы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производит по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по участникам этой группы и их обособленным подразделениям.

Суммы налога (авансовых платежей), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, приходящиеся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, исчисляются по налоговым ставкам, действующим на территориях, где расположены соответствующие участники консолидированной группы налогоплательщиков и (или) их обособленные подразделения.

7. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, при уплате налога (авансовых платежей) по этой группе определяет:

1) показатели d и p для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитываемые по следующим формулам:

где d* - определенная в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи величина прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений;

D - величина совокупной прибыли консолидированной группы налогоплательщиков;

p* - сумма налога, исчисленная по каждой из организаций, вступивших в консолидированную группу налогоплательщиков, и по каждому из их обособленных подразделений за 2011 год, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и заявленная в налоговой декларации, представленной в налоговые органы в срок не позднее 28 марта 2012 года (без учета изменений, внесенных в налоговую декларацию после указанной даты);

Р - совокупная сумма налога всех участников консолидированной группы налогоплательщиков, исчисленная за 2011 год по ставкам, установленным в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса, и определяемая на основании сведений, указанных в налоговых декларациях, представленных организациями, вступившими в консолидированную группу налогоплательщиков, в налоговые органы в срок не позднее 28 марта 2012 года (без учета изменений, внесенных в налоговые декларации после указанной даты);

2) долю прибыли каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы как показатель g, рассчитываемый по следующим формулам:

в 2012 году: g = 0,2 x d + 0,8 x p;

в 2013 году: g = 0,4 x d + 0,6 x p;

в 2014 году: g = 0,6 x d + 0,4 x p;

в 2015 году: g = 0,8 x d + 0,2 x p;

3) величину прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения рассчитанного в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта показателя g на совокупную прибыль группы;

4) сумму налога (авансовых платежей), приходящуюся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, по которым налог (авансовые платежи) уплачивается в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исчисляемую исходя из величины прибыли, рассчитанной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта, и ставки налога, действующей на территории, где расположены участник консолидированной группы налогоплательщиков или его обособленное подразделение.

1. Участники региональных инвестиционных проектов, указанные в подпункте 1 пункта 1 или пункте 2 статьи 25.9 настоящего Кодекса, исчисляют налог в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации регионального инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

2. В случае, если раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации регионального инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности, не ведется, налогообложение прибыли, полученной при реализации данного регионального инвестиционного проекта, производится в соответствии с настоящей главой начиная с того отчетного (налогового) периода, в котором было прекращено ведение такого раздельного учета.

3. В целях настоящей статьи доходы (расходы), полученные (произведенные) при осуществлении иной хозяйственной деятельности участником регионального инвестиционного проекта, учитываются при исчислении налоговой базы только при выполнении условия, предусмотренного пунктом 1 статьи 284.3 настоящего Кодекса.

4. При прекращении статуса участника регионального инвестиционного проекта по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3, 4 и 5 пункта 4 статьи 25.12 настоящего Кодекса, при условии осуществления им капитальных вложений в объеме, предусмотренном региональным инвестиционным проектом, последним отчетным периодом применения налоговых ставок, предусмотренных статьей 284.3 настоящего Кодекса, является отчетный период, предшествующий отчетному периоду, в котором статус участника регионального инвестиционного проекта был прекращен.

5. Сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу), исчисленного без учета статуса организации как участника регионального инвестиционного проекта за весь период нахождения такой организации в реестре участников региональных инвестиционных проектов, в следующих случаях:

1) при прекращении статуса участника регионального инвестиционного проекта по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3, 4 и 5 пункта 4 статьи 25.12 настоящего Кодекса, и при невыполнении требования к общему объему капитальных вложений, предусмотренного региональным инвестиционным проектом;

2) при прекращении статуса участника регионального инвестиционного проекта в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 25.12 настоящего Кодекса.

6. При определении налоговой базы не учитываются доходы и расходы, признанные участником регионального инвестиционного проекта в порядке правопреемства при присоединении к нему другой организации.

Комментарий к ст. 288.2 НК РФ

Анализ правил п. 1 ст. 286 позволяет сделать ряд важных выводов:

а) они устанавливают общие правила исчисления налога на прибыль организаций, т.е. должны соблюдаться всеми налогоплательщиками налога на прибыль организаций;

б) они предусматривают, что налог на прибыль организаций определяется исходя из:

- налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 274 НК;

- налоговой базы, определенной с учетом особенностей, установленных в ст. 280 - 282, 290 - 296, 301 - 305, ряде других норм НК для страховщиков, банков, негосударственных пенсионных фондов, некоторых других категорий налогоплательщиков (см. коммент. к ст. 275, 280 - 282, 290 - 296, 301 - 305 НК);

- того или иного размера налоговой ставки, предусмотренного в ст. 284 НК (см. коммент. к ней);

в) они легально указывают на признаки исчисления налога на прибыль организаций: сумма исчисленного налога на прибыль организаций должна определяться как процентная доля налоговой базы. Процентная доля зависит от размера налоговой ставки, подлежащей применению, а сумма налога на прибыль организаций - еще и от размера определенной (с учетом упомянутых выше норм НК) налоговой базы.

Применяя правила п. 2 ст. 286, нужно обратить внимание на ряд обстоятельств:

а) они подлежат применению во всех случаях, кроме исчисления налога на прибыль организаций иностранными организациями (которые имеют доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с деятельностью постоянных представительств), а также в случаях, когда сумма налога на прибыль организаций определяется в соответствии с п. 5 ст. 286 (см. об этом ниже);

б) по общему правилу п. 2 ст. 286 налогоплательщик обязан самостоятельно определять сумму налога на прибыль организаций: возлагать эту обязанность на налоговые органы, аудиторов, любые иные организации и физических лиц (в т.ч. учредителей, участников организации - налогоплательщика налога на прибыль организаций) нельзя, за исключением случаев, указанных в п. 4, 5 ст. 286;

в) налогоплательщик исчисляет сумму налога на прибыль организаций по итогам налогового периода (т.е. по итогам всех 12 календарных месяцев). Об исчислении суммы налога на прибыль организаций в случаях, когда организация - налогоплательщик возникла не с 1 января текущего налогового периода, - см. коммент. к ст. 285. Налог исчисляется по итогам налогового периода нарастающим итогом (т.е. с 1 января по 31 декабря);

г) по общему правилу (изложенному в п. 2 ст. 286) налогоплательщики налога на прибыль организаций исчисляют сумму налога на прибыль организаций по итогам каждого отчетного периода (т.е. по итогам первого квартала, полугодия, 9 месяцев), а также по итогам всего налогового периода. При этом определяется сумма квартального авансового платежа по налогу на прибыль организаций (она также определяется нарастающим итогом: сначала определяется сумма квартального авансового платежа за первый квартал, потом за полугодие (в последнюю сумму включается и сумма квартального авансового платежа за первый квартал), потом - за 9 месяцев (последняя сумма включает в себя сумму квартального авансового платежа за полугодие), наконец - за весь налоговый период (последняя сумма включает сумму квартального авансового платежа за 9 месяцев);

д) в соответствии с ними сумма квартального авансового платежа определяется налогоплательщиком налога на прибыль организаций:

- исходя из той или иной налоговой ставки (предусмотренной в ст. 284 НК) и фактически полученной прибыли (разумеется, той ее части, которая подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций);

- с учетом ранее начисленных (т.е. за предыдущие отчетные периоды) сумм квартального авансового платежа;

- исходя из учета сумм авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, которые налогоплательщик налога на прибыль организаций производит ежемесячно в течение данного отчетного (налогового) периода (см. коммент. к ст. 287 НК). Иначе говоря, сумма квартального авансового платежа, например, за такой отчетный период, как первый квартал, исчисляется с учетом сумм произведенных авансовых платежей за январь, февраль, март;

е) они устанавливают важную новеллу: уплата ежемесячных авансовых платежей производится налогоплательщиком налога на прибыль организаций:

- равными долями. Причем эти доли должны составлять 1/3 суммы налога, фактически уплаченной за квартал, непосредственно предшествующий текущему кварталу (в течение которого производятся ежемесячные авансовые платежи).

Иначе говоря, законодатель отказался от практики обязательного использования (для определения величины авансовых платежей) такого показателя, как предполагаемая (к получению в течение предстоящего квартала) прибыль;

- в сроки, установленные ст. 287 НК (см. коммент. к ней);

ж) они (в качестве альтернативы) предоставили налогоплательщикам налога на прибыль организаций право исчислять ежемесячные авансовые платежи исходя из:

- фактически полученной прибыли за истекший календарный месяц. Иначе говоря, в качестве налоговой базы принимается реально полученная в течение предыдущего месяца прибыль (если она подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 - 250 НК). О переходе на такой порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль организаций необходимо указать в учетной политике организации (см. также ниже);

- соответствующей налоговой ставки (указанной в ст. 284 НК) и фактически полученной прибыли, которая в этом случае рассчитывается нарастающим итогом начиная с 1 января до последнего дня месяца (включительно), за который она исчисляется. Так, авансовый платеж за май исчисляется нарастающим итогом за период с 1 января по 31 мая и т.д.;

з) они устанавливают ряд важных процедурных обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций:


Комментарий к статье 288

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены в статье 288 НК РФ.

Согласно письму Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16, учитывая положения статьи 11 НК РФ, для целей налогообложения среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Федеральной службой государственной статистики для заполнения унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения.

Исходя из положений вышеизложенных норм, в расчете удельного веса участвуют показатели остаточной стоимости амортизируемого имущества, относящегося к основным средствам.

Понятия амортизируемого имущества и основных средств в целях главы 25 НК РФ приводятся в статьях 256 и 257 НК РФ.

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 14.03.2006 N 03-03-04/1/225 "О налогообложении прибыли", при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ исключаются основные средства:

- переведенные по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

- находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 256 НК РФ земля не относится к объектам амортизируемого имущества.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 259 НК РФ признаются объектом амортизируемого имущества с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Остаточная стоимость основных средств, исключенных из состава амортизируемого имущества по основаниям, перечисленным в пункте 3 статьи 256 НК РФ, и основных средств, не относящихся к амортизируемому имуществу, в расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества не участвует.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

ФНС России письмом от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 разъяснила, что в целях идентификации налогоплательщика и его обособленных подразделений уведомления должны содержать полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, ИНН/КПП по месту нахождения организации, полное наименование обособленных подразделений (при наличии), адреса мест нахождения обособленных подразделений, КПП, присвоенные налогоплательщику налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений, наименование и код субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся обособленные подразделения. Также должна быть указана причина, по которой уведомление представляется в налоговый орган.

Рекомендуемые типовые формы Уведомления N 1 и Уведомления N 2 приведены, соответственно, в приложении N 1 и в приложении N 2 к указанному письму.

В форме Уведомления N 1 предусмотрено указание суммы ежемесячных авансовых платежей на I квартал налогового периода, с которого налогоплательщик переходит на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответственного обособленного подразделения или производит замену ответственного обособленного подразделения, а также суммы ежемесячных авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты при выборе нового ответственного обособленного подразделения в случае закрытия (ликвидации) ответственного обособленного подразделения в течение текущего налогового периода.

При возврате налогоплательщика на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения составляется Уведомление N 1. Если на территории субъекта Российской Федерации находятся несколько обособленных подразделений, уплата налога по которым администрируется одним налоговым органом, то в данный налоговый орган направляется одно Уведомление N 1, в котором вместо полного наименования ответственного обособленного подразделения указываются слова "Смотри Перечень обособленных подразделений", а обособленные подразделения перечисляются в Перечне обособленных подразделений.

Схема представления в налоговые органы Уведомлений приведена в приложении N 3 к указанному письму.

Если налогоплательщик принял решение об уплате им налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения за все обособленные подразделения, расположенные на территории этого же субъекта Российской Федерации, то Уведомления N 1 и N 2 вместо направления в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения необходимо направлять в налоговый орган по месту нахождения организации. Соответственно, в данном случае направлять в этот же налоговый орган копию Уведомления N 1 нет необходимости.

ФНС России в письме от 18.03.2009 N 3-2-09/66@ разъяснила, что если налогоплательщик принимает решение о прекращении деятельности (закрытии) ответственного обособленного подразделения в одном из субъектов Российской Федерации, то он одновременно (т.е. на дату закрытия) должен выбрать другое ответственное обособленное подразделение, через которое будет продолжать осуществлять уплату налога в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик должен исполнить возложенную на него Кодексом обязанность об уведомлении налоговых органов о произведенном им выборе ответственного обособленного подразделения.

Поскольку ответственное обособленное подразделение производит уплату налога за группу обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, то его закрытие не ведет к прекращению уплаты налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации. Соответственно, документы в части, относящейся к уплате налога на прибыль организаций за текущий год и три года, предшествующих году снятия налогоплательщика с учета, передаче в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не подлежат.

Указанные документы на основании уведомления налогоплательщика передаются налоговым органом по месту нахождения закрытого ответственного обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.

Таким образом, уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по ненаступившим срокам уплаты должна быть продолжена по месту нахождения вновь выбранного ответственного обособленного подразделения. При этом налоговые декларации за последующие (после закрытия ответственного обособленного подразделения) отчетные (налоговый) периоды составляются с учетом исчисленных ранее авансовых платежей налога на прибыль и представляются в налоговый орган по месту нахождения вновь выбранного ответственного обособленного подразделения.

С 01.01.2009 введены положения, согласно которым в случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации. Уплата налога осуществляется в сроки, установленные НК РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Следовательно, порядок представления организацией, имеющей несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, уведомлений об уплате налога на прибыль через одно обособленное подразделение с 01.01.2009 изменен.

ФНС России в письме от 25.03.2009 N 3-2-10/8 пришла к выводу, что в случае создания на территории субъекта РФ второго обособленного подразделения налогоплательщик должен выбрать из них ответственное обособленное подразделение. Уплата налога через выбранное ответственное обособленное подразделение должна производиться после создания второго обособленного подразделения и выбора ответственного обособленного подразделения, а не с начала следующего налогового периода. Одновременное применение налогоплательщиком в различных субъектах РФ порядка исчисления и уплаты налога через ответственное обособленное подразделение и по каждому обособленному подразделению НК РФ не предусматривает.

Учитывая изложенное, если организация, имеющая на территории одного субъекта РФ несколько обособленных подразделений, осуществляет уплату налога на прибыль через ответственное подразделение и на территории другого субъекта РФ у нее работает одно обособленное подразделение, а затем открывается второе обособленное подразделение, то организация обязана перейти на уплату налога на прибыль через ответственное подразделение со дня создания на территории субъекта РФ второго обособленного подразделения.

С 01.01.2009 действует положение, согласно которому для целей статьи 288 НК РФ организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определить остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

Порядок и способы начисления амортизации объектов основных средств для целей определения остаточной стоимости амортизируемых основных средств в бухгалтерском учете установлены пунктами 18 и 19 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Следовательно, в целях исчисления авансовых платежей и сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, организация, имеющая обособленные подразделения, определяет долю прибыли, приходящуюся на эти обособленные подразделения. При расчете указанной доли используются данные об остаточной стоимости амортизируемого имущества по каждому обособленному подразделению и по организации в целом.

С 01.01.2009 остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым начисляется нелинейным методом, определяется в порядке, установленном абзацем 11 пункта 1 статьи 257 НК РФ.

Судебная практика свидетельствует, что положения статьи 288 НК РФ важно учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлениях от 05.04.2006 N Ф03-А73/06-2/519 и от 20.04.2006 N Ф03-А73/06-2/943 признает решение налогового органа недействительным, как принятое без соблюдения норм НК РФ, а именно не учтены положения статьи 288 НК РФ.

Аналогичные выводы отражены в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2003 N А29-6138/02А и ФАС Центрального округа от 24.04.2006 N А09-7069/05-22.

В соответствии с пунктом 3 статьи 288 НК РФ, исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 288 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Пунктом 4 статьи 288 НК РФ установлено, что налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

В связи с положениями вышеизложенных норм, пунктом 1 статьи 289 НК РФ закреплено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном статьей 289 НК РФ.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, возможность уплачивать налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, приходящийся на головную организацию, через ответственное обособленное подразделение НК РФ не предусмотрена.

Учитывая изложенное, организация, имеющая на территории одного субъекта РФ головной офис и обособленные подразделения, производить уплату налога на прибыль, в том числе и за головной офис, через ответственное подразделение не вправе.

Отметим, что согласно пункту 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Читайте также: