Проблемы налогообложения образовательных учреждений

Опубликовано: 30.04.2024

юридические науки

  • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
  • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Похожие материалы

  • Методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания
  • Основные виды деятельности центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
  • Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних с использованием физической культуры и спорта
  • История становления права на образование для осужденных в тюрьмах
  • Особенности инновационной деятельности высших учебных заведений в России

Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

  • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
  • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • Прибыль;
  • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
  • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

  • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
  • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

  • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
  • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

  • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
  • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

  • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
  • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
  3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
  4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
  5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Вместе с тем правовой статус бюджетного учреждения, в форме которого созданы образовательные учреждения, определяет особый порядок исчисления авансовых платежей и

    Проблемы налогообложения прибыли образовательных учреждений

    Другие материалы по предмету

    Проблемы налогообложения прибыли образовательных учреждений

    Современное налоговое законодательство с введением в действие гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предусматривает единый порядок налогообложения прибыли коммерческих и некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, предполагающий одинаковый алгоритм исчисления налоговой базы, применяемых ставок налога, отсутствие налоговых льгот для бюджетных учреждений. Такой подход (особенно в части отсутствия налоговых предпочтений определенным налогоплательщикам) характерен для налогового законодательства развитых стран. Но использование международного опыта без учета особенностей функционирования бюджетных учреждений в Российской Федерации может привести к негативным последствиям в развитии отраслей бюджетной сферы, оказываемых социально значимые услуги, гарантируемые Конституцией Российской Федерации.

    Рассматривая вопрос о необходимости применения единых правил налогообложения прибыли по отношению к бюджетным учреждениям, необходимо отметить, что последние являются субъектами как налоговых, так и бюджетных правоотношений, участником которых является также государство в лице разных органов исполнительной власти (налоговых и финансовых органов соответствующего уровня). Налоговые и бюджетные правоотношения регулируются соответствующим законодательством (налоговым и бюджетным), однако требования этих законодательств в отношении бюджетных учреждений выполняются по-разному. При администрировании налогов, уплачиваемых бюджетными учреждениями, положения гл. 25 НК РФ выполняются неукоснительно, в то время как положения бюджетного законодательства в части необходимости финансирования собственником всех текущих и капитальных затрат бюджетных учреждений для выполнения уставных целей, ради которых они созданы, не выполняются.

    Так, Бюджетный кодекс РФ (ст. 161) предусматривает, что бюджетные ассигнования на содержание учреждений должны определяться исходя из прогнозируемых объемов предоставления государственных и муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление. Однако в связи с тем, что до настоящего времени подобные нормативы не разработаны, планирование расходов на содержание бюджетных учреждений производится не исходя из рационирования потребностей учреждений в средствах, а исходя из возможностей бюджетов. В связи с этим в бюджетные расчеты закладываются только основные виды текущих расходов, не покрывающие всех потребностей учреждения в бюджетных средствах (особенно в части коммунальных платежей). Расходы на капитальное строительство, приобретение оборудования, капитальный ремонт зданий и сооружений практически не финансируются из бюджетов. При подобном подходе к планированию учреждения вынуждены заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, чтобы покрыть часть текущих и капитальных расходов, не профинансированных учредителем.

    В связи с этим создается ситуация, при которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, выступая учредителями бюджетных учреждений, в связи с ограниченностью бюджетных средств, не выполняют своих обязательств по их финансированию в разрезе всех статей расходов созданного им учреждения, и в то же время созданный государством механизм налогообложения игнорирует специфические условия функционирования бюджетных учреждений в РФ в современных условиях.

    Порядок налогообложения бюджетных учреждений до введения в действие гл. 25 НК РФ, регулируемый Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" (разработанной на основании Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"), учитывал эти условия и предусматривал налоговые льготы для бюджетных учреждений. В частности, облагаемая прибыль уменьшалась на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в образовательном учреждении. Данная налоговая льгота, предоставлявшая ранее возможность развития образовательных учреждений, не нашла отражения в гл. 25 НК РФ.

    Несмотря на то что НК РФ предусматривает единую методологию налогообложения для коммерческих и некоммерческих организаций, правовой статус бюджетного учреждения предполагает некоторые особенности исчисления налогооблагаемой базы образовательных учреждений в части определения доходов и расходов, исключаемых из налоговой базы, начисления амортизации, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налоговой декларации.

    Налоговое законодательство не дает определения бюджетного учреждения в целях налогообложения, в связи с этим в Методических рекомендациях по применению гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, предусмотрена трактовка бюджетного учреждения, отличающаяся от трактовки бюджетного законодательства. Несмотря на то что в данном подзаконном акте бюджетным учреждением признается организация, отвечающая требованиям ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, в нем содержится очень важное дополнение, что при отсутствии у организаций одного из условий, определенных данной статьей, в частности финансирования ведения уставной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов, они не трактуются бюджетными учреждениями. Соответственно данные организации не могут применять положения налогового законодательства, распространяющиеся только на бюджетные учреждения и определяющие некоторые особенности определения налогооблагаемой базы и уплаты налогов.

    Такой подход налоговых органов в трактовке бюджетного учреждения, не предполагаемый собственно налоговым законодательством (т.к. к нему согласно НК РФ подзаконные акты МНС России не относятся), приводит к тому, что организации, учрежденные органами государственной власти соответствующего уровня либо органами местного самоуправления и являющиеся в соответствии со своими уставными документами бюджетными учреждениями (при этом они включены в реестр бюджетополучателей в связи с их учреждением органами государственной власти), но не финансируемые собственником ввиду недостаточности бюджетных средств, не признаются налоговыми органами бюджетными учреждениями. Таким образом, учреждения дискриминируются дважды: они не получают бюджетного финансирования на свое содержание по смете доходов и расходов и одновременно для них неприменимы положения налогового законодательства, относящиеся к бюджетным учреждениям.

    С принятием гл. 25 НК РФ бюджетные учреждения, как и любые другие российские и иностранные организации, автоматически становятся плательщиками налога на прибыль, независимо от наличия у них налогооблагаемой базы. Ранее бюджетные учреждения уплачивали налог на прибыль только при условии осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговую декларацию. В этих условиях бюджетные учреждения обязаны вести регистры налогового учета и составлять налоговую отчетность, независимо от получения прибыли от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

    Вместе с тем правовой статус бюджетного учреждения, в форме которого созданы образовательные учреждения, определяет особый порядок исчисления авансовых платежей и представления налоговой декларации. Ст. 286 НК РФ предусматривает уплату бюджетными учреждениями только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода. А для некоммерческих организаций, у которых не возникают обязательства по уплате налога, ст. 289 НК РФ предусмотрена возможность представления в налоговые органы упрощенной налоговой декларации. Вопрос о том, насколько последнее положение применимо к бюджетным учреждениям, как правило, в настоящее время уже не встает при администрировании данного налога, поскольку налоговыми органами признается положение Гражданского кодекса РФ (ст. 50), что учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Однако он имеет право на существование, т.к. в отдельных статьях гл. 25 НК РФ (в частности, в ст. 286, 256) противопоставляются понятия "бюджетное учреждение" и "некоммерческая организация", что приводит к противоречивости ряда положений налогового законодательства. Так, в п. 3 ст. 286 определено, что порядок уплаты квартальных авансовых платежей применяется в числе прочих организаций бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями, не имеющими дохода от реализации товаров (работ, услуг). В такой редакции бюджетное учреждение не относится к некоммерческим организациям. Аналогично в п. 2 ст. 256 НК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ и Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ) констатируется, что не подлежат амортизации имущество бюджетных организаций (пп. 1) и имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2).

    Для исключения двойного толкования отдельных положений налогового законодательства в гл. 25 НК РФ следует, по нашему мнению, внести изменения, касающиеся уточнения, к каким организационно-правовым формам некоммерческих организаций относится то или иное положение закона (к некоммерческим организациям всех организационно-

    Современная система налогообложения в основном была сформирована в 1992—1996 гг. Применительно к системе образования она основывается на следующих принципах.

      Образовательные учреждения являются плательщиками большинства налогов, т.е.

    Освобождение от уплаты налогов связывается с понятием “непредпринимательская деятельность образовательного учреждения, предусмотренная уставом этого учреждения”. Основные проблемы вокруг него возникают по той причине, что Законом “Об образовании” это понятие введено, а Гражданским кодексом Российской Федерации оно не определено. Отсюда возникают всякого рода коллизии, связанные с реализацией одной из государственных гарантий системе образования — освобождением от всех налогов в части деятельности, содержание которой законодательно не установлено.

    Можно утверждать, тем не менее, что для целей налогообложения (предоставления налоговых льгот, освобождения от налогов или предоставления налоговых скидок) отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. Это легко проверить, обратившись к соответствующим законодательным актам, в которых те или иные льготы связываются исключительно с двумя основными факторами: содержанием деятельности (осуществление образовательного процесса или прочей деятельности) или направлением использования полученных доходов. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности, поскольку льгота по налогу на прибыль в части реинвестирования полученных доходов на цели развития и совершенствования образовательного процесса фактически была отменена.

    В налогообложении очень многое зависит от уровня квалификации работников налоговых органов на местах, сложившейся практики и степени “понятности” налоговых инструкций, т.е. в значительной мере от субъективного фактора. Это обстоятельство существенным образом искажает стратегическое направление государственной политики в области налогообложения системы образования.

    Объектами налогообложения в системе образования, как и в других сферах деятельности, являются:

    • хозяйственный результат деятельности образовательного учреждения;
    • движение собственности;
    • объекты собственности.

    Более подробно объекты налогообложения в системе образования представлены в табл. 1.12.

    Имущество, переданное образовательному учреждению в форме дара, пожертвования или по завещанию

    Имущество, приобретенное образовательным учреждением на доходы от самостоятельной деятельности и соответственно оформленное в качестве собственности образовательного учреждения

    По отдельным налогам образовательным учреждениям предоставлены налоговые льготы.

    В частности, налог на добавленную стоимость не взимается с сумм, полученных в качестве доходов от осуществления образовательной деятельности. Эту льготу можно оценить как стимулирующую развитие в первую очередь основной деятельности системы образования. С остальных видов доходов этот налог взимается.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации относит все внебюджетные средства, получаемые образовательными учреждениями, к доходам бюджета и вводит для них режим учета и расходования, как для бюджетных средств. Следует отметить, что этот подход должен быть отражен и в налоговой системе, поскольку экономическое содержание указанных средств меняется, и государство не должно брать налоги с доходов бюджета (т.е. само с себя), поскольку это увеличивает трансакционные издержки.

    Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений, в том числе образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений.

    Бюджетные образовательные учреждения освобождены от уплаты транспортного налога.

    От уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. Обязанность платить земельный налог возникает только в том случае, если образовательное учреждение сдает земельный участок в аренду (пользование), в том числе — в случае сдачи в аренду (пользование) отдельного объекта, который не может быть сдан без земельного участка, на котором он расположен. То есть обязанность платить налог на землю возникает в том случае, если земельный участок тем или иным способом “выпадает” из образовательного процесса, обязательно меняя при этом владельца (пользователя).

    Таким образом, провозглашенные Законом “Об образовании” государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер.

    Сделаем некоторые выводы из всего вышесказанного.

    1. Система образования является крупнейшей сферой деятельности в стране по численности занятых в ней. Только численность обучающихся составляет более 20% населения России.
    2. Система образования находится в постоянном движении: изменяются сеть образовательных учреждений, численность обучающихся и их распределение по уровням образования. Сеть образовательных учреждений является по преимуществу государственной, но в ней динамично развивается негосударственный сектор, а в деятельности всей системы образования растет коммерческая составляющая.
    3. Система образования обладает значительным кадровым потенциалом, характеризующимся высоким уровнем квалификации.
    4. Основным источником финансирования образования является государственный бюджет. Наряду с этим образовательные учреждения могут осуществлять (и осуществляют) разнообразную приносящую доходы деятельность. Главным направлением такой деятельности является образовательная. Это подтверждается постоянным ростом контингента обучающихся с полным возмещением затрат. Одновременно развиваются и другие виды деятельности, прямо не связанные с образовательной.
    5. Образовательные учреждения, осуществляя экономическую деятельность, вступают во взаимоотношения с налоговой системой. Налоговые льготы, которыми они пользуются, носят ограниченный характер (касаются только нескольких налогов), их предоставление обусловлено содержанием осуществляемой образовательными учреждениями деятельности.

    Самое главное по теме: "Налоговые льготы для образовательных учреждений" от специалистов в этой области. Актуальность информации на 2021 год или другие нюансы можно уточнить у дежурного консультанта.

    Льготы для образовательных учреждений — реферат

    Льготы для образовательных учреждений__________________________ 5

    Единый социальный налог_____________________________________ 9

    Налог на прибыль организаций________________________________ 12

    Налог на имущество организаций______________________________ 12

    Проблемы налогообложения в системе высшего образования__________ 14

    Список источников и литературы_______________________________ 22

    В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации «Об образовании»[1] образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

    При этом согласно ст. 46 Закона «Об образовании» к непредпринимательской деятельности относятся: оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и вся платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений (включая обучение в пределах государственных образовательных стандартов), если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

    В Законе «Об образовании» дается определение предпринимательской деятельности: это деятельность образовательных учреждений по реализации предусмотренных их уставами производимой продукции, работ и услуг, получаемый доход от которой не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Статья 40 Закона «Об образовании» предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В пп. 4-6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации.


    Налог на прибыль: льготы для учебных заведений

    М. А. Юманова, аудитор

    Чиновники настаивают, что образовательное учреждение не может быть признано сельхозтоваропроизводителем и воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль по данному основанию. Однако в этом году для такой организации предусмотрена иная льгота. Но обо всем по порядку.

    Нулевая ставка для сельхозпроизводителей

    По общему правилу организация, которая признается сельхозтоваропроизводителем, вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль (ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ).

    Таковыми признаются организации, которые производят сельхозпродукцию и если выручка от ее продажи составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов от реализации (п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

    Однако по мнению финансистов, поскольку образовательные учреждения создаются в первую очередь для осуществления образовательного процесса, они не могут быть отнесены к сельхозпроизводителям, даже если формально соответствуют вышеуказанным критериям.

    При этом чиновники отметили, что Налоговый кодекс РФ будет предусматривать нулевую ставку по налогу для образовательных учреждений (письмо Минфина России от 27 декабря 2010 г. № 03-03-06/4/125).

    Льготная ставка для образовательных учреждений

    Действительно, теперь нулевая ставка по налогу на прибыль для учебных заведений прямо предусмотрена законодательством – с 1 января 2011 года действует новый пункт 1.1 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Он введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ и действует до 1 января 2020 года.

    Особенности применения нулевой ставки определены в новой статье 284.1 Налогового кодекса РФ (введена Законом № 395-ФЗ).

    Условия применения льготы

    В соответствии с пунктом 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ образовательная организация вправе применять нулевую ставку, если она:

    1) имеет лицензию на ведение образовательной деятельности;

    2) доходы за год от образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 процентов общих доходов (либо доходы отсутствуют);

    3) в штате непрерывно в течение года числятся не менее 15 работников;

    4) не совершает в течение года операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

    Определено, что, для того чтобы воспользоваться льготной ставкой, нужно подать в инспекцию заявление с приложением копии лицензии. Причем сделать это необходимо не позднее чем за один месяц до начала года, в котором планируется применять такую ставку.

    Никаких переходных положений для 2011 года Закон № 395-ФЗ не предусматривает. Выходит, что фактически воспользоваться правом на нулевую ставку образовательные учреждения смогут только с 2012 года.

    Утрата права на нулевую ставку

    Может получиться, что по итогам года учебное заведение нарушит одно из условий применения нулевой ставки. В этом случае оно потеряет право на ее применение. Поэтому с начала года нужно будет пересчитать налог по общим правилам, затем уплатить его и начисленные пени.

    Право на льготу нужно подтверждать

    Организации, применяющие ставку по налогу 0 процентов, по окончании каждого года подают в инспекцию следующие сведения:

    – о доле доходов от образовательной деятельности в общей сумме доходов;

    – о численности работников в штате организации.

    Форму для представления таких сведений утверждает ФНС России.

    При соблюдении определенных условий образовательное учреждение сможет применить нулевую ставку по налогу на прибыль.

    Ответы на вопросы

    Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

    Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

    Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога — налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду — внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

    Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

    Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

    Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

    Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.


    Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

    Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

    Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

    · уточненной налоговой декларации;

    · заявления — в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

    · заявления — при уплате налога на основании налогового уведомления.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 31.05.2017

    Предусмотрены ли действующим российским законодательством какие-либо льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций?

    Ответ дан по состоянию законодательства на 31.10.2014

    3 Проблемы и направления совершенствования налогообложения образовательных учреждений

    3.1 Предложения по изменению налогового законодательства

    Стратегической задачей развития Российской Федерации является формирование инновационной национальной экономики. В новых условиях особенно возрастает значение второй составляющей системы высшего профессионального образования, а именно роль вузов как плацдарма генерирования научных идей и их практической реализации. Успешное решение задач, стоящих перед современной системой высшего профессионального образовании, возможно лишь при наличии современной материальной базы. Однако материальная основа российской системы высшего профессионального образования весьма далека от тех критериев, которые предъявляются требованиями инновационного развития.

    Коренному изменению сложившейся ситуации могло бы способствовать повышение инвестиционной привлекательности российских вузов для российских и зарубежных организаций и физических лиц. Однако последнее маловероятно без достижения оптимального сочетания экономической самостоятельности вузов и их государственной поддержки, в т.ч. через формирование соответствующих налоговых механизмов. Вместе с тем современная ситуация складывается следующим образом.

    Процесс реформирования действующего налогового законодательства в Российской Федерации, одной из концептуальных основ которого был отказ от налоговых льгот, затронул и систему налогообложения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (ГОУ ВПО). Так, с 1 января 2005 г. утратила силу ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", гарантирующая образовательным учреждениям государственное финансирование и льготное налогообложение. В частности, образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождались от уплаты всех видов налогов.

    Теперь образовательные организации, наряду с другими организациями, для целей налогообложения руководствуются положениями Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), которыми определяются как общие, так и в определенных случаях и особые нормы налогообложения непосредственно для них. При этом образовательные организации принципиально выступают плательщиками целого ряда федеральных, региональных и местных налогов в случае, если имеет место объект налогообложения. Так, вузы являются плательщиками налога на добавленную стоимость. По данному налогу они имеют право на ряд льгот и освобождений от налогообложения:

    - освобождается от налогообложения НДС реализация услуг по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);

    - не подлежат налогообложению НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществляемые за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, а также на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);

    - налогообложение по ставке 10% производится при реализации периодических печатных изданий, а именно: газет, журналов, альманахов, бюллетеней, иных изданий, имеющих постоянное название, текущий номер и выходящих в свет не реже одного раза в год, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ).

    Как и все налогоплательщики, образовательные организации согласно ст. 145 НК РФ могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

    Единый социальный налог также относится к системе налогообложения образовательных организаций. Налоговые льготы по ЕСН для них не предусмотрены, но существует ряд освобождений от налогообложения. Так:

    - не подлежат налогообложению ЕСН расходы на повышение профессионального уровня работников; расходы на командировки (суточные в пределах норм, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи); суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

    Законодательство о налогах и сборах разделяет деятельность образовательных организаций на предпринимательскую (коммерческую) и непредпринимательскую деятельность. Последней признается деятельность, осуществляемая в рамках выполнения государственного заказа и финансируемая из бюджета соответствующего уровня (полностью или частично). В части своей предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом, образовательные организации обязаны уплачивать налог на прибыль организаций, например, при торговле покупными товарами, оборудованием; оказании посреднических услуг; долевом участии в деятельности других учреждений и др.

    В России в настоящее время потребность в развитии инновационного типа экономики, новые аспекты в социально-экономических процессах (демографический спад, затем рост, преобразования в системе образования, медицины и т.п.), повышение качества контрольной деятельности налоговых органов заставили пересмотреть негативную оценку налоговых льгот на более взвешенную. При этом имеет место и система факторов, способных содействовать эффективной работе комплекса механизмов налогового стимулирования привлечения инвестиций в систему высшего профессионального образования. Они включают в себя: увеличение бюджетных ассигнований, в том числе и за счет реализации национального проекта "Образование", внедрение прогрессивных форм бюджетного финансирования, нацеленных на эффективность использования средств из бюджета, разработка новых кредитных продуктов, целью которых является поддержка всех участников образовательного процесса, тенденции к объединению вузов.

    Таким образом, налоговые преференции необходимы, но их введение должно приводить с учетом временного лага к росту налоговой базы, а условия их применения должны обезопасить от злоупотребления льготами со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Общей целью механизмов налогового стимулирования является повышение эффективности налогообложения определенных категорий налогоплательщиков, достижение определенных результатов путем изменения порядка налогообложения и создания специальных налоговых условий для их достижения.

    Прежде всего, инвестиционная привлекательность вузов, как уже отмечалось, связана с реальным научным потенциалом образовательных организаций, привлечением в научные исследования молодого поколения. Поэтому становление экономической самостоятельности вузов будет существенно затруднено, если не стимулировать привлечение инвестиций через механизм налогового льготирования научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и внедрения полученных результатов в производство результатов интеллектуальной деятельности. В настоящее время в соответствии со ст. ст. 256, 260, 262, 264 НК РФ в себестоимость продукции включается ряд инновационных затрат, или "затрат развития". К их числу, в частности, относятся: амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, в т.ч. по нелинейному методу; износ нематериальных активов; расходы на НИОКР. Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года.

    Изученный зарубежный опыт показывает, что стимулирование должно распространяться, прежде всего, на инвестора или на комплекс инвестор - НИИ (вуз). Налоговые льготы должны быть дифференцированы в зависимости от приоритетности прикладных НИР, ОКР и технологических разработок. Все льготы на инновационную деятельность должны предоставляться "условно", в случае невостребованности (отсутствие реализации) инновационного проекта налоги должны быть уплачены с начислением пеней за несвоевременную уплату налога, а льготные кредиты - возвращены с уплатой повышенных процентов.

    Представляются также необходимыми и дополнительные меры по распространению налоговых преференций и на некоторые другие виды расходов или расширение имеющихся возможностей.

    Например, для стимулирования инновационной деятельности и привлечения внебюджетных инвестиций целесообразно разрешить организациям образования, осуществляющим научные исследования, сдавать землю в аренду в целях создания инновационных комплексов на долевой основе. Обоснование целесообразности такого подхода, в частности, вытекает из рассмотрения следующей ситуации. Инвестор готов вложить средства в реализацию научно-технической разработки путем создания на долевой основе производства на земле, находящейся в бессрочном пользовании у НИИ; в соответствии с Земельным кодексом РФ земля, пропорциональная площади здания, должна передаваться в собственность владельцу части здания, т.е. федеральная земля переходит в частные руки. Чтобы этого не происходило, целесообразно допустить сдачу соответствующего участка земли в долгосрочную аренду. Кроме того, доходы от сдачи в аренду земли, по аналогии с доходами от разрешенной законом сдачи в аренду имущества, были бы существенным дополнением к бюджету научных организаций для поддержания и развития их материальной базы, а может быть, и инновационной деятельности.

    Еще одной, возможно более распространенной, причем как в отношении организаций-инвесторов, так и образовательных организаций, формой предложенных механизмов налогового стимулирования инвестиций, как показывает практика и подтверждает проведенный анализ с учетом зарубежной практики, является изменение сроков уплаты налогов. В соответствии с российским законодательством изменение сроков уплаты налогов может осуществляться по трем направлениям: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК РФ). Их детальное сравнение, исходя из современных тенденций, позволяет считать, что в целях налогового стимулирования привлечения инвестиций в деятельности российских вузов наиболее эффективно применение ИНК.

    Инвестиционный налоговый кредит можно рассматривать как наиболее прогрессивный вид льгот с позиции сочетания государственных и частных интересов и возможности устранения тех барьеров (организационных, прежде всего), которые имеют место в настоящее время.

    Однако в настоящее время на получение ИНК может претендовать организация, являющаяся налогоплательщиком соответствующего налога, только при наличии хотя бы одного из следующих условий (перечень исчерпывающий):

    - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами (в данном случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей);

    - выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

    Таким образом, использование ИНК в целях стимулирования инвестиций организаций в вузы возможно будет только при расширении сферы применения инвестиционного налогового кредита, который должен выдаваться организациям на реализацию любых инвестиционных проектов, в том числе при совместных проектах с организациями образования, а не только связанных с собственным производством. При этом основным условием предоставления данного кредита должно быть наличие у инвестора собственных финансовых средств, а также участие в проекте банковских ресурсов.

    Кроме узкого круга оснований представления ИНК причинами, по которым использование ИНК на практике затруднено, как показало исследование, являются излишне сложная административная процедура его применения; недостаточность доходов многих региональных и местных бюджетов и определенная пассивность либо нерасторопность исполнительных органов власти субъекта РФ и органов власти местного самоуправления в части установления порядка предоставления ИНК в пределах их компетенции. В результате позитивная в целом идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налоговых инструментов в виде ИНК не нашла широкого применения (на 1 января 2007 г. - 219,5 млн руб.) и осталась по сути декларативной.

    Наконец, перспективным направлением совершенствования механизма налогового стимулирования выступает встраивание налоговых льгот в концепцию государственных возвратных субсидий в сферу высшего образования. В работе предложены схемы по организации системы государственных образовательных субсидий и движения бюджетных средств при предоставлении субсидий через уполномоченный банк (вариант с участием работодателя).

    Для эффективной реализации изложенных (но возможно и иных схем) механизмов возвратного субсидирования важным дополнением станут налоговые льготы в отношении физических лиц - студентов (абитуриентов) и организаций-работодателей в виде частичного, при установленных жестких ограничениях, освобождения от возврата долга физического лица.

    Таким образом, совершенствование налогового законодательства в целях расширения возможностей участия физических и юридических лиц по реализации совместных с вузом проектов, вложение инвестиций в систему высшего профессионального образования будут способствовать качественному развитию российского высшего профессионального образования, обогащению взаимодействия и заинтересованности коммерческих структур в инвестициях и качестве кадров. Для осуществления данной задачи необходимо внедрение новых правовых конструкций, способствующих повышению экономической самостоятельности образовательных учреждений и стимулирующих вложения частных инвесторов в сферу образования. Как уже рассматривалось выше, это и внедрение формы автономного учреждения, предусматривающее повышение экономической самостоятельности вузов, применение инвестиционного налогового кредита для коммерческих структур как наиболее эффективной формы стимулирования инвестиций. Кроме того, создание правового и налогового механизма для формирования фондов целевого капитала, позволяющего осуществлять благотворительную деятельность в сфере образования в более удобной, прозрачной и эффективной форме. Инвестиции в образование являются важным способом не только наращивания человеческого капитала страны, но и улучшения перспектив ее экономического роста. Также увеличение доли частного инвестирования в высшее образование способствует ликвидации проблем его неэффективного финансирования и структурных перекосов развития образовательного процесса.

    Читайте также: