Продажа земельного участка есхн

Опубликовано: 30.04.2024

Покупка и продажа земли сельскохозяйственного назначения имеет множество правовых нюансов и особенностей. Этот вид территории страны находится под особым государственным надзором, так как представляет определенную ценность. Расскажем о тонкостях оформления сделок с такими землями.

Какие земли считаются сельскохозяйственными?

Земли сельхозназначения могут использоваться только так, как того требует действующее законодательство. К примеру, на таких участках нельзя возводить строения жилого или промышленного назначения. Это ограничение не единственное.

К землям сельхозназначения можно отнести любые территории, предназначенные для нужд сельского хозяйства. Это могут быть:

  • поля;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • пашни;
  • вспомогательные объекты – дороги, коммуникации и т.д.;
  • территории с расположенными постройками.

Таким образом, к сельхоз категории могут принадлежать целые поселки, растянувшиеся на километры. Везде будет действовать особый режим, который следует соблюдать.

Преимущественное право покупки земель сельскохозяйственного назначения

Главная особенность купли-продажи земли сельскохозяйственной категории – наличие преимущественного права покупки. Им обладают муниципалитеты.

Такое уведомление всегда направляется письменно. Если проигнорировать положения законодательства о преимущественном праве покупки, сделка может быть в дальнейшем признана недействительна в судебном порядке. Местная администрация вправе подать в суд в течение года и потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя.

У муниципалитета есть ровно месяц для принятия решения. Если по прошествии этого срока продавец не получил оповещения о согласии на покупку, он вправе продать землю третьему лицу. При этом важно учесть, что цена продажи не может быть ниже той, что указана в первоначальном уведомлении.

К слову, преимущественное право покупки – это не единственный нюанс, связанный с землей, относящейся к такой категории. Можно выделить и иные особенности:

  1. Покупатель не может купить с/х землю и использовать ее не по назначению. Он обязан следить за сохранностью всех полезных свойств участка. В противном случае государство может изъять земельный надел у нового собственника.
  2. Возможно изъятие участка государственными органами при несоблюдении сторонами правил и законодательных норм, касающихся правового статуса и использования земли, в момент оформления сделки.
  3. Заключая договор купли-продажи, стороны вправе установить право выкупа участка продавцом на определенный срок.

При оформлении сделки продавец обязан предоставлять достоверную и полную информацию о земельном участке и ограничениях и обременениях, действующих на него. Если выявится, что собственник утаил какую-либо существенную информацию, договор купли-продажи будет признан недействительным.

Как найти участок для покупки?

Собственниками земли могут быть физические лица, организации, муниципальные образования или государство. Граждане часто приобретают сельскохозяйственную землю в надежде решить и жилищный вопрос. Однако нужно понимать, что застройка таких территорий допускается не всегда.

Строительство разрешено только при оформлении крестьянско-фермерского хозяйства. Без этого застройка не допускается.

Прежде чем искать участок, необходимо определиться с ключевыми характеристиками:

  • цель использования;
  • условия пользования наделом;
  • допустимый размер земельного налога;
  • необходимое качественное состояние земли;
  • уровень почв.

Перед оформлением сделки следует убедиться, что продавец имеет все необходимые документы для реализации. С этой точки зрения лучше всего покупать землю у государства или муниципалитета.

Процесс купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения

Процедура оформления купли-продажи будет различаться в зависимости от того, кто выступает продавцом. Рассмотрим ситуации заключения сделки с государством и физическим лицом.

С государством

Алгоритм покупки сельскохозяйственной земли у государства следующий:

  1. Подача ходатайства в местную администрацию о предоставлении земель этой категории. В заявлении указывается намерение приобрести участок в собственность, а также желаемые размеры и местоположение.
  2. Муниципальный орган рассмотрит ходатайство и вынесет решение о заключении сделки или об отказе.
  3. В случае положительного решения заключается договор купли-продажи.
  4. На основании договора осуществляется государственная регистрация перехода права собственности в Росреестре.

Отрицательное решение выносится посредством издания постановления главы муниципалитета. В этом документе должно содержаться обоснование принятого решения. Если по мнению заявителя отказ неправомерен, он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Цена на сельскохозяйственные наделы формируется исходя из нескольких критерий. Учитываются плодородные качества, размеры и расположение. Итоговая стоимость устанавливается в нормативно-правовых актах местной администрации.

Необходимо учитывать, что при выявлении фактов неправомерного использования территории, она может быть изъята у собственника. Использование такой земли не по целевому назначению категорически запрещено.

С физическим лицом

Покупка земли у частного собственника будет отличаться. В первую очередь необходимо удостовериться, что он вправе ее продавать. Для этого нужно проверить все правоустанавливающие документы, а именно:

  • выписку из ЕГРН;
  • свидетельство о праве собственности (если есть, не выдается с 2017 года);
  • документ-основание для возникновения права собственности – договор купли-продажи, свидетельство о вступлении в права наследования и т.д.;
  • техническая документация из БТИ.

На официальном сайте Росреестра можно получить справочную информацию о любых объектах недвижимости в режиме онлайн. Кроме того, любой желающий может заказать сокращенную выписку из ЕГРН. Сделать это можно в Росреестре или МФЦ. Стоимость документа на бумажном носителе составляет 200 рублей.

Сделка заключается посредством оформления договора купли-продажи и акта приема-передачи, который подтверждает факт перехода надела от продавца к покупателю. Для расчетов граждане часто пользуются банковскими ячейками.

Следует понимать, что на вторичном рынке высок риск совершения мошеннических действий. Лучше всего совершать сделку в сопровождении юриста. Специалист сможет проверить «чистоту» объекта и серьезность намерения продавца.

Нюансы договора купли-продажи земли сельхоз назначения

В договоре купли-продажи указываются следующие сведения:

  • полные данные сторон договора;
  • идентификационные сведения об участке;
  • данные правоустанавливающих документов;
  • цена сделки;
  • сведения о целевом назначении надела;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок передачи участка;
  • порядок расчетов.

В тексте указывается, что продавец обязан передать участок, который не имеет каких-либо обременений и не был подарен другому лицу.

Особенности покупки доли сельскохозяйственной земли

Если планируется покупка доли сельскохозяйственного участка, следует помнить о предусмотренных ограничениях:

  • участники долевой собственности вправе продать долю без выделения в натуре только своим сособственникам или члену крестьянско-фермерского хозяйства;
  • в случае с продажей доли преимущественного права у муниципалитета не возникает.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Продажа земли сельскохозяйственного назначения имеет множество нюансов и особенностей. Зачастую без помощи юриста не обойтись. Получите бесплатную консультацию эксперта по земельно-имущественным отношениям на нашем сайте.

Землями сельскохозяйственного назначения (ст. 77 Земельного кодекса РФ) являются территории, находящиеся вне границ населенного пункта, предоставленные и предназначенные для нужд сельского хозяйства. Как и другие объекты недвижимости, земли сельхозназначения подлежат обороту: их можно продавать, дарить, обменивать и сдавать в аренду. Владельцами таких земель могут выступать как юридические лица, так и граждане.

В Налоговом кодексе РФ определение налога при продаже участков сельскохозяйственного назначения отсутствует. В главе 23 раскрывается понятие налогового сбора на доходы физических лиц (НДФЛ) - основном виде прямых налогов. Исчисляется НДФЛ в процентном соотношении от общего дохода гражданина за вычетом расходов, подтвержденных документально. По ст. 207 НК РФ плательщиками этого налога допускаются граждане:

  • находящиеся в стране не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев.
  • физические лица - резиденты РФ.
  • нерезиденты Российской Федерации, получающие доход на территории России.

В ст. 208 НК РФ закреплено, что доходами физических лиц являются доходы, в том числе, от реализации недвижимости, к коему в полной мере можно отнести доходы от реализации земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Ставка и срок уплаты налога

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет несколько ставок НДФЛ, которые применяются к различным видам доходов. Большинство доходов (куда относится и реализация сельхоз земель) облагается по общей ставке 13%. Если земельный участок пребывает во владении и пользовании более трех лет и приобретён до 01 января 2016 г., тогда гражданин освобождается от уплаты НДФЛ. Участки, приобретённые после 01 января 2016 г. для освобождения от выплаты налога должны быть во владении и пользовании не менее пяти лет. Минимальный предельный трехлетний срок владения землей сельскохозяйственного назначения сохраняется при реализации хотя бы одного из пунктов:

  • право собственности на участок земли приобретено в порядке наследования, либо по договору дарения, где сторонами являются члены семьи или близкие родственники.
  • право собственности приобретено в итоге приватизации.
  • право собственности приобретено по соглашению пожизненного содержания с иждивением.

(Федеральный закон № 382-ФЗ от 29 ноября 2014 г. "О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ")

Отсчёт срока владения земельным участком идёт от даты регистрации права собственности, указанной в Свидетельстве на право собственности.

Итак, если полученный доход с продажи земли сельскохозяйственного назначения превышает её покупку, НДФЛ будет равен 13% (налог = доход от реализации - затраты на приобретение х 13%). В случаях, когда доходы плательщика налога от продажи земельного участка меньше, чем кадастровая стоимость объекта, доходы продавца приравниваются к кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7. Если на первое января года заключения соглашения и перехода прав собственности, кадастровая стоимость земельного участка не определена, понижающий коэффициент не используется и налоговый сбор рассчитывается от суммы соглашения, определённой в договоре. Законами субъектов РФ может быть уменьшен как минимальный предельный срок обладания недвижимостью, так и понижающий коэффициент - вплоть до нуля.

Налоговый вычет

В налоговом законодательстве применяется такое понятие, как налоговый вычет. Это сумма, на которую уменьшается окончательный результат налога. На территории Российской Федерации существуют пять видов налоговых вычетов:

  • стандартные (предоставляются определенным категориям физических лиц: "чернобыльцам, инвалидам ВОВ и др.);
  • социальные (связаны пожертвованиями благотворительным организациям, расходами на обучение и т.д.);
  • имущественные (предоставляются при проведении определенных операций с имуществом: продаже, покупке жилья, строительстве жилья и т.д.);
  • профессиональные (применяются для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов частной практики);
  • инвестиционные (предоставляются при получении прибыли от торговли ценными бумагами).

При реализации земель сельскохозяйственного назначения гражданин имеет право уменьшить свой доход по выбору (Письмо Минфин РФ от 30 декабря 2011 N 03-04-05/7-1140, ст. 220 НК РФ):

  • на вычет в фиксированной сумме (один миллион рублей при реализации сельскохозяйственного участка, жилого дома, квартиры; 250 000 рублей при реализации иной недвижимости: гаража, нежилого помещения).
  • на расходы, подтвержденные документально, по приобретению этой недвижимости.

В первом случае НДФЛ уплачивается с разницы между стоимостью продажи земельных участков и суммой фиксированного вычета. Во втором случае, налог рассчитывается с полученного расхождения между доходами от продажи земли и затратами на её приобретение.

Сроки подачи декларации

Подача налоговой декларации обязательна. Даже если сумма налога равна нулю, сделать это надлежит в следующем за годом заключения соглашения по реализации земельного участка году до 30 (включительно) апреля. Декларация заполняется по установленной форме (3-НДФЛ), затем вручается по месту проживания в налоговую инспекцию. При использовании имущественного вычета потребуется заявление о его предоставлении. Если доходы уменьшаются на расходы, связанные с приобретением земельного участка, то к декларации надлежит приложить документацию, подтверждающую данные расходы. Подать декларацию возможно лично либо через законного представителя. Сделать это можно и посредством почты России с описью или в электронном виде на портале Госуслуг. Заплатить налог необходимо до 15 (включительно) июля года, следующего после года заключения сделки. За нарушение подачи декларации установлен штраф, который не может превышать 30% от суммы неуплаченного налога и - менее 1 000 рублей.

Учет дохода от реализации земельного участка в общем доходе на ЕСХН зависит от того, разовый или систематический характер носит такая реализация. .

Продолжение статьи только платным пользователям

Если вы уже зарегистрированы, нажмите сюда


Письмо Федеральной налоговой службы
№ СД-4-3/27083@ от 27.12.2019

Об учете доходов при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), сообщает следующее.

Пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено, что, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.

При этом подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что в целях главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, составляет не менее 70 процентов.

Налогоплательщики при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса (пункт 1 статьи 346.5 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы – в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Исходя из этого доходы, полученные от возмездной сделки по переуступке полученных арендных прав в отношении земельного участка (согласно актам зачета взаимных требований), от продажи и переуступке прав на земельные участки, включаются в общий объем доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении вышеуказанного ограничения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса.

Вместе с тем, с учетом позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 № 10864/09 по делу № А78-5025/2008, и сложившейся судебной практики при рассмотрении подобных дел (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2010 № ВАС-5968/10 по делу № А41-3669/09, от 07.12.2010 № ВАС-13050/10 по делу № А32-24596/2007-45/127-2009-58/193), если организация не осуществляла продажу земельных участков на систематической основе, реализация носила разовый характер для улучшения своего финансового положения, то в целях признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции полученные организацией денежные средства от такой реализации не должны учитываться в общем доходе.

Вопрос: Учитывается ли в целях ЕСХН при определении доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции разовая сделка по продаже земельного участка, если выручка превышает 30 процентов от общей суммы доходов?

Ответ: С учетом позиции Минфина России в целях ЕСХН при определении доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции доход от разовой сделки по продаже земельного участка учитывается в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг). Иная позиция, очевидно, может привести к спорам с налоговыми органами.

Обоснование: Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ в целях гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составляет не менее 70 процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, то есть доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 4 ст. 346.3 НК РФ установлено, что, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции (от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ), в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную налогоплательщиком из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в том числе продукцию первичной переработки, произведенную сельскохозяйственным потребительским кооперативом из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данного кооператива, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ОКВЭД2).
Деятельности, связанной с покупкой и продажей земельных участков, присвоен ОКВЭД2 68.10.23, который не входит в деятельность, предусмотренную разд. A "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" ОКВЭД2.
Земельные участки не относятся к видам сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, указанным в Приложениях N N 1 и 2 к Постановлению Правительства РФ от 25.07.2006 N 458.
Каких-либо исключений при определении доли дохода от реализации произведенной плательщиком ЕСХН сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) НК РФ не предусмотрено.
В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.
При этом товаром для целей НК РФ в соответствии со ст. 38 НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что операции по продаже земельных участков относятся к операциям по реализации товаров и в соответствии со ст. 346.2 НК РФ при определении условий применения ЕСХН должны включаться в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) вне зависимости от видов осуществляемой деятельности организации.
Между тем в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.02.2010 N 10864/09 разъяснено, что если реализация основных средств и других материалов не осуществляется на систематической основе, носит разовый характер, то в целях признания кооператива сельскохозяйственным товаропроизводителем при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции полученные кооперативом денежные средства не должны учитываться в общем доходе от реализации упомянутого имущества.
В Постановлении от 20.02.2012 по делу N А56-15052/2011 ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что продажа части основных средств (участков) носила разовый характер, кооператив является сельскохозяйственным производителем и при определении доли выручки от реализации сельскохозяйственной продукции правомерно не учитывал в общем доходе от продажи денежные средства, полученные от реализации части земельного фонда.
Из приведенных судебных актов следует, что если реализация основных средств не носит систематический характер, а была вынужденной, обоснованной мерой, то выручка от такой реализации не учитывается при применении ст. ст. 346.2 и 346.3 НК РФ.
Аналогичный вывод сделан и в Постановлении ФАС Уральского округа от 19.07.2013 N Ф09-5941/13 по делу N А76-17820/2012.
Отметим, что контролирующие органы придерживаются другой позиции (Письма Минфина России от 28.11.2014 N 03-11-06/1/60868, от 09.11.2017 N 03-11-11/73717, от 28.08.2017 N 03-11-09/55174, от 07.04.2017 N 03-11-11/20889).
Следует отметить, что в некоторых случаях с учетом конкретных обстоятельств дела, в частности систематичности деятельности по реализации участков, суды признают, что выручка от реализации земельных участков плательщиком ЕСХН может быть включена в расчет доли, учитываемой при рассмотрении вопроса о правомерности применения ЕСХН.
Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 N 13050/10 отменены судебные акты нижестоящих судов и дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду первой инстанции поручалось проверить обоснованность возражений инспекции против доводов кооператива об осуществлении им реализации земельных участков с целью вложения выручаемых от этого средств в создание производственных мощностей по переработке выращиваемой сельскохозяйственной продукции, имея в виду правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10864/09, о недопустимости включения в общий размер дохода от реализации сельскохозяйственной продукции сумм, полученных сельскохозяйственным производителем от реализации принадлежащих ему основных средств, обусловленной условиями производства.
В итоге суд признал, что налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, так как реализация земельных участков носила систематический характер, не являлась вынужденной мерой, только часть выручки от их реализации была направлена на приобретение основных средств, необходимых для переработки сельскохозяйственной продукции, и могла быть учтена для расчета пропорции по ЕСХН (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.07.2013 по делу N А32-24596/2007-45/127).

И.В. Просеков
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
16.03.2018

image_pdf
image_print

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — система налогообложения для организаций и предпринимателей сферы сельского хозяйства. Ей посвящена глава 26.1 Налогового кодекса. Система введена для облегчения налоговой нагрузки и является добровольным выбором субъектов сельского хозяйства.

Кто может применять

Налоговая система разработана для сельскохозяйственных производителей. Таковыми могут считаться:

  1. Организации и предприниматели, удовлетворяющие условиям:
    • они производят, осуществляют переработку (первичную и последующую) и реализацию сельскохозяйственной продукции (если организация самостоятельно не производит продукцию сельского хозяйства, а лишь занимается ее переработкой и реализацией, то на ЕСХН она перейти не может);
    • в году, который предшествует переходу на ЕСХН, доля доходов от реализации такой продукции в общем доходе должна составлять не менее 70%.
  2. Организации и предприниматели, оказывающие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства (по ОКВЭД). Доля дохода от оказания этих услуг должна составлять не менее 70% в общем объеме дохода. К вспомогательным сельскохозяйственным услугам относится:
    • в части растениеводства — подготовка полей, посев, возделывание, выращивание, опрыскивание, обрезка, уборка урожая и так далее;
    • в области животноводства — выпас, обследование, перегонка, содержание сельскохозяйственных животных и уход за ними.
  3. Сельскохозяйственные кооперативы Это перерабатывающие, торговые, снабженческие, садовнические, огороднические, животноводческие потребительские кооперативы с долей доходов от этих видов деятельности не менее 70%.
  4. Субъекты рыбного хозяйства:
    • градо- и поселкообразующие рыбохозяйственные организации;
    • производственные кооперативы рыбохозяйственной сферы;
    • рыбохозяйственные предприятия и ИП (к этой категории сельхозпроизводителей предъявляются особые требования).

Субъекты хозяйственной деятельности не могут применять ЕСХН, если они:

  • производят подакцизную продукцию;
  • осуществляют деятельность по организации азартных игр;
  • являются казенными, бюджетными или автономными учреждениями.

Перечень продукции, которая в целях применения ЕСХН относится к сельскохозяйственной, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года № 458.

Что заменяет

В следующей таблице мы перечислили, какие налоги заменяются ЕСХН для организаций и предпринимателей.

Таблица 1. Какие налоги заменяет ЕСХН

Налог

Комментарий

Для организаций

Для предпринимателей

Будучи освобождены от указанных в таблице налогов, субъекты на ЕСХН продолжают исполнять роль налоговых агентов. В частности, они уплачивают НДФЛ за своих сотрудников.

Как перейти

Основным критерием возможности перехода на ЕСХН служит отнесение субъекта к сельскохозяйственным товаропроизводителям с долей дохода от этой деятельности не менее 70% в общем объеме дохода. Никаких других условий, в том числе по объему выручки или численности работников, не установлено.

Для перехода на ЕСХН в налоговый орган по месту нахождения или по месту жительства подается уведомление. Сделать это нужно до 31 декабря года, предшествующего началу применения режима. Вновь зарегистрированные субъекты могут подать уведомление о переходе на ЕСХН в течение 30 дней с даты постановки на учет. Если в установленные законом сроки уведомление не подано, применять ЕСХН субъект не может.

Если же субъект подал уведомление и стал плательщиком ЕСХН, к нему применяются следующие правила:

  1. Отказаться от режима, то есть перейти на другую налоговую систему, он не сможет до окончания года. Чтобы сменить режим, нужно будет подать в ИФНС уведомление не позднее 15 января.
  2. Если по окончании года субъект перестает соответствовать условиям, позволяющим ему применять ЕСХН, то право на эту систему он теряет с начала года, в котором это произошло.
  3. Утративший право на ЕСХН налогоплательщик должен самостоятельно сообщить в ИФНС о том, что переходит на иной налоговый режим. Это нужно сделать в течение 15 дней по истечении налогового периода.
  4. Вернуться к применению ЕСХН можно будет не раньше, чем через год после того, как право на него было утеряно.

Как исчислить налог

Объектом обложения ЕСХН является разница между доходами и расходами. Что именно включается в доходы и расходы, определено в статье 346.5 НК РФ. Доходы учитываются кассовым методом, то есть признаются на день поступления. Расходы — после их фактической оплаты. Доходы и расходы суммируются с начала года нарастающим итогом.

Если в предыдущих налоговых периодах субъект получил убыток, он может на его сумму уменьшить налоговую базу. Убыток можно переносить на будущие периоды в течение 10 лет.

Когда налоговая база исчислена, к ней применяется налоговая ставка 6%.

Уплата налога

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, отчетным — полугодие. По итогам полугодия налогоплательщики должны рассчитать сумму авансового платежа. Уплачивается аванс в течение 25 дней после окончания отчетного периода, то есть до 25 июля. По окончании года рассчитывается итоговая сумма ЕСХН. Уплатить ее нужно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Декларация по ЕСХН

Один раз в год плательщики подают декларацию по ЕСХН в ИФНС по месту регистрации организации или месту жительства ИП. Срок подачи — до 31 марта года, следующего за отчетным. При прекращении деятельности в качестве сельхозпроизводителя декларация подается субъектом не позже 25 числа следующего месяца.

Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@ (в ред. приказа ФНС от 01.02.2016 № ММВ-7-3/51@). Отчет состоит из титульного листа и 4-х разделов:

  1. Раздел 1. Указывается сумма аванса по ЕСХН, а также сумма налога к доплате либо к уменьшению, рассчитанная по итогам года.
  2. Раздел 2. Приводится расчет налога.
  3. Раздел 2.1. Приводится сумма убытка за предыдущие периоды.
  4. Раздел 3. Отчет о целевом использовании имущества, полученного в рамках благотворительной деятельности, целевого финансирования либо целевых поступлений. Если налогоплательщик в отчетном году не получал такого имущества, в том числе денежных средств, то этот раздел не заполняет.

Титульный лист по ЕСХН

Титульный лист

Общие правила заполнения

При заполнении декларации по ЕСХН следует придерживаться таких правил:

  1. Все листы начиная с титульного, должны быть пронумерованы.
  2. На каждом листе должны быть указаны ИНН и КПП.
  3. В каждом поле указывается один показатель. Если его нет, ставится прочерк.
  4. При ручном заполнении позволено использовать синие, черные и фиолетовые чернила. Следует использовать только заглавные буквы.
  5. При заполнении на компьютере применяется шрифт Courier New 16 — 18 пунктов.
  6. Все суммы указываются в рублях, копейки отбрасываются (до 50 к.) либо округляются до полного рубля (более 50 к.).
  7. Исправления ошибок в декларации не допускается.
  8. При распечатывании каждая страница должна располагаться на отдельном листе.
  9. Степлером документы лучше не скреплять.

Особенности декларации по ЕСХН

В следующей таблице собраны правила и особенности заполнения отчета.

Таблица 2. Особенности заполнения разделов декларации по ЕСХН

Строка / Графа

Что указывать

Титульный лист

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 2.1

Раздел 3

Санкции

Если не подать декларацию по ЕСХН в срок, может быть наложен штраф по статье 119 НК РФ в размере 5%-30% от неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки. Минимальная сумма штрафа — 1 тыс. рублей.

За неуплату налога грозит наказание по статье 122 НК РФ. Это штраф в размере 20%-40% от суммы неуплаченного налога.

Образец заполнения декларации ЕСХН

Титульный лист по ЕСХН
Титульный лист
Раздел 1 и 2 декларации ЕСХН
Раздел 1 и 2
Раздел 2.1 декларации по ЕСХН
Раздел 2.1
раздел 3 декларации по ЕСХН
Раздел 3

Ещё материалы по теме

Новая форма 6-НДФЛ 1 квартал

Новая форма отчётности 6-НДФЛ за 1 квартал

Форма-4 ФСС I квартал 2021

Как заполнить форму 4-ФСС за I квартал 2021 года

Заполнение СЗВ-СТАЖ

Особенности заполнения формы СЗВ-СТАЖ

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС
    • 2-НДФЛ
    • Справка о доходах
    • 6-НДФЛ
    • Декларация по УСН (доходы-расходы)
    • Декларация по УСН (доходы)
    • Сведения о среднесписочной
    • Декларация по НДС
    • Декларация по ЕНВД
    • Декларация по ЕСХН
    • Единая (упрощенная) декларация
    • Налог на прибыль
    • Налог на имущество
    • Расчет по страховым взносам
  • Бухгалтерская отчетность
    • Форма 1. Баланс
    • Форма 2. Отчет о прибылях и убытках
  • ПФР
    • СЗВ-СТАЖ
    • СЗВ-КОРР
    • СЗВ-ИСХ
    • ОДВ-1
    • СЗВ-М
    • СЗВ-ТД
  • ФСС
    • 4-ФСС

Последнее

Новые требования ЭДО

Электронный документооборот счетов-фактур: новые требования

Приказ Минфина No 14н от 05.02.21 устанавливает дополнительные правила при оформлении, отправке и подтверждении счетов-фактур

Изменения счёта-фактуры 2021

Изменения в форме счёта-фактуры

Постановлением 534 внесены изменения в заполнение счетов-фактур с июля 2021, а также в журнал учёта счетов-фактур и книги продаж/покупок.

Новые разъяснения Роструда

Новые разъяснения от Роструда

Разъяснения от Роструда в 2021 году: порядок заполнения СЗВ-ТД, подарки сотрудникам вместо обязательной индексации зарплат и не только.

Читайте также: