Программное обеспечение налог на прибыль

Опубликовано: 30.04.2024

Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий

Пониженная налоговая ставка для IT-компаний

Сейчас российские IT-компании для целей налога на прибыль имеют право не начислять амортизацию по используемой компьютерной технике, а сразу включать ее стоимость в материальные расходы (п. 6 ст. 259 НК РФ). Других налоговых льгот по налогу на прибыль для них нет.

Под IT-компаниями (организациями сферы информационных технологий) в НК РФ понимаются:

  • разработчики программного обеспечения (ПО) – компьютерных программ и баз данных;
  • организации, оказывающие услуги (выполняющие работы) по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению ПО.

С 01.01.2021 п. 6 ст. 259 НК РФ утрачивает силу. При этом для российских IT-компаний с указанной даты вводится пониженная ставка по налогу на прибыль (так называемый налоговый маневр для ИТ-компаний). В настоящий момент они платят налог по общеустановленной ставке (20 %). С нового года ставка снизится почти в 7 раз и составит 3 % от исчисленной прибыли. Рассчитанную сумму нужно заплатить только в федеральный бюджет. Региональная налоговая ставка составит 0 % (п. 4 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

Пониженную налоговую ставку можно будет применять, если одновременно соблюдены следующие условия:

  1. IT-компания прошла государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Аккредитация проводится Минкомсвязи России в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 № 758. Такая аккредитация является обязательной для получения разработчиками ПО большинства мер господдержки;
  2. среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7 человек;
  3. доля доходов от передачи прав на разработанные (адаптированные, модифицированные) компьютерные программы и базы данных, их обновления, а также от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению этого ПО по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период.

При определении доли доходов от реализации ПО и связанных с ним услуг следует учитывать два момента:

  • в доходы от реализации ПО и связанных с ним услуг не включаются доходы от предоставления прав на компьютерные программы и базы данных, которые дают возможность распространять рекламную информацию в интернете и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки;
  • сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ. При этом не учитываются доходы в виде положительных курсовых разниц, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от реализации ПО и связанных с ним услуг.

Стоит помнить, что IT-компания утрачивает право на пониженную налоговую ставку с начала года, в котором она лишена государственной аккредитации либо перестала соответствовать одному или двум другим указанным выше условиям.

Пониженная налоговая ставка для организаций электронной промышленности

Комментируемый закон устанавливает с 1 января 2021 г. пониженную налоговую ставку (также в размере 3 %, зачисляемых в федеральный бюджет) для организаций, которые занимаются проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (п. 4 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

Пониженную налоговую ставку можно будет применять, если одновременно выполнить следующие условия:

  1. организация включена Минпромторгом России в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (далее – Реестр). Порядок ведения Реестра утвердит Правительство РФ;
  2. среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7 человек;
  3. доля доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период. При определении этой доли следует учитывать, что сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ. При этом не учитываются доходы в виде положительных курсовых разниц, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от реализации указанных выше услуг (работ) по проектированию и разработке.

При этом организация электронной промышленности утрачивает право применять пониженную налоговую ставку с начала года, в котором она исключена из Реестра либо допустила несоответствие одному или двум другим указанным выше условиям.

Смотрите также

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

ВАЖНО! Исключительное право предполагает единоличное владение активом, приобретается путем самостоятельной разработки ПО для собственных нужд или через покупку по договору отчуждения.

Особенности бухгалтерского и налогового учета ПО

Появившиеся у организации исключительные права должны быть отнесены к нематериальным активам. ПБУ 14/2007 к таким объектам предъявляет ряд требований:

  • должна иметься документация, свидетельствующая о наличии прав пользоваться программным продуктом;
  • актив отделим от других ценностей предприятия;
  • невозможно идентифицировать вещественную форму;
  • на ближайший год в планах учреждения нет намерения продать ПО;
  • от процесса использования программы может быть получена экономическая выгода;
  • срок, в течение которого можно эксплуатировать актив, превышает показатель 1 года;
  • имеется возможность объективно и без существенных погрешностей определить значение первоначальной стоимости.

Вопрос: Как отразить в учете организации приобретение программы для ЭВМ у правообладателя на основании договора об отчуждении исключительного права, если затраты на приобретение составляют менее 100 000 руб.?
Посмотреть ответ

Налоговый учет предъявляет меньше требований к приходуемым объектам НМА (п. 3 ст. 257 НК РФ):

  • наличие подтверждающей права на владение и пользование объектом документации;
  • созданы предпосылки для получения финансовых выгод от эксплуатации актива;
  • продолжительность использования превышает порог в 12 месяцев.

На баланс ПО ставится по первоначальной стоимости, в которую включаются понесенные расходы по приобретению лицензионного продукта. Если стоимость программы не превышает 100 тысяч рублей, то по правилам налогового учета актив может быть признан неамортизируемым. В бухгалтерском учете порог отнесения объектов к амортизируемым находится на отметке 40 тысяч рублей.

При принятом решении начислять амортизацию на приобретенное программное обеспечение срок эксплуатации определяется по технической документации и соотносится со стандартами ст. 258 НК РФ. Это правило закреплено для налогового учета, в бухгалтерском учете амортизацию можно не начислять, если неизвестен срок эксплуатации объекта НМА.

Амортизировать программные продукты, приобретенные на основании неисключительного права, нельзя. П. 3 ст. 257 НК РФ подтверждает эту позицию тем, что такие активы не могут быть признаны составной частью НМА.

ЗАПОМНИТЕ! Объекты, на которые у предприятия имеются неисключительные права пользования, надо списывать в прочие затраты.

При использовании метода начисления расходы, связанные с покупкой программных продуктов, рекомендуется списывать равными частями на протяжении всего периода эксплуатации. При кассовой методике в расходную часть заносятся суммы, которые были оплачены фактически. Для организаций, работающих на УСН, предусмотрено право уменьшения налогооблагаемой базы за счет средств, затраченных на покупку ПО.

Для отображения расходов, связанных с приобретением программного обеспечения, в бухгалтерском учете применяют счет 97. Затраты подлежат равномерному списанию в течение времени, отведенного на использование программы. Методология отнесения стоимости ПО в расходы на всех предприятиях должна быть прописана отдельным пунктом в локальных документах (учетной политике).

Проводки в коммерческих структурах

Операции по появлению у учреждения коммерческого типа исключительного права на пользование новой программой должны быть зафиксированы в бухгалтерском учете комплексом корреспонденций:

  1. Датой приобретения для отражения суммы понесенных расходов формируется проводка между Д08.5 и К60.
  2. В момент, когда программа установлена и ею можно начинать пользоваться, создается запись на стоимость ПО с Д04 и К08.5.
  3. Каждый месяц при начислении амортизационных сумм дебетуется счет 20 (или 26, 44) с одновременным кредитованием счета 05.

Если программа была приобретена по стоимости, не превышающей 40 тысяч рублей, то бухгалтер составляет такой набор проводок:

  1. При покупке ПО расходы учитываются через корреспонденцию Д08.5 – К60.
  2. Когда программа вводится в эксплуатацию, дебетуется 04 счет и кредитуется счет 08.5.
  3. Полная стоимость программного обеспечения в налоговом учете сразу переносится в расходы предприятия записью между Д20 (или 23, 26, 25, 44) и К04.
  4. В бухгалтерском учете будет начисляться амортизация, для этого предназначена корреспонденция Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К05.

Если учреждение купило программное обеспечение и получило на него неисключительные права, то:

  • при осуществлении разового платежа в момент приобретения ПО дебетуется счет 97, по кредиту записывается 60 счет;
  • лицензия на ПО учитывается дебетовым оборотом по забалансовому счету 012;
  • ежемесячно часть понесенных затрат переводится на расходы предстоящих периодов проводкой Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К97.

ВАЖНЫЙ НЮАНС! Законодательно запрещено пользоваться нелегальными версиями программного обеспечения. За применение в работе пиратских программ предусмотрено наказание нормами гражданского и уголовного права в ст. 1252 ГК РФ и ст. 146 УК РФ.

При проведении процедуры обновления программного продукта или осуществлении специализированного обслуживания затрачиваемые на это деньги показываются по дебету 20 (25, 23, 44, 26) и кредиту 60 счета.

Нюансы бухгалтерского учета ПО в бюджетных организациях

В организациях бюджетного типа учет программных продуктов ведется раздельно по видам расходов в соответствии с нормами Приказа Минфина от 1 июля 2013 г. № 65н:

  1. Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением.
  2. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код.
  3. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.

Аргументация принадлежности затрат на покупку ПО к 226 коду приведена в тексте Письма Минфина от 18 марта 2016 г., зарегистрированного под № 02-07-10/15362. В разъяснениях уточнено, что при определении счетов учета необходимо руководствоваться Инструкцией № 157н. Она подразумевает отнесение нематериальных активов в виде программного обеспечения на забалансовый счет 01. Стоимость в учете отражается равной сумме вознаграждения, которое прописано в договоре. Правило касается и программ, полученных на праве неисключительного пользования.

Если объект, признанный НМА, был куплен с получением неисключительных прав на него с условием использования программы в течение нескольких отчетных лет, то:

  • суммы затрат подлежат включению в учет в текущем периоде;
  • расходы будут считаться затратами будущих лет;
  • в учетных операциях применяется счет 401 50.

Если актив будет эксплуатироваться несколько лет подряд, а договором на его передачу предусмотрена поэтапная оплата на условиях ежемесячного перечисления фиксированных сумм, то производимые оплаты считаются расходами текущего периода.

Типовые корреспондирующие записи для бюджетных организаций представлены такими вариантами:

  • при понесении организацией расходов в текущем году, которые считаются затратами предстоящих лет, на финансовые результаты будущего периода они будут списываться при дебетовании 0 401 50 226 и кредитовании 0 302 00 000;
  • если расходы были осуществлены в одном из прошлых лет и были признаны организацией затратами будущих периодов, то в каждом новом отчетном году их отнесение на финансовый результат сопровождается дебетовыми оборотами по 0 401 20 226 и кредитовым значением суммы по 0 401 50 226.

Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н. Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности. Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В Письме Минфина № 02-07-10/15362 уточнено, что срок использования программного продукта при отсутствии информации об этом в лицензионной документации должен определяться комиссионным органом.

Обновление ПО и баз данных должно реализовываться на основании отдельного договора. Периодичность обновлений может быть установлена индивидуально для каждого программного продукта. При начислении на ежемесячной основе абонплаты за услуги по сохранению актуальности информационной составляющей в программе расходы включаются в финансовый результат текущего года. Затраты отражаются в учетных операциях через дебетование 1 401 20 226 и кредитование 1 302 26 730.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ затронул в числе прочих и налог на прибыль для российских IT-компаний. С 2021 года для них изменятся правила налоговой амортизации используемой компьютерной техники. Снизится ставка налога на прибыль.

Правила амортизации

До 2021 года российские IT-компании для целей налога на прибыль не начисляли амортизацию по используемой ими компьютерной технике. Им было разрешено сразу включать ее стоимость в материальные расходы (п. 6 ст. 259 НК РФ).

С 1 января 2021 года пункт 6 статьи 259 НК РФ утрачивает силу.

IT-компании со следующего года будут начислять амортизацию по используемым амортизируемым основным средствам в общем порядке. Им придется определять первоначальную стоимость и срок полезного использования, выбирать способ амортизации и постепенно списывать в расходы.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Пониженная ставка

Одновременно с отменой льготы, связанной с «упрощенным» способом амортизации компьютерной техники, для российских IT-компаний с 1 января 2021 года вводится пониженная ставка по налогу на прибыль.

Пока они платят налог на прибыль по общей ставке 20 %.

Ее снижают до 3%. Заплатить налог по новой ставке нужно будет только в федеральный бюджет. Налоговая ставка в региональный бюджет составит 0% (п. 4 ст. 1, ст. 2 Закона № 265-ФЗ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Условия для пониженной ставки

Чтобы применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль, IT-компаний должна будет соответствовать ряду условий. А именно:

  • компания прошла государственную аккредитацию в Минкомсвязи России в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2007 г. № 758;
  • среднесписочная численность работников фирмы за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7 человек;
  • доля доходов от передачи прав на разработанные (адаптированные, модифицированные) компьютерные программы и базы данных, их обновления, а также от оказания услуг и выполнения работ по установке, тестированию и сопровождению этого программного обеспечения по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов компании.

При определении доли доходов от реализации ПО и связанных с ним услуг следует учитывать следующее.

1.В доходы от реализации ПО и связанных с ним услуг не включаются доходы от предоставления прав на компьютерные программы и базы данных, которые дают возможность:

  • распространять рекламную информацию в интернете и (или) получать доступ к ней;
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете;
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

2. Сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со статьей 248 НК РФ. Не учитываются доходы:

  • в виде положительных курсовых разниц (п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ);
  • доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от реализации ПО и связанных с ним услуг.

IT-компания утратит право на пониженную ставку налога на прибыль с начала года, в котором она лишится государственной аккредитации либо перестанет соответствовать другим необходимым условиям.

Кого НК подразумевает под IT-компанией

Под IT-компаниями или организациями сферы информационных технологий НК РФ подразумевает:

  • разработчиков программного обеспечения – компьютерных программ и баз данных;
  • организации, которые оказывают услуги и выполняют работы по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программного обеспечения.

Все перечисленные нововведения для российских IT-компаний установлены новым пунктом 1.15 статьи 284 НК РФ.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Налогообложение операций с программами и базами данных Часть 3.

Налог на прибыль по операциям с программами и базами данных

В зависимости от того, относятся ли к обычной деятельности организации предоставление в пользование прав на программы для ЭВМ и базы данных, доходы от такой деятельности признаются доходами от реализации (ст.249 НК РФ), либо внереализационными доходами (п.5 ст.250 НК РФ).

В состав амортизируемого имущества включаются результаты интеллектуальной деятельности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (п.1 ст.256 НК РФ). Согласно п.3 ст.257 НК РФ в целях главы 25 НК РФ нематериальными активами, относимыми к амортизируемому имуществу, признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Однако, несмотря соответствие перечисленным выше признакам нематериальных активов и на отнесение к амортизируемому имуществу, согласно прямому указанию в пп.8 п.3 ст.256 НК РФ амортизация не начисляется на приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора. Расходы на приобретение данных объектов списываются на расходы так же, как и затраты на создание и приобретение объектов/ прав не относимых к нематериальным активам.

Так на основании пп.37 п.1 ст.264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности, к которым относятся в частности программы для ЭВМ и базы данных.

Согласно пп.26 п.1 ст.264 НК РФ в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включаются также расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Достаточно часто возникают вопросы по определению даты осуществления расходов на приобретение права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности при методе начисления. Согласно абз.2 п.1 ст.272 НК РФ, расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Соответственно налогоплательщик вправе отнести сумму затрат на расходы единовременно с даты расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или даты предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп.3 п.7 ст.272 НК РФ).

Однако на основании абзаца 3 п.1 ст.272 НК РФ, в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Налогообложение импорта и экспорта программного обеспечения

В соответствии с пп.4 п.1 ст.309 ГК РФ, доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и полученные иностранной организацией от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

В тоже время следует учитывать положения п.2 ст.309 НК РФ, согласно которому доходы, полученные иностранной организацией от продажи имущественных прав, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

На основании п.1 ст.310 НК РФ, налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой их выплате.

В общем случае подлежит применению налоговая ставка 20 процентов со всех доходов. Однако при наличии международных соглашений об устранении двойного налогообложения между Российской Федерацией и государством, в котором иностранная организация имеет постоянное место нахождения, возможно снижение указанной выше ставки налога на доход от источника в Российской Федерации либо такие доходы не облагаются налогом на территории России.

Для применения положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст.312 НК РФ).

При этом следует обратить внимание, что рядом соглашений Российской Федерации об устранении двойного налогообложения предусмотрено предоставление льгот по доходам в виде роялти при условии «если получатель роялти является их фактическим владельцем».

Представляется, что лицом, имеющим "фактическое" право или (как указывается в некоторых соглашениях со странами дальнего зарубежья) право "собственности" на доходы от авторских прав и лицензий (роялти) в соглашениях об избежании двойного налогообложения подразумевается лицо, обладающее имущественными правами (исключительными или неисключительными) на результаты интеллектуальной собственности. То есть. указанные льготы не подлежат применению только к агентам и проч. лицам, действующим от имени правообладателей при заключении и исполнении договоров о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Экспортные операции с программами для ЭВМ и базами данных облагаются налогом на прибыль с учетом положений ст.311 НК РФ и существующих соглашений об избежании двойного налогообложения с государствами, в которых расположены лица, приобретающие такие права на такое программное обеспечение.

По общему правилу доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

При этом российская организация вправе рассчитывать на снижение или устранение от уплаты налога с источника в иностранном государстве в случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения с таким государством в соответствии с процедурой, предусмотренной его национальным налоговым законодательством.

© Виталий Селиванов, 2011

Некоторые положения статьи могут утратить актуальность. Прочтите последние статьи автора по налогообложению интеллектуальной собственности

CEO S4 Consulting

Айгуль Шадрина, CEO S4 Consulting, рассказывает, какие льготы сможет получить IT-компания в 2021 году, как работать с ними и как это отразится на налоговой нагрузке бизнеса.

Налоговый маневр в IT отрасли

31 июля 2020 года был подписан закон о «налоговом маневре в IT отрасли» (п. 1 ФЗ-265 от 31.07.2020). Этот закон говорит о льготах по налогу на прибыль и страховым взносам, но вводит также ограничение на реализацию ПО и услуг по разработке без обложения НДС. Насчет этого в одно время поднялся большой шум в комьюнити IT-предпринимателей. Однако с НДС не все так просто, мы это разберем ниже.

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

15%, как у обычных компаний (пункт 9 (а, б) статьи 2 №102-ФЗ от 01.04.2020). Льгота распространяется на всех сотрудников, от уборщиц до генерального директора.

  • Снижение налога на прибыль до 3% вместо 20% для IT-компаний на общей системе налогообложения.
  • Льгота по освобождению реализации от НДС работает, если организация внесет свое ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
  • Подробнее рассмотрим вопрос с НДС.

    Льгота по НДС регулируется п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До 31.12.2020 формулировка закона позволяет не облагать НДС реализацию от предоставления прав на использование ПО и при продаже исключительных прав на это ПО.

    Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

    Если перевести на понятный язык, то до 31 декабря 2020 года любая компания, которая разрабатывает программный IT-сервис и предоставляет доступ в этот сервис по лицензионному договору, может не облагать эту реализацию НДС. То же самое касается компаний, которые ведут разработку на заказ, только в их случае нужно передавать исключительные права на использование ПО (по сути передача интеллектуальной собственности).

    С 01.01.2021, чтобы воспользоваться этой льготой, потребуется включить разработанное ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 1 ФЗ-265 от 31.07.2020). Это будет дополнительное бюрократическое препятствие для получения льготы IT-компанией, особенно для компаний, которые осуществляют заказную разработку (аутсорсинг).

    В этом законе отдельно отмечается, что льготой не смогут воспользоваться площадки, которые дают возможность рекламного размещения (например, рекламная площадка желтого поисковика).

    Дополнительные особенности работы с этим «льготным НДС»:

    1. IT-компания, работающая на ОСН (общей системе налогообложения) и реализующая свое ПО с помощью этой льготы без НДС, не сможет принять входящий НДС к вычету, который был направлен на эту реализацию (п. 1 ст. 171 НК РФ, п. 4 ст. 166 НК РФ). Если компания для разработки ПО пользовалась услугами и товарами подрядчиков с НДС, то она не сможет принять к вычету этот НДС от подрядчика.
    2. Однако в этом случае (пункт 1) компания на ОСН сможет учесть размер НДС в стоимости товаров и услуг, тем самым уменьшив налог на прибыль (п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Например, компания купила услугу у поставщика на ОСН за 120 рублей, в том числе 20 рублей НДС. Если реализация компании не облагается НДС, то организация примет в расходы 120 рублей (100 рублей стоимость услуг, 20 рублей НДС). Если организация облагает реализацию НДС, то организация примет в расходы 100 рублей (только стоимость товара), а НДС примет к вычету.
    3. Если покупателем IT-компании является компания на ОСН, которая требует входящий НДС, чтобы принять его к вычету, то IT-компания должна выставить реализацию с НДС по 20% ставке. Иначе покупатель не сможет принять НДС к вычету (отсылка к первому пункту).
    4. Если покупателем IT-компании является компания на УСН и IT-компания не будет пользоваться льготой (будет выставлять реализацию с 20% НДС), то в этом случае покупателю не будет выгодно сотрудничать с такой компанией, потому что она не сможет принять НДС к вычету. Если же IT-компания будет использовать льготу, то предложение для покупателя на УСН будет таким же, как от других подрядчиков на УСН.

    Если подытожить, то:

    1. Небольшие IT-компании в основном работают на УСН 6% или УСН 15%, поэтому маневр в НДС и по налогу на прибыль их будет мало касаться.
    2. IT-компании, которые работают на ОСН — это в основном крупные IT-компании, работающие с крупными заказчиками, которые так же на ОСН. Они, скорее всего, вообще не применяют эту льготу, чтобы давать НДС к вычету для своих покупателей.
    3. Компании на ОСН, которые оказывали услуги по разработке сайта для подрядчиков на УСН, не смогут применять льготу, потому что не смогут зарегистрировать сайт в реестре.

    Так что нельзя однозначно сказать, что условное «лишение льготы по НДС» значительно увеличит налоговую нагрузку компании на ОСН или отвернет множество клиентов. Нужно считать.

    Ниже приведена таблица с размером ставок до 2021 и после 2021 года.

    photo

    Как получить льготы и как с ними работать

    Для того чтобы применять льготы с 2021 года, организация должна получить аккредитацию Минцифры и включить свое ПО в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных:

    1. Выручка от реализации ПО и баз данных должна составлять не менее 90%. Причем для давно функционирующей организации выручка считается за девять месяцев предыдущего года (организация хочет применять льготы в 2021, значит, за 9 месяцев 2020 года у нее должна быть выручка от реализации ПО в 90%), а для недавно созданной — за последний квартал (организация открылась в 2021 году, сдала квартальную отчетность, и если выручка от реализации ПО составляет 90%, то она может применять льготы).
    2. Среднесписочное количество сотрудников должно составлять не менее семи человек, по максимальному количеству ограничений нет. Условия соблюдения критерия для давно функционирующих организаций и для недавно открытых такие же, как для выручки. Среднесписочное число рассчитывается следующим образом = [общее количество сотрудников за девять месяцев или за последний квартал, которые были в компании] / [девять месяцев или три месяца].
    3. Для получения льгот по НДС потребуется подать документы через сайт реестра. Главные условия получения льгот: чтобы ПО попадало в коды продукции (их можно найти в приложении №1 к официальной методичке с сайта реестра), чтобы ПО попадало в нужный класс программного обеспечения (приложение №2 из официальной методички), чтобы организация имела исключительные права на ПО, доля участия граждан РФ составляла более 50% (пункт 2). Полные официальные требования указаны в правилах ведения реестра, пункт 5.

    Как получить льготы

    Налог на прибыль и страховые взносы

    Чтобы получить льготы по страховых взносам и налогу на прибыль, нужно заполнить два документа для аккредитации в Минцифре:

    С получением льготы по НДС придется попотеть:

    1. Нужен аккаунт организации в ЕСИА (по сути, Госуслуги). Если вы хоть раз сдавали отчетность по ООО, ваш бухгалтер уже должен был создать учетную запись.
    2. Нужна ЭЦП для подписи заявлений.
    3. Нужно подать заявление о регистрации ПО в реестр через сайт реестра (пункт 19). Авторизация в реестре происходит через ЕСИА. Вам потребуется зайти в личный кабинет и подать заявление: указать необходимые данные и приложить пакет документов. Список документов указан в официальной инструкции. Среди этих документов: устав; документы, подтверждающие исключительность права владения ПО; техническая документация и другие.
      Исчерпывающий список документов для подачи заявления представлен в этом документе (пункт 14 и 15).

    Решение о регистрации заявления принимается в течение 20 рабочих дней после подачи всех документов (пункт 36).

    Далее заявление рассматривается Экспертным советом по программному обеспечению Минцифры. Решение может приниматься до 65 рабочих дней (пункт 10), но обычно происходит быстрее.

    По регламенту общий срок включения ПО в реестр составляет до 85 рабочих дней (

    3,5 месяца), так что если вы хотите с 2021 применять освобождение от НДС, то лучше уже сейчас подавать документы на регистрацию (тем более что вас могут развернуть, если, например, подадите не те документы или не предоставите всю информацию).

    На сайте реестра можно посмотреть, какое ПО находится в реестре. Сейчас там порядка 8140 программных продуктов.

    Как работать после получения льгот, чтобы сохранить право их использования

    Налог на прибыль и страховые взносы

    Вам нужно будет соблюдать пропорцию по выручке на уровне 90% и поддерживать уровень среднесписочного количества сотрудников не менее чем из семи человек.

    В договорах нужно внимательно обратить внимание на наименование услуги. Оно должно содержать формулировку «Разработка программного обеспечения для электронно-вычислительных машин» или «Разработка базы данных для электронно-вычислительных машин». Формулировки можно взять прямо из условий применения льготы на сайте Минкомсвязи.

    photo

    В остальном нужно следить за первичкой так же, как по другим документам, чтобы были все подписи и печати, корректные реквизиты с суммами.

    Минцифра будет контролировать выполнение этих требований с помощью статистической отчетности, которую обязаны предоставлять юридические лица, прошедшие аккредитацию.

    Главный критерий освобождения от НДС — наличие ПО в реестре. Исключить ПО из реестра могут по следующим причинам (пункт 68):

    1. Если организация самостоятельно подаст сведения об исключении ПО из реестра.
    2. Если организация передаст исключительные права на ПО организации, которая имеет в своем капитале более 50% иностранного присутствия (подпункт (а) пункта 5 и 42 Правил).
    3. Если обнаружится факт передачи недостоверных данных организацией в реестр при подаче заявления о включении в реестр и при изменении сведений.
    4. Один раз в год уполномоченный орган будет проверять действительность данных в реестре. Если будут найдены несоответствия, то ПО исключат из реестра. Методика проведения проверки устанавливается уполномоченным органом. (Пункт 30(4) Правил).
    5. Если организация не уведомит об изменениях в ПО в течение пяти рабочих дней после вступления в силу этих изменений. Например, уведомлять нужно при изменении следующих параметров:
    • названия ПО;
    • кода продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;
    • адреса с документацией по ПО;
    • класса ПО;
    • адреса страницы, на которой размещена информация по стоимости ПО;
    • остальные пункты можно найти в пункте 30 и 4 Правил.

    Государство оставило возможность освобождения реализации от НДС при продаже ПО, но сделала процедуру получения «льготы» бюрократизированной. Компаниям придется потратиться на хорошего юриста и поддерживать актуальность данных в реестре. Юридические компании берут за эту услугу от 80 до 200 тысяч рублей.

    Таблица требований к организациям до 31.12.2020 и после 01.01.2021 года:

    photo

    Что поменяется для IT-компаний после налогового маневра

    Сравним, какая налоговая нагрузка будет у IT-компании в 2020 году и в 2021 году при условии наличия аккредитации в Минкомсвязи и отсутствии регистрации ПО в реестре.

    • Выручка = 50 млн рублей в год без учета НДС;
    • Расходы на подрядчиков и товары = 10 млн рублей в год без учета НДС;
    • Зарплата на руки по всем сотрудникам = 17,4 млн рублей в год;
    • НДФЛ = 2,6 млн рублей в год;
    • НДС с выручки = 50 * 20% = 10 млн рублей в год;
    • НДС входящий с подрядчиков = 10 млн * 20% = 2 млн рублей в год.

    Для ОСН

    Отдельно выделим комбо, которое может значительно сократить налоговую нагрузку IT-компании без пляски с включением ПО в реестр:

    1. Компании нужно получить аккредитацию Минцифры, чтобы получить льготы по страховым взносам.
    2. Компании нужно стать резидентом «Сколково». Подробно разберем этот кейс в следующей статье.

    Резидентство позволяет получить освобождение от уплаты НДС (п. 1, ст. 145.1 НК РФ) и налога на прибыль (п.1, ст. 246.1 НК РФ).

    Для общей системы налогообложения получатся следующие значения:

    photo

    Налоговая нагрузка для компаний на ОСН до и после 01.01.2021 года

    Если организация не будет регистрировать свое ПО в реестре и начнет выставлять НДС с реализации, то у организации появится НДС в размере 10 млн рублей в год. При этом организация сможет принять входящий НДС к вычету и уменьшить НДС к уплате (вместо 10 млн рублей уплатит 8 млн рублей).

    Отметим, что НДС — это не налог организации, а косвенный налог. Это значит, что НДС платит покупатель организации, а организация его только перечисляет в бюджет — является налоговым агентом.

    Если рассмотреть уплату в данном примере, то исходящий НДС в 10 млн рублей платит покупатель организации, а 2 млн рублей входящего НДС платит сама организация.

    Если рассматривать это в рамках рынка, то для клиентов ваши услуги станут дороже на 20%, если ранее им не требовался входящий НДС. Соответственно, вы можете их потерять, если они находятся на УСН, потому что им будет выгоднее обратиться к компании на УСН.

    Если у вас все клиенты ОСН, то для вас в плане НДС ничего не изменится. Если у вас множество клиентов на УСН, то в этом случае вы можете уменьшить стоимость услуг за счет прибыли компании (что нелогично делать), либо придется регистрировать ПО в реестре.

    Расход компании на страховые взносы после получения льготы уменьшится практически в два раза (с 14% до 7,6%). По налогу на прибыль выгода получается в

    семь раз (с 20% до 3%).

    Так что налоговый маневр для компаний на ОСН выходит не таким уж и плохим. Крупные компании все равно работают с НДС и льготу все же можно получить, но процесс значительно усложняется. Но существенный минус присутствует — для покупателей на УСН услуги станут на 20% дороже, если компания-разработчик не внесет свое ПО в реестр.

    Для УСН 6%

    photo

    Для компаний на УСН 6% будет значительная экономия на страховых взносах, сумма налога УСН 6% уменьшается на величину страховых взносов, но не более чем на половину от суммы налога УСН 6% (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ). Формула расчета налога такая:

    Сумма УСН 6% = [Выручка * 6%] — [сумма страховых взносов]

    Если сумма страховых взносов больше, чем [выручка * 6%]/2, то размер УСН 6% можно уменьшить только на [выручка * 6%]/2. Например такая ситуация вышла в нашем примере:

    • 50 000 000 * 6% = 3 000 000 рублей;
    • 3 000 000 / 2 = 1 500 000 рублей;
    • 1 500 000 Итоговая налоговая нагрузка IT-компаний до 2020 года и с 2021 года

    Ранее формулировка п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяла делать сайты и не выставлять НДС (сайт попадает под определение программы для ЭВМ по статье 1261 ГК РФ), то с 01.01.2021 это будет невозможно. У вас просто не примут заявку на регистрацию этого ПО, вы не сможете вписать корректные коды продукции и класс ПО.

    Если вы работали на ОСН и ваши основные заказчики были на ОСН, то вы почувствуете сильное облегчение налоговой нагрузки из-за снижения страховых взносов и налога на прибыль (с НДС изменений не будет). Ваша налоговая нагрузка может получиться ниже, чем у компаний на УСН 6%.

    Если вы работаете на ОСН и пользовались льготой, чтобы делать реализацию без НДС для подрядчиков на УСН, то вам придется внести свое ПО в реестр. А если вы разрабатывали сайты, то вы больше не сможете применять льготу по НДС.

    Если вы на ОСН и ваши основные заказчики — иностранные компании не из России, ваша налоговая нагрузка будет практически нулевая или даже государство будет доплачивать вам (за счет вычетов по НДС). Зависит от структуры расходов.

    Если вы на УСН 15% или УСН 6%, то у вас будет значительная экономия — в два раза — на страховых взносах.

    Если вы хотите сократить свою налоговую нагрузку до минимума, получайте аккредитацию в Минцифре и становитесь участником «Сколково».


    Фото на обложке: Shutterstock/Akira Kaelyn
    Изображения в тексте предоставлены автором

    Читайте также: