Публично правовые условия гражданского оборота налоговый и антимонопольный аспекты

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Разъяснение № 2 Президиума Федеральной антимонопольной службы «Вертикальные» соглашения, в том числе дилерские соглашения» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2016 г. № ___)

В соответствии с пунктом 19 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) «вертикальное» соглашение - это соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.

«Вертикальные» соглашения обеспечивают перемещение товара в цепочке от производителя к конечному потребителю.

«Вертикальные» соглашения представляют собой соглашения между хозяйствующими субъектами, находящимися на различных уровнях технологического цикла, содержащие условия, в соответствии с которыми такие хозяйствующие субъекты будут осуществлять приобретение, продажу или перепродажу определенных товаров или услуг.

Соглашение между производителем товаров и его покупателем, имеющим намерение осуществлять их перепродажу (дистрибьютором), следует относить к «вертикальным» и в том случае, если стороны такого соглашения реализуют товары в одних и тех же границах товарного рынка (товарных рынков), при условии, что на этом товарном рынке дистрибьютор осуществляет реализацию товаров, которые им приобретены у данного производителя, и дистрибьютор не осуществляет производство взаимозаменяемых товаров, а также в случаях реализации дистрибьютором взаимозаменяемых товаров, производимых разными производителями.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара.

Таким образом, включение в «вертикальное» соглашение, достигнутое между хозяйствующими субъектами, например, условия о минимальных либо фиксированных для реализации соответствующего товара ценах может рассматриваться ФАС России в качестве нарушения пункта 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, при условии, что доля хотя бы одного из хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении на товарном рынке товара, являющегося предметом данного соглашения превышает двадцать процентов.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 указанного Закона), если такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. При этом в соответствии с данной нормой Закона о защите конкуренции указанный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Организация покупателем такой продажи товаров может быть осуществлена, в частности, на основании лицензионного договора, заключенного с продавцом-правообладателем товарного знака в порядке, установленном статьями 1489, 1490 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствующих помещениях (торговых площадях), установленных в «вертикальном» соглашении.

Учитывая, что согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, то запрещенные условия «вертикального» соглашения могут содержаться как в устной, так и в письменной форме.

При этом заключение соглашения между хозяйствующими субъектами в письменной форме, по которому приобретается товар, не исключает применение Закона о защите конкуренции к устным договоренностям таких лиц, содержащим запрещенные условия.

«Вертикальные» соглашения реализуются через гражданско-правовые договоры, предмет которых предусматривает переход товара от одного лица к другому (договор купли-продажи, договор поставки, дилерские договоры, дистрибьюторские договоры и другие соглашения). Гражданско-правовые договоры или соглашения, которые не предусматривают передачу товара от одного лица другому, не могут рассматриваться в качестве «вертикальных» соглашений.

Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ исключено из определения «вертикального» соглашения уточнение о том, что агентский договор не является «вертикальным соглашением».

Указанное исключение не изменяет критерии определения «вертикального» соглашения и не означает, что агентский договор является «вертикальным» соглашением.

Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации агентский договор - это договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Учитывая, что предметом агентского договора является совершение агентом юридических и иных действий в пользу принципала, то указанный договор не может быть отнесен к «вертикальному» соглашению.

При этом, если агент заключает от имени принципала договор поставки товара или договор купли-продажи, то именно договор поставки товара или договор купли-продажи, а не агентский договор, будет являться «вертикальным» соглашением.

Частью 7 статьи 11 предусмотрено, что запреты установленные указанной статьей не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица (признаки контроля определены частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции). Вместе с тем, указанная норма не исключает возможность применения в отношении «вертикальных» соглашений иных антимонопольных ограничений.

Так, например, на действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение и заключившего «вертикальное» соглашение с хозяйствующим субъектом, входящим с ним в одну группу лиц, и аналогичное соглашение с другим хозяйствующим субъектом, не входящим в такую группу лиц, и при этом условия такого «вертикального» соглашения являются для хозяйствующего субъекта, не входящего в группу лиц, дискриминационными, распространяются запреты части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

«Вертикальные» соглашения могут быть признаны допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными статьей 12, частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, а также в соответствии с Общими исключениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 583.

В частности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами признаются допустимыми (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения, не превышает двадцать процентов (часть 2 статьи 12 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для определения допустимости «вертикального» соглашения в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о защите конкуренции доли сторон такого соглашения следует определять в отношении товара, являющегося предметом «вертикального» соглашения, на каждом из рынков, на которых осуществляется реализация, приобретение и перепродажа такого товара сторонами данного соглашения.

Определение географических, продуктовых границ товарного рынка, расчет долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляются в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Следовательно, если доля хотя бы одной из сторон «вертикального» соглашения на товарном рынке товара, являющегося предметом соглашения, превышает двадцать процентов, то к такому «вертикальному» соглашению применяются антимонопольные требования и запреты, указанные в частях 2 и 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Так, например, в соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 06.11.2015 № 305-АД15-13674 по делу № А40-181711/2013 установлено, что для целей реализации оборудования для прачечных и химчисток, в том числе промышленных стиральных и стирально-отжимных машин на территории Российской Федерации в период с 2010 по 2012 годы обществом «ВМЗ» заключены и исполнялись дилерские договоры с 30 хозяйствующими субъектами.

Во всех дилерских договорах, заключенных обществом, в разделе «Обязанности Дилеров» содержались следующие условия: «Отпускная цена у Дилера должна быть выше, чем в прайс-листе Продавца на сумму расходов по транспортировке Товара» (пункт 4.2). «Снижение цены от прайс-листа завода допускается только при наличии конкуренции со стороны поставщиков импортного оборудования с обязательным предварительным согласованием с Продавцом» (пункт 4.3). При этом согласно пункту 5.1 дилерских договоров в случае нарушения условий в части пунктов 4.2 - 4.3 договоров общество «ВМЗ» вправе в одностороннем порядке «пересмотреть условия договора и размер скидки в сторону уменьшения со следующей поставки»; при повторном нарушении дилером указанных пунктов договоров общество «имеет право расторгнуть Дилерский договор в одностороннем порядке».

В качестве нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган указал на выявленный факт участия общества «ВМЗ», доля которого на рынке превышает 20%, и его дилеров в запрещенном «вертикальном» соглашении, которое могло привести к установлению минимальной цены перепродажи технологического оборудования для промышленной стирки белья, в том числе промышленных стиральных и стирально-отжимных машин, а также к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В тоже время в качестве допустимых «вертикальных» соглашений могут быть признаны дилерские соглашения между автопроизводителями/автодистрибьюторами и официальными дилерами, отвечающие всем положениям Кодекса поведения, регулирующего отдельные аспекты взаимоотношений между автопроизводителями/автодистрибьюторами, официальными дилерами и независимыми сервисными станциями в автомобильном секторе, разработанный Комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса и согласованный с ФАС России (далее - Кодекс поведения).

Согласно преамбуле Кодекса поведения, участники Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса, заявившие о присоединении к данному Кодексу поведения (далее - участники), обязуются придерживаться принципов надлежащего ведения бизнеса, установленных в данном Кодексе поведения.

Так, например, в соответствии с пунктом 7 Кодекса поведения участникам не следует устанавливать для официальных дилеров фиксированные цены перепродажи на реализуемую автомобильную продукцию, а также стоимость нормо-часа при выполнении негарантийного ремонта. Исключением являются лишь случаи установления максимальных цен перепродажи.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о защите конкуренции допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.

Таким образом, исходя из приведенной нормы Закона о защите конкуренции, если «вертикальное» соглашение между правообладателем и пользователем, не являющимися финансовыми организациями, соответствует всем признакам договора коммерческой концессии и требованиям к нему, установленным в главе 54 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, то такое «вертикальное» соглашение может быть признано допустимым.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросам соответствия "вертикальных" соглашений законодательству о защите конкуренции.

Так, указано, что соглашение между производителем и покупателем-дистрибьютором следует относить к "вертикальным", если стороны реализуют товары в одних и тех же границах товарного рынка (рынков) при условии, что на этом рынке дистрибьютор осуществляет реализацию товаров, которые им приобретены у данного производителя, и не занимается изготовлением взаимозаменяемой продукции, а также при продаже дистрибьютором взаимозаменяемых вещей от разных производителей.

Включение в "вертикальное" соглашение условия о минимальных либо фиксированных ценах может рассматриваться ФАС России в качестве нарушения Закона о защите конкуренции при условии, что доля хотя бы одного из хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении, превышает 20%.

В качестве допустимых "вертикальных" соглашений могут быть признаны дилерские договоры между автопроизводителями/автодистрибьюторами и официальными дилерами, отвечающие всем положениям Кодекса поведения, регулирующего отдельные аспекты взаимоотношений между автопроизводителями/автодистрибьюторами, официальными дилерами и независимыми сервисными станциями в автомобильном секторе, разработанного Комитетом автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса и согласованного с ФАС России.

В соответствии с Кодексом участникам не следует устанавливать для официальных дилеров фиксированные цены перепродажи на реализуемую автомобильную продукцию, а также стоимость нормо-часа при выполнении негарантийного ремонта. Исключением являются лишь случаи установления максимальных цен перепродажи.

ГОСТ Р 58223-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Intellectual property. Antitrust regulation and protection against unfair competition

Дата введения 2018-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 "Интеллектуальная собственность"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Между ростом недобросовестной конкуренции и отсутствием рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации и других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) есть прямая взаимозависимость и взаимообусловленность. В условиях когда доля рынка интеллектуальной собственности в мировой торговле в XXI столетии выросла в четыре раза (превышает 15% ВВП) и продолжает расти, национальные рынки интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС остались на прежнем уровне (менее 1-2% патентных продаж от общего числа действующих патентов). При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов будет только возрастать, что, в свою очередь, будет усиливать конкуренцию, в том числе и недобросовестную, в этой сфере.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, формирование цифровой экономики отнесено к национальным интересам России, включая:

- формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного развития российской экосистемы цифровой экономики (крупных российских организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий);

- повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке;

- обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям;

- защиту граждан от контрафактной и некачественной продукции;

- совершенствование антимонопольного законодательства, в том числе при предоставлении программного обеспечения, товаров и услуг с использованием сети Интернет лицам, находящимся на территории Российской Федерации;

- развитие торговых и экономических связей со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках ЕАЭС.

Решениями высших органов ЕАЭС всем государствам - членам ЕАЭС предписано расширить набор применяемых инструментов, активизировать усилия по достижению и поддержанию макроэкономической устойчивости, реализовывать совместные меры в рамках ЕАЭС и национальные меры по ключевым направлениям. Реализация указанных мер предполагает активное включение экономического потенциала от использования в данных процессах интеллектуальной собственности: от ценообразования при взимании таможенных платежей до формирования нематериальных активов и использования интеллектуальной собственности как инвестиционного ресурса при диверсификации экономик на всех уровнях.

По результатам анализа законодательства и правоприменительной практики в сфере производства, оборота и защиты интеллектуальной собственности в России и других странах ЕАЭС при переходе к цифровой экономике выявлены устойчивые противоречия (коллизии), новые вызовы и закономерности, требующие принятия первоочередных мер в сфере антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции как путем изменения правил, так и процедур их применения.

По оценке директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации академика РАН, доктора юридических наук, профессора Т.Я.Хабриевой, "нахождение баланса между интересами правообладателей исключительных прав и публичными и частными интересами, защищаемыми антимонопольным законодательством", является сегодня одной из реальных проблем становления и развития современного конкурентного права.

Согласно ч.7 ст.1252 Гражданского кодекса Российской Федерации* (ГК РФ), в случаях когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными ГК РФ, так и в соответствии с антимонопольным законодательством. В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" возможности применения антимонопольных мер в сфере интеллектуальной собственности ограничены.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ч.4 ст.1252 Гражданского кодекса Российской Федерации. - Примечание изготовителя базы данных.

Так, в последнее десятилетие сложилось устойчивое противоречие между патентной монополией на результаты интеллектуальной деятельности и возможностями развития конкуренции на рынках товаров, работ и услуг с использованием таких объектов патентного права. Результаты интеллектуальной деятельности, зачастую полученные при бюджетном финансировании (85% всех расходов на исследования и разработки в Российской Федерации в 2015-2017 гг. - средства федерального бюджета), при возможном сроке правовой патентной охраны 20 лет переходят в режим свободного использования через два - три года с момента выдачи патента. Этим нередко пользуются иностранные компании, в том числе транснациональные компании (ТНК), которые при небольших доработках вновь патентуют эти технические решения на себя. За последние 10 лет весь прирост выдачи патентов в России (5%) обеспечен только иностранцами. При этом совместные предприятия не создаются, лицензионные договоры с отечественными производителями не заключаются, вытесняя тем самым с национальных рынков отечественные компании в угоду интересам международных и иностранных ТНК. Такие злоупотребления в рамках как формальной патентной монополии иностранных правообладателей, так и при заключении антиконкурентных соглашений ведут к фактической монополии с их стороны на товарных рынках, что предполагает меры антимонопольного регулирования, применение которых в сфере осуществления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также оборота интеллектуальной собственности запрещено ст.10, 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.

Глобализация мировой торговли, введение экономических санкций актуализировали юридическую проблему исчерпания прав правообладателя в отношении товарного знака, которое является юридическим ограничением легальной монополии на использование исключительного права на товарный знак. Параллельный импорт, под которым понимается ввоз из-за границы в страны ЕАЭС импортерами оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, но без его разрешения, порождает конфликт интересов импортеров и правообладателей, претендующих на абсолютные правомочия по контролю параллельного импорта. В соответствии с Договором о ЕАЭС (приложение N 26) и с принятием и вступлением в силу с 1 января 2018 г. нового Таможенного кодекса в ЕАЭС действует региональный принцип исчерпания права, тогда как в Российской Федерации - национальный принцип исчерпания права (ст.1487 ГК РФ), предполагающий запрет на импорт в Россию товаров с размещенными на них товарными знаками без разрешения правообладателей. В этих условиях иностранный правообладатель может недобросовестно использовать исключительное право на товарный знак и ограничивать ввоз на внутренний евразийский рынок конкретных товаров или реализовывать ценовую политику, состоящую в завышении цен на этом рынке. В целях обеспечения единообразия подходов разрешения конфликтов частных и публичных интересов при антимонопольном регулировании и защиты от недобросовестной конкуренции с учетом разъяснений Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 13 февраля 2018 г. N 8-П) в случаях недобросовестного поведения иностранных правообладателей товарных знаков, в том числе создания с их стороны угрозы монополии на товарных рынках стран ЕАЭС, необходимо использовать механизмы антимонопольного регулирования и гражданско-правовые институты противодействия злоупотреблению правом в интересах реализации публичных интересов по защите конкуренции, включая государственную поддержку национальных товаропроизводителей.

При этом, исходя из судебной практики, сохраняется высокая правовая неопределенность в разделении недобросовестной конкуренции, связанной с оборотом товара с использованием результатов интеллектуальной деятельности (РИД), и недобросовестной конкуренции, связанной с оборотом исключительных прав на данные РИД. При этом нормы действующего Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ не могут быть применены в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), так как основным объектом оборота здесь на разных этапах "НИР - ОКР - ТР - производство" может быть только исключительное право на РИД, созданный/ используемый в рамках данного НИОКТР. Отсюда многочисленные злоупотребления со стороны государственных заказчиков на использование предшествующей интеллектуальной собственности, где правообладателями являются исполнители или третьи лица.

Несмотря на заявленные цели гармонизации национальных законодательств для построения единых рынков в ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности, защиты от недобросовестной конкуренции и противодействия контрафакту, по-прежнему существуют принципиальные различия в странах ЕАЭС;

- система охраняемых объектов интеллектуальной собственности;

- определение правообладателей РИД, созданных с использованием бюджетных средств;

- содержание прав на РИД;

- ограничения исключительных прав на РИД;

- механизмы гражданско-правовой и таможенной защиты интеллектуальной собственности;

- понимание института контрафакта и способов защиты от него;

- определение перечня субъектов недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и особенностей их правового статуса;

- способы недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и их выявление;

- способы защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в рамках ЕАЭС.

Согласно Консультативному заключению Суда Евразийского экономического союза от 4 апреля 2017 г. N СЕ-2-1/1-17-БК "О разъяснении положений статей 74, 75, 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014", конкурентное право Союза включает все три вида политик:

- единую конкурентную (антимонопольную) политику Союза (наднациональное регулирование) для защиты конкуренции на трансграничных рынках;

- скоординированную конкурентную (антимонопольную) политику для защиты конкуренции на национальных рынках государств - членов ЕАЭС, в том числе скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции;

- согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС.

Применение политик зависит от следующих критериев: 1) характер рынка (национальный или трансграничный); 2) национальность хозяйствующего субъекта (субъект рынка государства-члена или субъект рынка третьих стран).

Успешная правоприменительная практика антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности является междисциплинарной темой, что предполагает определение границ и правил межведомственного взаимодействия на всех уровнях (региональном, национальном и межгосударственном) при исполнении функций защиты от недобросовестной конкуренции и противодействия контрафакту, а также определенную корректировку системы подготовки и принятия решений в ЕЭК ЕАЭС в силу сохраняющихся принципиальных противоречий национальных законов стран ЕАЭС и существующей автономности министров (членов коллегии) ЕЭК и подчиненных им департаментов.

Если целью инновационного развития является конкурентоспособность, а рынок интеллектуальной собственности служит необходимым условием его успешности, то антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности могут стать достаточным средством обеспечения такой конкурентоспособности.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает единые подходы в рамках антимонопольного регулирования, в том числе через установление границ, правил и процедур межведомственного взаимодействия при исполнении функций защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту (как на национальном, так и в последующем на межгосударственном уровнях) в интересах защиты конкуренции и реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности, повышения конкурентоспособности инновационной продукции и отечественных товаропроизводителей, создания благоприятных условий для формирования рынка интеллектуальной собственности как механизма инновационного развития и для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечивающих национальную конкурентоспособность при переходе к цифровой экономике в России и ЕАЭС в XXI в.

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении общественных отношений, связанных с 1) интеллектуальной собственностью, 2) антимонопольным регулированием и защитой от недобросовестной конкуренции, 3) противодействием производству и обороту контрафактной продукции.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55384 Интеллектуальная собственность. Научные открытия

ГОСТ Р 55385 Интеллектуальная собственность. Научные произведения

ГОСТ Р 55386 Интеллектуальная собственность. Термины и определения

ГОСТ Р 56823 Интеллектуальная собственность. Служебные результаты интеллектуальной деятельности

ГОСТ Р 58086 Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 антимонопольный орган: Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

3.2 защита конкуренции: Совокупность мер, направленных на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущение, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

3.3 антимонопольное регулирование: Комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможности чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

3.4 единая конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, осуществляемая государствами - членами ЕАЭС в сфере антимонопольного регулирования для защиты конкуренции на трансграничных рынках (если его географические границы охватывают территории двух и более государств-членов) на основе применения норм и механизмов наднационального унифицированного правового регулирования как общих правил конкуренции, которые обладают прямым действием и должны непосредственно применяться государствами-членами как нормы международного договора, а также на основе решений органов ЕАЭС в рамках их полномочий.

3.5 скоординированная конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств - членов ЕАЭС для защиты конкуренции на национальных рынках государств - членов ЕАЭС на основе общих принципов и подходов, одобренных в рамках органов ЕАЭС, необходимых для достижения его целей.

3.6 согласованная конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, осуществляемая государствами - членами ЕАЭС в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов ЕАЭС, в такой степени, которая необходима для достижения его целей.

СВОБОДА ДОГОВОРА И АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДАННОГО ПРИНЦИПА

Казакова Е.Б.,

к.ю.н., доцент кафедры «Частное и публичное право» Пензенского государственного университета

Типичное восприятие антимонопольного законодательства, в том числе и в юридической теории, – это отношение к нему как к части административного права. В действительности, об административно-правовом элементе антимонопольного законодательства можно говорить, по большому счету, только в части правоприменения – выполнения антимонопольным органом своих функций по властному воздействию на хозяйствующих субъектов, нарушающих антимонопольные запреты. Однако на антимонопольное право можно посмотреть и с другой стороны – как на комплекс норм, ограничивающих автономию воли субъектов гражданского оборота. Антимонопольные запреты применяются к действиям хозяйствующих субъектов, которые в их отсутствие могли бы совершаться исходя из общих принципов гражданского права – свободы осуществления гражданских прав, свободы договора и др. Административному воздействию на данные отношения нет места до тех пор, пока антимонопольные запреты соблюдаются хозяйствующими субъектами.

Достижение оптимального соотношения государственного регулирования экономики и свободы ведения бизнеса для обеспечения интересов потребителя является одной из задач государства.

Антимонопольное законодательство служит ярким примером государственного регулирования экономических отношений. В ходе этого регулирования подвергается известному ограничению провозглашённый в ст.421 ГК РФ принцип свободы договора. Абсолютная свобода в договорных отношениях привела бы к полному господству монополий на рынке и к бесправному положению потребителей и иных экономически слабых участников рынка. Антимонопольное законодательство устанавливает пределы осуществления данного принципа, ограничивая свободу поведения на рынке одних субъектов в пользу других. В антимонопольном законодательстве содержатся запреты на заключение определённых видов договоров, а также требования к условиям договоров.

Антимонопольное законодательство направлено на борьбу с монополизмом и недобросовестной конкуренцией и, тем самым, обеспечивает создание условий для развития и эффективного функционирования товарных рынков и рынков финансовых услуг.

Одним из важнейших принципов гражданско-правовых отношений является свобода договора. Где воля контрагентов формируется, а затем и выражается несвободно, там нет и договора, или же он может быть признан недействительным. Нельзя понимать свободу договора как возможность одностороннего отказа от его исполнения или пересмотра его содержания. Для нормального функционирования экономики одностороннее расторжение договора возможно только в случаях, оговоренных либо в законе, либо в договоре, иначе договор теряет свой смысл и значение.

Вместе с тем, существует немало ограничений этой свободы, ограничений договора, но ограничения могут иметь и положительную сторону - ограничения свободы договора одновременно являются и ее гарантиями, так как ограничения деятельности одной стороны обеспечивают интересы другой стороны рыночных отношений.

Антимонопольное законодательство обеспечивает и защищает права и законные интересы субъектов, намеревающихся конкурировать с хозяйствующим субъектом, обладающим доминирующим положением на рынке товаров, либо с хозяйствующими субъектами-поставщиками и покупателями доминирующего субъекта. Защита осуществляется от злоупотреблений хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке товаров и финансовых услуг, от незаконной конкуренции и других злоупотреблений, а так же от нарушений договорных отношений.

Серьезные нарушения антимонопольного законодательства составляют соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Это могут быть нарушения антимонопольного законодательства или нарушения договорных обязательств, как то: при заключении договора контрагенту могут навязываться кабальные условия договора; включение в договор пунктов, условий, противоречащих закону; ущемление права потребителя при заключении публичного договора; одностороннее изменение доминирующим субъектом условий договора. Нарушение договорных обязательств может привести к нарушению не только антимонопольного законодательства, но и норм права различных отраслей права: гражданского, административного, уголовного.

С гражданско-правовой точки зрения запрет злоупотребления доминирующим положением ограничивает свободу договора на стороне лица, занимающего такое положение. Ограниченными могут быть все элементы свободы договора: свобода в заключении договора, свобода в выборе контрагента, свобода в определении условий (содержания) договора, свобода в порядке заключения договора. С позиции антимонопольного права злоупотребление доминирующим положением представляет собой состав, двумя ключевыми элементами которого являются доминирование и злоупотребление; при этом данный состав не будет иметь место при отсутствии любого из этих элементов.

Таким образом, важно соблюдать баланс интересов обеих сторон при заключении гражданско-правовых договоров.

Антимонопольное законодательство – система нормативных правовых актов, включающая правила о поддержке добросовестной конкуренции, а также о предупреждении (ограничении и пресечении) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

По своему уровню антимонопольное законодательство является федеральным. Это связано с тем, что п. «ж» ст. 71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции РФ.

А) В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В ч. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный запрет носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая складывающиеся на рынке ценных бумаг и финансовых услуг.

Непосредственное отношение к антимонопольной политике имеют конституционные нормы, закрепленные в ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК. Они запрещают устанавливать на территории РФ юридические и фактические препятствия (ограничения прав и свобод, таможенные границы пошлины, сборы и т.п.) для осуществления свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны станы и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примером таких ограничений служит п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 209 ГК.

Б) ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ранее – Закон РФ от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Он является вторым российским антимонопольным законом. В нем содержится: понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях, структуре и компетенции антимонопольных органов, составы нарушений антимонопольного законодательства, требования государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией, правила об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также о принятии, обжаловании и исполнении актов антимонопольных органов.

Закон применим к субъектам естественной монополии, если последние нарушают антимонопольное законодательство РФ.

Г) ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ. Существуют такие отрасли экономики, где конкуренция по объективным причинам (технологические особенности производства, характер спроса и потребления) неэффективна или вообще невозможна. Такие товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект – поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством РФ относятся к естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности.

Понятие конкуренции

Конкуренция является экономической категорий, характеризующей особого рода экономические отношения между участниками рынка, которые возникают между ними в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности.

Конкуренция (от лат. Concurro – сталкиваться, сбегаться) – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4).

Иными словами конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов за преимущества на рынке с использованием различных методов.

Из определения вытекают признаки конкуренции, которые приобрели правовое значение вследствие правового регулирования соответствующих отношений:

1) конкуренция выражается в определенных самостоятельных действиях, именуемых конкурентными действиями;

2) конкуренция осуществляется лишь между определенными лицами, именуемыми субъектами конкуренции;

3) при конкуренции исключается или ограничивается возможность каждого из конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.

1. Конкурентные действия – самостоятельные состязательные действия, совершаемые хозяйствующими субъектами (Х.С.) для приобретения ими правомерных преимуществ в своей сходной или аналогичной предпринимательской деятельности на рынке, направленные на получение прибыли.

Различают: 1) ценовые и 2) неценовые конкурентные действия.

Ценовые конкурентные действия заключаются в том, что субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей (потребителей).

Неценовые конкурентные действия: 1. действия по улучшению качества и потребительских свойств товара, 2. расширение ассортимента и введение в оборот новых товаров, 3. улучшение сервисного обслуживания, 4. установление и продление гарантийных сроков, 5. занятие более удобного месторасположения фирмы, 6. рекламные действия конкурентов и др.

2. Субъекты конкуренции:

А) п/п 5 ст. 4 Хозяйствующие субъекты: коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Б) Финансовая организация – Х.С., оказывающий финансовые услуги (п. 6 ст. 4).

3. Ограничение или исключение возможности конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. В противном случае следует говорить не о конкуренции, а о монопольном положении.

В экономике принято различать совершенную и несовершенную конкуренцию.

В первом случае на определенном товарном рынке присутствует достаточно большое число конкурентов, обладающих примерно одинаковой рабочей силой, которую принято оценивать по доле хозяйствующего субъекта на этом рынке, уровню издержек производства и обращения, его технической оснащенности, финансовой устойчивости, ценам, качеству продукции и пр.

Несовершенная конкуренция может быть представлена в различных формах, например, в виде присутствия на рынке крупного, доминирующего предприятия и нескольких небольших предприятий-аутсайдеров, в виде ограниченного числа относительно крупных предприятий (олигополия) и пр.

Понятие и виды монополий

Монополия (от греч. Monopolia – продаю один), является экономической категорий, характеризующей определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего (приобретающего) товар, на который не имеется близких заменителей. В экономической литературе такая структура рынка именуется абсолютной (чистой) монополией.

В реальной экономической действительности существуют рыночные ситуации, характеризуемые различной степенью преобладания конкуренции и монополии. Данные типы рынков получили наименование несовершенной конкуренции (олигополия, монополистическая конкуренция).

В российском законодательстве отсутствует общее определение монополии. Данный термин упоминается в нормативных правовых актах, применительно к субъектам, подвергающихся специальному правовому режиму регулирования: государственным и естественным монополиям.

Антимонопольное законодательство использует правовую категорию «доминирующее положение» для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков (от абсолютной монополии до монополистической конкуренции).

В зависимости от степени вмешательства государства в установление правового режима доминирующего положения Х.С. на рынках и иных специальных режимов следует различать основные виды монополий, имеющие правовое значение:

А) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

Б) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

В) возникающие в результате обладания исключительными правами.

А) Монополия первого вида – монополии, непосредственно регулируемые государством. Они создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны Х.С., не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют две монополии рассматриваемого вида: государственная и естественная.

Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Целями создания государственных монополий является: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства, ограничение свободного оборота определенных товаров (наркотических средств, например и др.). Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов. Они в основном носят фискальный характер. Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны, определенные из них то вводятся, то упраздняются.

– П. 3 ст. 10 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 г. № 41–ФЗ – в РФ установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.

– Ст. 5 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3–ФЗ – в РФ действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, культивированием растений, разработкой, переработкой, распределением, ввозом (вывозом), уничтожением наркотических средств, психотропных веществ.

– П. 2 ст. 4, п. 1 ст. 12 ФЗ от 19.07.1998 г. № 114–ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных установленных законом причин (ст. 3 ФЗ от 17.08.1995 г. «О естественных монополиях»).

Закон устанавливает следующие признаки естественных монополий:

1) существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства.

В определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов;

2) товары (услуги), производимые субъектами е.м., не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

3) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами е.м., в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Существует перечень сфер деятельности, в которых обычно вводится режим естественной монополии: транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуги по передаче электрической энергии и др.

Понятию «естественная монополия» наиболее близко понятие «сетевая деятельность». Специфика сетевой деятельности заключается в том, что для осуществления такой деятельности необходимо наличие сетей, т.е. совокупность структур (часто сложных и дорогостоящих), связанных между собой. Дороги, ж\д пути, газопроводы, нефтепроводы, линии электропередачи – наиболее простые примеры.

Согласно ст. 6 Закона о естественных монополиях органами регулирования е.м. (Федеральная антимонопольная служба, федеральная служба по тарифам) могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов е.м.:

1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом е.м.

Б) Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства – рыночные монополии.

Такие монополии могут появиться в результате победы в добросовестной конкуренции определенного субъекта предпринимательства и ухода с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д.

В) Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования место происхождения товаров, фирменные наименования и т.п.

Право на свободу экономической деятельности, установленное ч. 1 ст. 34 Конституция РФ, предполагает самостоятельный в рамках закона выбор форм и способов осуществления экономической деятельность каждым хозяйствующим субъектом. Каждый субъект стремиться увеличить свою прибыль от экономической деятельности. При этом в реальной экономической деятельности основным инструментом увеличения прибыли является снижение издержек хозяйствующего субъекта, связанных с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Издержки хозяйствующего субъекта имеют различное содержание. Они являются расходами частного характера (уплата налогов и сборов, оплата труда работников, приобретение сырья для изготовления продукции, уплата вознаграждения перевозчику товаров, аренда недвижимости с целью осуществления производственной или торговой деятельности, расходы на обслуживание оборудования и иные затраты, необходимые для непосредственного осуществления хозяйственной деятельности). В отличие от бюджетных (государственных) расходов[44], хозяйствующий субъект как правило имеет реальную возможность сократить затраты (уменьшить размер заработной платы не ниже установленного государством минимума, подыскать другое помещение для офиса с меньшей суммой арендной платы, найти возможность реализации продукции без ее перевозки на значительные расстояния и принять иные подобные меры). Снижение издержек, как правило, приводит к увеличению размера прибыли. Это обусловлено тем, что часть дохода, направляемая ранее на затраты по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), высвобождается и может быть распределена между собственниками хозяйствующего субъекта (акционерами, участниками, вкладчиками) либо использована иным законным образом с целью увеличения активов (например, на пополнение суммы вклада в банке, приобретение высокодоходных ценных бумаг, выдачу займов или кредитов с получением процентов).

Экономической наукой установлен объективный закон[45], согласно которому снижение издержек хозяйствующим субъектом не может быть бесконечным. Снижение возможно лишь до определенного предела. Он определяется конкурентоспособностью товаров (работ, услуг). Это означает, что снизив издержки больше этого предела, хозяйствующий субъект произведет некачественный либо не пользующийся спросом товар (выполнит некачественную или невостребованную работу, окажет низкокачественную услугу). В этом случае хозяйствующий субъект не сможет конкурировать с другими, предлагающими более качественные товары, работы, услуги. Спрос на его продукцию существенно сократиться или исчезнет, что приведет к последствиям, имеющим правовое значение – невозможности выплаты заработной платы работникам, уплаты налогов и сборов, оплаты аренды помещений. В первом случае хозяйствующий субъект как работодатель может быть понужден к выплате всей суммы заработной платы со взысканием административного штрафа, во втором – с него, как с налогоплательщика, может быть взыскана недоимка по налогам и взысканы штраф и пеня, в третьем – с него, как с арендатора, могут быть взыскана сумма арендной платы за весь период, а также сумма убытков, причиненных арендодателю неуплатой. Кроме того, если выяснится невозможность хозяйствующего субъекта удовлетворять требования его кредиторов, то на основании их заявления арбитражный суд может возбудить производство по делу о банкротстве и ввести соответствующую процедуру банкротства – наблюдение, затем – финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство (реализация имущества на публичных торгах). Банкротство завершается ликвидацией хозяйствующего субъекта. Таким образом, снижение издержек ниже экономически значимого минимума несет для любого хозяйствующего субъекта юридические риски.

Зная экономический закон ограничения снижения издержек, хозяйствующие субъекты стремятся повысить прибыть иным образом. Экономика рыночного типа позволяет увеличить объем реализации товаров, работ, услуг, то есть повысить присутствие хозяйствующего субъекта на соответствующих рынках товаров, работ или услуг[46]. В этом случае субъект увеличивает долю своего участия на рынке товаров, работ или услуг и это приводит к повышению прибыли. Такое экстенсивное развитие хозяйствующего субъекта также не может длиться постоянно. В результате хозяйствующий субъект полностью охватит своим влиянием соответствующий рынок товаров, работ или услуг. Это приведет к тому, что у потребителя соответствующего товара не будет выбора ни по цене, ни по качеству. Все иные существующие производители будут вытеснены с товарного рынка одним субъектом, а появление новых будет затруднено. Потребитель в этом случае вынужден приобретать товары по ценам (тарифам), указанным этим единственным хозяйствующим субъектом. Кроме того, у потребителя в этом случае не будет выбора качества товара, поскольку на товарном рынке присутствуют только товары одного производителя. Такая ситуация, сложившаяся на конкретном рынке товаров, работ или услуг именуется монополией (от лат. mono-polium – единоличное право на продажу). Монополия обусловлена отсутствием конкуренции на рынке товаров, работ услуг. Такое положение имеет деструктивные последствия для национальной экономики: инфляция, слабый экономический рост, сложности диверсификации капитала, слабое развитие инфраструктуры. В связи с этим, одним из направлений публично-правового регулирования хозяйственной деятельности является защита конкуренции.

Конституция РФ в ч. 1 ст. 8 устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Основным специальным актом законодательства в сфере противодействия монополизму является Федеральный закон «О защите конкуренции». Примечательно, что именно в данном федеральном законе содержится определение понятия «хозяйствующий субъект» – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход. Кроме того в федеральном законе содержатся определения понятий «конкуренция» и «недобросовестная конкуренция. В частности, конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. То есть конкуренция – это деловая среда, при которой ни один из субъектов не может определять условия на товарном рынке (устанавливать единую цену товаров, единое качество, одинаковый ассортимент, принимать решения вместо других субъектов, создавать любые препятствия, не позволяющие им вести свою деятельность). Конкуренция – состояние рынка при котором все субъекты действуют добросовестно (то есть стремятся повысить свою прибыль, не нарушая права и не ущемляя законные интересы других лиц). В противном случае на товарном рынке наблюдается недобросовестная конкуренция. Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям[47], требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.




В большинстве случаев риск недобросовестной конкуренции возрастает, если на товарном рынке присутствует субъект, занимающий доминирующее положение. В ряде случаев доминирующее положение субъекта обусловлено особенностями соответствующего товарного рынка[48]. Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривает, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, в том числе устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок. В связи с этим, устанавливается всеобщий запрет на злоупотребление доминирующим положением.В частности, всем хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещаются действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара[49];

изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

навязывание невыгодных условий договора;

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги[50];

создание дискриминационных условий[51];

создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Установление факта недобросовестной конкуренции является основанием для применения к субъекту мер юридической ответственности (административной и уголовной в зависимости от общественной опасности и степени причинения вреда).

В Федеральном законе «О защите конкуренции» содержатся и другие определения понятий, которые необходимы для установления фактов недобросовестной конкуренции и степени причинения вреда в результате такой деятельности. К таким понятиям относятся «монополистическая деятельность», «систематическое осуществление монополистической деятельности», «дискриминационные условия», «признаки ограничения конкуренции», «товар», «товарный рынок», «взаимозаменяемые товары», «координация экономической деятельности», «экономическая концентрация» и другие. В частности, монополистической деятельностью признается злоупотребление хозяйствующим субъектом или группой лиц своим доминирующим положением. Систематическим осуществлением монополистической деятельности является осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное государственным антимонопольным органом более двух раз в течение трех лет. Дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Взаимозаменяемыми товарами признаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Законодатель предусматривает признаки ограничения конкуренции – обстоятельства, свидетельствующие о наличии фактов недобросовестной конкуренции на товарном рынке. Эти правовые признаки позволяют государственному антимонопольному органу – Федеральной антимонопольной службеустанавливать факты недобросовестной конкуренции на товарных рынках. К признакам ограничения конкуренции Федеральный закон «О защите конкуренции» относит:

– сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

– рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

– отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

– определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица;

– иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Сложность антимонопольного регулирования обусловлена разнородностью товарных рынков и хозяйствующих субъектов, присутствующих на них. Антимонопольное правовое регулирование учитывает объективные экономические законы. В частности, существуют товарные рынки, обеспечение конкуренции на которых крайне сложно, а в отдельных случаях – невозможно. В результате формируются монопольные рынки с заранее установленными одним хозяйствующим субъектом ценами и качеством товаров, работ, услуг. Это чаще всего вызвано технологической сложностью определенной деятельности (например, транспортировка нефти посредством сети трубопроводов) или ее нерентабельностью в данный период. Принято говорить о существовании на таких рынках «естественных монополий». Законодатель стремится детально регулировать действия хозяйствующих субъектов, присутствующих на таких рынках. Прежде всего, это важно для обеспечения интересов потребителей (граждан), поскольку значительная доля жизненно необходимых товаров, работ, услуг производится (доставляется, оказывается) субъектами естественных монополий (например, энергоснабжение, железнодорожные пассажирские перевозки). Таким образом, законодательство допускает существование ограниченного количества естественных монополий для обеспечения общего блага, публичных интересов. Однако государства с развитой рыночной экономикой стремятся максимально сокращать количество субъектов естественных монополий и их влияние на жизнедеятельность общества посредством обеспечения конкурентных товарных рынков в этих областях.

Антимонопольное законодательство содержит отдельный акт – Федеральный закон «О естественных монополиях». Он содержит понятия «естественная монополия» и «субъект естественной монополии». В частности, естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Субъект естественной монополии – это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Федеральный закон «О естественных монополиях» предусматривает перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий. Это означает, что в иных, не названных в законе сферах, не могут создаваться субъекты естественных монополий. Сферами деятельности субъектов естественных монополий являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

– (см. текст в предыдущей редакции)

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

Читайте также: