Прямой налог в пользу англосаксонского короля

Опубликовано: 02.05.2024

Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля - так называемые "датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства.

Вместе с тем правовые памятники IX-XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями - управляющими в административных округах.

Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху - витанагемот - совет витанов, "мудрых". Это собрание достойных, "многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции - избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики - в частности в распределение земель.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Законы англосаксонского короля Этельстана (X в.) и его последователей упоминают низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы.

Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.

Становление феодального государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов племенами германского и скандинавского происхождения. Римское завоевание оставило о себе практически только архитектурные и лингвистические памятники (названия местечек, городов). После ухода римлян в V в. н.э. населявшие Англию кельтские племена подверглись вторжению германских племен англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население на окраины острова (Шотландия, Уэльс, Корнуэлл). В VII в. англосаксы приняли христианство и образовали семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсию и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса образовали англосаксонское государство - Англию. В начале XI в. английский престол был захвачен датчанами, которые правили вплоть до возвращения англосаксонской династии в лице Эдуарда Исповедника (1042 год).

В 1066 г. правитель Нормандии герцог Вильгельм, имея благословение римского папы и французского короля, высадился с войском на остров и, разгромив англосаксонское ополчение, стал английским королем. Нормандское завоевание оказало большое влияние на дальнейшую историю английского государства, которое развивалось в основном аналогично средневековым государствам континента. Вместе с тем отличительной чертой его эволюции начиная с XI в. стала ранняя централизация, отсутствие феодальной раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти.

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

1) период англосаксонской раннефеодальной монархиг в IX- XI вв.;

2) период централизованной сеньориальной монархии (XI- XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);

3) период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV в.);

4) период абсолютной монархии (конец XV - середина XVII в.).

§ 1. Англосаксонская раннефеодальная монархия

Становление феодального общества.Формирование феодального общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинавских традиций. В правдах VI-VII вв. среди населения выделяются родоплеменная знать (эрлы), свободные общинники (кэрлы), полусвободные (лэты) и домашние слуги-рабы. Упоминаются также священники и король, причем вергельд епископа был выше вергельда короля. В VIII в. распространяется практика индивидуального патроната, когда человек должен был искать себе покровителя (глафорда) и не имел права уходить от него без его позволения. В памятниках VII-IX вв. особо упоминаются дружинники-таны, в число которых входили как эрлы, так и кэрлы, обязанные нести военную службу в пользу короля. Единственным критерием вхождения в эту категорию было обладание земельным участком определенного размера (5 гайд). Таким образом, границы между различными социальными группами свободных не были замкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянин и даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, получив от господина или короля участок земли. По свидетельству историков, почти четверть английских танов указанного периода произошли от крестьян и ремесленников.

Одновременно продолжается развитие отношений господства и подчинения. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда (принудительная коммендация). Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был обратиться к своему глафорду. Жизнь господина была объявлена неприкосновенной как для зрлов, так и для кэрлов. Параллельно укрепляется институт поручительства - за любого человека поручались его глафорд и определенное количество свободных людей (не более 12 человек).

К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны были исполнять три основные обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и в починке мостов. Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т.п. Постепенно таны образуют военное сословие.

Из обедневших кэрлов образовались многочисленные категории зависимого крестьянства - как с фиксированными повинностями, так и без них. Повинности определялись обычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд получал все его имущество.

Значительное распространение по-прежнему имел рабский труд завоеванного населения. Церковь осуждала произвол и жестокое обращение с несвободными: раб, который работал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным.

Английское духовенство во главе с архиепископом Кентерберийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в местных и королевском собраниях.

Английская церковь была крупным землевладельцем - ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей.

В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны ("область датского права").

Англосаксонское государство.Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля - так называемые "датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства.

Вместе с тем правовые памятники IX-XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями - управляющими в административных округах.

Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху - витанагемот - совет витанов, "мудрых". Это собрание достойных, "многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции - избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики - в частности в распределение земель.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Законы англосаксонского короля Этельстана (X в.) и его последователей упоминают низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы.

Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.

Становление феодального общества. Формирование феодального общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинавских традиций. В правдах VI-VII вв. среди населения выделяются родоплеменная знать (эрлы), свободные общинники (кэрлы), полусвободные (лэты) и домашние слуги-рабы. Упоминаются также священники и король, причем вергельд епископа был выше вергельда короля. В VIII в. распространяется практика индивидуального патроната, когда человек должен был искать себе покровителя (глафорда) и не имел права уходить от него без его позволения. В памятниках VII-IX вв. особо упоминаются дружинники-таны, в число которых входили как эрлы, так и кэрлы, обязанные нести военную службу в пользу короля. Единственным критерием вхождения в эту категорию было обладание земельным участком определенного размера (5 гайд). Таким образом, границы между различными социальными группами свободных не были замкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянин и даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, получив от господина или короля участок земли. По свидетельству историков, почти четверть английских танов указанного периода произошли от крестьян и ремесленников.

Одновременно продолжается развитие отношений господства и подчинения. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда (принудительная коммендация). Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был обратиться к своему глафорду. Жизнь господина была объявлена неприкосновенной как для зрлов, так и для кэрлов. Параллельно укрепляется институт поручительства - за любого человека поручались его глафорд и определенное количество свободных людей (не более 12 человек).

К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны были исполнять три основные обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и в починке мостов. Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т.п. Постепенно таны образуют военное сословие.

Из обедневших кэрлов образовались многочисленные категории зависимого крестьянства - как с фиксированными повинностями, так и без них. Повинности определялись обычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд получал все его имущество.

Значительное распространение по-прежнему имел рабский труд завоеванного населения. Церковь осуждала произвол и жестокое обращение с несвободными: раб, который работал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным.

Английское духовенство во главе с архиепископом Кентерберийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в местных и королевском собраниях.

Английская церковь была крупным землевладельцем - ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей.

В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны ("область датского права").

Англосаксонское государство. Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля - так называемые "датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства.

Вместе с тем правовые памятники IX-XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями - управляющими в административных округах.

Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху - витанагемот - совет витанов, "мудрых". Это собрание достойных, "многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции - избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики - в частности в распределение земель.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Законы англосаксонского короля Этельстана (X в.) и его последователей упоминают низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы.

Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.

Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонском государстве, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола.

Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля - так называемые "датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства.

Вместе с тем правовые памятники IX-XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями - управляющими в административных округах.

Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху - витанагемот - совет витанов, "мудрых". Это собрание достойных, "многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции - избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики - в частности в распределение земель.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Законы англосаксонского короля Этельстана (X в.) и его последователей упоминают низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы.

Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью.

Происхождение и развитие государства англо-саксов. Британия, как полагает большинство исследователей, была слабо романизованной страной по сравнению с Галлией. Романизация коснулась главным образом верхних слоев населения.

Длительная борьба с коренным населением содействовала усилению королевской власти у вторгшихся племен. По мере того, как отдельные группы завоевателей продвигались в глубь страны, они образовали довольно значительное число небольших государств. B VI в. из них сложилось несколько более крупных государств, а в дальнейшем процессе борьбы между этими государствами образовались три королевства, поглотившие остальные.

Вильгельма, впоследствии получившего наименование Завоевателя, одержала победу над англо-саксами. Король Гарольд пал в битве. После этого Вильгельм был провозглашен витенагемотом — советом англо-саксонской знати — королем Англии. Так окончился англо-саксонский период английской истории.

Общественный строй. Насколько можно судить, в эпоху завоевания Британии англо-саксы жили родовыми общинами. Основным их занятием было земледелие. B дальнейшем господствующей формой стала соседская община. Из совокупности земельных имуществ, принадлежавших общине, отдельным семьям выделялись наделы, состоявшие сначала во владении этих семей, а затем перешедшие в их собственность. Размер этого надела (гайды) колебался в различных местностях, но в среднем составлял 120 акров (50 гектаров) пахотной земли. Кроме этого надела семье принадлежали дом и двор (усадьба). Что касается лугов, лесов, выпасов и т. д., то последние продолжали оставаться собственностью общины, а отдельным семьям принадлежало лишь право участия в пользовании этими угодьями. Однако уже с очень раннего времени наряду с общинами мы встречаем крупные земельные владения, принадлежавшие королю, церкви, а также родовой и служилой знати.

Города в англо-саксонскую эпоху имели второстепенное значение и были населены главным образом земледельцами.

Наиболее многочисленным классом населения Англии были свободные — кэрлы, владевшие в ранний период англо-саксонской эпохи вышеуказанным наделом (гайдой). Кэрлы являлись полноправными гражданами: они пользовались правом участия в народных собраниях, правом очистительной присяги и т.

Выше кэрлов стоит родовая знать — эрлы, обладавшие несколькими земельными наделами (гайдами). B хозяйстве эрла заняты уже полусвободные и рабы.

Что касается полусвободных (лэтов), то последние находились на чужой земле и платили за нее оброк землевладельцу, от которого они находились в известного рода личной зависимости. Лэты, в случае причинения им обид, имели право на их возмещение, могли приносить очистительную присягу на суде в качестве сопри- сяжников, могли даже состоять в ополчении и т. д.

Рабы с точки зрения права не имели собственной личности. B случае причинения рабу какого-либо ущерба взыскание за это поступало в пользу его господина. За ущерб, причиненный рабом, отвечал его господин на тех же основаниях, как за ущерб, причиненный его животными. Состояние раба было наследственным. Свободный человек мог стать рабом, продав себя (а равно и своих детей) в рабство, а также за долги. Рабство у англо-саксов было довольно развито. Часть рабов находилась на земельных участках, им отведенных, уплачивая из продуктов своего труда известную долю своему господину. Другие рабы находились при дворе господина. Раб мог выкупиться на свободу. Церковь оказала смягчающее влияние на положение рабов: была воспрещена работа рабов в воскресные дни (согласно закону уэссекского короля Ини раб, работавший по распоряжению своего господина в воскресный день, становился свободным), за плохое обращение с рабом на господина налагалась церковная кара и т. д.

Таково было состояние англо-саксонского общества в ранний период его развития.

B дальнейшем, после укрепления частной собственности на землю, земельные наделы начали дробиться. Положение свободных (кэрлов) стало ухудшаться вследствие ряда причин (разорительные войны, различные повинности, штрафы и т. д.). Владельцы измельчавших земельных наделов не были в состоянии нести военную службу, которая переходит к знати — родовой и служилой. B руках этой знати стала сосредоточиваться земля свободных кэрлов.

Процесс возвышения знати сопровождался переходом земли, принадлежавшей ее собственникам по народному праву (фольк- ланд), в руки аристократии и церкви. Насколько можно судить, предметом пожалования служила не только пустопорожняя земля, но и заселенная. Земля, пожалованная во временное, пожизненное и даже наследственное владение, носила название “бок- ланд”, т. e. владения, пожалованного по грамоте.

K началу VII в. англо-саксы приняли христианскую веру. По мере принятия этой веры в отдельных королевствах основывались особые епископства. B конце VII в. эти епископства объединились вокруг архиепископа (Кентерберийского). B дальнейшем было образовано еще одно архиепископство (Йоркское), но первенствующее значение принадлежало первому. Церковное управление стало централизованным. Это было одним из факторов, подготовивших политическое объединение Англии. Отдаленность англо-саксонской церкви от римских пап содействовала тому, что эта церковь занимала более независимое положение в отношении папской власти, чем церкви романских государств на континенте Европы. Богослужение велось на местном языке. Свои внутренние дела церковь решала самостоятельно. Духовенство собиралось для этого на съезды (синоды). Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в собраниях сотен и графств, а также в ви- тенагемоте. Здесь же рассматривались всякого рода судебные дела (кроме чисто церковных, находившихся в ведении епископа) духовных лиц и тяжбы, возникавшие между ними и мирянами. Духовные лица не были изъяты от общегосударственных налогов и повинностей.

Государственное устройство и управление. K IX в. англо-сак- сонское государственное устройство приняло следующий вид.

Низшей единицей было село. Ha сельском сходе (талимот) решались хозяйственные дела (севооборот, выпас и т. д.), совершались различного рода сделки, разверстывались налоги и т. д. Исполнительной властью являлся сельский староста, первоначально избиравшийся сельским сходом, а впоследствии назначавшийся королем.

Следующей инстанцией была сотня, объединявшая несколько сел. Собрания сотни происходили ежемесячно. Ha них присутствовали крупные землевладельцы сотни и представители сел в лице местного священника, сельского старосты и четырех выборных из числа наиболее состоятельных лиц села. Исполнительным органом сотни был выборный старшина, напоминавший тунгина у франков. По мере усиления королевской власти в сотне появился представитель короля — сотник (герефа). Постепенно он оттеснил на второй план старшину и стал председательствовать в сотенном собрании. Сотенное собрание ведало раскладкой налогов между отдельными селами, свидетельствованием различного рода актов и сделок, рассмотрением судебных дел и т. п.

Несколько сотен образовывали графство. Собрания графства происходили два раза в год. Ha них присутствовали крупные землевладельцы, епископ, должностные лица графства, а также представители сел: местный священник, староста и четверо выборных из числа наиболее состоятельных лиц села. Bo главе графства стоял эльдормен (earldorman), представитель родовой знати, назначавшийся королем совместно с советом знати — витенагемотом. Представителем королевской власти в графстве был шериф, назначавшийся королем и напоминавший графа у франков. B руках шерифа сосредоточивались управление королевскими имениями, сбор штрафов в пользу короля и т. д. Постепенно в ведение шерифа перешла охрана общественного порядка и безопасности. Он также сделался председателем собрания графства, оттеснив эльдор- мена.

Высшим государственным учреждением являлся витенаге- мот — собрание “мудрых”. B его состав входили король (иногда с женой и сыном), епископы (а к концу англо-саксонского периода и значительное количество аббатов), высшие сановники двора, королевские дружинники, представители знати. Компетенция вите- нагемота распространялась, в сущности, на все сколько-нибудь важные государственные дела. “По совету и с согласия” витена- гемота король издавал законодательные акты, решал вопросы войны и мира, вводил налоги и т. д. Витенагемот являлся верховным судом. Ему принадлежало право избрания и низложения королей. Несмотря на это, королевская власть осталась довольно сильной до конца англо-саксонского периода.

Финансы. Главнейшим источником покрытия государственных расходов были доходы с земельных владений короля. У англо-сак- сов (как и у франков) не проводилось различия между государственным хозяйством и частным хозяйством короля. Король собирал с населения “фирмы”, т. e. так называемые “добровольные” приношения. Эти сборы производились с населения, не находившеюся на личных владениях короля. Король получал торговые и рыночные пошлины, часть судебных штрафов и т. д. B отличие от королевства франков к концу англо-саксонской эпохи в пользу короля стал поступать прямой налог — так называемые “датские деньги”. Этот сбор производился сначала в экстренных случаях для отражения датских набегов, но затем принял регулярный характер.

Вооруженные силы. Англо-саксонское войско представляло собой, в сущности, народное ополчение, состоявшее из свободных людей, владевших полным земельным наделом (гайдой) и обязанных в силу такого владения состоять в ополчении. Для защиты страны от нападений с моря каждое графство было обязано снаряжать определенное число кораблей с экипажем.

Развитие феодальных отношений. По мере возрастания могущества знати и понижения социального значения свободного населения происходит процесс развития частной власти знати. Внутри свободного населения развивается расслоение: наделы дробятся, отчуждаются, сосредоточиваются в руках отдельных семейств и т. п. Население разоряется вследствие тяжести различных повинностей, на него падавших, в частности, отбывания военной службы, уплаты штрафов. Наблюдаются случаи прямого захвата крупными землевладельцами владений мелких путем насилия. Эти обстоятельства, так же как и во Франкском государстве, способ- ству-ют развитию коммендации — отдачи себя под частное покровительство социально-сильных элементов. Свободные люди становились держателями земельных владений своих покровителей. Эти последние получили наименование глафордов (или лордов). Между ними и лицами, отдавшимися под их покровительство, установились отношения личного подчинения. Как и во Франкском государстве, такого рода отношения стали формой управления. Государственная власть их укрепляла: в одном из памятников права — правде короля Ательстана (X в.) — мы находим требование, чтобы каждый свободный человек имел лорда. B то же время государственная власть возлагает на глафордов (лордов) обязанности общественного характера, делая их ответственными за поведение людей, стоявших под их частным покровительством. Закон короля Эдмунда (около 943 г.) устанавливает, что “каждый человек отвечает за своих людей и за всех, которые находятся на его мире и на его земле”. Возлагая на лорда ответственность за поведение находившихся под его частным покровительством людей, государственная власть, естественно, должна была стать на путь расширения его прав в отношении указанных выше людей, например, в виде предоставления ему права на получение известной части штрафов, взимаемых с этих людей за совершенные ими правонарушения, и т. п. Постепенно в руки лордов передается ряд публично-правовых полномочий. Королевская власть передает лордам право юрисдикции над зависевшим от них населением, т. e. право суда над ним. Право юрисдикции стало передаваться лордам в отношении не только зависимого от них населения, но и в отношении населения, не бравшего у них землю, но жившего на определенной территории.

Вместе с этим королевская власть передавала лордам свои права на взимание натуральных или денежных сборов, а также производила через их посредство взыскание сборов (например, “датских денег”) в свою пользу.

Королевская власть передавала лордам также права на некоторые личные повинности населения, например, делала их ответственными за отбывание воинской повинности населением, проживавшим на территории, подведомственной лорду.

Передача публично-правовых полномочий неизбежно приводила в дальнейшей стадии развития к установлению подчинения экономического характера: свободный был обязан не только являться в суд лорда в качестве тяжущегося, но и стал рассматриваться как платящий подать вассал и вносящий ренту держатель.

B конце концов земельные владения знати оказывались изъятыми из ведения королевской власти, замененной властью лордов (иммунитет).

B результате двух параллельных процессов — коммендации [174] (снизу) и пожалования королевской властью тех или иных прав (сверху), а также предоставления земельных владений в виде бенефиция (под условием отбывания военной службы) — значительная часть свободных людей стала зависимой. Ранее свободные села подчиняются не представителю королевской власти, а лордам. Последние собирают налоги, требуют исполнения тех или иных повинностей, отправляют правосудие. Власть лордов развивается далее: они устраивают в селах барские запашки, принуждая свободных жителей сел их обрабатывать. Постепенно из этого развивается барщина, оброк. B дальнейшем лорд стал рассматривать все земельные владения села как свою собственность. Так, село превратилось в барское поместье (менор), хотя оно при этом и сохранило свое (внутреннее) самоуправление. Менориальная система сложилась окончательно в период после норманнского завоевания. Менор представлял собой не только земельное владение (поместье), но и единицу местного управления.

Читайте также: