Проверка налога на имущество организаций

Опубликовано: 28.04.2024

Многие виды налогов, установленные в Налоговом Кодексе РФ, являются региональными. Это значит, что их порядок, ставку, особенности определения базы, льготы и пр. устанавливают законодательные органы субъектов РФ, опираясь на соответствующую главу НК. Налог на имущество организаций относится как раз к такому типу сборов.

Как правильно вычислять налог на имущество, которым владеет организация, и как часто его платить? Любое ли имущество подлежит обложению этим налогом? Каждая ли организация является плательщиком? Какие перемены ожидают в этой сфере предпринимателей? Анализируем и отвечаем на эти вопросы.

Организации, платящие налог на имущество организаций

Российские и иностранные предприятия, владеющие имуществом, подлежащим налогообложению согласно ст. 374 НК РФ, являются плательщиками данного налога.

Для отечественных компаний объектом налогообложение станут движимые объекты и недвижимость:

  • в собственности;
  • во временном пользовании;
  • используемая по распоряжению;
  • находящаяся в доверительном управлении;
  • внесенная в совместную деятельность;
  • полученная по соглашению концессии.

Относительно этого имущества должны быть одновременно верны следующие положения:

  • приобретено до начала 2013 года;
  • учитывается на балансе как основные средства.

Для иностранных предприятий, работающих по постоянному представительству, разницы в объектах налогообложения практически нет. А если деятельность по постоянному представительству не ведется, то налог на недвижимость будет относиться к собственности иностранной компании, находящейся на территории РФ, и к недвижимости, полученной по концессии.

Какая недвижимость не облагается налогом на имущество

Не признаны объектом налогообложения такие формы недвижимости:

  • земельные участки, водные объекты, природные ресурсы;
  • имущество федеральных органов, которое используется для нужд безопасности граждан РФ;
  • объекты культурного наследия, признанные таковыми федеральным законодательством;
  • суда с ядерными или атомными установками, ледоколы;
  • космические устройства;
  • имущество, числящееся в 1 или 2 группе амортизационных средств.

Как часто нужно платить

Налоговым периодом является календарный год, а отчетными – каждый квартал.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как налог является региональным, то местные власти имеют право не устанавливать для него отчетных периодов.

Если отчетные периоды установлены, по ним необходимо производить авансовые платежи в размере четверти от налоговой ставки. В налоговый период налог исчисляется по обычной формуле: произведение налоговой ставки на налоговую базу, из которого вычитаются авансовые платежи.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если в течение того или иного периода имущество, облагаемое налогом, перестало находиться в собственности у налогоплательщика, то налог вычисляется, исходя из полных месяцев отчетного периода, когда имущество принадлежало владельцу.

По истечении периода (отчетного или налогового) в органы ФНС предоставляется налоговая декларация (ее надо подать не позже, чем через 30 дней после истечения периода).

Налоговая база: теперь их две

  1. До 2016 года базой налога на имущество была его среднегодовая стоимость.

Бухгалтерский учет, принятый в каждой организации, утверждает остаточную стоимость имущества с учетом амортизации, по которой и вычисляется данный налог. При этом учитывается остаточная стоимость на каждое первое число месяца в отчетном периоде, и делится на количество месяцев в периоде плюс один следующий (так как платеж производится до истечения 30 дней).

Пример расчета. Остаточная стоимость недвижимого имущества ООО «Сонет» составляла:

  • на 1 января 2015 года – 26 000 руб.;
  • на 1 февраля 2015 года – 25 600 руб.;
  • на 1 марта 2015 года – 25 000 руб.;
  • на 1 апреля 2015 года – 750 000 руб.;
  • на 1 мая 2015 года – 740 500 руб.;
  • на 1 июня 2015 года – 720 000 руб.;
  • на 1 июля 2015 года – 710 000 руб.;
  • на 1 августа 2015 года – 700 000 руб.;
  • на 1 сентября 2015 года – 680 000 руб.;
  • на 1 октября 2015 года – 680 000 руб.;
  • на 1 ноября 2015 года – 670 300 руб.;
  • на 1 декабря 2015 года – 660 000 руб.;
  • на 31 декабря 2015 года – 650 000 руб.

Среднегодовая стоимость имущества составит: сумма за эти месяцы 7 037 400 руб. / (12 + 1 месяц) = 541 338, 46 руб.

  • С началом года изменения, принятые ст. 378.2 НК РФ, объявили налоговой базой для отдельных видов недвижимого имущества их кадастровую стоимость на момент 1 января налогового периода. Это нововведение относится к такой недвижимости, как:
    • торговые комплексы и помещения внутри них;
    • офисные сооружения и помещения;
    • нежилой фонд, который по кадастровым документам пригоден для размещения административных, торговых центров, предприятий общепита и бытового обслуживания;
    • имущество иностранных предприятий, не действующих по постоянным представительствам;
    • жилая недвижимость, не стоящая на балансе как объекты основных средств.
  • ВНИМАНИЕ! Федеральные власти могут сами определять типы имущества, где налог нужно рассчитывать, исходя из новой базы.

    Если предприниматель не принял во внимание нововведение и перечислил налог, исходя из среднегодовой стоимости, тогда как должен был считать его по кадастровой оценке, то, кроме доплаты по недоимке, его ожидает крупный штраф.

    Порядок вычисления налога по кадастровой оценке

    Чтобы определить, по какому принципу рассчитать налог по новой базе, предприниматель должен последовательно пройти следующую процедуру.

    1. Узнать, принят ли в его регионе переход на новую налоговую базу.
    2. Уточнить относительно своей недвижимости, касаются ли ее критерии закона относительно налогообложения по кадастровой оценке.
    3. На официальном сайте своего региона найти свой объект недвижимости в перечне имущества, попадающего на налогообложение по новому принципу.

    К СВЕДЕНИЮ! Если площадь, по факту используемая под деятельность, составляет меньше пятой части от суммарной площади недвижимости, то налоговой базой останется среднегодовая стоимость, даже если по остальным критериям недвижимость облагается налогом по кадастровой оценке.

    Кадастровая оценка завышена?

    Если предприниматель не согласен с суммой кадастровой оценки (обычно она указывается как максимальная), он может изменить ее, проведя независимое оценивание и подав заявление с его результатами в Росреестр. Если эта инстанция откажет, можно обратиться в суд, имея достаточно большой шанс на удовлетворения иска.

    Ставка по налогу на имущество организаций

    Законодательство РФ не разрешает устанавливать налоговую ставку по этому налогу, превышающую 2,2%.

    Региональность налога дает право местным властям снижать ставку, а также делать ее дифференцированной для тех или иных категорий предпринимателей или видов имущества.

    Для некоторых объектов недвижимости, установленных Правительством РФ, ставка законодательно не может превышать цифры, предусмотренной для каждого года отдельно. Так, для железнодорожных путей, трубопроводов, ЛЭП и их технологических компонентов ставка в 2016 году не может быть выше 1,3%, а в 2017 ­– не превысит 1,6%.

    Для недвижимости, базой для которых стала кадастровая стоимость, ставка для всех субъектов РФ с 2016 года не может быть выше 2%.

    В Крыму и Севастополе ставка не может повышаться в течение 5 лет.

    Кто вправе рассчитывать на льготы?

    Налог на имущество не будут платить или уплатят только частично такие владельцы имущества:

    • религиозные организации, если это имущество имеет отношение непосредственно к религиозной деятельности;
    • уголовно-исправительная система, использующая имущество для своей прямой деятельности;
    • адвокатские конторы, юридические консультации;
    • организации инвалидов в официальном статусе;
    • государственные научные организации;
    • производители фармацевтики.

    Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций диктует глава 30 Налогового кодекса. Налог на имущество — региональный, поэтому в рамках этих правил власти субъекта РФ устанавливают ставки, льготы, отчетные периоды, сроки уплаты налога и авансовых платежей для региона.

    Какое имущество облагается налогом

    Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

    Российские компании начисляют налог на недвижимое имущество, отраженное в балансе как основное средство (ст. 374 Налогового кодекса). Это дебет счета 01 и объекты, показанные на 03 и других счетах. Если организация не отразила объект как основное средство и не начислила налог на имущество, налоговая проверка расценит это как уклонение от уплаты налога. Потому что это нарушение норм бухгалтерского учета.

    Жилые дома и помещения облагаются налогом, даже если они учитываются на балансе организации не как основные средства.

    Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог по тем же правилам. Если у зарубежного предприятия нет постоянного представительства в России, оно начисляет налог на всю недвижимость, расположенную на территории РФ и принадлежащую ему на праве собственности.

    Переданное во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению имущество, облагается налогом на общих основаниях. На имущество в лизинге налог начисляет или лизингодатель, или лизингополучатель — тот, на чьем балансе числится объект.

    С 2014 года организации на ЕНВД, а с 2015 — на УСН платят налог и отчитываются по имуществу с кадастровой стоимостью.

    Отсутствие госрегистрации или консервация основного средства не освобождают от уплаты налога.

    Кто не платит налог на имущество


    • до 31 декабря 2020 — UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA;
    • до 31 декабря 2020 — конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA;
    • не облагается налогом земля, вода и другие объекты природопользования, объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, суда и другие объекты, перечисленные в ст. 374 Налогового кодекса,
    • с 2019 года не признается объектом налогообложения все движимое имущество организаций.

    Льготы по налогу на имущество

    Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

    Некоторые виды имущества не облагаются налогом благодаря льготам, перечисленным в ст. 381 Налогового кодекса. Вот некоторые из них:

    • имущество, используемое в основной деятельности религиозных организаций, организаций уголовно-исполнительной системы, участников свободных экономических зон,
    • имущество, используемой в уставной деятельности общероссийских общественных организаций инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%,
    • имущество организаций, которые по основному виду деятельности производят фармацевтическую продукцию, используемое для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями,
    • федеральные автомобильные дороги общего пользования и сооружения, которые являются их неотъемлемой частью,
    • имущество адвокатских бюро, юридических консультаций, протезно-ортопедических предприятий, государственных научных центров, «сколковцев».

    Каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы: освобождать от уплаты налога, уменьшать налоговые ставки или суммы налога. Законы, регулирующие налог на имущество в регионе, смотрите на официальном сайте региона. Подробную информацию о региональных льготах можно узнать из закона субъекта РФ, который поможет найти сервис ФНС.

    Как рассчитать налог на имущество организаций

    Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

    Определите налоговую базу и умножьте на ставку налога.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость объекта налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ.

    Ставку налога на имущество устанавливают региональные власти в пределах Налогового кодекса. В общем случае ставка не может превышать 2,2%, но есть категории, для которых НК РФ установил меньшую ставку, например 1,3 % для железнодорожных путей. Региональные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категории имущества или налогоплательщика.

    Недвижимое имущество, у которого базой выступает кадастровая стоимость, подлежит налогообложению по ставке, которая не может превышать 2%.

    Ставки и льготы региона узнайте в налоговой инспекции или посмотрите здесь.

    В расчетах для обособленных подразделений применяйте ставку региона, в котором зарегистрировано подразделение. Налог на недвижимость, расположенную не по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, считайте по ставке региона, в котором она находится.

    Объекты налогообложения по способу расчета налоговой базы делятся на две категории:

    • облагаемые по среднегодовой стоимости ( ст. 375 НК РФ),
    • облагаемые по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ).

    Как рассчитать налог на имущество по среднегодовой стоимости

    Чтобы вычислить базу, сложите значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода, а затем разделите полученную сумму на число месяцев в году.

    Остаточная стоимость имущества, руб.

    Расчет авансовых платежей и налога за год

    Расчет авансового платежа за 1 квартал:

    налоговая база = (250 000 + 240 000 + 230 00 + 220 000) / 4=

    авансовый платеж = 235 000 × 2,2% / 4 = 1292,50 рубля

    Расчет авансового платежа за полугодие:

    налоговая база=(250 000 + … + 190 000) / 7 = 225 000 руб.

    авансовый платеж = 220 000 × 2,2% / 4 = 1210,00 руб.

    Расчет авансового платежа за 9 месяцев:

    налоговая база = (250 000 + … + 160 000) /10 = 205 000 руб.

    авансовый платеж = 205 000 × 2,2% / 4 = 1127,50 руб.

    Расчет налога за год:

    налоговая база = (250 000 + … + 130 000) /13 = 190 000 руб.

    Сумма налога за год = 190 000 × 2,2% = 4180,00 руб.

    К доплате с учетом авансовых платежей =

    = 4180,00 – 1292,50 – 1210,00 – 1127,50 = 550,00 руб.

    Налоговая база самортизированных объектов равна нулю, но их включают в отчет.

    Кто платит налог на имущество по кадастровой стоимости

    Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

    Компания платит налог с кадастровой стоимости, если одновременно выполняются условия:

    Регион, где расположена недвижимость, ввел налог с кадастровой стоимости.

    1. Площади, принадлежащие компании, попадают под налог.

    По требованию ст. 378.2 Налогового кодекса налог «от кадастра» платят собственники:

    • деловых и торговых центров;
    • нежилых помещений, которые используются для размещения офисов, магазинов, объектов общепита и бытовых услуг, или назначение которых это предусматривает.
    • недвижимое имущество иностранных организаций, у которых нет постоянного представительства, а также недвижимое имущество иностранных организаций, которое не относится к их деятельности в РФ через постоянные представительства;
    • жилые дома и помещения, которые не учитываются на балансе как основные средства.

    Власти региона вправе предоставить льготы — например, ввести лимит по площади. Эту информацию содержат региональные законы о налоге на имущество организаций.

    Объект включен в перечень имущества, опубликованный на официальном сайте региона. Такой перечень региональные власти публикуют до 1 января года, с которого начинается налогообложение по кадастровой стоимости.

    Если перечень опубликовали не вовремя или в нем нет вашей недвижимости, продолжайте платить налог исходя из среднегодовой стоимости.

    Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости

    Если ваша компания платит налог от кадастровой стоимости, алгоритм расчета такой:

    1. Запросите кадастровую стоимость здания на начало налогового периода в региональном отделении Росреестра.

    Если кадастровая стоимость помещения не определена, но известна кадастровая стоимость здания, в котором оно расположено, то налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в здании.

    Сумма налога за год равна кадастровой стоимости здания, умноженной на налоговую ставку.

    К = число месяцев отчетного периода, в течение которых компания владела имуществом (включая месяцы поступления и выбытия) / число месяцев в отчетном периоде.

    В количестве полных месяцев учитывайте месяцы, в которых право на объект возникло с 1 по 15 число включительно или прекратилось после 15 числа. Если право возникло после 15 числа или до 15 включительно, такие месяцы в расчет налога не включайте.

    Если у здания несколько собственников, умножьте кадастровую стоимость на свою долю, а потом на налоговую ставку и коэффициент К.

    Если закон субъекта РФ предусматривает квартальные авансовые платежи внутри налогового периода, то авансовый платеж равен ¼ суммы налога, рассчитанной выше.

    Когда и куда отчитываться по налогу на имущество организаций

    Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

    Декларацию по налогу на имущество организаций сдают включительно до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если власти региона ввели промежуточные отчетные периоды, расчеты по авансовым платежам сдают в течение 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода — не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября.

    • Если имущество числится по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, отчетность по нему сдают в налоговую по месту регистрации организации или подразделения.
    • Если недвижимость не относится к ФНС головной организации или обособленного подразделения, отчетность по ней сдают в ФНС по местонахождению недвижимости.

    Организации, не владеющие налогооблагаемым имуществом, не платят налог и не сдают декларации и расчеты.

    Когда и куда платить налог на имущество организаций

    Срок уплаты налога и авансовых платежей устанавливает законодательство региона — конкретные даты узнайте в своей налоговой инспекции.

    • Если имущество числится по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, налог и авансовые платежи перечисляют в бюджет по месту регистрации.
    • Если недвижимость не относится к ФНС головной организации или обособленного подразделения, налог и авансовые платежи перечисляют в бюджет по местонахождению недвижимости.

    Попробуйте поработать в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета и отправки отчетности через интернет.

    Какие недочеты по проверкам имущественных налогов выявлены

    Какие контрольные соотношения сверяют в декларациях

    В каких случаях оправданны требования о подтверждении льготы

    • Внутренние документы налоговиков
    • Выявление налоговых схем

    В распоряжении редакции «ПНП» оказалось внутреннее письмо УФНС России по г. Москве, в котором дана оценка администрированию налога на имущество организаций, а также транспортного и земельного налогов за периоды 2011, 2012 и 9 месяцев 2013 годов. Поскольку практически во всех регионах России наблюдаются одни и те же недочеты, выводы московских инспекторов будут интересны для всех компаний.

    Налог на имущество проверяют по соотношению показателей

    Несмотря на то что налоговики делали анализ именно годовой декларации, так как только по итогам завершенного налогового периода они могут доначислить налоги, многие их выводы применимы и к авансовым расчетам.

    Данные сверяются с декларацией по налогу на имущество за предыдущий период. В первую очередь инспекторы проверят, равна ли остаточная стоимость имущества на начало отчетного или налогового периода в поданном расчете или декларации (стр. 020 раздела 2 декларации или расчета) этому показателю на конец года в декларации за предыдущий период (стр. 140 раздела 2 декларации). Разночтений здесь, действительно, быть не должно. Даже если объект выбыл из эксплуатации 1 января, то по состоянию на 01.01.14 он все равно должен быть отражен в отчетности.

    Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца в декларации или в расчете должна быть равна соответствующему показателю на ту же дату в предыдущих авансовых расчетах (раздел 2). К примеру, остаточная стоимость на начало января, февраля и марта, указанная в расчете за первое полугодие 2014 года, должна быть равна соответствующим показателям в расчете за I квартал 2014 года.

    Если компания обнаружила ошибку в предоставленных ранее данных и исправила ее в следующих расчетах, то выявленное расхождение придется объяснять, отвечая на запрос инспекторов. На это статья 88 НК РФ отводит пять дней.

    Информацию сверяют с показателями бухгалтерского баланса за предыдущий год. В письменном отчете московские налоговики предлагают сверять данные авансовых расчетов по налогу на имущество с данными баланса на соответствующую отчетную дату. Поскольку промежуточная бухотчетность в инспекцию больше не предоставляется, то сверять можно только с годовым балансом.

    В частности, в авансовых расчетах по налогу на имущество инспекторы сверят показатель по строке 020 раздела 2 – остаточную стоимость ОС, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января 2014 года – с данными строки 1150 «Основные средства» бухгалтерского баланса на 31 декабря 2013 года. В декларации за 2014 год сверять с балансом будут данные по состоянию на 31 декабря 2014 года.

    Опасность возникает, если бухгалтерские данные отличаются от данных налоговой декларации или расчета. В этом случае инспекторы обязаны проанализировать причины расхождений, которые УФНС России по г. Москве подробно описало.

    Расхождение может быть вызвано отражением на балансе компании объектов обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, или недвижимости в другом регионе. Ведь по таким активам компания уплачивает налог на имущество по местонахождению активов (ст. 384 и 385 НК РФ соответственно).

    В случае с подразделением внутреннее письмо предписывает инспекторам затребовать документы, подтверждающие выделение имущества на отдельный баланс: учредительные документы, учетную политику и т.д. Такое требование вполне законно, чего нельзя сказать о другом.

    Так, по мнению УФНС России по г. Москве, в случае наличия на балансе юрлица имущества, подлежащего налогообложению в другом субъекте, компания должна подтвердить факт уплаты налога с их стоимости. Однако такое требование не предусмотрено Налоговым кодексом.

    Инспекторы имеют право требовать документы только по тем объектам, которые облагаются налогом в подведомственном им субъекте. Также они могут получить документы, подтверждающие, что часть активов расположена в другом регионе. Но вопрос об уплате налогов с таких активов находится в ведении налоговых органов этого другого региона. Местные инспекторы могут только послать запрос своим коллегам из другого субъекта с просьбой подтвердить факт уплаты налога. Возникает вопрос, зачем это нужно местным налоговикам. Ведь даже если они обнаружат недоимку, взыскивать ее будут в бюджет другого региона. И на показателях местных инспекторов эта работа никак не скажется.

    Объяснить различия между бухгалтерскими и налоговыми данными может наличие на балансе компании объектов, по которым не уплачивается налог на имущество. Например, основные средства, которые не являются объектами налогообложения (земельные участки, движимое имущество, принятое на учет после 1 января 2013 года и т.д. – п. 4 ст. 374 НК РФ). Необлагаемыми могут быть объекты, используемые во «вмененной» деятельности (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

    При описании этой причины налоговики во внутреннем письме вроде бы не предписывают инспекторам на местах каких-либо действий. Однако в дальнейшем УФНС России по г. Москве подчеркивает, что при проведении камеральных проверок контролеры вправе истребовать у компаний документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Но можно ли назвать льготами неуплату налога по активам, которые не признаются объектом налогообложения или используются во «вмененной» деятельности?

    Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, под налоговыми льготами понимаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере. Ключевым здесь является тот факт, что льгота устанавливается для отдельной категории налогоплательщиков. Если же возможность не платить налог предоставлена всем лицам, то речи о налоговой льготе не идет. Аналогичный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.12 № 4517/12.

    Так, пункт 4 статьи 374 НК РФ, который предусматривает исключение некоторых основных средств из числа объектов налогообложения, распространяется на всех налогоплательщиков, а не на отдельные категории лиц. То же самое касается и пункта 4 статьи 346.26 НК РФ, который действует для всех лиц, перешедших на уплату ЕНВД. Таким образом, в рамках камералки налоговые органы не имеют права требовать документы, подтверждающие право не платить налог на имущество по указанным основаниям.

    Рекомендаций использовать внешние ресурсы нет. Столичные налоговики не упомянули в письме о Едином государственном реестре недвижимости. А ведь с помощью него инспекторы могут выявить неплательщиков налога на имущество из разряда владельцев зданий, которые не подали декларации. Или же лиц, которые не включили недвижимость в налоговую базу. Раздел 3 декларации или авансового расчета заполняется отдельно по каждому объекту недвижимости. По-видимому, недочетов в этом аспекте в ходе аудита выявлено не было.

    Показатели декларации расчета сверяются между собой. Контрольные соотношения (далее – КС) по налогу на имущество, разработанные ФНС России, в основном содержат арифметическую проверку показателей декларации. К примеру, КС 1.5 заключается в проверке того факта, что среднегодовая стоимость имущества определена как сумма стоимостей имущества на начало каждого месяца и конец налогового периода, деленная на 13.

    Но есть и соотношения другого плана. Так, если налогоплательщик, заявивший льготу по налогу, не укажет ее код по строкам 160, 200 или 240 раздела 2, то инспекторы усомнятся в оправданности ее применения (КС 1.12, 1.14 или 1.15 соответственно). В этом случае они обязаны потребовать от компании документы, подтверждающие льготу. Аналогичные соотношения разработаны и для налогового расчета по авансовым платежам.

    Наличие транспортных средств не уточняют в ГИБДД

    Декларацию по транспортному налогу представляют ее не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). При ее проверке налоговым инспекторам предписано прояснить ряд вопросов.

    Объекты налогообложения определяются по внутренней базе. Столичные налоговики рекомендуют инспекторам сверить данные по регистрации транспортных средств только по собственной базе – Единому государственному реестру налогоплательщиков. Специальные запросы в ГИБДД не делаются, по-видимому, налоговики всецело полагаются на добросовестное исполнение органом МВД России обязанности по информированию налоговых органов обо всех регистрационных действиях, совершенных с транспортными средствами. Она установлена пунктом 4 статьи 85 НК РФ.

    Так, при камеральной проверке инспекторы обязаны проверить, все ли транспортные средства, зарегистрированные на данного налогоплательщика, указаны в декларации. Раздел 2 заполняется для каждой машины отдельно. Ведь именно регистрация авто является ключевым фактором для возникновения обязанности по уплате налога (ст. 357 НК РФ). Кроме того, реестр поможет выявить владельцев транспортных средств, которые так и не подали декларацию.

    Рекомендации по порядку применения ставок формальны. Каждый субъект РФ вправе установить собственные ставки транспортного налога в пределах, установленных НК РФ (ст. 356 НК РФ). При этом они могут дифференцироваться, в том числе, в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска авто (п. 3 ст. 361 НК РФ).

    Столичные налоговики особенно подробно остановились на порядке расчета этих лет использования машины. Однако на проверку все рекомендации сводятся к цитированию пункта 5.10 Раздела V Порядка заполнения Раздела 2 декларации вплоть до примера.

    Противоречия в данных толкуют в пользу компаний, но уточняют. Нередко налогоплательщики не могут самостоятельно определить, к какому типу и категории относится то или иное транспортное средство.

    Столичные налоговики отмечают, что ставки для других самоходных транспортных средств (обычно самые низкие) можно использовать только в отношении авто, которые зарегистрированы в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин.

    Если же автомобиль зарегистрирован в ГИБДД, то категория и тип транспортного средства в налоговых целях должны определяться на основании сведений, указанных в техпаспорте на основании Одобрения типа транспортного средства.

    Если же нельзя четко определить вид транспортного средства и, соответственно, ставку налога, то инспекторы должны руководствоваться пунктом 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустановленные сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика. Это подтверждает и Минфин России в письме от 28.10.13 № 03-05-06-04/45552. В нем также рекомендовано в случае противоречий обращаться за уточнениями в соответствующий орган, осуществляющий госрегистрацию транспортного средства.

    Данные декларации соотносятся с формами ГИБДД. Контрольные соотношения по транспортному налогу в большинстве своем направлены на проверку арифметических расчетов (КС 1.1–1.22). Как и по налогу на имущество, у компании, заявившей льготу по транспортному налогу и не указавшей ее код, потребуют документы, подтверждающие ее применение (КС 1.4, 1.6 и 1.8).

    Кроме того, по транспортному налогу предусмотрены соотношения, в которых используется информация из внешних источников. Так, КС 2.1 предполагает сверять регистрационный знак транспортного средства, указанный в декларации, с данными форм, по которым в разные периоды органы, осуществляющие госрегистрацию транспортных средств, предоставляли сведения об этом имуществе и его владельцах в налоговые органы. Ведь ошибка в регистрационном знаке может привести к некорректной идентификации объекта налогообложения.

    Земельный налог проверяют по внешним источникам

    Выявленные нарушения проверки правильности исчисления и уплаты земельного налога не ограничиваются претензией к аудиту налоговой отчетности. Напомним, что декларация представляется в инспекцию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

    Не все плательщики земельного налога подают декларации. Столичным налоговикам поставлено на вид, что они недостаточно стимулируют налогоплательщиков к представлению деклараций. Чтобы выявить уклонистов, информацию о земельных участках, зарегистрированных на юридических лиц, предлагают сверять с двумя источниками:

    • с базой данных «Система ЭОД»;
    • со сведениями Управления Росреестра по субъекту о земельных участках, являющихся объектами налогообложения, и их правообладателях.

    Налоговая база и налоговые ставки часто занижают. Ввиду того что налоговые ставки устанавливаются дифференцированно для различного вида земельных участков, возможны случаи ошибочного применения пониженных ставок. Порядок определения кадастровой стоимости в целом повторяет соответствующие нормы статей 391, 392 НК РФ. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте территориального отделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (основной сайт – www.rosreestr.ru).

    Показатели декларации сверяют не только друг с другом и Росреестром. Контрольных соотношений для декларации по земельному налогу существенно больше, чем для налога на имущества или транспортного налога – 40 внутренних КС и 9 междокументных КС.

    Соотношения, проверяющие соответствие данных внутри декларации, в большинстве своем чисто арифметические. Традиционно рекомендуют проверять основания для использования льгот, если не указан ее код (к примеру, КС 1.4).

    Междокументные КС предполагают сверку данных из деклараций по земельному налогу с формой КНД 1114235, в которой содержатся сведения о зарегистрированных правах на недвижмое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях и об объектах недвижимого имущества (утв. приказом Минфина России и ФНС России от 13.01.11 № ММВ-7-11/11@). В частности, инспекторы проверят:

    • кадастровый номер участка (КС 2.1 и 2.4);
    • кадастровую стоимость (КС 2.2);
    • код ОКТМО (КС 2.3);
    • ИНН налогоплательщика (КС 2.5);
    • долю в праве на объект недвижимости (КС 2.6, 2.7, 2.8 и 2.9).

    Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

    С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

    Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

    Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

    Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

    Например, суды не признавали объектами прав:

    • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
    • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
    • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
    • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
    • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

    Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

    На заметку

    Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

    Споры о строениях, которые можно перемещать

    Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

    Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

    Например, споры возникали по поводу квалификации:

    • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
    • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
    • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

    Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

    Споры о квалификации линейных объектов

    Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

    С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

    • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
    • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

    В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

    Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

    Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

    Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

    • оборудование линии по производству древесных гранул,
    • поперечный транспортер подачи щепы,
    • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
    • поперечный транспортер подачи коры,
    • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

    Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

    Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

    Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

    Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

    Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

    В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

    • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
    • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

    • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
    • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
    • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
    • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

    Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

    Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

    Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

    • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
    • трансформаторы.

    Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

    Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

    • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
    • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

    Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

    Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

    Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

    • Изменить практику применения действующей нормы.

    Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

    • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

    В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

    • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

    В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

    Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

    Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

    Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

    5.2 Налог на имущество организаций

    Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

    Плательщики налога . К плательщикам налога на имущество организаций относятся:

    • российские организации;
    • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

    Не являются плательщиками налога на имущество организаций:

    • юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;
    • субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

    Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий:

    • применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
    • стоимость актива не менее 10 000 руб.;
    • использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
    • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

    Не признается объектом налогообложения земля.

    Налоговая база. Налоговой базой по налогу на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета.

    Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

    Следует обратить внимание на особенности определения налоговой базы по налогу в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), которые заключаются в том, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации, соответственно обязанность по уплате налога остается за этой организацией, а лицо, на которое возложена обязанность ведения общих дел, должно сообщить об изменении стоимости объекта основных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 377 НК РФ).

    Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

    Ставки налога . Существуют следующие ставки налога на имущество организаций.

    Предельная ставка налога на имущество, определенная НК РФ, составляет 2,2%. Субъект РФ при установлении на своей территории налога имеет право дифференцировать налоговые ставки от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

    От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

    • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
    • религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
    • общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых), а также иных товаров по перечню, Утверждаемому Правительством РФ);
    • учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
    • организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями;
    • организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
    • организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
    • организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
    • организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи (перечень указанного имущества утверждается Правительством РФ);
    • организации — в отношении космических объектов;
    • имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
    • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
    • имущество государственных научных центров;
    • организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
    • организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет.

    Для правильного применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по льготируемому имуществу.

    Налоговый и отчетный периоды . Существуют следующие налоговый и отчетный периоды.

    Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

    Отчетность представляется в налоговые органы по месту учета или по местонахождению имущества не позднее 30 числа месяца, следующего, а отчетным периодом. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

    По итогам года налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

    Порядок уплаты налога и авансовых платежей . Сумма налога исчисляется по итогам года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ).

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года.

    Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года.

    Читайте также: