Проблемы вывозных таможенных пошлин

Опубликовано: 01.05.2024

Россия является одним из основных экспортеров зерновых. В этом направлении экспорта имеется тенденция к наращиванию объемов. Доходы от экспорта зерна поступают в бюджет РФ. Большую долю экспортируемого зерна составляют: пшеница, кукуруза и ячмень.

Особенности экспорта зерна

Если до 2016 года на экспорт шла 1/3 от выращиваемого объема зерна, то, начиная с 2017 года, стало экспортироваться не менее половины собираемых в России зерновых. Причина этого явления скрыта частично в более высоких экспортных ценах по сравнению с теми, что предлагает сельхозпроизводителям Минсельхоз. Поэтому сельхозпроизводители не спешат реализовывать зерно на внутреннем рынке, а стремятся получить максимальную прибыль, продав зерно за границу.


Наибольшие мощности по перевалке зерна на экспорт находятся в Краснодарском крае. Его отгружают через Ростовский, Таганрогский и Ейский порты.

Российское зерно идет на экспорт в Египет, Турцию, Азию, Африку и Ближний Восток. Причем в последнее время главным импортером является Турция. По объемам закупок она обогнала Египет, закупив 7,7 млн тонн зерна. Третье место занимает Иран, четвертое – Бангладеш, а пятое – Саудовская Аравия. Незначительные объемы зерна экспортируются в страны ЕАЭС.

С 1 апреля по 30 июня 2020 года Минсельхоз ввел ограничения на экспорт зерна за пределы ЕАЭС. Установлена квота в размере 7 млн тонн. Эти меры нацелены на сдерживание роста цен на внутреннем рынке. В конце апреля квота уже была выбрана. Правительство РФ вправе ввести полный запрет на вывоз зерновой продукции за пределы страны на срок не более 6 месяцев.

Порядок таможенного оформления

Порядок экспорта продукции регулируется нормативными актами: ФЗ №164 от 08.12.2003 и Таможенным кодексом ЕАЭС (содержание и порядок таможенной процедуры экспорта раскрыты в гл.21 ТК ЕАЭС). Данный таможенный режим подразумевает проверку документации, декларирование товара и оплату пошлин. В процессе также проводятся:

таможенный осмотр и досмотр;

Груз должен быть предъявлен на таможне, поэтому после прибытия груза на таможенный пост сотрудники таможни извещаются об этом в течение получаса. Затем проводится проверка, оформляется таможенная декларация, оплачиваются пошлины и сборы.



Обратите внимание! При экспорте зерна в зависимости от тех или иных условий могут быть использованы таможенные льготы: отмена уплаты пошлин, понижение ставки, предоставление тарифных квот, компенсации.

Соблюдение норм Таможенного кодекса обязательно для каждого экспортера, но поскольку каждый случай экспорта уникален, могут возникнуть те или иные проблемы, ввиду недостаточной подготовленности декларанта. СБ Карго рекомендует обращаться к таможенному брокеру, который за умеренную плату возьмет на себя сопровождение груза в таможне, подготовку документов и решение всех сопутствующих проблем.

Документация для таможенного оформления

Каждая партия зерна сопровождается документами:

паспортом сделки, если сумма сделки превышает 50000$;

сертификатом происхождения и пр.

Декларация может быть подана на бумажном носителе или в электронном виде, причем подача электронного документа возможна только через специализированную программу. В декларации прописывается информация о товаре, таможенном режиме и отправителе/получателе товара. Декларация оформляется на каждую партию товара. В документе, в графе 44.6, прописывается номер и дата выдачи сертификата, а также наименование органа, который его выдал. Копия документа заверяется подписью декларанта и остается в таможне.

Декларацию можно оформить по месту проживания владельца товара или в других таможенных постах. Причем в последнем случае взимается повышенный таможенный сбор.

Процедура таможенного оформления зерна на экспорт имеет ряд особенностей. В первую очередь, чтобы вывести из России зерно, нужно оформить сертификат, подтверждающий качество вывозимого товара. В таможенный орган предоставляется оригинальный документ, выданный Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации либо её представительствами, расположенными в регионах – Росгосхлебинспекцией.



Качество и безопасность зерна тщательно контролируются. Зерно, используемое для пищевых и кормовых целей, должно соответствовать нормам Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна». Сертификация зерна, отправляемого на экспорт, проводится по методикам и нормам ЕС. Зерно проверяется на содержание:

биологически активных веществ.

Согласно стандартам, содержание генно-модифицированной пшеницы не должно превышать 0,9% от общего объема. Если же пшеница ГМО, на нее оформляется СГР. Кроме того, качество зерна контролируется государственным надзором, функции которого выполняет Россельхознадзор. Госнадзору подвергается только то зерно, которое реализуется в странах Таможенного союза.

Обязательно предоставление фитосанитарного сертификата, который подтверждает качество экспортируемого зерна, отсутствие вредителей и болезней, соответствие карантинным фитосанитарным требования страны назначения. При прохождении таможни проводится фитосанитарный контроль, который включает проверку документов, осмотр транспортного средства и продукции. Фитосанитарный сертификат действителен в течение 14 дней с момента выдачи.

Классификация по ТН ВЭД



Зерновые культуры относят к субпозициям с учетом их вида, способа и степени обработки. Злаки – это группа 10 по ТН ВЭД. К зерну относятся срезанные перед созреванием культуры, включая в снопах и колосьях, не обмолоченные. Если зерно обмолочено или каким-либо другим способом обработано, то оно исключается из этой группы. Кроме того, к этой группе причисляется зерно, пригодное в пищу в качестве овощей, исключая сладкую кукурузу, которая имеет собственный товарный код – 07.

Пшеница и меслин

Гречиха, просо и семена канареечника, прочие злаки

Помимо указанных злаков, к группе 1006 относится рис, в том числе обмолоченный, дробленый, отбеленный, полированный. Если злаки в колосьях или початках обработаны и предназначены для декоративных целей, то они относятся к совершенно другой подсубпозиции – 0604 99 900 0.

Пошлина

При вывозе продукции уплачивается вывозная пошлина в рублевом эквиваленте и таможенный сбор. Ставка пошлины зависит от подсубпозиции по ТН ВЭД.

На экспорт пшеницы в 2016 году, согласно Постановлению правительства от 26 сентября 2016 года №966 была установлена нулевая пошлина, которая действовала до 1 июля 2018 года. Затем Постановлением Правительства от 27 июня 2018 года №737 срок действия нулевой ставки вывозной пошлины был продлен до 1 июля 2019 года, и в настоящий момент также действует нулевая ставка экспортной пошлины, согласно Постановлению Правительства от 29 июня 2019 года №830. Данное Постановление действует до 1 июля 2021 года с целью стимуляции экспорта в рамках таможенно-тарифного регулирования.

Ставка импортной таможенной пошлины составляет 3% – на кукурузу, 5% – на пшеницу, ячмень, овес, сорго зерновое, гречиху, 10% – на рис.

Способы перевозки



Наибольшей популярностью для перевозки зерна пользуется морской и железнодорожный транспорт благодаря возможности транспортировки больших объемов товара и невысокой стоимости. Отгрузка зерна на экспорт производится в портах Новороссийска, Туапсе, Кавказа, Прибалтики, Каспия. Зерно перевозится в специализированных цистернах на специально оборудованных для этой цели кораблях.

Железнодорожным транспортом зерно вывозится из Центральной России и Поволжья, Сибири и Урала. Используются специализированные вагоны. Этот способ является наиболее экономически выгодным.

Потери при перевозке зерновых компаниям возмещаются в виде субсидий. Логистические маршруты постоянно совершенствуются с целью увеличения объемов экспорта зерна. Это направление экспорта контролируется на государственном уровне.

Ввозная таможенная пошлина: виды ставок, порядок начисления и оплаты

Ведение внешнеэкономической деятельности предполагает пересечение границ. Субъектов процесса законодательство обязывает уплачивать таможенные платежи в пользу государства. В зависимости от вектора перевозки взносы бывают ввозными, вывозными и транзитными. При импорте товара из Европы в Россию оплачивается ввозная таможенная пошлина. О нюансах ее расчета, льготных условиях, штрафах за нарушение регламента расскажут специалисты компании «Калипсо».

О семантике и особенностях платежа

Импортная пошлина взимается при ввозе грузов коммерческого назначения в страну. Платеж является обязательным в мировой практике, существует он и в России. Регламент и порядок оплаты регулируется ТК ЕАЭС. Данный сбор преследует сразу несколько целей:

  • пополнение государственного бюджета;
  • регулирование объемов импорта;
  • защита отечественных производителей и предоставление им преференций на рынке.

Важно знать! Пошлина распространяется исключительно на продукцию коммерческого сектора. Товары личного предназначения не подлежат налогообложению, однако могут быть ограничены по количеству.

6ff0f19e1798eec6b8737e4029fac9d8.jpg

Виды ставок и особенности калькуляции

Поскольку продукция, пересекающая границу, разносортна, для оплаты предусмотрено три вида ставок таможенных пошлин. Регламент платежей и классификация товаров представлены в Едином таможенном тарифе. На сегодняшний день при импорте используют три способа расчета: адвалорная, специфическая и комбинированная ставки.

Адвалорный платеж

Его сумма рассчитывается, исходя из таможенной стоимости товара. Ставка для каждой категории продукции устанавливается на определенный период времени. Она может повышаться или понижаться в зависимости от рыночной ситуации и необходимости защитить отечественного производителя.

Значение варьируется от 0 до 30%, сумма ставки рассчитывается как произведение таможенной стоимости и показателя адвалорной ставки. Соответственно, данный платеж не может быть выше, чем 30% стоимости товара.

Отдельное внимание при расчете суммы таможенной пошлины уделяется достоверному заявлению таможенной стоимости товара. Контролирующий орган проверяет этот параметр очень тщательно, часто необходимо предоставить бумагу, которая обосновывает заявленную сумму.

Важно знать! Расчет налога проводится, исходя из процента, который установлен на период ввоза продукции. Калькуляцию выполняют в валюте страны, куда ввозится товар.

Специфическая ставка

Пошлина не зависит от стоимости груза, является фиксированной на единицу продукции. В качестве данного параметра могут выступать масса, объем, количество, вес или мощность. Ставка не зависит от экономических показателей, не связана с ценообразованием.

Размер ввозной таможенной пошлины определяется как произведение количества продукции, ставки и курса валют. Параметр указан в евро, на момент ввоза пошлина рассчитывается по курсу Центробанка. Данный вид налогообложения удобен для государства, поскольку участники ВЭД не могут никак повлиять на его размер.

Комбинированная пошлина

Предполагает использование двух алгоритмов одновременно. Регламент расчета следующий:

  • вычисляется сумма по адвалорной ставке;
  • определяется платеж по специфической ставке;
  • результаты суммируются или выбирается наибольший.

В первом случае выплачивается аккумулятивная пошлина, во втором – альтернативная ставка. Достаточно часто комбинированный платеж представлен в виде регламента: 15% от стоимости товара, однако не ниже, чем 5 евро за единицу.

f6d0b4a87b62b5e4ed6456e242e86641.jpg

Льготные условия

Некоторые виды товаров освобождаются от уплаты ввозной пошлины. Это зависит от цели импорта. В данную группу входят следующие категории грузов:

  • предназначенные для личного применения;
  • гуманитарная помощь;
  • используемые для ликвидации аварий и стихийных бедствий;
  • ввозимые физическими лицами;
  • ввозимые персонами, обладающими правом беспошлинного импорта.

Также существует понятие тарифных преференций. Они предоставляются менее развитым странам на некоторые группы товаров. Список позиций регламентирован решением ЕЭК № 8 от 13 января 2017 года. Преференции в виде 75% от базовой ставки получают по российскому законодательству 103 государства, и 49 государств имеют полное освобождение от пошлин на некоторые категории товаров.

Расчет ввозных пошлин для физлиц

Согласно законодательству, физические лица не оплачивают ввозную таможенную пошлину. Однако существует целый ряд ограничений и требований к багажу.

  • Для наземного сообщения стоимость товаров не должна превышать 1500 евро.
  • Для авиатранспорта стоимость груза не должна превышать 10000 евро.
  • Весовое ограничение – 50 кг.

При нарушении квоты пассажир оплатит пошлину за превышенный объем. Следует знать, что таможенный инспектор может самостоятельно назначить платеж при подозрении на то, что товар ввозится с коммерческой целью. Например, если в багаже обнаружено большое количество одинаковых товаров.

Платежи на ввоз автотранспортных средств

Импортные таможенные пошлины на автомобиль оплачивается независимо от способа ввоза. Налоговая сумма складывается из следующих составляющих.

  • Импортная пошлина. Для автомобилей возрастом до 7 лет составляет 23-25%, для машин старше определяется по объему двигателя из расчета 1,4-3,2 евро за каждый кубический сантиметр.
  • Сбор за оформление на таможне. Размер варьируется в зависимости от стоимости авто и может составлять от 500 до 100000 рублей.
  • Акциз. Размер зависит от мощности мотора. Не взимается для авто до 90 л.с. Мощность до 150 л.с. оплачивается от 45 рублей за единицу. Свыше 500 л.с. ставка возрастает до 1302 рублей.
  • НДС. Рассчитывается как 18% от стоимости транспортного средства, акцизного сбора и пошлины.
  • Утилизационный сбор. Устанавливается, исходя из года изготовления автомобиля и объема двигателя.

Как оплачивается пошлина: временные рамки

Импортную таможенную пошлину можно оплатить с момента оформления декларации. Законодательством фиксирован окончательный срок: не позднее 15 суток после предъявления товара на пограничном контроле.

Погашение задолженности проходит в евро или отечественной валюте, наличными в кассе или переводом на счет.

Возможна инициация отсрочки платежа. В этом вам может помочь таможенный брокер компании «Калипсо». Процедура требует одобрения таможенного органа, за нее взимается дополнительный процент.

Примеры расчетов таможенной пошлины

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливают в соответствии с категорией товара. Чтобы определить размер выплат, необходимо установить код груза по ТН ВЭД.

  • Стоимостная ставка

(Таможенная Стоимость * Адвалорная ставка)/100.

Если груз стоит 100 000 рублей, адвалорная ставка составляет 6,5%, пошлина будет равна 6500 рублей.

  • Специфическая ставка

Специфическая ставка * Курс валюты * Количество товара.

Так, на 200 единиц товара при специфической ставке в 0,2 евро и курсе в 75 рублей за евро размер выплаты будет составлять 0,2*75*200, что составляет 3000 рублей.

  • Комбинированная ставка

Например, по единому тарифу ЕАЭС для груза предполагается два значения ставки 10% или 0,1 евро за кг. При стоимости груза 8000 рублей и весе 5 кг несложно посчитать, что в первом случае необходимо оплатить 800 рублей (8000*0,1), а во втором 37,5 рублей (0,1*75*5). Согласно закону должна быть выбрана большая сумма.

Чтобы быть уверенным в корректности расчетов и избежать штрафных санкций, оформление платежа есть смысл доверить компетентному таможенному представителю.

5b36ab2c04b1440348d25928770160a4.jpg

Штрафные санкции

При занижении стоимости товара или использования неподходящего вида ставки вывозных таможенных пошлин представитель контролирующего органа может инициировать процедуру перерасчета налога и потребовать дополнительной оплаты. В случае, если будет доказано сознательное уменьшение стоимости товара, на участника ВЭД могут быть наложены санкции.

Чтобы избежать проблем при оформлении товара на таможне, пользуйтесь услугами профессионалов. Таможенный брокер компании «Калипсо» оказывает правовое сопровождение, отстаивает интересы перед контролирующими органами.

Как оплачиваются НДС и акцизы

Законодательством установлена обязательная оплата не только импортной пошлины, но и акциза и НДС. Актуальность и размер платежа зависят от типа товара и его кода согласно ТН ВЭД. Ряд продукции освобожден от взимания НДС и акциза. Актуальную информацию можно посмотреть в НК РФ и ТК ЕАЭС.

Для большинства продукции ставка НДС насчитывается 10% или 20%. Акцизные сборы распространяются на определенные категории товаров, перечень которых указан в НК РФ статья 193.

Советы и рекомендации специалиста

Грамотный расчет ввозной пошлины во многом определяет скорость пересечения товаром границы, а также дополнительные штрафные санкции. Доверяя расчет платежей профессионалам, вы не только избежите задержек товара на таможне, но и оптимизируете ваши расходы.

Выводы

Пошлина на импорт – обязательный платеж, принятый в большинстве стран для товаров коммерческого назначения. Грамотный расчет суммы требует знания действующего таможенного законодательства и опыта в проведении аналогичных процедур. Свою помощь вам всегда готова предложить компания «Калипсо».

Российские аграрии бьют тревогу из-за решения Правительства РФ о повышении вывозных таможенных пошлин на зерно, семена подсолнечника, рапс и сою – на некоторые с 0% от таможенной стоимости товара до 50 евро за тонну. Это может привести к огромным убыткам для растениеводов и к сокращению объемов производства — крестьяне будут просто не заинтересованы в том, чтобы производить свою продукцию в прежних объемах. И в итоге мера властей даст обратный результат — повлечет не снижение, а рост конечных цен на продукты питания. Будет нанесен удар и по имиджу России как экспортера. Подробности — в материале Накануне.RU.

Лидер "Партии Дела", президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин во время пресс-конференции назвал решение кабмина "странным" и заявил, что со стороны российских властей было неправильно принимать его закулисно, без обсуждений.

Он обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не продлевать введенные таможенные пошлины на следующее полугодие и в дальнейшем никогда их не вводить. По мнению Константина Бабкина, это тормозит развитие агропромышленного комплекса, и если власти хотят сделать из России богатую, промышленную, аграрную державу, то "забирать деньги у крестьян" нельзя.

"В последние годы наше сельское хозяйство развивалось достаточно активно. Россия несколько лет подряд демонстрировала рекордный урожай зерновых и производства мяса, птицы, стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Серьезно развивалось сельхозмашиностроение. Наши машины экспортируются в 40 стран мира и занимают доминирующее положение на внутреннем рынке. Остановилось падение уровня жизни крестьян. Это решение [о введении пошлин] может перечеркнуть все достижения", — заявил Константин Бабкин.

Он отметил, что аргумент Правительства о том, что рост цен на продукцию сельского хозяйства может отрицательно сказаться на покупательской способности бедного населения, не выдерживает никакой критики, поскольку сбивание оптовых цен на зерно не приведет к реальному снижению цен на хлеб.

комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш" />

Смешным эксперт назвал и аргумент о том, что если не сдерживать экспорт, то все зерно вывезут из России. "Чтобы мы были обеспечены зерном, хлебом, нам надо не ограничивать развитие зерноводства, не сбивать цены на зерно, а стимулировать его сбыт, инвестиции, бороться за развитие экспорта", — отметил Константин Бабкин, добавив, что в большом количестве зерна заинтересованы и другие производства — например, птицеводы. Снижение цен на внутреннем рынке и снижение производства зерна противоречит их интересам.

Ограничение экспорта зерна откликается волной в других смежных отраслях. Крестьяне видят, что не смогут по справедливой цене продать свою продукцию и в результате меньше инвестируют в технику, удобрения, повышение квалификации сотрудников. Это все влияет на покупательскую способность людей.

В качестве примера аграрии приводят 2015 г., когда существовала аналогичная пошлина, которая действовала до осени 2016 г. Тогда ограничение экспорта зерна привело к тому, что рынок сельскохозяйственных машин снизился на 15-20% к предыдущему году.

Ведущий эксперт по АПК, директор "Совэкона" Андрей Сизов отметил, что из-за принятого решения об ограничении экспорта из кармана аграриев фактически изымут 211 млрд руб. в 2021 г. Тогда как весь аграрный бюджет составляет 260 млрд руб. Потери, на первый взгляд, по словам эксперта, незначительные, но на деле это серьезный удар по растениеводству. Основные убытки будут у производителей пшеницы ($2,6 млрд), производители ячменя и кукурузы не досчитаются $0,13 млрд и $0,07 млрд соответственно.

Однако убытки будут расти и в новом сезоне, в зависимости от урожая, составят уже 311 млрд руб. "Сейчас обсуждается некая плавающая пошлина на пшеницу. Это основная культура, на которой держится сельское хозяйство. Она может составить около 70% от разницы между экспортной ценой и $200 за тонну. Сейчас цена примерно $300, то $70 за тонну пшеница будет составлять. То есть столько аграрии будут недополучать не только за то, что идет на экспорт, но и за торговлю на внутреннем рынке, ведь наш рынок считается от мирового рынка", — отметил Сизов.

Главные проблемы, по его словам, начнутся с урожая 2022 г. Россия будет терять позиции лидера мирового экспорта, а российские сельхозпроизводители столкнутся с ростом цен на материально-технические ресурсы.

Директор "Совэкона" считает, что ограничение экспорта повлечет за собой репутационный риск для России — есть шансы потерять покупателей на мировых рынках. И вернуть их назад будет возможно, при желании Россия сможет вернуться на утраченные позиции, только продавая зерно по более низким ценам, чем у конкурентов. Сами же конкуренты нашей страны от этих мер только выигрывают.

"В целом, выигрывают все сельхозпроизводители мира, кроме России. И Франция, и Украина. Больше всех, пожалуй, американские фермеры. Там относительно высокие запасы пшеницы, они ее продадут по этой высокой цене — мировые цены выросли, в том числе за счет заявлений России об ограничении экспорта. Вопрос в том, почему Россия, являясь членом ВТО, вводит такие решения и можем ли мы получить иски от других государств? Такие ограничения возможны, когда, например, жуткий урожай, нашествия саранчи. Но сейчас урожай рекордный. Кто-то из покупателей зерна может обратиться в ВТО с иском. Может быть, тогда власти объяснят, почему приняли такое решение", — высказался Андрей Сизов.

По словам директора Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области Юрия Паршукова, вопрос о введении пошлин напрямую коснется поддержки сельского хозяйства.

"В текущем году Ростовская область заняла первое место по валовому сбору зерновых — 12 млн 625 тыс. тонн. Рост к 2019 г. — 3%. А вообще за 10 лет, с 2008 по 2018 г., валовые сборы зерновых увеличились с 8 млн до 13 млн тонн, ежегодно по 500 тыс. тонн идет увеличение объемов производства. С чем это связано? С интересом к реализации этой продукции. Селяне научились работать: изучили все технологии, приобретали комбайны, вносили каждый год в полном объеме минеральные удобрения. Земля заработала. Землю не обманешь. Нужно продолжать накапливать ресурс, которым она располагает. И если будут ограничительные пошлины, то это, конечно, остановит рост непосредственно урожайности зерновых. Мы провели анализ по всем районам. Рост урожайности может быть увеличен, прошедший год показал, что это реально", — заявил он.

Ростовская область является крупным экспортером — вывозит 10 млн тонн зерна, тогда как 3 млн тонн отправляется на внутренний рынок. Ограничения могут привести к сокращению рабочих мест и падению уровня жизни населения. Паршков призвал взвешенно подходить к решению подобных вопросов.

"Решили убить курицу, которая несет золотые яйца", — заявил аграрий.

Председатель совета директоров группы компаний "Верхнехавский агрохолдинг" Антон Пермяков поддержал Паршукова, отметив, что есть риск перечеркнуть все положительные итоги динамичного развития российского растениеводства.

"Ради чего все это делается? Зачем мы пытаемся забрать из растениеводства 200-300 млрд? Что пытаемся дать взамен? Простой подсчет позволяет, мягко говоря, удивиться. В самом дорогом хлебе цена зерна вообще ничтожна. В самом дешевом, но самом лучшем хлебе — старый, советский, гостовский хлеб, очень сложно засунуть зерна больше чем на 10 руб. Норма потребления хлеба в год — 100 кг на человека. Берем 10 руб. зерна, умножаем на 100 — получаем 1000. Но мы же не говорим, что хлеб станет дешевле на столько. Нет, мы говорим, что зерно станет на 20% дешевле. 20% — это вся прибыль растениеводства за пределами юга. Чуть дальше на восток у растениеводства будет изъята вся прибыль. И ради чего? У нас, как всегда, когда дешевеет зерно, хлеб не дешевел ни разу. Я не помню, чтобы такое произошло хотя бы раз. Но если даже такое случится, то речь пойдет о суммах совершено ничтожных", — высказался он.

хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU" />

"Это даже не сжечь дом, чтобы приготовить поросенка. Это сжечь дом, чтобы приготовить поросенка, которого еще даже не поймали", — заявил Пермяков.

Издатель портала "Крестьянские ведомости" Игорь Абакумов призвал не забывать уроки прошлого — он напомнил, что в 1980 г. в США ввели эмбарго на поставку зерна в СССР в связи с войной в Афганистане и в результате потеряли крупнейшего покупателя, а такие страны, как Аргентина и Бразилия получили развитие. То есть, американцы сами создали себе конкурентов на рынке. После этого в США было принято решение, что любое зерновое эмбарго вводится только в случае ЧС. В 2010 г. в РФ прекращали экспорт зерна, что также привело к тому, что зерновой рынок просел.

Константин Бабкин отметил, что в России пришла пора менять экономическую идеологию — если крестьянам будет невыгодно выращивать хлеб, то выгодным останется только экспорт газа и нефти. И в этой ситуации многие люди останутся без работы, а число бедных возрастет.

"Четкой экономической идеологии на сегодняшний день у нас нет. Мы то стремимся построить самодостаточную, сильную экономику, то влиться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях. То ограничиваем экспорт своей высокотехнологичной продукции, то стараемся его поддержать. Если посмотреть на решения последнего времени, то мы видим, что Правительство больше стимулирует экспорт непереработанного сырья. Строит новые газопроводы, нефтепроводы, инвестирует в это огромные средства. Никак не ограничивает экспорт металла, электричества, не ограничивает цены на топливо на внутреннем рынке. Но при этом ограничивает цены на сельхозтехнику, продукцию сельского хозяйства, снижает поддержку машиностроения, не исправляет политику малодоступности кредитов для аграриев. Пока экономическая политика шатается. И сейчас опять пошел дрейф в сторону подсаживания страны на сырьевую иглу. Тогда как нам стоит обратиться к опыту всех стран, которые прошли период модернизации, индустриализации. Это низкие налоги, доступные кредиты, мягкая денежная политика, поддержка своих производителей на внутренних рынках и внешних, стимулирование экспорта", — резюмировал он.

Рост цен на продовольствие далеко не единственная проблема 2020 года, связанная с нарушением привычных рыночных отношений, с дисбалансом мировой экономики. Тяжёлая ситуация сложилась в металлургии. Она может сказаться на экономике в целом.

Касается каждого

Не следует думать, что проблемы людей, продающих и покупающих металл тоннами на международных рынках, нас не касаются, что страшно далеко всё это от народа.

Рост цен на чёрные и цветные металлы – это рост цен на автомобили, на бытовую технику, в том числе импортную (скажем, Китай является одним из крупнейших покупателей нашей меди, и эта медь в готовых устройствах потом возвращается в Россию). Вырастут расходы на большие государственные проекты – строительство кораблей, самолётов, мостов, а это обернётся снижением дивидендов и налогов от компаний, осуществляющих эти проекты. Меньше бюджет – проблемы с повышением пенсий, с выполнением социальных обязательств.

Очень сильно дорожает арматура из-за строительного бума, к которому, в свою очередь, привела программа льготной ипотеки. Увеличиваются и сроки её поставки, что приводит к сбоям графика строительства и откладыванию передачи ключей новосёлам.

Рост цен в этой отрасли – серьёзный удар по России ещё и потому, что металл в нашей стране – это, к сожалению, пока что в первую очередь трубы, а крупнейшими покупателями металла являются "Газпром" и его подрядчики. Отсюда следует следующий серьёзный риск: рост цен может стать для монополии предлогом в очередной раз саботировать программу газификации России.

Упали, чтобы взлететь

Давайте посмотрим, что же происходит с металлами. Начнём с самых дешёвых, чёрных.

Например, горячекатаная рулонная сталь в начале года стоила 540 долларов за тонну, в начале апреля – 440 долларов, а в декабре цена достигла 740 долларов. Соответственно, растут цены и в России: изготовители заборов констатируют, что с лета 2020 года ценник на прокат увеличился на 20-30%, а производители предупреждают о дальнейшем росте.

Та же картина на рынке цветных металлов: алюминий, медь, свинец, никель, олово, цинк – все они существенно подорожали за год, но особенно за осень.

Похожие графики и у драгоценных металлов, разве что период провала у них был в марте, и то очень короткий, буквально на неделю-две.

Таким образом, цены на все металлы рухнули в марте, но после прекращения первых локдаунов, а для инвестиционных металлов и раньше, пошли вверх, да так, что не остановить. Дело ещё и в том, что, не имея представления о том, сколько будут продолжаться ограничения, российские производители металла (НЛМК, "Северсталь", Магнитогорский металлургический и другие) весной существенно уменьшили выпуск продукции – и в результате на складах её сейчас очень мало или просто нет.

Невидимая рука мирового рынка

Генеральный директор "Северстали" Александр Шевелёв разводит руками: это рынок, ребята, чего вы хотите?

Причины роста: неплохой спрос в Китае, остающиеся на высоких уровнях цены на сырьё, низкие складские запасы на фоне того, что были ожидания новых полных локдаунов, которых повсеместно не случилось. Ещё беспрецедентно низкие банковские ставки по депозитам. С учётом девальвации людям ничего не остаётся, как вкладываться в покупки – жильё, автомобили, бытовую технику, что логичным образом приводит к росту спроса (а значит, и цен) на сталь.

И далее в саморекламном интервью РБК менеджер предрекает, что в течение трёх месяцев "закончится отложенный спрос", в переводе на честный русский – закончатся деньги у населения.

Работающие в отрасли рядовые специалисты тоже сходятся на том, что основная причина подорожания металлов та же, что и у продовольствия, – рост мирового спроса и, как следствие, цен. При этом внутренние цены вполне могут расти и при стабильности на рынке. Если год назад ты экспортировал, скажем, килограмм какого-то металла за доллар и это равнялось 62 рублям, то сейчас тот же доллар эквивалентен уже 74 рублям. А у тебя, конечно, зарплаты и налоги рублёвые, зато оборудование и расходники зачастую импортные, да и почему ты должен продавать свой товар не по самой высокой возможной цене?

Кстати, по мировым меркам цены на металл в России всё ещё относительно скромны. Скажем, катанка – гибкая стальная проволока – в США обойдётся в 820 долларов за тонну, в Евросоюзе – в 640, в Латинской Америке – в 610. Внутри России катанку марки СТ3 сейчас ещё можно купить в среднем по 45 000 рублей за тонну, по текущему курсу это 612 долларов. То есть по этому показателю цены у нас мировые, но на нижней грани.

Пошлины не помогут

Подобные ситуации – рост цен внутри России вследствие роста цен на мировых рынках – для нас не внове. Как правило, регулятор решает эту проблему повышением вывозных пошлин. Если 15% экспортной цены приходится возвращать государству, особого смысла в вывозе товара за границу нет – соответственно, производители переориентируются на внутренний рынок, на нём исчезает дефицит, обостряется конкуренция и снижаются цены. Но Федеральная антимонопольная служба считает эту меру в данном случае бессмысленной:

Установление вывозных таможенных пошлин на лом и отходы чёрных металлов не приведёт к заявленному результату – снижению цен на металлопрокат, так как наблюдается рост мировых цен не только на металлургическое сырьё, но и на металлопродукцию… Предложено рассмотреть возможность введения системы экспортных пошлин на конечную продукцию… Ведомство проводит расследование обоснованности роста цен на рынке металлопродукции…

Сейчас, по данным той же ФАС, около 40-50% металлопродукции, произведённой в России, поставляется на экспорт. Пошлины приведут к потере нашими производителями части их доли мирового рынка, что в долгосрочной перспективе также грозит неприятными последствиями в виде уменьшения выпуска продукции, приостановки мощностей, сокращения персонала.

В общем, куда ни кинь – всюду хуже. Это неизбежное следствие участия России в глобализации, её вовлечённости в мировые производственные цепочки, её зависимости от внешних обстоятельств. Сейчас нам придётся просто перетерпеть период высоких цен на металл и надеяться, что рост налоговых поступлений от его продажи за рубеж будет использован с умом. В целом же бороться надо с зависимостью России от капризов свободного внешнего рынка – хотя бы потому, что его свободу легко прочувствовать на абсолютно нерыночных санкциях против "Русала", "Северного потока", Huawei.

Но это, кажется, тема даже не ближайшего десятилетия.

Глава 3. Обоснование проблем, возникающих при взимании таможенных платежей и разработка предложений по их устранению

3.1 Обоснование проблем, возникающих при взимании таможенных платежей таможенными органами

Причин занижения количества взимаемых таможенными органами платежей достаточно много. Одной из них является сравнительно высокий уровень таможенных платежей. Для уменьшения их размера участниками внешнеэкономической деятельности предпринимаются различные попытки и методы по уменьшению стоимости декларируемого товара, либо их реального количества. В среднем при прохождении иностранных товаров через границу таможенного союза 2/3 нарушений обусловлены именно занижением цены и уменьшением количества ввозимых товаров, что влечёт за собой значительное непоступление таможенных пошлин и налогов в бюджет страны. Статистика внешнеэкономической деятельности показывает, что наибольшие потери российского бюджета связаны с импортом товаров из таких стран, как Германия, Китай, Польша, Италия 1 .

Необходимо также сказать, что таможенная статистика неадекватно отражает или вовсе не отражает данные об импорте физических лиц. Этот вид импорта достигает в настоящее время беспрецедентно больших объемов. Нерегистрируемый беспошлинный импорт со стороны физических лиц представляет собой товары, которые ввозятся физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и товары, перемещаемые через таможенную границу в упрощенном (льготном) порядке. Размеры этой части импорта определяются Центральным Банком России путем соответствующего досчета, т.е. на основе сопоставления розничного товарооборота на внутреннем рынке и объемов поступления товарных ресурсов по учтенным каналам по данным Федеральной службы государственной статистики.

Ввоз товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот - это полулегальный канал поступления товаров, который не регистрируется таможенными органами. Для физических лиц, которые используют таможенные льготы, провоз "серого " импорта превратился в доходный бизнес.

Крупными фирмами, которые организовали бизнес на беспошлинном ввозе товаров под видом физических лиц, провозятся через границу нашей страны крупные объемы товаров, которые дробятся на мелкие партии. На подставное физическое лицо оформляется определённая партия товаров по доверенности. Потребительские товары, которые импортируются по такой схеме, в зависимости от размера партии, не уплачивают при прохождении границы таможенные пошлины или облагаются пошлинами по льготным ставкам.

Исходя из разных оценок, данный вид торговли достигает 80-90% импорта потребительских товаров. Таким образом, мелкий бизнес является прикрытием "серого " импорта, с учетом которого оценка возрастают объёмы "теневого " импорта: суммируются незарегистрированный таможней импорт (превышение экспорта партнеров над импортом) и "серый " импорт физических лиц. Кроме того, что федеральным бюджетом недополучаются доходы, негативными последствиями такой схемы ввоза импортных товаров является и нарушение условий равноправной конкуренции внутри страны, которые создают серьезные препятствия для развития внутреннего производства. "Теневой " импорт затрудняет реализацию регулирующей функции таможенной системы, сводит на нет эффективность тарифной политики государства.

Другой причиной нанесения значительного ущерба доходам федерального бюджета является неправильное администрирование таможенных платежей самими таможенными органами.

Также выявляются случаи, когда пени начисляются таможенными органами не за каждый день просрочки платежей, начиная со дня ее возникновения, а по мере оформления документов, предусмотренных для этих случаев налоговым и таможенным законодательством: требования об уплате таможенных платежей, инкассового поручения, решения таможенного органа о взыскании сумм задолженности за счет имущества должника, судебного решения и исполнительных документов 1 .

В результате данного явления сумма пени, которая отражается как в отчетности о задолженности по уплате таможенных платежей, так и в базе данных Федеральной таможенной службы России, бывает занижена в несколько раз.

Из-за нечеткого правового регулирования применения таможенных преференций при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями и технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций также происходит недопоступление значительных средств в федеральный бюджет страны. Законодательством не определено содержание понятий "основные производственные фонды " и "технологическое оборудование ", что создает возможность произвольного отнесения таможенными органами товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, к основным производственным фондам и технологическому оборудованию, чем пользуются отдельные предприятия. Установлено, что не только небольшие организации, но также целые оффшорные финансовые и финансово- производственные сети, используя недочёты налогового и таможенного законодательства, зачастую путем противоправной деятельности, минимизируют налогообложение, что впоследствии нарушает условия применения таможенных процедур, стимулирует отток капитала, снижает доходный потенциал бюджетной системы Российской Федерации.

В ряде случаев выявляются нарушения при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории. Вместо российских компаний, участвующих в переработке, основную часть прибыли получали иностранные офшорные компании-собственники ввозимого из-за рубежа на переработку сырья и вывозимого впоследствии за пределы страны продукта переработки за счет значительной разницы между высокой ценой реализации продуктов переработки на внешнем рынке и относительно низкой стоимостью услуг российских предприятий по переработке продукта.

Данная проблема возникает в связи с невозможностью в большинстве случаев идентификации таможенными органами сырьевых товаров в продуктах переработки, что, в свою очередь, используется отдельными участниками внешнеэкономической деятельности для уклонения от уплаты таможенных платежей при вывозе сырьевых товаров и ввозе других товаров под видом продуктов их переработки. При этом основная номенклатура вывозимых на переработку товаров состоит из товаров, переработка которых возможна на предприятиях Российской Федерации 1 .

Например, обработанные лесоматериалы, вывозимые за границу с применением минимальных или нулевых ставок таможенных пошлин, используются в основном в странах-импортерах как сырье для дальнейшей глубокой переработки и выпуска готовой продукции. Ещё одним примером является экспорт угольной продукции, при котором на разные производные из угля устанавливаются различные ставки вывозной таможенной пошлины. Ввиду того, что товары, произведённые из угля, визуально могут иметь одинаковый вид и быть схожими по физико- химическим характеристикам, а также по причине отсутствия возможности проведения экспертных исследований и методик, которые бы позволили лабораторными методами идентифицировать предъявляемый к таможенному оформлению товар, такое положение дел также приводит к недопоступлению таможенных платежей в доход федерального бюджета.

Отдельным блоком хотелось бы выделить проблемы системы совместного взимания ввозных таможенных пошлин и иных платежей, которые распределяются между государствами-членами Таможенного союза 2 .

На сегодняшний день, после нескольких лет опыта функционирования Таможенного союза назрела необходимость в изменении нормативов, рассчитанных по статистическим показателям "Комтрейд ООН ", которые не отражают в полной мере современные пропорции импортных поставок в Таможенном союзе. Данная проблема имеет место при любой фиксации пропорций на основе динамичных макроэкономических показателей на сколь-нибудь продолжительное время.

Во-вторых, при расширении Таможенного союза за счёт вступления в него новых членов необходим будет пересмотр пропорций распределения ввозных пошлин, что влечёт за собой ведение непростых переговоров. И как показывает имеющийся у Таможенного союза опыт, такая дележка в конечном счете превращается в довольно непростой предмет политического торга.

Также стоит отметить другую проблему, не связанную напрямую с функционированием рассматриваемого механизма, однако очень важную с точки зрения его объективной оценки и совершенствования. Это проблема недостаточности публикуемой статистической информации для проведения полноценного научного анализа взимания и распределения ввозных таможенных пошлин и иных платежей первой группы. Несмотря на периодический сбор и обобщение такой информации "уполномоченными органами ", в свободном доступе её практически нет. Реальная же оценка эффективности действующего механизма и его влияния на результаты интеграционных мероприятий в рамках единого таможенного пространства может быть получена только при наличии такой информации.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в совершенствовании системы учета поступающих таможенных платежей таможенными органами - проведение системной работы, направленной на легализацию доходов от экономической деятельности и наведение порядка в системе учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности.
3.2 Мероприятия по повышению эффективности поступления таможенных платежей в федеральный бюджет

Одним из самых важных условий оптимизации администрирования таможенных операций, на наш взгляд, является приведение к единообразию применения таможенного законодательства. Информационные таможенные технологии, построенные с учётом строгого соблюдении правил, которые закреплены таможенным законодательством, должны обеспечивать единообразие в применении правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки. Особую актуальность этот вопрос приобретает в функционировании Таможенного союза, который требует единой унифицированной для его членов нормативно-правовой базы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через его границу.

Реализация таможенными органами фискальной функции требует правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, для чего необходимо использование таможенными органами современных информационных технологий.

Недостатки современной системы уплаты таможенных платежей препятствуют совершению таможенных операций с товарами в те сроки, которые указаны в Таможенном кодексе ТС. Решением данной проблемы может стать комплексная автоматизация процесса уплаты таможенных платежей, т.е. автоматизация информационного обмена между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности о движении денежных средств, которая будет способствовать сокращению сроков доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов.

Самыми сложными в управлении являются ввозные таможенные пошлины, изначально поступающие на единый счет и только потом распределяющиеся по бюджетам трех стран. Данный вид пошлин не входят в систему прямых источников дохода национальных бюджетов стран- участников Таможенного союза, но при этом каждая из сторон заинтересована в обеспечении другими странами полноты поступлений и распределении ввозных таможенных пошлин.

Формирование таможенных доходов, взимание таможенных и иных платежей и предполагает участие в данных отношениях других сторон, возникающих в процессе движения денежных средств от плательщика на счет Федерального казначейства и вовлеченных в механизм взаимодействия в связи с действием Таможенного союза. При этом таможенные органы, в связи с переходом на уплату по кодам бюджетной классификации и электронным декларированием, не принимают непосредственного участия в процессе перечисления денежных средств в бюджет.

В виду того, что ведение лицевых счетов лиц и компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность ведётся в таможенном органе, осуществляющем оформление, затрудняется получение обобщенной информации по внесенному обеспечению, начислениям и уплатой таможенных платежей и сборов, начисленной задолженности. Осложняет ситуацию и тот факт, что денежные средства между таможенными органами могут быть зачтены в счет погашения задолженности только в том таможенном органе, где зарегистрирован декларант 1 .

Своевременный бюджетный учет осложняется передачей информации о первичных документах в целях оперативного учета таможенных платежей с уровня таможни, регионального таможенного управления и ФТС не в режиме реального времени. Поэтому, на сегодняшний день назрела необходимость в упрощении существующего порядка учета таможенных платежей, но с сохранением достаточного уровня контроля за их поступлением в федеральный бюджет.

Результативность деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей зависит от освоения новых принципов деятельности таможенных органов, создания результативной методики организации взимания таможенных платежей и формирования таможенных доходов с учетом критериев качества результатов труда.

Таким образом, в связи с переходом на уплату таможенных и иных платежей по кодам бюджетной классификации, на автоматизированную обработку данных, электронное декларирование, исключающее непосредственное участие таможенных органов в перечислении денежных средств, в основу деятельности Федеральной таможенной службы России по управлению и контролю собираемости таможенных платежей необходима выработка нового принципа - переход от контроля таможенных платежей к контролю информационных ресурсов.

Для всех участников внешнеэкономической деятельности необходимо развитие и обеспечение приемлемого уровня осуществления таможенных операций, обеспечение экономической безопасности и пополнение доходов федерального бюджета. В настоящее время унифицированных правил ведения статистики взаимной торговли в Таможенном союзе нет.

Необходимо упростить существующий порядок учета таможенными органами денежных средств на лицевых счетах декларантов, который не обеспечивает достаточный уровень контроля полноты и своевременности поступления таможенных платежей в федеральный бюджет. Для этого в ближайшее время предполагается создание для каждого участника внешнеэкономической деятельности единого лицевого счета (ЕЛС) и единой базы данных, которые будут концентрироваться в расчетном таможенном центре (РТЦ). Данная система позволит списывать денежные средства на уплату таможенных сборов и платежей в любом регионе.

Тем не менее, ввиду закрепления ведения лицевых счетов за расчетным таможенным центром (в зависимости от федерального округа), и присвоения участнику внешнеэкономической деятельности номера налоговой регистрации (ИНН) участник внешнеэкономической деятельности сможет осуществлять взаимодействие только с одним, максимально приближенным территориально, таможенным органом.

Для повышения эффективности описанного механизма уплаты таможенных пошлин и налогов, необходимо обеспечить бесперебойное информационное взаимодействие таможенных органов с юридическими лицами, на которых лежит ответственность за поступление на счет Федерального казначейства и на счет, определенный международным договором государств-членов Таможенного союза (ввозная таможенная пошлина), денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов.

Таким образом, необходимо создать правовые и технические условия для внедрения уплаты таможенных платежей электронными способами, подключение к системе для удаленной оплаты таможенных платежей, повсеместное внедрение автоматизированной системы по учету обеспечения таможенных платежей и сборов.

Кроме того, для реализации данной системы потребуется создание в каждом федеральном округе отдельного расчетного таможенного центра (РТЦ) по обслуживанию юридических лиц, и отдельного РТЦ для физических лиц, которые имеют налоговую регистрацию в соответствующем регионе (ИНН). Реализация данных мероприятий позволит участнику внешнеэкономической деятельности взаимодействовать с РТЦ по вопросам учета денежных средств, учета задолженности по уплате таможенных и иных платежей. По остальным вопросам участник внешнеэкономической деятельности должен обращаться в соответствующий таможенный орган, в регионе деятельности которого осуществлялись таможенные операции.

В настоящее время для повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов необходимо решение следующих тактических задач:

- сокращение задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей;

- усиление контроля за достоверностью декларирования товаров;

- повышение эффективности валютного контроля;

- совершенствование законодательства РФ и таможенного законодательства.

Для решения проблемы занижения таможенной стоимости необходимо совершенствование единой базы объективной справочной ценовой информации на основные товары и услуги на мировом рынке (наименование и описание товара, страны происхождения, фирм-производителей, марок, моделей, артикулов, технологий производства, маршрутов доставки и видов транспорта, страхования и других факторов, влияющих на ценообразование), расширение состава источников ценовой информации, более широкое применение современных информационных технологий - обеспечение использования данной базы в автоматизированном режиме в ходе таможенного оформления. Реализация указанных мероприятий позволит увеличить перечисляемые в федеральный бюджет таможенные платежи.

Целью таможенной политики должно стать обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории таможенного союза, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие 64 проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Выявленные в процессе анализа общих условий обеспечения уплаты таможенных платежей проблемы, а также предложенные пути их преодоления, безусловно, будут способствовать совершенствованию таможенного законодательства и, как следствие, стабильности всей финансовой системы государства.

Читайте также: