Проблемы и перспективы развития института налогового консультирования в рф

Опубликовано: 15.05.2024

Материал подготовила
Самарцева Екатерина

По мнению организаторов мероприятия, Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и в мире. Цифровая повестка обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, и сегодня для минимизации налоговых рисков как никогда важно понимать революционные процессы в контрольно-ревизионной среде.

Вызовы налогового администрирования

Открыл конференцию Аркадий Брызгалин, к.ю.н., руководитель «Налоги и финансовое право». Спикер сразу обозначил ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования: ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности, правовой статус технических посредников (программистов и IT-структур), проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы. Процесс налоговой цифровизации в России происходит в 3 этапа:

  1. Модель «цифровой зрелости» (веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность).
  2. «Полностью цифровая организация» процессов администрирования (мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы).
  3. «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая IT-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме и «без усилий».

Спикер прокомментировал также заявление руководителя ФНС Михаила Мишустина, прозвучавшее 27 марта 2019 г. на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития в Чили, о создании виртуальной транзакционной среды ‒ замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций.

Александр Егоричев, начальник управления камерального контроля ФНС РФ, рассказал о современных инструментах налогового контроля, новых системах сбора информации, заработавших в 2018-2019 гг., и системе прослеживаемости товаров, включая механизм ее реализации и перспективы на 2020-2021 гг.

Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» сегодня становятся следующие налоговые декларации: с нарушениями НДС (1.27-1.28); с расхождениями по счетам-фактурам; с сомнительной задолженностью; поданные участниками схем «трехзвенной цепочки» или выгодоприобретателями, выявленными по результатам проведения мероприятий налогового контроля; за подписями должностных лиц, дисквалифицированных по решению суда, отказавшихся от управления деятельностью юридических лиц, «массовых подписантов»; с использованием «бумажного НДС»; с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г.

В сфере прослеживаемости товаров в РФ вводится электронный документооборот, что дает возможность перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров. Станет проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами сведений. Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 2020-2021 гг. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу прослеживаемых товаров.

Проект изменений в Налоговом кодексе по системе прослеживаемости устанавливает:

  • понятийный аппарат;
  • обязанности налогоплательщиков, операторов ЭДО и ФНС России;
  • порядок регистрации ввоза из ЕАЭС и остатков товаров;
  • порядок вывоза товаров в ЕАЭС; новый вид контроля;
  • меры ответственности участников прослеживаемости.

О соответствии норм налогового законодательства РФ формирующейся правоприменительной практике рассказал Юрий Трунцевский, д.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения.

По его мнению, внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, которое включало бы в себя все налоговые данные. Сегодня многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

Использование мобильного приложения, имеющего государственный статус, поможет организациям минимизировать свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов ‒ по мнению спикера, подобные отчеты и есть настоящий продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.

Бизнес в России сегодня делает запрос на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, число которых только растет, отметил Василий Зудин, заместитель генерального директора компании «Такском».

Процессы сбора и верификации данных ускоряются, и к этому нужно быть технически готовыми. Эксперт рассказал о принципах, лежащих в основе нового электронного документооборота: полезности, удобстве, технологиях, ответственности. Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ, договор в электронной форме.

Защита налогоплательщиков сегодня

Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования. Расширение практики применения процессуальных норм НК РФ без установленных регламентов их применения формирует новую налоговую реальность. Как отметил Александр Картошкин, член Палаты налоговых консультантов, начальник юридического департамента «Атомик-Аудит», технологии проведения контрольных мероприятий вызывают вопросы со стороны налогоплательщиков.

Например, сегодня не ограничен по времени допрос свидетеля в ходе налогового контроля, что ущемляет права граждан. Эксперт предлагает регламентировать мероприятия налогового контроля, взяв за образец уголовно-процессуальный кодекс.

Дополнительными мерами соблюсти «баланс интересов» могли бы стать разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проверок налогоплательщиков, расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков.

Сергей Кучер, член Правления Палаты налоговых консультантов, председатель Общественного совета при УФНС России по Владимирской области, посетовал на несерьезное внимание к мероприятиям камерального контроля со стороны налогоплательщиков. Сегодня налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля, в то время как количество выездных проверок неуклонно сокращается.

При истребовании документов в ходе камеральных проверок налоговым консультантам необходимо активнее разъяснять проверяющим органам позицию налогоплательщика, не дожидаться окончания проверки и акта по ее итогам, составление которого может затянуться на срок до полугода и более.

Елена Барвицкая, руководитель Санкт-Петербургского филиала «Такском», ответила на вопросы о модели защиты интересов налогоплательщика в эпоху цифрового налогового контроля, возможностях налоговых консультантов встроиться в цифровую реальность и следовать правилу «проверь проверяющего», новыми формами взаимодействия с налогоплательщиками.

Необходимые возможности для налогоплательщиков и налоговых консультантов дает решение «Картотека» в линейке продуктов компании «Такском» (обработка и хранение любых форматов данных, форм и видов документов). В частности, «Картотека» поможет провести внутренний аудит документов, подготовить:

  • ответ на требование ФНС о документах;
  • пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%.

Наталья Наталюк, ведущий юрист «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, и Василий Ваюкин, адвокат и управляющий партнер «Персональный налоговый менеджмент» (TAXManager), рассказали, с чем на практике сталкиваются налогоплательщики в новой цифровой системе налогового контроля, чего не хватает для полноценной оценки налоговых рисков и проверки контрагентов.

Контрольная деятельность налоговых органов сосредоточена в 3 направлениях: организация и координация проведения мероприятий налогового контроля, анализ форм и способов уклонения от налогообложения, автоматизация планирования и проведения проверок. Внешний скоринг налогоплательщиков требует от организаций применения риск-ориентированного подхода в своей деятельности и проявления осмотрительности при выборе контрагентов.

При этом информация в Личном кабинете налогоплательщика и сервисы ФНС на сегодняшний день не дают полного представления о возможных рисках компании. Спикеры напомнили о существующих сервисах для проверки контрагентов ( egrul.nalog.ru , kad.arbitr.ru , gks.ru и др.) и акцентировали внимание на их возможностях и недостатках.

Для достижения определенного баланса в ситуации, при которой цифровизация на стороне налогоплательщика хотя бы частично могла опираться на базу данных, имеющуюся у налоговых органов, эксперты предложили создать единый удобный сервис со всей необходимой для организаций информацией, включая сведения из ИР «Риски» об аффилированности юридических лиц и пр.

Виктория Варламова, главный эксперт «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, представила разработку компании ‒ матрицу аудита налоговых рисков, позволяющую системно поддерживать налоговую безопасность организаций и обеспечить страхование рисков от наступления неблагоприятных последствий налоговых проверок.

Эта новая технология применяется при проведении комплексного аудита с расширенным заданием ‒ углубленной проверкой налоговой отчетности. Она помогает выявить все риски в налоговом учете, а не только существенные ошибки, искажающие бухгалтерскую отчетность. Так, если по итогам налоговой проверки, проведенной после подобного аудита, будут доначислены налоги, то убытки в виде штрафов и пени на сумму выявленной недоимки за проверенный аудиторами период компенсирует страховая компания.

Виктория Варламова также привела примеры выявления финансовых резервов, в том числе в виде переплаты налогов. Например, организация уплачивала налог на имущество по служебной квартире, числящейся у нее на балансе в качестве основного средства, исходя из ее кадастровой стоимости.

Однако в соответствии с нормами НК РФ квартиры как основные средства облагаются налогом по среднегодовой стоимости. Соответственно, налог был переплачен. После аудиторской проверки организация представила уточненную декларацию по налогу на имущество и зачла переплату в счет следующих платежей.

Другой пример. В ходе аудита было обнаружено, что организация забыла принять к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты, которую возвратили 11 месяцев назад при расторжении договора (бухгалтерия забыла поставить «галочку» в программе). Срок на вычет «авансового» НДС при расторжении договора составляет 1 год с даты возврата. Организация успела представить уточненную декларацию по НДС до истечения срока на вычет и сэкономила 1, 8 млн руб.

Есть примеры, когда организации занижали суммы налогов по ошибке, либо доначисления налогов грозили организации только из-за того, что требования бухгалтерии о составлении внутренних первичных документов работники не воспринимали серьезно. Например, при строительстве объектов руководители производства не хотели составлять акты отпуска материалов на строительство и иные документы, необходимые для учета расходов.

В случае проведения выездной налоговой проверки это грозило компании как минимум судебными спорами с налоговыми органами о правомерности (сумме) учета расходов на строительство, а как максимум ‒ «снятием» с расходов затрат на приобретение материалов, начислением пени и штрафа.

По итогам аудита требования бухгалтерии о составлении первичных документов были выполнены, руководство компании осознало важность и денежную ценность «бумажек», составляемых строительными подразделениями. А компания устранила риск доначисления налогов, штрафов и пени в размере 586 млн руб., сохранила нервы работникам бухгалтерии и освободила руководителя и собственников от риска весьма ощутимых претензий.

По итогам конференции будут сформированы предложения по совершенствованию норм налогового законодательства РФ в соответствии с существующей практикой налогового администрирования.

Но главный вывод по итогам обсуждений можно сделать уже сейчас: налоговым консультантам стоит сосредоточиться на упреждающем консультировании, а налогоплательщикам — применять адекватные модели налогового поведения, в том числе проводить ревизию налоговых рисков в течение года (ежеквартально), чтобы упредить появление ошибок, не дожидаясь момента, когда последствия будут неотвратимы.

Проблемы и перспективы развития института налогового консультирования в РФ

ID (номер) заказа

Объем работы до 5 страниц

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

2ая часть работы

Курсовая, экономика организации

Срок сдачи к 27 мая

Выполнить презентацию и написать к ней текст на 3-5 минут

Срок сдачи к 21 мая

Ответы на вопросы

Ответы на билеты, Высшая математика

Срок сдачи к 22 мая

Лабораторная, Программные комплексы общего назначения

Лабораторная, Лабораторная, Программные комплексы общего назначения

Срок сдачи к 27 мая

Возраст уголовной ответственности

Курсовая, уголовное право

Срок сдачи к 24 мая

Решение задач, Налоговая политика

Срок сдачи к 23 мая

Отчет по практике

Отчет по практике, Процессы и аппараты

Срок сдачи к 24 мая

Решить 3 задачи по математическому анализу

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 24 мая

Определение молярной массы эквивалента металла

Срок сдачи к 31 мая

Охарактеризовать модель взаимодействия судебной и исполнительной.

Контрольная, Конституционные основы судебной власти

Срок сдачи к 23 мая

Ответить на один вопрос на 4 стр максимум со сносками.

Онлайн-помощь, Международное уголовное право

Срок сдачи к 20 мая

сделать проект по заданию

Срок сдачи к 31 мая

Решение задач, Экономика

Срок сдачи к 20 мая

Ответь на вопросы

Решение задач, Экономика

Срок сдачи к 20 мая

Срок сдачи к 20 мая

Срок сдачи к 5 июня

Решить задание 1, задание 2 под пунктом Б с чертежом,

Срок сдачи к 20 мая

Задачи по Финансовому менеджменту

Решение задач, Финансовый менеджмент

Срок сдачи к 25 мая

46 084 оценки Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 517 Сдано работ: 4 517
Рейтинг: 74 192
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 001 оценка

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - охарактеризовать такое направление консалтинга, как налоговое консультирование, современное положение российского рынка налогового консалтинга и предложить основные пути его совершенствования.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть категорию «налоговое консультирование» как особый вид
консалтинга: понятие, сущность, основные его виды;
- обосновать необходимость применения налогового консалтинга;
- выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового
консультирования в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. РЫНОК УСЛУГ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ВИД КОНСАЛТИНГА В РОССИИ…………………………. ….6
1.1. Теоретические аспекты налогового консультирования: понятие,
сущность, виды…………………………………………………………6
1.2. Эволюция налогового консультирования в России………………….9
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ …..13
2.1. Налоговый консалтинг России сегодня. 13
2.2. Проблемы, препятствующие развитию налогового
консультирования………………………………..…..………………. 16.
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ
НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ.…………………23
3.1. Основные направления совершенствования налогового
консалтинга…………………………………………………………. 23
3.2. Способы решения проблем налогового консультирования,
препятствующих его развитию………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…. …….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….………. 41

Прикрепленные файлы: 1 файл

Налоговое консультирование как особый вид консалтинга.doc

Однако, в защиту того, что налоговое консультирование – это отдельная от аудита вид деятельность, можно привести следующие доводы:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г. №119- ФЗ содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию, специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе не имеется. 13

2. Сейчас аудиту подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но, а кто же должен консультировать основную массу граждан-налогоплательщиков? Именно эту нишу пытаются заполнить (а чаще всего уже незаконно в ней обосновались) те же аудиторские компании. Это не соответствует действующему законодательству. Кроме того, такое положение не отвечает интересам государства, а главное – интересам самих граждан-налогоплательщиков.

3. Вопрос о законодательном регулировании налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности поднят не для того, чтобы кого-то вытеснить из этой сферы. Речь идет только об ответственном, самостоятельном, независимом и квалифицированном осуществлении этой деятельности. При этом аудиторы, должны заниматься своими функциями, допускающими проведение налогового консультирования аудируемых лиц в качестве сопутствующей деятельности. А налоговые консультанты, должны заниматься профессионально той деятельностью, которая на них возлагается в качестве основной функции. Они должны получать соответствующее специальное образование и организовывать наилучшим образом свою деятельность по налоговому консультированию.

4. Чаще всего налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые назойливо предлагают услуги по налоговому консультированию, защите прав налогоплательщиков, значительному снижению налогов или полному освобождению от них. Реклама таких «консультантов» весьма обширна и разнообразна. Эти «консультанты» устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот вред, который они причиняют таким “консультированием”. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик. Законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального образования и несут финансовую ответственность за оказанные консультации .

Все вышеперечисленное обусловливает еще одну причину выделение налогового консультирования в отдельный вид деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что причин появления налогового консультирования в России, которое развивалось вместе со становлением налоговой системы, несколько. К ним относятся: разнообразие налогов; многочисленность и противоречивость нормативных документов; сложность применения действующих норм законодательства о налогах и сборах; введение в действие Налогового Кодекса РФ; выделение налогового консультирования из аудиторских услуг и др.

О том, что представляет собой налоговое консультирование в России на современном этапе, какими темпами оно развивается, каковы его особенности и специфика рассмотрим во второй главе данной работы.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ

2.1. Налоговый консалтинг России сегодня

В настоящее время практически каждая сфера жизни общества имеет свой вид консалтинга, и сфере налогообложения не является исключением. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что налоговый консалтинг в России оформилось как явление. К услугам налоговых консультантов в большей степени прибегают юридические лица. Однако потребность в налоговом консультировании все чаще испытывают и физические лица, т.е. эти услуги нужны всем участникам налоговых правоотношений, которые уплачивают налоги и сборы.

Налоговое консультирование как вид деятельности привлекает сегодня практически всех аттестованных налоговых консультантов, работающих в настоящее время в качестве бухгалтеров, экономистов, аудиторов и т.д.

Основными причинами являются:
- интересная, творческая работа;
- возможность профессионального роста;
- актуальность и перспективность профессии.

Налоговое законодательство предусматривает институт налогового представительства и консультирования, который позволяет обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде и налоговых органах.
Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике.

Рынок консалтинговых услуг по налогообложению динамично формируется. Вместе с тем, его формирование затруднено из-за отсутствия четких правовых документов в этой сфере На сегодняшний день в России не существует какого-либо законодательного оформления деятельности налоговых консультантов, как, например, заграницей. Так, в странах Восточной Европы – это Закон «О налоговом консультировании», в Германии – Закон «О порядке исполнения норм о налоговых консультантах», Закон «О величине вознаграждения налогового консультанта», в Австрии – Федеральный Закон «О профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением». 14

Налоговое консультирование в России регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом, определяющим, что любая консультационная услуга возмездна, а также налоговым законодательством. Услуга по налоговому консультированию, являясь по форме юридической, имеет экономическое содержание, и именно это выделяет налоговое консультирование как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличный от иных видов консультирования и требующий специально подготовленных профессионалов.

В Государственной Думе рассматривался проект Федерального закона “О налоговом консультировании” (№ 98051004-2 от 16 апреля 2001 г.), который подготовлен с целью конкретизировать положения Налогового кодекса РФ об институте налогового представительства, в частности, определить правовой статус уполномоченного представителя налогоплательщика и упорядочить деятельность по налоговому консультированию, стандартизировать и регламентировать деятельность субъектов в сфере налогового консультирования. Однако он всё ещё не принят. Он в большинстве случаев одобряется. Однако имеются и негативные отзывы, связанные с тем, что сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании.
Однако, не смотря на это, рынок консалтинговых услуг в России непрерывно развивается

Федеральный закон составляет правовую основу осуществления деятельности по налоговому консультированию. Проект Федерального закона содержит в себе информацию о:

- понятии, целях, принципах налогового консультирования;
- подготовке и аттестации налоговых консультантов;
- правах и обязанностях субъектов налогового консультирования;
- контроле за деятельностью налоговых консультантов и ответственности;
- профессиональных объединениях налоговых консультантов;
- регламентации деятельности по налоговому консультированию и др.

- на долю налогового консультирования пришлось 12,5% объема всего рынка консалтинговых услуг;
- налоговыми консультантами было заработано 675 млн. руб.;
- доход консультантов от предоставления услуг в области налогового консалтинга увеличился в два раза;
- профессия налогового консультанта вошла в десятку самых востребованных профессий ;
- с каждым годом увеличивается число аттестованных налоговых консультантов, о чем свидетельствует приведенная ниже диаграмма.

Несмотря на то, что рынок российского налогового консалтинга развивается достаточно динамично, все же его объемы намного уступают объемам развитых стран, а количество консультантов, приходящееся на 10 тысяч жителей, так называемая “консультантовооруженность”, в России характеризуется очень низкими показателями и фактически не используется официальными органами.
При этом исследования показывают наличие многообразных управленческих проблем на российских предприятиях, в решении которых могла бы пригодиться помощь консультантов.

Так, проводимые в конце 2007 г. среди топ-менеджеров российских компаний исследования показали, что в качестве приоритетных задач менеджмента 39% опрошенных выделяют финансовые; 24% – налоговые; 21% – маркетинговые; 10% – стратегические; 6% – производственные задачи. Однако при этом менее половины российских руководителей готовы доверить вопросы разработки управленческих решений в области финансового и налогового менеджмента внешним консультантам.

Активно происходит сближение классического консалтинга и информационных технологий. Уже редко встречаются организации, ведущие бухгалтерский учет по журнально-ордерной системе. Как правило, бухгалтер использует одну из специализированных программ.

Учитывая, что действующее законодательство предписывает вести еще и налоговый учет, а зачастую параметры, заложенные для него, недостаточны для правильного отражения хозяйственных операций, в помощь бухгалтеру привлекают консультанта. В этом случае, исходя из особенностей хозяйственной деятельности и учитывая особенности программного продукта, разрабатываются индивидуальный план счетов, налоговые счета, методология бухгалтерского и налогового учета и т. д.

На российском рынке консалтинга имеется огромное количество консалтинговых форм, оказывающих в рамках юридической помощи, или же наряду с аудиторской проверкой налоговое консультирование. По моему мнению такая практика неправильна, так как это принципиально разные направления консалтинга, так как налоговое консультирование является абсолютно самостоятельным видом деятельности. Иногда даже такая услуга, как налоговое консультирование, является для клиента навязанной, например при проведении аудиторской проверки, консалтинговые фирмы дают еще и рекомендации относительно применяемой клиентом системы налогообложения, которые требуют конечно же дополнительной оплаты.

2. 2. Проблемы , препятствующие развитию налогового консультирования

Налоговое консультирование, как уже ранее отмечалось, является относительно новым веянием, следовательно данный вид консалтинга имеет свои трудности и проблемы, которые, в принципе, закономерны, но можно решить. Этот сегмент рынка услуг только начинает развиваться в России

Проблемы налогового консультирования обсуждались на международной научно-практической конференции по теме «Опыт, проблемы и методы налогового консультирования», 2006 г., которая была проведена по инициативе Палаты налоговых консультантов (ПНК) и Учебно-методологического центра при Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (УМЦ), Институтом государства и права Российской академии наук с участием руководителей и специалистов налоговых органов России, вузов страны также была проведена научно-практическая конференция, 1999 г. Конференция на тему «Государство и налогоплательщик: культура правоотношений» Цель конференций –выявить существующие проблемы; наметить возможные пути их решения.

Следует обратить внимание на правовое регулирование налогового консалтинга в России. Основная проблема – это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.
На сегодняшний день не существует определенного специализированного закона, который бы регулировал и контролировал деятельность налоговых консультантов. Появление новой профессии вызывает необходимость в выработке профессиональных стандартов. Основы такого консалтинга регламентируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законами о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности. С точки зрения этических норм, отсылка происходит на законы, регулирующие аудиторскую деятельность.

Еще одной проблемой развития налогового консультирования является нехватка профессиональных высококвалифицированных кадров. В основном все квалифицированные консультанты сосредоточены в европейской части России, где значимость такого бизнеса больше. Это связано с тем, что европейская часть страны развивается большими темпами, чем Сибирь и Дальний Восток. Поэтому консалтинг в области налогообложения здесь менее востребован, а из этого следует, что работы в мегаполисах больше, она интереснее и за нее выше платят. По этим причинам происходит отток профессиональных кадров, например, из азиатской части страны в европейскую.

Налоговый консалтинг применяют достаточно редко, так как мало известен, что также не способствует его развитию.

Есть проблемы и образовательного плана. Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, так же нет достаточного количества учебно-методической литературы. Это тоже может являться причиной, порождающей нехватку кадров.

купить печатные экземпляры
Нет в наличии

Бухгалтерский и управленческий учет. Налоги. Аудит


Учет и анализ в России. Вызовы и перспективы. (Бакалавриат, Специалитет). Сборник статей.


Таргет-костинг как инструмент управленческого учета. (Бакалавриат). (Специалитет). Учебное пособие


Мошенничество в финансовой отчетности: обнаружение и предупреждение. (Магистратура). Учебник


Институциональный комплаенс-контроль. (Бакалавриат, Магистратура). Монография.

Амортизация внеоборотных активов. Бухгалтерский и налоговый учет. (Аспирантура, Бакалавриат.


Бухгалтерский учет в коммерческих банках. (Бакалавриат). Учебник.


Современная система бухгалтерского учета и отчетности. (Бакалавриат, Магистратура). Монография.


Бухгалтерский учет в строительстве. (Бакалавриат). Учебное пособие.


Бухгалтерский управленческий учет + еПриложение:Тесты. (Бакалавриат). Учебник.


Аудит + еПриложение. (СПО). Учебник.


1C: Бухгалтерия предприятия 8.2. (Аспирантура, Бакалавриат, Специалитет). Практическое пособие.


Методология и организация контроля в сфере информационных технологий. (Аспирантура, Бакалавриат.


Бухгалтерский учет и отчетность. (Бакалавриат, Специалитет). Учебное пособие.


Современные проблемы контроля и аудита в финансово-бюджетной сфере в Российской Федерации.


Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы. (Бакалавриат).

В статье рассмотрены проблемы развития рынка налого­вого консультирования в Российской Федерации. Предлагаются возможные пути дальнейшего улучшения рынка налогового консультирования в Россий­ской Федерации

Спрос на рынке консультирования находится в прямой взаимосвязи от общеэкономической ситуации внутри страны. Постоянные изменения, вно­симые государством в налоговое законодательство, сохранение давления на бизнес со стороны налоговых органов, а также совершенствование фискаль­ного надзора ведут к росту спроса на услуги налоговых консультантов.

Спрос на налоговых консультантов увеличивается, но меняется направ­ление оказываемых услуг из-за стремления фискальных органов сократить оптимизацию бизнесом своих налоговых платежей.

Федеральная налоговая служба оказывает бесплатно услуги по консуль­тированию налогоплательщиков. Однако следует понимать, что услуги, пред­лагаемые налоговыми органами, заметно отличаются от услуг, предоставляе­мых налоговыми консультантами. Проведем сравнительный анализ в табл. 1.

Отличительные черты консультаций в сфере налогообложения, оказываемых налоговыми консультантами и налоговыми органами

Данные табл. 1 показывают, что налоговые консультанты предлагают более широкий спектр услуг для всесторонней поддержки налогоплатель­щиков. Если в налоговых органах налогоплательщик может лишь получить разъяснения по налогам, сборам, налоговому законодательству и т.п., при этом согласно Решению ФНС России от 27.12.2017, обязанность налоговых органов по даче разъяснений не распространяется на случаи, когда задан­ный вопрос непосредственно не связан с деятельностью налогоплатель­щика. Обязанность налоговых органов по даче разъяснений не распростра­няется на случаи, когда заданный вопрос непосредственно не связан с дея­тельностью налогоплательщика, то налоговый консультант в свою очередь не только проинформирует, но и поможет решить все вопросы обративше­гося к ним налогоплательщика.

Например, в компетенцию налоговых консультантов входит досудеб­ное оспаривания решений налоговых органов при возникновении споров с налоговыми органами. В 2017 г. наблюдается рост спроса на данную услугу налоговых консультантов. Не доведение дела до суда несет за со­бой преимущества для налогоплательщика. Это и сокращение сроков рас­смотрения налогового дела, и снижение издержек на консультантов, так как рассмотрение жалобы является письменным и не требует специали­стов и их выступление на нескольких судебных заседаниях, что очень ча­сто случается в судебных спорах. Федеральная налоговая служба в 2017 г. стала чаще договариваться с добросовестными должниками - в прошлом году поступления в бюджет от мировых соглашений выросли в 3,2 раза и составили 4,2 млрд. руб., пишут "Известия". Доходы от компаний банкро­тов за год выросли на 35%, до 101,1 млрд. руб., а от привлечения к суб­сидиарной ответственности в 12,6 раза - превысив 2 млрд. руб.

Налоговый консультант способен помочь налогоплательщику с вопро­сами по отражению налоговой информации в бухгалтерском учете, то есть заранее предупредить возникновение ошибок. Еще одним преимуществом налоговых консультантов является скорость оказания услуг. Налоговые кон­сультанты способны решить проблемы, с которыми к ним обратился клиент здесь и сейчас, тогда как ответ от ФНС налогоплательщик получит только в течение 30 дней после регистрации запроса.

В настоящее время в России существует большое число профессиональ­ных объединений консультантов. Одним из таких объединений является Па­лата налоговых консультантов, это профессиональное сообщество россий­ских налоговых консультантов, зарегистрированная 9 янв. 2002 г. Задачи и цели Палаты налоговых консультантов заключаются в формировании, раз­витии, поддержке профессионального налогового консультирования в Рос­сии; создании эффективной площадки для профессионального общения, об­мена опытом, выработки налоговых стратегий; повышении налоговой куль­туры общества. Палата налоговых консультантов осуществляет обучение и аттестацию налоговых консультантов.

Проанализировав динамику численности аттестованных консультантов за период с 2013 г. по 2017 г., по данным официального сайта Палаты нало­говых консультантов, можно сделать следующие выводы: в 2016 г. серти­фикат налогового консультанта получили 717 чел., что на 50% больше чем в 2015 г. В 2017 г. численность аттестованных консультантов увеличилась на 12% по сравнению с 2016 г., а по сравнению с 2015 г. на 67%. Такая динамика спроса на профессию налогового консультанта подтверждает, что спрос на рынке услуг по налоговому консультированию будет только расти.

В России налогоплательщики чаще всего обращаются к частным лицам и компаниям, которые предлагают услуги по налоговому консультирова­нию. Основными заказчиками консалтинговых услуг являются крупные компании, имеющие иную многоуровневую структуру. Открывая дочерние компании, филиалы или представительства в регионах, эти компании «при­водят» с собой консультантов, обслуживающих головную компанию, мос­ковские консалтинговые фирмы или на штате есть квалифицированный специалист. Соответственно местным консалтинговым компаниям доста­ются, в малые и средние предприятия.

Ряд специалистов предлагает комплекс следующих взаимосвязанных между собой направлений, мероприятий и путей развития института нало­гового консультирования в России:

Законодательное закрепление этого института и разновидности кон­салтинговой деятельности с учетом зарубежного опыта.

Проблема отсутствия законодательного регулирования налогового кон­сультирования решается путем принятия Федерального закона «О налоговом консультировании» и разработки на его основе правовой нормативной базы о федеральных стандартах (правилах) такой деятельности с их кодификацией. Принятие указанных закона и стандартов налогового консультирования позво­лят повысить престиж профессии налогового консультанта, избежать непрофес­сионального консультирования, защитить интересы консультирующих и кон­сультируемых лиц и их деятельность никак не регламентируется, несмотря на то, что многие схемы уклонения от уплаты налогов разрабатываются именно внутри организаций, без привлечения внешних консультантов. Как считают указанные авторы, эту проблему нужно решать на законодательном уровне.

Список литературы

1. Урман Н. А. Налоговое консультирование: развитие и проблемы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4 (24). С. 151-157.

2. Проблемы становления и пути развития налогового консультирова­ния в России. URL: www.mirkin.ru/_docs/articles05-025.pdf.

3. ФНС сосредоточилась на досудебном урегулировании споров по налогам. URL: http://nalogoved.ru/news/7020.html.

Автор: Алюшева А. М., магистр очно-заочной формы обучения; Амиралиева Д. М., кандидат экономических наук, доцент, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Читайте также: