Лучшая налоговая система в мире

Опубликовано: 10.05.2024


Зеленский считает, что только при Путине сможет остановить войну в Донбассе

У Кремля нет позиции по идее ФСИН использовать труд заключенных

Минюст хочет автоматически списывать штрафы за нарушения ПДД

Москалькова предложила амнистию для осужденных за преступления небольшой и средней тяжести

«Медузу» признали СМИ-иноагентом по заявлению члена ОНК

Путин заявил о попытках сдержать Россию путем пересмотров итогов Второй мировой войны

На севастопольских виноградниках построят коттеджный поселок

Прокуратура предъявила семерым медикам обвинения в смерти Марадоны

Экс-главу «ВСМПО-Ависма» будут судить за злоупотребление полномочиями

Совет ЕС одобрил въезд туристов, привитых разрешенными ЕМА и ВОЗ вакцинами

Apple считает неприемлемым уровень вредоносного ПО на Mac

Британские регуляторы одобрили слияние телеком-операторов Virgin Media и O2 на $38 млрд

Глава СПЧ поддержал идею использовать труд заключенных

Экспертизы текстов Моргенштерна дали разные результаты

МИД РФ допустил уточнение границы Армении и Азербайджана в двустороннем порядке

Подробно

Мировая упрощенка

Глобализация экономики и мировой финансовый кризис привели к тому, что налоговая политика перестала быть внутренним делом отдельных стран. Основной тренд уже определен: упрощение налоговых систем со значительным снижением количества налоговых льгот.

Почти все развитые страны с конца прошлого века выбрали путь широкомасштабных и многосторонних налоговых реформ, характерной чертой которых было снижение общего уровня налогов и изменение их структуры. Основная цель такого пути — стимулирование экономического роста и создание условий для внедрения инноваций.

В итоге главную тенденцию последних лет можно охарактеризовать как универсализацию и упрощение налоговых систем со значительным уменьшением количества налоговых льгот.

В первую очередь в ходе этих реформ уменьшались налоги на потребление, то есть непрямые налоги. Самыми быстрыми темпами уменьшалось количество акцизов. То же происходит с налогами на прибыль организаций. Также уменьшаются ставки на акцизы, отменяются льготы, пересматриваются условия налогообложения и т. п.

Сейчас налоговым системам крупнейших стран мира присущи некоторые общие черты: расширение налогообложения личных доходов, модернизация налогов на потребление, уменьшение влияния налогов на прибыль организаций, расширение средств коммуникаций с налогоплательщиками, непрестанный рост отчислений на социальное страхование.

Из-за постоянного поиска принципов оптимального налогообложения налицо тенденции к сближению налоговых систем европейских стран друг к другу. Однако при этом разные страны сталкиваются и с общими налоговыми проблемами. В частности, современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов.

В разных странах независимо от экономических, политических и социальных условий ведется постоянный поиск оптимальных вариантов в системе налогообложения.

Как считают многие экономисты Западной Европы, налоговая система оптимальна, если следует принципам:

расходы государства на содержание налоговой системы и затраты плательщика, связанные с процедурой уплаты, должны быть максимально низкими;

налоговый груз нельзя доводить до такого уровня, когда он начинает уменьшать экономическую активность плательщика;

процесс получения налогов нужно организовать таким образом, чтобы он в большей степени благодаря накоплению финансовых ресурсов способствовал реализации политики конъюнктуры и занятости;

этот процесс должен влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей справедливости:

при определении налоговой платежеспособности частных лиц следует требовать предоставления лишь минимума данных, касающихся личной жизни граждан, но при этом должен быть контроль не только за доходами, но и за расходами.

Чтобы делать выводы о налоговой системе России, объектами сравнения должны выступать налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким по содержанию к российскому. То есть содержать или нормативно зафиксированный, или реализуемый на практике достаточно сильный элемент федерации.

При этом следует учитывать, что эффективная налоговая система должна выполнять как минимум три основные функции:

формирование фискально-доходной части государственного бюджета;

Фискальная функция присуща всем налогам, без выполнения этой функции система налогообложения теряет всякий смысл. При формировании эффективной фискальной системы необходимо выполнение таких условий, как относительная простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильности, система препятствий на путях уклонения от уплаты тех или иных налогов. Налоговые системы зарубежных развитых стран указанную функцию выполняют достаточно успешно.

Социальная функция в самом общем виде направлена на соблюдение при налогообложении принципов социальной справедливости.

Производственно-стимулирующая функция требует от налоговой системы функционирования таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственно-экономической деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы.

Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах колеблются от 30% до 40%. Однако необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.

Налоговая система США предусматривает хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. Существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, имеющих небольшие доходы или осуществляющих строительство и обновление оборудования, определяют большие возможности выбора при расчете облагаемого дохода. Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений — все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах.

Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений, а также несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц.

Францию среди развитых стран отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального назначения. Налоговая система Франции является жесткой по отношению к физическим лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.

Для предприятий малого бизнеса установлены одни из самых высоких налогов и обязательных отчислений. В целом можно заключить, что налоговая система Франции по сравнению с налоговыми системами США и Великобритании является более жесткой по отношению к корпорациям и личным доходам граждан.

Налоговая система Японии обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все изменения как в экономической, так и социальной сферах. Она отличается умеренным уровнем налогового бремени (наиболее низкий уровень среди развитых стран: доля налогов в национальном доходе Японии — 26%, тогда как, например, в Великобритании — 40%, во Франции — 34%). В Японии у предприятий изымается около 50% прибыли. Негативное влияние такой фискальной направленности налогообложения прибыли здесь компенсируется проведением активной промышленной политики государства.

Швеция и Норвегия считаются странами с самыми высокими налоговыми ставками. Следствием жесткого налогового пресса в Швеции стало падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров, вывод ряда производств за пределы страны. Поэтому были серьезно снижены основные ставки налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги на личные доходы остались на достаточно высоком уровне.

Десять самых сложных налоговых систем мира

Десять самых удобных налоговых систем мира

Ставки налога на прибыль организаций все же остаются достаточно высокими. Так, в Германии она составляет 50%, в Италии — 46%, в Канаде — 44%, в США — 30%, во Франции — 39%, в Великобритании — 35%, в Российской Федерации — 18%.

Поэтому значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль. В США — примерно на 8%, в Англии — на 9%. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии, которая, по сути, является налогом на льготу, снижается примерно на 16%. Например, в Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль на 12%.

В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими налогами, как индивидуальный подоходный и косвенные налоги на потребление.

Наиболее эффективны в рассматриваемом аспекте налоговые системы США и Великобритании. Несмотря на определенные различия в системах налогообложения этих стран, умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.

В таких странах, как Германия, Франция ставки налога на прибыль корпораций колеблются в пределах 25-40%, а значение налоговых льгот не столь велико. В основном они используются для стимулирования создания новых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией в потреблении энергии, воды, а также для ускорения развития экономически отсталых регионов.

Наибольшая нагрузка на предприятия наблюдается в таких странах, как Швеция и Норвегия. Налоговые льготы здесь минимальны. Однако считается, что, хотя налоги и высоки, основная часть собранных средств возвращается населению в форме различных услуг.

Несмотря на то что современные налоговые системы развитых западноевропейских стран и США весьма различаются между собой, общим для них является то, что их преобразования проходили по принципу "лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений".

Наличие общих подходов в формировании налогообложения подтверждает, что разные страны сталкиваются с общими налоговыми проблемами. Например, в США уделяется большое внимание штрафным санкциям — в частности, существует комбинированный штраф за неуплату налогов: 5% от неуплаченной суммы плюс 50% от суммы, которую налогоплательщик получил бы в случае помещения этих денег в банк, исходя из стандартных банковских ставок.

Привязка размеров штрафа к результатам возможной капитализации укрытых от налогообложения доходов — надежное средство предотвратить ситуацию, когда налогоплательщику становится выгоднее не платить налог, а вложить "сэкономленные" средства в оборот и получить доходы, во много раз превышающие размеры штрафных санкций, установленных законом.

Таким образом, в отличие от России, в США невыгодно не платить налоги или от них укрываться. У нас же выгоднее заплатить штраф, чем платить налог.

Во Франции тоже есть свои отличия от России. В налоговом кодексе Франции существуют таблицы, позволяющие рассчитать предполагаемый доход налогоплательщика в зависимости от его образа жизни. Например, если гражданин имеет дом определенной кадастровой стоимости, то его доход примерно определяется как пятикратная сумма годовой арендной платы при сдаче дома в наем. При наличии домашнего работника считается, что доход плательщика составляет не менее 30 тыс. франков в год, при покупке нового автомобиля доход примерно равен 75% от стоимости автомобиля и т. д. Если налогоплательщик имеет и дом, и работника, и автомобиль, то соответствующие суммы складываются. Таким образом, налоговые органы сами устанавливают примерную сумму дохода лица в том случае, если гражданин не подал декларацию. В России контроль над расходами физических лиц не осуществляется.

Анализ многих национальных налоговых практик показывает, что им присущ жесткий налоговый контроль. Но при всей жесткости налогового контроля во Франции в этой стране принята "Хартия прав и обязанностей плательщика налога", которая предоставляет каждому плательщику существенно расширенный перечень гарантий, обеспеченных законодательными и нормативными актами, при проверке их налоговыми органами.

В США еще в 1988 году был принят специальный "Билль о правах плательщика". Этот документ направлен на защиту интересов тех налогоплательщиков, которые в связи с непомерными требованиями со стороны налоговых органов находятся перед необходимостью продажи своего жилья или семейного бизнеса. Правила, предусмотренные этим документом, не освобождают налогоплательщика от необходимости доказывать свою невиновность, однако они дают время, в течение которого он может обжаловать действия местных налоговых органов или погасить свою задолженность.

В 2010 году Россия оказалась на 131-м месте. Это связано с отменой ЕСН, ОПС и активным внедрением сдачи отчетности по ТКС. В 2011 году Россия уже на 105-м месте: внедрение информационных технологий стало одним из приоритетных направлений в деятельности ФНС России.

  • call8 800 201 30 89
  • roomРоссия



ТОП-5 стран с самыми простыми и самыми сложными налоговыми системами

Согласно новому отчету, подготовленному специалистами Всемирного Банка, МФК и PwC, по данным проекта «Уплата налогов 2012» (Paying Taxes 2012) за период с июня 2010 по май 2011 уплата налогов стала проще и менее затратная в 33 государствах. Наиболее распространенной налоговой реформой, проведенной в 23 государствах, стало введение и распространение онлайн систем, облегчающих выполнение налоговых обязательств. Процедуры электронного декларирования и платежей содействует снижению количества бумажной работы, способствуют проведению налоговых проверок и процедур более целенаправленно и на основе риск-ориентированного подхода, а также позволяют снизить уровень коррупции. В отчете оценка всех налогов и обязательных платежей, которые предприятия среднего размера должны уплатить в данном году. В частности, предметом анализа явились следующие налоги и платежи (сборы): налог на прибыль (доходы) с организаций, взносы на социальное страхование и налоги с фонда оплаты труда, уплачиваемые работодателем, налоги на имущество, налоги на передачу имущества (собственности), налог на дивиденды, налог на прирост капитала, налог на финансовые сделки, экологические налог, дорожные налог, налог на транспортные средства и другие налоги и сборы.

Самые простые и удобные налоговые системы

1. Мальдивы 3 налоговых платежа в год, общая ставка налога - 9.3%
2. Катар 3 налоговых платежа в год, общая ставка налога - 11,3%
3. Гонконг, Китай 3 налоговых платежа в год, общая ставка налога - 23,0%
4. Сингапур 5 налоговых платежей в год, общая ставка налога - 27,1%
5. Ирландия 8 налоговых платежей в год, общая ставка налога - 26,3%
6. Объединенные Арабские Эмираты 14 налоговых платежей в год, общая ставка налога - 14,1%
7. Саудовская Аравия 14 налоговых платежей в год, общая ставка налога - 14,5%
8. Оман 14 налоговых платежей в год, общая ставка налога - 22,0%
9 место разделили Кирибати 7 налоговых платежей в год, общая ставка налога - 31,8% и Маврикий 7 налоговых платежей, общая ставка налога - 25,0%
10. Канада 8 налоговых платежей, общая ставка налога - 28,8%
11. Кувейт 15 налоговых платежей, общая ставка налога - 15,5%
12. Бахрейн 25 налоговых платежей, общая ставка налога - 15,0%
13. Люксембург 23 налоговых платежей, общая ставка налога - 20,8%
14. Дания 10 налоговых платежей, общая ставка налога - 27,5%
15. Швейцария 19 налоговых платежей, общая ставка налога - 30,1%
16. Казахстан 7 налоговых платежей, общая ставка налога - 28,60%
17. Великобритания 8 налоговых платежей, общая ставка налога - 37,3%
18. Норвегия 4 налоговых платежа, общая ставка налога - 41,6%
19. Македония, Бывшая Югославская Республика 28 налоговых платежей, общая ставка налога -9,7%
20. Финляндия 8 налоговых платежей, общая ставка налога - 39,0%

Самые сложные налоговые системы в мире:

183. Венесуэла 70 налоговых платежей, общая ставка налога - 63,5% и 864 часа необходимо потратить на уплату и отчетность, (это 108 восьмичасовых рабочих дней).

182. Республика Конго 61 налоговых платежей, общая ставка налога - 65,9%, 606 часов.

181. Украина 135 налоговых платежей в год, и это абсолютный рекорд по этому показателю, общая ставка налога - 57,1%, 657 часов.

180 Чад 54 налоговых платежа в год, 732 часа, общая ставка налога - 65,4%

179. Боливия 42 налоговых платежа в год, 1080 часов (135 восьмичасовых рабочих дней)! общая ставка налога - 80,0%.

178. Гамбии 50 налоговых платежа в год, 376 часов, общая ставка налога - 283,5%

177. Центрально-Африканская Республика 54 налоговых платежа в год ,504 часа, общая ставка налога - 54,6%

176. Гвинея 56 платежей, 416 часов, ставка - 54,3%

175. Мавритания 37 платежей, 696 часов, ставка - 68,3%

174. Сенегал 59 платежей, 666 часов, ставка - 46,0%

173. Шри-Ланка 71 платеж 256 часов, ставка - 105,2%

172. Ямайка 72 платежа, 414 часов, ставка - 45,6%

171. Камерун 44 платежа, 654 часа, ставка - 49,1%

170. Бенин 55 платежа, 270 часов, ставка - 66,0%

169. Панама 53 платежа, 482 часа, ставка - 45,2%

168. Таджикистан 69 платежей, 224 часа, ставка - 84,5%

167. Экваториальная Гвинея 46 платежей 492 часа, ставка - 46,0%

166. Кения 41платеж, 393 часа, ставка - 49,6%

165. Конго 32 платежа, 336 часов, ставка - 339,7%

Рейтинг Беларуси в исследовании «Уплата налогов 2012» поднялся на 27 позиций: с 183 на 156 место, общая ставка – 62,8%, следом за ней идет Узбекистан с общей налоговой ставкой – 97,5%! Россия находится на 102 месте с общей ставкой налога - 46,9%. Грузия находится на 39 месте 4 платежа, общая ставка налога - 16,5%. Она отстает на две позиции от Кипра который находится на 37 месте, но там чуть выше общая ставка налога - 23,1% и количество налогов, но тратится значительно меньше времени на отчетность.

Средняя мировая Совокупная налоговая ставка (Total Tax Rate) для малых и средних предприятий в настоящее время составляет 44,8 процента от их коммерческой прибыли. Чтобы выполнить все налоговые обязательства, в среднем в течение года необходимо уплатить 28,5 платежей и затратить 277 часов.

Упростите свой бизнес - передайте бухучет на аутсорсинг! Задайте свои вопросы экспертам Бюро по телефону 8 800 707 87 02 прямо сейчас!

Фото с сайта escapemgz.com
Фото с сайта escapemgz.com

Многие европейские страны предлагают не только упрощенную и лояльную для бизнеса законодательную базу, но и оптимальные условия налогообложения.

Ирина Симонян, директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ, рассматривает несколько государств ЕС, на которые есть смысл обратить внимание предпринимателям.

Ирина Симонян
Ирина Симонян
директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ

Эстония

— Эстония известна доброжелательным отношением чиновников к бизнесу и развитой цифровой инфраструктурой. Практически все бизнес-процессы можно контролировать онлайн — регистрировать компанию, подавать отчеты, задавать вопросы государственным службам и др. Также привлекают умеренные цены на сопровождение бизнеса. Еще один бонус — возможность получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Отсутствует налог на нераспределенную прибыль. Налог на прибыль уплачивается только тогда, когда компания решила распределить дивиденды своим собственникам

Ставка корпоративного налога на распределенную прибыль составляет 20% (с 2020 года в некоторых случаях может применяться пониженная ставка в размере 14%)

Ставка НДС на некоторые товары и услуги составляет 0% и 9%. Стандартная ставка НДС — 20%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 60 странами мира, включая Беларусь и Украину.

Фото с сайта estonianworld.com

Фото с сайта estonianworld.com

Литва

Одна из самых близких к Беларуси европейских стран привлекает бизнесменов недорогой рабочей силой и относительно низкими налоговыми ставками. Процесс регистрации компании не требует больших временных и финансовых затрат. Преимуществом является и отсутствие языкового барьера — в стране распространен русский язык. Большинство бизнес-операций можно осуществлять онлайн.

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль — 15%. Льготная ставка в 5% предусмотрена для компаний, у которых не более 10 сотрудников и доход которых составляет не более € 300 тысяч в год

Стандартная ставка налога на дивиденды — 15%, но законодательством предусмотрен льготный режим для холдинговых компаний

Отсутствие валютного контроля

Нет налога на роялти и проценты

Стандартная ставка НДС — 21%, но к некоторым товарам и услугам применяются льготные ставки 9%, 5% или 0%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 56 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

Мальта

Многие компании регистрируются на Мальте из-за хорошей репутации страны, политической стабильности, отличного качества банковских услуг и, конечно, интересных условий для налогового планирования. Одной из самых выгодных схем для акционеров является создание на Мальте двухуровневой структуры, состоящей из холдинговой и дочерней компаний. Мальта также известна своими популярными программами получения ВНЖ и гражданства через инвестиции, что позволяет иностранным инвесторам стать полноправными резидентами или гражданами страны.

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль компании на Мальте составляет 35%. Однако большинство компаний используют систему так называемого условного начисления налога, которая позволяет в короткие сроки вернуть большую часть уплаченного налога при распределении дивидендов. Например, компания платит налог на прибыль по ставке 35%. Получатель дивидендов имеет право на возврат 30%, или 6/7, если бенефициарные владельцы этой компании не являются резидентами Мальты или резидентами без домицилия

Доход мальтийской компании, полученный в качестве дивидендов и прироста капитала от зарубежной компании, будет исключен из налогообложения на Мальте, если мальтийская компания имеет «квалифицированное участие» в зарубежной компании (применяются определенные критерии)

Мальтийская компания не несет валютных рисков, так как уплата налогов на прибыль, как и возврат, производится в той валюте, в которой она была получена

Договоры об избежании двойного налогообложения с 72 странами мира (Беларуси и Украины среди них нет).

Латвия

Еще одна прибалтийская страна является популярным направлением для регистрации бизнеса. Дело не только в географической близости, но и в простоте оформления компании и минимальных требованиях по наличию уставного капитала. Инвестиции в основной капитал предприятия в Латвии в размере от € 50 000 (при условии ежегодных налоговых выплат компании от € 40 000) позволят также получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Налог на нераспределенную прибыль — 0%. Налог на распределение прибыли (при выплате дивидендов) — 20%. Однако размер налога на дивиденды будет в первую очередь зависеть от резидентского статуса получателя

Микропредприятия платят фиксированный налог 15% (требование — оборот не выше € 40 000 в год). Они освобождаются от зарплатных налогов и подоходного налога

Налог на добавочную стоимость в Латвии составляет 21%, но для некоторых видов товаров и услуг — 12% и 5%. При совершении сделок внутри Евросоюза НДС составляет 0%. Нулевая ставка также действует для некоторых услуг, которые латвийская компания оказывает гражданам третьих стран

Договоры об избежании двойного налогообложения с 61 страной мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

После вступления в ЕС Кипр существенно изменил свою законодательную структуру, налоговую систему и правила по ведению отчетности, что превратило Кипр из офшора в низконалоговую юрисдикцию с хорошей репутацией. Членство Кипра в ЕС позволяет компании получить номер плательщика НДС, что открывает перспективы укрепления деловых связей и развития международной торговой деятельности со странами Евросоюза. Кипр, как и Мальта, позволяет получить ВНЖ и гражданство через инвестиции, что делает страну еще более привлекательной для инвесторов.

Фото с сайта taksi-kipr.com

Фото с сайта taksi-kipr.com

Налоговые преимущества:

Одна из самых низких ставок корпоративного налога в ЕС — 12,5%

Компания, зарегистрированная на Кипре, освобождается от уплаты налога на прибыль, если директором компании является нерезидент Кипра и компания не ведет свою деятельность на Кипре

Ставка НДС варьируется от 5% до 19%. Компания может быть освобождена от уплаты НДС, если предоставляет свои услуги и товары нерезидентам Кипра

В июле 2015 года на Кипре был введен статус «лицо без домицилия» (non-domiciled resident) в отношении физических и юридических лиц. Практически это означает, что лица, которые хотят переехать на Кипр и стать налоговыми резидентами Кипра, будут освобождены от подоходного налога и взноса в Фонд обороны в течение 17 лет после переезда на Кипр, если они получают только пассивный доход (например, дивиденды, роялти, проценты и т.д.)

Договоры об избежании двойного налогообложения с 65 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

На что обратить внимание при выборе юрисдикции

При выборе подходящей юрисдикции стоит рассматривать каждую конкретную ситуацию: вид деятельности компании, ее организационно-правовую форму, цель собственника, желание или нежелание становиться резидентом страны и многое другое:

Размер уставного капитала при регистрации компании

Ставка корпоративного налога и особые условия при распределении прибыли

Договор о двойном налогообложении с вашей страной

Условия для резидентов и нерезидентов

Защита активов компании

Налогообложение для физических лиц.

Ставка корпоративного налога в разных странах

Страна

Ставка корпоративного налога на 2019−2020, в %

С началом пандемии COVID-19 многие страны были вынуждены ввести временные изменения в свои налоговые системы. Столкнувшись с нехваткой доходов в результате экономического спада, правительства стран всерьез задумались о том, как наилучшим образом структурировать свои налоговые системы, чтобы способствовать привлечению новых инвестиций, восстановлению экономики и увеличению доходов. В этой статье разберем 10 систем налогообложения в мире, а также, ответим на вопрос — возможно ли жить и вести международный бизнес без уплаты налогов.

Как устроена международная система налогообложения?

Налогообложение — одно из ярких проявлений полномочий государственной власти. Оно существовало еще с самых ранних форм правления в истории: со времен Древнего Египта, когда фараоны взимали налоги в виде долей сельскохозяйственного производства и рабочей силы.

Налоги в Мире

Сегодня же правительствами стран, разработаны более сложные системы и процессы для определения того: кто облагается налогом, что облагается, налогом (налоговая база), сколько облагается налогов, какие личные условия налогоплательщиков следует учитывать. Ниже коротко разберем основные международные налоговые системы.

Предусматривает уплату налогов, независимо от того, где был получен доход. Эта система встречается гораздо реже, чем налогообложение по месту жительства. Фактически, США — одна из двух стран в мире, которая использует эту систему; другая страна — Эритрея. Единственным выходом избежать подачи годовой налоговой декларации и уплаты налогов в США — это отказаться от американского гражданства. Однако, такое решение, достаточно сложное и не каждый сможет его принять.

Эта система подразумевает уплату налогов по месту жительства с полученного дохода внутри страны. Выбирая эту систему важно заранее знать, как страна определяет налогового резидента, иногда налоговые ставки кардинально различаются для резидентов и нерезидентов. Поэтому планируя переезд либо регистрацию бизнеса за рубежом, заранее уточните все нюансы и возможные налоговые последствия.

Считается наиболее популярной. Территориальное налогообложение подразумевает обязательную уплату налогов с доходов, полученных исключительно на территории конкретной юрисдикции. При этом, иностранный доход юридически налогом не облагается.

Больше напоминает гибрид территориальной системы и системы налогообложения по месту проживания. В основе системы non-dom, лежит понятие домицилий, т.е. то место, где человек проживает, проводит большую часть своей жизни. Наличие статуса non-dom, обязывает иностранных лиц платить налоги только с ввозимой прибыли на территорию страны. Система non-dom больше ориентирована на лиц, желающих иммигрировать.

Есть ряд стран, где к их гражданам применяется нулевая налоговая ставка. Как правило, среди нулевых юрисдикций представлены небольшие островные государства либо страны богатые на нефть.

В любом случае, не стоит забывать, что отсутствие прямых налогов не означает, их абсолютное отсутствие. Обычно существует налог на добавленную стоимость (НДС) и во многих случаях очень высокие импортные пошлины, которые значительно влияют на стоимость жизни в рассматриваемых странах.

Но зная устройство и принципы международных систем налогообложения, владельцам компаний и состоятельным лицам, можно без ограничений использовать все преимущества налоговых льгот и стимулов.

В какую международную налоговую систему лучше всего эмигрировать?

Выбор лучшей налоговой системы в мире, зависит от конечных целей бизнеса либо частного лица. Например, для крупных и средних компаний, стоит выбирать страну с наиболее минимальной налоговой нагрузкой и несложной системой налогообложения.

Для фрилансеров и предпринимателей, которые не привязаны к какому-то определенному месту, существует гораздо больше возможностей. Независимо от конкретной налоговой системы, они могут выбрать юрисдикцию, в которой можно управлять бизнесом без налогов и каких-либо законодательных сложностей.

Под сложностями, мы подразумеваем наличие / отсутствие систем электронного документооборота, а также возможности электронного декларирования доходов и уплаты ежемесячных платежей.

Ниже представлены ТОП-10 стран, где работают простые и удобные налоговые системы.

ЮрисдикцияКоличество налоговых платежей в годОбщая ставка налога %
Катар311,3
Гонконг323
Сингапур527,1
Казахстан728,6
Мальдивы89,3
Канада828,8
ОАЭ1414,1
Кувейт1515,5
Швейцария1930,1
Люксембург2320,8

Можно ли жить без налогов в 2021 году?

Для каждого владельца компании либо состоятельного человека, вопрос о сохранности заработанного капитала и последующей его передачи будущим поколениям, достаточно серьезный, поскольку, системы налогообложения в странах СНГ, не идеальны.

Но с другой стороны, есть ряд государств, где система налогообложения минимальна либо равна нулю. Ниже приведем перечень стран, где отсутствует налог на прирост капитала:

Европейские страны — Швейцария, Монако, Бельгия, Новая Зеландия

Страны Карибского бассейна — Невис, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада

Азиатские страны — Гонконг, Сингапур, Малайзия

Чаще всего, состоятельные лица предпочитают регистрировать бизнес за рубежом, где присутствует лояльная налоговая система либо предпочитают инвестировать в программы альтернативного гражданства и уже на его основании использовать все налоговые льготы.

Чтобы уменьшить налоговое бремя и при этом не нарушить закон, рекомендуем заранее обращаться за помощью к экспертам по налоговому планированию. Самостоятельный подбор юрисдикции, юридической формы и структуры будущей компании, может привести к катастрофическим последствиям.

sign

по подбору зарубежных счетов для предпринимате-
лей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентов
с опытом 20+ лет.

по подбору зарубежных счетов для предпринимателей от экспертов по работе с международными банками и счетами для нерезидентов с опытом 20+ лет.

У каждого плательщика свои представления об оптимальной схеме налогообложения, преимуществах и особенностях. Эксперты в этом вопросе более единодушны: идеальной налоговой системы просто нет. Чтобы соответствовать такому определению, система должна полностью удовлетворять запросы многочисленных участников и не меняться со временем.

Аналитика показывает: любая система налогообложения в стране работает с ощутимым дисбалансом: государственный регулятор заинтересован в увеличении объема сборов, а представителям бизнеса и частным плательщикам хочется платить меньше. Выходит, лучшая налоговая система с точки зрения правительства никак не может быть таковой на взгляд участников рыночного процесса. И наоборот.

Также нужно учитывать, что в государственной системе налогообложения в той или иной степени присутствует дисбаланс в отношении разных уровней дохода, типов налогообложения. Льготы для приоритетных видов бизнеса, региональные и социальные послабления — все это надо брать в расчет. Отличные правила и размеры налоговых ставок в зависимости от уровня доходов приводят еще к одному перекосу: действующая система может быть выгодна плательщикам с доходом выше среднего и невыгодна малоимущим, или наоборот. Для оценки налоговой системы страны в целом, а также определения степени ее конкурентоспособности нужно понимать, соответствуют ли ее параметры стандартам и ожиданиям, имеющимся в обществе.

В числе требований, которым должна соответствовать хорошо отлаженная налоговая система, эксперты, проводящие глобальные исследования, отмечают:

  1. Эффективность.
  2. Предсказуемость.
  3. Стабильность.
  4. Понятность.
  5. Конкурентоспособность.

Система должна работать так, чтобы генерировать финансовый поток, достаточный для обеспечения государственных нужд (пополнение бюджета, покрытие обязательств). При этом уровень налогов ни в коем случае не должен наносить ущерб бизнесу и конкурентоспособности государства на мировом рынке.

С учетом этих требований можно сформулировать список характеристик сбалансированной налоговой системы:

  • Минимальный размер налогов для частных лиц и компаний.
  • Стабильное пополнение бюджета страны.
  • Соблюдение принципа справедливости для участников налогового процесса.
  • Конкурентоспособность в сравнении с другими странами.
  • Понятный, справедливый НК.

Как определить оптимальную для участников процесса налоговую систему с учетом перечисленных факторов? Эта задача практически не решаема. Поэтому настоящий обзор сфокусируется на оценке систем налогообложения с точки зрения удобства и выгодности для налогоплательщика.

Анализ мировых налоговых систем: какими их видят граждане?

Каждая система предполагает наличие видов налогообложения с различной общей суммой, которые условно можно поделить на личные и корпоративные. Сочетание этих двух групп — и есть государственная налоговая система. Кроме того, системы налогообложения в зависимости от структуры делят на три вида:

  1. Пропорциональная. Предполагает равные объемы налогообложения для всех, вне зависимости от уровня доходов.
  2. Прогрессивная. Предполагает рост налоговых ставок с ростом дохода.
  3. Регрессивная. Работает по обратному принципу: с ростом дохода налоговые ставки падают.

Жителям развитых стран привычны строгие многоуровневые принципы налогообложения. Суммарные ставки могут быть больше 50 %. Высокие государственные расходы диктуют условия: страны вынуждены ужесточать системы налогообложения, делая их некомфортными для плательщиков. Такой вариант нельзя назвать оптимальным с точки зрения граждан. Учитывая, что у каждого участника экономического процесса могут быть собственные стандарты и ожидания, такого понятия, как «идеальная налоговая система», равно отвечающая требованиям граждан и государства, быть просто не может. Но есть международные стандарты, которые позволяют условно поделить налоговые системы на привлекательные и непривлекательные.

В числе стран, чьи налоговые системы можно назвать оптимальными для компаний и частных лиц, можно отметить княжество Монако. Здесь вообще не существует налога на доходы физических лиц, что крайне выгодно для состоятельных людей. При этом в стране высокие цены и уровень жизни. Но для таких мягких условий нужен подтвержденный статус резидента. Для этого большую часть года нужно находиться в Монако (условие часто становится неприемлемым для тех, кто много путешествует). Кроме того, стоит понимать, что местная мягкая налоговая система применима только к личным доходам. Если у резидента Монако есть международный бизнес, его налогообложение происходит по другим правилам.

Для бизнеса оптимально подходят безналоговые корпоративные системы, которые действуют во многих офшорных юрисдикциях: в Панаме, Белизе, на Сейшельских островах и т. д. Любое предприятие, зарегистрированное в этих странах, не облагается налогами на корпоративный доход, от бизнесменов не требуют подачи деклараций, ограничиваясь поверхностным ежегодным аудитом. Но стоит учитывать, что такой режим применим только в отношении бизнеса, который ведется за пределами офшорной юрисдикции. Кроме того, для зарегистрированных в них компаний существует ряд ограничений. Офшорные системы привлекательны и часто выгодны, но назвать их лучшими в мире — нельзя.

Есть и конкретные показатели, которые используют для оценки эффективности налоговых систем. Один из них — ITCI (Индекс глобальной конкурентоспособности). Он составляется на основе более 40 параметров: простоты налоговой системы и ее структуры, размеров налоговых ставок, возможности облагать налогом прибыль, полученную за границей и т. д. Индекс считается отличным критерием при выборе налоговой гавани представителями международного бизнеса.

Крупные компании давно взяли за правило регулярно отслеживать изменения в действующих налоговых системах юрисдикций. Если какие-то обновленные параметры окажутся намного привлекательнее прежних, предприятие может быть быстро перерегистрировано. С развитием технологий и возможностей для коммуникации осуществить такого рода переход между юрисдикциями становится все проще.

Еще один источник информации об эффективности налоговых систем — ежегодный аналитический отчет PricewaterhouseCoopers (PWC). Он публикуется в открытом доступе, поэтому представителю бизнеса или просто налогоплательщику не составит труда найти последнюю версию этого документа в Сети.

  • Саудовская Аравия.
  • Гонконг.
  • Сингапур.

Почему эти страны? Обратимся к цифрам: в среднем в мире для подачи налоговой декларации и необходимых отчетов нужно 240 часов. При этом придется совершить больше 20 обязательных платежей. В некоторых странах потребуется 500 часов и больше 50 платежей. В ОАЭ на сдачу налоговой декларации нужно не больше 12 часов в год. Количество обязательных платежей при этом — 4. Налоговая система ОАЭ — четкая, простая, понятная. Здесь не облагаемый налогами доход может быть у юридических лиц, ведущих свои дела в стране и за ее пределами, а также — у частных налогоплательщиков, имеющих статус резидентов. В целом характеристики налоговой системы Объединенных Арабских Эмиратов — уникальны. Поэтому она входит в число самых привлекательных в мире.

Подбираем налоговую систему под конкретные запросы

Универсального решения этой задачи нет и быть не может. Возможность просто «платить меньше налогов» в определенной стране — не всегда решающий фактор при выборе. При выборе такого рода нужно учитывать ряд факторов:

Текущий статус плательщика: структуру доходов, связи в нынешней стране, готовность к переезду или переводу бизнеса.

  • Наличие финансовых элементов, которые можно реструктурировать.
  • Список преимуществ, в которых заинтересован плательщик.
  • Усилия и затраты, необходимые для организации изменений.
  • Юридические, финансовые и другие последствия личной или корпоративной реструктуризации.

Дубай: 5 причин выбрать эмират в качестве налоговой гавани

  1. У всех, кто хочет пользоваться преимуществами регрессивной налоговой системы, принятой в ОАЭ, есть возможность достичь желаемого через создание бизнеса или покупку недвижимости в эмирате.
  2. Нулевые ставки корпоративного налога. Дивиденды и репатриация прибыли также не облагаются.
  3. Личные доходы — свободны от налогообложения. Исключение — налог на доходы от аренды имущества в эмиратах (ставка — 5 %).
  4. Наследование или дарение активов в ОАЭ и за их пределами не облагается налогом.
  5. В эмиратах нет налога на глобальный доход от бизнеса, роялти, сдачи недвижимости, процентов по вкладам, дивидендов и т. д.

Единственный налог, который с 2018 года стал обязательным в ОАЭ, — НДС к товарам и услугам (5 %). И даже в этом случае есть исключения и варианты, как законно избежать необходимости платить НДС. Остальные показатели, а также оценка ITCI и PWC, явно говорят в пользу Объединенных Арабских Эмиратов как страны с одной из лучших налоговых систем мира.

Косвенные налоги и их влияние на выбор оптимальной системы

Почти в каждой стране есть этот вид сборов. Например, косвенные налоги включены в стоимость топлива, размер дорожных сборов, визовые и лицензионные платежи. В ОАЭ есть обязательные платежи при регистрации компаний, платные визы для сотрудников, а также — ощутимо дорогая связь, в стоимость которой включен и размер косвенных налогов. Так как в стране действует регрессивная шкала налогообложения, компании с большими доходами несут меньшие затраты на лицензии и подобные сборы в процентном соотношении.

О чем еще следует помнить при выборе налоговой системы

Стабильность и четкость регулирования — факторы, отличающие выгодные для плательщика условия. С этой точки зрения налоговая система ОАЭ также выигрывает: она проста и понятна для участника процесса. Налоговые декларации подают только компании, работающие с НДС. Остальные предприятия в конце года подают аудиторские отчеты, которые не несут за собой никаких финансовых обязательств. Стабильность налоговой системы эмиратов также на высоте. После введения пятипроцентного НДС изменений и обновлений не предвидится.

Личные и корпоративные налоги как часть единой системы

При выборе юрисдикции очень важно учитывать не только выгоды с точки зрения подходов к налогообложению предприятий и компаний. Сборы с личных доходов — не менее важный фактор. Налогоплательщики, живущие в Объединенных Арабских Эмиратах, не предоставляют декларации о доходах вообще. Личное налогообложение в Эмиратах — регрессивное и предполагает только косвенные затраты: оформление виз и т. д. Такие условия предлагают своим жителям немногие страны мира. При этом для ОАЭ действует множество соглашений об избежании двойного налогообложения, что делает положение резидентов эмиратов выгодным.

Информация обо всех действующих в ОАЭ налогах:

  1. Корпоративный. Ставка 0 % для всех предприятий (кроме банков и компаний нефтегазовой отрасли, работающих внутри страны).
  2. НДС. Ставка 5 % на доставку товаров и услуг на территории эмиратов. Для экспортирующих и импортирующих компаний НДС нет.
  3. Налог на наследство. Отсутствует.
  4. Налог на дарение. Отсутствует.
  5. Налог на имущество. Отсутствует.
  6. Подоходный налог. Отсутствует.
  7. Налог на дивиденды. Отсутствует.
  8. Налог на проценты по вкладам. Отсутствует.
  9. Налог на заработную плату. Отсутствует.
  10. Налог на доходы от аренды имущества (он же НДС) — 5 %.

Еще один фактор — взаимная удовлетворенность правительства и жителей страны. Регрессивная шкала выгодна для налогоплательщиков, и при этом положение дел устраивает госрегулятора. Бюджет страны тщательно сбалансирован и поддерживается за счет целого ряда альтернативных источников дохода. Примерно 30 % ВВП страны — нефть и газ. Также казну пополняет туризм. При этом экономика ОАЭ остается второй по величине после Саудовской Аравии среди стран Персидского залива.

В марте 2018 года правительство ОАЭ официально объявило, что в ближайшие три года в стране не будут повышаться косвенные налоги. Это позволит еще повысить экономическую конкурентоспособность эмиратов и их привлекательность как юрисдикции.

Налоговая система ОАЭ — уникальна. В ней сочетаются привлекательные для бизнеса условия и характеристики безналоговой зоны для частных лиц. Резидентство быстро оформляется с помощью инвестиций: покупки недвижимости или регистрации компании в ОАЭ.

Хотите зарегистрировать бизнес в ОАЭ? Планируете получить статус налогового резидента? Ищете способ действий? Свяжитесь с юридической компанией URVISTA и получите подробную консультацию.

Читайте также: