Проблемы министерства по налогам и сборам

Опубликовано: 25.04.2024

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.


Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо знакомым налоговым правилам и ограничениям, закрепленным в Налоговом кодексе.

Разумность налоговой оптимизации

Стабильность налогового законодательства в совокупности с наметившейся в последние годы тенденцией по сокращению количества выборочных проверок изменяет подходы к налоговой оптимизации 2020 года. Основой целью налоговой оптимизации 2020 года можно назвать не столько попытку изобретения новых схем и способов минимизации сумм налоговых обязательств, сколько разумное и экономически обоснованное использование уже существующих и хорошо знакомых способов налогового планирования.

При этом разумность и экономическая обоснованность налоговой оптимизации заключается не столько в суммах налоговой экономии, так как налоги платить все равно нужно, сколько в организации такой работы бизнеса, при которой деятельность конкретного белорусского субъекта предпринимательства не привлекает внимание контролирующих органов. Последнее проявляется в частности в том, что данное конкретное предприятие или индивидуальный предприниматель не включаются в план выборочных проверок на очередное полугодие.

Как известно, любая выборочная проверка в белорусской действительности всегда приводит к выявлению нарушений и дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций. По своей экономической сути любая проверка в Беларуси уже давно является дополнительным налогом на бизнес. В этой связи невключение в план выборочной проверки позволяет избежать этого дополнительного налога, то есть налоговая оптимизация становиться действительно эффективной и разумной.

Законодательством установлен максимальный 5- летний период налоговой проверки. При этом на практике, как правило, проверяется не более 3-х последних календарных лет. В этой связи, чем реже проверяется предприятие, тем больший период выпадает из-под контроля налоговых органов, а значит, тем больше налогов сможет сэкономить предприятия при разумной организации процесса налоговой оптимизации.

Критерии выборочной проверки

Для того, чтобы минимизировать вероятность включения предприятия или индивидуального предпринимателя в план выборочных проверок, необходимо знать критерии оценки степени риска, разработанные государственными контролирующими органами. Так, например, приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2018 года № 20 (с учетом изменений и дополнений), утверждены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Знание и применение данных критериев существенно минимизирует вероятность включения предприятия в план выборочных проверок налоговых органов.

Среди наиболее существенных критериев следует выделить следующие:

— отсутствие начисления налогов при наличии сведений о приобретении и реализации организацией товаров, работ, услуг;

— непредставление налоговых деклараций;

— несоответствие заявленной в налоговой декларации выручки фактически имеющимся в налоговых органах сведениям о движении денежных средств по счетам предприятия;

— наличие задолженности по платежам в бюджет;

— учредитель, руководитель или главный бухгалтер являлись учредителем, руководителем или главным бухгалтером организации, которая ранее была признана лжепредпринимательской;

— выручка организации более 80 000 тысяч базовых величин и количество работающих 3 или менее человек;

— наличие существенных сумм возврата НДС;

— использование налоговых льгот;

— сумма расходов предприятия составляет более 95% от суммы доходов предприятия.

Помимо «отягощающих» критериев существуют и критерии риска, которые снижают вероятность включения предприятия в план выборочных проверок. К таковым критериям относятся:

— отсутствие задолженности по налогам и сборам;

— реализация инвестиционного проекта;

— использование социальных налоговых льгот.

Разумное использование критериев

Столь подробный анализ критериев риска необходим для того, чтобы определить основные рекомендации по налоговой оптимизации в 2020 году.

Во-первых, целесообразно своевременно подавать налоговые декларации, а также своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и обязательные платежи в бюджет. Последнее не только является показателем финансовой и платежной дисциплины на предприятии, но и существенно минимизирует риск назначения выборочной налоговой проверки.

Во-вторых, при использовании налоговых льгот целесообразно использовать социальные льготы. Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам социальными льгота являются льготы, которые направлены, например, на удешевление социально значимых товаров. Необходимо помнить, что любая налоговая льгота является фактором дополнительного налогового контроля, а значит, применение любых налоговых льгот на предприятии, за исключением социальных, должно быть экономически обоснованным.

В-третьих, не стоит заниматься серой налоговой оптимизацией, а именно сокрытием объектов налогообложения при реализации товаров, работ, услуг или не отражать в налоговых декларациях всю сумму полученной выручки. В условиях усиления государственного электронного контроля за движением наличных и безналичных денежных средств, а также товаров, такие серые схемы налоговой оптимизации являются неэффективными и легко раскрываемыми. При этом экономические последствия такой серой налоговой оптимизации для бизнеса всегда будут отрицательными и превысят возможные выгоды.

В-четвертых, любые мероприятия налоговой оптимизации должны учитывать особенности и масштабы бизнеса. Каждая схема налоговой оптимизации имеет свои плюсы и минусы, а также степень уместности в использовании в зависимости от особенностей работы предприятия или индивидуального предпринимателя. Попытка любыми способами минимизировать сумму начисленного налога на практике приводит к дополнительному вниманию со стороны контролирующих органов, которое, как правило, выражается в назначении выборочной проверки, а значит и начислению дополнительных налогов и штрафов для бизнеса.

В-пятых, любое налоговое планирования только тогда является эффективным, когда не имеет долгосрочных или отложенных отрицательных последствий для его учредителей, руководителей или сотрудников. В этой связи важным является правильное завершение любого бизнес-проекта, а именно ликвидация предприятия или индивидуального предпринимателя в рамках действующего законодательства. Только в этом случае учредители, руководители или сотрудники предприятия избегают возможных дальнейших претензий и экономических штрафов и санкций со стороны контролирующих органов. В противном случае предприятие рискует попасть в перечень лжепредпринимательских структур со всеми отрицательными долгосрочными последствиями для его учредителей и руководства.

Сбылось! Техосмотр отвязали от госпошлины. В новом году эта новость стала, пожалуй, одной их самых обсуждаемых и долгожданных. Даже из отдаленных деревень автомобилисты рванули в города на станции «Белтехосмотра», в первые дни января десятки машин выстраивались в очереди и проводили по несколько часов в ожидании. И когда первая радостная волна схлынула, появились насущные вопросы о транспортном налоге. На них ответил начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский.

Руль

Живем в деревне. Работаем, ходим в школы, детсады в городе. Поэтому с мужем планируем купить для семьи вторую машину. Как один из вариантов рассматриваем иномарку из салона. Зависит ли размер налога от возраста авто? Татьяна Игнатюк, Барановичский район

Андрей Ковалевский: Нет. Размер транспортного налога не зависит от марки, модели, статусности и возраста автомобиля. Только от разрешенной максимальной массы, которая указана в техпаспорте. Единственный нюанс, связанный с возрастом автомобиля: транспортные средства по 1991 год выпуска налогом не облагаются.

И еще один вопрос: есть ли льготы для многодетных семей?

Андрей Ковалевский: Нет. На 2021 год льготы прописаны только для пенсионеров, инвалидов всех групп, ветеранов ВОВ. Многодетных семей в этом списке нет. Но так как сейчас идет только «обкатка» налога, а законодательство не стоит на месте, не исключаю, что в будущем льгота появится и для больших семей.

Размер транспортного налога намного меньше госпошлины, которую мы уплачивали раньше! Не образуются ли из-за этого дыры в бюджете и не станут ли, соответственно, наши дороги хуже? Аркадий, вопрос задан по электронной почте.

Андрей Ковалевский: Вы правильно заметили, размер налога куда меньше госпошлины. Но данные «Белтехосмотра» свидетельствуют о том, что из-за несовершенного механизма взимания госпошлины очень много транспортных средств не проходило техосмотр и их владельцы не уплачивали госпошлину. По сути, люди нарушали закон, и хоть это неправильно, факт остается фактом. Сейчас все транспортные средства, независимо от того проходят они техосмотр или нет, будут облагаться налогом, и Минфин ожидает увеличение поступлений. Этот налог будет иметь целевое направление. Средства будут зачисляться в республиканский дорожный фонд и расходоваться на строительство новых и содержание действующих дорог. Так что за состояние дорог, Аркадий, не волнуйтесь.

Звоню от имени отца, он постеснялся. Работает в сельхозпредприятии Миорского района и в этом году в июле выходит на пенсию по возрасту. У него есть «Форд» 1995 года выпуска и права категории В. Техосмотр давно не проходил, госпошлину не уплачивал. Я так понимаю, налог за этот год ему начислят? Слышала, что пенсионерам положена скидка 50 процентов, учтут ли ее с июня? И нужно ли будет нести в налоговую документы из райсобеса, что человек вышел на пенсию? Елена, Миорский район.

Андрей Ковалевский: Ситуация нестандартная. Пенсионерам положена скидка 50 процентов на транспортный налог, но при одном важном условии – наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

В случае с вашим отцом налог будет раскладываться на два периода: когда он не был пенсионером и когда вышел на заслуженный отдых. Допустим, налог на его «Форд» – 102 рубля в год. За первые полгода отец заплатит 51 рубль, а за вторые полгода с учетом скидки – 25,5 рубля. Еще важная особенность. Если на 1 января 2021 года у него не было пройденного техосмотра, то в этом году он должен оплатить авансовый платеж в размере одной базовой величины – 29 рублей, и сделать это нужно до 15 декабря. А в 2022 году налоговый орган сделает перерасчет, учтет аванс и к 15 ноября 2022 года необходимо будет заплатить разницу. Вот такая двухступенчатая схема платежа.

Что касается документов из ФСЗН о том, что отец вышел на пенсию. Мы планируем организовать полное взаимодействие между базами МВД, ФСЗН и других органов, чтобы учитывать все нюансы плательщиков – пенсионный возраст, инвалидность и прочее – в автоматическом режиме. Носить документы в налоговую не придется.

Я оплатил госпошлину, техосмотр действителен до июня. Как мне рассчитают налог? Константин, г. Чашники.

Андрей Ковалевский: Транспортный налог будет начисляться только за период, когда завершится ваше разрешение на допуск к участию в дорожном движении. Оно у вас действует до июня 2021 года, поэтому начисления пойдут только с июля. Берем годовую ставку налога (допустим, для вашего авто – 102 рубля), делим на 12 месяцев и умножаем на количество месяцев с июля по декабрь 2021-го. Все, у кого на 1 января 2021 года техосмотр не пройден, вносят аванс до 15 декабря – 29 рублей. Вам не надо. Вы впервые должны будете оплатить налог до 15 ноября 2022 года.

Автомобиль продал по доверенности пару лет назад в нашем Солигорском районе. С покупателем не общаюсь, даже телефона его нет. Изредка на дороге встречу свою машину. Кому придется платить налог за авто – мне или ему? Если мне, то как разрешить эту ситуацию? Идти в ГАИ, чтобы сняли с учета? Смогу ли я сделать это в одностороннем порядке? Василий Романов, Солигорский район.

Андрей Ковалевский: Ситуация довольно распространенная. В нашей стране законодательством не предусмотрены такие сделки по продаже автомобилей, как «продажа по доверенности», поэтому автомобиль в базе ГАИ числится за вами. И если вы ничего не предпримете, оплачивать транспортный налог придется именно вам. Что я посоветовал бы? Попытайтесь найти покупателя. Вместе с ним обратиться в органы ГАИ, снять машину с вас и оформить на него. Законодатель учитывал, что такие ситуации в нашей стране бывают, поэтому предусмотрел специальную норму: тот, кто снимет с учета автомобиль до 1 июля 2021 года, даже за пару месяцев этого года налог платить не будет.

Кстати, до 1 марта Совет Министров должен принять порядок упрощенного снятия с учета транспортных средств, непригодных к эксплуатации. Это поможет гражданам разобраться с накопившимся в гаражах автохламом. Ведь чтобы его снять с учета, нужно обратиться в органы ГАИ с документами, регистрационными знаками – а у людей они могут быть утеряны. В ГАИ сейчас требуется предоставить номер кузова для сверки – а машина, скажем, давно распилена и продана по частям. Поэтому Совмин сейчас работает над упрощением этого механизма. А в Налоговом кодексе, повторюсь, идет параллельная норма: кто снимет с учета автомобиль до 1 июля 2021 года, за несколько месяцев текущего года платить налог не будет.

Слышал, что электромобили вообще не будут облагать налогом. Это правда? Алексей, вопрос задан по электронной почте.

Андрей Ковалевский: Да, автомобили, которые приводятся в движение только электрическим двигателем, то есть не гибриды, не будут облагаться налогом. Но льгота эта временная – до конца 2025 года.

У отца-пенсионера два автомобиля – легковушка 1996 года выпуска и грузовик 1998-го. Права только категории В. Как будет начислен налог? Юрий, г. Минск.

Андрей Ковалевский: Понижение ставки налога, которое предусмотрено для пенсионеров, будет только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории. Поэтому, если у вашего отца права категории В, то ставка налога будет уменьшена наполовину только на легковой автомобиль. А в отношении грузовика налог будет начислен целиком. Все автомобили, планируется, будут указаны в одном извещении.

В молодости гонял авто из Европы, хотел узнать в ГАИ, не висит ли на мне какое-то из них, чтобы потом налог не оказался сюрпризом. Говорят, в ГАИ за такой запрос надо платить. Можно ли в налоговой узнать, сколько на мне числится авто? Евгений, вопрос задан по электронной почте.

Андрей Ковалевский: По данным нашего министерства, порядка 200 тысяч человек в прошлом году получили извещения на оплату земельного налога и налога на недвижимость в электронном виде в личном кабинете. К 1 июля этого года мы планируем в личных кабинетах наших пользователей предоставить всю информацию о транспортных средствах, которые будут облагаться налогом. Это удобно. Открываешь свой профиль и видишь: на мне числится два автомобиля такой-то марки определенного года выпуска, вот сумма к оплате. Из личного кабинета, к слову, можно уточнять информацию по сальдо расчетов с бюджетом, задавать вопросы и даже есть функционал, который позволяет перейти на страницу интернет-банкинга и совершить платеж из любой точки мира. Поэтому я посоветовал бы подойти в налоговую инспекцию с паспортом и зарегистрироваться в личном кабинете.

Наталья Остапчук, «Сельская газета», 16 февраля 2021 г.

19 января 2021 года на YouTube-канале НЦПИ состоялась трансляция семинара «Налоговое законодательство для физических лиц–2021». Во ходе семинара были рассмотрены налоговые изменения по вопросам исчисления и уплаты физлицами транспортного, подоходного, земельного налогов, налога на недвижимость, а также сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и за осуществление ремесленной деятельности.

от 14 октября 2004 года N САЭ-3-151/1@

О преобразовании Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу

определены основные функции и полномочия Федеральной налоговой службы, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации;

разрешено Федеральной налоговой службе иметь до 8 заместителей руководителя, в структуре центрального аппарата до 27 управлений по основным направлениям деятельности службы;

установлена предельная численность работников центрального аппарата Федеральной налоговой службы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 1051 единицы, квартальный фонд оплаты труда указанных работников в размере 47547 тыс.рублей;

установлено, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

1.1. Структуру центрального аппарата Федеральной налоговой службы согласно приложению N 1.

1.2. Перечень основных вопросов, относящихся к компетенции структурных подразделений центрального аппарата Федеральной налоговой службы согласно приложению N 2.

1.3. Распределение предельной численности и фонда оплаты труда по должностным окладам работников центрального аппарата Федеральной налоговой службы согласно приложению N 3.

2. Возложить исполнение обязанностей по руководству структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной налоговой службы согласно приложению N 4.

3. Исполняющим обязанности руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной налоговой службы:

в 3-дневный срок в установленном порядке представить на утверждение Положения о структурных подразделениях ФНС России и проекты штатных расписаний структурных подразделений, исходя из установленных п.1.3 приказа численности и фонда оплаты труда, и предложения по персональному замещению должностей;

в недельный срок в установленном порядке внести предложения по назначению работников преобразованного Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу с учетом требований статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации;

в месячный срок внести в установленном порядке предложения по приведению локальных нормативных актов, относящихся к компетенции структурного подразделения, в соответствие с настоящим приказом.

4. Управлению государственной службы и кадров, исполняющим обязанности руководителей структурных подразделений, оказать работникам, высвобождаемым в связи с преобразованием МНС России, содействие в трудоустройстве, а при невозможности трудоустройства - предоставить гарантии и компенсации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Установить, что до приведения локальных нормативных актов в соответствие с настоящим приказом продолжают действовать локальные нормативные акты Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
А.Э.Сердюков

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 14 октября 2004 года N САЭ-3-151/1@

СТРУКТУРА
центрального аппарата Федеральной налоговой службы

Управление организации налогового контроля

Управление крупнейших налогоплательщиков

Управление налогообложения прибыли (дохода)

Управление косвенных налогов

Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины

Управление единого социального налога

Управление ресурсных и имущественных налогов

Управление налогообложения малого бизнеса

Управление кредитных организаций

Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции

Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц

Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства

Управление учета и отчетности

Управление анализа и планирования налоговых поступлений

Управление контроля налоговых органов

Управление международного сотрудничества и обмена информацией

Управление информационных технологий

Управление по модернизации налоговых органов

Управление государственной службы и кадров

Управление финансового обеспечения

Управление материально-технического и социального обеспечения

Управление организации капитального строительства

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 14 октября 2004 года N САЭ-3-151/1@

ПЕРЕЧЕНЬ
основных вопросов, относящихся к компетенции структурных подразделений центрального аппарата Федеральной налоговой службы

Наименование структурных подразделений центрального аппарата ФНС России

Основные вопросы структурных подразделений центрального аппарата ФНС России

Управление организации
налогового контроля

- осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации по налогам и сборам и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

- обеспечение методического руководства работы налоговых органов по составлению налоговой отчетности о контрольной работе;

- осуществление методологического обеспечения налогового контроля.

- координация работы налоговых органов по вопросам налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;

- участие по поручениям Минфина России в разработке законодательных и иных нормативных актов по вопросам налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;

- анализ деятельности налоговых органов по вопросам совершенствования налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков и подготовка предложений для руководства ФНС России.

Управление налогообложения
прибыли (дохода)

- координация работы налоговых органов за налогообложением прибыли (дохода) и иным вопросам, указанным в положении об Управлении;

- разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультации их по проверке достоверности представляемой организациями, предприятиями бухгалтерской и налоговой отчетности;

- участие по поручениям Минфина России в разработке законодательных и иных нормативных актов о налогообложении, относящихся к компетенции Управления;

- анализ поступлений налога на прибыль (дохода).

- координация работы налоговых органов в части поступлений косвенных налогов и иным вопросам, указанным в положении об Управлении;

- разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультации их по результатам проверок порядка исчисления и уплаты косвенных налогов;

- участие по поручениям Минфина России в разработке законодательных и иных нормативных актов о налогообложении, относящихся к компетенции Управления;

- анализ поступлений косвенных налогов.

Управление налогообложения
доходов физических лиц,
исчисления и уплаты
государственной пошлины

- координация работы налоговых органов за налогообложением доходов физических лиц, исчислением и уплатой госпошлины;

- разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультации их по проверке достоверности отчетности налогообложения доходов физических лиц, исчислением и уплатой госпошлины;

- участие по поручениям Минфина России в разработке законодательных и иных нормативных актов о налогообложении, относящихся к компетенции Управления;

- анализ налогообложения дохода с физических лиц, исчисления и уплаты госпошлины.

Управление единого
социального налога

- координация работы налоговых органов за поступлением единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и иным вопросам, указанным в положении об Управлении;

- разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультации их по проверке достоверности поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- участие по поручениям Минфина России в разработке законодательных и иных нормативных актов о налогообложении, относящихся к компетенции Управления;

- анализ поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Управление ресурсных и
имущественных налогов

- координация работы налоговых органов за поступлением ресурсных, имущественных налогов, по взаимодействию с органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества и прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иным вопросам, указанным в положении об Управлении;

- разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультации их по проверке достоверности поступлений ресурсных и имущественных налогов;

- участие по поручениям Минфина России в разработке законодательных и иных нормативных актов о налогообложении, относящихся к компетенции Управления;

- анализ поступлений ресурсных и имущественных налогов.

Управление налогообложения
малого бизнеса

- координация работы налоговых органов по налогообложению малого бизнеса и иным вопросам, указанным в положении об Управлении;

- координация работы налоговых органов за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, полнотой учета выручки денежных средств;

- разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультации их по налогообложению малого бизнеса и применению контрольно-кассовой техники;

- участие по поручениям Минфина России в разработке законодательных и иных нормативных актов о налогообложении, относящихся к компетенции Управления;

- анализ за поступлением курируемых налогов.

- координация работы налоговых органов в сфере финансово-кредитных отношений, валютного контроля и иным вопросам, указанным в положении об Управлении;

- разработка методических рекомендаций для налоговых органов и консультации их по проверке финансово-кредитных организаций по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах;

- участие по поручениям Минфина России в разработке законодательных и иных нормативных актов о налогообложении, относящихся к компетенции Управления;

- анализ схем, используемых финансово-кредитными организациями в целях уклонения от налогообложения.

Управление налогов и
сборов с алкогольной и
табачной продукции

- обеспечение контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

- организация работы по лицензированию деятельности по производству и обороту алкогольной и табачной продукции и обеспечению контроля за соблюдением условий указанной деятельности;

- организация работы по учреждению акцизных складов, осуществление методического руководства по контролю со стороны налоговых органов за их функционированием, координация и контроль за деятельностью налоговых органов по вопросам администрирования акцизных складов;

- организация изготовления федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, осуществление контроля за их получением, хранением, учетом и использованием;

- обеспечение методического руководства работы налоговых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Управление государственной
регистрации и учета
юридических и физических
лиц

- координация работы налоговых органов по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- организация работы по ведению ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН;

- участие по поручениям Минфина России в разработке законодательных и иных нормативных актов по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- осуществление методического руководства деятельностью налоговых органов по осуществлению функций государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей и иных функций, возложенных на Управление.

Управление урегулирования
задолженности и
обеспечения процедур
банкротства

- организация и осуществление мониторинга динамики задолженности и эффективности мер по ее урегулированию;

- обеспечение представления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Управление учета и
отчетности

- осуществление организационно-методологического обеспечения ведения оперативно-бухгалтерского учета, совершенствования сбора и обработки информации, данных налоговой статистики, обеспечивающих получение достоверной информации о поступлении налогов и других обязательных платежей.

Управление анализа и
планирования налоговых
поступлений

- организация проведения экономического анализа поступлений и задолженности по налогам и сборам, планирования и разработки прогнозных оценок поступлений налогов и сборов в федеральный и консолидированный бюджеты.

Управление контроля
налоговых органов

- осуществление контроля за деятельностью налоговых органов по налоговому администрированию.

Управление международного
сотрудничества и обмена
информацией

- обеспечение участия ФНС России в международных организациях, многостороннем и двустороннем международном сотрудничестве;

- обеспечение работы ФНС России со средствами массовой информации.

- правовое обеспечение проводимой налоговыми органами работы по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками;

- представление интересов ФНС России в судебных органах;

- организация рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

- организация создания, развития и внедрения автоматизированной информационной системы ФНС России федерального, регионального (по субъектам Российской Федерации) и местного уровней;

- администрирование и техническая поддержка телекоммуникационных узлов ФНС России.

- организация и осуществление методического обеспечения режима секретности, контроля за его обеспечением и технической защиты информации.

- организация рассмотрения проектов нормативных правовых актов по вопросам налогового законодательства, поступивших в установленном порядке в ФНС России;

- обеспечение взаимодействия ФНС России с Минфином России и иными государственными органами;

- организация работы с обращениями налогоплательщиков.

- осуществление документационного обеспечения деятельности ФНС России;

- правовое обеспечение государственной службы, хозяйственной и финансовой деятельности ФНС России;

- осуществление контроля за проведением лотерей;

- осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции.

Управление по модернизации
налоговых органов

- организация работы ФНС России по реализации проекта "Модернизация налоговой службы-2", финансируемого за счет средств займа МБРР;

- организация работы по завершению реализации федеральной целевой программы "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)";

- разработка рекомендаций по организации типовых рабочих мест налоговых органов.

Управление государственной
службы и кадров

- координация работы налоговых органов по вопросам прохождения федеральной государственной службы;

- организация работы по формированию кадрового состава центрального аппарата, территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России;

- планирование и координация работы по определению стратегии развития налоговых органов ФНС России.

- осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФНС России и реализацию возложенных на нее функций;

- организация и проведение работ по бухгалтерскому учету имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций;

- организация и осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Управление материально-
технического и
социального обеспечения

- осуществление организации закупок (поставок) товаров, работ и услуг для нужд центрального аппарата Федеральной налоговой службы и централизованных закупок для территориальных налоговых органов;

- осуществление материально-технического и социального обеспечения работников налоговых органов.

Управление организации
капитального строительства

- организация работы по использованию инвестиций, выделенных из федерального бюджета на строительство, приобретение, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений налоговых органов;

- осуществление контроля за соблюдением норм действующего законодательства при проектировании, строительстве и ремонте зданий и сооружений налоговых органов.

Приложение N 3
к приказу ФНС России
от 14 октября 2004 года N САЭ-3-151/1@

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
предельной численности и фонда оплаты труда по должностным окладам работников структурных подразделений центрального аппарата
Федеральной налоговой службы

Наименование структурных подразделений центрального аппарата ФНС России

Предельная численность (единиц)

Фонд оплаты труда по должностным окладам (рублей)

Управление организации налогового контроля

Управление крупнейших налогоплательщиков

Управление налогообложения прибыли (дохода)

Управление косвенных налогов

Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины

Управление единого социального налога

Управление ресурсных и имущественных налогов

Управление налогообложения малого бизнеса

Управление кредитных организаций

Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции

Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц

Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства

Управление учета и отчетности

Управление анализа и планирования налоговых поступлений

Управление контроля налоговых органов

Управление международного сотрудничества и обмена информацией

Сбылось! Техосмотр отвязали от госпошлины. В новом году эта новость стала, пожалуй, одной их самых обсуждаемых и долгожданных. Даже из отдаленных деревень автомобилисты рванули в города на станции «Белтехосмотра», в первые дни января десятки машин выстраивались в очереди и проводили по несколько часов в ожидании. И когда первая радостная волна схлынула, появились насущные вопросы о транспортном налоге. На них ответил начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский.

Руль

Живем в деревне. Работаем, ходим в школы, детсады в городе. Поэтому с мужем планируем купить для семьи вторую машину. Как один из вариантов рассматриваем иномарку из салона. Зависит ли размер налога от возраста авто? Татьяна Игнатюк, Барановичский район

Андрей Ковалевский: Нет. Размер транспортного налога не зависит от марки, модели, статусности и возраста автомобиля. Только от разрешенной максимальной массы, которая указана в техпаспорте. Единственный нюанс, связанный с возрастом автомобиля: транспортные средства по 1991 год выпуска налогом не облагаются.

И еще один вопрос: есть ли льготы для многодетных семей?

Андрей Ковалевский: Нет. На 2021 год льготы прописаны только для пенсионеров, инвалидов всех групп, ветеранов ВОВ. Многодетных семей в этом списке нет. Но так как сейчас идет только «обкатка» налога, а законодательство не стоит на месте, не исключаю, что в будущем льгота появится и для больших семей.

Размер транспортного налога намного меньше госпошлины, которую мы уплачивали раньше! Не образуются ли из-за этого дыры в бюджете и не станут ли, соответственно, наши дороги хуже? Аркадий, вопрос задан по электронной почте.

Андрей Ковалевский: Вы правильно заметили, размер налога куда меньше госпошлины. Но данные «Белтехосмотра» свидетельствуют о том, что из-за несовершенного механизма взимания госпошлины очень много транспортных средств не проходило техосмотр и их владельцы не уплачивали госпошлину. По сути, люди нарушали закон, и хоть это неправильно, факт остается фактом. Сейчас все транспортные средства, независимо от того проходят они техосмотр или нет, будут облагаться налогом, и Минфин ожидает увеличение поступлений. Этот налог будет иметь целевое направление. Средства будут зачисляться в республиканский дорожный фонд и расходоваться на строительство новых и содержание действующих дорог. Так что за состояние дорог, Аркадий, не волнуйтесь.

Звоню от имени отца, он постеснялся. Работает в сельхозпредприятии Миорского района и в этом году в июле выходит на пенсию по возрасту. У него есть «Форд» 1995 года выпуска и права категории В. Техосмотр давно не проходил, госпошлину не уплачивал. Я так понимаю, налог за этот год ему начислят? Слышала, что пенсионерам положена скидка 50 процентов, учтут ли ее с июня? И нужно ли будет нести в налоговую документы из райсобеса, что человек вышел на пенсию? Елена, Миорский район.

Андрей Ковалевский: Ситуация нестандартная. Пенсионерам положена скидка 50 процентов на транспортный налог, но при одном важном условии – наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

В случае с вашим отцом налог будет раскладываться на два периода: когда он не был пенсионером и когда вышел на заслуженный отдых. Допустим, налог на его «Форд» – 102 рубля в год. За первые полгода отец заплатит 51 рубль, а за вторые полгода с учетом скидки – 25,5 рубля. Еще важная особенность. Если на 1 января 2021 года у него не было пройденного техосмотра, то в этом году он должен оплатить авансовый платеж в размере одной базовой величины – 29 рублей, и сделать это нужно до 15 декабря. А в 2022 году налоговый орган сделает перерасчет, учтет аванс и к 15 ноября 2022 года необходимо будет заплатить разницу. Вот такая двухступенчатая схема платежа.

Что касается документов из ФСЗН о том, что отец вышел на пенсию. Мы планируем организовать полное взаимодействие между базами МВД, ФСЗН и других органов, чтобы учитывать все нюансы плательщиков – пенсионный возраст, инвалидность и прочее – в автоматическом режиме. Носить документы в налоговую не придется.

Я оплатил госпошлину, техосмотр действителен до июня. Как мне рассчитают налог? Константин, г. Чашники.

Андрей Ковалевский: Транспортный налог будет начисляться только за период, когда завершится ваше разрешение на допуск к участию в дорожном движении. Оно у вас действует до июня 2021 года, поэтому начисления пойдут только с июля. Берем годовую ставку налога (допустим, для вашего авто – 102 рубля), делим на 12 месяцев и умножаем на количество месяцев с июля по декабрь 2021-го. Все, у кого на 1 января 2021 года техосмотр не пройден, вносят аванс до 15 декабря – 29 рублей. Вам не надо. Вы впервые должны будете оплатить налог до 15 ноября 2022 года.

Автомобиль продал по доверенности пару лет назад в нашем Солигорском районе. С покупателем не общаюсь, даже телефона его нет. Изредка на дороге встречу свою машину. Кому придется платить налог за авто – мне или ему? Если мне, то как разрешить эту ситуацию? Идти в ГАИ, чтобы сняли с учета? Смогу ли я сделать это в одностороннем порядке? Василий Романов, Солигорский район.

Андрей Ковалевский: Ситуация довольно распространенная. В нашей стране законодательством не предусмотрены такие сделки по продаже автомобилей, как «продажа по доверенности», поэтому автомобиль в базе ГАИ числится за вами. И если вы ничего не предпримете, оплачивать транспортный налог придется именно вам. Что я посоветовал бы? Попытайтесь найти покупателя. Вместе с ним обратиться в органы ГАИ, снять машину с вас и оформить на него. Законодатель учитывал, что такие ситуации в нашей стране бывают, поэтому предусмотрел специальную норму: тот, кто снимет с учета автомобиль до 1 июля 2021 года, даже за пару месяцев этого года налог платить не будет.

Кстати, до 1 марта Совет Министров должен принять порядок упрощенного снятия с учета транспортных средств, непригодных к эксплуатации. Это поможет гражданам разобраться с накопившимся в гаражах автохламом. Ведь чтобы его снять с учета, нужно обратиться в органы ГАИ с документами, регистрационными знаками – а у людей они могут быть утеряны. В ГАИ сейчас требуется предоставить номер кузова для сверки – а машина, скажем, давно распилена и продана по частям. Поэтому Совмин сейчас работает над упрощением этого механизма. А в Налоговом кодексе, повторюсь, идет параллельная норма: кто снимет с учета автомобиль до 1 июля 2021 года, за несколько месяцев текущего года платить налог не будет.

Слышал, что электромобили вообще не будут облагать налогом. Это правда? Алексей, вопрос задан по электронной почте.

Андрей Ковалевский: Да, автомобили, которые приводятся в движение только электрическим двигателем, то есть не гибриды, не будут облагаться налогом. Но льгота эта временная – до конца 2025 года.

У отца-пенсионера два автомобиля – легковушка 1996 года выпуска и грузовик 1998-го. Права только категории В. Как будет начислен налог? Юрий, г. Минск.

Андрей Ковалевский: Понижение ставки налога, которое предусмотрено для пенсионеров, будет только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории. Поэтому, если у вашего отца права категории В, то ставка налога будет уменьшена наполовину только на легковой автомобиль. А в отношении грузовика налог будет начислен целиком. Все автомобили, планируется, будут указаны в одном извещении.

В молодости гонял авто из Европы, хотел узнать в ГАИ, не висит ли на мне какое-то из них, чтобы потом налог не оказался сюрпризом. Говорят, в ГАИ за такой запрос надо платить. Можно ли в налоговой узнать, сколько на мне числится авто? Евгений, вопрос задан по электронной почте.

Андрей Ковалевский: По данным нашего министерства, порядка 200 тысяч человек в прошлом году получили извещения на оплату земельного налога и налога на недвижимость в электронном виде в личном кабинете. К 1 июля этого года мы планируем в личных кабинетах наших пользователей предоставить всю информацию о транспортных средствах, которые будут облагаться налогом. Это удобно. Открываешь свой профиль и видишь: на мне числится два автомобиля такой-то марки определенного года выпуска, вот сумма к оплате. Из личного кабинета, к слову, можно уточнять информацию по сальдо расчетов с бюджетом, задавать вопросы и даже есть функционал, который позволяет перейти на страницу интернет-банкинга и совершить платеж из любой точки мира. Поэтому я посоветовал бы подойти в налоговую инспекцию с паспортом и зарегистрироваться в личном кабинете.

Наталья Остапчук, «Сельская газета», 16 февраля 2021 г.

19 января 2021 года на YouTube-канале НЦПИ состоялась трансляция семинара «Налоговое законодательство для физических лиц–2021». Во ходе семинара были рассмотрены налоговые изменения по вопросам исчисления и уплаты физлицами транспортного, подоходного, земельного налогов, налога на недвижимость, а также сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и за осуществление ремесленной деятельности.

Читайте также: