Налог в афинах это

Опубликовано: 30.04.2024

На Крите налоги, судя по всему, взимались начиная с Минойского и Микенского периодов. Вероятно, они представляли собой определенную долю произведенной продукции или некоторый объем принудительного труда. Впрочем, поскольку имеющиеся у нас свидетельства неточны, они постоянно оспариваются. До начала архаической эпохи мы, по сути дела, не располагаем больше никакими свидетельствами о систематическом сборе налогов. С введением монетных систем и усложнением экономических операций в греческих городах- государствах налоги стали взиматься на регулярной основе. Хотя некоторые тираны устанавливали высокие налоги, которые затем пускали на содержание наемных войск, в общем и целом налоги вплоть до начала греко-персидских войн (начало V века до н.э.), судя по всему, были сравнительно низкими.

В эпоху классики налогообложение становится главным методом получения средств городами-государствами. Большая часть свидетельств дошла до нас из Афин. Прямое налогообложение граждан и постоянные налоги на их собственность считались оскорбительными, хотя подобные налоги и вводились некоторыми тиранами. При этом, однако, считалось вполне разумным облагать налогами неграждан. Так, ежегодный подушный налог, взимавшийся с метеков, — метойкион (metoikion) составлял 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины без работающего мужа или сына.

Продукты и товары, продававшиеся на рынке, облагались рыночным сбором, который ложился тяжелым бременем на метеков. На некоторые виды сделок, особенно заключаемых на агоре, накладывался акцизный сбор — эпония (eponia), который, по сути дела, представлял собой налог с продаж. Размер налога варьировался в зависимости от продаваемого товара. Средний уровень данного вида налогообложения составлял около 1% от стоимости товаров, хотя некоторые из них облагались более высоким налогом. Свидетельства из других городов- государств указывают, что налогами облагались также иностранцы, торговавшие на агоре. Существовали налоги на право разгрузки, рыбной ловли и якорной стоянки. Города также часто взимали воротные пошлины на въезд. Содержатели публичных домов платили особый акцизный сбор, который назывался «порникос тэлос» (pornikos telos).

Хотя прямое налогообложение граждан в Афинах не одобрялось, некоторые прямые налоги все же существовали. Одним из путей повышения государственного дохода была литургия (leitourgia)— весьма обременительная общественная повинность, которую богатые граждане отправляли полностью за свой счет. Подобных общественных обязанностей было много, и связаны они были в основном с различными празднествами. К этим обязанностям относилась хорегия (khoregia) — составление и оплата хора на театральных представлениях, гиппотрофия (hippotrophia) — содержание лошадей для военных нужд, архитеория (arkhitheoria) — от-правка делегаций своего государства на празднества в других областях и странах и гестиасис (hestiasis) — организация всеобщего пира для всей филы. Литургия для нужд военного флота называлась триерархией и предполагала службу в качестве триерарха в течение года. Изначально литургии были добровольными и рассматривались как оказанная гражданину честь, однако к началу IV в. до н.э. они, по сути дела, стали принудительной обязанностью.

Эйсфорой (eisphora) назывался прямой налог на собственность, налагавшийся на граждан и метеков в трудные для государства времена — например в случае войны. В 378—377 гг. до н.э. была проведена реформа этого налога, в результате которой для всех жителей, за исключением самых бедных граждан, была установлена фиксированная ставка. С перерывами эйсфора просуществовала вплоть до Эллинистического периода.

Эпидосис (epidosis) представлял собой добровольный взнос в государственную казну, прежде всего — во время войны. Обычно он осуществлялся вслед за призывом пополнить казну деньгами. Богатые граждане считали своим долгом делать эти взносы, и скорее всего в V в. до н.э. подобные взносы были действительно добровольными, однако в IV в. до н.э. они по сути дела стали принудительными.

В Эллинистический период, с образованием держав наследников Александра Великого, основным источником государственных доходов становится подать с городов и других политических структур внутри государства. Появились и новые налоги — например налог на соль, торговля которой была государственной монополией как в державе Селевкидов, так и в государстве Птолемеев, а также налоги на другие товары — кожи, пряности и благовония. Что касается греческих городов, то в рассматриваемое время произошло мало изменений в их системах налогообложения, лишь расширилось использование литургий. Хорегия была заменена ситонией (sitonia), которая требовала от богатых граждан закупать зерно для города. Если город был недостаточно богат, чтобы литургии работали эффективно, деньги на зерно, оливковое масло и рыбу приходилось собирать путем пожертвований, которые назывались «эпидосисами» (epidoseis). Формально добровольные, эти взносы на деле представляли собой обязательный налог.

Налоги обычно собирались откупщиками. Право собирать налог получал давший за это наибольшую цену на торгах. Государство устанавливало сумму налога на фиксированном уровне или в виде процента от стоимости договора с откупщиком. Доход откупщика складывался из той суммы, которую он был в состоянии собрать с налогоплательщиков за вычетом заплаченного на аукционе и собственных издержек. Данная система была открыта для коррупции и злоупотреблений, а откупщиков обычно боялись и ненавидели.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 216-217.

\u041e\u0431\u0449\u0430\u044f \u0441\u0443\u043c\u043c\u0430 \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441\u0430 \u0441\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c \u0440\u043e\u0441\u043b\u0430: \u0432\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0435 \u0432 477 \u0434\u043e \u043d. \u044d. \u043e\u043d\u0430 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430 460 \u0442\u0430\u043b\u0430\u043d\u0442\u043e\u0432, \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0432 437 \u0434\u043e \u043d. \u044d. \u2014 600 \u0442\u0430\u043b\u0430\u043d\u0442\u043e\u0432, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u0432 425 \u0434\u043e \u043d. \u044d. \u2014 \u0432\u043e\u043e\u0431\u0449\u0435 1300 \u0442\u0430\u043b\u0430\u043d\u0442\u043e\u0432. \u0424\u043e\u0440\u043e\u0441 \u0432\u043d\u043e\u0441\u0438\u043b\u0441\u044f \u0435\u0436\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e \u043a \u043f\u0440\u0430\u0437\u0434\u043d\u0438\u043a\u0443 \u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u0438\u0445 \u0414\u0438\u043e\u043d\u0438\u0441\u0438\u0439.

\u0424\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u043b\u0438 \u043d\u0435\u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0432 \u0410\u0444\u0438\u043d\u044b, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0441\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0438\u0449\u043d\u0438\u0446\u0430 \u0414\u0435\u043b\u043e\u0441\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u044e\u0437\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u0435\u0441\u0435\u043d\u0430 \u0441\u044e\u0434\u0430 \u0438\u0437 \u0414\u0435\u043b\u043e\u0441\u0430. \u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c \u0410\u0444\u0438\u043d\u044b \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b\u0438 \u0441\u0432\u043e\u044e \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u043c\u043e\u0449\u044c, \u0432 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u0435 \u0447\u0435\u0433\u043e \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0434\u043e\u043c\u0438\u043d\u0438\u0440\u0443\u044e\u0449\u0438\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0432\u043e \u0433\u043b\u0430\u0432\u0435 \u0441\u043e\u044e\u0437\u0430.

\u0412\u0437\u044b\u0441\u043a\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441\u0430 \u0441 \u0441\u043e\u044e\u0437\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u043c\u043e\u0440\u0435, \u043a\u043b\u0435\u0440\u0443\u0445\u0438\u0438 \u2014 \u0432\u0441\u0451 \u044d\u0442\u043e \u0432\u044b\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u043e \u0443 \u0441\u043e\u044e\u0437\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0432\u043e\u0437\u043c\u0443\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u0436\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u043e\u0442 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432. \u041f\u043e \u044d\u0442\u0438\u043c \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u0430\u043c \u0432 431 \u0434\u043e \u043d. \u044d. \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0441\u0430\u043c\u0430\u044f \u043c\u0430\u0441\u0448\u0442\u0430\u0431\u043d\u0430\u044f \u0432\u043e\u0439\u043d\u0430 \u0432 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0439 \u0413\u0440\u0435\u0446\u0438\u0438 \u2014 \u041f\u0435\u043b\u043e\u043f\u043e\u043d\u043d\u0435\u0441\u0441\u043a\u0430\u044f \u0432\u043e\u0439\u043d\u0430.">]" data-test="answer-box-list">

Swasti111

Форос (греч. φόρος) — денежный налог в Древней Греции в период 477—413 гг. до н. э., для покрытия общих военных расходов.

Общая сумма фороса со временем росла: вначале в 477 до н. э. она составляла 460 талантов, позже в 437 до н. э. — 600 талантов, потом в 425 до н. э. — вообще 1300 талантов. Форос вносился ежегодно к празднику Великих Дионисий.

Фактически большинство средств поступали непосредственно в Афины, поскольку сокровищница Делосского союза была перенесена сюда из Делоса. Таким образом Афины увеличили свою военную мощь, в результате чего стали доминирующим государством во главе союза.

Взыскание фороса с союзников, ограничение свободной торговли на море, клерухии — всё это вызывало у союзников возмущение и желание освободиться от обязательств. По этим причинам в 431 до н. э. началась самая масштабная война в истории Древней Греции — Пелопоннесская война.

На Крите налоги, судя по всему, взимались начиная с Минойского и Микенского периодов. Вероятно, они представляли собой определенную долю произведенной продукции или некоторый объем принудительного труда. Впрочем, поскольку имеющиеся у нас свидетельства неточны, они постоянно оспариваются. До начала архаической эпохи мы, по сути дела, не располагаем больше никакими свидетельствами о систематическом сборе налогов. С введением монетных систем и усложнением экономических операций в греческих городах- государствах налоги стали взиматься на регулярной основе. Хотя некоторые тираны устанавливали высокие налоги, которые затем пускали на содержание наемных войск, в общем и целом налоги вплоть до начала греко-персидских войн (начало V века до н.э.), судя по всему, были сравнительно низкими.

В эпоху классики налогообложение становится главным методом получения средств городами-государствами. Большая часть свидетельств дошла до нас из Афин. Прямое налогообложение граждан и постоянные налоги на их собственность считались оскорбительными, хотя подобные налоги и вводились некоторыми тиранами. При этом, однако, считалось вполне разумным облагать налогами неграждан. Так, ежегодный подушный налог, взимавшийся с метеков, — метойкион (metoikion) составлял 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины без работающего мужа или сына.

Продукты и товары, продававшиеся на рынке, облагались рыночным сбором, который ложился тяжелым бременем на метеков. На некоторые виды сделок, особенно заключаемых на агоре, накладывался акцизный сбор — эпония (eponia), который, по сути дела, представлял собой налог с продаж. Размер налога варьировался в зависимости от продаваемого товара. Средний уровень данного вида налогообложения составлял около 1% от стоимости товаров, хотя некоторые из них облагались более высоким налогом. Свидетельства из других городов- государств указывают, что налогами облагались также иностранцы, торговавшие на агоре. Существовали налоги на право разгрузки, рыбной ловли и якорной стоянки. Города также часто взимали воротные пошлины на въезд. Содержатели публичных домов платили особый акцизный сбор, который назывался «порникос тэлос» (pornikos telos).

Хотя прямое налогообложение граждан в Афинах не одобрялось, некоторые прямые налоги все же существовали. Одним из путей повышения государственного дохода была литургия (leitourgia)— весьма обременительная общественная повинность, которую богатые граждане отправляли полностью за свой счет. Подобных общественных обязанностей было много, и связаны они были в основном с различными празднествами. К этим обязанностям относилась хорегия (khoregia) — составление и оплата хора на театральных представлениях, гиппотрофия (hippotrophia) — содержание лошадей для военных нужд, архитеория (arkhitheoria) — от-правка делегаций своего государства на празднества в других областях и странах и гестиасис (hestiasis) — организация всеобщего пира для всей филы. Литургия для нужд военного флота называлась триерархией и предполагала службу в качестве триерарха в течение года. Изначально литургии были добровольными и рассматривались как оказанная гражданину честь, однако к началу IV в. до н.э. они, по сути дела, стали принудительной обязанностью.

Эйсфорой (eisphora) назывался прямой налог на собственность, налагавшийся на граждан и метеков в трудные для государства времена — например в случае войны. В 378—377 гг. до н.э. была проведена реформа этого налога, в результате которой для всех жителей, за исключением самых бедных граждан, была установлена фиксированная ставка. С перерывами эйсфора просуществовала вплоть до Эллинистического периода.

Эпидосис (epidosis) представлял собой добровольный взнос в государственную казну, прежде всего — во время войны. Обычно он осуществлялся вслед за призывом пополнить казну деньгами. Богатые граждане считали своим долгом делать эти взносы, и скорее всего в V в. до н.э. подобные взносы были действительно добровольными, однако в IV в. до н.э. они по сути дела стали принудительными.

В Эллинистический период, с образованием держав наследников Александра Великого, основным источником государственных доходов становится подать с городов и других политических структур внутри государства. Появились и новые налоги — например налог на соль, торговля которой была государственной монополией как в державе Селевкидов, так и в государстве Птолемеев, а также налоги на другие товары — кожи, пряности и благовония. Что касается греческих городов, то в рассматриваемое время произошло мало изменений в их системах налогообложения, лишь расширилось использование литургий. Хорегия была заменена ситонией (sitonia), которая требовала от богатых граждан закупать зерно для города. Если город был недостаточно богат, чтобы литургии работали эффективно, деньги на зерно, оливковое масло и рыбу приходилось собирать путем пожертвований, которые назывались «эпидосисами» (epidoseis). Формально добровольные, эти взносы на деле представляли собой обязательный налог.

Налоги обычно собирались откупщиками. Право собирать налог получал давший за это наибольшую цену на торгах. Государство устанавливало сумму налога на фиксированном уровне или в виде процента от стоимости договора с откупщиком. Доход откупщика складывался из той суммы, которую он был в состоянии собрать с налогоплательщиков за вычетом заплаченного на аукционе и собственных издержек. Данная система была открыта для коррупции и злоупотреблений, а откупщиков обычно боялись и ненавидели.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 216-217.


А вы хорошо знаете историю? Слышали, что в древних Афинах только самые богатые люди платили прямые налоги, и они шли на финансирование самых важных национальных расходов города-государства: флота и почестей богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из этих крупнейших налогоплательщиков не только были полностью всем довольны, но и хвастались тем, сколько они заплатили.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так что же объясняет эту восторженную реакцию на большой налоговый счет? Афинская финансовая элита чувствовала себя так, потому что заслужила общественное уважение со стороны других граждан своего полиса.


Современные потребности, современные финансы

Афины в пятом и четвертом веках до нашей эры имели население, состоявшее из свободных и порабощенных людей, превышающее 300 000 человек. Экономика в основном была сосредоточена на международной торговле, и Афинам приходилось тратить большие суммы денег, чтобы поддерживать порядок – от национальной обороны до бесчисленных общественных фонтанов, постоянно изливающих питьевую воду по всему городу.


Налогов на богатство не существовало

Большая часть этих доходов поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду наиболее выгодным покупателям, но Афины также облагали налогами импорт и экспорт и взимали пошлины с иммигрантов и проституток, а также штрафы, налагаемые на проигравших во многих судебных делах. В общем, прямых налогов на доходы и богатство не существовало.

По мере того как Афины становились международной державой, строился большой и дорогостоящий флот, состоящий из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триремами (буквально это означает "трехрядные корабли"). Триремы стоили огромных денег, дорого их было построить, оборудовать и экипировать, и афинская финансовая элита оплачивала это.

Поддержка спасения Афин

Топ-1 % владельцев недвижимости мужского пола отвечали за безопасность Афин, а также поддерживали "сотерии" путем выполнения особого вида государственной службы, называемой "лейтургия", или литургия. Они брали на себя обязанности командира триремы или "триерарха", который лично финансировал эксплуатационные расходы в течение целого года и даже руководил экипажем во время миссий.

Эта общественная услуга была недешевой. Чтобы финансировать свою литургию в качестве триерарха, богатый налогоплательщик тратил то, что квалифицированный рабочий зарабатывал за 10-20 лет постоянной оплаты. Вместо того чтобы уклоняться от этой ответственности, большинство принимало ее.


Финансирование гражданской милиции

Управление военными кораблями было не единственной обязанностью богачей по отношению к национальной обороне. Когда Афины были в состоянии войны, а это было большую часть времени, богатые должны были платить взносы наличными, называемые "эйсфораи", чтобы финансировать гражданскую милицию. Эти взносы основывались на стоимости их собственности, а не на их доходах, что делало их в некотором смысле прямым налогом на богатство.

Служение богам

Для древних афинян физическая военная мощь была лишь частью уравнения. Они также верили, что спасение государства от внешних угроз зависит от менее ощутимого, но столь же важного и дорогостоящего источника защиты - милости богов.

Чтобы удержать на своей стороне этих могущественных, но непостоянных божественных покровителей, афиняне строили сложные храмы, совершали большие жертвоприношения и устраивали оживленные публичные религиозные праздники. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления, которые посещали десятки тысяч людей, и были чрезвычайно дорогими для проведения.


Как и в случае с триремом, самые богатые афиняне платили за эти праздники исполнением праздничных литургий. Например, работа в качестве руководителя хора означала оплату обучения, костюмов и расходов на проживание для больших групп исполнителей в течение нескольких месяцев подряд.

Горжусь тем, что плачу

Никто из финансовой элиты древних Афин не гордился тем, что мошенничал с афинским эквивалентом налоговой службы. Как раз наоборот: они платили и даже хвастались публично, что часто платили больше, чем требовалось, когда служили триерархом или хормейстером.

Конечно, не каждый представитель сверхбогатых Афин вел себя как патриотический чемпион. Некоторые уклонисты пытались избежать своих богослужений, утверждая, что другие люди с большим имуществом должны нести расходы вместо них, но эта попытка уклониться от государственной службы никогда не становилась нормой.

Так что же стояло за этой гражданской, налоговой гордостью?

Древние афиняне открывали свои кошельки не только ради общего блага. Они рассчитывали получить высокий доход в общественном мнении от инвестиций в их общину, которые представляли собой их налоги.

Этот социальный капитал был так важен, потому что афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин копил свое богатство, его высмеивали и называли жадным человеком, который берет взаймы у гостей, живущих в его доме, и когда он продает вино другу, то продает его разбавленным!


Социальное, а не денежное богатство

Социальные выплаты, которые получали богатые, приносили им долгую жизнь. Литургист, финансировавший хор, получивший премию, мог построить себе впечатляющий монумент на видном месте в центре города, чтобы объявить о своем превосходстве всем желающим на все времена.

Прежде всего афинские богачи платили налоги, потому что они жаждали социального успеха, который исходил от их соотечественников, публично идентифицирующих их как граждан, которые хороши, потому что они полезны. Получение почетного звания полезного гражданина может показаться сегодня банальным.

Быть богатым налогоплательщиком, который был добр и полезен своим согражданам, значило даже больше, чем деньги в банке. И эта неоценимая государственная служба приносила пользу всем афинянам, поддерживая их демократию век за веком.

Система налогообложения в Греции такая же, как во всём ЕС. После кризиса, ударившего по экономике более 10 лет назад, образовался дефицит государственного бюджета в стране. Из-за этого выросли налоги. Сейчас до половины доходов от бизнеса может уходить государству.

История системы налогообложения в Греции

Кризис 2008 года повлиял в целом на экономику мира. Но для Греции это событие стало настоящим ударом. Во многом вина лежит на правительстве, безалаберно управляющем страной.

Налоги в Греции

После Второй мировой войны страна активно развивалась. Но после 2008 года Греция погрязла в долгах. В 2019 году сумма инвестиций в экономику превысила 180 %.

Высокие налоги не удаётся снизить и из-за того, что на социальные выплаты выделяют большие средства. Правительство пыталось реформировать систему, однако местные жители не готовы получать небольшие пособия. Они организуют протесты и беспорядки.

И всё же государство предпринимает шаги, чтобы улучшить положение дел. Введены новые туристические налоги в Греции для путешественников, пошлины на владение недвижимостью и транспортом. Это позволит немного «разгрузить» бизнес.

  • с 2019 года уменьшить корпоративный налог;
  • с 2021 года снизить НДС при покупке жилья в новых домах на 2%;
  • в 2021 году должен упасть налог на имущество на 30-50%.

Основные типы налогов

Налогами облагают физические и юридические лица.

Для физических лиц

Это не только граждане страны, но и иностранцы с ВНЖ в Греции и люди, работающие в государстве.

Подоходный налог

Налог прогрессивный, как и во всём Европейском Союзе.

Чем больше человек зарабатывает, тем большие выплаты ему начисляют:

  • заработок до 10 000 евро не облагается налогом;
  • при доходе более 10 000, но менее 25 000 налог составляет 22% в год;
  • зарплата в 25-42 тысячи облагается налогом до 32%;
  • доход от 42 000 евро предполагает налог в 42% годовых.

Если гражданин работает в Греции на одном месте, то ему не нужно идти в налоговую службу для оформления декларации. Всё должен делать работодатель.

Власти поддерживают малый бизнес в Греции и самозанятых лиц. Для них действует более низкий налог. При заработке до 50 000 евро в год они платят в казну 26%. Если доход превышает 50 000, налоговая ставка поднимается до 33%.

В Греции облагаются налогом арендодателей жилья.

При официальном оформлении мини-отеля или гостевого дома действуют налоги:

  • при получении дохода от 14 000 евро ставка 15%;
  • при заработке от 14 000 до 25 000 евро – 35%;
  • если прибыль свыше 25 000 – 45 %.

Налоги в Греции для физических лиц высокие, граждане находятся под давлением. По уровню налогообложения простых жителей Греция заняла 1-е место среди европейских стран в 2016 году.

Возьмем в пример маленькую фирму по аренде автомобилей с доходом 50 000 евро в год. Налоговая ставка – 45 %. Кроме неё нужно вносить социальные платежи, страхование. В итоге чистый заработок составит всего 20 000 евро.

Зарплаты в Греции – одни из самых низких в странах Евросоюза.

Налоги юридических лиц

Налоговые сборы обязаны выплачивать юридические лица:

  • фирмы и организации, зарабатывающие в Греции 80% и более общего дохода. Юридическое лицо может быть зарегистрировано за рубежом. Налог начисляется на прибыль, полученную в Греции;
  • фирмы иностранных бизнесменов, ведущие коммерческую деятельность в Республике;
  • строительные компании, которые строят недвижимость и ремонтируют уже готовую в Греции.

Налоги в мире

Налог на прибыль

Налог на прибыль в стране – 28. В конце 2018 года налоговый кодекс претерпел изменения. Было решено снижать ставку на 1 процент ежегодно. К 2022 году налог снизится до 25%. Это будет окончательная ставка.

Налог на прирост капитала

Отдельной процентной ставки на прирост капитала в Греции нет. Но этот вид налога включён в основную базу. И в некоторых декларациях указан налог на прирост капитала по ставке 20 %.

Налог на недвижимость

При покупке недвижимости от стоимости имущества взимается 3,09%. Размер налога может меняться. Например, если было куплено жильё в новостройке, построенной после 1 января 2006 года, покупатель платит НДС 24% от суммы покупки.

За жильё, построенное до 2006 года, выплачивают только взнос на переход права собственности, то есть 3,09 %. При покупке любого объекта нужно оплатить налог на регистрацию 0,475-0,775% в зависимости от суммы сделки.

Налог на недвижимость

Налог на передачу недвижимости

Если недвижимость переходит по наследству, то для близких родственников предусмотрена ставка 1-10 %. На её размер влияет кадастровая стоимость объекта. Для остальных родственников ставка равна 40 %.

На дарение имущества

Налог на дарение составляет 10, 20, или 40 процентов. Размер зависит от близости родства лиц, совершающих сделку.

НДС в Греции

В стране 3 типа ставки налогообложения НДС:

  • 23% – стандартная ставка для большинства фирм и предпринимателей. Вступила в силу в 2015 году;
  • 13% – сниженная налоговая ставка на некоторые продукты питания и транспортные услуги;
  • 6,5 % – ставка на товары первой необходимости.

В разных регионах действуют разные льготы на НДС.

Налог у источника

Его оплачивают все резиденты и гости страны. Процентная ставка зависит от типа дохода. С внутренних роялти государство не взимает пошлину, с внешних – 25 %.

Если прибыль идёт от дивидендов, то ставка для резидентов и нерезидентов одна – 10 %. При доходе с процентов от вложений резиденты платят 15%, а нерезиденты – 33%. Если доход даёт оплата услуг, то резидентам предусмотрена ставка от 3 до 15%, а нерезидентам – 25%.

Гербовый сбор

Составляет от 2,4% до 3,6%. Это выплата при оформлении страховки, кредитов и займов, заключении договоров аренды.

Другие налоги и сборы

Акционеры фирм, зарегистрированных в торгово-промышленной палате оплачивают регистрационный сбор 420 евро в год.

Налог в сфере туризма зависит от типа объекта размещения. В отелях 5 звёзд ставка составляет 4 евро в день, а в комнатах и хостелах с минимальными – 0,25 евро.

Виды налогов

Налоговые выплаты россиян и всех нерезидентов

Физические лица платят на 5% больше налогов со всех доходов. Часто граждане РФ покупают недвижимость, чтобы сдавать туристам. Но им приходится отдавать половину дохода в качестве налога.

Чтобы снизить размер выплат, можно получить статус резидента. Для этого достаточно зарегистрировать бизнес или доказать, что управление иностранной компанией осуществляется в Греции.

Если доход компании или предпринимателя на 90 % получен в Греции, то нерезидент может воспользоваться всеми льготами, доступными для граждан страны.

Уход от налогов

Для многих большие налоги оказываются неподъёмные, поэтому они уклоняются от уплаты. Некоторые лица смогли «сэкономить» на неуплате взносов сотни тысяч евро.

Убытки от невыплаченных налогов составляют от 6 до 9% (11-16 млрд евро в год) от ВВП страны.

Налоговая отчётность

Отчитываться об уплате налогов и финансовых операциях нужно всем компаниям, ведущим дела на территории Греции.

В зависимости от размера компании отчётность предоставляют в:

  • общий реестр коммерции. Принимает отчёты в электронном и печатном виде;
  • налоговые службы.

Налоговое ведомство Греции фиксирует налоговые операции. Оно подчиняется Парламенту. Проверяет отчётность Агентство по контролю за государственными доходами и аудиту.

Раз в год нужно подавать документы:

  • форма Е1 – отчёта о прибыли юридических лиц;
  • форма Е2 – отчёт о сдаче недвижимости в аренду;
  • форма Е3 – отчёт о предпринимательском доходе;
  • форма N – декларация о прибыли крупной компании;
  • форма F2 – отчёт о сумме НДС.

Подавать документы нужно до 30 числа.

Греция уже более 10 лет находится в непростом положении. Облегчить жизнь людям, снизив налоги, не получается. Сначала нужно закрыть огромную дыру в бюджете. Но правительство всё же постепенно уменьшает размер пошлин.

Подробнее о налогах в Греции в нашем видео:

Читайте также: