Как узнать о выездной налоговой проверке в 2019 году

Опубликовано: 12.05.2024

Суды Договоры Юридическое обслуживание

Налоговая проверка

Каждый раз при получении конвертов от ФНС, руки предпринимателей невольно колеблются от умозаключений касаемо содержимого. И одной из самых неприятных категорий «писем счастья» является информация о предстоящей налоговой проверке. Впрочем, если сообщили — уже хорошо, ведь бывают налоговые проверки и без предупреждения. В любом случае такие ситуации требуют базовых знаний и понимания того, как вести себя в подобных случаях.

Содержание статьи:

Что представляет собой налоговая проверка?

ФНС, как и любая другая государственная структура, требует надлежащего исполнения обязательств перед законом. Поэтому проверка со стороны налоговой инспекции является средством контроля физических или юридических лиц на предмет нарушения налогового законодательства.

Жадность людей, как известно, не имеет границ, и это говорит только о том, что проверки никогда не закончатся. Другое дело, что «охота» идёт не только на подозрительные цели, но и на добросовестных налогоплательщиков. А, учитывая то, что налоги должны платить практически все категории граждан и организаций, то и от проверок не застрахован никто.

По сути, процесс проверки налоговой инспекцией заключается в сопоставлении данных — тех, что были задекларированы, с фактическими. Положения о налоговом контроле закреплены законом в статье 82 Налогового кодекса.

Результатом мероприятия является составление акта налоговой проверки, который включает в себя полный список нарушений (если таковые имеются) и требования по их устранению. Подписанный инспектором акт должен быть отправлен проверяемому не позднее 2 месяцев с момента проверки. Если получатель согласен с выдвинутыми требованиями, то он должен подписать акт и приступить к устранению нарушений. В противном случае составляется ответное заявление с указанием обстоятельств несогласия. На это выделяется 14 дней с момента получения акта. Столько же выделяется на ответ контролирующего органа по заявлению.

Категории проверяемых

Физические лица

Налоговая проверка физического лица — довольно редкое явление, поскольку современные условия для малого предпринимательства позволяют без особых тяжб вести бизнес официально. Если же физлицо имеет существенный доход, не заявляя данные в ФНС, то, помимо штрафных санкций за незаконную предпринимательскую деятельность, он должен будет возместить недоплаченную сумму в бюджет. Но, чтобы привлечь лицо к ответственности, должны быть проведены контрольные мероприятия по установлению факта нарушения, то есть налоговая проверка.

Незаконная предпринимательская деятельность — далеко не единственное, но самое распространённое нарушение налогового законодательства физическим лицом. Разовые (не систематические) сделки физических лиц не требуют обязательной регистрации в качестве юрлица или ИП, но, тем не менее, должны быть задекларированы. Ещё одной распространённой причиной проверки является контроль правильности расчёта имущественных вычетов.

Юридические лица

Особый акцент стоит сделать на контроле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку бизнес является основным источником пополнения налоговой казны. В 99% под налоговой проверкой подразумевается контроль юрлиц и ИП. Причиной проверок является несоблюдение налогового законодательства, а именно статьи 23 НКРФ. Наиболее распространённые случаи, являющиеся поводом для выезда налоговых инспекторов (или приглашения на камеральную проверку):

  • Ликвидация или реорганизация фирмы
  • Небольшой размер налоговых отчислений в сравнении со средними показателями по рынку в данной отрасли
  • Несоответствие платежей установленным законодательно
  • Значительное изменение результатов деятельности в сравнении с предыдущими периодами
  • Несоответствие сведений, переданных в ФНС, фактическим данным
  • Работа «в минус» на протяжении года и более
  • Не устранены раннее обозначенные нарушения
  • Приказ о проверке со стороны прокурорского надзора

Современные электронные системы позволяют в автоматическом режиме отслеживать все эти данные. И если ещё 10 лет назад нарушители оставались в тени, восхищаясь «хитрыми схемами», то на данный момент работать «в чёрную» попросту неэффективно — в итоге это встанет дороже.

Налоговая проверка

Виды налоговых проверок по местоположению

Камеральная проверка

Это самый распространённый тип налоговой проверки, поскольку в этом случае не требуется физического перемещения инспекторов на место нарушения, что существенно экономит время. Любые отчётные документы, поданные налогоплательщиком в ФНС, могут быть изучены в ходе камеральной проверки. На это выделяется 3-месячный срок с момента предоставления сведений. Если по результатам проверки найдены нарушения, налогоплательщик вызывается в налоговую службу для дачи пояснений и устранения обнаруженных недочётов.

Выездная проверка

Причиной выездного мероприятия может стать недоверие к подаваемым налогоплательщиком декларациям. Целью выезда инспекторов может стать изъятие определённых документов, отражающих сведения о доходах и расходах юридического лица или ИП, осмотр помещений, инвентаризация имущества. И если камеральную проверку может организовать любой налоговый инспектор по своему усмотрению, то приказ на выездную проверку издаётся руководителем налогового органа или его заместителя.

Встречная проверка

Как такового, понятия «Встречная проверка» в Налоговом кодексе — нет. Тем не менее, этот вид проверки активно практикуется и называется он так по той причине, что камеральная или выездная проверка назначается не на организацию, а на её контрагентов. Таким образом, ФНС получает возможность сравнить экземпляры одних и тех же документов, полученных от разных организаций.

Виды налоговых проверок по способу организации

Плановая проверка

Название говорит само за себя — проверка планируется заблаговременно до её осуществления. График проверок подготавливается сотрудниками налоговой службы и заранее утверждается у руководства инспекции. При этом налогоплательщик получает соответствующее уведомление.

Внеплановая проверка

В случае подозрения на сокрытие отчётности организации, налоговая инспекция вынуждена организовать внезапное мероприятие, не давая возможность нарушителю «ускользнуть». Соответственно, такие проверки могут носить исключительно выездной характер.

Мероприятия налогового контроля

Каких именно действий стоит ожидать от инспекторов во время проверки? Всё зависит от целей и задач проверки, масштабности нарушений и способе самой проверки. Но, в целом, все мероприятия можно разделить следующим образом:

  • Осмотр офисных, складских, производственных и любых других помещений для поиска доказательств грубых нарушений
  • Допрос может проводиться в целях выяснения обстоятельств, имеющих непосредственное отношение к делу
  • Вызов в качестве свидетеля — это тот же допрос, но только по месту нахождения налогового органа
  • Выемка документов с целью поиска подтверждения нарушений
  • Экспертиза, целью которой является, например, оценка имущества
  • Истребование документов предполагает, что представитель организации самостоятельно предоставляет документы в налоговый орган
  • Инвентаризация выполняется для того, чтобы сопоставить данные в документах с фактическими данными.

Налоговые органы вправе привлечь переводчиков и сторонних экспертов в тех случаях, когда выполнить мероприятие своими силами не представляется возможным.

Налоговые каникулы в 2019 и 2020 году

Налоговые каникулы

В конце 2018 года федеральным законом № 480-ФЗ был продлён мораторий на проведение налоговых проверок субъектов малого предпринимательства. Согласно этому документу, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года плановые проверки не коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, которые входят в Единый реестр СМП.

Исключение составляют субъекты, которые совершили грубые нарушения за последние три года или лишались лицензий. Кроме того, законопроект не касается компаний, работающих в сферах здравоохранения, теплоснабжения, образования и энергетики.

Сопровождение налоговых проверок

Если «письмо счастья» всё же к вам пришло, но у вас нет времени на изучение деталей, или же вы попросту не желаете сталкиваться с инспекторами лицом к лицу, рекомендуем обратиться за профессиональной помощью. Специалисты по налоговым проверкам в максимально сжатые сроки изучат причину проверки, устранят пробелы в учёте, подготовят необходимый пакет документов и в случае нарушений со стороны проверяющих органов обжалуют результат.

Франклин: "Человек, добившийся соблюдения своих законных прав приносит государству пользу большую, чем человек покорно лишь исполняющий свои обязанности."

Налоговая вправе прийти в компанию с проверкой: изучить документы, поговорить с сотрудниками, осмотреть помещение. Чтобы проверка не стала внезапной, рассказываем, как узнать о ней заранее.

Советами делится юрист Денис Савин, в прошлом — налоговый инспектор из отдела выездных проверок.

Денис Савин

Какими бывают проверки

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.


Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.


Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.


В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Как пройти зарплатную комиссию

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:


А это — поручение запросить документы:


Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.


По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.

Короче

Признаки будущей проверки

Запрос налоговой о сделках за три года

Встречная проверка у партнеров

Вызов на комиссию налоговой

Как подстраховаться

Попросить бухгалтера сообщать, если приходят запросы от налоговой или полиции

Подружиться с бухгалтерией партнеров, чтобы бухгалтеры предупреждали о вопросах о вашей компании

ПОЛГОДА

есть у компании до проверки, если она заметила признаки

Для любого бизнеса выездная налоговая проверка или ВНП ― стресс и потери. Почти всегда назначение ВНП означает предъявление претензий со стороны налоговой инспекции и перспективу многомиллионных доначислений. «Cредний чек» проверки по РФ в целом составляет 24 млн. руб., по Москве ― 53 млн.руб., Санкт-Петербургу ― 73 млн. руб. Также остается высоким риск субсидиарной и даже уголовной ответственности для физических лиц: собственников, руководителей и бухгалтеров ― таких примеров сегодня множество.

Можно ли заранее узнать о ВНП и избежать ее?

Информировать налогоплательщика о намерении провести выездную налоговую проверку налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853). Однако, о риске назначения ВНП могут свидетельствовать «следы» предпроверочного анализа инспекции, например, встречные проверки прямых контрагентов и контрагентов второго и последующих звеньев.

Факт включения компании в план ВНП, является закрытой информацией, поэтому узнать заранее о проверке практически невозможно.

И все-таки, наиболее предпочтительный вариант ― совсем не попадать в поле зрения налоговых органов и действовать на опережение: своевременно выявлять и устранять зоны налоговых рисков с помощью аудита. Мониторить риски может собственная служба налогового контроля или аудиторская компания). Первый вариант практически всегда встречается в крупных компаниях, средний и мелкий бизнес держать экспертов в штате не может, поэтому внешний аудит остается для него главным помощником и гарантом безопасности.

12 маркеров, указывающих на возможность выездной проверки

Каким же образом компании попадают в план проверки? Все просто. Налоговая руководствуется Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В приложении к Приказу изложены 12 критериев, являющиеся маркерами налогового неблагополучия, которые обращают на себя внимание налоговой инспекции. Вот они:

Критерий № 1. Компания имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).

Критерий выступает важным индикатором налоговой дисциплины и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей) к доходам компании по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях). Быстро рассчитать налоговую нагрузку можно воспользовавшись Калькулятором в сервисе ФНС России «Прозрачный бизнес». Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск назначения проверки.

Критерий № 2. Показывает убытки в течение двух и более календарных лет.

Критерий № 3. Отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС. Доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

Критерий № 4. Имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов.

Например, о сокрытии выручки (дохода) может свидетельствовать предоставление в значительных размерах займов другим организациям, осуществление видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты «налом».

Критерий № 5. Выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

Данные для сравнения можно найти на официальном сайте территориального органа статистики и на сайте ФНС.

Критерий № 6. Имеет неоднократное (2 и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять специальные режимы (УСН, ЕНВД и пр.).

Критерий № 7. Имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год.

Критерий № 8. Строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Наличие цепочки контрагентов принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении компании необоснованной налоговой выгоды.

Критерий № 9. Без объективных причин не представляет запрашиваемые налоговым органом документы, пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Критерий № 10. Неоднократно (2 и более случая с момента государственной регистрации компании) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями).

Нужно иметь в виду, что миграция в другой субъект РФ до, во время, после включения в план ВНП не спасет от проведения контрольных мероприятий и последующего взыскания доначислений по результатам поверки.

Критерий № 11. Имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) от уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности можно найти на официальном сайте ФНС России.

Критерий № 12. Осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском.

К числу «рисковых» в налоговом плане способов ведения деятельности ФНС относит сделки, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Например, мнимые, притворные сделки, в том числе с привлечением проблемных контрагентов, фирм-«однодневок»; формальное дробление бизнеса для незаконного применения «спецрежимов», занижения доходов, завышения расходов и пр.

Приглашение в налоговую: принять или отклонить?

Отличие налоговой нагрузки и заработной платы от аналогичных показателей в среднем по отрасли, наличие проблемных контрагентов на практике часто являются основанием для вызова руководителя компании в инспекцию на комиссию по легализации налоговой базы. Цель — получение подробной информации о хозяйственной деятельности организации, которая привела к тем или иным налоговым последствиям (как правило, связанным с уменьшением налоговых обязательств компаний), которая используется для принятия решения о дальнейших действиях в отношении налогоплательщика.

Игнорировать такое «приглашение» в инспекцию ни в коем случае нельзя. Руководитель должен рассматривать его как возможность разъяснить ситуацию, представить документы, обосновывающие причину отклонений, и не допустить проверки.

Чем больше аргументов и доказательств у налогоплательщика, тем больше шансов убедить инспекцию в том, что компания не уклоняется от налогов, а риск попасть под выездной контроль ― уменьшается!

Примите меры!

Что касается уровней налоговой нагрузки и заработной платы, здесь важно понимать, что инспекция будет настаивать на их увеличении и стремлении показателей компании к «общепринятым» по отрасли. Более того, обязательно будут следить за предпринятыми компанией шагами «к исправлению». В связи с чем, для минимизации риска назначения ВНП действительно есть смысл выравниваться по этим показателям.

Также в настоящее время можно попасть под тематическую ВНП по НДС, охватывающую несколько кварталов. Причиной тому служит отказ от уточнения налоговых обязательств по налогу по сделкам с проблемными, по мнению налогового органа, контрагентами. Немало компаний получают подобного рода уведомления о «добровольных» уточнениях по НДС. Часть из них, уверенная в «чистоте» своих контрагентов, отказывается от уточнений. Другие, решив подстраховаться, сразу платят «предложенную» сумму налога и пени. Каждый в данной ситуации волен поступать по-своему, учитывая желание отстаивать свои интересы, наличие «скелетов в шкафу» и пр. Но факт остается фактом: при наличии контрагентов с признаками фирм «однодневок», «техничек» и пр., риск назначения проверки для компании возрастает в разы.

Итак, мы постарались разобрать основные причины, по которой компании попадают под выездную налоговую проверку. Мы даже упомянули о том, как действовать, если к вам есть вопросы налоговой, чтобы не допустить разрастания проблем. Однако наш 20-летний опыт работы в сфере налогов, учета и права очень четко говорит о необходимости проводить системную профилактику налоговых рисков и поддерживать налоговый ЗОЖ с помощью комплексного аудита.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Налогоплательщики (даже добросовестные) крайне негативно относятся к любым проверкам, но особенную нелюбовь у компаний и организаций вызывает выездная налоговая проверка. Причины понятны: мало того, что налоговики обрушиваются «как снег на голову», но для них нужно создавать приемлемые условия для работы, а физическое присутствие проверяющих в офисе создаёт атмосферу нервозности, стресса для сотрудников, нарушает привычный ритм работы.

Подготовиться к плановой камеральной проверке всегда можно заранее: продумать ответы на каждый вопрос, добыть недостающие документы или внести исправления в имеющиеся, попытаться «заткнуть дыры». С выездной так не получится: в одно прекрасное утро вы просто встречаете гостей, которые вовсе не обязаны ставить вас в известность о визите заблаговременно (письмо ФНС № АС-37-2/15853 от 18.01.2010).

Можно ли узнать о предстоящем визите налоговиков заранее? Напрямую, позвонив по телефону или обратившись с письменным запросом – нет. Но есть косвенные методы, используя которые, можно с большой долей вероятности предугадать предстоящую проверку:

  • Если у вас сложились тесные доверительные отношения с вашим банком, его сотрудник может намекнуть, что у банка затребовали расширенную выписку о движении средств по вашим счетам за последние два или три года.
  • Если ваш контрагент попал в поле зрения налоговых или правоохранительных органов, вам могут прислать запрос информации о ваших с ним взаимоотношениям. Верный сигнал, что «потянув за ниточку», придет и к вам.
  • Так называемые встречные проверки – обычное дело. Если «трясут» вашего поставщика или покупателя (хозяйственная деятельность на протяжении 2-3 лет), ваш партнер может по-дружески сигнализировать вам о рисках.
Как быть, если у вас крохотный офис и физически невозможно выделить даже одно рабочее место для сотрудника налоговой? Налоговики должны лично убедиться в невозможности работы «по адресу» и тогда они будут базироваться у себя в налоговой, а ваша задача – привезти им все нужные документы для работы туда.

План или веские подозрения?

Согласно Концепции выездных проверок (приказ ФНС № ММВ-7-2-297), налоговики формируют свой план на основании оценки рисков работы компании, отдавая себе отчет, что всех юридических и физических лиц в стране поголовно проверить невозможно технически, поэтому контроль осуществляется выборочно.

У кого есть повышенные шансы попасть под пристальное внимание и очутиться «под колпаком»? Вот некоторые критерии:

  • Подозрительно низкие суммы уплаченных налогов, несоизмеримые с масштабом деятельности организации.
  • Убытки на протяжении нескольких лет (2 года и более).
  • Крайне низкая рентабельность не мешает успешности бизнеса.
  • Подозрительно низкие зарплаты в процветающей фирме.
  • Зашкаливающий процент налоговых вычетов.
  • Рост расходов существенно впереди рост доходов на протяжении долгого периода.
  • Компания несколько раз становилась на учет и снималась с него в различных территориальных подразделениях налоговой.
Всё перечисленное само по себе ‒ не беда и не преступление, а только «маячки», повод для подозрений! Внезапный визит гостей из инспекции может быть вызван сведениями, полученными от органов внутренних дел или ФСБ, результатами допросов бывших и действующих сотрудников иных юрлиц. Автоматические системы типа «НАЛОГ-3» могут указать на подозрительные финансовые трансакции, связанные с фирмами-однодневками, что также может побудить ФНС заинтересоваться деятельностью вашей компании.

Важно помнить, что у фискальных органов существует свой внутренний план, основным показателем которого является наполнение бюджета. Это означает, что в успешную и прибыльную компанию могут прийти «просто так», если наполняемость бюджета низкая и нужно срочно «заткнуть дыры» за счет доначислений и штрафов.

Типы и варианты, разновидности выездных проверок. Какие бывают налоговые проверки, и что могут проверять инспектора?

  1. Плановая: максимум две в течение одного года, а период деятельности, подлежащий проверке – максимум три года от текущего. Что это означает: если к вам пришли в сентябре 2018 года, возьмут проверять 2015, 2016, 2017 года. Есть исключения, например, контроль НДФЛ, который уплачивается помесячно: налоговики пожелают проверить правильность исчисления и уплаты НДФЛ за январь-август 2018, к примеру.
  2. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится в любое время вне зависимости от времени осуществления плановой, даже сразу после завершения плановой! Очень часто поводом служит ликвидация организации либо её реорганизация, слияния и поглощения.
  3. Первичная – осуществляемая в первый раз, обычно – в рамках плановой.
  4. Повторная: исполняется вышестоящим налоговым органом, если закрались некие подозрения в отношении подчиненного налогового органа, проведшего свою работу «спустя рукава» либо (возможно) вступившего в сговор с адресатом проверки, результатом чего стало уменьшение сумм налогов, назначенных к уплате в бюджет.
  5. Сплошная: тотальная проверка всех документов фирмы за подлежащий проверке период.
  6. Выборочная: объектом становится лишь часть документов или за какой-то короткий период. Если выявляются нарушения, то очень возможно, что такие же нарушения могут попасться и в прочих документах, либо в других временных периодах.
  7. Комплексная: проверяются все налоги без исключения.
  8. Выборочная: контролируются избирательно лишь некоторые налоги, но не всё подряд.

Ограничения, связанные с назначением и проведением ВНП

  • Проверяются только три календарных года деятельности организации перед годом проведения ВНП.
  • Проверка может проводиться исключительно по фактическому месту нахождения налогоплательщика (центральный офис) или, если условия не позволяют организовать рабочее место для сотрудников фискальных органов, в местном офисе ФНС.
  • Разрешены только две ВНП за год, причем повторная проверка одних и тех же документов во второй раз также запрещена.

Налоговая проверка на выезде: что это и как работает?

  • Если компания занимается воплощением в жизнь регионального инвестиционного проекта.
  • В случаях, когда налогоплательщик использует специальный режим налогообложения (это отражено в главах от 26.1 по 26.5 НК). В этом случае нужно быть готовым к тому, что контролеры займутся всеми сборами и налогами, проведут доскональную ревизию всего массива финансовых и бухгалтерских документов без исключения.
Юридически право назначить проверку имеется только у руководителя налогового органа по месту работы организации, действует территориальный принцип (п.2 ст. 89 НК). Есть небольшие исключения, касающиеся крупных компаний или организаций, которые имеют сеть удаленных филиалов, подразделений. Если это так, то инициировать проверку вправе налоговый орган, который осуществил постановку организации на учет, даже если он территориально расположен в другом регионе.

Начало работы налоговиков

После предъявления решения и ознакомления с ним директора организации обычно проводится собеседование как с руководством, так и с другими лицами, отвечающим за налоги – заместителями, финансистами, главным бухгалтером. Уклоняться от разговора – глупая тактика, стоит подумать, как установить контакт и наладить сотрудничество, но в рамках корпоративного этикета и правил.

Стандартные процедуры, используемые в процессе налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в 95% случаев сопровождается инвентаризацией, что помогает налоговикам оценить движение товарно-материальных ценностей и так собрать ценные сведения о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. Сотрудники налоговой имеют полное право подвергать осмотру офисные комнаты (не путать с обыском – это совсем иное процессуальное действие), посещать склады, цеха, торговые залы, подсобки и задавать при этом неожиданные вопросы. Нельзя запрещать им посещать те или иные площади, препятствовать этому, но стоит обязательно отрядить парочку сотрудников в роли свидетелей или понятых – на случай составления Акта осмотра.

Согласно статьям 93 и 93.1 НК налоговые органы имеют право истребовать любые документы, касающиеся финансово-хозяйственной сферы деятельности компании. Если налоговики опасаются намеренного утаивания бумаг либо их сокрытия с целью уничтожения или тайного внесения в них изменений, сотрудники налоговой вправе произвести выемку, но только в дневное время.

Иногда для установления истины налоговые органы прибегают к экспертизам документов (ст. 95), в крайнем случае – к допросу свидетелей (вовсе необязательно сотрудников проверяемой компании).

Типовые цели и задачи, которые преследуют налоговики:

  • Соблюдены ли правила постановки на учет, предоставлялись ли вовремя сведения о банковских счетах (открытие и закрытие)?
  • Устанавливаются задержки или непредоставление налоговой декларации, любых сведений, необходимых им для контроля за налогообложением компании.
  • Сотрудники налоговой начинают тщательное исследование документов, где отражена вся финансово-хозяйственная деятельность компании с целью выявить налогооблагаемую базу. Выявляются нарушения бухучета налогооблагаемой базы, доходов и расходов компании, проверяется соответствие декларируемого режима налогообложения фактическому роду бизнеса проверяемой структуры.
  • Проверяется соответствие закону исчислений налогов, полнота их уплаты в бюджет, отсутствие просрочек.
  • В процессе проведения выездной налоговой проверки вскрываются арифметические, непреднамеренные либо преднамеренные ошибки, неточности в документах, фиксируются искажения и даются оценки нарушений бухгалтерского учета, повлекшие изменения налогооблагаемой базы.
Обычно «мишенями» налоговых инспекторов становятся товарные накладные и фактуры, банковские бумаги (платежки и выписки), книги покупок и продаж, книга учетов доходов и расходов. В ряде случаев выездная налоговая проверка уделяет внимание начислению зарплаты работникам, расчетно-платежным ведомостям. Это несложная задача для опытных проверяющих: именно здесь концентрируются недочеты, ошибки, опечатки, поскольку этих первичных документов всегда много и уследить за правильностью их оформления в организации бывает трудно. Часто отсутствуют печати или подписи, неполностью заполняются реквизиты, но от штрафов такие, казалось бы, мелочи не избавят.

После проведения всех процедур проверяющие неторопливо систематизируют информацию, формируют итоговые документы проверки.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки: справка и акт

По закону, на составление итогового Акта налоговикам отводится 2 месяца. Форма Акта оговорена Приказом ФНС ММВ-7-2/189, документ состоит из вводной, описательной и итоговой части. Даже если абсолютно никаких нарушений Налогового кодекса не обнаружено во время ВНП, всё равно Акт составляется и подписывается.
Что написано в Акте?

  • Реквизиты налогоплательщика, дата составления, период начала и завершения проверки.
  • Перечень проверенных документов, все мероприятия, проведенные в ходе ВНП (инвентаризации, осмотры, выемки документов и т.д.).
  • В описательном разделе Акта — что нашли и почему это считается нарушением. Обязательны доказательства и ссылки на реальные статьи НК РФ, фантазиям и предположениям в Акте не место!
  • В третьей части Акта приводятся рекомендации, способы и сроки устранения выявленных нарушений.
Акт передается директору или руководителю под расписку в течение пяти дней, начиная от даты, которая на нем стоит, на акте ставиться подпись получателя. Если проверяемый отказался подписывать Акт и вовсе брать его в руки, то на документе ставиться запись об этом, экземпляр Акта отправляется заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика.

Принято, что с даты проставления почтового штампа на письме должно пройти 6 дней (для компаний с иностранной юрисдикцией – 20 дней) и будет считаться, что Акт вручен плательщику. Именно с 6 дня начинается отсчет срока для обжалования (возражений) по проверке.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Если что-то недоплачено или вовсе не уплачивалось, налоговики производят пропорциональные доначисления и обязуют организацию выполнить свой долг по уплате налогов. За нарушения привлекают к ответственности, самое малое из возможных мер – штрафы и пени.

Кстати, налоговики в любой момент могут обратиться в Следственный комитет или прочие органы правосудия, если выявят серьезные нарушения законодательства. Сотрудники органов могут официально принимать участие в проверке, если нарушения «тянут» на уголовную статью.

Наверняка в организации работают сотрудники, вина которых доказана, даже если это были случайные ошибки в оформлении. Руководитель организации обязан привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, что отражается приказом, но также вправе отказаться от привлечения сотрудников к ответственности.

Выездная налоговая проверка в 2017 и 2018 годах: список особенностей

  • Если в течение 36 месяцев перед внесением в ЕГРЮЛ записи о начале ликвидации организации или ИП отсутствовало движение денежных средств по банковским счетам, ВНП проводится не будет.
  • После сдачи уточненной налоговой декларации и в случае, если сумма уплачиваемого налога уменьшилась, проверяется только обоснованность уменьшения.
  • Для возражений по Акту ВНП для налогоплательщиков ФНС разработала специальный бланк.
  • Приложения к Акту проверки теперь могут вручаться налогоплательщику отдельно от Акта и позже.

Два месяца – далеко не предел для срока проведения проверки (ВНП)

Однако, по ряду причин срок продлевается до двух или шести месяцев, решение об этом принимает руководитель проверяющего налогового подразделения. Для продления должны быть веские причины, часть которых перечислена в приказе ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189:

  • Если налоговая проверка ведется в крупной корпорации (организации) и у налоговиков просто нет кадровых ресурсов, чтобы закончить работу вовремя. Сюда же можно отнести наличие у проверяемого субъекта сети филиалов и удаленных подразделений, которые могут быть географически удалены от головного офиса.
  • В случаях, когда на руках у проверяющих уже имеется информация о возможных нарушениях, что вызывает необходимость «копать глубже».
  • Если проверяемый налогоплательщик затягивает предоставление требуемых документов.
  • Никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций: если случается пожар или наводнение, срок увеличивается.
  • В приказе ФМС есть фраза «иные обстоятельства» — увы, этот пункт дает налоговикам слишком широкие возможности.
Иногда проверка может быть поставлена «на паузу», через некоторое время отсчет срока возобновляется. Такое право «паузы» применяется, ели есть нужда в проведении экспертиз, устанавливающих подлинность документов, для перевода бумаг с иностранных языков на русский. НК РФ устанавливает срок приостановки не более 6 месяцев (п. 9. Ст. 89).

Есть ли предельный срок на проведение выездной налоговой проверки? Да, он равняется одному году, включая все продления и «паузы».

Как минимизировать риски?

  1. Внутренний аудит: содержите свою документацию в порядке, обяжите сотрудников регулярно проверять бумаги, устранять банальные ошибки в расчетах или при заполнении документов.
  2. Внешний аудит: заключите договор с профильной компанией.
  3. Есть специализированные консультанты, которые проведут имитацию ВНП, рассмотрят возможные сценарии, укажут на риски, на тренингах подготовят сотрудников к взаимодействию с налоговыми органами.
Худшая стратегия – ничего не предпринимать: в этом случае есть шанс подпасть под все возможные штрафы и пени. Выездная налоговая проверка – не приговор, при внимательном отношении к работе бухгалтерии, финансового отдела и менеджеров компании потери будут минимальны.

Екатерина Гостева

Автор: Екатерина Гостева налоговый консультант

Екатерина Гостева

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

Физические и временные ресурсы налоговых инспекторов ограничены, поэтому они идут с проверкой только туда, где гарантированно можно сделать доначисления налогов. Предлагаем вашему вниманию 7 критериев отбора кандидатов на выездные проверки. Проверьте заранее, не грозит ли вам в ближайшем будущем визит налоговой инспекции.

Выездные проверки всегда были и до сих пор остаются действенным инструментом налогового контроля. Однако в последние годы выездных налоговых проверок стало гораздо меньше. Сама ФНС России ратует за то, чтобы не «кошмарить» бизнес и проведение выездной проверки назначать только при стопроцентном наличии нарушений с возможностью крупных доначислений по налогам. Тем более, что у инспекций есть свой, негласный, план по суммам доначислений, которые должны поступить в бюджет (официально этот факт, конечно, никогда не подтверждается).

В связи с этим отбор претендентов на проверки стал более качественным. И если компания оказывается в списке – может готовиться к доначислениям, поскольку еще до начала проверки инспекторы знают, что и где будут искать.

Сегодня мы поговорим об основных критериях, по которым ИФНС «вычисляет» компании, подлежащие выездной проверке.

Распространенные заблуждения

Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.

Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.

Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.

Ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому идут инспекторы с проверкой только туда, где гарантированно будут доначисления

Критерий №1. Показатели рентабельности и налоговой нагрузки отличаются от средних по отрасли

В зоне риска назначения выездной проверки находятся компании, чьи показатели налоговой нагрузки и рентабельности отклоняются от среднеотраслевых значений.

  • Критические отклонения в налоговой нагрузке

Считается, что если у компании налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня более, чем на 10%, возникают основания для выездной проверки. Однако даже отклонения на 5-7% гарантированно добавляют компанию в группу риска.

Узнать среднеотраслевые значения, на которые ориентируется ИФНС, можно из Приложения N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ .

(актуализировано с учетом данных за 2017 год)

  • Критические отклонения в рентабельности

Рентабельность проданных товаров и рентабельность активов организаций также не должна отклоняться более, чем на 10% от тех показателей, которые ИФНС считает средними по отрасли. В помощь вам - Приложение №4 «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности».

Критерий №2. Подозрительные суммы вычетов по НДС

Если доля «входящих» вычетов по НДС превышает 89% от суммы налога, начисленного за год, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков. Правда, в разных регионах «безопасная» доля вычетов своя.

К сожалению, в открытом доступе нет никаких документов ИФНС, на которые можно ориентироваться налогоплательщику. Спасибо коллегам из газеты «Учет. Налоги. Право», которые каждые полгода собирают по своим источникам актуальную информацию и публикуют на своем сайте. Вот, кстати, ссылка на свежие данные .

Критерий №3. Низкая зарплата

Если уровень заработных плат в компании ниже среднего по отрасли на 10% и более, налоговики считают, что компания практикует зарплатные схемы либо деньги выплачиваются в «конвертах». Свежие данные о среднеотраслевых зарплатах, на которые ориентируется ИФНС, можно посмотреть здесь .

Критерий №4. Убыточность в течение 2-х лет и более

Компании, которые не показывают прибыль или, еще хуже, работают с убытком в течение 2-х и более лет – однозначно находятся в зоне риска. Для начала генерального директора пригласят для беседы на убыточную комиссию в ИФНС. Но если представленные директором аргументы инспекторов не удовлетворят, надо готовиться к проверке. Причем больше всего рискуют оказаться в плане выездных проверок:

  • убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС;
  • убыточные организации с зарплатой ниже среднего уровня в своей отрасли;
  • убыточные организации с положительной динамикой выручки от реализации.

Критерий №5. Опережающий рост расходов

Если в сравнении с предыдущим отчетным периодом темпы роста расходов компании превышают темпы роста ее доходов (например, расходы выросли в 2 раза, а доходы от реализации – почти не выросли), проверка практически гарантирована. Инспекторы считают, что подобное несоответствие говорит о завышении расходов либо занижении доходов.

Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

  • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

  • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
  • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
  • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

Критерий № 7. Молчание в ответ на запросы ИФНС

Конечно, это далеко не исчерпывающий список оснований для выездной проверки. В этой статье приводятся только самые очевидные причины. Дополнительную информацию вы можете найти на сайте ФНС, в разделе Концепция системы планирования выездных налоговых проверок .

Отдельно хочу заметить, что налоговым рискам компаний, находящихся у нас на бухгалтерском обслуживании, мы уделяем самое пристальное внимание, чтобы не давать ИФНС поводов для налоговой проверки.

В частности, в обязательном порядке:

  • отслеживаем отклонения показателей компании от среднеотраслевых; советуем, что предпринять;
  • анализируем хозяйственные договоры клиентов, рекомендуем им более безопасные (с точки зрения налогов) формулировки;
  • мониторим запросы от ИФНС через электронную систему сдачи отчетности и оперативно на них реагируем

Причем все это делается не просто по личному желанию бухгалтера, а является стандартом обслуживания и закреплено в регламенте (соблюдение которого контролируется внутренней группой контроля).

Что дальше?

После того как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под один или несколько этих критериев, ей нужно прикинуть и обосновать предполагаемую сумму доначислений. Для этого инспекция осуществляет углубленный предпроверочный анализ. В частности, пользуется открытыми источниками информации, направляет запросы контрагентам о проведенных сделках и т. д.

Поэтому, если Ваш контрагент сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о ваших с ним сделках за весь период сотрудничества – это верный признак того, что Вы попали в список претендентов на выездную проверку.

Определив «подозрительную» компанию на основании указанного анализа, инспектор вносит его в план выездных налоговых проверок. Но компания может попасть под проверку и вне плана – по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по «дружественной наводке» конкурентов и т. д.

В каких случаях назначается внеплановая выездная проверка, мы расскажем в ближайших публикациях.

Читайте также: