Проверка бухгалтерского и налогового учета

Опубликовано: 15.05.2024


Перед отправкой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна произвести проверку полноты и правильности ее заполнения. Именно на этом завершающем этапе проверки еще есть возможность выявить возможные нестыковки и своевременно устранить обнаруженные ошибки. Порядок тестирования отчетности может быть установлен организацией самостоятельно.

1. Соответствие общим требованиям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленным ст. 13 Закона № 402-ФЗ и ПБУ 4/99.

2. Полнота информации в отчетности.

Проверяется наличие всех форм бухгалтерской отчетности, установленных законодательно.

Особое внимание требуется уделить тем строкам в отчетности, в которых автоматизированным способом были проставлены прочерки. В этом случае следует убедиться, что организация действительно не осуществляла операций, в результате которых появились такие «перечеркнутые» показатели.

3. Достоверность отчетности.

Недостоверные сведения в отчетности могут привести к самым печальным последствиям. Между тем понятие достоверности законодательством не определено. С точки зрения аудита под этим понятием понимается такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователям делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать основанные на этих выводах решения.

К числу задач проверки на достоверность можно отнести:

– проверку правильности оформления бухгалтерской отчетности (заполнение всех необходимых реквизитов, наличие подписи руководителя организации либо иного лица, которому такие полномочия переданы на основании доверенности);

– проверку сопоставимости показателей предыдущих отчетных периодов, отражаемых в графах «На 31.12.2014», «На 31.12.2013», с данными отчетности прошлых лет. Различия будут означать, что организация либо исправляла ошибки прошлых лет, либо изменила учетную политику. Но в этом случае разница должна быть отражена в разделе 2 «Отчета о движении капитала»;

– проверку соответствия показателей всех форм бухгалтерской отчетности;

– проверку соответствия показателей в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности

В ряде случаев правильность формирования данных бухгалтерской отчетности можно проверить путем их соотнесения с показателями налоговых деклараций.

К примеру, декларацию по налогу на прибыль можно сверить не только с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств, но и с балансом.

Такой способ проверки позволит своевременно выявить расхождения между отдельными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, внести необходимые исправления (в случае признания данных расхождений ошибочными), что в дальнейшем избавит от объяснений с налоговой инспекцией и необходимости представления уточненных деклараций.

Сверку показателей отчетности проводят и налоговые органы.

Для этого существуют специальные контрольные соотношения, которые до недавнего времени являлись закрытой служебной информацией. В настоящее время гриф «ДСП» снят и соотношениями могут воспользоваться все налогоплательщики. Обновленные контрольные соотношения ФНС России направляет открытыми письмами и размещает их на своем официальном сайте (письмо ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

В случае выявления расхождений между отдельными показателями налоговых деклараций и данными отчетных форм налоговый орган может потребовать представить пояснения причин таких расхождений (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом в некоторых случаях такие расхождения могут стать основанием для проведения углубленной камеральной проверки или для включения организации в список претендентов на выездную проверку (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@).

Для того чтобы пользователи системы ГАРАНТ смогли методично и последовательно провести проверку отчетности перед отправкой, экспертами компании «Гарант» подготовлены таблицы взаимоувязки показателей – хорошее подспорье на завершающем этапе проверки.

Таблицы взаимоувязки вы найдете в следующих материалах «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность»:

• взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о движении денежных средств;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета об изменениях капитала;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Пояснений к балансу и Отчету о финансовых результатах;

• взаимоувязка показателей Отчета о финансовых результатах и Отчета об изменениях капитала.

Чтобы найти эти материалы в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: взаимоувязка показателей.





Проверка организации бухгалтерского учета и отчетности призвана сформировать объективное представление о достоверности документов и сведений, которые в них отражены. Закон обязывает юридических лиц вести учет и хранить финансовую отчетность, чтобы в случае необходимости компания могла ее предоставить партнерам, аудиторам, сотрудникам контролирующих органов.

В первую очередь, бухгалтерская отчетность интересует государственные органы, включая налоговую инспекцию. Но не меньший интерес она представляет для руководителей и собственников компании. Достоверность отчетов – важный аспект деятельности любой организации. К целям аудита можно также отнести понимание системы организации. Это помогает в дальнейшем избегать рисков, влияющих на достоверность финансовой бухгалтерской отчетности.

Во время проверки аудитор, ответственный за процедуру, обязан убедиться, что система бухгалтерского учета хозяйственной деятельности достоверно отражена в документах, нет неточностей или искажений. При этом, как правило, используют целый комплекс источников информации. Однако проверка необязательно является сплошной: контролирующий специалист не обязан просматривать все имеющиеся документы. Чаще всего аудиторы работают с выборкой документов:

  • финансовыми отчетами;
  • налоговыми декларациями;
  • уставными документами;
  • лицензиями, допусками и разрешениями;
  • первичной бухгалтерской документацией;
  • штатным расписанием и должностными инструкциями;
  • актами по результатам налоговых проверок;
  • приказами по отделу кадров;
  • хозяйственными договорами;
  • актами взаимозачетов;
  • инвентаризационными описями и многим другим.

При необходимости аудитор может проводить устный допрос сотрудников организации. Стоит отметить, что перечень необходимых для проверки документов обычно составляют заранее. Его заблаговременно направляют в компанию, которую планируют проверять, чтобы она могла подготовиться к аудиту.

Проверка составления бухгалтерского учета и отчетности проводится в соответствии с нормами и требованиями, предусмотренными гражданским и финансовым законодательством. Какие основные нормативно-правовые акты регламентируют аудит юридических лиц? В первую очередь, это целый ряд федеральных законов:

  • «Об аудиторской деятельности»;
  • «О бухгалтерском учете»;
  • «Об акционерных обществах»;
  • «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Также специалисты ориентируются на приказ Минфина «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» и международные стандарты аудита. Работу проверяющих организаций и специалистов регламентирует отдельное приложение к письму Минфина, которое содержит развернутые рекомендации для тех, кто проверяет годовую бухгалтерскую отчетность.

Мы приводим не полный перечень законов и нормативов, которые регулируют аудит. Специалист, выполняющий проверку документации, будет ориентироваться и на другие нормативно-правовые источники. Список отражает только базовые законодательные акты. Действия аудитора не могут противоречить этим законам и приказам.

Проверка состояния бухгалтерского учета: методика

Под методикой аудиторской проверки подразумевают способы, как на практике исследовать и анализировать документацию, чтобы сформировать объективное представление о достоверности и правильности оформления финансовой отчетности.

Как правило, методы проверки перечислены во внутренних документах и регламентах аудиторских компаний. Они включают аналитические процедуры, направленные на проверку оборотов и остатков на счету, оценку достоверности отражения операций и остатка средства на счетах бухучета. Также регламенты обычно фиксируют список стандартных нарушений по разделу программы аудита и прочие аудиторские процедуры.

На аудитора, который проверяет отчетность компании, ложится обязанность выбрать методы и формы проверки, необходимые в конкретном случае. Выбранная им стратегия и тактика анализа бумаг может включать методы организации проверки и отдельно – методы получения аудиторских доказательств. В первом случае речь идет о таких видах проверки, как сплошная или выборочная, документальная или аналитическая, фактическая или комбинированная.

Во время аудита специалисты обязательно используют не одну, а сразу несколько методик. Чаще всего аудиторы прибегают к таким стратегиям исследования документации:

  • Сплошной метод. При использовании данного метода детальной и тщательно проверке подлежит вся первичная финансовая (бухгалтерская) документация, сопоставляемая с данными регистров аналитического учета. Следующим шагом при использовании сплошного метода аудита является сравнение данных регистров с оборотами и остатками синтетических регистров. Данный метод, с одной стороны, характеризуется достаточной точностью, но с другой стороны, является очень трудоемким: его использование при аудите крупных компаний, банков нецелесообразно.
  • Выборочный метод. В данном случае речь идет о выборочной проверке документации компании, а не полном аудите. При этом эффективность подобной проверки будет зависеть от наглядности выборки. Данные могут выбираться, например, с помощью использования таблиц случайных чисел или комбинированным способом.
  • Комбинированный (смешанный) метод. Он подразумевает одновременное использование механизмов выборочной и сплошной аудиторской проверки: при этом сплошной механизм применяется для анализа наиболее рискованных участков, а выборочный – для анализа типовых операций, осуществляемых компанией на регулярной основе.

Специалист, который проводит проверку, должен представить объективные доказательства выявленных нарушений или ошибок. Для этого он может использовать несколько процедур:

  • Инспектирование. Эта методика подразумевает, что аудитор анализирует и проверяет документы, акты, записи и материальные активы компании. При этом его особенно интересует достоверность инвентаризационных описей. Он обязан убедиться, что указанные в них материальные ценности действительно существуют, а отраженные в бумагах финансовые обязательства реальны. Также специалисты проверяют соответствие инвентаризационных описей формам.
  • Запросы. Методика заключается в поиске дополнительной информации. Аудитор делает запросы третьим лицам. Обычно ими выступают банки, дебиторы и кредиторы, арендаторы, арендодатели и прочие контрагенты компании.
  • Пересчет. Он заключается в проверке точности расчетов в бухгалтерских записях и первичных документах. Другой вариант пересчета подразумевает, что аудитор самостоятельно пересчитает все ключевые позиции в отчетах.

При проверке нередко используют и другие методы, однако финальный этап аудита остается неизменным: это анализ ошибок, обнаруженных в ходе проверки, расчет и анализ их влияния на отчетность.

Проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности: этапы

Сама процедура аудита финансового учета и отчетности компании проходит в несколько этапов:

  1. Предварительный этап

Процедура начинается с подготовки. Компания, которую проверяют, предоставляет аудиторам развернутую, максимально полную информацию о своей работе и состоянии дел. Почему это необходимо сделать до начала аудита? На основании полученных данных специалисты должны определить объем работы, потенциальные риски, а также один из важных для компании вопросом: стоимость услуг. Потому на предварительном этапе учитывают и фиксируют целый ряд факторов.

  • организационные особенности;
  • систему внутреннего контроля;
  • уровень автоматизации работы, включая бухучет;
  • информацию о финансовых обязательствах и финансовом положении организации, ее платежеспособности;
  • географические и профессиональные особенности работы, включая налоговое законодательство и условия в регионе;
  • наличие или отсутствие судебных исков в отношении предприятия.

По итогам сбора информации аудитор направляет компании письмо о проведении проверки. Это обязательный этап, предусмотренный международным стандартом. Содержание и форма письма могут меняться в зависимости от особенностей аудита. Когда компания и аудиторы договорятся о сроках, условиях, цене и других аспектах проверки, они обязаны заключить договор. Только после этого предварительный этап можно считать завершенным и переходить к следующему шагу.

Данный этап необходим для качественного проведения проверки. Планирование аудита может занимать около 20% общего времени проверки и включает в себя предварительное планирование, подготовку и составление плана аудита, составление программы проверки.

На этапе планирования принимаются во внимание особенности вида деятельности проверяемой компании, система бухгалтерского учета, внутреннего контроля, временные затраты в зависимости от объема совершаемых операций и степени автоматизации систем бухгалтерского учета и пр.

По согласованию с проверяемой компанией-аудитором составляется график проведения проверки, формируется состав экспертов, входящих в аудиторскую группу. Далее создается программа предстоящей проверки, в которую должны быть включены проверяемые цели финансовой отчетности и время, в рамках которого должна быть выполнена процедура.

  1. Проведение аудита

Третий этап является основным и заключается непосредственно в проведении организации бухгалтерского учета и отчетности компании. Он заключается в сборе, оценке систематизации и анализе аудиторских доказательств в отношении проверяемой компании.

Осуществление проверки проводится на основании федеральных стандартов и регламентов аудиторской компании, осуществляющей проверку. В рамках этого этапа производится осмотр при проведении инвентаризации, инспектирование, проверка документов и иные аналитические процедуры. При этом целью использования аналитических процедур является обнаружение неверно отраженных в отчетности фактов, требующих более тщательного анализа.

  1. Составление заключения

Финальный этап проверки – составление аудиторского заключения. Это главный документ, который получает компания после детального анализа ее документации. Он также свидетельствует, что аудит был проведен, и без него контролирующие органы не примут результаты проверки в расчет. Поэтому по итогам проверки аудитор составляет письменную сводку информации и заключение, которое содержит мнение относительно достоверности финансовой отчетности компании.

Закон предусматривает несколько видов аудиторских заключений. Например, этот документ может быть немодифицированным. Это означает, что все отчетные регистры компании достоверно отражают финансовое положение и результаты деятельности. Существует также модифицированное заключение. Его выдают в случае, когда есть существенные факторы, влияющие на аудиторов, или когда у проверяющего специалиста нет возможности получить доказательства достоверности бухгалтерской отчетности компании.

Отдельно стоит упомянуть аудиторское заключение с отказом от выражения мнения. Если специалист подготовил такой документ, это означает, что он не получил доказательств, на которых мог бы основывать свое мнение.

Проверка завершается, когда аудитор описывает порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухучета, уточняет использованные формы и методы обобщения информации, порядок подготовки финансовой отчетности. Также аудитор обязан определить критические сферы учета. Это области с высоким риском ошибок и искажений отчетности. Наконец, специалист обязан привести средства контроля, предусмотренные для отдельных областей учета.

С целью получения достоверных финансовых данных организации для разработки стратегии развития или принятия любого другого важного управленческого решения проводится анализ состояния бухгалтерского учета. Проверка может осуществляться как на какой-то определенный отчетный период, так и на любой момент деятельности. Единственное, что необходимо учитывать – это то, что данную работу должен выполнять профессиональный аудитор.

В нашей профессиональной бухгалтерской компании "Главный бухгалтер", специализирующейся на бухгалтерском сопровождении в Москве, высококвалифицированные специалисты выполняют экспресс анализ состояния бухгалтерского учета организации в течение 1-5 дней.

Цели проведения анализа состояния бухгалтерского учета в организации

Результаты грамотно выполненного анализа состояния бухгалтерского учета позволяет владельцу бизнеса или руководителю компании в сжатые сроки получить достоверную и объективную информацию о бухучете и финансовой отчетности. Данная информация может использоваться в качестве основы для принятия управленческих решений.

Таким образом, цель анализа состояния бухгалтерского учета – это:

  • оценка состояния отчетности в сжатые сроки и посредством минимальных проверок;
  • выявление ошибок в ведении бухгалтерского учета, а также рисков, связанных с некорректным начислением налогов;
  • получение информации, на основании которой можно найти пути повышения эффективности работы бухгалтерии.

Как показывает практика, регулярное проведение процедуры анализа состояния бухгалтерского учета играет большую роль в управлении бизнесом, поскольку позволяет держать под контролем предпринимательскую деятельность, избегая различных проблем.

Анализ бухгалтерского учета организации. Этапы проведения

Экспресс анализ бухгалтерского учета организации представляет собой комплекс работ, которые осуществляются поэтапно. Ниже представлен порядок выполнения работ.

  • Проведение анализа первичной документации, а также способов ее обработки.
  • Проверка корректности выполнения расчета налоговых отчислений и своевременности их проведения.
  • Проверка соблюдения утвержденной учетной политики организации.
  • Проверка хозяйственных операций в бухгалтерском учете на предмет соответствия их требованиям, которые прописаны в законе.
  • Анализ налогового учета на предмет рисков и составление перечня рекомендаций по их минимизации.
  • Составление детального отчета по данным, полученным в результате экспресс анализа и предоставление его заказчику.

Бухгалтерский учет и анализ его ведения – путь к эффективному управлению бизнесом

Регулярный анализ состояния бухгалтерского учета позволяет владельцу бизнеса в кратчайшие сроки получить достоверную информацию, которая может существенно помочь в планировании стратегии развития и контроле над деятельностью. А именно то,

  • насколько данные в бухгалтерской и налоговой отчетности отражают реальное положение финансового состояния организации;
  • насколько корректно осуществляется расчет финансовых показателей;
  • какие риски для получения штрафных санкций от контролирующих органов из-за некорректного ведения бухгалтерского учета;
  • насколько эффективна работа бухгалтерии организации.

Ответы на все эти вопросы заключаются в виде численных данных, оформленных в удобный для ознакомления отчет. Помимо цифр такой отчет может содержать диаграммы, а также рекомендации относительно устранения найденных ошибок, минимизации возможных рисков и оптимизации работы бухгалтерской службы. Таким образом, анализ бухгалтерского учета – альтернатива аудиту финансовой деятельности в тех случаях, когда есть необходимость в оперативном получении достоверной информации об его состоянии.

Преимущества ведения бухгалтерского учета, его анализа и аудита в ПБК "Главный бухгалтер"

"Профессиональная бухгалтерская компания "Главный бухгалтер"" – это квалифицированные специалисты, которые на высоком уровне оказывают широкий спектр услуг в области бухгалтерского сопровождения. Все наши клиенты, заказывающие у нас анализ состояния бухгалтерского учета, получают множество преимуществ, среди которых можно отметить следующие:

  • доступные цены;
  • гарантии высокого качества услуг;
  • объективный результат;
  • рекомендации от профессионалов, обладающих большим опытом работы;
  • полная конфиденциальность.

В своей работе мы используем свои знания, богатый опыт и самое современное ПО, благодаря чему анализ состояния бухгалтерского учета организации мы выполняем быстро и грамотно. Обращайтесь!

за счет чего сэкономили Избежали излишних вопросов налоговиков по контрагентам и потенциальных претензий по налогу на прибыль

сколько Потенциально несколько миллионов рублей

чего это стоило Пришлось доказывать, что исчисление налога на прибыль производится исключительно в соответствии с налоговыми регистрами

  • Запрос налоговой инспекции
  • Налоговая учетная политика

И нспекторы во время проведения камеральной налоговой проверки потребовали у нашего клиента – компании, входящей в состав крупного холдинга – представить регистры бухгалтерского учета. Налоговики хотели сопоставить их данные с показателями налоговых деклараций по налогу на прибыль.

Однако руководство компании было по ряду причин против того, чтобы показывать бухгалтерские регистры налоговикам. И мы решили доказать, что делать это компания и не обязана вовсе. Ведь в соответствии с утвержденной ею учетной политикой налоговый учет осуществлялся в специально разработанных для этого регистрах.

У компании были основания не передавать на проверку регистры бухгалтерского учета

Причины отказать налоговикам в представлении регистров бухгалтерского учета были достаточно веские. Большинство операций компании связаны с приобретением товаров у формально независимых, но фактически дружественных лиц. Для организации управленческого учета субконто счетов по расчетам с такими контрагентами имели специальное обозначение. Естественно, это было видно в карточках счетов и не осталось бы незамеченным налоговиками – перед инспекцией открылась бы полная структура группы компаний. Фактически налогоплательщик передал бы налоговикам информацию, которую они смогли бы использовать для выявления взаимозависимых лиц и трансфертного контроля.

Кроме того, опять же в целях организации управленческого учета, система имела некоторые особенности отражения товарооборота. У налогового органа могли возникнуть необоснованные подозрения о связи компании с фирмами-однодневками или основания для проверки ценообразования компании по взаимоотношениям с взаимозависимыми лицами. Объяснения и разбирательства по этому вопросу могли бы отнять у компании много времени, сил и средств. Кроме того, это могло повлечь проверку других компаний холдинга.

У руководства существовали и иные опасения. Ведь налоговый орган при проведении камеральной проверки направил требование о представлении большинства «основных» регистров счетов бухгалтерского учета, как необходимых для проверки, так и мало относящихся к ней. В результате налоговый орган при анализе регистров мог обнаружить ошибки, прямо не относящиеся к текущему предмету проверки. И это, в свою очередь, послужило бы основанием инициации камеральной или даже выездной налоговой проверки по другим налогам.

Взвесив все, компания решила, что представлять проверяющим избыточные данные неосмотрительно. Поэтому было принято решение представить налоговому органу только специализированные регистры налогового учета.

Исполнение требований НК РФ может быть очень выгодным для налогоплательщика

Отметим, что большинство организаций не применяет положений статьи 313 НК РФ при формировании налоговой учетной политики. И напрасно, потому что ее нормы предоставляют налогоплательщику право исчислять налог на прибыль при помощи специальных регистров налогового учета.

Напомним, что налог на прибыль исчисляется исключительно по данным налогового учета. А под налоговым учетом может пониматься любая система обобщения информации для определения налоговой базы. Если регистры бухгалтерского учета позволяют исчислить налоговую базу, налоговый учет можно вести на их основе. Они могут быть дополнены в этих целях необходимыми данными. Но если этих данных недостаточно, то компания вправе разработать самостоятельные регистры налогового учета. При этом степень достаточности или недостаточности данных бухгалтерского учета определяет сам налогоплательщик.

Статья 313 НК РФ также корреспондирует с нормами первой части Кодекса. Так, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета или на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При этом в статье 11 НК РФ закреплено, что способ учета необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика определяется его учетной политикой.

Компания при составлении учетной политики учла возможность ведения налогового учета и составления налоговой отчетности на основании собственной системы регистров. Отметим, что требования к налоговому учету определены только в двух статьях – 313 и 314 НК РФ. И они содержат лишь самые общие принципы его организации, правила ведения аналитических регистров налогового учета и требования к их содержанию. Самым ценным из этих положений является прямое указание на необязательность привязки налоговых регистров к бухгалтерским.

Современные программы ведения бухгалтерского учета позволяют вести его так, чтобы потом можно было легко сформировать и распечатать необходимый налоговый регистр. Этим и воспользовалась компания, предоставив вместо регистров бухгалтерского учета сводные аналитические таблицы и данные налогового учета.

Доказывая свою правоту, мы опирались на позицию ВАС РФ

Естественно, что проверяющих такой поворот событий не устроил. Компании грозили штрафы за непредставление истребуемых документов. Ей вменяли в вину непредставление сведений, необходимых для налогового контроля. Ответственность за это нарушение установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Защищая позицию налогоплательщика, мы сослались на нормы статей 82, 88 и 89 НК РФ. Из названных статей следует, что предметом налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также полнота и достоверность данных налогового учета.

Мы обратили внимание инспекторов на положительную арбитражную практику. А она подтверждает, что требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно исчерпывающе их конкретизировать, а также обосновывать связь истребуемых документов с предметом налоговой проверки. На это, в частности, указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.04.08 № 15333/07. Там же отмечено, что налогоплательщик не привлекается к ответственности за непредставление документов, если требование налогового органа не исполнено по той причине, что эти документы не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности требования.

Поскольку компания отразила в учетной политике, что ведет учет налогов на основании именно регистров налогового учета, то их она и должна предоставить для проведения налогового контроля. Регистры бухгалтерского учета в этом случае не имеют отношения к предмету налоговой проверки.

Мы напомнили, что Президиум ВАС РФ в постановлении от 20.01.09 № 2236/07 со ссылкой на статью 313 НК РФ указал на право налогоплательщика исчислять налоговую базу только на основании данных налогового учета. И отметил, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы налогового учета.

В свою очередь полнота и достоверность данных налогового учета проверяется по первичным документам. Однако такими документами нельзя признать регистры бухгалтерского учета в силу их характеристики, приведенной в статье 10 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Эти регистры представляют собой расчет, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. А поскольку регистры бухгалтерского учета не являются первичными документами, то в случае их непредставления к компании не может применяться мера ответственности по статье 126 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.09 № 2236/07).

Таким образом, мы смогли обосновать, что если компания в соответствии со своей учетной политикой рассчитывает налоговою базу на основании специальных налоговых регистров, инспекторы не вправе требовать регистры бухгалтерского учета для проверки. Единственным исключением может являться налоговая проверка правильности исчисления налога на имущество, поскольку налоговая база по нему определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с нормами Кодекса. Однако в спорном случае речь шла не о нем.

Следовательно, требование налогового органа о предоставлении регистров бухгалтерского учета было правомерно признано компанией необоснованным. И отказ в этой ситуации оправдан, поскольку, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ, налогоплательщик вправе не выполнять требование налогового органа, не соответствующее Кодексу. Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.10.11 № 5355/11 подчеркнул, что эта норма закрепляет принцип правового регулирования в налоговых правоотношениях и подлежит применению ко всем участниками. На основании данной нормы суд освободил налогоплательщика от ответственности за непредставление истребуемых документов.

В итоге в акте налоговой проверки и решении было указано на пороки первичной документации и по некоторым операциям доначислен налог на прибыль расчетным методом. Однако непредставление регистров бухгалтерского учета уберегло компанию от более существенных доначислений, а главное, от раскрытия важной информации о своих контрагентах.

Что касается выявленных нарушений и доначислений, то доводы инспекции были признаны необоснованными уже арбитражным судом. Суд учел полноту предоставления налогоплательщиком документов и регистров, послуживших основанием исчисления налогов.

Типовые возможности по проверке правильности ведения бухгалтерского и налогового учета.

Типовые возможности Бухгалтерии 3.0 включают несколько инструментов по проверке правильности ведения бухгалтерского и налогового учета. О них и пойдет речь ниже.

Экспресс-проверка

Представляет собой набор проверок, сгруппированных по разделам учета. Каждая проверка контролирует отсутствие ошибок в базе. Контроль может заключаться в соответствии учетных данных положениям законодательства или в соответствии внутренним алгоритмам программы. Находится в разделе Отчеты:

проверка учета НДС

Нажав Показать настройки, увидим список всех проверок:

проверка налога на прибыль
проверка учета НДС

Все проверки поделены на 5 групп, при необходимости можно включать/отключать любые из них. Нажимаем Выполнить проверку:

проверка учета НДС

Видим, что есть ошибки в учете. Раскроем каждую группу проверок и посмотрим, что именно проверяет данный инструмент:

проверка учета НДС
1с бухгалтерия 3.0
1с бухгалтерия 3.0
проверка учета
проверка учета НДС

Давайте начнем с исправления ошибок, связанных с ведением книги продаж:

проверка учета
1с бухгалтерия 3.0

Ошибка показано очень информативно: тут и возможные причины, и рекомендации и даже список проблемных документов. В данном случае для документов реализации нет счетов-фактур. Кликаем два раза на документе и открываем его форму:

1с бухгалтерия 3.0

Нажимаем Выписать счет-фактуру. Со вторым документом аналогично.

Переходим к ошибкам в книге покупок:

1с бухгалтерия 3.0

Ошибка связана с тем, что в параметрах учета мы включили возможность реализации по различным ставкам НДС, но не сделали документ Распределение НДС (обязательный при такой настройке). Несмотря на то, что по факту НДС во всех реализациях 18%, такой документ нужно ввести:

проверка налога на прибыль

Нажимаем Заполнить, затем Провести и закрыть:

проверка налога на прибыль

Перейдем к следующей ошибке:

проверка учета

Состоялся зачет аванса от покупателя, но проводки по вычету НДС в системе не зарегистрировано. Актуализируем документ Формирование записей книги покупок:

проверка учета

Перезаполним вкладку Полученные авансы, проведем и закроем документ.

Следующая ошибка связана с неправильной нумерацией счетов-фактур (возникает при вводе документов "задним числом" или ручном редактировании номера):

проверка учета

Приводится конкретных перечень проблемных документов и ссылка на обработку по перенумерации. Кликнем по ней:

1с бухгалтерия 3.0

В открывшейся форме в нижней части нажимаем Продолжить, но нужного эффекта не ощущаем:

проверка учета

Такая двусмысленность случается иногда с программой, реагируем спокойно. В последующих релизах надеюсь, данный функционал будет отлажен.

Вообще, перенумерацию счетов-фактур делать нежелательно, т.к. они выдаются на руки покупателю. Если вы делаете такую проверку в конце года, то перенумерацию делать нельзя. Если в рамках квартала, то необходимо перевыставить счет-фактуру, если номер поменялся. Рекомендуется делать подобную проверку как можно чаще, это позволит отследить и устранить ошибку в нумерации своевременно.

Следующая ошибка связана с лимитами по кассе:

проверка учета НДС

Необходимо ввести лимиты по кассе (ссылка в панели навигации карточки конкретной организации). В итоге остается ошибка по нумерации счетов-фактур и по лимитам (исправлять не стал, т.к. данная тема в рамки видеокурса не входила).

проверка учета

Анализ учета по налогу на прибыль

Отчет предназначен для выявления возможных ошибок в данных налогового учета и учета разниц в оценке активов и обязательств. Формировать данный отчет необходимо только после выполнения процедур Закрытия месяца.

1с бухгалтерия 3.0
проверка учета НДС

Показатели отчета группируются по экономическому содержанию и представляются в виде графических схем, связь между которыми отображается стрелками. Стрелки иллюстрируют "переход" стоимости от одного объекта к другому. Стрелки исходят из блоков, символизирующих списанные объекты (стоимость которых уменьшается), и входят в блоки, символизирующие объекты, стоимость которых возрастает.

Кликнув на показателе (например Расходы), открывается его детализирующая расшифровка:

проверка учета

Для выбранных полей расшифровки также может быть своя расшифровка:

проверка учета НДС

Если у выбранного поля расшифровка не предполагает переход на другую схему, то открывается отчет по проводкам, который содержит все учетные записи, по которым был сформирован данный показатель.

проверка учета

Блоки отчета иллюстрируют стоимость активов, обязательств, доходов и расходов организации по данным:

  • бухгалтерского учета (желтый фон),
  • налогового учета (голубой фон),
  • учета постоянных разниц в оценке активов и обязательств (розовый фон),
  • учета временных разниц в оценке активов и обязательств (зеленый фон).

В случае если для показателей одного блока не выполняется правило "Оценка стоимости по данным бухгалтерского учета = Оценка стоимости по данным налогового учета + Постоянные и временные разницы", то блок обводится рамкой красного цвета. Это сигнал наличия ошибок учета. Рекомендуется рассмотреть историю формирования показателей блока, выяснить причину невыполнения правила и устранить ее.

Анализ учета по НДС

Отчет предназначен для проверки правильности заполнения книги покупок, книги продаж и декларации по НДС. В отчете показана сумма начислений и вычетов НДС по видам хозяйственных операций.

проверка учета НДС
1с бухгалтерия 3.0

Отчет состоит из общей схемы налоговой базы и расшифровок отдельных блоков этой схемы. В желтых ячейчах - сумма исчисленного НДС, в серых - сумма не исчисленного НДС (рекомендуется обратить внимание, возможно ошибка). В случае если блок наверняка содержит записи с ошибками, то рядом с ним выводится красный восклицательный знак.

Видим, что в отчете в блоке Зачет авансов полученных есть неисчисленный НДС, кликаем по блоку, формируется детализирующий отчет:

проверка учета НДС

Видим, что по двум авансам от покупателей нет записей в книге покупок по вычету НДС. Сформировав оборотку по счету 62, убедимся, что зачета этих авансов не было и следовательно, вычета по НДС на данный момент быть не должно. Так что данная ситуация вполне нормальна.

Другие уроки по теме " Финансовые результаты "

Для добавления комментариев надо войти в систему.
Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

Читайте также: