Налоговая проверка при банкротстве в рк

Опубликовано: 11.05.2024

Банкротство - это признанная решением Суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации. Отношения, связанные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в РК, регулируются Гражданским Кодексом от «27» декабря 1994 года, Законом РК «О реабилитации и банкротстве» от «7» марта 2014 года, а также иными нормативными правовыми актами.

Должник является неплатежеспособным при наступлении одного и более условий:

1) обязательства перед кредиторами по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, взысканию алиментов, оплате труда, компенсациям по трудовым договорам, социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам, а также по вознаграждениям по авторским договорам не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее ста месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

2) обязательства перед кредитором по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, включая задолженность филиалов и представительств должника, не исполнены в течение четырех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

3) обязательства перед иными кредиторами не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения и в совокупности составляют сумму не менее трехсот месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, для индивидуальных предпринимателей, не менее одной тысячи месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, – для юридических лиц.

4) должник является отсутствующим.

Банкротство юридических лиц, ип можно разделить на 2 этапа:

- этап с момента принятия заявления о признании должника банкротом в производство до принятия Судом решения о признании должника банкротом. В этот период работает временный управляющий, основной обязанностью которого является подготовка аналитического заключения о финансовом состоянии должника. Срок данного этапа: не более 1 месяца, если заявление о признании должника банкротом было подано непосредственно самим должником и не более 2 месяцев, если заявление о признании должника банкротом было подано кредитором;

- этап после принятия Судом решения о признании должника банкротом и до внесения записи о прекращении существования должника в государственные регистры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этот период работает банкнотный управляющий, основной обязанностью которого является проведение процедуры банкротства (ликвидации) должника. Срок данного этапа: не более 9 месяцев.

В этой части необходимо отметить, временный управляющий назначается Судом по собственному выбору, а банкротный управляющий назначается уполномоченным органом (органы государственных доходов) по выбору собрания кредиторов.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2014 года «Об утверждении минимальных размеров и Правил выплаты основного вознаграждения администраторам» установлены минимальные размеры выплат временному и банкротному управляющим.

Заявления о признании должника банкротом рассматриваются местными специализированными экономическими Судами по правилам общей подсудности. Гражданские дела по рассмотрению заявлений о признании должника банкротом – это дела особого производства и рассматриваются с участием представителей должника, кредиторов, а также прокурора, временного управляющего и представителя уполномоченного органа (органы государственных доходов). Государственная пошлина для подачи таких заявлений составляет сумму в размере 5 мрп.

На втором этапе банкротства уполномоченным органом (органы государственных доходов) проводится налоговая проверка должника, а службой экономических расследования проводится проверка на наличие признаков преднамеренного и/или ложного банкротства должника.

Законом РК «О реабилитации и банкротстве» предусмотрены основания недействительности сделок должника:

1) цена совершенной сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки, если последствия сделки привели к финансовым потерям;

2) сделка не соответствует деятельности должника, ограниченной законодательными актами Республики Казахстан, учредительными документами, либо совершена с нарушением компетенции, определенной уставом;

3) имущество передано (в том числе на временное пользование) безвозмездно либо по цене, существенно отличающейся в худшую для должника сторону от цены на идентичный или однородный товар при сопоставимых экономических условиях либо без наличия оснований в ущерб интересам кредиторов;

4) если сделка, совершенная в течение шести месяцев до возбуждения дела о банкротстве и (или) реабилитации, повлекла предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;

5) договоры дарения имущества должника, за исключением заключенных в рамках обычных коммерческих операций, если такая сделка существенно отличается от сделок, заключенных за год до возбуждения дела о реабилитации или банкротстве.

Законом РК «О реабилитации и банкротстве» предусмотрена также очередность удовлетворения требований кредиторов:

1. В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью; по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам; по выплате вознаграждений по авторским договорам.

2. Во вторую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества банкрота, оформленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в случаях, предусмотренных статьей 104 настоящего Закона, а также требования, возникшие в результате получения банкротным управляющим в период проведения процедуры банкротства кредита.

3. В третью очередь погашается задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

4. В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами по гражданско-правовым и иным обязательствам, а также удовлетворяются требования кредиторов в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 104 настоящего Закона.

5. В пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по возмещению убытков и взысканию неустоек (штрафов, пени).

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов деньги банкротный управляющий передает собственнику имущества банкрота либо его учредителям (участникам) в соответствии с законодательством Республики Казахстан или учредительными документами банкрота. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество банкрота в натуре, которое предлагалось к продаже, но осталось нереализованным, а также не было принято кредитором в счет удовлетворения требования, передается собственнику либо участникам (учредителям) банкрота, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан, а также, если такое имущество не было принято администратором в счет возмещения административных расходов и кредитором в счет удовлетворения требования. После завершения расчетов с кредиторами банкрот освобождается от исполнения обязательств и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании юридического лица банкротом. После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, кроме требований граждан, перед которыми лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иных требований личного характера, предусмотренных законами Республики Казахстан. Ликвидация банкрота считается завершенной, а банкрот – прекратившим существование после внесения об этом записи в государственные регистры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Подготовлено юристом «ZAN» Юридической Компании

Баженовым Максимом.

Или как налоговая реагирует на банкротство компании


Многие наши клиенты спрашивают: если мы инициируем процедуру банкротства, не будет ли это сигналом для налогового органа провести выездную проверку нашей компании? И как повлияет налоговая проверка на проведение процедуры банкротства?

В этой статье я поделюсь своим опытом. И постараюсь ответить на следующие вопросы:

  • насколько реальны риски налоговой проверки при инициировании процедуры банкротства;
  • возможно ли закрыть компанию через процедуру банкротства при незавершенной налоговой проверке?
  • какова позиция Верховного Суда РФ по вопросу приостановки производства по делу, в связи с налоговой проверкой банкрота?

Зона риска

Самые популярные критерии в работе компании, которые могут спровоцировать налоговую проверку:

  • большой разрыв в платежах в бюджет по сравнению со средним показателем по отрасли;
  • сдача налоговой и бухгалтерской отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов (налоговикам кажется подозрительным наличие в предпринимательской деятельности убытков). Минимум, данная отчетность будет поводом для камералки. Вследствие чего вам необходимо будет объяснить фискалам, в чем заключается ваша «хитрая» стратегия ведения бизнеса);
  • ваше желание отразить в отчетности кругленькую сумму к вычету по НДС. Возвращая НДС, вы должны быть кристально чисты, либо не только деньги не получите, но и еще должны останетесь;
  • и снова среднестатистические показатели, теперь уже по заработной плате. Если выплачиваемая среднемесячная з/п на одного работника меньше чем среднестатистическая по вашей отрасли по субъекту, это будет поводом для дополнительных вопросов;
  • игнорирование запросов и требований ФНС в предоставлении информации и документов тоже ни к чему хорошему не приведет, давайте хоть какие-нибудь ответы;
  • инициирование процедуры реорганизации либо ликвидации компании при ранее активной экономической деятельности, может стать также поводом для дополнительного внимания;
  • частая миграция компании из одной налоговой инспекции в другую. Такие переезды, не обусловленные разумными причинами, заставляют задуматься, от чего вы бежите;
  • наличие в работе большого количества контрагентов-посредников без разумных экономических выгод, как минимум, вызовет ряд вопросов. А наличие среди контрагентов «фирм-однодневок» явно не прибавит вам добросовестности.

Банкротство как повод для налоговой проверки?

Имея опыт работы в сфере банкротства более 10 лет, мы можем заранее сделать вывод, насколько реальны риски налоговой проверки для компаний, подавших заявление на банкротство или уже находящихся в процедуре.

Прогнозирование данных рисков с учетом особенностей фирмы будет носить вероятностный характер и не дает «железных» гарантий отсутствия налоговой проверки. Одно можно сказать уверенно — инициирование процедуры банкротства само по себе не является поводом для проведения внеплановой проверки. Если только оно не сочетается с выше приведенными критериями.

Например, одним из часто используемых способов закрытия компании является так называемая упрощенная процедура банкротства. Когда сначала подается заявление на ликвидацию компании в добровольном порядке, а далее – заявление на банкротство от «дружественного» кредитора. При этом Общество за отчетный период сдает балансы, из которых видно активную экономическую деятельность. Естественно, ликвидация экономически активной организации будет выглядеть подозрительно и может вызвать ряд вопросов.

А если использовать другой вариант: полную процедуру банкротства? Само по себе введение процедуры наблюдения уменьшает риски внеплановой проверки, но также не дает 100% гарантий её отсутствия. Всё зависит в частности от компании, которая планируется к закрытию. Наличие больших оборотов, занижение налоговой базы, отсутствие длительное время налоговых проверок и в дальнейшем инициирование процедуры банкротства, в любом случае, не останется без внимания налоговой инспекции.

Банкротство как основание не проводить проверку

При этом надо учитывать: немаловажным фактом для принятия решения о выездной налоговой проверки является не только вероятность доначисления налогов и сборов на конкретное предприятие, но и дальнейшая перспектива их взыскания.

Налоговая инспекция, как любой государственный орган, отчитывается об эффективности своей работы. Одним из основных показателей успешной работы фискалов является объем денежных средств, собранных с налогоплательщиков и поступивших в казну. В случае, когда наблюдается большой разрыв между доначисленными налогами и взысканными в бюджет, данное обстоятельство будет говорить о плохой работе сотрудников, а в некоторых случаях и о личной заинтересованности представителей ФНС.

Как мы все знаем, процедура банкротства – это явный признак того, что перспектива полного удовлетворение всех требований кредиторов стремиться к нулю. Особенно это актуально, если на балансе должника нет ликвидных активов, имущества, дебиторки.

В связи с этим налоговая инспекция не бросается сломя голову с проверкой на каждое предприятие, решившее прекратить свою деятельность, а предварительно оценивает свои шансы на получение денежных средств после доначисления.

Принимая решение о закрытии компании через процедуру несостоятельности, минимум, необходимо не один час пообщаться с главным бухгалтером и специалистом в сфере банкротства для выработки совместной стратегии и анализа рисков.

Включение налоговых требований в реестр

Не так давно появилось Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2018 г. в котором ВС разъяснил нижестоящим судам, что делать, если налоговая инспекция инициировала выездную проверку и не успела ее завершить до рассмотрения требования о включении в реестр.

Краткая диспозиция дела: Определением арбитражного суда от 05.10.2015 в отношении ЗАО «Владимир-ОПТОН» введена процедура наблюдения.

Спустя 2 месяца налоговым органом принято решение о проведении в отношении должника выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления налогов и сборов.

Еще спустя год ФНС России обратилась с требованием от 05.10.2016 о включении в реестр требований кредиторов ЗАО «Владимир-ОПТОН» задолженности в сумме 1 159 364 896 руб.

Мнение суда первой инстанции

На момент рассмотрения заявленного требования в суде первой инстанции налоговый орган еще не принял Решения по результатам выездной налоговой проверки. Из текста Заявления следует, что данное требование носит вероятностный характер. Налоговая инспекция прогнозирует доначисление по НДС на 1 159 364 896 руб. Далее уполномоченный орган сделал более скромные прогнозы и уточнил свое требование до 311 214 162 руб. (основной долг), 111 726 692 руб. (пени), 65 431 214 руб. (штраф).

Одновременно налоговая заявила Ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения Решения по результатам выездной проверки. Арбитражный суд отказал в удовлетворении данного ходатайства, сославшись на то обстоятельство, что АПК РФ не предусматривает обязанности арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до вынесения решения налогового органа.

Также представитель налоговой инспекции просил отложить судебное заседание, но и здесь Суд отказал, обосновав свой отказ тем, что ранее судебное заседание уже 3 раза откладывалось по заявлению инспекции.

Судебный акт можно скачать здесь:

Рассмотрев данное требование налоговой инспекции, Суд вынес решение об отказе во включении требования уполномоченного органа, мотивировав это тем, что ФНС не обосновало заявленные требования:

  • не было предоставлено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по фактам выездной проверки;
  • инспекцией не были представлены в нарушении ст. 65 АПК РФ первичные документы, на основании которых уполномоченный орган считает, что образовалась задолженность по НДС.

Апелляция

Не согласившись с данным судебным актом, ФНС обращается в апелляцию суд, который поддерживает позицию уполномоченного органа и возвращает заявление ФНС на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Апелляция делает вывод, что, отказав ФНС в приостановке производства, суд ограничил ФНС доступ к правосудию. В условиях неоконченных мероприятий налогового контроля Арбитражный суд пришел к преждевременному и необоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления ФНС.

Кассационный суд иного мнения

Суд кассационной инстанции сделал противоположенные выводы и отменил Постановление апелляционного суда. Вывод суда кассационной инстанций сводится к тому, что при проведении налоговой проверки срок на подачу заявления о включении в реестр (2 мес. ст. 142 Закона о Банкротстве) не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.

Реестр для ФНС остается открытым до тех пор, пока со стороны налогового органа не будут выполнены все мероприятия налогового контроля. В данном правиле есть одно исключение: если со стороны ФНС будут нарушения сроков проведения налогового контроля, то правило о приостановки сроков (пункт 1, ст. 142 Закона о Банкротстве) не действует.

Жирная точка Верховного Суда

И решающее слово по данному спору высказал Верховный Суд РФ в своем Определении от 05.07.2018г. Разберем по порядку:

  • ФНС может заявиться в реестр кредиторов и без наличия решения по результатам налогового контроля. Предъявляя свои требования в реестр, налоговый орган тем самым реализует свои права на участие в судебных заседаниях по рассмотрению требований сторонних кредиторов. Соответственно, еще не находясь в реестре (но подав соответствующее требование в суд) ФНС уже может активно выражать свою позицию по заявлению других кредиторов. Тем самым, законодатель дал налоговой право сопротивляться размытию реестра и включению в него «рисованных» кредиторов
  • Между тем, суд не может включить в реестр доначисленные налоговые недоимки без вступившего в законную силу решения по результатам мероприятий налогового контроля (как это может сделать любой из кредиторов на основании первичных документов).
  • Исходя из этой позиции Верховный суд сделал вывод, что суд первой инстанции обязан приостановить дело по включению налоговой в реестр до момента вынесения ею решения о доначислениях, а не отказывать ей.
  • Кроме того, у налоговой остается право заявить свои требования на включение в реестр и по истечении двухмесячного срока, если мероприятия налогового контроля были завершены ею после окончания этого срока.
  • Последний, и наверное самый интересный вывод Верховного суда заключается в том, что он приравнял решение по результатам налоговой проверки к судебным актам, «так как налоговое решение, как и вступивший в законную силу судебный акт, подлежит принудительному исполнению». А это значит, что арбитражные суды обязаны приостанавливать производство по ходатайству налоговой до вступления решения налоговой проверки в законную силу. Соответственно требование ФНС не будет рассмотрено до вступления в законную силу решения, вынесенного налоговой.

Судебный акт можно скачать здесь:

В описанной ситуации ВС РФ не отменил решения нижестоящих судов только по той причине, что, налоговый орган вновь обратился с аналогичным требованием к должнику. Суд первой инстанции принял данное заявление и приостановил производство до вступления решения в законную силу. Таким образом, права ФНС восстановлены и решения нижестоящих судов отмене не подлежат.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • Процедура банкротства не является самостоятельным поводом для проведения налоговой проверки в случае отсутствия дополнительных критериев для её инициирования. Скорее наоборот: если у компании нечего «брать», то банкротство сделает организацию «не интересной» для выставления претензий.
  • В случае начала выездной проверки налоговый орган имеет право заявиться в реестр и подать ходатайство о приостановке производства по делу (ч. 1 ст. 143 АПК РФ) до вступления Решения по результатам налогового контроля в законную силу. При этом ФНС может занимать активную позицию при рассмотрении требований иных кредиторов. Или второй вариант: налоговая может не заявляться в реестр до вступления налогового Решения в законную силу, а далее воспользоваться свои правом приостановки срока (ст. 142) и включиться в реестр.
  • Приостановка производства по рассмотрению требования ФНС либо сама налоговая проверка не препятствует проведению основных мероприятий, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности». Порой бывает, что к моменту включения требования кредитора в реестр арбитражным управляющим уже выполнены все мероприятия, предусмотренные процедурой, и суду ничего не мешает вынести решение о завершении конкурсного производства с автоматическим списанием свежевключенных требований ФНС. Данный вариант возможен при наличии грамотной команды во главе с арбитражным управляющим и хорошей предварительной подготовкой должника. И первое, и второе вы можете найти в «Игумнов Групп».

Информация в статье актуальна на дату публикации на нашем сайте igumnov.group.

Чтобы быть в курсе последних трендов по субсидиарке, банкротству и защите личных активов — приезжайте в гости.

__

Игумнов Дмитрий

генеральный директор «Игумнов Групп»,

эксперт по субсидиарке и защите личных активов,

Специализация: представление интересов предпринимателя в государственных структурах всех уровней при привлечении к субсидиарной ответственности, взыскании ущерба, долгов по поручительству и личным займам. Безопасность личных активов.

Многие наши клиенты спрашивают: если мы инициируем процедуру банкротства, не будет ли это сигналом для налогового органа провести выездную проверку нашей компании? И как повлияет налоговая проверка на проведение процедуры банкротства?

В этой статье я поделюсь своим опытом. И постараюсь ответить на следующие вопросы:

  • насколько реальны риски налоговой проверки при инициировании процедуры банкротства;
  • возможно ли закрыть компанию через процедуру банкротства при незавершенной налоговой проверке?
  • какова позиция Верховного Суда РФ по вопросу приостановки производства по делу, в связи с налоговой проверкой банкрота?


Имея опыт работы в сфере банкротства более 10 лет, мы можем заранее сделать вывод, насколько реальны риски налоговой проверки для компаний, подавших заявление на банкротство или уже находящихся в процедуре.

Прогнозирование данных рисков с учетом особенностей фирмы будет носить вероятностный характер и не дает «железных» гарантий отсутствия налоговой проверки. Одно можно сказать уверенно — инициирование процедуры банкротства само по себе не является поводом для проведения внеплановой проверки. Если только оно не сочетается с выше приведенными критериями.

Например, одним из часто используемых способов закрытия компании является так называемая упрощенная процедура банкротства. Когда сначала подается заявление на ликвидацию компании в добровольном порядке, а далее – заявление на банкротство от «дружественного» кредитора. При этом Общество за отчетный период сдает балансы, из которых видно активную экономическую деятельность. Естественно, ликвидация экономически активной организации будет выглядеть подозрительно и может вызвать ряд вопросов.

А если использовать другой вариант: полную процедуру банкротства? Само по себе введение процедуры наблюдения уменьшает риски внеплановой проверки, но также не дает 100% гарантий её отсутствия. Всё зависит в частности от компании, которая планируется к закрытию. Наличие больших оборотов, занижение налоговой базы, отсутствие длительное время налоговых проверок и в дальнейшем инициирование процедуры банкротства, в любом случае, не останется без внимания налоговой инспекции.


При этом надо учитывать: немаловажным фактом для принятия решения о выездной налоговой проверки является не только вероятность доначисления налогов и сборов на конкретное предприятие, но и дальнейшая перспектива их взыскания.

Налоговая инспекция, как любой государственный орган, отчитывается об эффективности своей работы. Одним из основных показателей успешной работы фискалов является объем денежных средств, собранных с налогоплательщиков и поступивших в казну. В случае, когда наблюдается большой разрыв между доначисленными налогами и взысканными в бюджет, данное обстоятельство будет говорить о плохой работе сотрудников, а в некоторых случаях и о личной заинтересованности представителей ФНС.

Как мы все знаем, процедура банкротства – это явный признак того, что перспектива полного удовлетворение всех требований кредиторов стремиться к нулю. Особенно это актуально, если на балансе должника нет ликвидных активов, имущества, дебиторки.

В связи с этим налоговая инспекция не бросается сломя голову с проверкой на каждое предприятие, решившее прекратить свою деятельность, а предварительно оценивает свои шансы на получение денежных средств после доначисления.

Принимая решение о закрытии компании через процедуру несостоятельности, минимум, необходимо не один час пообщаться с главным бухгалтером и специалистом в сфере банкротства для выработки совместной стратегии и анализа рисков.


Не так давно появилось Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2018 г. в котором ВС разъяснил нижестоящим судам, что делать, если налоговая инспекция инициировала выездную проверку и не успела ее завершить до рассмотрения требования о включении в реестр.

Краткая диспозиция дела: Определением арбитражного суда от 05.10.2015 в отношении ЗАО «Владимир-ОПТОН» введена процедура наблюдения.

Спустя 2 месяца налоговым органом принято решение о проведении в отношении должника выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления налогов и сборов.

Еще спустя год ФНС России обратилась с требованием от 05.10.2016 о включении в реестр требований кредиторов ЗАО «Владимир-ОПТОН» задолженности в сумме 1 159 364 896 руб.


На момент рассмотрения заявленного требования в суде первой инстанции налоговый орган еще не принял Решения по результатам выездной налоговой проверки. Из текста Заявления следует, что данное требование носит вероятностный характер. Налоговая инспекция прогнозирует доначисление по НДС на 1 159 364 896 руб. Далее уполномоченный орган сделал более скромные прогнозы и уточнил свое требование до 311 214 162 руб. (основной долг), 111 726 692 руб. (пени), 65 431 214 руб. (штраф).

Одновременно налоговая заявила Ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения Решения по результатам выездной проверки. Арбитражный суд отказал в удовлетворении данного ходатайства, сославшись на то обстоятельство, что АПК РФ не предусматривает обязанности арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до вынесения решения налогового органа.

Также представитель налоговой инспекции просил отложить судебное заседание, но и здесь Суд отказал, обосновав свой отказ тем, что ранее судебное заседание уже 3 раза откладывалось по заявлению инспекции.

Рассмотрев данное требование налоговой инспекции, Суд вынес решение об отказе во включении требования уполномоченного органа, мотивировав это тем, что ФНС не обосновало заявленные требования:

  • не было предоставлено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по фактам выездной проверки;
  • инспекцией не были представлены в нарушении ст. 65 АПК РФ первичные документы, на основании которых уполномоченный орган считает, что образовалась задолженность по НДС.

Судебный акт можно скачать здесь:


Не согласившись с данным судебным актом, ФНС обращается в апелляцию суд, который поддерживает позицию уполномоченного органа и возвращает заявление ФНС на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Апелляция делает вывод, что, отказав ФНС в приостановке производства, суд ограничил ФНС доступ к правосудию. В условиях неоконченных мероприятий налогового контроля Арбитражный суд пришел к преждевременному и необоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления ФНС. Судебный акт можно скачать здесь:


Суд кассационной инстанции сделал противоположенные выводы и отменил Постановление апелляционного суда. Вывод суда кассационной инстанций сводится к тому, что при проведении налоговой проверки срок на подачу заявления о включении в реестр (2 мес. ст. 142 Закона о Банкротстве) не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.

Реестр для ФНС остается открытым до тех пор, пока со стороны налогового органа не будут выполнены все мероприятия налогового контроля. В данном правиле есть одно исключение: если со стороны ФНС будут нарушения сроков проведения налогового контроля, то правило о приостановки сроков (пункт 1, ст. 142 Закона о Банкротстве) не действует. Судебный акт можно скачать здесь:


Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • Процедура банкротства не является самостоятельным поводом для проведения налоговой проверки в случае отсутствия дополнительных критериев для её инициирования. Скорее наоборот: если у компании нечего «брать», то банкротство сделает организацию «не интересной» для выставления претензий.
  • В случае начала выездной проверки налоговый орган имеет право заявиться в реестр и подать ходатайство о приостановке производства по делу (ч. 1 ст. 143 АПК РФ) до вступления Решения по результатам налогового контроля в законную силу. При этом ФНС может занимать активную позицию при рассмотрении требований иных кредиторов. Или второй вариант: налоговая может не заявляться в реестр до вступления налогового Решения в законную силу, а далее воспользоваться свои правом приостановки срока (ст. 142) и включиться в реестр.
  • Приостановка производства по рассмотрению требования ФНС либо сама налоговая проверка не препятствует проведению основных мероприятий, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности». Порой бывает, что к моменту включения требования кредитора в реестр арбитражным управляющим уже выполнены все мероприятия, предусмотренные процедурой, и суду ничего не мешает вынести решение о завершении конкурсного производства с автоматическим списанием свежевключенных требований ФНС. Данный вариант возможен при наличии грамотной команды во главе с арбитражным управляющим и хорошей предварительной подготовкой должника. И первое, и второе вы можете найти в «Игумнов Групп».

Информация в статье актуальна на дату публикации.
Чтобы быть в курсе последних трендов по субсидиарке, банкротству и защите личных активов — приезжайте в гости.

Процедура банкротства - процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Банкротство устанавливается добровольно на основании заявления должника в суд и на основании заявления в суд кредиторов или иных уполномоченных настоящим Законом лиц.

В случаях, установленных настоящим Законом, должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом.
Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан, принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд о признании такого юридического лица банкротом для проведения процедуры банкротства по правилам, установленным настоящим Законом.
Основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке является его несостоятельность.

При установлении факта несостоятельности должны быть учтены обязательства должника, срок исполнения которых наступил, а также принятые и (или) находящиеся на исполнении.

Срок проведения процедуры банкротства определяется решением суда и не может превышать девять месяцев. Этот срок может быть продлен судом по ходатайству банкротного управляющего с согласия собрания кредиторов не более чем на три месяца. Срок проведения процедуры банкротства исчисляется со дня вступления решения суда о признании должника банкротом в законную силу.

Со дня вынесения судом решения о признании должника банкротом и возбуждении процедуры банкротства:

- собственнику имущества должника (уполномоченному им органу), учредителям (участникам), всем органам юридического лица запрещаются использование и реализация имущества вне рамок обычных коммерческих операций и погашение обязательств;

- сроки всех долговых обязательств банкрота считаются истекшими;
- прекращается начисление неустойки и вознаграждения (интереса) по всем видам задолженности банкрота;

- прекращаются споры имущественного характера с участием банкрота, рассматриваемые в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу;

- требования могут быть предъявлены банкроту только в рамках процедуры банкротства, за исключением требований по исполнению гарантий и поручительств третьих лиц, а также обращения взыскания на предмет залога в случаях, когда залогодателем выступают третьи лица;

- на основании заявления администратора и представленной копии решения суда о признании должника банкротом снимаются все ограничения и обременения на имущество банкрота (инкассовые распоряжения финансовых и государственных органов на счета должника, аресты на имущество, наложенные судебными исполнителями, и другие) без принятия соответствующих решений органов, их наложивших;

- наложение новых арестов на имущество банкрота и иных ограничений в распоряжении имуществом банкрота допускается только по искам о признании сделки недействительной и истребовании имущества из чужого незаконного владения, предъявленным к банкроту.

Имущество банкрота, не переданное приобретателю на момент возбуждения процедуры банкротства, включается в состав имущественной массы банкрота, а кредитор или несостоявшийся приобретатель по неисполненному обязательству вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процедуры банкротства.

Основными направлениями совершенствования процедуры банкротства являются:

- урегулирование неплатежеспособности между должником и кредитором;

- возможность перехода от банкротства к реабилитации, заключение мирового соглашения в ходе банкротства (возврат к обычной деятельности);

- продажа предприятия и смена собственника,

- закрепление за одним судьей рассмотрение всех вопросов, касающихся должника, признанного банкротом;

- обращение к немедленному исполнению решения суда о признании должника банкротом;

- ограничение обжалования судебных актов в банкротстве апелляционной инстанцией.

Новые механизмы процедуры банкротства позволят обеспечить максимальное сохранение бизнеса, рабочих мест и налогооблагаемой базы, сократить сроки проведения процедуры банкротства.


Процедура банкротства в 2020 году в РК

Юридическая фирма «Тлеулин и партнеры»

В Казахстане действующий Закон «О реабилитации и банкротстве» был принят 7 марта 2014 года. 10 января 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон, которые трансформировали критерии для обращения в суд и механизм процедуры банкротства.

Основания банкротства

Компания-должник: Основанием для обращения должника в суд о собственном банкротстве является устойчивая неплатежеспособность. Неплатежеспособность считается устойчивой, если совокупный размер обязательств компании превышает общую стоимость ее имущества в каждом из нижеуказанных периодов:

· на дату подачи заявления о банкротстве в суд;

· на начало календарного года, в котором подано заявление;

· если заявление подано в 1 квартале года, то на начало года, предшествующего году подачи заявления.

Например, если компания планирует подать заявление о банкротстве 31 января 2020 года, то ее обязательства должны превышать стоимость имущества по состоянию на 31.01.2020 года, по состоянию на 01.01.2020 года, а также по состоянию на 01.01.2019 года. Под имуществом в данном случае следует понимать деньги, дебиторскую задолженность, товарно-материальные ценности, основные средства, нематериальные, биологические активы и любые иные активы компании.

Кредитор: Любой кредитор, кроме кредитора по налогам и таможенным платежам, вправе обратиться в суд о банкротстве должника в одном из следующих случаев:

· имеется вступивший в законную силу судебный акт о взыскании;

· имеется исполнительный документ о взыскании;

· имеется документ, подтверждающий признание долга должником.

Кредитор по налогам и таможенным платежам: При возникновении налоговой задолженности или задолженности по таможенным платежам, орган государственных доходов обязан применить в отношении налогоплательщика меры принудительного взыскания: взыскание за счет денег, находящихся на банковских счетах, и со счетов дебиторов; реализация имущества; принудительный выпуск объявленных акций; включение в список налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность, и его публикация в СМИ.

Орган государственных доходов вправе обратиться в суд о банкротстве налогоплательщика только после принятия всех перечисленных мер принудительного взыскания.

Рассмотрение судом заявления о банкротстве

Выбор временного управляющего. Перед подачей заявления о банкротстве заявитель (должник или кредитор) должен выбрать временного управляющего, который выступит перед судом в качестве специалиста, и заключить с ним соглашение об осуществлении полномочий временного управляющего. Если заявление подано органом государственных доходов, иной государственной организацией или квазигосударственным предприятием то временного управляющего назначает ДГД соответствующей области не позднее 2 рабочих дней со дня возбуждения гражданского дела. Главной задачей временного управляющего на данном этапе является сбор информации, а также представление суду заключения о финансовой устойчивости должника. Реестр лиц, которые могут выступать в роли временного управляющего (администратора) размещен на сайте КГД РК.

В течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления о банкротстве, суд возбуждает дело, либо возвращает заявление в случае несоблюдения его формы и порядка подачи.

Ограничения для должника и кредиторов. Важная задача процедуры банкротства - не допустить вывода активов самим должником или одним из кредиторов в ущерб остальным кредиторам. Поэтому с момента возбуждения судом дела о банкротстве:

· индивидуальному предпринимателю, учредителям, собственникам и органам юридического лица запрещается использовать и реализовывать имущество должника. Исключением являются обычные коммерческие операции, которые необходимы для поддержания деятельности компании (арендные и коммунальные платежи, техническое обслуживание оборудования, реализация готовой продукции и др.);

· приостанавливается исполнение ранее вынесенных судебных актов в отношении имущества должника, списание денег с банковских счетов должника и обращение взыскания на имущество. Любые имущественные требования кредиторы вправе заявить только в рамках процедуры банкротства;

· участникам и акционерам запрещается отчуждать доли и акции в уставном капитале должника;

· приостанавливается начисление неустойки со стороны кредиторов.

Временный управляющий проводит анализ и основываясь на полученных данных представляет суду заключение о финансовой устойчивости должника, в котором указывает один из следующих выводов:

· имеются основания для признания должника банкротом;

· отсутствуют основания для признания должника банкротом, но имеются основания для применения реабилитационной процедуры;

· заявление о признании банкротом является необоснованным.

Важно знать руководителю. Должник обязан обеспечить временному управляющему доступ к учетной документации, а также предоставить подробную информацию о финансово-хозяйственной деятельности (временный управляющий требует доступ к 1с, первичные документы по совершенным операциям, банковские выписки и налоговые декларации должника за период последних 3-х лет). Эта обязанность возложена на руководителя, если внутренними документами компании не установлено иное. В случае непредставления информации в течение 3-х рабочих дней с даты назначения временного управляющего, руководитель может быть привлечен к субсидиарной ответственности , то есть отвечать всем своим имуществом по долгам компании-банкрота.

Суд рассматривает все доказательства по делу, а также заключение временного управляющего в качестве одного из доказательств, в течение 2-х месяцев со дня возбуждения и выносит решение:

· о признании должника банкротом и его ликвидации с возбуждением процедуры банкротства. С этого момента начинается процедура банкротства должника.

· об отказе в признании должника банкротом. В случае отказа все наложенные ограничения снимаются, должник возвращается в первоначальное положение до подачи заявления. Должник вправе в любое время вновь подать заявление о банкротстве. Кредитор вправе вновь подать заявление о банкротстве должника в случае изменения обстоятельств.

Наличие формальных оснований для подачи заявления не гарантирует, что суд примет решение о банкротстве. На практике суду важно изучить все аспекты деятельности компании, убедиться в добросовестном и законном ведении предпринимательства, получить реальные доказательства, что компания неплатежеспособна и восстановление деятельности невозможно.

Процедура банкротства и ликвидация должника

Срок проведения процедуры банкротства составляет 9 месяцев и при наличии оснований может быть продлен до двух лет. При необходимости срок может быть продлен повторно. Закон не ограничивает количество продлений, но общий срок процедуры банкротства не должен превышать 5 лет.

Ограничения для должника. С момента оглашения судом решения о признании должника банкротом, все его органы отстраняются, и управление делами и имуществом должника переходит к временному управляющему, который формирует реестр требований кредиторов, проводит инвентаризацию имущества и первое собрание кредиторов, на котором кредиторы выбирают кандидатуру банкротного управляющего.

Банкротный управляющий проводит поиск, возврат в имущественную массу, инвентаризацию и оценку имущества, осуществляет его реализацию и производит расчеты с кредиторами. Банкротный управляющий наделен полномочиями по подаче исковых заявлений с любыми требованиями в пользу банкрота, при этом освобожден от уплаты государственной пошлины. Отдельно законодательством выделены полномочия банкротного управляющего:

· предъявлять требования к дебиторам банкрота в досудебном и судебном порядке;

· выявлять сделки должника, совершенные в период до возбуждения процедуры банкротства, и признавать их недействительными в судебном порядке;

· привлекать должностных лиц банкрота, его участников и иных лиц к субсидиарной ответственности в судебном порядке.

По итогам расчетов с кредиторами банкротный управляющий составляет заключительный отчет о своей деятельности, который согласовывает с кредиторами и представляет на утверждение суду. Суд не позднее 15 календарных дней утверждает заключительный отчет, ликвидационный баланс и выносит определение об окончании процедуры банкротства. Банкрот признается освобожденным от долгов, а процедура банкротства завершенной.

Читайте также: