Проблемы эффективности налоговой политики

Опубликовано: 25.04.2024




Налоговая политика занимает важное место в экономике государства и в стране в целом. Она является одной из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сформированных финансовых ресурсов государства, налоговая политика является одним из главных способов воздействия на экономику государства [10, с. 321].

Проблемы эффективности построения налоговой и бюджетной политики как сдерживающие факторы роста эффективности экономики являются весьма актуальными на современном этапе развития общества. Фискальная политика, наряду с кредитно-денежной, является основой всего государственного регулирования экономики.

Налоговая политика непосредственно формирует государственный бюджет, доходы государства и является стержнем государственной экономической политики [5, с. 242].

Эффективность налоговой политики зависит от многих факторов, одним из основных факторов является эффективное функционирование всего налогообложения страны.

Актуальность исследования данной статьи обусловлена тем, что налоговая политика является стержнеобразующим элементом бюджетной политики и основной политикой государства, инструментом системообразующего вмешательства государства в экономику страны, которая направлена на сдерживание инфляции, улучшение платежного баланса, регулирование социально-экономического роста, обеспечение занятости.

Целью исследования является изучение путей повышения эффективности функционирования налоговой политики России в условиях санкций.

В конце ХХ века многие государства и его системообразующие институты пришли к выводу о том, что эффективная рыночная система не может существовать без активной регулирующей роли государства.

Через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.

Налоговую политику также можно рассмотреть в трех аспектах:

1. Политика максимальных налогов – это своеобразная экстремальная для организаций политика, при которой отменяются все послабляющие льготы, ставки налогов достигают максимальных размеров, основной целью становится как можно больший сбор денег без оглядки на последствия. Может проводиться во время войны, например. В нашей стране данной политики придерживались в 1990-е гг., что показало несостоятельность таких действий в мирное, в общем-то, время: большая часть доходов была теневой, сбор налогов не достигал и уровня 50 % – налоговая служба показывала несостоятельность своего существования.

2. Политика экономического развития – считает актуальным и максимально учитывает не только свои потребности и интересы, но и интересы плательщика налогов. Такая политика обеспечивает благоприятный экономический климат. Налоговое бремя снижено, но и социальные программы уменьшены из-за снижения поступлений денег в казну.

3. Политика разумных налогов – характерна для современной РФ. Означает, что уровень налогообложения достаточно высок, но при этом имеется значительное число государственных социальных программ, существует реальная финансовая защита граждан [2, с. 47].

Интерес к налоговой политике в России возрос в связи со сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией, санкциями стран Запада и необходимостью подъема отечественного производства.

В результате экономических санкций, введенных ЕС и США против России, которые оказывают влияние не только на сферу производства, но и на экономику в целом, в том числе в сфере налогообложения, существенно понизились конкурентоспособность и устойчивость государства, в частности их результатом стала девальвация рубля, отток иностранного капитала, сокращение экспортируемых или импортируемых товаров и т.д. [6, с. 154].

Под действием санкций налоговая политика остается одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. В таких условиях правительство стремится к переориентации налоговой политики, созданию необходимых условий для привлечения иностранных инвесторов и поддержки развития предпринимательства в России и экспорта продукцию за рубеж.

Какой-либо масштабной реформы налоговой системы в РФ не планируется, а приоритетным направлением, как и ожидалось, станет повышение эффективности налоговой системы в условиях экономических санкций. Кроме того, актуальными остаются вопросы, связанные с корректировкой налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, акцизов, а также других видов налогов. Также за указанный период не предполагается ощутимого повышения налоговых нагрузок [6, с. 154].

Российская налоговая система развивалась в соответствии с целями бюджетно-налоговой политики, но приоритет всегда отдавался денежно-кредитному, а не налоговому регулированию экономики. Это привело к отсутствию на сегодня единой концепции бюджетно-налогового регулирования и прогнозирования последствий принимаемых в данной сфере решений и изменений.

Меры налогового регулирования, предлагаемые Правительством РФ, преследуют обычно благие цели, но носят фрагментарный, а иногда и противоречивый характер, поскольку не имеют системного подхода, а методология оценки их эффективности требует совершенствования. В условиях совершенствования экономической конъюнктуры государства, внедрения новых условий хозяйствования и развития рыночных отношений в РФ особое значение приобретают вопросы выявления имеющихся проблем, их устранение и разработка инструментов по совершенствованию налоговой политики.

В рамках государственного, регионального и местного бюджета формируется налоговая политика [1, с. 2].

Налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:

– разумное сочетание налогов, когда учитывается финансовое положение налогоплательщиков и их доходы;

– определение оптимального размера ставки налогов;

– использование налоговой системы, которая влияет на процессы инвестирования;

– обоснованное и эффективное разделение налогов по уровням государственного управления;

– актуальность, эффективность, ясность налогового законодательства;

– соответствие российской налоговой системы международному налоговому праву [4].

К основным задачам налоговых органов на современном этапе развития относятся следующие:

– контроль за соблюдением налогового законодательства;

– правильность исчисления, полнота и своевременность внесения в бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ;

– повышение качества налогового администрирования;

– повышение количества собираемости налогов;

– сокращение объемов задолженности налогоплательщиков перед государством;

– мобилизация доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала;

– создание новых рабочих мест;

– работа по легализации заработной платы и прибыли;

– добиться, чтобы каждое вновь создаваемое рабочее место в установленном законом порядке было оформлено и приносило доход в виде соответствующих налогов и сборов.

Налоговая политика государства должна быть направлена на создание общих условий хозяйствования для рыночного конкурентного сектора экономики.

Основными задачами налоговой или бюджетно-налоговой политики по отношению к субъектам хозяйствования являются:

– обеспечение стабильности условий хозяйствования, нейтрализация рыночных случайных отклонений;

– стимулирование структурных сдвигов в соответствии с заявленными целями, обеспечение бюджетно-налоговыми инструментами реализации государственной экономической политики;

– обеспечение надежного государственного спроса;

– создание общих условий хозяйствования, фиксация издержек на инфраструктурные услуги на минимальном уровне для обеспечения общей конкурентоспособности экономики.

Налоговая политика может быть одним из инструментов улучшения инвестиционного климата. Проектирование «дорожной карты» как комплекса мер по улучшению процедур ведения бизнеса. Результатами реализации дорожной карты должны быть:

– упрощение процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– уменьшение стоимости использования ККТ;

– поддержка экспорта промышленной продукции;

– сближение налогового и бухгалтерского учета.

Через налоговую политику государства Министерство финансов в основном пытается решить следующие основные задачи:

– поддержка инвестиций в создании нового производства для борьбы с кризисом и выводом прибыли через офшоры;

– поддержка инвестиций для стимулирования малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и экспортеров по обеспечению сбалансированности бюджетов различных уровней;

– усиление контроля за недобросовестными налогоплательщиками и поддержка добросовестных [7, с. 186].

К актуальным проблемам российской налоговой политики на макроэкономическом уровне относятся: неравномерное распределение налогового бремени между честным и уклоняющимся налогоплательщиком, наличие подходящего налогового режима для частных инвестиций в экономику государства, высокая нагрузка на фонд оплаты труда, отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферу.

К основным проблемам российской налоговой политики на микроэкономическом уровне относятся: запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, различия между налоговым и бухгалтерским стандартами, которые приводят к трудоемкости исчисления налогооблагаемой прибыли, множественность налогов [8, с. 364].

Приоритетными задачами налоговой политики в РФ выступают:

– создание стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость и сбалансированность, финансовую стабилизацию и сокращение темпов инфляции;

– создание налоговых стимулов для модернизации экономики и оживления инвестиционной активности;

– налоговая поддержка и стимулирование инновационной деятельности;

– повышение эффективности налоговой системы;

– обеспечение налоговой конкурентоспособности страны на мировой арене;

– налоговая поддержка отечественного производителя;

– налоговое стимулирование развития малого предпринимательства;

– налоговая поддержка условий ведения бизнеса на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири;

– налоговая поддержка функционирования созданной с 1 января 2015 г. свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

– деофшоризация российской экономики;

– сохранение моратория на увеличение налоговой нагрузки в течение 2017–2018 гг. [9, с. 36].

Путем взаимоотношений определяющих интересов государства и налогоплательщика может быть достигнута эффективная работа налогово-бюджетной политики: [3, с. 463].

1. Работа над системой специальных «упрощенных» налоговых режимов (будет расширен список возможных видов деятельности для ПСН, рассматривается вопрос о снижении ставок по УСН и ЕНВД).

2. В плане НДС возможно упрощение порядка начисления и вычета налога, уплаченного в составе аванса, также должно упроститься подтверждение обоснованности освобождения от уплаты НДС.

3. Планируются налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности, осуществляющим капитальные вложения.

4. Будет конкретизирован механизм проведения контроля за трансфертным ценообразованием (повышение суммового порога до 2–3 млрд руб. для признания сделки контролируемой).

5. Планируется увеличение акцизов на вина, электронные сигареты, индексация акцизов на табачную продукцию постепенно, равными шагами каждый год в период 2017–2018 гг.

6. Планируется к изменению порядок расчета пеней. Как ожидается, ставка будет зависеть от длительности просрочки и сможет достигнуть до 1/150 от ключевой ставки.

Налоговая политика на 2017 г. – это некий «поход навстречу» бизнесу, при этом она рассчитана как на некоторое послабление налогового администрирования, так и на увеличение нагрузки по некоторым сборам.

В современных условиях налоговая политика должна быть адекватной глобальным вызовам, и она должна играть основную роль в развитии импортозамещения, создавая благоприятные условия для подъема отечественной промышленности и повышения ее инвестиционной привлекательности. Финансовая безопасность России сегодня напрямую зависит от стабильности налогообложения и гибкости системы налогового регулирования. При выборе методов и инструментов налоговой политики целесообразно применять те из них, которые не приведут к дальнейшей макроэкономической дестабилизации и которые не придется отменять на этапе очередных экономических реформ.

Грамотно построенная налоговая политика будет способствовать преодолению кризиса и развитию российской экономики; снижение налоговых ставок, широкое применение льготных режимов и различных налоговых льгот могут привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет РФ.

Макроэкономическая стабильность и сбалансированность государственных финансов является результатом хорошо спланированной, последовательной и эффективной налоговой политики, в частности, эффективность же, в свою очередь налоговой политики значительно возрастает, когда она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой.

Из содержания статьи вытекает ряд выводов и предложений, суть которых состоит в том, что в современных условиях налоговая политика должна быть адекватной глобальным вызовам, и она должна играть основную роль в развитии импортозамещения, создавая благоприятные условия для подъема отечественной промышленности и повышения ее инвестиционной привлекательности. Финансовая безопасность России сегодня напрямую зависит от стабильности налогообложения и гибкости системы налогового регулирования. При выборе методов и инструментов такого регулирования целесообразно применять те из них, которые не приведут к дальнейшей макроэкономической дестабилизации и которые не придется отменять на этапе очередных экономических реформ.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

к.э.н., доцент Коваленко Галина Васильевна

студент группы НИН-СB 31 Беляева О.И.

Одним из основных инструментов государственного регулирования экономики является налоговая политика, содержание и цели которой зависят от политического строя и задач, стоящих перед государством. Именно по этим причинам задачей первостепенной важности является формирование концепции налоговой политики с точки зрения равновесия финансовых интересов хозяйствующих субъектов и государства. Главной задачей налоговой политики РФ является обеспечение финансовыми ресурсами государства, создание благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышение уровня жизни населения. Как отмечается в современных публикациях Беспалова М. «Налоговая политика на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов», Орловой О.Е. «Перспективы налоговой политики», Лермонтова Ю.М. «Об основных тенденциях развития налогового законодательства Российской Федерации», несмотря на уже имеющиеся достижения российской налоговой политики: снижение налоговой нагрузки на предпринимательство, упрощение налоговой системы страны через установление закрытого перечня налогов, сокращения числа налоговых баз и порядка уплаты конкретных налогов, на долгосрочный период налоговая политика страны еще полностью не сформирована.

Основными недостатками современной налоговой системы являются следующие:

  • нестабильность налоговой политики;
  • чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики;
  • отсутствие стимулов для развития малого и среднего предпри- нимательства;
  • чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета;
  • эффект инфляционного налогообложения, при котором никакого роста экономики не может быть в принципе;
  • перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
  • чрезмерный объем начислений на заработную плату. С заработной платы налоги взимаются автоматически в момент выплаты денег и никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется. А при получении налогов с фирм возникают трудности, связанные с разнообразными возможностями снижения облагаемой прибыли искусственным завышением издержек и использованием различных льгот, отсрочек, скидок и необходимых отчислений в различные фонды.
  • на микроуровне – расхождение между стандартами налогового и бухгалтерского учетов, что приводит к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налоооблагаемой прибыли.
  • уклонение от уплаты налогов юридическими лицами. В теневой экономике сосредоточен большой резерв для налогообложения, но укрытым от налогообложения капиталам даже при желании их владельцев сложно вернуться в легальную производственную сферу, так как внимание налоговых органов к источникам средств могут привлечь крупные инвестиции. По этой причине капитал, попавший в теневой оборот, так там и остается либо вывозится за границу. [1]

Еще одним негативным направлением налоговой политики является нездоровая ориентация налоговой системы на косвенные формы налогообложения, от которых в бюджет поступает до 70% всех налоговых поступлений. Косвенные налоги являются ценообразующим фактором, и, если они будут высокими, это приведет к сокращению платежеспособного спроса, а следовательно, и объема производства и потребления товаров и услуг, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Цена такой политики высока – инфляция, экономическая стагнация, рост цен на потребительские товары. [2]

Все эти проблемы нарушают систему доходов бюджета, серьезно влияют на инвестиционную привлекательность, ухудшают инновационное развитие. Поэтому необходимость налогового реформирования в нашей стране очевидна. И основная задача в данной ситуации – создание простой и стабильной налоговой системы. Следовательно, вносить каждый месяц изменения в налоговое законодательство недопустимо, необходимо накапливать необходимые дополнения и изменения, и вводить их с первого января следующего года. Усиление защищенности налогоплательщиков будет способствовать возврату в легальную сферу капиталов, находящихся в безналоговом обороте или вывезенных за границу. Должны быть удовлетворены интересы всех социальных слоев общества, имеющих большие различия в получаемых доходах – государственных служащих, работников, предпринимателей, пенсионеров, учащихся и других. Нестабильность и несовершенство налоговой системы России не может привлечь иностранные инвестиции в предприятия России, что так же отрицательно сказывается на экономической и социальной динамике общества. [3]

В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ в 2013 были определены приоритетные направления налоговой политики. В июне 2013 Министерство финансов разместило на своем сайте проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.Приоритеты налоговой политики остаются прежними – необходимость создания стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Основные цели налоговой политики – стимулирование инновационной деятельности и налоговой системы, а так же поддержка инвестиций.

В министерстве фмнансов, однако, отмечают, что достичь стабильности в условиях дефицита федерального бюджета будет трудно, что это возможно лишь при постепенном увеличении доходов. Достичь совершенствования налоговых доходов можно путем проведения широкомасштабных или частичных налоговых реформ, через изменение налоговой базы, отмену старых и введение новых налогов, изменение соотношения разных видов налогов.

С позиции реформирования налоговой политики планируется: во-первых, ежегодное повышение установленной ставки НДПИ на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного на период до 2015 года (в 2013 году —622 рубля, с 2014-го — до 700 рублей, с 2015-го — 788 рублей), во-вторых, постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть, в-третьих, предусматривается осуществление индексации ставок акцизов алкогольной и табачной продукции и планируется поэтапное повышение акцизов на данную продукцию, а так же на все классы автомобильного бензина и дизельного топлива с 2013 по 2015 год.

Еще одним направлением налоговой политики Российской Федерации является введение налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Облагаться будет только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности. Данный налог предполагается отнести к региональным налогам с передачей части поступающих сумм налоговых поступлений в местные бюджеты.

Действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов будет сохранена. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется. От налогообложения НДФЛ может быть освобожден ряд социально значимых выплат (компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, гранты Президента РФ, материальная помощь и др.).

В вопросе о налоговом стимулировании инвестиций предлагается только одна возможная мера - уточнение порядка восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10% в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении 5 лет с момента введения их в эксплуатацию.

Одним из источников дополнительных поступлений в бюджетную систему РФ так же будет совершенствование налогового администрирования. В числе планируемых изменений — предоставление налоговым органам дополнительных прав при проведении налоговых проверок и урегулирование процедур контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. [4]

Минфин РФ и ФНС РФ, формируя налоговую политику, ошибочно считают, что действующую систему налогообложения необходимо сохранить прежней, предполагая частично и постепенно вносить изменения в её блоки и подсистемы, при этом отношения собственности, технологическое состояние производства, оплата труда и т.п. остаются практически неименными. Вследствие этого через определенное время возникают новые проблемы в системе налогообложения.

Список использованной литературы

1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: Книжный мир, 2013

Налоговое администрирование — это одна из составляющей управления налоговой системой, в состав которой входит контроль соблюдения действующего законодательства в области налогообложения налогоплательщиками, контроль реализации и исполнения действующих нормативных и правовых налоговыми органами, а также организационное и методическое обеспечение контрольной деятельности.

Стоит отметить, что понятие налогового администрирования включает в себя качество функционирования налогового аппарата, способного в ходе осуществления деятельности функционирования как выявлять факты несовершенства законодательства в области налогообложения, так и стремиться соблюдать наиболее важные требования налогообложения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая политика России: проблемы и перспективы развития 450 руб.
  • Реферат Налоговая политика России: проблемы и перспективы развития 240 руб.
  • Контрольная работа Налоговая политика России: проблемы и перспективы развития 200 руб.

За всю историю функционирования отечественной налоговой системы сформирован конкретный механизм налогового администрирования.

На сегодняшний день основной задачей налогового администрирования является своевременное реагирование на всевозможные изменения как в национальной, так и мировой экономике, и налоговых правоотношениях.

В настоящее время можно наблюдать несовершенство отечественной системы налогообложения, а также существующие пробелы и проблемы системе напрямую оказывают негативное влияние как на развитие национальной экономики государства в целом, так и на деятельность отдельных хозяйствующих единиц и экономических субъектов, способствуя снижению уровня инвестиционной активности, что в большинстве случаев приводит к массовому уклонению от уплаты налогов и обязательных сборов, так называемому «бегству» капитала, сокрытию большей части доходов, существованию и расширению теневой экономики, следствием чего является снижение величины налоговых поступлений в бюджет государства.

Проблемы налоговой политики РФ

В настоящее время в отечественной налоговой системе можно отметить следующие проблемы:

  • на ежегодной основе качество выполнения камеральных налоговых проверок, при том, что число налогоплательщиков растет на постоянной основе. Данный факт свидетельствует о том, что в целом недостаточно развит механизм выбора объектов проверки, так как на постоянной основе изменяете как состояние экономики в целом, так и деятельность налогоплательщиков, а также совершенствоваться методы сокрытия и неуплаты доходов и стремительно развивается теневой бизнес;
  • проблемы правового характера. Как было отмечено ранее налоговое ориентировано, в первую очередь, на соблюдение действующего в области налогообложения законодательства всеми участниками налогового процесса. В настоящее время проблема проявляется в том, что российское налоговое законодательство недостаточно неустойчиво, а также запутанно и во многих моментах противоречит экономическим реалиям;
  • необходимость снижение документооборота Одним из методов снижения документооборота, что оказывающих положительное влияние на систему, является формирование по итогам выполненной налоговой проверки сразу акта, а не справки, которая выступает в качестве промежуточной документации, что позволит налоговым органами сократить затраты на осуществление налоговой проверки;
  • проблема «Фирм-однодневок», «Мест массовой регистрации», «Схемы с участием офшорных компаний». Зачастую юридические лица регистрируются на студентов, пенсионеров, безработных, лиц без определенного места жительства, после чего с помощью таких фирм осуществляется мошенническая деятельность;

Среди путей решения перечисленных выше проблем можно выделить следующие мероприятия:

  • выделение на постоянной основе финансовых ресурсов из государственного бюджета именно на цель закупки и обновления техники, информационных систем, программного обеспечения и ПК, которые отвечают самым современным требованиям безопасности;
  • разработка и внедрение каналов связи, которые бы позволили сохранить сведения во время обмена данными между органами власти и своевременно их получать;
  • закрепление зон ответственности за всеми органами власти за несвоевременное предоставление сведений и несение дисциплинарных взысканий в случае выявления нарушений;
  • закрепление на законодательном уровне дополнительного времени обработки информации налоговыми органами при постановке на учет для реализации мероприятий предпроверочного анализа учредителей, мест регистраций фирм, что позволит в значительной степени сократить число фирм-однодневок, с помощью которых осуществляется сокрытие доходов, минимизация налоговых платежей.

Причина некоторых проблем в значительной степени сведена к тому, что происходит неточное толкование законодательных и правовых документов, регламентирующих область налогообложение, связанное с трудностями терминологий введения в отечественную практику правовую систему иностранных правовых конструкций.

Перспективы развития налоговой политики

В качестве перспектив развития налоговой политики государства можно выделить следующие:

  • ориентация на прецеденты судебных разбирательств предыдущих периодов, дальнейшее внедрение и применение современных технологий работы, в частности и по отбору налогоплательщиков;
  • совершенствование структуры контакта и взаимоотношений налоговой инспекции и налогоплательщиков;
  • переподготовка и повышение квалификации работников налоговых служб с ориентацией на выстраивание более лояльных отношений с налогоплательщиками.

Система налогового администрирования должна быть максимально эффективной с точки зрения первостепенной цели любого государства, которую можно сформировать следующим образом: обеспечение необходимого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня затрат на исполнение налогового законодательства.

Сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, которое сочетает в себе интересы как государства, так налогоплательщиков, выступает в качестве наиболее важной составляющей преобразований в РФ.

Производственная эффективность (оптимальное использование наличных производственных ресурсов) достигается, когда каждый фактор производства вознаграждается в соответствии со своей предельной производительностью. При этом может возникнуть очень неравномерное распределение дохода и богатства. В реальном мире значительное личное богатство сосуществует рядом с гнетущей бедностью. Хотя этот результат может быть эффективным с точки зрения производства, простой здравый смысл подсказывает, что все люди имеют примерно одинаковые нужды и должны иметь возможность удовлетворять их. Справедливость, или честность, часто рассматривается как необходимое условие для сплоченности и стабильного существования общества. Однако справедливость и эффективность зачастую противоречат друг другу, создавая фундаментальную проблему выбора между справедливостью и эффективностью.

Принцип справедливости утверждает всеобщность налогообложения и равнонапряженность налогового бремени.

Существуют два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный. Принцип горизонтальной справедливости, или платежеспособности, предполагает, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины дохода налогоплательщика. Принцип вертикальной справедливости, или выгод, означает, что лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Каждый из принципов имеет преимущества и недостатки и, как правило, современные налоговые системы содержат элементы обоих подходов в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Для достижения справедливости налоговая политика государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями, с учетом существования среди них самых различных групп, объединяемых между собой по способности одинаково нести налоговое бремя. Система налогообложения должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам. Некоторые налоги должны быть направлены на финансирование определенных государственных нужд, и платить их должны лица, больше других получающие блага от государства.

Основным признаком справедливой налоговой системы являются льготы, представляющие собой определенные преимущества (освобождения, скидки, отсрочки и т.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей. Однако некоторые ученые настаивают на их максимальном сокращении, так как «льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других». Кроме того, льготы «становятся лишь одним из способов уклонения от уплаты налогов», часто приводят к «неэффективному использованию средств налогоплательщиков, усложняют технологию взимания налога».

Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение. При прогрессивной системе сокращение неравенства в экономическом положении плательщиков после выплаты налогов достигается посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообложения, но повышенная ставка применяется только к сумме, превышающей предельный уровень. Методика шедулярного налогообложения подразделяет облагаемые объекты, как правило, доходы, в зависимости от источника их поступления на разные группы - шедулы. К каждой шедуле применяются свои правила и размеры налогообложения.

С юридической точки зрения, принцип справедливости реализуется в установлении для налоговых органов и налогоплательщиков равных прав и равных возможностей при защите своих интересов [21].

Фактически существенная часть государственных расходов представляет собой перераспределение дохода. В некоторых странах доля трансфертных платежей в ВВП и в общих государственных расходах это самая большая статья государственного бюджета. Неудивительно, что в разных странах проблема выбора между справедливостью и эффективностью решается по-разному. Швеция и Нидерланды больше стремятся к справедливости, чем, например, Япония и США [8, с. 359].

Коэффициент Джини отражает неравенство распределения, измеряется через отношение величин со значением от 0 до 1. Коэффициент впервые вычислил итальянский статистик Коррадо Джини, который опубликовал свои выводы в 1912 году в итальянской газете «Разнообразие и изменчивость». Индекс Джини есть коэффициент Джини, выраженный в процентах. Если его величина равна 0, то наблюдается совершенное равенство доходов (каждый имеет равный доход), а если он равен 1, то мы наблюдаем совершенное неравенство доходов (один человек получает все доходы, а остальные не получают никаких доходов, то есть ведут натуральное хозяйство).

Хотя в большей части Европы коэффициент Джини колеблется между 0,24 и 0,36 (в бывших странах СЭВ коэффициент был равен 0,2-0,25), в США коэффициент Джини стал превышать величину 0,4 с конца 1980-х годов, указывая на всё большее неравенство американских граждан. Рост коэффициента Джини за последние тридцать лет в этой стране американцы объясняют падением максимальной ставки подоходного налога с 70% в 1960-х годах до 35% в 2000 году. Однако существует много других факторов, влияющих на коэффициент Джини, проявившихся в США за эти годы. Например, научно-технический прогресс ограничил рост числа рабочих мест на производстве в пользу роста числа рабочих мест в сфере услуг. Экономика США востребовала профессии, требующие более высокого уровня образования.

В 2004 году коэффициент Джини в США составлял 0,45 (2004), а в России в 2005 году - 0,4. В бедных странах (где величина ВВП на душу населения невелика) наблюдается разброс величин коэффициента Джини от 0,25 до 0,71. Например, в период 1950-2006 годов такие страны с большим ВВП, как Мексика и Бразилия, никогда не имели коэффициента Джини менее 0,5. В то же время в богатых странах коэффициент Джини ниже средней величины (около 0,4). В странах бывшего СЭВ в период 1950-1990 годов коэффициент Джини никогда не превышал 0,25. В Австралии, Британии и Канаде, например, с 1950 года коэффициент Джини всегда был близок к 0,3.

Главным преимуществом использования коэффициента Джини является то, что он показывает неравенство с помощью анализа соотношения, а не с помощью таких обобщённых непредставительных параметров как национальный доход на душу населения или ВВП на душу населения. Он может быть использован при сравнении распределения доходов между секторами экономики или между районами.

До тех пор пока советские экономисты руководствовались марксистской политической экономией, они не имели никакого представления о коэффициенте Джини. Да и не нужен он был, и так все знали, что в СССР имеет место приблизительное равенство в доходах - заработную плату всем работникам устанавливали согласно всесоюзному штатному расписанию. Все примерно представляли себе, сколько будут зарабатывать через двадцать или сорок лет.

По некоторым данным индекс Джини в разных странах был таким: Дания - 23,2% (2002), Швеция - 25% (2000), Германия - 28,3% (2000), Индия - 32,5% (2000), Канада - 33,1% (1998), Австралия - 35,2% (1994), Великобритания - 36,8% (1999), Россия - 40,5% (2005), Китай - 44% (2002), США - 45% (2004), Мексика - 54,6% (2000) и Бразилия - 56,7% (2006) [22].

В таблице 1 приведена динамика общего коэффициента неравенства для стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР.

Таблица 2 - Динамика налоговой общего коэффициента неравенства в некоторых странах с переходной экономикой

Коэффициент Джини

Примечание ― Источник: [23, с.141]

Однако опасность достижения большей справедливости состоит в ее дестимулирующем воздействии: люди более высоко оплачиваемого (вероятно, и более продуктивного) труда могут снизить свое усердие в ответ на тяжелое налоговое бремя, тогда как те, кто получает большую помощь от государства, могут посчитать, что работать усердно за скромное вознаграждение бессмысленно [8, с. 360].

Таким образом, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Налогам как относительно самостоятельной подсистеме сложной системы государственных финансов присущи фискальная, регулирующая (сдерживающая, стимулирующая, воспроизводственная), контрольная, социальная и перераспределительная функции. Длительная историческая практика налогообложения выработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. Налоговая политика представляет собой составную часть экономической политики государства, направленную на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы (объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции и др.). Для достижения справедливости налоговая политика государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями, с учетом существования среди них самых различных групп, объединяемых между собой по способности одинаково нести налоговое бремя. Система налогообложения должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения.

Читайте также: