Проблемы налогообложения нефти и газа

Опубликовано: 29.04.2024

Когда мы перестанем зависеть от нефти и газа

Почти половину доходов Россия получает от нефти и газа. Но цены на них падают, и в среднесрочной перспективе вряд ли что-то изменится: на нефтяном рынке появляются технологии, которые позволяют меньше тратить и снижать себестоимость, плюс падает спрос на бензин из-за коронавируса и массового перехода на электромобили.

В ближайшее время нефть будет приносить все меньше денег, а значит, ее придется чем-то заменять или резко сокращать расходы. В статье вместе с экономистом разбираемся, что может заменить нефть и как в этом участвует бизнес.

Николай Кульбака

Нефть и газ приносят 40% бюджета

Доходы федерального бюджета России состоят из двух крупных категорий: нефтегазовых и ненефтегазовых.

Доходы от нефти и газа

Налог на прибыль нефтегазовых компаний

Налог на добычу полезных ископаемых

Таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты

Остальные

Налог на прибыль

В среднем 40% доходов бюджета приносят нефть и газ — это статистика за период с 2006 по 2019 годы.


Можно увидеть, что доля доходов от нефти и газа меняется от 35,9% до 51,28%, но эти колебания появляются не потому, что какой-то другой сектор начинает приносить больше денег, а из-за цен на нефть: когда нефть дешевеет, ее доля в бюджете уменьшается, дорожает — доля увеличивается.

40% дохода — это признак того, что Россия зависит от нефти и газа. К такой зависимости приводят два фактора:

  • нефть и газ — это основные экспортные продукты;
  • цена на нефть до недавнего времени была довольно высокой.

Зависимость от нефти в правительстве России обсуждали уже в 2001 году. Тогда нефть приносила 30—40% бюджета:


Прошло 18 лет, и в 2019 году нефть и газ принесли 40,8% доходов, но сказать, что совсем ничего не изменилось за это время, нельзя. Случились две вещи: появился фонд национального благосостояния, и изменилась цена нефти.

Появился фонд национального благосостояния. Фонд формируется из нефтегазовых доходов: например деньги, с налогов на добычу полезных ископаемых не тратят на текущие нужды, а копят в фонде.

Деньги из фонда позволяют смягчать ситуацию в экономике и немного легче переживать кризис, но в большей степени власти берегут фонд для более тяжелого времени.

Нефть подорожала. В 2001 году нефть стоила от 17,5-32,2 $ за баррель, у власти было желание заниматься реформами и двигаться в противоположную от сырьевой экономики сторону.

Но затем цена на нефть стала расти: например, в 2014 году нефть стоила 85-115 $ за баррель, и власть потеряла интерес к реформам. И хотя в 2019 году цена нефти упала до 65-70 $ за баррель, она всё еще остается выше, чем в 2001 году.

Минфин планирует уменьшить долю нефти и газа

В 2019 году нефть и газ принесли 39,25% бюджета, в деньгах это 7,9 трлн рублей. Минфин планирует, что в 2020—2022 годах доля нефтегазовых доходов будет снижаться, но не в абсолютных числах, а в процентах. В деньгах планы такие:

  • 12,891 трлн рублей от нефти и газа в 2020 году;
  • 13,567 трлн рублей в 2021 году;
  • 14,328 трлн рублей в 2022 году.

Это значит, что доходы от нефти и газа должны расти, но еще быстрее должны расти ненефтяные доходы.

В 2019 году структура ненефтяных доходов выглядела так:


Есть три пути, как увеличить ненефтегазовые доходы:

  • заменить нефти и газ другим сырьевым продуктом;
  • повысить пошлины и налоги;
  • получать больше прибыли из несырьевых секторов экономики.

Заменить нефть другим сырьем — плохая идея, потому что современная экономика строится на услугах и знаниях. Так что вероятность замены нефти другим сырьем близится к нулю. Повысить налоги — тоже не вариант: это приведет к еще большему сокращению бизнеса, уходу предпринимателей в тень и, следовательно, потерям бюджета. Поэтому рассмотрим подробнее третий вариант.

Место нефти может занять айти-сектор

Путь, который мог бы привести России к успеху, такой же, как у других стран, — это диверсификация экономики. Если говорить просто, это значит, что деньги в бюджет должны поступать из как можно большего количества источников. Например, 10% от айти-сектора, 10% от импорта товаров, 10% от нефти и так далее.

В России достаточно образованное и информатизированное население — это позволяет надеяться на успешный сценарий.

Уровень образования рассчитывается по двум показателям: грамотности населения и количеству учащихся. Считается, что у развитых стран индекс 8 или больше, у России — 7.07.

Высокий уровень информатизации. По индексу развития информационных технологий Россия на 45-м месте рядом с Чехией, Португалией и Италией. Индекс оценивает страны по 11 параметрам, например, насколько в стране доступны информационные технологии и хватает ли населению навыков, чтобы их использовать.

Задача государства — не мешать айти-сектору развиваться, тогда со временем он сможет занять место нефти и газа.

Нефтяные компании не могут изменить ситуацию

Теоретически нефтегазовые компании могли бы вкладывать часть прибыли в другие проекты, чтобы защищать себя от рисков и развивать экономику страны. Но есть ограничения — деньги и умения.

Нужны деньги, чтобы вкладываться в новые проекты. У нефтяных компаний не так много денег, как принято считать: цены на нефть снижаются, а налоги на добычу ископаемых и вывозные пошлины — нет. Сейчас задача этих компаний — хотя бы остаться при своих.

Нужны умения. Умение вкладывать деньги в новые проекты и выводить их на стабильную прибыль — удел немногих людей и фирм на рынке. Так происходит во всём мире, не только в России.

Примеров, когда крупная компания создает и развивает бизнес в другом секторе, практически нет, зато есть обратные. Например, когда появились персональные компьютеры, из всех производителей перестроиться смогла только Ай-би-эм, IBM, но и для нее это был тяжелый процесс. Еще пример неудачи — Кодак: компания потеряла гигантский рынок, когда появилась цифровая фотография.

Крупные компании не могут развивать новые секторы экономики — как правило, это способен делать только малый бизнес. Пример опять-таки можно увидеть в айти: практически весь этот сектор начинался в гаражах, а не в офисах крупных компаний.

Может помочь малый бизнес, но легких рецептов нет

Простого рецепта, как перестать зависеть от нефти и газа, нет, — это медленный и сложный процесс. Для России выход из зависимости от нефти связан с развитием малого и среднего бизнеса. Если во всём мире на малый и средний бизнес приходится около 60% экономики, у нас только 15% — есть куда расти.

Надеяться, что государство начнет развивать малый бизнес, не стоит. Государству интересны только те сегменты, которые уже сейчас приносят деньги, — это нефть и газ. Малый бизнес должен развиваться сам, постепенно вырастая до среднего и крупного.

Малый бизнес должен развиваться сам, постепенно вырастая до среднего и крупного

Еще один способ повлиять на ситуацию — участвовать в выборах. Предприниматели, самозанятые и наемные сотрудники могут голосовать на районных и муниципальных выборах за депутатов, которые поддерживают малый бизнес. И так постепенно продвигать их на более высокий уровень.

Россия — не первая страна, которая попадает в зависимость от сырья. С такой ситуацией в разные годы сталкивались Голландия, Саудовская Аравия, США. То, что у нас происходит с нефтью и газом, называется голландской болезнью.

Голландская болезнь

Голландской болезнью называют ситуацию, когда национальная валюта укрепляется на фоне бума в отдельном секторе экономики. Такое укрепление негативно влияет на экономику страны в целом, и обычно случается после открытия крупных месторождений нефти или газа, либо с ростом цен на них.

В 1959 году в Голландии открыли крупное газовое месторождение. Его быстро освоили и стали экспортировать газ в больших объемах. Через двадцать лет зависимость от газа привела к росту инфляции и безработицы, падению экспорта другой продукции и снижению доходов.

Процесс выглядит так: страна экспортирует нефть или газ и получает приток иностранной валюты. За счет этого притока укрепляется национальная валюта, и цены на другие товары страны растут. Товары становятся неконкурентоспособны на внешних рынках — они стоят дороже, чем такие же товары других стран. Компании не могут продавать прежний объем товаров из-за падения спроса и вынуждены увольнять людей и сокращать производство.

Рост доходов, которые страна получает от экспорта сырья, приводит к росту спроса и цен на неторгуемые товары — это те товары, что нельзя экспортировать, например квартиры и дома. Это тоже ведет к инфляции.

Из-за притока денег в экономику от экспорта сырья, у государства исчезает мотивация развивать другие секторы экономики. Особенно технологии и науку, которые как раз и определяют рост экономики в долгосрочной перспективе.

Чтобы решить проблему, нужно:

  • замедлять роста национальной валюты. Для этого доходы от экспорта сырья не пускают на рынок, а переводят в стабилизирующий фонд;
  • развивать другие сектора экономики.

При этом часть денег от экспорта сырья инвестируют в образование, аграрный и промышленный секторы экономики;

В Голландии проблему сырьевой зависимости решили с помощью диверсификации экономики: государство помогало малому бизнесу и постепенно избавилось от зависимости. Проблема в том, что Голландия — это демократическая страна, а Россия — не совсем.

Но Россия — не та страна, на которой нужно ставить крест. У нас есть возможности, умное население, немало специалистов с хорошим экономическим образованием и опытом в бизнесе. К тому же Центробанк работает над замедлением роста национальной валюты и формирует стабилизирующие фонды. При нормальных условиях несырьевая экономика будет развиваться успешно и быстро. Так что не всё так плохо.

Режим НДД для сверхвязкой нефти может появиться не раньше 2024 г.

Москва, 28 апр - ИА Neftegaz.RU. Минфин РФ считает, что Венское соглашение ОПЕК + нанесло более сильный удар по российской нефтяной отрасли промышленности, чем отмена льгот, не торопясь с их возвращением.
Позицию министерства обозначил замминистра финансов РФ А. Сазанов 27 апреля 2021 г. в рамках Национального нефтегазового форума на выставке Нефтегаз - 2021.

Это тот самый А. Сазанов, который назвал НДД самой большой ошибкой в своей карьере.

Тезисы от А. Сазанова:

  • даже с учетом отмены льгот и, принимая во внимание девальвацию рубля и цену нефти, которая сейчас есть, если бы не было ограничения ОПЕК + , операционный денежный поток в отрасли в 1 м квартале 2021 г. был бы выше, чем в 2019 и 2020 гг.,
  • в течение 2021 г. каких-то резких шагов по донастройке налогового режима в нефтегазовом секторе не планируется,
  • поскольку сейчас действует сделка ОПЕК + , есть ограничения по добыче, Минфин будет исходить из того, что режим НДД для сверхвязкой нефти (СВН) может появиться не раньше 2024 г.,
  • в части сверхвязкой нефти действительно поступил к нам ряд обращений, в т.ч. от субъектов РФ - Татарстана и республики Коми,
  • мы будем прорабатывать режим налога на добавленный доход (НДД) для сверхвязкой нефти,
  • не думаю, что это будет отдельная группа, скорее всего, это все равно будет 3 я группа, возможно мы посмотрим пределы по затратам,
  • плодить группы не нужно, надо максимально ужиматься в те группы, которые сейчас уже созданы по НДД.
Проблемы в нефтегазе России случились не сегодня.
За пару лет нефтегазовые доходы бюджета страны упали почти на 3,8 трлн рублей!
Для страны, которую власти посадили на нефтегазовую иглу, это очень много.
Нужно чем- то восполнить выпавшие доходы.
Но, соответственно, упали доходы и компаний нефтегаза РФ.
Когда власти попробовали это сделать за счет компаний нефтегаза, те возмутились.

Напомним, что в 2020 г. были приняты изменения в налоговой сфере, которые привели к значительному увеличению налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль промышленности.
С 1 января 2021 г. для месторождений с выработанностью более 80% и СВН отменены понижающие коэффициенты:

  • к ставкам налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • на экспортную пошлину.
Причем наибольший негативный эффект пришелся пришелся именно на СВН, где налоговая нагрузка увеличивалась почти в 25 раз.


В презентации Татнефти на ННФ-2021 указывается, что компания вынуждена будет снизить налоговые отчисления в бюджеты на 1 трлн руб. из-за отмены льгот по вязкой нефти.
Однако, по мнению А. Сазанова, эта оценка слишком пессимистичная.

Российские ВИНКи и руководство нефтедобывающих регионов мнение Минфина не разделяют и стремятся привлечь к проблеме внимание.
К В. Путину обратились:

  • глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов на совещании о повышении инвестиционной активности 11 марта 2021 г. попросил дать поручение правительству РФ найти решение по стимулированию проектов СВН, а также по развитию высокообводненных и выработанных месторождений;
  • с аналогичной просьбой обращался президент Татарстана Р. Минниханов;
  • губернатор Н. Комарова заявила, что ХМАО будет добиваться льгот для добычи СВН до 2024 г.
По итогам совещания 11 марта В. Путин поручил правительству РФ проработать в рамках параметров НДД вопрос о стимулировании:
  • добычи вязкой нефти и СВН,
  • добычи нефти из высокообводненных скважин,
  • добычи трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ).
А. Сазанов тогда дерзко заявил:
  • просьба ЛУКОЙЛа о переводе месторождений на НДД с 2022 г. приведет к выпадающим доходам бюджета,
  • но поручение президента будет проработано.
Минфин предлагает нефтяникам перейти на НДД, но в условиях падения доходов те назвали его нынешние параметры экономически неэффективными.
Для роста добычи на таких проектах ВИНКи просят выделить для ТрИЗ и шельфовых проектов отдельную категорию в НДД.
По этому поводу Минфин заявлял, что это будет возможно не ранее 2024 г., что также не устраивает нефтегаз, поскольку компаниям необходимо планировать инвестиции, а отрасли в целом - адекватно подготовиться к наращиванию добычи после истечения срока действия ограничений по соглашению ОПЕК + в 2022 г.

Суета вокруг НДД происходит, поскольку этот новый налог тестируется с 2019 г. на отдельных месторождениях.
Налог позволяет учитывать экономику месторождений и разрабатывать даже сложные нерентабельные запасы нефти и газа.
Нефтяники, потупив взор, предлагали заменить рентный налог НДПИ на НДД.
Но когда нефтегаз недоплатил 213 млрд руб. из-за тестирования НДД, Минфин сильно разочаровался.

. не хлебом единым.
А. Сазанов поговорил и о нефтепеработке, сообщив, что Роснефть с Минфином пока лишь изучают возможные меры налоговой поддержки для проекта Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 19:59, статья

Описание работы

Добыча нефти и газа в Российской Федерации, особенно в последние годы, осуществляется в труднодоступных районах и требует от недропользователей значительных капитальных вложений в работы по поиску, оценке, разведке месторождений и добыче углеводородного сырья. Работы по освоению нефтегазоносных месторождений приводят, как правило, к существенным нарушением естественных связей окружающей природной среды. Эти факторы обуславливают необходимость осуществления государственной поддержки работ по добыче нефти и газа. Организации, осуществляющие добычу нефти и газа являются монополистами в своей области деятельности , поэтому государство оставляет за собой право определения основ ценовой политики в отношении нефти и газа. Одной из стратегических задач государственного регулирования работ по добыче нефти и газа является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации путем создания базы нефтегазовых месторождений, рационального и безопасного их использования (Финансовый журнал, №1, 2012).

Файлы: 1 файл

Проблемы налогообложения нефти.doc

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Добыча нефти и газа в Российской Федерации, особенно в последние годы, осуществляется в труднодоступных районах и требует от недропользователей значительных капитальных вложений в работы по поиску, оценке, разведке месторождений и добыче углеводородного сырья. Работы по освоению нефтегазоносных месторождений приводят, как правило, к существенным нарушением естественных связей окружающей природной среды. Эти факторы обуславливают необходимость осуществления государственной поддержки работ по добыче нефти и газа. Организации, осуществляющие добычу нефти и газа являются монополистами в своей области деятельности , поэтому государство оставляет за собой право определения основ ценовой политики в отношении нефти и газа. Одной из стратегических задач государственного регулирования работ по добыче нефти и газа является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации путем создания базы нефтегазовых месторождений, рационального и безопасного их использования (Финансовый журнал, №1, 2012).

В сложившихся условиях российские газодобывающие компании сталкиваются с рядом проблем:

1. Олигополия в системе международных поставок газа;

2. Ограниченность транспортных коммуникаций для поставок газа на международный рынок;

3. Степень геологической изученности перспективных территорий и акваторий (объем геологоразведочных работ в перспективных регионах в значительной мере влияет на возможность открытия и вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений нефти);

4. Емкость технологических систем и средств, основанных на использовании газа;

5. Технологический уровень поисков и разведки месторождений газа в значительной мере влияет на эффективность геологоразведочных работ и прирост запасов;

6. Макроэкономические и демографические процессы в странах – крупнейших потребителях газа, влияющие на величину совокупного импортного спроса в мире;

7. Организационно – экономические условия и внеэкономические факторы, влияющие на возможность вовлечения запасов газа в хозяйственный оборот ( экологические требования, государственные ограничения на проведение геологоразведочных работ и эксплуатацию месторождений, лицензионная политика, налоговые и иные условия оказывают воздействие на уровень активных запасов).

На данном этапе совершенствования налоговой системы в Российской Федерации органы государственной власти стремятся приблизить налогообложения добычи углеводородного сырья к мировым стандартам. В мировой практике регулирования углеводородов ставки специальных (рентных) налогов напрямую зависят от рентабельности добычи или связаны с уровнями производительности скважин, объемами добычи, этапами освоения. Применение гибких схем взимания специальных налогов особенно важно для освоения трудноизвлекаемых запасов, которые в России составляют значительную долю в общем объеме ресурсов. Горно – геологические условия разработки месторождений и качество запасов значительно различаются между объектами. При единой ставке компании, осваивающие лучшие месторождения, оказываются в более выгодных условиях, получая сверхприбыли. В тоже время компании, разрабатывающие менее производительные месторождения, будут малоэффективными (Журнал «Вестник Европы», №2, 2011).

Применение гибких ставок налога будет способствовать развитию сектора независимых нефтяных компаний, поскольку такие компании занимаются преимущественно разработкой мелких и средних месторождений с трудноизвлекаемыми запасами..

Целесообразность применения гибких схем налогообложения обусловлена и тем, что финансово – экономические показатели освоения месторождений и качество запасов изменяются в процессе эксплуатации. В Налоговом кодексе должен быть определен перечень критериев, в соответствии с которыми применяется льготный режим при добыче истощенных запасов углеводородов. Права по определению конкретных параметров регулирующих показателей целесообразно предоставить региональным органам власти, поскольку они лучше знают особенности добычи на конкретных объектах в пределах своей территории.

Что касается перспектив налогообложения нефтегазовой отрасли, то нужно отметить следующее, Правительство Российской Федерации занимается внесением изменений в налогообложение нефтегазовой отрасли. Генеральной стратегией развития нефтяной отрасли до 2030года предусмотрено освоение новых нефтегазовых провинций, а поскольку их освоение требует развития инфраструктуры, а , следовательно, разработка месторождений в новых провинциях становится более затратной для нефтегазовых компаний. Таким образом, простимулировать нефтегазовые компании на разработку новых месторождений можно лишь путем введения налоговых льгот.

Здесь необходимо учитывать, что большую долю доходов нефтегазовых компаний «съедают» экспортные пошлины на нефть – 40 – 50% в зависимости от динамики цен на нефть, экспортные пошлины на газ и различные виды нефтепродуктов «забирают» 30 % газодобывающих компаний, НДПИ на нефть – 16%, НДПИ на газ – около 12% (Независимое аналитическое агентство «Инвесткафе», отчеты нефтегазовых компаний).

Доля налогов в цене нефти 2008 – 2011 годы

Поэтому главным образом Правительство российской Федерации пытается простимулировать разработку новых месторождений льготами по экспортным пошлинам.

Так, с 1 декабря 2009 года была обнулена экспортная пошлина на нефть, экспортируемую с тринадцати месторождений Восточной Сибири. В январе 2010 года база месторождений Восточной Сибири, с экспортной нефти которых не взималась пошлина, была увеличена до двадцати двух: Ванкорское, Юрубчено – Тохомское, Талаканское, Алинское, Среднеботуобинское, Дулисьминское, Верхнечонское, Куюмбинское, Северо – Талаканское, Восточно – алинское, Верхнепеледуйское, Пилюдинское, Станахское, Ярактинское, Даниловское, Марковское, Западно – Аянское, Тагульское, Сузунское, Южно – Талаканское, Чаяндинское, Вакунайское. Однако уже в конце июня 2010 года Правительство вновь ввело экспортную пошлину на нефть, экспортируемую с месторождений Восточной Сибири, но пониженную (Независимое аналитическое агентство «Инвесткафе», отчеты нефтегазовых компаний).

Таким образом, исходя из вышеперечисленных данных, можно сделать вывод, что с реформированием такой отрасли как добыча углеводородного сырья, повышается уровень налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. С развитием данного направления связана возможность перехода Российской Федерации к общепринятым стандартам налогообложения.

Список использованный источников и литературы

1. «Финансовый журнал» №1, 2012 г.

2. Журнал «Вестник Европы», №2, 2011

3. Независимое аналитическое агентство «Инвесткафе», отчеты нефтегазовых компаний

Зияитдинова А.Р., Тансыккужина Г.Ф.

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета,

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Нефтегазовая отрасль – один из важнейших элементов экономики РФ, от надежной работы которого зависит ее дальнейшее развитие.

Российский топливно-энергетический сектор занимает половину общего объема экспорта из страны в долларовом выражении. За десять месяцев минувшего года из России ушло нефти на $5.5 млрд. что составляет 35,5% экспортных поставок, в то время как на газ пришлось лишь 13,9% совокупного экспорта. Отсюда простой вывод — нефть с точки зрения наполняемости бюджета и поддержания товарооборота, важнее газа. В то же время, положение у нефтяников издавна существенно более тяжелое, чем у газовиков.

Возможно благодаря монополизму Газпрома, газовый сектор уже длительное время находится в несколько более привилегированном по­ложении. Один из ярких примеров размер налога на добычу полезных ископаемых.

Для нефти его рассчитывают по достаточно сложной формуле, в которой базовый коэффициент, равный 419 руб., умножают на коэффициент иены, зависящий от стоимости нефти на мировом рынке, и коэффициент выработанности, зависящий от исчерпанности конкретного месторождения. В результате получается, что НДПИ на нефть достигает 2500 руб. и более за тонну. В то же время, НДПИ на газ рассчитывают очень просто - 147 руб. за 1000 куб. Если пересчитать на нефтяной эквивалент, то добывать газ с точки зрения уплаты НДПИ выгоднее. Причем даже если нефть упадет до $20 за баррель, налог на нефть будет равен примерно 175 руб. т е. все равно боль­ше газового аналога. А ведь уплата НДПИ составляет большую долю от общих расходов нефтяных компаний и около 90 % налоговых отчислений до налога на прибыль. Это, в частности, одна из причин того, что рентабельность чистой прибыли в нефтяном бизнесе в среднем составляет 12—15%, при хорошем раскладе 17—21%, а в газовом 28-32%, т.е. в 1,5—2 раза выше.

Цена на газ на мировом рынке повторяет движение цены на нефть, но с опозданием на шесть — девять месяцев. Это связано с тем, что газ в ТЭК — аналог мазута, а производство мазута из нефти занимает достаточно большое время. Поэтому цена мазута определяется не текущей ценой нефти, а той, по какой ее покупали, из которой мазут сделан. Так и возникает запаздывание по времени. В результате, когда стоимость нефти уже резко снижается, цены на газ еще продолжают расти, т.е. у газовиков всегда есть индикатор будущих проблем, к которым можно успеть подготовиться.

Соответственно, запас финансовой прочности у нефтедобывающих организаций должен быть меньше, чем у газовиков, но именно на нефтяниках лежит основная налоговая нагрузка, и именно на них пришелся основной удар кризиса в конце лета и осенью прошлого года.

Следующая проблема налогообложения нефтегазового сектора заключается в следующем.

Россия добывает около 490 млн. т нефти в год. На экспорт уходит около 220— 230 млн. т сырой нефти, не считая нефтепродуктов (около 100 млн. т). Когда сырье пересекает границу, компания обязана уплатить экспортную пошлину, которая определяется также по весьма хитрой формуле, учитывающей мировую цену на нефть за предпоследние два месяца, т.е. пошлину на январь — февраль 2009 года рассчитывают по ценам, октябрь-ноябрь 2008 –го. Это приводит к тому, что нефтяная компания продает нефть по одной цене, а налоги платит по другой

Если цены растут, компания в выигрыше, если падают — в проигрыше Когда цены обваливаются, компания может оказаться в колоссальном убытке Отметим, что при экспорте газа ситуация иная экспортер платит пошлину, равную 30% стоимости экспортируемого газа.

Летом минувшего года цены на нефть начали снижаться, а осенью — обвалились. Началась паническая гонка: стоимость нефти падает, правительство экстренно снижает пошлины, нефть падает еще ниже, нефтяники бьют тревогу, правительство опять пытается успеть за снижением цен.

До выхода из мирового кризиса пока очень далеко, но сегодня есть надежда, что шок в нефтяном секторе уже прошел, худшее миновало. Теперь, когда цены на нефть могут снизиться еще раза в два максимум, не более, а налоговая нагрузка уменьшена и сделана более гибкой, можно перевести дух. Такого падения, какое мы видели со $147 до $45 за баррель в течение всего нескольких месяцев 2008 года (т.е одного — двух периодов расчета ставки пошлины), уже не произойдет, а значит, не будет и таких огромных отрицательных разниц, которые возникали у компаний после уплаты налогов, коллапса удастся избежать

Отметим еще одну проблему, связанную с налогообложением нефтегазового сектора. Научные изыскания основа нефтегазовой промышленности. Все современные технологии извлечения нефти и газа основаны на научных разработках, причем весьма давнишних. Новые методы лишь совершенствуют ранее созданную базу, но эффект от этих улучшений — поистине огромный. Сегодня мы умеем извлекать лишь около 35—40% пластовой нефти, иногда удается забрать до 50%. По газу ситуация несколько лучше добываем до 80—85% залегающего в недрах сырья.

Это значит, что внедрение метода, позволяющего увеличить добычу нефти, например, с 37% до 40% позволит увеличить объем доказанных извлекаемых запасов нефти в России на 3%, а это 300 млн. т, или 61% ежегодной добычи в нашей стране. В деньгах $328 млрд. по ценам про­шедшего лета, или $88 млрд. по нынешним. Согласитесь, весьма существенная сумма. Вполне очевидно, что сами исследования, несмотря на всю дороговизну методов и оборудования, обойдутся гораздо дешевле. И такие исследования непрерывно идут, но в условиях кризиса и острой не­хватки денежной ликвидности их начнут финансировать по остаточному принципу, поскольку отдача от них не будет мгновенной, это долгосрочные инвестиции, а долги по облигациям надо выплачивать прямо сейчас.

Задержка в исследованиях оборачивается задержкой во внедрении новых технологий, повышающих экологичность, эффективность и безопасность нефтегазодобычи. Все это сокращает прибыли компаний и в конечном счете налоговую выручку государства. Каков же итог? Нефть находится вблизи дна своего падения, и снижение до $20 за баррель маловероятно. Нефтяные компании получили много благоприятных изменений в налоговом законодательстве: граница отсечения по НДПИ увеличена с $9 до $15 за баррель, период мониторинга для расчета экспортных пошлин уменьшен с двух месяцев до одного, что повысило мягкость и гибкость налоговой системы. Рассматривается вариант временной отмены экспортных пошлин, что позволит оживить еще и внутренний рынок нефти и нефтепродуктов.

Возможен отказ от привязки НДПИ к мировым ценам на нефть и перевод его размера на процентную величину, например от операционной прибыли компаний. Для малых месторождений возможна полная отмена НДПИ на весь срок эксплуатации или на определенный период, зависящий также и от объема извлеченной на месторождении нефти. Углубление координации между Россией и ОПЕК и структурное оформление ор­ганизации экспортеров газа ФСЭГ также не стоит сбрасывать со счетов, пусть пока сохраняется много вопросов и сомнений относительно способности этих организаций эффективно влиять на ценообразование на рынке нефти и газа. Со временем эти усилия неизбежно принесут плоды.

Все это вселяет некоторый оптимизм и уверенность в том, что нефтегазовый сектор останется локомотивом, который поможет вытащить из кризиса и остальные отрасли нашей экономики. А потом сформирует задел для того, чтобы перевести ее наконец на другие рельсы, создаст для этого необходимые предпосылки, главная из которых стабильная обеспеченность государства .энергоресурсами.

Экологическая безопасность в нефтегазовом деле

В самом начале эксплуатации нефтегазовых месторождений человечество не задумывалось, как это скажется на состоянии экологии, и тем более не предполагало, что нефть и газ несут опасность при их использовании в качестве топлива. Разработка недр земли – одна из причин загрязнений воздуха, воды, а также гибели флоры и фауны.

Влияние добычи нефти на окружающую среду

Негативное воздействие на экологию, в первую очередь, связано с ошибками, которые допускаются при добыче нефти, и отсутствием должного контроля над производственным процессом. В ходе бурения скважин, прокладки трубопроводов, сжигания мазута, в результате аварий на танкерах и т.д. часть нефти выходит на поверхность земли и разливается. Кроме этого, все знают, что в атмосферу выделяется огромное количество выхлопных газов от автомобилей, а они являются продуктом переработки бензина, который, в свою очередь, получают из нефти.

Прибавьте ко всему выше сказанному расчистку территории для установки бурильного оборудования: вырубаются гектары лесов, из-за чего экосистема меняется кардинальным образом. Площадка заполняется «мусором»: строительными материалами, отходами, продуктами жизнедеятельности, спецтехникой, что также негативно сказывается на окружающей среде. В то же время, откачивание нефти из недр приводит к перемещению грунтовых слоев.

Продукт, поступающий на перерабатывающие предприятия, изменяется: он используется для изготовления разных изделий. При сжигании они выделяют вредные химические соединения. Чтобы предотвратить возможные проблемы, необходимо не только сокращать добычу нефти, но и улучшать технологии переработки.

Мероприятия по защите окружающей среды при добыче нефти

Профильные предприятия должны соблюдать определенные принципы работы, которые помогут уменьшить негативные последствия. Основными из них являются:

  • Добыча нефти разрешается только при условии использования сопутствующего природного газа в народном хозяйстве;
  • Обязательно проведение гидродинамических, промысловых, геофизических исследований и измерений;
  • Устье скважин требуется оборудовать таким образом, чтобы не допустить выброс и фонтанирование нефти и газа;
  • Дальнейшая разработка скважин с дефектами (разгерметизацией, нарушением фланцевых соединений и т. п.) запрещена;
  • При интенсивной добыче нефти необходимо постоянно контролировать допустимый перепад давления на перемычке;
  • Мероприятия по охране окружающей среды должны во многом носить профилактический характер, направленный на предотвращение загрязнений вод (поверхностных и подземных), воздуха. Для этого требуется утилизировать промысловые воды методом закачки в поглощающие пласты.

Экологическая безопасность в нефтегазовом секторе

Экологическая безопасность – это система мер (правовых, политических, технологических и других), которые направлены на защиту окружающей среды и минимизации негативного воздействия на нее со стороны нефтегазовой отрасли. Эти меры также включают предупреждение возникновения чрезвычайных и аварийных ситуаций и обеспечение защиты интересов человека.

Добыча нефти и газа строго контролируется со стороны государства. Проблемы регионов, где идет разработка месторождений, стоят очень остро. Отдельно стоит упомянуть постоянно возникающие вопросы, связанные с утилизацией отходов. Также «лидирующие позиции» занимают проблемы сохранности среды обитания и сокращения флоры и фауны.

Заботясь об экологической безопасности, предприятия нефтегазовой отрасли ведут свою политику, основанную на определенных постулатах:

  • Развитое предприятие должно учитывать его негативное влияние на окружающую среду, В первом порядке необходимо грамотно управлять экологическими рисками. Под ними, в свою очередь, понимают несение ответственности (административной и даже уголовной) за ущерб экосистеме, здоровью и жизни людей;
  • Стремление к росту не должно происходить за счет нерационального использования природных ресурсов. Этот принцип предполагает сокращение техногенного воздействия на природу и использование качественно нового оборудования;
  • Контроль соблюдения требований экологической безопасности должен осуществляться систематически, мониторинг состояния среды – постоянно.

Один из самых важных – это принцип безаварийного производства. Безусловно, современная техника позволит компании быстрее расти и развиваться, в то же время она не должна увеличивать токсичность выбросов и объем отходов.

Нефтегазовые предприятия, ведущие грамотную политику в отношении экологической безопасности, открыты для общественности и охотно делятся с ней информацией о проводимых мероприятиях, направленных на защиту природы. Они ведут работу и в социальном направлении, содействуя психосоциальному благополучию своих сотрудников и других людей, проживающих в местах, где ведется разработка месторождений.

Экологическая безопасность – это своего рода экологическая ответственность предприятия, специалисты которого разрабатывают локальные и глобальные программы по охране окружающей среды.

Читайте также: