Проблемы и перспективы имущественного налогообложения в рф

Опубликовано: 06.05.2024

Понятие имущественного налога

Современная налоговая система - сложный и многогранный механизм, решающий важнейшие общегосударственные задачи, регулирующий развитие экономики страны, деятельность отдельных субъектов хозяйствования и граждан. Формирование этой системы России, начавшееся в 1998 году, было предопределено всем ходом развития экономических отношений в стране, несовершенством прежней налоговой системы и политикой руководства страны, направленной на либерализацию экономики.

Помимо идеологических условий на формирование налоговой системы оказало влияние специфическое федеративное устройство российского государства, которое подразумевает хозяйственную самостоятельность и относительную экономическую независимость региональных и местных органов власти, требующее формирования собственных источников дохода. В связи с этим одним из основных методов формирования источников доходов оказались региональные и местные налоги.

Современная актуальность проблем развития налогообложения имущества обусловлена необходимостью рационализации и оптимизации пользования как землей так и созданной на ней инфраструктурой в форме тех или иных объектов имущества.

Налоги на имущество, обладая достоинствами прямых налогов, имеют большой регулирующий и фискальный потенциал, поступления от них могут стать основой формирования государственных и местных бюджетов. Преимуществом данного вида налога является высокая степень стабильности налоговой базы в течение налогового периода и независимость от результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Предметом как экономических, так и правовых, в том числе и налоговых, отношений является не вещь сама по себе, а взаимоотношения по поводу этой вещи. Прежде всего, отношения собственности, которые в свою очередь определяют отношения распределения обмена и потребления.

Экономическая теория объединяет эти отношения в комплекс прав по использованию имущества:

  • право владения, т.е. право исключительного физического контроля над имуществом;
  • право пользования, т.е. право применения полезных свойств имущества для себя;
  • право управления - право решать кто и как будет обеспечивать использование имущества;
  • право на доход - право обладать результатами от использования имущества;
  • право суверена - т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение имущества;
  • право на безопасность;
  • право на передачу в наследство;
  • право на бессрочность обладания;
  • запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде;
  • право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга
  • право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

При этом право собственности понимается как санкционированные обществом (законом, традициями, обычаями, распоряжениями) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с осуществлением благ и касаются их использования.

Таким образом, имущество как вещь (ресурс) есть единство материального объекта и совокупности прав на него.

Имущество является одним из наиболее стабильных объектов налогообложения по сравнению с другими объектами (доход, добавленная стоимость), обложение имущества стимулируют более эффективное его использование; его труднее скрыть от налогообложения.

Кроме того, налогообложение имущества является естественным дополнением подоходного налогообложения, включая в объекты обложения капитализированный доход, созданный в прошлые периоды времени. Имущественные налоги являются составной частью налоговой системы большинства стран мира, занимая достаточно весомое место в общегосударственных доходах.

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались следующие основополагающие цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия.

То есть, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

Действующий в настоящее время в России порядок налогообложения имущества организаций подвергается серьезной критике.

Использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу, приводят к снижению собираемости, создают сложности при взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов.

В 2000-х годах Правительство вернулось к системе экономического среднесрочного планирования. В связи с этим возникла необходимость систематизировать и дальнейшее развитие налоговой системы.

В этих целях периодически осуществляется анализ развития налоговой системы РФ. В частности считается что в ближайшие годы налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

В рамках планирования дальнейшего развития налоговой системы РФ в ближайшие годы предусматривались следующие основные направления:

  1. Совершенствование налога на прибыль организаций.
  2. Совершенствование налога на добавленную стоимость.
  3. Совершенствование акцизного налогообложения.
  4. Совершенствование налога на доходы физических лиц.
  5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц.
  6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.
  7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
  8. Совершенствование налогового администрирования.
  9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей.
  10. Отмена единого социального налога.
  11. Совершенствование государственной пошлины.
  12. Совершенствование транспортного налога.
  13. Совершенствование налога на имущество организаций.

Для рассматриваемой темы наиболее интересными будет знакомство с деятельностью по совершенствованию налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и планов по введению единого налога на недвижимость.

В отношении налога на доходы физических лиц в последнее время были внесены следующие изменения.

Прежде всего было упрощено декларирование доходов физическими лицами позволяющее не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов.

Данные изменения по сути означают изменение формы предоставления освобождения от налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Ранее, до внесения указанных изменений, при продаже такого имущества налогоплательщику предоставлялся имущественный налоговый для получения которого налогоплательщики были обязаны представить не только налоговую декларацию, но и заявление на предоставление имущественного налогового вычета.

Таким образом, внесенные изменения позволили налогоплательщикам, получившим доход от реализации в 2009 году имущества, которое находилось в их собственности более трех лет (например, автомобили, квартиры, иное имущество) не представлять налоговую декларацию.

В отношении налога на имущество организаций вопрос о совершенствовании пока что находится в стадии законопроекта о внесении изменений в статью 376 НК РФ, предусматривающего временное (до 2025 года) уменьшение налоговой базы на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации за2010 г. было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность этой реформы, прошедший период был потрачен на подготовку введения единого налога на недвижимость.

В частности были оптимизированы процедуры кадастрового учета и оценочной деятельности. В частности был утвержден федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», которым введено понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости, и раскрывается цель оценки, предполагаемое использование результата оценки.

Было реализовано и продолжает осуществляться информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных бюро технической инвентаризации.

В целях формирования государственного кадастра недвижимости уже был принят федеральный закон, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Однако законодательно так и остались не урегулированными вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Кроме того, требуется принятие уже внесенного проекта федерального закона, устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Согласно Основных направлений налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям.

  1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности.
  2. Налог на прибыль организаций.
  3. Налог на добавленную стоимость.
  4. Акцизное налогообложение.
  5. Введение налога на недвижимость.
  6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков).
  7. Налог на добычу полезных ископаемых.
  8. Водный налог.
  9. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.
  10. Налоговое администрирование.
  11. Создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Некоторые из этих направлений реформирования в той или иной степени затрагивают имущественное налогообложение.

В частности, налоговое стимулирование инновационной деятельности предполагает освобождение от имущественных налогов инновационных компаний или отдельных видов имущества, используемых для проведения НИОКР, а также ускоренную амортизацию для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности.

Наиболее масштабным изменением в части имущественного налогообложения предполагается введение налога на недвижимость. Для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Частично эти действия уже осуществлены Правительством РФ. В пилотных регионах отработан порядок проведения массовой кадастровой оценки недвижимости. Помимо массовой кадастровой оценки введение налога на недвижимость повлечет за собой определение объектов и субъектов налогообложения налогом на недвижимость, и определение порядка предоставления сведений о ценах сделок на недвижимое имущество для целей кадастровой (массовой) оценки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также некоторые не столь масштабные изменения могут затронуть налогообложение земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в частности связанные с распространенным фактом их использования с нарушением требований в области охраны и использования земель. Это может послужить поводом для увеличения налоговой ставки.

Исходя из анализа тенденций развития системы имущественного налогообложения в РФ можно предположить две основных тенденции развития.

С одной стороны окончание процесса массовой кадастровой оценки и доработки процедуры кадастрового учета объектов недвижимости позволит ввести единый имущественный налог как на землю, так и на иное недвижимое имущество.

С другой стороны ведение льготных режимов в части имущественного налогообложения станет серьезным рычагом влияния на инновационную деятельность в пределах РФ, как в результате оптимизации механизмов расчета амортизации, так и путем прямого сокращения налоговых ставок.

Новое в налогообложении

Н алоговую политику России на ближайшие два года в своем докладе осветил Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ. В частности, он уделил внимание законопроектам по урегулированию задолженностей по уплате налогов, пеней и штрафов, по трансфертному ценообразованию, а также блоку поправок по отдельным налогам. Делегаты мероприятия в свою очередь смогли задать все интересующие их вопросы представителю Минфина РФ.

Трансфертному ценообразованию был посвящен доклад Дмитрия Костальгина, члена Экспертного совета Комитета.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа





Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

  • Свежие
  • Посещаемые

Подводим итоги 2013 года

В 2013 г. изменений, которые затронули работу бухгалтеров, было больше обычного. По мнению одних экспертов, нововведения ушедшего года были направлены на увеличение прав хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков), дополнительные возможности обжалования действий налогового органа и в целом на стимулирование развития малого бизнеса. Однако таких меньшинство. Большинство считает, что законодательство идет по пути ужесточения. Началось масштабное наступление на тех, кто уклоняется от уплаты налогов, «рисует» схемы, строит «цепочки», криминально оптимизирует налогообложение. О том, чем запомнился 2013 г., журнал «Налоговый учет для бухгалтера» побеседовал с экспертами.

Налоговая стратегия России на рубеже десятилетий

14 декабря 2010 года в ТПП РФ прошел VI Всероссийский налоговый форум «Налоговая стратегия России на рубеже десятилетий». Налоговая политика в России в современных условиях приобретает особое значение, заявил президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, открывая пленарное заседание. По его мнению, сегодня наблюдается обострение противоречия в органах власти между теми, кто выступает за повышение налогов, и теми, кто отвергает эту идею. О том, что было дальше, читайте в репортаже.

Учимся заполнять новые формы счетов-фактур

С апреля 2012 г. необходимо использовать новые формы документов, применяемых при расчетах по НДС. Правительство утвердило унифицированные формы обычного и корректировочного счетов-фактур, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж. Автор анализирует произошедшие изменения, акцентируя внимание на спорных и неурегулированных моментах, приводит примеры заполнения утвержденных документов.


В ТПП РФ обсудили проблемы налогового законодательства

Экспертный совет при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства подготовил свои замечания по поправкам в главу 21 НК РФ, представленным Министерством финансов. В числе инициатив финансового ведомства — увеличение перечня случаев, в которых НДС подлежит восстановлению. Кроме того, в преддверии второго чтения в Госдуме законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков эксперты ТПП готовят пакет поправок к законопроекту. Об этих и других замечаниях читайте в обзоре.

В ТПП РФ обсудили проблемы налогового законодательства

Экспертный совет при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства подготовил свои замечания по поправкам в главу 21 НК РФ, представленным Министерством финансов. В числе инициатив финансового ведомства — увеличение перечня случаев, в которых НДС подлежит восстановлению. Кроме того, в преддверии второго чтения в Госдуме законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков эксперты ТПП готовят пакет поправок к законопроекту. Об этих и других замечаниях читайте в обзоре.

Учимся заполнять новые формы счетов-фактур

С апреля 2012 г. необходимо использовать новые формы документов, применяемых при расчетах по НДС. Правительство утвердило унифицированные формы обычного и корректировочного счетов-фактур, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж. Автор анализирует произошедшие изменения, акцентируя внимание на спорных и неурегулированных моментах, приводит примеры заполнения утвержденных документов.


Новый закон о торговле: что нужно знать бухгалтеру?

С 1 февраля вступил в силу один из самых скандальных законов последнего времени – о регулировании торговой деятельности. Он устанавливает жесткие требования к договору, заключаемому между торговой сетью и поставщиками продукции. В частности, основные из них касаются цены контракта. Кроме того, для торговых сетей устанавливаются жесткие сроки оплаты поставленных продовольственных товаров в зависимости от сроков хранения. Документ также ограничивает их возможности по приобретению новых торговых объектов.


Налоговая дискуссия: бизнес и власть об итогах и о будущем

То, что налоговая система должна быть направлена на стимулирование инновационного развития экономики, согласны руководители как страны, так и компаний. Возможности механического снижения налогов фактически исчерпаны, констатируют представители власти. На V Всероссийском налоговом форуме, организованном ТПП РФ, бизнесмены и экономисты предложили свои фискальные меры, которые не только повысят деловую активность, но и госказне урон не нанесут.

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

главный государственный налоговый инспектор МИФНС России по Волгоградской области

канд.экон. наук, доцент Волгоградского государственного университета

Проблемы и перспективы введения налога на недвижимость в России

Налогообложение недвижимости - один из базовых элементов рыночной экономики, формирование и функционирование которого обеспечивает стабильное развитие экономики. Сейчас налогообложение недвижимости находится на стадии формирования: определены и законодательно зафиксированы базовые положения, которые постепенно должны стать основой полноценно функционирующей системы. Современная система налогообложения недвижимого имущества в России включает следующие налоги: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог. Несмотря на то что объектом перечисленных налогов является недвижимость, эти налоги основаны на разных методах исчисления: у одних из них ставки твердые, у других - адвалорные, прогрессивные (например, налог на имущество физических лиц). При этом базы указанных налогов рассчитываются исходя из разных стоимостных показателей, которые не соответствуют реальным ценам на недвижимость. Данные налоги регулируют налогообложение имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц. Поэтому одной из задач, поставленных Президентом РФ в рамках реформирования экономики, является поиск новой, более эффективной формы налогообложения недвижимости. Данный процесс предполагает одновременное осуществление комплекса мероприятий с учетом основных достоинств имущественного налогообложения, поскольку оно является наиболее стабильным источником доходов бюджета на региональном и местном уровнях. Более того, на практике развитый механизм налогообложения превращает имущественные налоги в средство повышения эффективности использования ресурсов и модернизации производства.

* В выступлении на пресс-конференции 15 января 2008 года заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов отметил, что выполнить задачи по введению в РФ налога на недвижимость с 2011 года - это очень оптимистично. "Мы ставили эту задачу как задачу 2011 года. Если это удастся сделать - это очень хорошо", - сказал он.

Проблемы налогообложения земли

Анализ практики налогообложения земли позволяет сделать следующие выводы: "Современное состояние налогообложения земли, являющегося частью системы платного пользования землей в России, не отвечает требованиям эффективности и рациональности регулирования землепользования" (Послание Президента Российской Федерации…, 2001). Недостатки методов взимания земельного налога привели к снижению доли земельного налога в общей сумме поступления налогов. С вступлением в действие главы 31 НК РФ "Земельный налог" с 1 января 2005 года возникли следующие проблемы администрирования земельного налога.

В России существует 110 млн объектов недвижимости, из которых 42 млн - это земельные участки и 68 млн - строения и сооружения (Доклад о результатах…, 2005). На территории Волгоградской области 600 тыс. земельных участков, т.е. 600 тыс. объектов налогообложения (понятие земельный участок определено в ст.6. ЗК РФ: "Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке".

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения кадастровой стоимости участка. Определение кадастровой стоимости возложено на "Роснедвижимость"*. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий (ст.7 Земельного кодекса РФ), существует 14 видов пользования землей. Кадастровая оценка земель утверждается постановлением главы администрации области. По состоянию на 1 декабря 2005 года "Роснедвижимостью" на утверждение главе администрации Волгоградской области было представлено три категории (или 2 тыс. участков, что составляет 3% от общего числа (Доклад о результатах…, 2005), таким образом, оценка проведена в отношении: земельных участков промышленности, земельных участков особо охраняемых территорий и объектов, земельных участков водного фонда.

Законодательно установлено, что до 1 января 2006 года "Роснедвижимость" обязана передать все сведения по кадастровой оценке земель в Управление Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области в электронном виде, по установленным формам. По состоянию на 1 июля 2006 года по данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, "Роснедвижимость" передала в Федеральную налоговую службу России информацию о 38,2 млн из имеющихся 42 млн земельных участков, что составляет 91% от общего числа земельных участков. Аналогична статистика и по Волгоградской области, где около 90% сведений по кадастровой оценке земель передано в УФНС России по Волгоградской области.

На территории Волгоградской области значительная часть участков с "размытыми", неверно определенными границами, что в свою очередь приводит к ошибочным результатам оценки, а в некоторых случаях к невозможности ее проведения. Кроме того, существует проблема с определением правообладателя земельного участка. В "Роснедвижимости" лишь 30% участков имеют правообладателей, а в целях налогообложения для определения налоговой базы необходим правообладатель. Такая ситуация сложилась из-за того, что постановка на кадастровый учет до настоящего момента носит заявительный характер, а не обязательный. Анализ практики показывает, что за постановкой на кадастровый учет физические и юридические лица обращаются лишь в случаях совершения сделок с земельными участками, но после присвоения кадастрового номера и проведения процедуры регистрации собственник земельного участка идет в Федеральную регистрационную службу (ФРС) для регистрации сделки с объектом и после совершения сделки и ее регистрации в ФРС не сообщает "Роснедвижимости" нового правообладателя (в силу заявительного характера). Таким образом, существует проблема определения не только границ земельных участков, но и их правообладателей.

Существует проблема идентификации земельного участка: у ФРС (условные номера), у ФНС (идентификационный номер налогоплательщика), у "Роснедвижимости" (кадастровый номер земельного участка). В связи с этим необходимо введение единого идентификатора - уникального номера объекта недвижимости для целей налогообложения, мы полагаем, что этот номер должен содержать номер паспорта налогоплательщика, код ФНС и кадастровый номер земельного участка.

Возникает проблема определения налоговой базы: юридические лица в соответствии с НК РФ должны самостоятельно определять налоговую базу; для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговую базу определяет налоговый орган, который направляет плательщикам уведомление с указанием кадастровой оценки земли, налоговой базы и суммы налога. Налогоплательщики - юридические лица, которые стали на кадастровый учет, смогут без проблем узнать кадастровую стоимость своих земельных участков по кадастровому номеру, так как "Роснедвижимость" обязана после проведения кадастровой оценки и ее утверждения опубликовать эти данные (Волгоградская область разбита на 760 населенных индексов), по которым юридические лица могут узнать о кадастровой стоимости. Налогоплательщики, которые не стоят на кадастровом учете, могут обратиться в "Роснедвижимость" для получения справки о кадастровой стоимости их участка. На данный момент "Роснедвижимость" в состоянии выдавать эти справки лишь на бумажных носителях (в силу отсутствия программного продукта), но потом планируется переход на электронные носители.

Хотелось бы отметить, что порядок кадастровой оценки неоднозначен. Порядок кадастровой оценки устанавливает кадастровое ведомство*, Росземкадастр разработал и утвердил ряд методик, на основании которых осуществлялась ведомственнооценочная деятельность. Однако данные методики также несут в себе ряд противоречий:

экономические науки

  • Кожемякина Виктория Александровна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
  • НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА
  • КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ
  • НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Похожие материалы

  • Совершенствование методов и механизмов управления системой здравоохранения региона на основе повышения доступности медицинских услуг
  • Оптимизация использования продовольственных ресурсов учреждений УИС
  • Анализ инвестиционного климата Волгоградской области
  • Крупные инвестиционные проекты, как фактор роста экономики Волгоградской области
  • Эффективность управления налоговым потенциалом муниципалитета на примере г. Волгограда

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и регулируется НК РФ наряду с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В качестве особенности данного налога выступает то, что его взимание определяется исключительно характеристиками имущества, безотносительно к индивидуальной платёжеспособности налогоплательщика.

С 1 января 2015 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. Один из наиболее сложных этапов в исчислении данного налога – формирование налоговой базы, в связи с необходимостью установления кадастровой стоимости объектов [4].

Показатели кадастровой стоимости объектов весьма существенно отличаются от показателей инвентаризационной стоимости этих объектов. Следует отметить также, что кадастровая стоимость ниже рыночной в среднем на 15-20 %. По результатам расчётов величины налога на имущество физических лиц была выявлена тенденция к росту разницы между кадастровой и рыночной стоимостью по мере приближения к центру города, увеличения стоимости объектов недвижимости. В связи с этим большое значение приобретает учёт связи объектов с их местоположением, равно как и повышение качества исходных данных кадастрового учёта [1].

Положительным аспектом взимания налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости является возможность пополнения муниципальных бюджетов, главным образом за счёт владельцев значительных объёмов недвижимости. В то же время возникает проблема повышения налоговой нагрузки граждан, в особенности – социально незащищённых слоёв населения [5].

Большое значение имеет предоставление налоговых льгот, предусмотренных ст. 407 НК РФ. Пенсионеры являются наиболее распространённой категорией льготников по налогу на имущество физических лиц.

Помимо льгот предусматриваются налоговые вычеты, уменьшающие сумму налога к уплате, что также рассматривается в качестве одной из мер социальной защиты населения.

Таблица 1. Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц

Объект недвижимости

Налоговые вычеты

Уменьшение на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади этой квартиры

Уменьшение на величину кадастровой стоимости 10 кв. м общей площади этой комнаты

Уменьшение на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади этого жилого дома

Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Уменьшение на 1 млн. рублей

В 2015-2019 гг. предусмотрено применение понижающих коэффициентов при расчёте налога на имущество физических лиц для собственников недвижимости.

Понижающие коэффициенты, применяемые для расчёта налога на имущество физических лиц:

  1. год – значение коэффициента 0,2;
  2. год – значение коэффициента 0,4;
  3. год – значение коэффициента 0,6;
  4. год – значение коэффициента 0,8.

Расчёт по кадастровой стоимости действительно увеличивает сумму взимаемого налога по сравнению с инвентаризационной стоимостью. Однако применение понижающих коэффициентов позволяет избежать резкого увеличения налога, способствует постепенному нарастанию налоговой нагрузки. В целом к моменту полной отмены инвентаризационной стоимости в 2020 г. ожидается рост наполняемости бюджетов муниципальных образований вследствие увеличения поступлений от налога более чем в 5,5 раз за 5 лет [2].

Наибольшее воздействие на распределение налогового бремени должно оказать изменение вида налоговой ставки [1, с. 19]. На данный момент установлены ставки до 0,1 % включительно, свыше 0,1 до 0,3 % включительно и свыше 0,3 до 2,0 % включительно (исходя из инвентаризационной стоимости) для соответствующих категорий имущества, указанных в ст. 406 НК РФ. При расчёте на основании кадастровой стоимости применяются налоговые ставки 0,1 %, 0,5 % и 2 % в соответствии со ст. 406 НК РФ.

Очевидно, налоговая нагрузка должна сместиться в сторону дорогостоящих объектов недвижимости. Несмотря на это, реализации налогом социальной функции в данном случае не ожидается, поскольку повышенная ставка применяется только в отношении имущества, превышающего по стоимости 300 млн. руб. В результате имущество, для примера, стоимостью 11 млн. руб. облагается налогом по такой же ставке, как и имущество, оцененное в 250 млн. руб. Поэтому в целях реализации принципа справедливости налогообложения существуют предложения по увеличению количества интервалов стоимости недвижимости и соответствующих им налоговых ставок. Кроме того, по мнению экспертов, наблюдается большая склонность местных администраций к повышению ставок, нежели к их снижению. Тем не менее, они не имеют права увеличить ставки более чем в 3 раза, а рост доходов местных бюджетов может повысить заинтересованность местных властей в развитии своей территории [5].

Целесообразно отметить, что в связи с реформированием налога на имущество физических лиц расширяется перечень налогооблагаемых объектов. Как следствие, возникают налоговые коллизии при налогообложении новых категорий недвижимости, например, апартаментов. Спорные случаи возникают также при взимании налога с единого недвижимого комплекса и объектов незавершённого строительства.

В качестве основных мер по урегулированию подобных ситуаций можно выделить: уточнение порядка налогообложения объектов, достижение чёткости и однозначности определения видов имущества, уточнение момента возникновения обязанности регистрации имущественных объектов [2].

Следует обратить внимание и на вопросы администрирования налога на имущество физических лиц, в рамках которого вводится обязанность самообложения граждан налогом. Налогоплательщики обязаны сообщать налоговым органам о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения. Данное нововведение квалифицируется как шаг к снижению потерь в наполняемости бюджетов. Появляется возможность учёта и налогообложения объектов, по которым у налоговых органов отсутствует информация, а также ранее неучтённых и неоцененных объектов. С другой стороны, подобный механизм не исключает создания проблем для налоговых органов и налогоплательщиков, в частности, уклонения от налогообложения, возникновения вопросов в судебной практике [3].

Таким образом, налогообложение имущества физических лиц сопряжено с рядом проблемных аспектов. Необходимость максимизации эффективности пополнения бюджетов с одной стороны и реализации принципа социальной справедливости, выполнения социальной функции налога – с другой порождает спорные, нередко конфликтные ситуации. Результаты введения нового порядка исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц пока не имеют однозначной оценки [4].

Так или иначе, следует отметить некоторые меры, способные повысить эффективность реализации основных функций данного налога. Необходимо совершенствование механизмов кадастровой оценки с целью более адекватного отражения реальной дифференциации стоимости объектов. Целесообразно учитывать уровень доходов налогоплательщиков при установлении размера налога. Это позволит снизить рост налоговой нагрузки на малообеспеченных лиц. Наконец, существует возможность повышения оперативности реализации региональных программ при условии расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов, так как ставки, льготы и вычеты будут определяться с учётом местных особенностей.

Список литературы

  1. Абакарова, Р.Ш. Краткий обзор изменений по налогу на имущество физических лиц / Р. Ш. Абакарова. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - № 10-2. - С. 17-19.
  2. Абакумова, М.Д. Анализ изменений в налогообложении имущества физических лиц / М. Д. Абакумова, Е. Н. Лапина. Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 898-901.
  3. Кулешова, Л.В. Налоги и налогообложение / Л. В. Кулешова, Е. Н. Лапина. Учебно-практическое пособие для студентов направления 080100.62 «Экономика» Ставрополь, 2013.
  4. Пьянова, М.В. Новый налог на имущество физических лиц: социальное измерение / М. В. Пьянова. Символ науки. – 2016. - № 3-1. – С. 134-138.
  5. Собченко, Н.В. Особенности определения налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта / Н. В. Собченко, Л. В. Кулешова., Е. Н. Лапина. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 114. С. 523-536.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Читайте также: