Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения

Опубликовано: 03.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование упрощенной системы налогообложения и условий ее применения. Для достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих задач:
- изучить историю применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации;
- рассмотреть условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения;
- исследовать особенности расчета единого налога при применении упрощенной системы налогообложения;
- выявить перспективы развития упрощенной системы налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………4
2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 11
3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………14
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 27

Работа содержит 1 файл

налоги К.Р..docx

1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………4

2 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………… ……………………. 11

3 ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………14

4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 27

Актуальность выбранной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации.

Для реализации задач в области налогообложения государству необходим соответствующий инструментарий, который позволяет реализовывать задачи налоговой политики, направленные на стимулирование развития бизнеса. Важная роль при решении задач стимулирования развития экономики страны через регулирующую функцию налогов принадлежит, в частности, специальным налоговым режимам как наиболее оперативному направлению налоговой политики. Специальные налоговые режимы считаются во всем мире оптимальным инструментом для стабилизации налоговых систем; в отличие от налоговых льгот обладают более долгосрочным и универсальным действием, поддающимся более точному экономическому прогнозу. Все это обусловило выбор темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является исследование упрощенной системы налогообложения и условий ее применения. Для достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих задач:

- изучить историю применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации;

- рассмотреть условия и порядок применения упрощенной системы налогообложения;

- исследовать особенности расчета единого налога при применении упрощенной системы налогообложения;

- выявить перспективы развития упрощенной системы налогообложения.

В курсовой работе использована отечественная литература по теме, также использовались нормативные акты, материалы периодических печатных изданий и статьи из журналов.

1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

До 1996 г. в России все предприятия платили налоги одинаково, в соответствии с традиционной системой налогообложения. Правда, для малых предприятий был упрощен учет. Кроме того, им предоставлялись следующие льготы:

- льготный период уплаты налогов (например, НДС и налог на прибыль малыми предприятиями уплачивались ежеквартально);

- налоговые льготы по НДС по видам продукции, чаще всего выпускаемой малыми предпринимателями (продукты питания, товары для детей и т.п.);

- льготы, позволяющие уменьшить облагаемый доход. Так, к примеру, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключались средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищное строительство, на НИОКР;

- льготы, направленные на освобождение от налогов по «отраслевому» признаку. При этом от налогов (в частности, от НДС) освобождались отрасли весьма популярные у малых предпринимателей (например, полиграфическая, 25% промышленного производства которой в 2000 г. обеспечивалось за счет малых предприятий);

- возможность осуществлять ускоренную амортизацию основных фондов и списывать в первый год работы до 50% стоимости основных фондов на себестоимость.

Во многом именно благодаря этому набору льгот в первой половине 1990-х годов малый бизнес России развивался довольно динамично. Хотя особых перспектив в рамках сложной для малых предприятий традиционной системы налогообложения у него, тем не менее, не было.

Не случайно в конце 1995 г. был принят (а вначале 1996 г. вступил в силу) Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Закон). Рассмотрим его основные положения.

УСН применялась наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставлялась субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие Закона, предусматривала замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих УСН, сохранялся действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды [6].

Применение УСН предусматривала замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Годовая стоимость патента устанавливалась с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности. Патент выдавался налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:

- если общее число работников, занятых в организации, не превышало предельной численности, установленной в соответствии с Законом;

- если организация не имела просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

- если организацией своевременно были сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период [2].

Организациям, применяющим УСН, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Действие УСН распространялось на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Под действие УСН не подпадали организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности [2].

Субъекты малого предпринимательства имели право в предусмотренном Законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления [1].

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения УСН считались субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

Объектом обложения единым налогом организаций в УСН устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществлялся органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливались следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

- в федеральный бюджет в размере 10 процентов от совокупного дохода;

- в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий являлась валовая выручка, устанавливались следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

- в федеральный бюджет в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;

- в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

Для исчисления и уплаты УСН по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация предоставляла в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период [10].

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могли осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года. При превышении определенной Законом предельной численности работающих налогоплательщики переходили на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет [8].

Таким образом, среди преимуществ упрощенной системы налогообложения (УСН), действовавшей в то время, можно отметить:

- замену уплаты почти всей совокупности налогов и сборов уплатой единого налога, что, как правило, приводило к снижению налогового бремени по сравнению с традиционной системой;

- ведение учета по значительно упрощенной схеме, что по силам даже предпринимателю, не имеющему специальных знаний в области учета;

- УСН позволила предпринимателям с большей степенью определенности прогнозировать хозяйственную деятельность, так как не нужно было учитывать весь комплекс существующих налогов;

- право выбора системы налогообложения было оставлено за предпринимателем: он мог применять УСН, мог вернуться к принятой ранее системе.

Что касается минусов УСН, то они оказались куда более значительными. Вот их перечень:

- применение УСН далеко не всегда уменьшало налоговое бремя, особенно если на предприятии основные затраты шли на оплату труда (такое предприятие вынуждено платить значительный по сумме единый социальный налог);

- единым налогом заменялись многие, но не все налоги. Так, например, сохранялся единый социальный налог с достаточно сложной процедурой исчисления и уплаты;

- покупатели продукции малых предприятий не могли предъявлять к зачету НДС по приобретенной от малых предприятий продукции просто потому, что в рамках упрощенной системы налогообложения НДС не уплачивается. Отсюда следовала невозможность возврата НДС. Как известно, величина НДС, принимаемого к зачету при исчислении налога, передается по цепочке от поставщика к покупателю и от него к последующим покупателям. Если в этой цепочке оказывалось малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, то следующие за ним покупатели лишались этого права, что было равновесно для них существенному увеличению цены. Это обстоятельство ограничивало область целесообразного применения упрощенной системы предприятиями либо работающими непосредственно на розничную торговлю, либо наоборот, стоящими в самом начале технологической цепи, т.е. производящими продукцию из собственного сырья [12].

- применение УСН не способствовало повышению конкурентоспособности продукции малых предприятий и росту спроса на их продукцию;

- выбор объекта обложения (совокупный доход или валовая выручка) осуществлялся органом власти, а не налогоплательщиком; состав затрат малого предприятия, подлежащих вычету для формирования совокупного дохода согласно данному закону, был очень слабо связан с порядком калькулирования себестоимости в целях налогообложения прибыли. Более того, перечень затрат был явно неполный, что приводило к завышению совокупного дохода и росту налога;

налоги, упрощенка, мужчина

Упрощенная система налогообложения (УСН), она же упрощенка, была создана для облегчения бухгалтерского и налогового учета, а также для снижения налоговой нагрузки индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса.

Данный налоговый режим могут выбрать индивидуальные предприниматели и организации, если соблюдены следующие условия:

  • Сотрудников должно быть меньше 100 человек (если количество сотрудников составляет 101-130 человек, можно использовать УСН, но налог должен будет платиться по повышенной ставке. Такое нововведение появилось только в 2020 году).
  • Доход юридического лица должен составлять менее 150 млн рублей. С 1 июля 2020 года вступит в силу новое правило: если доход превышает 150 млн рублей, но при этом меньше 200 млн рублей, можно остаться на упрощенке, но при этом придется платить налог по повышенной ставке.
  • Остаточная стоимость также должна быть менее 150 млн рублей.

Для организаций:

  • Доля участия других организаций не должна превышать 25 %.
  • Организация не должна иметь филиалы.
  • Доходы за 9 месяцев не должны превышать 112,5 млн рублей.

При выборе упрощенки ИП освобождаются от уплаты налогов на доходы физических лиц, на имущество физических лиц, а также на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества.

Но для ИП сохраняются следующие выплаты:

  • Налог на доходы от предпринимательской деятельности
  • Налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности.

Михаил Носков, эксперт сервиса Контур.Эльба

Михаил Носков, эксперт сервиса Контур.Эльба:

Порядок расчета суммы налога

калькулятор

Сумма налога исчисляется по следующей формуле:

При выборе УСН налогоплательщик может выбрать один из двух объектов налогообложения: «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (они же «Доходы минус расходы»).

В зависимости от выбранного объекта базовая ставка будет составлять 6 % или 15 %, соответственно. С 2020 года действуют также повышенные ставки, которые упоминались выше. Они составляют 8 % и 20 %.

Но бывают и исключения. В некоторых субъектах РФ в целях поддержки местных предпринимателей и владельцев малого и среднего бизнеса действуют льготные налоговые ставки при использовании УСН. К примеру, в Республике Крым до 2021 года ставки будут 4 % при объекте «доходы» и 10 % при объекте «доходы минус расходы». В Татарстане при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы» базовая ставка составляет 10 %, но для некоторых категорий действует ставка 5 %. В Москве базовые ставки 6 % и 15 %, но для тех, кто работает в сфере растениеводства и животноводства, ставка для объекта «доходы минус расходы» снижена до 10 %.

Таким образом, на упрощенке можно сэкономить, если зарегистрировать юридическое лицо в субъекте РФ с пониженной налоговой ставкой.

Марат Самитов, директор компании «Авирта»

Марат Самитов, директор компании «Авирта»:

«УСН „Доходы“ лучше выбирать тем, чей бизнес не сопряжен с большими расходами. Например, если ИП оказывает услуги, и ему не нужно покупать дорогостоящие материалы и оборудование. Также этот вариант УСН подходит тем, у кого расходы есть, но их нельзя подтвердить документально.

Если же расходов много и их легко подтвердить, имеет смысл рассмотреть объект налогообложения «Доходы минус расходы». При этом к расходам можно отнести только те, которые перечислены в ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

А для тех, у кого бизнес-модель построена на большом товарообороте, но при этом низкой марже, и кто выбрал УСН «Доходы минус расходы», наши законодатели придумали минимальный налог в размере 1 % от фактически полученного дохода. Каким принципом они руководствовались, не очень понятно, то ли чтобы таким бизнесменам жизнь мёдом не казалась, то ли «с паршивой овцы хоть шерсти клок», но с помощью данного правила получается получить в казну чуть больше, чем при обычной схеме».

Чтобы было понятно, разберем это на примере.

Индивидуальный предприниматель получил за год 1 млн рублей прибыли. При этом расходы, которые он может подтвердить, составили 950 000 рублей.

Получается, он должен был бы заплатить всего 7 500 рублей за год своей деятельности. Но вспоминаем про минимальный налог, и он в данном случае составит 10 000 рублей (1 000 000 * 1 %).

Разница всего в 2 500 рублей, но они останутся не в кошельке предпринимателя, а будут уплачены в качестве налогов.

Особенности УСН

УСН, пазл

При использовании упрощенной системы налогообложения организации обязаны вести бухгалтерскую отчетность. ИП сам решает, вести ее или нет, для него данное условие не является строгим.

Налоговая отчетность ведется и организациями, и индивидуальными предпринимателями в книге учета доходов и расходов. Ее особенность в том, что расходы фиксируются тем периодом, когда произошла оплата, а не когда были проведены работы или иные мероприятия, связанные с расходами.

Декларации по упрощенке сдаются в налоговые органы ежегодно по итогам налогового периода. Организации должны предоставить информацию не позднее 31 марта следующего года. Для индивидуальных предпринимателей крайним сроком подачи декларации будет 30 апреля. Нарушение сроков сдачи декларации карается штрафами.

С 1 июля 2020 года для тех, кто выбрал объект «Доходы» и имеет онлайн-кассы, декларации будут отменены. Также для ряда налогоплательщиков с этой даты будет действовать УСН-онлайн.

Авансовые платежи по УСН необходимо выполнять ежеквартально.

Одним из минусов упрощенки является то, что ряд компаний, работающих по основной системе налогообложения, предпочитает не иметь дел с теми, кто не платит НДС, так как в этом случае облагаемая база тех, кто работает по ОСН, увеличивается.

Марат Самитов, директор компании «Авирта

Марат Самитов, директор компании «Авирта»:

«ИП на УСН должен платить ежегодные фиксированные взносы за себя и еще 1 % с доходов свыше 300 000 рублей. Взносы за себя и работников на УСН 15 % включают в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, а на УСН 6 % вычитают из налога. Таким образом, на УСН 6 % предприниматели иногда вообще не платят налог, если страховые взносы больше рассчитанного налога. Но если у ИП есть сотрудники, он может уменьшить налог только в пределах 50 %».

Помимо общей и упрощенной системы налогообложения, для ИП существуют также и другие формы налогообложения: ЕСХН (сельхозналог), ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и ПСН (патентная система налогообложения). Данные виды налогообложения подходят только для ИП с определенными видами предпринимательской деятельности и имеют ряд других ограничений, например, число наемных сотрудников при ПСН за налоговый период не должно превышать 15 человек. Об этих системах налогообложения читайте в других материалах Финтолка.

А какую систему налогообложения используете вы? Хотели бы что-нибудь изменить в ней?

Упрощенка набирает все большую популярность — тем более, что с нового года ее ряды пополнила армия бывших вмененщиков. Режим развивается, совершенствуется, но одновременно и ужесточается контроль.

Расскажем, что нового придумано для упрощенцев и как обезопасить бизнес.

Новые задумки от налоговиков — 2021

УСН и раньше был привлекателен для малого и среднего бизнеса благодаря очевидным преимуществам: сниженной налоговой нагрузке, упрощенному бухучету, региональными льготами в виде пониженных ставок, поддержке государства.

А в 2021 году упрощенка стала еще интереснее: компании и ИП теперь могут применять ее, получая бо´льшую сумму доходов в год или нанимая больше работников. Правда, за это придется заплатить налог по повышенной ставке.

Чиновники не только готовы вводить новые виды упрощенки, но и чутко реагируют на мнение бизнесменов. Так, анонсированный ранее режим «УСН-онлайн», избавляющий от сдачи налоговых деклараций торговые компании с объектом «доходы», пока применяться не будет: он оказался непопулярным.

Зато может появиться спецрежим «УСН-общепит» с прогрессивной шкалой. Он станет доступным для бизнесменов, применяющих онлайн-кассы: ККТ государство использует не только для налогового контроля, но и в качестве инструмента информирования о состоянии ритейла в России.

А вы уже вникли во все новшества УСН-2021? Если еще нет, у нас есть для вас интересное предложение, о котором расскажем чуть ниже.

Риски для упрощенцев в 2021 году

Как и прежде в зоне повышенного риска — упрощенцы с базой «доходы — расходы». Налоговики все настойчивее вызывают в инспекцию на комиссию по «побуждению налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств», на которой предлагают убрать «плохого» контрагента, подать уточненку и доплатить налог. Иначе обещают доначислить суммы, оштрафовать и замучить проверками. Бизнесменам приходится либо соглашаться, либо долго и упорно писать возражения, отстаивая сведения, отраженные в декларации.

Да и к «доходным» упрощенцам претензии не исключены. Инспекторы сравнивают данные декларации с операциями по счетам. И если возникает подозрение, что упрощенец участвует в схеме по дроблению бизнеса, назначат выездную проверку. Итогом ее могут стать огромные доначисления.

Налоговики доначислили компании 2 046 077 руб., посчитав, что она создала искусственные условия для применения УСН и обвинили ее в получении необоснованной налоговой выгоды путем разделения (дробления) бизнеса и распределения выручки на взаимозависимые организации. В суде компания не смогла доказать, что ее целью была оптимизация финансово-хозяйственной деятельности (Определение ВС РФ от 03.02.2021 N 308-ЭС20-19767).

Налоговики преуспели в отыскивании признаков дробления и наловчились находить их в самых неожиданных местах. Например, через картинки в Инстаграм они заподозрили дробление и в своих выводах не ошиблись:

ИП в соцсетях позиционировал себя как управляющий нескольких мебельных салонов. При этом официально этими салонами владели другие лица. При проверке был обнаружен полный набор признаков дробления: единая вывеска и товарный знак, общий ассортимент товаров и общие поставщики, доставка товара с одного адреса, единая ценовая и кадровая политика и т. д. Налоговики доказали, что под видом нескольких ИП и юрлиц действует одна группа налогоплательщиков, а бизнес разделен с единственной целю: с помощью применения УСН снизить налоговую нагрузку (Решение АС Астраханской области от 16.11.2020 N А06-15643/2019).

А вы используете упрощенку для налоговой оптимизации? Известно ли вам, как налоговики отслеживают схемы дробления? Хотите узнать об этом? Как это сделать, мы еще расскажем.

Хорошо ли вы знакомы с УСН: короткий тест

Владение актуальной информацией по применению УСН дает немало бонусов. Можно не только избежать грубых ошибок, приводящих к потере права на спецрежим или к доначислениям налога, но и снизить налоговую нагрузку.

Предлагаем проверить ваши знания по УСН-2021, ответив на вопросы теста:

Вопрос 1. Упрощенец перешел с 2021 года с базы «доходы» на базу «доходы минус расходы». Вправе ли он при расчете УСН-налога учесть затраты на покупку товаров, если оплатил и получил их до смены объекта, а продал при применении базы «доходы минус расходы?

Вопрос 2. Может ли перевозчик на УСН учесть при расчете упрощенного налога расходы на добровольное страхование грузов?

Вопрос 3. Компания на ОСНО в январе 2021 года внесла изменения в учредительные документы об изменении состава учредителей. Теперь в ее уставном капитале доля других компаний не превышает 25%. Вправе ли она в текущем году перейти на УСН, если остальные критерии применения спецрежима выполнены?

Вопрос 4. Упрощенец взял кредит и за счет этих денег оплачивал свои расходы. Вправе ли он включить при расчете УСН-налога расходы, осуществленные за счет кредитных средств?

  1. Нет, не вправе. Учесть расходы можно, только если он получил товар, когда применял базу «доходы», а оплатил и продал после смены объекта (Письмо Минфина от 31.12.2020 N 03-11-11/116881).
  2. Нет, не может. Перевозчик, применяющий УСН 15%, не вправе учитывать в расходах суммы, уплаченные за добровольное страхование грузов, так как в перечне по п. 1 ст. 346.16 НК РФ такого расхода нет (Письмо Минфина от 17.02.2021 N 03-11-06/2/10873).
  3. Нет, не вправе. Компания сможет перейти на УСН не ранее 01.01.2022 (п. 1 ст. 346.13 НК РФ, Письмо Минфина от 17.03.2021 N 03-11-06/2/18993).
  4. Да, вправе. Глава 26.2 НК РФ не ставит возможность уменьшения доходов упрощенца на сумму расходов в зависимость от того, за счет каких средств (заемных или собственных) эти расходы производились (Письмо Минфина от 27.11.2020 N 03-11-06/2/103589).

И еще несколько вопросов:

Затрудняетесь с ответом? Ничего страшного — все поправимо!

Обратите преимущества УСН в свою пользу

Применять УСН по привычной схеме, не вникая в ее тонкости и хитросплетения, сегодня опасно и очень затратно: вы переплачиваете налог, рискуете серьезными доначислениями и штрафами.

Программа семинара

  1. Все изменения по УСН и около нее в 2021 г. Введение «переходного налогового режима» для тех, кому «маловата» упрощенка, но не хочется ее терять.
  2. Что на самом деле сегодня представляет «упрощенка»? Перспективы развития спецрежима. Получится ли использовать УСН для «налоговой» оптимизации? Как налоговики отслеживают схемы, связанные с дроблением бизнеса и что за этим следует? Риски смены налоговых режимов: на УСН и обратно. Хождение в самозанятые и обратно: ИП на УСН о рисках и возможностях нового спецрежима. Как подтвердить контрагенту, что фирма или ИП применяет УСН?
  3. Какие границы нельзя переходить «упрощенцу» в 2021 г.? Что делать, если выяснится, что лицо больше не может применять УСН или даже не имело права переходить на УСН? Какой объект налогообложения выбрать и почему?
  4. Порядок учета доходов: особенности и типичные ошибки. Случаи, когда вы получили доход, но еще не догадываетесь об этом. Поиграем доходами, но в рамках закона: как отсрочить или исключить признание дохода? Сопутствующие риски: контроль за движением денег по счетам «упрощенца» — это неспроста! Подвохи кассового метода учета доходов при посреднических сделках.
  5. Проблемы признания расходов:
    • Как верно понять суть кассового метода? Оплата — это уже все или почти все, что нужно?
    • «Тупики» признания расходов: экономической обоснованности и документального подтверждения недостаточно (ограничение перечня затрат).
    • Когда расходы признаются по образу и подобию налогообложения прибыли, а когда законодательство об УСН самобытно?
    • «Расчленение» отдельных расходов: режем на кусочки и раскидываем во времени и пространстве.
    • Сложности учета ряда важнейших расходов налогоплательщиков.
    • Специфика отражения расходов в книге учета доходов и расходов.
  6. Исчисление и уплата налога. Минимальный налог. Типичные шибки и их исправление. Перенос убытков на будущее.
  7. УСН и НДС: посредничество, последствия выставления счетов-фактур с НДС и т. п.

Оформить заявку на участие в онлайн-семинаре →


Не упустите шанс получить максимум информации!
Будет интересно — скучать не придется!

По всем вопросам пишите онлайн-консультантам на сайте

Прямой эфир пройдет 21 мая начало в 11:00 мск.
Запись будет доступна через 36 часов после окончания эфира!
Ждем вас и вашу компанию!

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

налоги, упрощенка, мужчина

Упрощенная система налогообложения (УСН), она же упрощенка, была создана для облегчения бухгалтерского и налогового учета, а также для снижения налоговой нагрузки индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса.

Данный налоговый режим могут выбрать индивидуальные предприниматели и организации, если соблюдены следующие условия:

  • Сотрудников должно быть меньше 100 человек (если количество сотрудников составляет 101-130 человек, можно использовать УСН, но налог должен будет платиться по повышенной ставке. Такое нововведение появилось только в 2020 году).
  • Доход юридического лица должен составлять менее 150 млн рублей. С 1 июля 2020 года вступит в силу новое правило: если доход превышает 150 млн рублей, но при этом меньше 200 млн рублей, можно остаться на упрощенке, но при этом придется платить налог по повышенной ставке.
  • Остаточная стоимость также должна быть менее 150 млн рублей.

Для организаций:

  • Доля участия других организаций не должна превышать 25 %.
  • Организация не должна иметь филиалы.
  • Доходы за 9 месяцев не должны превышать 112,5 млн рублей.

При выборе упрощенки ИП освобождаются от уплаты налогов на доходы физических лиц, на имущество физических лиц, а также на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества.

Но для ИП сохраняются следующие выплаты:

  • Налог на доходы от предпринимательской деятельности
  • Налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности.

Михаил Носков, эксперт сервиса Контур.Эльба

Михаил Носков, эксперт сервиса Контур.Эльба:

Порядок расчета суммы налога

калькулятор

Сумма налога исчисляется по следующей формуле:

При выборе УСН налогоплательщик может выбрать один из двух объектов налогообложения: «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (они же «Доходы минус расходы»).

В зависимости от выбранного объекта базовая ставка будет составлять 6 % или 15 %, соответственно. С 2020 года действуют также повышенные ставки, которые упоминались выше. Они составляют 8 % и 20 %.

Но бывают и исключения. В некоторых субъектах РФ в целях поддержки местных предпринимателей и владельцев малого и среднего бизнеса действуют льготные налоговые ставки при использовании УСН. К примеру, в Республике Крым до 2021 года ставки будут 4 % при объекте «доходы» и 10 % при объекте «доходы минус расходы». В Татарстане при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы» базовая ставка составляет 10 %, но для некоторых категорий действует ставка 5 %. В Москве базовые ставки 6 % и 15 %, но для тех, кто работает в сфере растениеводства и животноводства, ставка для объекта «доходы минус расходы» снижена до 10 %.

Таким образом, на упрощенке можно сэкономить, если зарегистрировать юридическое лицо в субъекте РФ с пониженной налоговой ставкой.

Марат Самитов, директор компании «Авирта»

Марат Самитов, директор компании «Авирта»:

«УСН „Доходы“ лучше выбирать тем, чей бизнес не сопряжен с большими расходами. Например, если ИП оказывает услуги, и ему не нужно покупать дорогостоящие материалы и оборудование. Также этот вариант УСН подходит тем, у кого расходы есть, но их нельзя подтвердить документально.

Если же расходов много и их легко подтвердить, имеет смысл рассмотреть объект налогообложения «Доходы минус расходы». При этом к расходам можно отнести только те, которые перечислены в ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

А для тех, у кого бизнес-модель построена на большом товарообороте, но при этом низкой марже, и кто выбрал УСН «Доходы минус расходы», наши законодатели придумали минимальный налог в размере 1 % от фактически полученного дохода. Каким принципом они руководствовались, не очень понятно, то ли чтобы таким бизнесменам жизнь мёдом не казалась, то ли «с паршивой овцы хоть шерсти клок», но с помощью данного правила получается получить в казну чуть больше, чем при обычной схеме».

Чтобы было понятно, разберем это на примере.

Индивидуальный предприниматель получил за год 1 млн рублей прибыли. При этом расходы, которые он может подтвердить, составили 950 000 рублей.

Получается, он должен был бы заплатить всего 7 500 рублей за год своей деятельности. Но вспоминаем про минимальный налог, и он в данном случае составит 10 000 рублей (1 000 000 * 1 %).

Разница всего в 2 500 рублей, но они останутся не в кошельке предпринимателя, а будут уплачены в качестве налогов.

Особенности УСН

УСН, пазл

При использовании упрощенной системы налогообложения организации обязаны вести бухгалтерскую отчетность. ИП сам решает, вести ее или нет, для него данное условие не является строгим.

Налоговая отчетность ведется и организациями, и индивидуальными предпринимателями в книге учета доходов и расходов. Ее особенность в том, что расходы фиксируются тем периодом, когда произошла оплата, а не когда были проведены работы или иные мероприятия, связанные с расходами.

Декларации по упрощенке сдаются в налоговые органы ежегодно по итогам налогового периода. Организации должны предоставить информацию не позднее 31 марта следующего года. Для индивидуальных предпринимателей крайним сроком подачи декларации будет 30 апреля. Нарушение сроков сдачи декларации карается штрафами.

С 1 июля 2020 года для тех, кто выбрал объект «Доходы» и имеет онлайн-кассы, декларации будут отменены. Также для ряда налогоплательщиков с этой даты будет действовать УСН-онлайн.

Авансовые платежи по УСН необходимо выполнять ежеквартально.

Одним из минусов упрощенки является то, что ряд компаний, работающих по основной системе налогообложения, предпочитает не иметь дел с теми, кто не платит НДС, так как в этом случае облагаемая база тех, кто работает по ОСН, увеличивается.

Марат Самитов, директор компании «Авирта

Марат Самитов, директор компании «Авирта»:

«ИП на УСН должен платить ежегодные фиксированные взносы за себя и еще 1 % с доходов свыше 300 000 рублей. Взносы за себя и работников на УСН 15 % включают в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, а на УСН 6 % вычитают из налога. Таким образом, на УСН 6 % предприниматели иногда вообще не платят налог, если страховые взносы больше рассчитанного налога. Но если у ИП есть сотрудники, он может уменьшить налог только в пределах 50 %».

Помимо общей и упрощенной системы налогообложения, для ИП существуют также и другие формы налогообложения: ЕСХН (сельхозналог), ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и ПСН (патентная система налогообложения). Данные виды налогообложения подходят только для ИП с определенными видами предпринимательской деятельности и имеют ряд других ограничений, например, число наемных сотрудников при ПСН за налоговый период не должно превышать 15 человек. Об этих системах налогообложения читайте в других материалах Финтолка.

А какую систему налогообложения используете вы? Хотели бы что-нибудь изменить в ней?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. В связи с поставленной целью возникают следующие задачи моей работы:
- Изучение места и роли упрощенной системы налогообложения в налоговой системе России;
- Изучение общих условий перехода, применения УСН и правил формирования налогооблагаемой базы;
- Изучение проблем и перспектив развития упрощенной системы налогообложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. УСН как специальный режим налогообложения малого бизнеса …….5
1.1. Понятие малого бизнеса в РФ…………………………………………………5
1.2. Общие условия перехода и применения УСН………………………………..9
1.3. Формирование налогооблагаемой базы……………………………………. 12
1.4. УСН на основе патента………………………………………………………..19
Глава 2. Проблемы применения и пути совершенствования УСН………..……22
2.1 Основные проблемы применение упрощенной системы налогообложения..22
2.2 Предложения по совершенствованию УСН…………………………………..32
Заключение………………………. ………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (4).doc

Глава 1. УСН как специальный режим налогообложения малого бизнеса …….5

1.1. Понятие малого бизнеса в РФ…………………………………………………5

1.2. Общие условия перехода и применения УСН………………………………..9

1.3. Формирование налогооблагаемой базы……………………………………. 12

1.4. УСН на основе патента……………………………………………………….. 19

Глава 2. Проблемы применения и пути совершенствования УСН………..……22

2.1 Основные проблемы применение упрощенной системы налогообложения..22

2.2 Предложения по совершенствованию УСН…………………………………..32

Приложение А Виды предпринимательской деятельности, подпадающие под упрощенную систему налогообложения на основе патента.……………………41

Анализ развития предпринимательства показывает, что высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности малого предпринимательства и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.

Малый бизнес является очень важной частью экономики для общества в целом. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, произведя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющийся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Развитие малого предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики. Между тем в России, в силу прежде всего неэффективной, а порой и прямо ошибочной политики государства в отношении сектора малого бизнеса последний фактически пребывает в состоянии стагнации.

Политика в отношении малого предпринимательства стоит на повестке дня в России в течение длительного времени. Один из важных компонентов этой политики – налоговая политика. Казалось бы, законодатели пошли навстречу многим пожеланиям малого бизнеса – в России доступ к режимам для малого бизнеса определяется набором правил, который можно считать одним из самых свободных в мировой практике. При этом действует несколько режимов, причем налоговые обязательства, определяемые в соответствии с этими режимами, для большинства налогоплательщиков должны быть существенно ниже, чем при налогообложении в рамках общего режима. Одним из таких специальных режимов является упрощенная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения вводится для облегчения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, т.к. предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и социальных взносов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Таким образом, актуальность выбранной темы работы состоит в том, что система налогообложения малого бизнеса призвана облегчить налоговое бремя для него, а развитие малого бизнеса, как известно, весьма актуально для любой экономически развитой страны.

Целью данной работы является изучение упрощенной системы налогообложения малого бизнеса. В связи с поставленной целью возникают следующие задачи моей работы:

- Изучение места и роли упрощенной системы налогообложения в налоговой системе России;

- Изучение общих условий перехода, применения УСН и правил формирования налогооблагаемой базы;

- Изучение проблем и перспектив развития упрощенной системы налогообложения.

Теоретической основой для моей курсовой работы послужили исследования ведущих ученых экономистов по данной теме, законодательные и нормативные акты РФ, статьи из таких научно-популярных журналов, как «Главбух», «Налоговый вестник», «Российский налоговый курьер».

Глава 1. УСН как специальный режим налогообложения малого бизнеса

1.1.Понятие малого бизнеса в России

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР « О мерах по созданию и развитию малых предприятий » , к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно: занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы. - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, и розничной торговле - 15 человек. 1 Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так: и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом РФ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; 2

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей. 3

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. 4

Читайте также: