Как отразить в декларации по налогу на прибыль реализацию лома

Опубликовано: 14.05.2024

Дата публикации 26.03.2021

В 2020 году в бюджетном учреждении был принят на учет металлолом от ремонта основных средств. В 2021 году металлолом реализован. Какими проводками оформить операцию?

В учете бюджетного учреждения сделаны следующие записи.
Дебет 2 105 36 346 Кредит 2 401 10 199 - принят в 2020 году металлолом, 10 000 р.
Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 36 446 - списана в 2021 году стоимость металлолома при реализации, 10 000 руб.
Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172 - начислен доход, 12 000 руб.
Дебет 2 201 11 510 (КДБ 440, КОСГУ 446) Кредит 2 205 74 666 - поступили средства на лицевой счет, 12 000 руб.
Дебет 2 507 10 446 Кредит 2 504 11 446 (аналитическая группа 440 КОСГУ 446) - отражены плановые назначения по доходам, 12 000 руб.
Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 - начислен налог на прибыль в федеральный бюджет, 300 руб.
Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 - начислен налог на прибыль в бюджет субъекта РФ, 1700 руб.
Дебет 2 504 11 189 Кредит 2 507 10 189 - скорректированы плановые назначения по доходам, 2000 руб.
Дебет 2 303 03 831 Кредит 2 201 11 610 - перечислен налог на прибыль, 300 и 1700 руб.
Дебет 2 508 10 189 Кредит 2 507 10 189 - скорректирован объем финансирования, -300 и -1700 руб.
Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 05 731 - начислен к уплате в бюджет остаток средств после уплаты налога на прибыль согласно распоряжению о перечислении средств от реализации имущества в бюджет, 10 000 руб.
Дебет 2 504 11 189 Кредит 2 507 10 189 - скорректированы плановые назначения по доходам, 10 000 руб.
Дебет 2 303 03 831 Кредит 2 201 11 610 - перечислен доход от реализации в бюджет, 10 000 руб.
Дебет 2 508 10 189 Кредит 2 507 10 189 - скорректирован объем финансирования, 10 000 р.
В разделе 1 "Доходы" отчета (ф. 0503737) по коду аналитики 180 стоит -12 000 руб., а по коду 440 - 12 000 руб.

В отчете (ф. 0503721) по коду аналитики 172 стоит 2000 руб. (разница между стоимостью принятого на учет металлолома и ценой реализации), а по коду 189 -10 000 руб. (перечисление в бюджет). Итого по строке 010 - 8 000 руб. Налог на прибыль стоит в строке 302 - 2000 руб.

Правильно ли сделаны бухгалтерские записи и заполняются отчетные формы?

Материальные запасы, в т.ч. комплектующие, запасные части, ветошь, дрова, макулатура, металлолом, полученные в результате ремонтных работ, принимаются к учету по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 и кредиту счета 0 401 10 199. Это установлено п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н).

Финансовый результат от реализации материальных запасов для целей бухгалтерского учета формируется с применением подстатьи 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ (п. 9.7.2 порядка, утв. приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, далее - Порядок № 209н). Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта подстатья не применяется. Доходы от реализации металлолома в положениях Порядка № 209н не поименованы. При этом доходы от выбытия прочих материальных запасов относятся на подстатью 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.4.6 Порядка № 209н).

Для учета расчетов по суммам доходов, начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, предназначен счет 0 205 00 000 (п. 197 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Для учета расчетов по реализации металлолома применяется счет 205 74. Согласно прямой норме п. 150 Инструкции № 174н доход от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов начисляется по дебету счета 0 205 00 000 и кредиту счета 0 401 10 172.

В приведенной ситуации в учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

Дебет КРБ 2 105 36 346 Кредит КДБ 2 401 10 199 - принят в 2020 г. к учету металлолом, 10 000 руб. (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 401 10 172 Кредит КРБ 2 105 36 446 - списана стоимость металлолома при реализации, 10 000 руб. (п. 37 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 74 56Х Кредит КДБ 2 401 10 172 - начислен доход от реализации металлолома, 12 000 руб. (п. 93 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение счета 17 (КДБ 440, КОСГУ 446) Кредит КДБ 2 205 74 66Х - поступили денежные средства за металлолом на лицевой счет, 12 000 руб. (п. 72 Инструкции № 174н).

Для целей исчисления налога на прибыль стоимость материалов, полученных при демонтаже или разборке, ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, является внереализационным доходом (п. 13 ст. 250 НК РФ). Такой доход оценивается исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (пп. 5, 6 ст. 274 НК РФ). Внереализационные доходы в виде рыночной стоимости материалов, полученных при списании с баланса имущества, признаются на дату актов о списании или иных аналогичных документов (пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Доход от реализации металлолома также учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 1 ст. 249 НК РФ. Его можно уменьшить на стоимость реализованного имущества (драгметаллов, деталей, лома и т.п.), которая определяется согласно абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ, а также на расходы за доставку металлолома к месту реализации. Это установлено подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Учреждение приняло к учету металлолом на сумму 10 000 руб., с этой суммы начислен налог на прибыль в сумме 2000 руб. После реализации металлолома на сумму 12 000 руб. у учреждения также сформировалась налогооблагаемая база в размере 2000 руб. (разница между стоимостью реализованного и принятого к учету металлолома). С этой суммы необходимо также начислить налог на прибыль в размере 400 руб.

Расчеты по налогу на прибыль учитываются на счете 303 03 (п. 263 Инструкции № 157н). Перечисление налога на прибыль отражается аналогично возврату полученных ранее доходов - применяется забалансовый счет 17 "Поступления денежных средств" (п. 365 Инструкции № 157н).

Начисление и уплата налога на прибыль отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 и подстатье 189 "Иные доходы" КОСГУ (п. 12.1.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, п. 9 Порядка № 209н).

Таким образом, расчеты по налогу на прибыль отражаются в учете записями:

Дебет КДБ 2 401 10 189 Кредит КДБ 2 303 03 731 - начислен налог на прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ (п. 131 Инструкции№ 174н);

Дебет КДБ 2 303 03 831 Кредит КИФ 2 201 11 610, уменьшение счета 17 (КОСГУ 189) - перечислен налог на прибыль.

Доходы от продажи имущества относятся к неналоговым доходам местного бюджета (п. 3 ст. 41, ст. 62 БК РФ). Исключение - доходы от реализации движимого имущества бюджетных и автономных учреждений. Следовательно, доходы от реализации металлолома не подлежат перечислению в доход бюджета.

Металлолом поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается по КФО 2. Перечислять доходы от реализации металлолома в бюджет не требуется. В то же время нет запрета на перечисление доходов от реализации металлолома в местный бюджет на добровольной основе. Перечисление средств в бюджет в результате такого решения является для бюджетного учреждения расходной операцией.

Согласно п. 2.9 письма Минфина России от 10.08.2017 № 02-05-11/52212 перечисление средств в доход бюджета от приносящей доход деятельности следует отражать по элементу видов расходов 853 "Уплата иных платежей".

Расходы бюджетных и автономных учреждений по перечислению на безвозмездной основе средств публично-правовому образованию относятся на подстатью 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ (п. 10.4.1 Порядка № 209н). В проводках, приведенных в вопросе, задолженность перед бюджетом по перечислению средств от приносящей доход деятельности начислена по дебету счета 2 401 10 189, что не соответствует принятому порядку. В проводке по перечислению средств в бюджет по дебету указан счет 303 03, что также некорректно.

Перечисление в доход бюджета средств от реализации металлолома может быть отражено записями:

Дебет КРБ 2 401 20 241 Кредит КРБ 2 303 05 731 - начислена задолженность учреждения по перечислению средств в бюджет (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 303 05 831 Кредит КИФ 2 201 11 610, увеличение счета 18 (КВР 853, КОСГУ 241) - перечислены средства в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н).

При формировании отчетности бюджетные учреждения руководствуются инструкцией, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н).

В первую очередь перечисленные операции отразятся в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737):

    • в графе 5 раздела 1 по коду аналитики 180 отражается сумма уплаченного налога на прибыль с "минусом" (-2400 руб.);
    • в графе 5 раздела 1 по коду аналитики 440 отражается сумма в размере поступившего дохода от реализации металлолома в размере 12 000 руб.;
    • итого по разделу 1 будет 9600 руб.;
    • в графе 5 раздела 2 по коду аналитики 853 отражается перечисление в бюджет в размере 9600 руб.;
    • итого по разделу 2 также 9600 руб.

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) содержит данные в разрезе аналитических кодов доходов (поступлений), расходов (выбытий) в зависимости от их экономического содержания (по соответствующим кодам КОСГУ) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Это установлено п. 50 Инструкции № 33н.

Перечисленные операции отражаются в отчете (ф. 0503721) следующим образом:

    • в разделе "Доходы" по коду 172 КОСГУ - разница между стоимостью списанного металлолома и полученным доходом от реализации, 2000 руб.;
    • в разделе "Расходы" по коду 241 КОСГУ - сумма, перечисленная в доход бюджета, 9600 руб.;
    • по коду строки 302 - сумма начисленного налога на прибыль, 2400 руб.;
    • уменьшение стоимости материальных запасов по коду 440 КОСГУ в размере стоимости списанного металлолома, 10 000 руб.;
    • по коду 510 (610) КОСГУ поступление (выбытие) денежных средств, 12 000 руб.;
    • по коду 560 (660) КОСГУ увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности, 12 000 руб.;
    • по коду 730 (830) КОСГУ увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности, 2400 руб.

Согласно форме и порядку заполнения декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@:

    • доходы от реализации металлолома отражаются по строкам 010 и 014 приложения 1 к листу 02 декларации;
    • стоимость оприходованного металлолома отражается по строке 100 приложения 1 к листу 02. Также стоимость металлолома следует отразить по строке 103 приложения 1 к листу 02.

Смотрите также

  • Как отразить в учете реализацию металлолома и макулатуры?
  • Реализация металлолома, полученного от ликвидации основных средств
  • Учет утилизации основного средства, содержащего драгметаллы, и расчетов с переработчиком
  • Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (компьютеры, бытовую технику, мебель)?

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Ситуация: В здании, принадлежащем ООО, осуществляют работы по ремонту полов. На полу выложена алюминиевая плитка. Чтобы эту плитку не выбрасывать, решили ее продать (как металлолом).

Какие в данном случае существуют налоговые риски?

Ответ:

Металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль:

  • является имуществом, полученным при ремонте основных средств,
  • признается внереализационным доходом,
  • при этом его стоимость принимается равной признанному доходу.

Металлолом должен быть оприходован в налоговом учете по стоимости возможной продажи, одновременно признается внереализационный доход на ту же сумму; при реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома. В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Операция по реализации металлолома не облагается НДС на основании пп.25 п.2 ст.149 НК РФ независимо от наличия у ООО лицензии на операции с металлоломом, т.к. в данном случае реализуется лом черных и цветных металлов, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений. Появление в учете операций, освобождаемых от НДС, предписывает налогоплательщику вести раздельный учет по НДС.

Несмотря на мнение Минфина о необходимости восстановления «входного» НДС по металлолому, на сегодняшний день сложилась благоприятная для налогоплательщиков судебная практика, опровергающая этот подход. ВАС подтверждает отсутствие оснований для восстановления НДС при подобных операциях.

Обоснование:

Налог на прибыль

В соответствии с приложением 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279) к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений относится частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов (несмотря на «древность» документа, по мнению Минфина именно им следует руководствоваться при определении термина «капитальный ремонт» — см. письмо Минфина РФ от 23.11.2006 года № 03-03-04/1/794). Таким образом, металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль является имуществом, полученным при ремонте основных средств.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 250 НК РФ. В самой же статье 250 НК РФ не поименовано имущество, полученное при ремонте основных средств, но есть пункт 13, который гласит, что стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств в целях исчисления налога на прибыль признается внереализационным доходом. Минфин РФ в своем письме от 15.09.2005 года № 03-03-04/1/189 разъяснил, что материалы, полученные при ремонте, хотя и не поименованы в статье 250 НК РФ как внереализационные доходы, но имеют экономическую тождественность с доходами в виде материалов, полученных при разборке основных средств, поэтому они также должны признаваться внереализационными доходами. Таким образом, материалы, полученные при ремонте основных средств признаются внереализационными доходами, при этом их стоимость признается равной признанному доходу.

Металлолом, появившийся на балансе организации в результате разбора пола, в целях исчисления прибыли будет считаться имуществом, полученным безвозмездно, на основании статьи 2 пункта 248 НК РФ, т.к. у организации не возникает задолженности перед кем-либо за оприходованный металлолом. В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 250 НК РФ стоимость безвозмездно полученного имущества определяется исходя из рыночной цены, под которой понимается возможная к получению выручка (возможная цена продажи). Возможной ценой продажи в данном случае будет являться стоимость металлолома, согласованная с покупателем (им, как правило, выступает специализированная организация).

Таким образом, операция по продаже металлолома, полученного при разборе пола, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли должна выглядеть следующим образом:

  • Металлолом приходуется на основании первичных документов, подтверждающих его количество, по стоимости возможной продажи
  • Одновременно с оприходованием металлолома отражается внереализационный доход на ту же сумму
  • При реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома

В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов не облагается НДС на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Несмотря на то, что пункт 6 статьи 149 НК РФ определяет наличие лицензии в качестве условия применения льготы, в случае реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшего у ООО в процессе собственного производства (деятельности), наличие лицензии не требуется. Об этом прямо указано в Постановлении Правительства РФ от 12.12.2012 года № 1287, регламентирующем порядок лицензирования операций с ломом черных и цветных металлов (пункты 1, 3). Аналогичный подход высказывали официальные органы и суды еще до вступления в силу указанного постановления (например, письма ФНС России от 16.08.2006 года № 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 года № 19-11/35889, Минпромэнерго России от 22.12.2005 года № ИМ-1738/05). При этом под собственным производством понимается не только непосредственно производственный процесс. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 года по делу № А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Таким образом, при реализации организацией металлолома, образовавшегося в результате ее предпринимательской деятельности (в том числе при утилизации собственных объектов капитальных вложений), эта операция освобождается от обложения НДС по подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в любом случае независимо от наличия у организации лицензии.

Применение освобождения от обложения НДС операций по реализации металлолома необходимо обосновать: должны быть оформлены первичные документы, содержание которых должно четко указывать на то, что данный металлолом является ломом и отходами черных или цветных металлов и был получен в результате демонтажа полов при их ремонте.

Налоговый кодекс не дает определения понятиям «металлолом», «лом», «черные металлы», «цветные металлы». В этом случае необходимо действовать в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, т.е. воспользоваться значением этих понятий в других отраслях законодательства. По мнению Минфина РФ (письмо от 01.07.2011 года № 03-07-07/32) для целей освобождения от обложения НДС следует руководствоваться определением, данным в федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: лом и отходы цветных и черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (статья 1).

В ГОСТ 1639-2009 приведено определение термина «металлолом»: металлолом (вторичное сырье, скрап) – это лом и отходы цветных металлов и сплавов. Отходы производства (новый скрап) — это отходы, образующиеся при производстве продукции из цветных металлов и сплавов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Лом (старый скрап) — это изделия из цветных металлов и сплавов, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность.

Во избежание разногласий с проверяющими органами из первичных документов, подтверждающих факт оприходования металлолома, должно четко следовать, что этот металлолом является ломом цветных и черных металлов и представляет собой изделия из цветных и черных металлов и сплавов, пришедшие в негодность и утратившие свои потребительские свойства.

При реализации металлолома у организации возникает обязанность ведения раздельного учета по НДС, даже в том случае, если эта операция является разовой (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

В определенных случаях суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. В том числе это правило применяется в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, для осуществления операций, освобождаемых от НДС (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Ссылаясь на это Минфин РФ настаивает на восстановлении в периоде реализации сумм налога, ранее правомерно принятых к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые приходуются на склад в качестве лома и отходов и в целях обложения НДС признаются товаром (письма от 16.04.2013 года № 03-07-11/12802, от 01.09.2008 года № 03-07-07/84).

Если налогоплательщик решит придерживаться позиции Минфина, то необходимо также вести раздельный учет «входного» НДС на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Однако такая позиция не бесспорна. Металлолом, образовавшийся при демонтаже основных средств, не является специально произведенным товаром. Более того, это металл, не пригодный для использования его в качестве металла; он изначально не приобретался с целью последующей переработки в лом и дальнейшей реализации. Поэтому этот металлолом не является товаром в том смысле, что предполагает подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Аналогичная позиция неоднократно высказывалась судами. При этом суды приводят следующие основные доводы:

  • реализованные товары (отходы производства) по своим функциональным и физическим характеристикам отличаются от товаров (объектов основных средств), которые налогоплательщик ранее приобрел для осуществления предпринимательской деятельности;
  • пункт 2 статьи 170 НК РФ содержит закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, и не предусматривает обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы, которые ранее были правомерно заявлены к вычету по приобретенным, оплаченным и принятым к учету товарам, которые впоследствии были утрачены;
  • налогоплательщик в случае реализации металлолома реализует не объекты основных средств, а отходы, оставшиеся после уничтожения не полностью амортизированных объектов ОС.

На основании этих доводов суды делают выводы об отсутствии оснований для применения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при реализации металлолома, оставшегося после демонтажа основных средств (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2013 года № Ф04-1006/13, от 27.08.2013 года № Ф04-3298/13, ФАС Поволжского округа от 05.05.2011 года № Ф06-2111/11, ФАС Уральского округа от 11.12.2012 года № Ф09-12020/12). Правомерность аналогичных выводов подтверждает и ВАС, указывая, что выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (Определение ВАС РФ от 18.10.2010 года № ВАС-14097/10, от 25.11.2010 года № ВАС-14097/10, от 15.03.2011 года № ВАС-2416/11).

Таким образом, у ООО отсутствует основание для восстановления сумм «входящего» НДС при продаже металлолома, образовавшегося в результате демонтажа полов. В случае предъявления претензий налоговыми органами организация может сослаться на указанные постановления арбитражных судов и определения Высшего арбитражного суда или обратиться в арбитражный суд для снятия претензий. В последнем случае, учитывая сложившуюся судебную практику, шансы выиграть дело достаточно велики.

Источник Блог бухгалтера-практика и юриста-аналитика

Новый порядок налогообложения для лома черных и цветных металлов

Прежде всего напомним, что с 1 января 2018 года реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается налогом на добавленную стоимость. Но по таким операциям, а также при реализации алюминия вторичного и сырых шкур животных НДС исчисляют и уплачивают покупатели — налоговые агенты (ИП и организации) (п.8 ст.161 НК РФ).

Мы расскажем на примере лома, как с точки зрения ФНС РФ следует оформлять документы и исчислить НДС, но порядок, изложенный в Письме ФНС от 16.01.2018 г. касается и реализации шкур животных и алюминия вторичного.

Если продавец лома НЕ плательщик НДС

Если продавец лома не является плательщиком НДС (лом продает обычный гражданин, «упрощенец», налого­плательщик, освобожденный от НДС в соответствии со ст.145 НК РФ и др.), у покупателя лома нет обязан­ностей налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Например, специализированная организация, приобретающая лом у физических лиц (не ИП) исполнять обязанности налогового агента по НДС не будет (Письмо Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 03-07-11/88235). Соответственно реализация лома оформляется такими продавцами, как и прежде, без налога на добавленную стоимость. Единственное, что требуют нормы НК РФ в такой ситуации — это сделать запись или проставить отметку «Без налога (НДС)» в договоре и первичном учетном документе (п.8 ст.161 НК РФ).

Если продавец лома плательщик НДС

Продавец лома не предъявляет НДС покупателю. Исключение составляют случаи реализации лома на экспорт и физическим лицам (не ИП) (пп.1 ст.168 НК РФ). Но несмотря на это продавцы — плательщики НДС должны выставить покупателю счета-фактуры (п.3 и п.5 ст.168 НК РФ):

  • при получении предоплаты;
  • при отгрузке лома;
  • при изменении стоимости лома (выставляют корректировочный счет-фактуру).

Счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры составляются без учета сумм налога. При этом в них делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ).

В Письме ФНС от 16.01.2018 приведены примеры заполнения счетов-фактур.

Налоговая служба разъяснила, что запись «НДС исчисляется налоговым агентом» продавцу следует сделать в графе 7 «Налоговая ставка» табличной части счета-фактуры. При этом в графах 8 «Сумма налога. » и 9 «Стоимость товаров. всего» ставятся прочерки. В случае выставления счета-фактуры в электронной форме по формату, утвер­жден­ному приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, графах 8 — 9 следует указывать цифру «0».

И это понятно, ведь как уже говорилось, покупателю лома НДС не предъявляется, а значит указывать стоимость лома с учетом НДС, который должен уплатить покупатель некорректно.

В графе 5 счета-фактуры продавец указывает стоимость товара без НДС (например, 100 руб.) или сумму полученного аванса (в «авансовом» счете-фактуре)

Табл.1 Фрагмент счета-фактуры на отгрузку лома.

Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права

Код вида товара

Цена (тариф) за единицу измерения

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога - всего

В том числе сумма акциза

Сумма налога, предъявляемая покупателю

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего

Страна происхождения товара

Регистрационный номер таможенной декларации

условное обозначение (национальное)

НДС исчисляется налоговым агентом

Выставленные счета-фактуры регистрируются в книге продаж так, как — будто продавцу самому необходимо исчислить НДС (но НДС он не исчисляет) (п.3.1 ст.166 НК РФ).

Выставленные счета-фактуры регистрируются в книге продаж так, как — будто продавцу самому необходимо исчислить НДС (но НДС он не исчисляет) (п.3.1 ст.166 НК РФ).

При регистрации счетов-фактур, в книге продаж налого­плательщиком-продавцом в графе 2 книги продаж ФНС РФ рекомендует указывать следующие коды вида операций:

  • «33» — при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома (т.е. при регистрации «авансового» счета-фактуры);
  • «34» — при отгрузке лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения стоимости отгрузок (т.е. при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры);

Стоимость лома (без НДС, например, 100 руб.) или сумму полученного аванса указывают в графе 14 «Стоимость продаж, облагаемых налогом. ». При этом в графе 13б «Стоимость продаж по счету-фактуре. » и в графе 17 «Сумма НДС по счету-фактуре. » следует поставить прочерки. При формировании книги продаж в электронной форме, а также при выгрузке сведений в раздел 9 налоговой декларации по НДС, в графах 13б, и 17 следует указывать цифру «0».

Данные из книги продаж будут отражены в разделе 9 декларации по НДС. В раздел 3 декларации операции по реализации лома не попадают (у продавца не возникает налоговая база по НДС).

В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору, предусматривающему реализацию и (или) приобретение этих товаров от имени агента). При регистрации полученных и выставленных счетов-фактур в журнале учета счетов-фактур посредники должны указать те же коды операций, что и продавцы лома:

  • «33» — при регистрации «авансового» счета-фактуры;
  • «34» — регистрации «отгрузочного» счета-фактуры

Если стоимость лома изменяется по соглашению сторон (имеется дополнительное соглашение к договору или первичный документ, свидетельствующий о согласии покупателя на изменение стоимости товара или факт уведомления покупателя об изменении стоимости) продавец обязан выставить корректировочный счет-фактуру (п.3 ст.168 и п.10 ст.172 НК РФ).

При изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения продавцу лома следует зарегистрировать корректировочный счет-фактуру в книге продаж, указав код «34», а в случае уменьшения стоимости лома корректировочный счет-фактур продавец регистрирует в книге покупок, также указывая код операции «34». При этом в графе 15 «Стоимость покупок по счету-фактуре. » книги покупок нужно указать сумму на которую уменьшилась стоимость лома, а в графе 16 «Сумма НДС. » поставить прочерк (при заполнении электронного счета-фактуры — цифру «0»).

Как отразить стоимость лома в первичных документах и договоре

ФНС и Минфин России пока не дали разъяснений как при реализации лома налого­плательщику -продавцу оформить первичные документы и оговорить в договоре стоимость лома.

По мнению автора, первичные документы, которыми сопровождается реализация лома, следует заполнить так же как и счета-фактуры, т.е. указать стоимость лома без учета НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Пример:
Если при отгрузке лома применяется товарная накладная по форме ТОРГ-12, то в графе 12«Сумма без учета НДС» следует указать стоимость лома без НДС (например, 100 руб.), в графах 13 (ставка НДС) сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 14 (сумма НДС) и 15 «Сумма с учетом НДС» можно поставить прочерк.

В бухгалтерском учете продавца лома стоимость лома отражается в составе выручки без учета НДС (только тот доход, который продавец вправе получить от покупателя).

Учитывая, что продавец лома не должен предъявлять покупателю НДС (п.1 ст.168 НК РФ) и даже не должен исчислять этот налог (п.3.1 ст.166 НК РФ), по мнению автора, в договоре не нужно оговаривать стоимость лома с учетом НДС (продавец не должен «утруждать» себя расчетом «безНДСной» цены лома). Поэтому в договоре следует оговорить, что цена лома не включает сумму НДС, а НДС уплачивается покупателем, исполняющим обязанности налогового агента по НДС.

Например, данное условие договора можно указать так: «Цена одного килограмма лома черного металла составляет 1 рубль. Цена лома не включает НДС. В соответствии с п.8 ст.161 НК РФ НДС исчисляется налоговым агентом — покупателем».

НДС у покупателя - налогового агента

ФНС обратила внимание, что налоговые агенты, приобретающие лом не должны составлять счета-фактуры. Для исчисления НДС в качестве налоговых агентов они регистрируют в книге продаж и книге покупок счета-фактуры, полученные от продавцов.

Такие налоговые агенты определяют налоговую базу по НДС так, как — будто сами являются продавцами (п.15 ст.167 НК РФ), то есть на одну из наиболее ранних дат:

  1. день отгрузки лома;
  2. день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома.

Полученные от продавца счета-фактуры покупатель регистрирует в книге продаж. При регистрации:

  • «авансовых» счетов-фактур налоговый агент укажет код операции «41»;
  • «отгрузочных» счетов-фактур- код «42».

Не смотря на то, что налоговая ставка НДС у налогового агента составляет 18/118 и она должна применяться к стоимости лома, увеличенной на сумму НДС, фактически налоговые агенты будут начислять НДС по ставке 18 % к стоимости лома (сумме аванса), указанной в счете-фактуре.

Пример:
Покупатель перечислил аванс в счет поставки лома — 100 руб. Получил от продавца счет-фактуру и регистрируя его в книге продаж покупатель рассчитывает НДС по ставке 18%, т.е. в гр.14 «Стоимость продаж, облагаемых НДС..» покажет 100 руб., исчислит НДС по ставке 18 % (это будет 18 руб.) и покажет эту сумму в гр.17 «НДС по счету-фактуре. 18%» —18 руб. И только после этого в гр.13б «Стоимость продаж по счету-фактуре..» укажет налоговую базу налогового агента (стоимость лома + НДС) — 118 руб.

Точно также заполняется книга продаж при регистрации счета-фактуры на отгрузку лома. Единственная разница:

  • при регистрации «авансового» счета-фактуры в графе 2 книги продаж нужно указать код операции «41»;
  • при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры следует указать код — «42».

При принятии к вычету НДС, исчисленного с предоплаты в книге покупок налоговый агент зарегистрирует «авансовый» счет-фактуру, указав в гр.2 код операции «43», в графе 15 книги покупок «Стоимость покупок по счету-фактуре..» — 118 руб., а в графе 16 «Сумма НДС»- сумму налога, принимаемую к вычету, в нашем примере, —18 руб.

Также независимо от системы налогообложения, которую применяют налоговые агенты, для них предусмотрен вычет НДС по корректировочному счету-фактуре в случае уменьшения стоимости ранее отгруженного лома (п. 13 ст. 171 НК РФ) и обязанность по доначислению НДС в случае, если стоимость лома увеличилась (п.10 ст.154 НК РФ).

При регистрации в книге продаж корректировочного счета-фактуры на увеличение стоимости лома (за продавца) налоговому агенту следует указать код операции — «42» (как при отгрузке лома). А в случае уменьшения стоимости лома, корректировочный счет-фактуру налоговый агент зарегистрирует в книге покупок с кодом «44».

Но у таких налоговых агентов есть еще одна особенность по начислению НДС. Если они являются плательщиками этого налога и приобретают лом для облагаемых операций, они вправе принять к вычету НДС как покупатели, т.е. они могут заявить вычет НДС и по перечисленному авансу и по приобретенному лому так, как — будто купили лом у продавца с НДС. Тогда покупателю не придется фактически уплачивать НДС в бюджет в качестве налогового агента.

Дело в том, что исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, производится налоговыми агентами совокупно в отношении всех товаров, указанных в п.8 ст.161 НК РФ (т.е. в отношении всех операций по приобретению лома, шкур и алюминия). Соответственно налоговые агенты, приобретающие лом и шкуры определяют сумму НДС, которую они должны уплатить в бюджет по итогам квартала в качестве налоговых агентов с учетом начислений и возможных вычетов «за продавца» и с учетом вычетов и восстановлений «у покупателя».

Пример:
Если покупатель — плательщик НДС приобрел лом за 100 руб. для облагаемых операций, исчислил 18 руб. как налоговый агент, то 18 руб. исчисленного НДС он вправе принять к вычету как покупатель. Тогда по операциям, указанным в п.8 ст.161 НК РФ сумма НДС к уплате по итогам квартала составит 0 руб. (18 руб. начислено и 18 руб. вычет).

Если же покупатель лома НЕ является плательщиком НДС, то как покупатель он не может принимать к вычету НДС. Поэтому при приобретении лома за 100 руб., он начислит 18 руб. НДС как налоговый агент и эту сумму уплатит в бюджет по итогам квартала.

ФНС РФ разъяснила, что итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, приобретающими лом, шкуры и алюминий, следует отражать по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

При принятии к вычету НДС при осуществлении операций по приобретению лома в качестве покупателя налоговый агент укажет:

  • код «41» при регистрации «авансового» счета-фактуры;
  • код «42» при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры и
  • код «42» при регистрации корректировочного счета-фактуры в случае увеличения стоимости отгрузок («как за покупателя»).

При восстановлении НДС, ранее принятого к вычету по предоплате в счет отгрузки лома (у покупателя), налоговому агенту следует указать код «43». А при регистрации корректировочного счета-фактуры в книге продаж при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя») следует указать код «44».

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 26.05.2016 года

Федеральное казенное учреждение реализует металлолом, полученный в результате списания основного средства. Металлолом приходуется и реализуется по одной цене.

В какой момент возникает налогооблагаемая база по прибыли от реализации металлолома: в момент оприходования его в учете или в момент реализации? В каких строках декларации по налогу на прибыль это отражается?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

На дату подписания актов о списании имущества у казенного учреждения возникает обязанность по отражению в целях налогообложения по налогу на прибыль дохода в размере рыночной стоимости полученного металлолома. Обязанность по отражению дохода возникает также вследствие последующей реализации металлолома покупателю. Казенное учреждение при реализации металлолома вправе уменьшить доход от реализации на расходы в размере рыночной стоимости, по которой металлолом был принят к учёту.

Обоснование вывода:

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов признаются ломом цветных и (или) черных металлов.

Получение металлолома и возможность его реализации создает для организации экономические выгоды, а соответственно, налогооблагаемый доход (ст. 41 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

В соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Такие доходы признаются в целях налогообложения независимо от последующего использования или неиспользования в деятельности организации госсектора (реализации или для управления организацией) (письмо Минфина России от 19.05.2008 N 03-03-06/2/58).

Согласно п. 5 ст. 274 НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (то есть исходя из рыночной цены) (смотрите также письмо Минфина России от 10.08.2012 N 03-03-06/1/400).

В перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определенный ст. 251 НК РФ, не включены доходы в виде стоимости имущества, полученного от списания объектов казенного учреждения, и они подлежат включению во внереализационные доходы с учетом положений п. 5 ст. 274 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 08.08.2013 N 03-03-06/4/32160, от 21.10.2009 N 03-03-05/188, ФНС России от 23.12.2009 N 3-2-13/227).

Согласно пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ дата получения внереализационных доходов в виде рыночной стоимости материальных запасов, полученных при списании с баланса объектов имущества, определяется на дату Актов о списании имущества или иных аналогичных документов.

В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаётся выручка, в частности, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в ст. 251 НК РФ. Как уже было указано, перечень таких доходов является исчерпывающим.

На основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).

В указанной норме доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от сдачи имущества в металлолом, не поименованы.

С учётом изложенного доходы, полученные казенными учреждениями от реализации металлолома, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций (смотрите также письма Минфина России от 07.04.2016 N 03-03-06/3/19798, от 18.02.2016 N 03-03-05/8970, от 05.12.2012 N 03-03-06/4/112).

Особенности определения расходов при реализации прочего имущества, за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров, определяются нормой пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций:

- на цену приобретения (создания) этого имущества, если иное не предусмотрено п. 2.2 ст. 277 НК РФ,

- на сумму расходов, указанных в абзаце втором п. 2 ст. 254 НК РФ.

Так, в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.п. 8, 13 и 20 части второй ст. 250 НК РФ.

То есть из данных норм главы 25 НК РФ следует, что при реализации имущества, полученного при демонтаже или разборке (при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС), доходы от реализации могут быть уменьшены на расходы в виде стоимости указанного имущества.

Таким образом соблюдается принцип, установленный абзацем четвертым п. 3 ст. 248 НК РФ, согласно которому любой доход, относящийся к поступлению (выбытию) одного и того же имущества, учитывается в целях налогообложения прибыли однократно. Абзацем четвертым п. 3 ст. 248 НК РФ предусмотрено, что в целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

Специалисты Минфина России также высказывались о том, что при реализации металлолома, полученного при ликвидации основных средств, организация вправе уменьшить выручку от его реализации.

Налоговое законодательство не содержит исключения из этого правила для случаев реализации материальных ценностей, полученных при ликвидации (демонтаже, списании) основных средств, созданных (приобретенных) за счет целевых поступлений или средств целевого финансирования. Поэтому при реализации металлолома, полученного при ликвидации (списании) основных средств, стоимость которого была учтена в составе доходов, выручка (доход) может быть уменьшена на стоимость реализованного металлолома.

Таким образом, на дату подписания актов о списании имущества у казенного учреждения возникает обязанность по отражению в целях налогообложения по налогу на прибыль дохода в размере рыночной стоимости полученного металлолома. Обязанность по отражению дохода возникает также вследствие последующей реализации металлолома покупателю. Казенное учреждение при реализации металлолома вправе уменьшить доход от реализации на расходы в размере рыночной стоимости, по которой металлолом был принят к учёту.

Доходы от реализации и внереализационные доходы отражаются в одноимённом Приложении N 1 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Декларация), форма, формат представления и порядок заполнения которой (далее - Порядок) установлены приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

В силу п. 6.2 Порядка при заполнении строки 100 Приложения N 1 к Листу 02 Декларации налогоплательщики отражают внереализационные доходы, сформированные в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При этом доходы в виде стоимости материалов и иного имущества, полученных при ликвидации, ремонте ОС, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации ОС, указывают по строке 102 Приложения N 1 к Листу 02 Декларации.

С учётом изложенного полагаем, что доход в размере рыночной стоимости металлолома, полученного при списании имущества казённого учреждения, должен быть отражён по строке 102 Приложения N 1 к Листу 02 Декларации.

В свою очередь, выручка от реализации металлолома подлежит отражению в качестве "Выручки от реализации прочего имущества" (строка 014 Приложения N 1 к Листу 02 Декларации).

В абзаце двадцать третьем п. 7.1 Раздела VII Порядка указано, что по строке 060 показывается цена приобретения (создания) реализованного прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров, амортизируемого имущества), доходы от которого отражены по строке 014 "Выручка от реализации прочего имущества" Приложения N 1 к Листу 02, полученные в отчетном (налоговом) периоде, а также расходы, связанные с его реализацией.

Следовательно, рыночную стоимость реализованного металлолома следует отразить по строке 060 Приложения N 2 к Листу 02 Декларации.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ


Эксперт-методолог BDO Unicon Outsourcing

Многие организации сталкиваются с необходимостью избавиться от ненужных основных средств. Имущество можно ликвидировать, а можно продать. О том, как правильно отразить в бухгалтерском учете реализацию основного средства и заполнить декларацию по налогу на прибыль, читайте в статье.

Вариант с продажей основного средства выгоден для компании, так как даже при убыточной операции часть затрат на приобретение возмещается. На практике имущество продается как с прибылью, так и с убытком. В настоящее время основные средства быстро теряют свою потребительную стоимость, так как устаревают морально и физически. Поэтому реализация с убытком — экономически оправданная хозяйственная операция. В налоговом учете такой убыток признается, но не единовременно, как в бухгалтерском учете, а с рассрочкой.

Алгоритм отражения в отчетности операций по реализации основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете сильно отличается. В бухгалтерской отчетности продажа основных средств учитывается в показателях Отчета о финансовых результатах в обычном порядке по итогам всех аналогичных операций. В декларации по налогу на прибыль реализация основных средств с убытком и с прибылью показывается развернуто и имеет свои особенности. Налоговый результат определяется по каждому объекту отдельно.

Рассмотрим, как поступать бухгалтеру при отражении реализации основных средств в учете и отчетности.

Бухгалтерская отчетность
В бухгалтерском учете доходы от реализации основных средств отражаются в составе прочих доходов по счету 91-1. Остаточная стоимость основных средств учитывается в составе прочих расходов по счету 91-2. Прочие доходы и расходы отражаются в Отчете о финансовых результатах. В итоге прибыль или убыток от реализации ОС влияет на сумму прибыли до налогообложения и сумму чистой прибыли. При этом организация самостоятельно принимает решение о том, как показывать в Отчете финансовый результат от продажи: свернуто или развернуто.

ООО «Альфа» в апреле 2013 г. реализовало станок и ксерокс. Остаточная стоимость станка составляет 100 000 руб., ксерокса — 80 000 руб. Станок продан за 129 800 руб. (в т. ч. НДС — 19 800 руб.). Ксерокс продан за 59 000 руб. (в т. ч. НДС — 9000 руб.).

В апреле бухгалтер ООО «Альфа» выполнит следующие записи:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1

– 129 800 руб. — отражена реализация станка;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68

– 19 800 руб. — начислен НДС с реализации станка;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01

– 100 000 руб. — списана остаточная стоимость станка.

Прибыль от реализации станка составит:

129 800 – 19 800 – 100 000 = 10 000 руб.

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1

– 59 000 руб. — отражена реализация ксерокса;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68

– 9000 руб. — начислен НДС с реализации ксерокса;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01

– 80 000 руб. — списана остаточная стоимость ксерокса.

Убыток от реализации ксерокса составит:

59 000 – 9000 – 80 000 = 30 000 руб.

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9

– 20 000 руб. (30 000 – 10 000) — отражен итоговый финансовый результат от реализации основных средств.

В Отчете о финансовом результате (Форма № 2) в строке «Прочие расходы» бухгалтер ООО «Альфа» отразит итоговый убыток от реализации станка и ксерокса в сумме 20 000 руб. В учетной политике ООО «Альфа» указано, что в бухгалтерской отчетности результат от реализации основных средств отражается свернуто.

Декларация по налогу на прибыль

Разберем порядок заполнения декларации по налогу на прибыль1 в случае продажи имущества с прибылью или с убытком.

Вариант 1. Основные средства продаются с прибылью: выручка больше, чем остаточная стоимость.

В данном случае необходимо учитывать следующие правила и соотношения:

  1. Доходы от реализации ОС отражают по строке 030 Приложения № 1 к Листу 02 (далее — Приложение № 1). Этот показатель также учитывают по строке 030 Приложения № 3 к Листу 02 (далее — Приложение № 3) и включают в итоговое значение строки 340 Приложения № 3.
  2. Расходы от реализации ОС (остаточная стоимость) указывают по строке 080 Приложения № 2 к Листу 02 (далее — Приложение № 2). Кроме того, остаточную стоимость реализованного имущества отражают по строке 040 Приложения № 3.
  3. Прибыль от реализации ОС учитывают по строке 060 Листа 02. Прибыль определяется следующим образом:
Прибыль от реализации имущества (строка 060
Листа 02) = Доходы от реализации (строка 010 Листа 02) – – Расходы (строка 030 Листа 02)

строка 010 Листа 02 = строка 040 Приложения 1= строка 030 Приложения 1;

строка 030 Листа 02 =строка 130 Приложения 2 = строка 080 Приложения 2.

Прибыль от продажи ОС отражают и по строке 050 Приложения № 3 (без учета объектов, реализованных с убытком). Обратите внимание, этот показатель самостоятельно нигде больше не используется, в расчет налоговой базы включается через доходы и расходы от реализации.

Воспользуемся данными примера 1. Дополнительно укажем, что декларацию заполняем за 1-е полугодие 2013 г.

Отразим операции по реализации станка, проданного с прибылью:

Шаг 1. Заполняем Приложение № 3

Шаг 2. Заполняем Приложение № 1

Шаг 3. Заполняем Приложение № 2

Шаг 4. Заполняем Лист 02

Вариант 2. Основные средства продаются с убытком: выручка меньше, чем остаточная стоимость.

В этом случае необходимо помнить следующие правила и соотношения:

  1. Доходы от реализации ОС отражают по строкам 030 Приложения № 1 и Приложения № 3.
  2. Расходы от реализации (вся остаточная стоимость) указывают по строке 080 Приложения № 2. При этом значение показателя учитывают и по строке 040 Приложения № 3.
  3. Расходы от реализации (часть остаточной стоимости) отражают по строке 100 Приложения № 2 и строке 060 Приложения № 3.
Обратите внимание, при заполнении декларации сумму убытка по строке 060 Приложения № 3 включают в прочие расходы отчетного (налогового) периода в той части, которая приходится на этот период. Сумма определяется в результате равномерного распределения убытка от реализации (непокрытой части остаточной стоимости) пропорционально месяцам, составляющим разницу между сроком полезного использования по норме и фактическим сроком эксплуатации2.

4. Убыток от реализации ОС отражают по строке 050 Листа 02. Убыток также учитывают частично в составе прочих расходов по строке 100 Приложения № 2.

Кроме того, убыток от продажи ОС отражают и по строке 060 Приложения № 3 (без учета объектов, реализованных с прибылью). Обратите внимание, этот показатель восстанавливает убыток, попадающий в расчет налоговой базы через доходы и расходы от реализации.

Воспользуемся данными примера 1. Дополнительно укажем следующие показатели. Декларацию заполняем за 1-е полугодие 2013 г. Срок полезного использования ксерокса по норме составляет 60 месяцев. До момента реализации (апрель 2013 г.) ксерокс эксплуатировался 10 месяцев. Оставшийся срок полезного использования равен 50 месяцам.

Сумма убытка, приходящегося на 1 месяц:

600 руб. (30 000 руб. : 50 мес.).

В 1-м полугодии убыток будем списывать за оставшиеся месяцы: май и июнь. Сумма убытка, относящегося к отчетному периоду, составит:

1200 руб. (600 руб. × 2 мес.).

Отразим в декларации операции по реализации ксерокса, проданного с убытком:

Шаг 1. Заполняем Приложение № 3

Шаг 2. Заполняем Приложение № 1

Шаг 3. Заполняем Приложение № 2

Шаг 4. Заполняем Лист 02

Мы рассмотрели примеры заполнения декларации отдельно для станка и ксерокса для наглядности. Но, отчитываясь по налогу на прибыль, в декларации по этим двум основным средствам некоторые показатели должны складываться.

Покажем, как заполнить декларацию, если объединить операции по реализации станка и ксерокса, ведь в нашем примере они были проданы в одном месяце.

Последовательность действий следующая:

Шаг 1. Заполняем Приложение № 3

Шаг 2. Заполняем Приложение № 1

Шаг 3. Заполняем Приложение № 2

Шаг 4. Заполняем Лист 02

Таким образом, в бухгалтерском учете у ООО «Альфа» за 1-е полугодие 2013 г. по операциям реализации основных средств образовался убыток в сумме 20 000 руб. В налоговом учете в декларации будет отражена прибыль в сумме 8800 руб. В результате возникает разница из-за различных правил признания убытков в виде непокрытой реализацией остаточной стоимости. Эта разница образует в бухгалтерском учете временную разницу при расчете налога на прибыль, которая в свою очередь создает отложенный налоговый актив (ОНА) на счете 09.

Рассчитаем налог на прибыль с учетом ПБУ 18/023:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

– 4000 руб. (20 000 руб. × 20%) — отражен условный доход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68

– 5760 руб. ((30 000 – 1200) руб. × × 20%) — отражен ОНА.

Налог на прибыль составляет:

5760 – 4000 = 1760 руб.

Проверяем налог на прибыль по декларации:

8800 руб. × 20% = 1760 руб.

Значит, расчет правильный.

В бухгалтерском учете и отчетности операции по реализации основных средств отражаются просто, как все прочие доходы и расходы.

В налоговом учете и отчетности отражение операций по реализации основных средств — процесс более трудоемкий и имеет ряд особенностей. Все доходы от реализации имущества учитываются по строке 030 Приложения 1, в свою очередь этот показатель равен строке 030 Приложения № 3.

Все расходы от продажи ОС отражаются по строке 040 Приложения 2. Причем строка 040 Приложения 2 соответствует строке 040 Приложения № 3. При этом остаточная стоимость ОС равна сумме амортизации, не начисленной на момент реализации.

Финансовый результат показывается раздельно в Приложении № 3: прибыль отражается по строке 050, а убыток — по строке 060.

Убыток в полной сумме восстанавливается по строке 050 Листа 02.

Сумма убытка, относящаяся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, включается в прочие расходы от реализации по строке 100 Приложения № 2.

Таким образом, выполняется условие Налогового кодекса об определении прибыли (убытка) от реализации ОС по каждому объекту.

Важно помнить, что в случае продажи основных средств с убытком в бухгалтерском и налоговом учете возникнут временные разницы, приводящие к образованию отложенного налогового актива.


--------------------------------------------------------------------------------
1) форма, утв. приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@
2) п. 3 ст. 268 НК РФ
3) утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н
4) ст. 323 НК РФ

Читайте также: