Протокол рассмотрения материалов проверки налоговой

Опубликовано: 30.04.2024

Федеральный закон «О внесении изменений. » от 05.11.2014 № 347-ФЗ уточнил порядок документирования вынесения решений по результатам рассмотрения материалов ­налоговой проверки. Корректировке подверглись статьи 101 и 101.4 НК РФ.

В них ранее не было указано, как именно налоговые органы должны фиксировать дополнительные мероприятия, акты и другие материалы мероприятий налогового контроля, привлечение свидетелей и экспертов, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения. Теперь все это должно фиксироваться протоколом, а его составление при рассмотрении материалов налоговой проверки (и др. форм налогового контроля) становится обязательным. Таким образом, ­деятельность налоговых чиновников становится более прозрачной.

Выбери свой вариант доступа





Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

  • Свежие
  • Посещаемые

Как в отметке о заверении копии указать дело, у которого нет номера?

В ГОСТ Р 7.0.97-2016 об оформлении организационно-распорядительных документов в п. 4.26 сказано: «Если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии заверяется печатью организации (при ее наличии), а также (при необходимости) дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле №. за. год»).» Но у нас нет номенклатуры дел, и потому на делах просто оформлены наименования и год заведения, но не номера. Нам надо заверить копию документа для ее представления в суд, поэтому важно, чтобы суд принял ее и претензий к заверению не было. За неимением номера дела мы можем оформить заверительную надпись с фразой «Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле (наименование дела) за 2020 год»? Такая копия будет иметь юридическую силу?


Если первичные учетные документы сканируются

В нашей компании ввели электронный архив для документов первичного учета. Теперь все документы первичного учета (например, счета-фактуры, универсальные передаточные документы), которые первоначально подготавливаются на бумаге и на них проставляются «живые» подписи и печати, сканируются и сохраняются в электронном архиве. Вопрос: при наличии официального электронного архива нужно ли также хранить изначально подготовленные бумажные версии этих первичных документов или оставлять на хранении только их электронные аналоги в электронном архиве? Если бумажные первоисточники хранить не нужно, то каким образом тогда оформлять их уничтожение, если по Перечню типовых архивных документов они имеют определенный срок хранения? Какое законное основание должно быть для выделения к уничтожению данных бумажных документов? Я ответила нашему главному бухгалтеру, что нужно хранить и бумажные документы, но стала немножко сомневаться. Прошу дать ответ.


Промахи новых Правил хранения научно-технической документации

Описаны основные проблемы содержания новых Правил хранения НТД, в т.ч. касающиеся электронных НТД. Охарактеризованы главные болевые точки самих научно-технических документов в современной России (в т.ч. на примере яркого судебного разбирательства о попытке госорганов Тульской области вернуть необходимую проектную документацию советского института, приватизированного в 1992 году).


Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски (часть 2)

В этом номере журнала сосредоточимся на порядке использования факсимиле работниками организации: какой алгоритм работы лучше заложить в ЛНА, как потом документировать его выполнение (ввести факсимиле в оборот; определить, кто и на каких документах при каких условиях может его проставлять; как изъять факсимиле у пользователя и уничтожить). Показали образцы оформления приказов об изготовлении факсимиле, введении его в действие, об уничтожении факсимиле; акта о временной передаче штампа-факсимиле от одного пользователя другому; акта об уничтожении факсимиле в присутствии комиссии и лица, чью подпись оно проставляло; журнала учета печатей, штампов, факсимиле и реестра образцов оттисков штампов-факсимиле. Полный комплект документов поможет вам все грамотно организовать.

РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Каков порядок вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности организации-налогоплательщика по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки? В какой срок выносится решение? Когда оно вступает в силу? Каков порядок апелляционного обжалования налогоплательщиком данного решения?

Акт налоговой проверки

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной ВНП уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Если нарушения налогового законодательства выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (КНП), акт составляется в течение 10 дней после ее окончания.

Примечание. В силу п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ этот срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Обратите внимание! Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля, в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств в целях подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. При этом указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений. Данный вывод следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 9-П. В нем отмечено, что целью дополнительных мероприятий налогового контроля является уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными налоговыми правонарушениями.

Примечание. Срок проведения мероприятий дополнительного контроля не может превышать один месяц (два месяца - при проверке КГН, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Согласно п. 6.1 ст. 101 НК РФ по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту, которое подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими эти мероприятия, не позднее 15 дней со дня их окончания. Затем в течение пяти дней дополнение к акту с приложением материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий, должно быть вручено налогоплательщику под расписку или передано иным способом, подтверждающим дату его получения.

Согласно п. 6.2 ст. 101 НК РФ в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки налогоплательщик может представить письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.

Ознакомление проверяемого лица с материалами

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, должно быть извещено о времени и месте рассмотрения ее материалов. Несоблюдение данного предписания нарушает право налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов и представление соответствующих пояснений по фактам, выявленным в ходе проверки, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является бесспорным основанием для отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом по процедурным основаниям.

Кроме того, налоговый орган обязан обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Ознакомление с материалами (визуальный осмотр, изготовление выписок, снятие копий) осуществляется на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Процесс ознакомления оформляется протоколом, составляемым в соответствии со ст. 99 НК РФ.

К сведению. Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Рассмотрение материалов налоговой проверки

В соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

- объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае их неявки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения;

- проверить полномочия представителя проверяемого лица, если такой представитель участвует в процессе рассмотрения материалов проверки;

- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости - иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства (документы, ранее истребованные у проверяемого лица, документы, представленные в налоговые органы при проведении КНП или ВНП, иные документы, имеющиеся у налогового органа). В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении (в случае необходимости) к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. Процесс рассмотрения материалов проверки оформляется протоколом.

В силу п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает:

- совершало ли проверяемое лицо нарушения налогового законодательства;

- образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

- имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Решение по результатам рассмотрения материалов

Согласно п. 7, 9 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения всех материалов проверки руководитель налогового органа (его заместитель) принимает:

- либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Примечание. Решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены в ходе проведенной проверки, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с отражением статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обозначаются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

По общему правилу, установленному п. 9 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Обжалование решения налоговой инспекции

В силу п. 1 ст. 138 НК РФ налогоплательщик может обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с п. 2 ст. 139.1 НК РФ, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ:

- в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия решения по апелляционной жалобе (п. 1);

- в случае отмены решения нижестоящего налогового органа и принятия вышестоящим налоговым органом нового решения такое решение вступает в силу со дня его принятия (п. 2);

- в случае оставления апелляционной жалобы без рассмотрения решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3).

повышение юридических знаний

Статьей 10 НК РФ предусмотрено, что порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 НК РФ. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.В соответствии с п. 15 ст. 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.Таким образом, по результатам налоговой проверки в отношении физических лиц или должностных лиц организаций может быть возбуждено дело об административном правонарушении.В связи с этим выделим три основных момента:1) протокол об административном правонарушении может быть составлен только уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, и только в пределах его компетенции.Приказом ФНС РФ от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@ утвержден Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Иные лица составлять протокол не вправе;2) согласно общеправовому основополагающему принципу юридической ответственности (non bis idem — не дважды за одно) в Российской Федерации за одно и то же деяние одно и то же лицо не может и не должно быть одновременно привлечено к налоговой и административной ответственности.Так, в Определении от 05.07.2001 N 130-О Конституционный Суд РФ указал на недопустимость повторного привлечения лица к ответственности за одно и то же правонарушение к административной и налоговой ответственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» также разъяснил, что при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц судам следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик — физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.Таким образом, за одно и то же деяние одно и то же лицо не может быть одновременно привлечено к налоговой и иной ответственности;3) возбуждение дела об административном правонарушении, составление протокола, рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производится в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.В связи с этим налоговые органы (их должностные лица) при составлении протокола об административном правонарушении на физическое лицо или должностное лицо организаций руководствуются положениями КоАП РФ.

На основании вступившего в силу решения по результатам налоговой проверки лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Содержание требования. Поскольку сведения, которые содержатся в требовании об уплате налога (пени, санкции), должны информировать налогоплательщика о факте наличия задолженности; предупреждать его о начале процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога (пени, санкции), мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате сумм налоговых платежей, в ст. 69 НК РФ указано, каким должно быть содержание требования.

В требовании указываются:

— суммы налога, пени и штрафа;

— срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах, ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;

— данные о том, что налог (пени, штраф) начислен налоговой проверкой с указанием даты и номера решения, принятого по результатам налоговой проверки;

— срок исполнения требования (требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании);

В п. 4 письма ФНС РФ от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@ указано, что срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составлять не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, должен составлять не менее 30 календарных дней.

— меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» право налоговых органов по взысканию сумм недоимки и пени предоставлено только руководителям налоговых органов и их заместителям.

Требование об уплате налога является ненормативным актом налогового органа, неисполнение которого в добровольном порядке является основанием для применения в отношении налогоплательщика процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

В связи с этим в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2010 по делу N А58-10036/09 указано, что законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность проставления на требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа факсимильной подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

По делу N А51-2184/2012 суды первой и апелляционной инстанций установили нарушение процедуры принудительного взыскания, поскольку требования налогового органа подписаны путем проставления штампа-факсимиле начальника инспекции. Однако Постановлением от 10.10.2012 N Ф03-4512/2012 ФАС Дальневосточного округа, отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, указал, что это не является существенным нарушением. Наличие у предпринимателя реальной обязанности по уплате указанных в требованиях налоговых платежей, что не оспаривается налогоплательщиком, направление в адрес предпринимателя требований с факсимильным воспроизведением подписи начальника инспекции не может быть расценено как существенное нарушение его прав и законных интересов.

Такая же неоднозначная позиция имеется у судов по поводу содержания требования (нарушения содержания требования должны быть существенными). Тем не менее, налогоплательщик, получивший требование, имеющее содержание, отличное от установленного ст. 69 НК РФ, неподписанное требование, подписанное ненадлежащим лицом или не надлежащим образом, вправе ставить перед судом вопрос о незаконности данного ненормативного правового акта, принятого в нарушение порядка, установленного ст. 69 НК РФ.

Статьи 69, 101.3 НК РФ выделяют 4 основных момента:

1) требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа направляется налогоплательщику на основании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Когда налогоплательщиком подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган, нижестоящий налоговый орган, принявший решение, не вправе до рассмотрения жалобы и утверждения этого решения направлять налогоплательщику требование.

Таким образом, требование направляется налогоплательщику только после вступления в силу решения, принятого по результатам налоговой проверки.

В практике встречаются ситуации, когда решение обжалуется в суд и суд по ходатайству налогоплательщика принимает обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). В таком случае если налоговым органом требование не выставлялось, то налоговый орган в период действия обеспечительных мер также не вправе направлять требование налогоплательщику (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 по делу N А32-17764/2011);

2) требование об уплате направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ) и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 69 НК РФ). Правила, предусмотренные ст. 69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 НК РФ).

Однако лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ). В случае оплаты задолженности выставление требования об уплате будет нарушать права и законные интересы налогоплательщика;

3) требование об уплате направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5 ст. 69 НК РФ), и может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Таким образом, налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете, представляется три самостоятельных способа передачи требования налогоплательщику: личное вручение; по почте заказным письмом; по телекоммуникационным каналам связи.

В случае возникновения спора по поводу вручения требования на налоговом органе лежит обязанность по доказыванию вручения налогоплательщику этого документа, как того требуют нормы ст. 69 НК РФ. В случае непредставления таких доказательств суды признают требование об уплате незаконным (см., например, Определение ВАС РФ от 25.11.2010 N ВАС-15154/10 по делу N А78-8185/2009).

4) требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику до истечения установленного в нем срока исполнения.

В силу абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Таким образом, законодатель установил минимальный период, который предоставляется налогоплательщику для добровольного исполнения требования, — восемь дней с даты получения требования.

Если требование направлено после истечения установленного в них срока исполнения, то такое требование нарушает права и законные интересы налогоплательщика и признается незаконным (см., к примеру, Постановление ФАС Московского округа от 08.09.2010 N КА-А41/9955-10 по делу N А41-9908/09).

Срок направления требования. Срок направления требования налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) составляет 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Следует обратить внимание, что пропуск налоговым органом срока направления требования не является пресекательным (см. п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации») и не исключает возможности принудительного взыскания сумм налога (пени и санкций) при соблюдении иных сроков.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ.

Например, предельный срок на применение положений ст. 46 НК РФ будет рассчитан следующим образом: 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ) + 8 дней на исполнение требования в добровольном порядке (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ) + 2 месяца (п. 3 ст. 46 НК РФ) на бесспорное взыскание путем направления в банк инкассового поручения или 6 месяцев (после истечения срока исполнения требования об уплате налога) на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени в случае пропуска срока на взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также за счет его электронных денежных средств.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок требований об уплате налога (пени, санкции) налоговый орган приступает к внесудебному (бесспорному) либо судебному взысканию начисленных налоговой проверкой сумм налогов, пени и санкций (ст. 45, 46, 47, 48 НК РФ).

"Практическая бухгалтерия", 2013, N 10

Федеральная налоговая служба дала очередные разъяснения о порядке организации работы налоговых инспекций в части рассмотрения актов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц налогового органа. Речь идет о Письме ФНС России от 7 августа 2013 г. N СА-4-9/14460@, содержащем такие нормы, которые не закреплены в самом Налоговом кодексе. Главная тема Рекомендаций - протоколирование хода рассмотрения материалов проверки. О значении этих разъяснений налогового ведомства нам рассказали эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера".

Немного ранее опубликованному документу предшествовали другие рекомендации, направленные на установление единообразия проведения мероприятий налогового контроля (Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837, от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622).

И хотя Письмо ФНС России от 7 августа 2013 г. N СА-4-9/14460@ (далее - Рекомендации) издавалось как руководство к работе в территориальных налоговых инспекциях, налогоплательщики смогут почерпнуть в нем полезное и для себя.

Прежде чем перейдем к обсуждению данного документа, отметим, что различают два условно выделенных направления контрольной работы налоговых органов.

Первое - это дела о выявленных в ходе камеральной или выездной проверки налоговых правонарушениях - налоговые проверки. Решения по таким проверкам принимаются в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса.

Второе - это все остальные мероприятия контроля, которые осуществляет налоговая служба (проверка соблюдения порядка постановки на учет в налоговом органе, срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, порядка регистрации объектов игорного бизнеса и пр.). Эти проверки рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Налогового кодекса.

Жалоба жалобе рознь

В первую очередь специалисты министерства подчеркнули, что Рекомендации не касаются рассмотрения жалоб, которые могут подаваться юридическими и физическими лицами в рамках следующих законов:

  • Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
  • Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП);
  • Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Первый Закон направлен на урегулирование обращений граждан и юридических лиц в государственные органы власти, включая обращения с целью подачи предложений по совершенствованию законодательства и деятельности госорганов и органов местного самоуправления, а также подачи жалоб по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.

В этом случае жалоба подается по каким-либо иным основаниям, не связанным с налоговыми проверками.

Второй документ - КоАП. В рамках этого Кодекса налоговые органы имеют право налагать на должностных лиц административные штрафы. Это закреплено в п. 15 ст. 101 и п. 13 ст. 101.4 Налогового кодекса. Согласно данному положению, к примеру, организацию могут привлечь к ответственности за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. При этом согласно п. 2 ст. 116 Налогового кодекса на организацию будет наложен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных за это время. Данная санкция будет зафиксирована в решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Одновременно налоговики имеют право взыскать с должностного лица (руководителя компании, главного бухгалтера) административный штраф в размере от 2000 до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Налицо два наказания, первое в рамках хозяйственно-правовой ответственности, второе - административной. Данные Рекомендации регламентируют рассмотрение только первых правонарушений.

Ну и третий Закон (N 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Обжалование предоставленных (или не предоставленных) госуслуг регламентируется в рамках указанного Закона.

Таким образом, ФНС России ограничила область распространения своего документа. И Рекомендации могут применяться только при рассмотрении обращений юридических и физических лиц по вопросам досудебного рассмотрения актов налоговых органов, непосредственно связанных с контрольными мероприятиями, проводимыми в рамках Налогового кодекса.

Налоговые проверки

Начнем с рассмотрения порядка вынесения решений по материалам налоговой проверки.

До того как инспекция примет решение о привлечении к ответственности за налоговое нарушение (или об отказе в привлечении), налогоплательщик имеет право представить письменные возражения. Разумеется, если он не согласен с изложенными в акте проверки фактами и выводами инспектора.

Для этого налогоплательщика должны известить надлежащим образом. К сожалению, п. 2 ст. 101 Налогового кодекса не содержит конкретной процедуры извещения. Но предписывает руководителю (заместителю руководителя) налогового органа извещать лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Как зафиксировано в Письме ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622, не позднее двух дней со дня вручения (направления по почте заказным письмом) лицу акта выездной налоговой проверки он передается в отдел, ответственный за досудебное урегулирование налоговых споров. При этом на акте делается отметка о вручении либо прикладывается копия квитанции о направлении заказного письма по почте. Помимо этого к акту присоединяется копия извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. В данном Письме также содержится образец указанного извещения.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки устанавливается факт явки налогоплательщика (или его представителя).

Если будет установлено, что заинтересованное лицо не известили как следует или у налогового органа нет тому подтверждения, должностное лицо инспекции принимает решение об отложении рассмотрения материалов проверки.

Если же налогоплательщика известили надлежащим образом, но он не явился на рассмотрение акта, материалы проверки будут рассмотрены в его отсутствие. Однако может быть принято решение об отложении рассмотрения дела, если присутствие лица будет признано обязательным.

Кроме того, как указано в Рекомендациях, решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято в ином случае - при поступлении ходатайства лица.

Итак, материалы налоговой проверки рассмотрены. Приняты решения в соответствии с п. 7 ст. 101 Налогового кодекса. Но вместе с тем процесс рассмотрения акта должен дополнительно завершиться протоколированием произошедшего.

Данные Рекомендации устанавливают форму такого протокола и перечисляют все пункты, которые необходимо отражать в нем. К ним причислены не только временные параметры и реквизиты всех участвующих лиц, но также сведения об основаниях проведения проверки, об отсутствующих приглашенных лицах и др.

Кроме того, к протоколу могут прилагаться аудиозаписи рассмотрения материалов проверки, если они велись по решению налогового органа и с согласия лица, в отношении которого составлен акт.

Если налоговикам требуется дополнительное время на доказывание изложенных фактов, руководитель (заместитель) инспекции вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий. Срок допмероприятий не может превышать одного месяца, при проверке консолидированной группы налогоплательщиков - двух месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

В этом случае указанное решение вручается (или направляется по почте) вместе с уведомлением о вызове лица для ознакомления с дополнительными материалами и уведомлением о вызове лица для рассмотрения акта налоговой проверки.

Рассмотрение материалов дополнительных мероприятий также заканчивается составлением протокола ознакомления с ними. Протокол должен содержать перечень документов, с которыми лицо (или его представитель) ознакомлено. Копии таких документов передаются налогоплательщику, за исключением тех материалов, которые он представил сам. Кроме того, документы, составляющие банковскую, налоговую и иную тайну, передаются налогоплательщику в виде выписок, заверенных налоговым органом.

Иные налоговые правонарушения

В следующей части Рекомендаций изложен порядок рассмотрения материалов дел об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях. Напомним, что акты по таким мероприятиям рассматриваются согласно ст. 101.4 Налогового кодекса.

По своей сути рассмотрение материалов актов иных мероприятий налогового контроля идентично основным процедурам рассмотрения актов налоговых проверок.

Так, лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налогового инспектора, представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Так же как при рассмотрении актов налоговой проверки, налоговый орган обязан известить налогоплательщика надлежащим образом о дате и месте рассмотрения материалов правонарушения.

И точно так же при неявке извещенного лица решение может быть принято в его отсутствие. Либо может быть решено перенести срок рассмотрения, если руководителем (заместителем руководителя) налогового органа присутствие лица будет признано необходимым для принятия решения.

Однако, в отличие от процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, при рассмотрении правонарушений по иным основаниям не предусмотрено возможности переноса срока рассмотрения акта по ходатайству проверенного лица.

Рассмотрение акта завершается принятием соответствующего итогового решения, а также составлением протокола рассмотрения материалов дела.

Рекомендуемая форма такого протокола практически полностью повторяет протокол, составляемый по материалам рассмотрения актов налоговой проверки. Исключение - отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки. Фактически к этим параметрам относятся реквизиты решения руководителя налогового органа о проведении проверки или реквизиты налоговой декларации, на основании которой проведено начисление налога. Такое исключение объясняется отсутствием норм по назначению проверок по иным контрольным мероприятиям и тем более отсутствием связи таких правонарушений с налоговыми декларациями.

В заключение отметим, что опубликованный документ носит рекомендательный характер, но обязателен для применения в налоговых органах.

Он регламентирует некоторые моменты, связанные с рассмотрением материалов налогового контроля по привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности, которые не нашли отражения в Налоговом кодексе. Это составление протоколов рассмотрения актов, возможность приобщения к делу аудиоматериалов, право отложить рассмотрение материалов в случае ненадлежащего извещения проверенного лица о дате и месте проведения мероприятия по рассмотрению акта и др.

Следующий этап после составления акта проверки и представления возражений на него со стороны налогоплательщика – рассмотрение руководителем налогового органа (его заместителем) этих документов и вынесение решения по результатам проверки.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки должна осуществляться лично руководителем налогового органа, который проводил проверку, или его заместителем.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ решение по итогам налоговой проверки должно быть принято в течение 10 рабочих дней с момента истечения срока, который отведён на подачу возражений. Таким образом, материалы должны быть рассмотрены и решение по камеральной проверке должно быть принято в течение 25 рабочих дней с даты получения акта камеральной налоговой проверки.

Срок для рассмотрения материалов проверки и вынесения решения может быть продлен на один месяц решением руководителя налогового органа (его заместителя) (п. 1 ст. 101 НК РФ). Конкретный перечень оснований для продления срока рассмотрения материалов проверки налоговым законодательством не установлен.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения её материалов направляется ответственному участнику этой группы. Обязанность извещать участников консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов проверки лежит на ответственном участнике этой группы. Получив извещение от налогового органа, он самостоятельно извещает других участников. Налоговый орган не обязан извещать всех участников консолидированной группы.

Процедура рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки представлена на рис.

Рис. 5. Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки состоит из следующих этапов.

1. Подготовительные мероприятия (п. 3 ст. 101 НК РФ).

2. Исследование материалов налоговой проверки (пп. 4, 5 ст. 101 НК РФ).

Перед тем как приступить к рассмотрению материалов проверки, руководитель налогового органа (его заместитель) должен произвести ряд действий (п. 3 ст. 101 НК РФ):

1) представиться и огласить, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;

2) проверить явку лиц, приглашённых на рассмотрение материалов проверки, а если приглашённые лица не явились, то выяснить, извещены ли они надлежащим образом.

Прежде всего, к таким лицам относится налогоплательщик, который имеет право на участие в рассмотрении материалов проверки лично или через своего представителя (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ). Кроме налогоплательщика, к рассмотрению материалов проверки могут быть привлечены и другие лица, например свидетели, эксперты, специалисты (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ);

3) принять решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников или об отложении рассмотрения материалов проверки, если участие неявившихся лиц признано необходимым;

4) удостовериться в полномочиях представителя, если вместо налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов проверки будет участвовать его представитель;

5) разъяснить участвующим лицам их права и обязанности.

Руководитель налогового органа может принять решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в следующих случаях:

1. Неявка налогоплательщика (его представителя) при отсутствии доказательств надлежащего извещения о времени рассмотрения и месте проведения проверки.

В такой ситуации рассмотрение материалов переносится в обязательном порядке (п. 2, пп. 2, 5 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Разумеется, налогоплательщик должен быть извещён о новой дате рассмотрения материалов проверки.

2. Неявка налогоплательщика при наличии доказательств надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения.

В этом случае руководитель налогового органа решает, является ли присутствие налогоплательщика или его представителя необходимым и, следовательно, надо ли откладывать рассмотрение (п. 2, пп. 2 и 5 п. 3 ст. 101 НК РФ).

3. Неявка другого лица (не налогоплательщика), приглашённого на рассмотрение (пп. 2 и 5 п. 3 ст. 101 НК РФ). Например, приглашённого на рассмотрение свидетеля, эксперта или специалиста (в том числе переводчика).

Налоговым законодательством не определён срок, на который может быть отложено рассмотрение материалов налоговой проверки, но данный срок не может превышать общий срок рассмотрения.

После завершения подготовительных действий происходит собственно исследование материалов налоговой проверки. В ходе исследования изучаются обстоятельства нарушений, которые, по мнению проверяющих, допустил налогоплательщик, оцениваются представленные доказательства, а также возражения и объяснения налогоплательщика.

В результате руководитель налогового органа (его заместитель) либо приходит к определённым выводам, которые позволяют ему принять решение по результатам проверки, либо предпринимает меры для того, чтобы прояснить ситуацию и получить дополнительные доказательства для принятия решения (пп. 4–6 ст. 101 НК РФ).

Иногда материалы, которые собраны в ходе проведения налоговой проверки, не содержат всех сведений, необходимых для принятия решения по её результатам. Тогда руководитель налогового органа в ходе рассмотрения материалов проверки может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ в качестве дополнительного мероприятия может быть назначено:

– истребование документов как у самого налогоплательщика, так и у третьих лиц (ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ);

– допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);

– проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы этих решений приведены в Приложениях № 12 и 13 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ и являются обязательными для применения налоговыми органами (пп. 1, 3 Приказа ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).

Независимо от того привлекается налогоплательщик к налоговой ответственности или нет, в итоговом решении по налоговой проверке должны быть указаны (абз. 3 п. 8 ст. 101 НК РФ):

– срок на обжалование вынесенного решения;

– порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу);

– наименование и место нахождения налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию выносимого решения;

– иные необходимые сведения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отражаются (абз. 1 п. 8 ст. 101 НК РФ):

1) обстоятельства налогового правонарушения, которое совершил проверенный налогоплательщик.

Указанные обстоятельства должны быть описаны так, как они установлены проверкой, т.е. так же, как они зафиксированы в акте налоговой проверки;

2) документы и сведения, которые подтверждают выявленные обстоятельства;

3) доводы проверенного налогоплательщика в свою защиту и результаты их проверки;

4) решение привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные правонарушения с указанием соответствующих статей НК РФ;

5) размер недоимки по налогам, сумма штрафов и пеней.

Помимо этого в решении должны содержаться прочие обязательные реквизиты согласно абз. 3 п. 8 ст. 101 НК РФ.

Решение, принятое по итогам налоговой проверки, должно быть вручено налогоплательщику (его представителю) не позднее 5 рабочих дней после вынесения решения на основании п. 9 ст. 101 НК РФ.

Если у налоговой инспекции отсутствует возможность вручить налогоплательщику решение, то оно направляется по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней. Течение указанного срока начинается на следующий день после отправки письма (пп. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику или его представителю.

Читайте также: