Протокол об административном правонарушении налоговой инспекции

Опубликовано: 25.03.2024

9.5. Протокол об административном правонарушении

Согласно ст. 28.2. КоАП, составляется протокол о совершении административного правонарушения за исключением случаев, когда дело возбуждено прокурором (ст. 28.4 КоАП) и когда административное взыскание налагается на месте совершения проступка (ч. 1 ст. 28.6 КоАП).

Сведения, указываемые в протоколе об административном правонарушении:

- дата и место его составления;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе делается отметка о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности (право заявлять ходатайства, представлять доказательства и др.). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Кроме того, в протоколе должны быть подписи его составителя, а также физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 28.3 КоАП регламентирует подведомственность административных дел, закрепляя, кто вправе составить протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного каждой статьей (или частью статьи) Особенной части КоАП.

Протоколы об административных правонарушениях составляются:

- должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях — судьями, милицией, налоговыми органами, таможенными органами и др. (гл. 23 КоАП);

- должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, перечисленных в п. 1—81 ч.2 ст. 28.3 КоАП по делам, отнесенным к их подведомственности;

- членами избирательных комиссий, комиссий референдумов в отношении протоколов о нарушении правил проведения выборов и референдумов;

- членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- инспекторами Счетной палаты РФ;

- должностными лицами государственных внебюджетных фондов;

- должностными лицами, уполномоченными субъектами РФ.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования. Срок расследования не должен превышать одного месяца, но может быть продлен на такой же срок. По делам о нарушении таможенных правил расследование должно быть закончено в шестимесячный срок.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 19 июля 2017 г. N ЕД-7-14/560@

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФНС РОССИИ

ОТ 29.10.2010 N ММВ-7-6/526@

В целях совершенствования порядка формирования сведений о нарушениях законодательства Российской Федерации в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приказываю:

1. Внести в приказ ФНС России от 29 октября 2010 г. N ММВ-7-6/526@ "Об утверждении формы Журнала учета административных правонарушений в области государственной регистрации юридических лиц и формы Журнала учета административных правонарушений в области государственной регистрации индивидуальных предпринимателей" (далее - Приказ) следующие изменения:

1.1. Приложение N 1 "Журнал учета административных правонарушений в области государственной регистрации юридических лиц" к Приказу изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

1.2. Приложение N 2 "Порядок заполнения Журнала учета административных правонарушений в области государственной регистрации юридических лиц" к Приказу изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

1.3. В приложении N 3 "Журнал учета административных правонарушений в области государственной регистрации индивидуальных предпринимателей" Приказа текст в наименовании графы 12 изложить в следующей редакции:

"Сумма административного штрафа, подлежащая уплате на основании постановления о назначении административного наказания".

1.4. В приложении N 4 "Порядок заполнения Журнала учета административных правонарушений в области государственной регистрации индивидуальных предпринимателей" к Приказу:

в подразделе, начинающемся со слов "В графе 1", абзац первый изложить в следующей редакции: "В графе 1 "Номер записи" протоколу об административном правонарушении присваивается порядковый номер, соответствующий количеству возбужденных дел об административных правонарушениях. Информация о составлении протоколов об административных правонарушениях вводится с соблюдением строгой последовательности нумерации.";

в подразделе, начинающемся со слов "В графе 12", абзац первый изложить в следующей редакции: "В графе 12 "Сумма административного штрафа, подлежащая уплате на основании постановления о назначении административного наказания", отражается сумма административного штрафа, определенная постановлением о назначении административного наказания. Заполняется в случае проставления значения "2" или "3" в графе 9.".

2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) обеспечить доработку соответствующих программных средств в установленном порядке.

3. Руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы государственной регистрации и учета юридических и физических лиц.

к приказу ФНС России

от 19 июля 2017 г. N ЕД-7-14/560@

учета административных правонарушений в области

государственной регистрации юридических лиц

Данные физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении

Наименование юридического лица, должностное лицо которого привлекается к административной ответственности

Дата составления протокола

Результаты рассмотрения дела об административном правонарушении - постановление

Дата и номер постановления

Сумма административного штрафа, подлежащая уплате на основании постановления о назначении административного наказания (тыс. руб.)

Результаты обжалования (опротестования)

Сумма административного штрафа, подлежащая уплате по результатам обжалования (опротестования) (тыс. руб.)

Сумма уплаченного административного штрафа (тыс. руб.)

Фамилия, имя, отчество, должность

часть 3, 4 или 5 статьи 14.25 КоАП, часть 1 статьи 20.25 КоАП

о назначении административного наказания

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

приказом ФНС России

от 19 июля 2017 г. N ЕД-7-14/560@

ЗАПОЛНЕНИЯ ЖУРНАЛА УЧЕТА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Журнал учета административных правонарушений в области государственной регистрации юридических лиц (далее - Журнал) ведется в электронном виде каждым налоговым органом, должностные лица которого уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 и 5 статьи 14.25, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Журнал является информационным ресурсом, позволяющим осуществлять автоматизированное заполнение сведений по форме N 1-НГР "Сведения о нарушениях законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", представляемых указанными налоговыми органами и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Занесение информации в графы Журнала

Сведения, подлежащие отражению в Журнале, вводятся с момента составления протокола об административном правонарушении.

С началом календарного года открывается очередной том Журнала, начинающийся с первого порядкового номера записи о составлении протокола по делу об административном правонарушении.

В графе 1 "Номер записи" протоколу об административном правонарушении присваивается порядковый номер, соответствующий количеству возбужденных дел об административных правонарушениях. Информация о составлении протоколов об административных правонарушениях вводится с соблюдением строгой последовательности нумерации.

В случае пересмотра решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении либо неуплаты административного штрафа в установленный срок, сведения о результатах пересмотра или составлении нового протокола об административном правонарушении вносятся новой записью с присвоением ей порядкового номера записи о составлении протокола об административном правонарушении по данному делу (далее - запись по жалобе / запись по неуплате соответственно).

Количество записей под одним порядковым номером равно количеству актов, принятых налоговым органом, вышестоящим налоговым органом и (или) вынесенных судом по данному делу об административном правонарушении.

Графы 2 - 10 заполняются на основании данных протокола об административном правонарушении.

При внесении записи по жалобе графы 2 - 10 заполняются автоматически на основании ранее внесенной записи с соответствующим порядковым номером.

При внесении записи по неуплате графы 2 - 6 заполняются автоматически на основании ранее внесенной записи с соответствующим порядковым номером, графы 6 - 10 - на основании данных нового протокола об административном правонарушении (о неуплате штрафа в установленный срок).

При этом в графе 9 "часть 3, 4 или 5 статьи 14.25, часть 1 статьи 20.25 КоАП" проставляется одно из значений, соответствующих статье 14.25 или статье 20.25 КоАП, предусматривающих административную ответственность за данное правонарушение:

"3" - часть 3 статьи 14.25;

"4" - часть 4 статьи 14.25;

"5" - часть 1 статьи 20.25;

"6" - часть 5 статьи 14.25.

В графе 10 "Событие административного правонарушения" проставляется значение признака, соответствующего событию административного правонарушения:

"1" - непредставление сведений;

"2" - несвоевременное представление сведений;

"3" - представление недостоверных сведений;

"4" - представление документов, содержащих заведомо ложные сведения;

"5" - неуплата административного штрафа в установленный срок;

"6" - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25.

Графа 11 "Результаты рассмотрения дела об административном правонарушении - постановление о назначении административного наказания" заполняется на основании данных постановления о назначении административного наказания путем проставления значения соответствующего признака:

"2" - штраф (часть 3 статьи 14.25 КоАП);

"3" - штраф (часть 4 статьи 14.25 КоАП);

"5" - штраф (часть 1 статьи 20.25 КоАП).

При вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном наказании графа 11 не заполняется.

Графа 12 "Результаты рассмотрения дела об административном правонарушении - постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении" заполняется на основании данных постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, путем проставления значения соответствующего признака:

"1" - отсутствие события административного правонарушения;

"2" - отсутствие состава административного правонарушения;

"3" - истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

"4" - объявление устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП;

"5" - наличие иных обстоятельств, предусмотренных статьями 24.5 и 29.9 КоАП.

При вынесении постановления о назначении административного наказания графа 12 не заполняется.

В графе 13 "Дата и номер постановления" проставляются соответственно дата и номер постановления по делу об административном правонарушении.

Количество записей данной графы равно количеству актов, последовательно вынесенных по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении налоговым органом, вышестоящим налоговым органом и/или судом.

В графе 14 "Сумма административного штрафа, подлежащая уплате на основании постановления о назначении административного наказания" отражается сумма административного штрафа, определенная постановлением о назначении административного наказания. Заполняется в случае проставления значения "2" или "3" в графе 11.

Сумма указывается в тысячах рублей.

Графа 15 "Результат обжалования (опротестования)" заполняется в случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного налоговым органом, путем проставления значения соответствующего признака:

"1" - решение вышестоящего налогового органа об оставлении постановления без изменения;

"2" - решение вышестоящего налогового органа об изменении постановления (изменение суммы штрафа);

"3" - решение вышестоящего налогового органа об изменении постановления (вынесение предупреждения или объявление замечания);

"4" - решение вышестоящего налогового органа об отмене постановления и прекращении производства по делу;

"5" - решение суда об оставлении постановления без изменения;

"6" - решение суда об изменении постановления (изменение суммы штрафа);

"7" - решение суда об изменении постановления (вынесение предупреждения или объявление замечания);

"8" - решение суда об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Сведения вносятся на основании соответствующего решения вышестоящего налогового органа или акта суда.

В графе 16 "Сумма административного штрафа, подлежащая уплате по результатам обжалования (опротестования)" указывается сумма административного штрафа, подлежащая уплате на основании соответствующего решения вышестоящего налогового органа или акта суда.

Заполняется при проставлении в графе 15 значения "1", "2", "5", или "6". При этом при проставлении в указанной графе значения "1" или "5" в графе 16 указывается сумма административного штрафа, определенная в постановлении по делу об административном правонарушении; значения "2" или "6" - сумма административного штрафа, определенная соответствующим решением налогового органа или актом суда.

Сумма указывается в тысячах рублей.

В графе 17 "Сумма уплаченного административного штрафа" отражается сумма административного штрафа, уплаченная лицом, привлеченным к административной ответственности или взысканная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При этом в случае вынесения решения (акта) об отмене административного штрафа (в графе 15 проставлены значения "3", "4", "7" или "8") указанная графа не заполняется.

Сумма указывается в тысячах рублей.

Графа 18 заполняется путем проставления значения:

"1" - "обжаловано (опротестовано)" в случае обжалования (пересмотра решения) по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;

"2" - "составлен новый протокол" в случае неуплаты административного штрафа в установленный срок.

Обжалование протокола об административной ответственности вопрос не простой. Едва ли кто-то в здравом уме планирует совершить административное правонарушение. Большинство законопослушных граждан впадают в панику при одном упоминании о нем. Но, к сожалению, даже самые ответственные люди совершают деяния, иногда расходящиеся с нормами административного права.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам в обжаловании протокола об административной ответственности: профессионально, на выгодных условиях и в срок 24 часа. Звоните уже сегодня!

Кто составляет протокол об административном правонарушении?

В соответствии с требованиями КоАП РФ, протокол составляется должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дело. При этом, в пределах компетенции органа. Глава 23 КоАП утверждает закрытый перечень компетенций суда, органов и их должностных лиц по рассмотрению дел.

Кроме того, КоАП в ст. 28.3 устанавливает список лиц, уполномоченных составлять протокол о нарушении, когда дело рассматривается судом.

Как оформить свое несогласие с протоколом на месте?

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица. Это требование является обязательным.

Нет смысла отказывать должностному лицу в подписании прокола. Отказ подписать прокол приведет к лишним манипуляциям должностного лица по оформлению отказа подписать прокол. Поэтому, такой отказ является лишним и нецелесообразным.

Оформить несогласие в протоколе необходимо путем заполнения графы «Объяснения и замечания по содержанию протокола». При этом, «не согласен» не является достаточно информативной записью. Необходимо кратко указать на отсутствие события правонарушения («не курил в подъезде»), или несогласие с содержанием протокола («не согласен, знака нет, разметка стерта»).

Такая запись может заставить должностное лицо, уполномоченное лицо принимать решение по делу с учетом указанных обстоятельств. Однако, если лицо, в отношении которого ведется дело, не представит доказательств, указанные в протоколе обстоятельства могут быть не учтены. Знак могут поставить, а размету нарисовать. Потому необходимо позаботиться о сборе доказательств на месте составления прокола.

Протокол, по сути, является документированием обстоятельств совершенного нарушения, на основании него возбуждается дело. Однако, часть должностных лиц имеет право составить Постановление по делу об административном нарушении сразу после составления прокола. Несогласие с протоколом, выраженное любым образом, не влияет на выводы должностного лица о наличии или отсутствии вины в нарушении.

Основания для признания протокола по административному делу недействительным

Протокол недействителен тогда, когда составлен с существенными нарушениями. КоАП РФ не содержит признаков недействительности протокола, однако устанавливает правовой статус протокола и требования к его содержанию.

Как правило, обстоятельства, при которых протокол не может считаться доказательством по делу, определяются рассматривающим дело лицом, органом или судом. Как правило, к таким обстоятельствам суды относят отсутствие необходимой информации.

Если в проколе не зафиксированы или зафиксированы не верно дата и место его составления, данные должностного лица и лица, совершившего правонарушение, данные свидетелей и потерпевших (если они имеются), место и время совершения административного правонарушения, статья КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение, информация о разъяснении прав, возникают препятствия для вынесения постановления по делу, основания для отмены постановления по делу.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Порядок обжалования протокола об административной ответственности

Порядок обжалования протокола не предусмотрен ввиду существа данного документа. Обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, возбужденное на основании прокола.

Дело считается возбужденным с момента составления прокола. Потому, с момента составления прокола у гражданина появляются права и обязанности лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Соответственно, возражения по поводу нарушений при составлении прокола можно выразить путем представления доказательств искажения в протоколе фактов нарушения, путем дачи объяснений, путем ходатайства о приобщении к делу документов, материалов, опросе свидетелей и т. д.

Если прокол был составлен с существенными нарушениями, или в нем факты отражены искаженно, лицо может обратиться в порядке подчинения к вышестоящему должному лицу с общей жалобой. В такой жалобе необходимо указать основания своего несогласия, подтверждающие документы/материалы.

КоАП закрепляет так же порядок обжалования постановления по делу. Жалобу подают в орган, рассмотревший дело, или в суд (если дело рассматривал суд).

В течение 3 дней жалоба направляется вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий суд.

Срок оспаривания протокола о привлечении к административной ответственности

Срок оспаривания протокола по делу – 10 дней.

Этот срок начинает исчисляться в момент вручения, получения копии протокола.

Кроме того, пропущенный срок обжалование может быть восстановлен. Для этого, в жалобе на постановление необходимо просить восстановления срока и указывать причины его пропуска.

Как правило, причины должны быть оценены как уважительные – болезнь, нахождение за границей и т. д.

ВАЖНО: срок восстанавливается судом или должностным лицом, которое будет рассматривать жалобу.

Как составить жалобу на протокол об административном правонарушении?

В жалобе необходимо указать адресата – суд или должностное лицо, которому направлена жалоба. В тексте указывается номер обжалуемого постановления. Необходимо указать причины незаконности вынесенного постановления об административном правонарушении:

  1. Неверно составлен протокол, не учтены некоторые обстоятельства
  2. Лицо, в отношении которого рассматривалось дело, не было уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
  3. Событие правонарушения отсутствовало
  4. Состав правонарушения отсутствует
  5. Лицо действовало в состоянии крайней необходимости
  6. Отмена нормы, устанавливающей ответственность
  7. Истечение сроков давности привлечения
  8. Недоказанность обстоятельств нарушения
  9. Существенное нарушение процессуальных требований к порядку рассмотрения
  10. Иные основания, которые найдет наш адвокат в деле при защите Ваших прав

ПОЛЕЗНО: жалоба должна содержать просьбу отменить постановление, смотрите видео с дополнительными советами по составлению жалобы

Что делать, если жалобу на протокол не удовлетворили?

После того, как жалобу на постановление о нарушении не удовлетворили, постановление вступает в силу. Порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях, вступивших в силу, установлен КоАП РФ.

ВНИМАНИЕ: с 1 октября 2019 года жалобу на вступившее в силу постановление нужно подавать в кассационный суд общей юрисдикции.

Если постановление об АП было вынесено арбитражным судом, жалобу рассматривает Верховный Суд РФ.

Процессуальные требования к содержанию жалобы установлены ст. 30.14 КоАП РФ. Нужно предусмотреть в содержании:

  1. Название суда
  2. Сведения о заявителе
  3. Сведения об участниках дела
  4. Данные вступившего в силу постановления
  5. Доводы о незаконности жалобы

К жалобе нужно приложить материалы, доказывающие факты, являющиеся основаниями для отмены постановления.

Кроме того, к жалобе нужно приложить:

  • копию постановления, вступившего в силу;
  • копии решений по предыдущим жалобам на постановление
  • копии жалобы для других участников производства по их количеству

Участие адвоката в производстве по административным делам

На сегодняшний день существует огромное количество открытых ресурсов, где можно узнать порядок обжалования административного протокола. На этих же ресурсах, либо в представительстве самого законодательного органа можно скачать или посмотреть образец обжалования административного протокола. Но мы рекомендуем не пользоваться открытым доступом, поскольку найденная информация не отражает индивидуальной особенности Вашей ситуации и обстоятельств дела.

Не нарушайте законы и знайте свои права, тогда вес проблемы вас обойдут стороны. Если пришла беда, то вы всегда можете рассчитывать на помощь нашего адвоката по административным делам. Запишитесь на консультацию уже сегодня.

Отзыв о работе нашего административного адвоката


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

В июле 2018 года Президент РФ подписал закон № 192ФЗ, который внес существенные изменения в Закон № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (ККТ). Был урегулирован вопрос о необходимости использовать кассу, если деньги от покупателя (физического лица) поступают на банковский счет продавца; появились новые требования, предъявляемые к чекам и БСО в различных ситуациях. Значительная часть предпринимателей на патентной системе получили полное освобождение от ККТ, некоторым была предоставлена отсрочка.

ККТ: нормативная база и ответственность

Основные требования, предъявляемые к ККТ, закреплены в п. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Новые технические характеристики и параметры функционирования ККТ в настоящее время не разработаны и законодательно не установлены. Однако есть разъяснение Минфина РФ в Письме от 02.06.2011 № 03-01-15/4-71 «О применении ККТ», в котором указано, что согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1, ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). Следовательно, после исключения кассового аппарата из Госреестра ККТ применима максимум до 7 (семи) лет с момента введения в эксплуатацию, включая модернизацию.

На первый взгляд все понятно. Законодатель предусмотрел, что за несоблюдение положений Закона № 54-ФЗ в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ предприниматель должен быть привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Однако если налоговый орган допустит процессуальные нарушения, это позволит оспорить штраф за неприменение ККТ.

Фабула дела

Индивидуальный предприниматель владеет пилорамой в Омской области, отпускает пиломатериал за наличный расчет и по банковским картам. Онлайн - кассу должен был установить с 1 июля 2018 года, но своевременно этого не сделал.

Через год, 2 июля 2019 года, на пилораму приехал налоговый инспектор, составил административный протокол, а начальник ФНС утвердил постановление, в котором назначил штраф за год работы индивидуального предпринимателя в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ (ст.14.5 КоАП РФ).

Факт продажи товара за наличный расчет предприниматель не отрицал. Отсутствие ККТ объяснил незнанием законодательства. Цифра штрафа составила несколько сотен тысяч рублей. Проблема состояла в том, что оспорить постановление ФНС возможно обжаловать только в суде при наличии веских оснований, так как ККТ фактически отсутствовала. Предприниматель не согласился с наказанием и попросил меня понизить штраф до разумной цифры в суде

Обжалование постановления ФНС в суде

Как избежать штрафа? Конечно, лучше не нарушать закон. Но в ситуации, когда протокол составлен, найти решение тоже возможно. Я изучил документы, законодательство, судебную практику, переговорил с налоговым инспектором.

Решение было следующим: обжаловать постановление путем подачи иска в суд, но к судебному заседанию ККТ в виде онлайн - кассы уже должна быть установлена в административном помещении на пилораме, зарегистрирована в ФНС, а чеки отправлены клиентам на мобильный телефон. Рассуждал так: установка и регистрация онлайн - кассы усилит позицию доверителя и позволит понизить сумму штрафа в суде. Мы согласовали позицию, и я обжаловал постановление ФНС путем подачи иска в суд.

На первом судебном заседании сторона истца ходатайствовала о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением. Свои требования истец аргументировал тем, что: ИП относится к субъектам малого предпринимательства, административное правонарушение совершено впервые, вред здоровью и жизни людей, окружающей среде не причинен, материальный ущерб отсутствует, онлайн - касса зарегистрирована в ФНС, персонал обучен, работает, чеки направлены покупателям, что подтвердил документами и свидетельскими показаниями.

Ответчик просил в иске отказать в полном объеме. Суд выслушал стороны, установил, что пилорама занимается распилом и перемещением древесины и относится к субъектам малого бизнеса. ИП законодательство о ККТ ранее не нарушал, вся сумма дохода за отчетный год оприходована и отражена в отчетности, онлайн - касса на дату судебного заседания зарегистрирована и чеки направлены покупателям по абонентским номерам или посредством электронной почты.

Решение суда

В итоге суд признал истца виновным в совершении административного правонарушения, но заменил административный штраф предупреждением, руководствуясь ст. 4.1.1. КоАП РФ.

Налоговый орган судебное решение в апелляционном порядке не обжаловал. Таким образом, удалось добиться наказания в виде предупреждения вместо штрафа в несколько сотен тысяч рублей.

Пример из практики показывает, что возможны два варианта обжалования постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.5 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в случае неприменения в установленных федеральными законами случаях ККТ). Это снижение штрафа или признание незаконным привлечение к административной ответственности в судебном порядке.

В каких случаях возможно ли снизить сумму штрафа?

Если налоговый инспектор выявил нарушение, штрафа не избежать. Выявив факт нарушения законодательства о применении ККТ, контролеры составят протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ). Назначение административного наказания оформляют вынесением постановления. Протокол об административном правонарушении направляется в налоговый орган. Срок рассмотрения дела ― 15 дней (п.1 ст.29.6 КоАП РФ).

Однако можно попытаться снизить размер штрафа без обращения в суд и без составления административного протокола. Уменьшить до одной трети возможно даже сумму минимального штрафа. Законные способы снижения суммы штрафа указаны в ч. 3.4 статьи 4.1; ч. 4 статьи 28.6 КоАП РФ.

В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2, 4, 6 ст.14.5 настоящего Кодекса (ч. 3,4 ст.4.1 КоАП РФ).

Таким образом, возможность снизить штраф имеется в следующих случаях:

  1. наказание назначено за одно из трех нарушений:

― неприменение ККТ (кроме повторного неиспользования контрольно-кассовой машины (ККМ), если сумма расчетов (непробитых чеков), осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, 1 млнрублей и более (ч.3 ст. 14.5 КоАП);

― применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением законодательства РФ о применении ККТ (ч.4 ст. 14.5 КоАП);

― не направление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме (ч.6 ст.14.5 КоАП);

2) указанное лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления ФНС по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 настоящего Кодекса (ч.4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Порядок обжалования протокола налогового инспектора начальнику ФНС

Для понижения административного наказания в виде одной трети минимального размера административного штрафа в соответствии с ч. 3,4 ст.4.1, ч.4 ст.28.6 КоАП РФ нужно в течение 15 дней (п.1 ст.29.6 КоАП РФ) обратиться к руководителю налогового органа с мотивированным заявлением об уменьшении размера административного штрафа , ссылаясь на п. 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ, в соответствии с которой «судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении вправе назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. А также, сослаться на п.3.4. ст.4.1. КоАП РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных ч.4 статьи 28.6 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ.

Признание незаконным привлечение к административной ответственности в суде

Решение ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ может быть признано неправомерным в судебном порядке в следующих случаях.

  1. Проведение налоговым органом контрольной закупки.

В соответствии со ст. 13 Закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.

  1. Недоказанность ФНС по поводу факта продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В том случае, если административным органом не представлены сведения о проданной продукции и оказанных услугах, их стоимости, датах продажи (оказания) с применением ККТ, не зарегистрированной в ФНС, а также в отсутствия данных о денежных расчетах за проданный товар или оказанную услугу.

  1. Истечение сроков давности относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, ― по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ).

  1. Если штраф наложен за те нарушения в работе с наличными, которые не перечисленые в ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

На практике налоговые инспекторы расширяют свои компетенции и штрафуют предпринимателя, например за то, что он выдал деньги под отчет работнику, который не отчитался по ранее полученному авансу. В этом случае имеется факт нарушения порядка выдачи наличных денежных средств под отчет, а не порядка ведения кассовых операций. А за нарушения, допущенные при выдаче денег под отчет, административный штраф не предусмотрен. Можно привести другой пример: не своевременное оприходование денежных средств в кассу не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

  1. По причине приостановления санкции за неприменение ККТ в ряде случаев

Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 КоАП РФ» внесены изменения в статью 14.5 КоАП РФ. Согласно которых приостановлены до 1 июля 2020 года действие частей 2-4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

Вывод

Нарушение налоговым органом процедуры оформления указанных документов, ошибки, а также нарушение сроков рассмотрения протокола является основанием для признания неправомерным постановления ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ.

9.5. Протокол об административном правонарушении

Согласно ст. 28.2. КоАП, составляется протокол о совершении административного правонарушения за исключением случаев, когда дело возбуждено прокурором (ст. 28.4 КоАП) и когда административное взыскание налагается на месте совершения проступка (ч. 1 ст. 28.6 КоАП).

Сведения, указываемые в протоколе об административном правонарушении:

- дата и место его составления;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе делается отметка о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности (право заявлять ходатайства, представлять доказательства и др.). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Кроме того, в протоколе должны быть подписи его составителя, а также физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 28.3 КоАП регламентирует подведомственность административных дел, закрепляя, кто вправе составить протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного каждой статьей (или частью статьи) Особенной части КоАП.

Протоколы об административных правонарушениях составляются:

- должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях — судьями, милицией, налоговыми органами, таможенными органами и др. (гл. 23 КоАП);

- должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, перечисленных в п. 1—81 ч.2 ст. 28.3 КоАП по делам, отнесенным к их подведомственности;

- членами избирательных комиссий, комиссий референдумов в отношении протоколов о нарушении правил проведения выборов и референдумов;

- членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- инспекторами Счетной палаты РФ;

- должностными лицами государственных внебюджетных фондов;

- должностными лицами, уполномоченными субъектами РФ.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования. Срок расследования не должен превышать одного месяца, но может быть продлен на такой же срок. По делам о нарушении таможенных правил расследование должно быть закончено в шестимесячный срок.

Читайте также: