Изменения в налоговом кодексе украины 2021

Опубликовано: 15.05.2024

19 ноября 2020, 07:01

Налоги в 2021: придется ли украинцам платить больше

Накануне Нового года в Раде планируют принять налоговые изменения. Повысятся ли в результате этого налоги и для кого в первую очередь?

В материале 24 канала мы проанализировали законопроект №4101 о налоговых изменениях в 2021 году, который уже включили в повестку дня.

Налоги для ФЛП

Уплаты ЕСВ не избежать

В законопроекте предлагают обязать ФЛП (кроме упрощенцев) и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность и одновременно работающих на работе, платить ЕСВ (как предпринимателя) с суммы превышения доходов от предпринимательства над зарплатой.

Допустим человек работает бухгалтером и получает условно зарплату 10 тысяч гривен, с которой платит налоги он и его работодатель. Параллельно этот человек является ФЛП и получает в среднем 15 тысяч гривен, поэтому за разницу в 5 тысяч гривен (15 тысяч – 10 тысяч) придется уплатить ЕСВ на сумму 1 100 гривен от деятельности ФЛП.

Какие налоги будут платить ФЛП в 2021

Налоги для 1 группы ФЛП:

  • ЕСВ – 1 320 гривен (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 227 гривен (10% от прожиточного минимума).

Налоги для 2 группы ФЛП:

  • ЕСВ – 1 320 гривен (22% от минимальной зарплаты).
  • Единый налог – 1 200 гривен (20% от минимальной зарплаты).

Налоги для 3 группы ФЛП:

  • ЕСВ – 1 320 гривен (22% от минимальной зарплаты)
  • ​5% от дохода или 3% + НДС

Податки для ФОПів 2021

Налоги для ФЛП 2021 / Инфографика 24 канала

С 1 июля ЕСВ для всех вырастет до 1 430 гривен из-за повышения минимальной зарплаты.

Спящие ФЛП

Сроки списания задолженности по ЕСВ физическим лицам-предпринимателям, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность продлили до 1 марта 2021 года.

Мораторий на проверки отменят

Мораторий на проведение налоговых проверок и проверок по ЕСВ, который ввели на время карантина, могут отменить. Если раньше, его ввели с 18 марта до конца карантина, то теперь независимо от того, будет ли в 2021 карантин, проверки будут проводить.

Акцизы повысят

В законопроекте предусмотрели увеличение акциза на спирт и алкогольные напитки. Например, акциз на пиво предлагают увеличить с 2,78 гривны до 3,10 гривны, акциз на игристые вина – с 11,65 гривны до 13 гривен, а вина с 8,02 гривны до 8,95 гривны на литр продукта.

Также повысили наказание за нарушения. Если налогоплательщик не вовремя платит акцизный налог (через 15 дней после получения акцизных марок), то штраф составит 20% этого налога. Авторы законопроекта подсчитали, что таким образом можно привлечь в бюджет 3,9 миллиарда гривен.

Жидкости для электронных сигарет также с 1 января будут облагаться акцизом. Это касается новой продукции. Те, которые произвели или завезли до 2021, можно будет продать без акциза до 30 июня 2021 года.

Экологический налог

Экологический налог уплачивается с фактических объемов различных выбросов, сбросов, размещения отходов в окружающей среде. С 2021 его также могут повысить. К примеру, за выбросы двуокиси углерода могут собирать втрое более высокий налог – 30 гривен за тонну вместо 10 гривен. А в целом экологический налог вырастет на 11,6%.

Рентная плата возрастет

Рентную плату за специальное пользование недрами, водой, лесными ресурсами предлагают повысить на 12%. За пользование радиочастотным ресурсом – на 11,6%.

Налоги на недвижимость

Сейчас для отдельных категорий населения действуют льготы по налогу на недвижимое имущество, если его сдают в аренду, лизинг, ссуду и тому подобное. Если закон примут в действующей редакции, то эти льготы могут сузить.

Если ребенок-сирота или одинокая мать будет сдавать свою недвижимость в аренду, то он будет обязан платить налог на недвижимость с такого имущества. Это же касается общежитий, детских домов, МАФов, церквей и тому подобное.

Податки на нерухомість у 2021 зростуть

Налоги на недвижимость в 2021 вырастут / Unsplash

Размер налога на недвижимость

Украинцы платят налог на недвижимость за так называемые "лишние" квадратные метры.

  • квартиры площадью более 60 метров квадратных;
  • частные дома площадью более 120 метров квадратных;
  • квартира + дом общей площадью более 180 метров квадратных.

В 2021 году ставка налога на один квадратный метр не будет превышать 1,5% от минимальной зарплаты. Размер ставки зависит от местных властей, которые его и устанавливают.

В 2021 году будут платить налог за прошлый год, то есть по 2020. Соответствующая ставка налога будет рассчитываться от размера минимальной зарплаты по состоянию на 1 января 2020 года (4 723 гривны) и составит максимум 70 гривен 85 копеек за каждый "лишний" метр.

То есть владелец квартиры на 90 квадратных метров заплатит максимум 2 125 гривен за "лишние" 30 квадратов.

Если площадь квартиры больше 300 квадратных метров, а дома – более 500, то сумма налога увеличивается на 25 тысяч гривен за каждый такой объект (так называемый "налог на роскошь").

Транспортный налог

Предлагают уменьшить порог налогообложения с 375 минимальных зарплат до 200.

Это будет означать, что с 2021 года владельцы автомобилей дороже 1,2 миллиона гривен будут обязаны платить транспортный налог ежегодно в размере 25 тысяч гривен.

Більше автомобілів підпадуть під податок на розкіш у 2021

Больше автомобилей подпадут под налог на роскошь в 2021 / Unsplash

Интересно, что это будет касаться не только новых автомобилей, а закон будет иметь обратное действие. То есть человек, который в прошлом году купил автомобиль за 1,4 миллиона гривен, теперь также будет платить налог на роскошь.

Какие автомобили подпадут под новый налог

Критикуют нововведения из-за того, что под налог будут подпадать не только автомобили класса luxury, но и высшего среднего класса.

Ежегодно до 1 февраля Минэкономики на своем сайте размещают перечень авто, подпадающих под транспортный налог. Сейчас таких 213 моделей. К ним относятся Audi SQ8, BMW X5 M50d, Chevrolet Corvette, Lamborghini Aventador, Mercedes-Benz G63 AMG, Porsche Panamera и Tesla Model S.

Если законопроект примут, то он может распространиться и на такие модели как BMW X1, Toyota RAV 4, Hundai Santa Fe и др.

Авторы законопроекта объясняют необходимость уменьшения порога налогообложения тем, что все меньше автомобилей подпадают под этот налог. Однако цифры свидетельствуют о другом. Владельцы элитных авто уплатили в местные бюджеты 97,2 миллиона гривен транспортного налога в течение января – июля этого года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года сумма выросла на 55,2 миллиона гривен или более чем в 2,3 раза, пишет Gazeta ua.

Контроль за уплатой налогов

Обратят внимание, что в следующем году хотят расширить полномочия контролирующих органов, например в получении информации относительно банковских счетов налогоплательщиков. Фактически налоговики получат доступ к банковской тайне должников и по решению суда смогут требовать информацию о состоянии счетов, движении средств и тому подобное.

Почему повышают налоги

Резкое повышение минимальной зарплаты, расходы на инфраструктуру и пиковые выплаты по долговым обязательствам заставляют искать дополнительные поступления в бюджет. Согласно госбюджету-2021, который пока приняли в первом чтении, дефицит бюджета составит 270 миллиардов гривен при том, что доходы увеличатся на 5,1%.

Откуда берутся доходы бюджета? В основном это налоги. Из-за девальвации гривны, повышения "минималки", к которой привязаны ЕСВ и другие налоги, а также поднятия самих ставок налогов, поступления в бюджет возрастут.

30 марта Верховная Рада приняла за основу пакет законопроектов относительно добровольного декларирования украинцами имущества и уплаты единовременного сбора с 1 июля 2021 по 1 июля 2022 года.

30 марта Верховная Рада приняла за основу пакет законопроектов относительно добровольного декларирования украинцами имущества и уплаты единовременного сбора с 1 июля 2021 по 1 июля 2022 года.

30 марта Верховная Рада приняла за основу пакет законопроектов относительно добровольного декларирования украинцами имущества и уплаты единовременного сбора с 1 июля 2021 по 1 июля 2022 года.

Что одобрили депутаты

Законопроект № 5153 — изменения в Налоговый кодекс. «За» 245 народных депутатов.

№ 5154 — изменения в Бюджетный кодекс поддержало 249 депутатов.

№ 5155 — изменения в валютное законодательство поддержало 249 депутатов.

№ 5156 — изменения в Уголовный и другие кодексы для стимулирования детенизации доходов и повышение налоговой культуры граждан путем введения добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет. За 252 депутата.

Кто может воспользоваться налоговой амнистией

Субъектами декларирования могут быть:

  • физические лица — резиденты, в том числе самозанятые лица,
  • физические лица, не являющиеся резидентами Украины, но которые были резидентами на момент получения объектов декларирования или на момент начисления (получения) доходов.

Каким будет порядок декларирования

Декларирование предусмотрено в рамках добровольной подачи в орган ГНС одноразовой (специальной) добровольной декларации, в электронной форме, в порядке и по форме, которая будет утверждена Министерством финансов Украины.

В какие сроки возможно декларировать и за какие налоговые периоды

Для декларирования в рамках налоговой амнистии законопроектами установлен срок с 1 июля 2021 до 1 июля 2022 (до 1 июля 2023 согласно законопроекту 5153−3).

Декларированию подлежат активы, полученные в течение любого из налоговых периодов, имевших место до 1 января 2021 года.

Какие активы не требуют декларирования

Согласно законопроектам не требуют декларирования и считается, что налоги в полной мере были уплачены физическими лицами из следующих активов:

  • активы, стоимостью до 400 тыс. грн (по законопроекту № 5153−2 — до 1 млн грн), кроме тех, о которых говорится ниже,
  • недвижимость или имущественные права на нее (квартира площадью до 120 кв. м.; жилой дом площадью до 240 кв. м. или незавершенное строительство, при условии права собственности на земельный участок на момент окончания срока декларирования);
  • нежилая недвижимость (в том числе незавершенная) некоммерческого назначения до 60 кв. м .;
  • земельные участки в пределах нормативов бесплатной приватизации;
  • одно транспортное средство, которое есть в реестре ТС (по некоторым исключениям).

Напомним

В феврале президент Владимир Зеленский зарегистрировал в парламенте пакет законопроектов о налоговой амнистии.

Комментарии - 45

====Декларированию подлежат активы, полученные в течение любого из налоговых периодов, имевших место до 1 января 2021 года.
====Согласно законопроектам не требуют декларирования и считается, что налоги в полной мере были уплачены физическими лицами из следующих активов:

Ох как класно редакция Минфина переврала то что было вчера сказано специалистами
https://minfin.com.ua/2021/03/30/62103077/

Чего потом удивляться что люди верят во всякие сказки про 5% с любого банковского счёта, если ФИНАНСОВЫЙ сайт допускает такие вот вольности в редакционном материале.

В законе четко сказано что декларированию подлежат только активы которые были приобретены с помощью доходов с которых не был уплачен подоходный налог или сами эти доходы если они находятся на счетах в банках.

У вас эта деталь «ой, потерялась» и из текста следует что надо декларировать всё, даже то с чего налог уже был уплачен, а потом со всего задекларированного ещё заплатить налог, ПОВТОРНО.

А мне кажется, что тут вы неправильно поняли. Если там сказано именно так, как у вас в цитате, то могу предположить, что:
1) есть доходы, с которых не был уплачен подоходный налог и они находятся на счету в банке — надо декларировать
2) есть активы, которые были приобретены с помощью доходов из пункта 1 — так же надо декларировать

Не вижу где здесь можно пропихнуть доходы, с которых был уплачен налог.

====Не вижу где здесь можно пропихнуть доходы, с которых был уплачен налог.

Вот тут: «Декларированию подлежат активы, полученные в течение любого из налоговых периодов, имевших место до 1 января 2021 года.» Вы тут видите слова «с которых не был уплачен налог«? И я не вижую. Значит автор текст говорит о любых доходах полученных до 1 января 2021 года, в том числе и тех с которых налог уже уплачен.

====. Если там сказано именно так, как у вас в цитате, то могу предположить, что:

Там это где?

Наверно, в комментарии, на который я отвечал?

«В законе четко сказано что декларированию подлежат только активы которые были приобретены с помощью доходов с которых не был уплачен подоходный налог или сами эти доходы если они находятся на счетах в банках.»

===Наверно, в комментарии, на который я отвечал?

Наверное что?

Мой комментарий был написан к новости. В новости нет ни слова о неуплаченных налогах.

===Кажется, я понял где вы неправильно истолковали статью: фраза, что декларированию подлежат все активы до 1 января 2021 года не означает, что остальные условия внезапно куда-то исчезли.

Это я знаю что условия есть, потому что я одни из миллионов кто прочитал закон. А миллионы закон не читали и не знают ни о каких условиях.

===Это всего лишь значит, что все остальные условия для активов применяются только для данного периода.

Чтобы условия применялись они должны быть озвучены. Условия не озвучены — значит по мнению читателя новости никаких условий нет.

Да, ошибка в статье в том, что прямо не указан основной пункт, где озвучивается, что активы, с которых был уплачен налог так же не подпадают под декларирование, но, если уже рассматривать добуквенно, то во фразе «не требуют декларирования и считается, что налоги в полной мере были уплачены физическими лицами из следующих активов» можно найти упоминание об этом, то есть «считается» — значит нет никаких объективных доказательств того, что налог таки уплачен.

Так что признаю, я невнимательно прочитал ваш комментарий. А статья написана не совсем юридическим языком, так как в ней присутствуют почти «само собой разумеющиеся» пункты.

https://youtu.be/ZDELdVMHICw
https://www.dw.com/uk/verkhovna-rada-pidtrymala-podatkovu-amnistiiu-vid-zelenskoho/a-57053775
https://youtu.be/atCjB1I6gVI

«Может увеличить пропасть между богатыми и бедными»: что не так с налоговой амнистией от Зеленского.
«Касаемо норм безусловной налоговой амнистии, они вообще не понятно по каким критериям определялись. После этой кампании декларирования все, кто имеет в собственности одну квартиру более 120 кв. м или один дом более 250 кв. м, или две квартиры любой площади, или более одного транспортного средства, другие активы более 400 тысяч гривен и т. д., попадут в зону риска», — подчеркнула Южанина.
Она также добавила, что к таким людям придут налоговые органы, имеющие налоговую информацию только с 1998 года.

«И попробуйте тогда доказать, что на приобретение этих активов вы всю жизнь откладывали из официальной зарплаты, которая уже облагается налогом и не должны платить дополнительно еще 5% только потому, что так захотелось законодателям», — отметила нардеп.

По ее словам, подавляющее большинство экспертов отмечали эти риски, а также замечали, что оффшорные доходы уже амнистированы.

«Законами № 786 и № 1117, принятыми монобольшинством, предусмотрены: не включаются в налогооблагаемый доход физического лица за 2020, 2021 доходы в денежной или иной имущественной форме, полученные в результате ликвидации, прекращении иностранного юридического лица или иностранного образования без статуса юридического лица налогоплательщиком. Все доходы, которые будут получены из оффшоров, будут легализованы под 0%», — заявила Южанина.
Это значит, что «уже одна налоговая амнистия от Зеленского, по которой бюджет недополучит огромную сумму средств, произошла». По ее словам принимать эту налоговую амнистию опасно.

Напомним, что Верховная Рада Украины поддержала в первом чтении пакет президентских законопроектов, предусматривающий введение налоговой амнистии капиталов продолжительностью 1 год. Детальнее об этом — в материале.

====Я так понимаю на текущий момент, чтобы ими возпользоваться необходимо будет еще раз налог заплатить

Из чего следует такой дивный вывод?

Получение наследства уже давным давно регулируется налоговым кодексом. Обсуждаемая тут налоговая амнистия никаким боком не затрагивает наследство: если ты родственник первой или второй линии родства то ты не платишь ничего, если ты более дальний родственник то ты платишь налог. Это правило работает и сейчас, будет работать во время амнистии и после амнистии.

===Это все понятно, каким образом доказать, что это деньги (наличные), которые остались от умершего — наследство?

А они каким образом попадают наследнику? Если через вступление в наследство и сумма указанна в завещании или это пенсия скопившаяся на банковском счету — то в чём вопрос?

Если же умерший просто складывал деньги в конвертик в ящике с постельным бельём то наследник молча забирает деньги и никому ничего не доказывает. Если наследника сильно волнует юридическая сторона вопроса или сумма несколько миллионов долларов в алмазах — можно обратиться к нотариусу, пригласить его в дом умершего где он при свидетелях оформит что наследник получил от умершего данное наследство. Детали расскажет сам нотариус. Нотариусу заплатить придётся, а за наследство нет.

===Если за эти деньги хочеться, например, купить недвижимость, хотя бы за 1млн.грн., то юридическая сторона не то, что волнует, без этого прямо недвижимость не купишь, выдумывать прийдется, но не считаю это нормальным.

Пусть наследник скажет «спасибо» умершему за то что тому было лень оформить наследство. Ну или себе если зная о наследстве поленился уговорить умершего положить деньги в банк или составить завещание.

В любом случае это не имеет никакого отношения к обсуждаемой налоговой амнистии и есил кто-то уже получил такое наследство и хочет купить себе дом то у него и сейчас возникнут проблемы с доказыванием происхождения денег.

Причем проблемы могут возникнуть даже если денег всего 100 тысяч, сумма тут не так важна. Тут на сайте есть отзывы по Монобанку в которых проблемы возникают даже при суммах в несколько тысяч гривен.

Зачем декларировать и платить налог если можно не декларировать и не платить налог?

Вместе с амнистией не вводится нулевая декларация для всех, тоесть амнистия только для тех у кого совесть или кому надо легализовать то что было получено не совсем легально. Обсуждаемый миллион, тем более если на него уже будет куплен дом — явно не те деньги за которые стоит переживать.

1 января 2021 вступили в силу некоторые положения Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» №466-ІХ. Среди них и нормы, касающиеся проведения в 2021 проверок соблюдения налогового законодательства. // 13.01.2021


Основания проведения внеплановых документальных проверок

В 2021 году документальная внеплановая проверка осуществляется, в том числе, по таким основаниям, как:

  • представление налогоплательщиком в установленном порядке контролирующему органу возражения к акту проверки;
  • или жалобы на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, -

в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки.

Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.

Приказ о проведении документальной внеплановой проверки по основаниям, указанным в настоящем подпункте, выдается:

  • в случае рассмотрения возражения к акту проверки, - контролирующим органом, который проводил проверку;
  • при проведении процедуры административного обжалования - контролирующим органом высшего уровня, который рассматривает жалобу налогоплательщика.

Новые требования к уведомлениям-решениям и Единый реестр

Контролирующий орган будет вести реестр выданных налоговых уведомлений-решений в отношении налогоплательщиков.

В Едином реестре налоговых уведомлений-решений контролирующих органов, направленных (врученных) налогоплательщикам, содержится информация про:

  1. даты составления, направления (вручения) и получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения;
  2. дату отзыва или изменения налогового уведомления-решения;
  3. определенную сумму (начисления / уменьшения) денежного обязательства;
  4. состояние согласования обязательства;
  5. сроки уплаты сумм;
  6. возникновение налогового долга налогоплательщика, дату и номер налогового требования;
  7. обжалование налогового уведомления-решения в административном или судебном порядке.

В Едином реестре налоговых уведомлений-решений контролирующих органов, направленных (врученных) налогоплательщикам, может содержаться другая информация.

Кроме того, в случае если налоговое уведомление-решение принято по результатам документальной проверки и является процессуальным основанием для привлечения лица к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения, оно дополнительно должно содержать:

  1. обоснованное основание для определения (начисления / уменьшения) денежного обязательства и / или налогового обязательства, которое должен уплатить налогоплательщик с указанием информации о:
    • обстоятельствах совершенных правонарушений, которые отражены в акте проверки, а также установленных при рассмотрении представленных налогоплательщиком письменных объяснений и их документального подтверждения (в частности относительно обстоятельств, касающихся события правонарушения, и принятых налогоплательщиком мер по соблюдению правил и норм законодательства, со ссылкой на документы и другие фактические данные, подтверждающие указанные обстоятельства)
    • периода (календарный день или месяц, квартал, полугодие, три квартала, год) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, при осуществлении которого совершены эти нарушения;
    • расчета суммы налогового обязательства, которую должен уплатить плательщик налогов и / или уменьшения бюджетного возмещения и / или уменьшения отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость и / или уменьшения суммы налога на доходы физических лиц, задекларированной к возврату из бюджета при использовании права на налоговую скидку, и / или занижение или завышение суммы налоговых обязательств, заявленной в налоговой декларации, или суммы налогового кредита, заявленной в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;
    • в случае если проверкой выявлены факты занижения (неначисления и / или неудержания) налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, налоговых обязательств - дополнительно указывается предельный срок уплаты таких налоговых обязательств, в том числе за соответствующие налоговые (отчетные) периоды, по которым выявлено такое занижение (неначисление и / или неудержание);
    • предоставление или непредоставление налогоплательщиком возражений, письменных объяснений и дополнительных документов, в частности относительно обстоятельств выявленных нарушений, предоставленной налогоплательщиком информации, что опровергает наличие его вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности;
    • нормативного основания - ссылка на норму Кодекса и / или другого закона, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы, в соответствии с которой был произведен расчет или перерасчет денежных обязательств налогоплательщика;
  2. ссылка на акт документальной проверки;
  3. детальный расчет штрафных санкций (финансовых санкций, штрафов), в том числе штрафных санкций или пени за нарушение другого законодательства, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы, а также ссылки на нормы Кодекса и / или другого законодательства, согласно которому был сделан такой расчет ;
  4. информацию о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или освобождающих от финансовой ответственности.

Концепция вины налогоплательщика и основания привлечения к ответственности

Согласно новой редакции статьи 109 Налогового Кодекса Украины налоговым правонарушением является противоправное, виновное (в случаях, прямо предусмотренных этим Кодексом) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика (в том числе лиц, приравненных к нему), контролирующих органов и / или их должностных (служебных) лиц, других субъектов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Деяния считаются совершенными умышленно, если существуют доказанные контролирующим органом обстоятельства, свидетельствующие, что налогоплательщик нарочно, целенаправленно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме как неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Кодексом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Лицо может быть привлечено к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии в ее деянии (действии или бездействии) вины, кроме случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом. В то же время, контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины.

Лицо считается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, однако не приняло достаточных мер по их соблюдению.

Принятые налогоплательщиком меры по соблюдению правил и норм налогового законодательства считаются достаточными, если контролирующий орган не докажет, что, совершая определенные действия или допуская бездействие, за которые предусмотрена ответственность, налогоплательщик действовал глупо, недобросовестно и без должной осмотрительности.

При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа составляет 50 процентов от размера, установленного соответствующей статьей Налогового Кодекса.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность лица за совершение правонарушений, относятся:

  • совершение деяния под влиянием угрозы, принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • совершение деяния при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • самостоятельное сообщение налогоплательщиком про совершенное им правонарушение.

Контролирующий орган может признать обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, также и другие обстоятельства.

Заметьте: налогоплательщик освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства в случае совершения деяния (действия или бездействия) лицом, действующим в соответствии с индивидуальной налоговой консультацией, предоставленной такому налогоплательщику в бумажной или электронной форме, при условии, что такая консультация зарегистрирована в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций, или обобщающей налоговой консультацией и / или заключением объединенной палаты, Большой палаты Верховного Суда по применению нормы права, от которого в дальнейшем было отступлено.

Ответственность контролирующего органа и его должностных лиц

Контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений должностными (служебными) лицами таких контролирующих органов.

Лицо, чьи права и / или законные интересы нарушены, имеет право на возмещение вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, признаваемых налоговыми правонарушениями, возмещается в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством о возмещении вреда.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, может включать:

  • стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества налогоплательщика, определенную в соответствии с требованиями законодательства;
  • дополнительные расходы, понесенные налогоплательщиком в результате противоправных решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (штрафные санкции, уплаченные контрагентам налогоплательщика, стоимость дополнительных работ, услуг, дополнительно израсходованных материалов и т.п.);
  • документально подтвержденные расходы, связанные с административным и / или судебным обжалованием (кроме сумм, подлежащих возмещению в порядке распределения судебных расходов по процессуальному законодательству) незаконных (противоправных) решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (юридическое сопровождение, не связанное с защитой, предоставленной адвокатом, командировки работников или представителей налогоплательщика, привлечение экспертов, получение необходимых доказательств, изготовление копий документов и т.д.). Сумма такого возмещения не должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января календарного года, в котором принимается соответствующее судебное решение или решение другого органа, в предусмотренных законом случаях.

Вред, причиненный налогоплательщику вследствие налогового правонарушения контролирующего органа, возмещается по решению суда.

Лицо, чьи права нарушены, вправе заявить требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц в размере одной минимальной заработной платы, установленной на дату признания таких решений, действий или бездействия незаконными в порядке, предусмотренном законодательством. В таком случае доказыванию подлежит только противоправность решений, действий или бездействия в отношении лица. Налоговые нарушения, возмещение вреда за совершение которых допускается вследствие доказывания лишь факта его совершения предусмотрены п.128.2 ст.128 НКУ.

Новые условия начисления пени

Начисление пени начинается:

  1. при начислении контролирующим органом налогового обязательства в установленных настоящим Кодексом случаях, не связанных с проведением проверки, или при начислении контролирующим органом денежного обязательства, определенного по результатам проверки - начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком такого обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении;
  2. при начислении контролирующим органом по результатам проверки налогового обязательства и / или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, в случае выявления его занижения - на сумму такого занижения, начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком этого обязательства за соответствующий налоговый (отчетный) период, в отношении которого выявлено занижение, и за весь период занижения (в том числе за период административного и / или судебного обжалования)
  3. при начислении суммы денежного обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со статьей 50 Налогового Кодекса, - по истечении 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.
  4. при выявлении контролирующим органом по результатам проверки занижения налоговым агентом налогового обязательства при начислении (выплате) налогооблагаемого дохода в пользу нерезидентов или других налогоплательщиков и / или несвоевременной уплаты, неуплаты (неперечисления) налоговым агентом удержанных (начисленных) налогов до или во время выплаты налогооблагаемого дохода в пользу нерезидента или иного налогоплательщика - начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налоговым агентом суммы налогового обязательства;
  5. в случае несвоевременного возврата излишне / ошибочно уплаченных платежей, а также несвоевременного возмещения сумм налога на добавленную стоимость - начиная с первого дня, следующего за последним днем ​​предельного срока возврата таких средств.







18.01.2021 – 31.01.2021, № 03-04 (568)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Изменения для ФЛП в 2021 году: ЕСВ, единый налог, РРО

С 1 января 2021 года для частных предпринимателей меняется ряд показателей, которые являются базовыми при исчислении ЕСВ и единого налога или определяют возможность ФЛП воспользоваться преимуществами упрощенной системы налогообложения либо не применять РРО/ПРРО.

Инна Журавская,
консультант по вопросам налогообложения и оплате труда

Эти показатели зависят от размеров минимальной заработной платы или прожиточного минимума для трудоспособных лиц, определенных Законом № 1082 (см. табл. 1).

Минимальная заработная плата за месяц (МЗП)

Прожиточный минимум для трудоспособного лица (ПМ)

Поскольку с 2021 года увеличивается размер минимальной заработной платы, то соответственно увеличится и размер минимального страхового взноса, и максимальный размер базы начисления ЕСВ (см. табл. 2). Итак, ФЛП (независимо от системы налогообложения) начиная с января уплачивают ЕСВ за себя в размере не менее 1320 грн.

Для ФЛП, которые являются плательщиками единого налога І группы, на 2021 год предусмотрены льготы по ЕСВ на период с января по май 2021 г. ( пп. 9 10 .1 разд. VIII Закона № 2464 ). Такая же льгота была предусмотрена и в декабре 2020 г. для плательщиков единого налога этой группы. Подавать заявление о применении льготы ни в органы ГНСУ, ни в органы ПФУ не нужно.

При этом страховой стаж для таких ФЛП сохраняется, поскольку пп. 14 5 .1 разд. XV Закона № 1058 установлено:

Из документа

Для физических лиц – предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения и относящихся к первой группе плательщиков единого налога и не уплативших страховые взносы за периоды с 1 по 31 декабря 2020 года, с 1 по 31 января, с 1 по 28 февраля, с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая 2021 года на основании пункта 9 10 .1 раздела VIII "Заключительные и переходные положения" Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" , такие периоды включаются в страховой стаж и считается, что страховые суммы были уплачены в размере минимального страхового взноса, определенного законодательством для каждого из таких периодов.

Но данная льгота не лишает ФЛП права уплатить ЕСВ за себя. При этом уплатить единый взнос необходимо в соответствии с Законом № 2464 , то есть в размере не менее минимального страхового взноса (1320 грн). В таком случае суммы уплаченного ЕСВ он должен будет указать в отчетности за 2021 год.

Минимальный страховой взнос за себя

Максимальное ограничение базы начисления ЕСВ

(15 размеров МЗП)

Напомним, что для ФЛП на общей системе налогообложения с 1 января 2021 года предусмотрена обязательная уплата ЕСВ в размере не менее минимального только за месяцы, в которых получен доход (прибыль). Ведь для "спящих" и убыточных ФЛП будет отменена обязательная уплата ЕСВ в размере минимального взноса за каждый месяц ( п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464 ). Однако они имеют право по желанию уплатить ЕСВ за такие месяцы (не менее минимального размера), определив самостоятельно базу начисления в пределах максимальной величины.

Независимо от выбранной системы налогообложения все ФЛП, которые одновременно с предпринимательской деятельностью являются наемными работниками, то есть имеют основное место работы, с 1 января 2021 года могут освобождаться от ЕСВ. Льгота действует в случае, если за отчетный месяц работодатель уплатил за такого наемного работника ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса ( ч. 6 ст. 4 Закона № 2464 ). Если работодатель уплачивает ЕСВ в меньшем размере, то ФЛП может доплатить ЕСВ до минимального размера.

Также с 1 января 2021 года освобождаются от уплаты за себя единого взноса не только ФЛП, если они получают пенсию, но и те, кто получает пенсию за выслугу лет ( ч. 4 ст. 4 Закона № 2464 ).

Единый налог

С января 2021 г. максимальный размер единого налога для плательщиков І и ІІ групп увеличится (см. табл. 3).

Но для плательщиков единого налога І группы с января по май 2021 г. будет продолжать действовать льгота по единому налогу, которая была предоставлена в декабре 2020 г. Основанием служит п. 52 9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ , которым предусмотрено:

Из документа

Временно плательщики единого налога первой группы освобождаются от уплаты этого налога за декабрь 2020 года и январь – май 2021 года, кроме случаев нарушения такими плательщиками установленных главой 1 раздела XIV настоящего Кодекса условий применения первой группы плательщиков единого налога.

Подавать в орган ГНСУ заявление о применении льготы нет необходимости.

Максимальная сумма, грн

Единый налог для плательщиков І группы

В пределах 10 % ПМ на 1 января налогового (отчетного) года ( п. 293.1 НKУ )

Единый налог для плательщиков ІІ группы

В пределах 20 % МЗП на 1 января налогового (отчетного) года ( п. 293.1 НKУ )

Также с 1 января 2021 года изменяются предельные размеры дохода для пребывания ФЛП на упрощенной системе налогообложения (см. табл. 4). Они будут установлены не в фиксированной сумме, а исходя из размеров МЗП, установленных законом на 1 января налогового (отчетного) года ( п. 291.4 НКУ с изменениями, внесенными Законом № 1017 ).

Предельный размер дохода

размеры МЗП

Единый налог для плательщиков І группы

Единый налог для плательщиков ІІ группы

Единый налог для плательщиков ІІІ группы

На протяжении 2021 года ФЛП – плательщики единого налога ІІ – ІV групп не применяют РРО/ПРРО, если объем их дохода в течение календарного года не превышает 220 размеров минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года ( п. 61 подразд. 10 разд. XX НКУ с изменениями, внесенными Законом № 1017 ).

Таким образом, предельный объем дохода, который не требует применения РРР/ПРРО в 2021 году, – 1320000 грн. В случае превышения данного размера дохода применение РРО/ПРРО является обязательным с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения. Во всех последующих налоговых периодах в течение регистрации ФЛП как плательщика единого налога применение РРО/ПРРО обязательно.

Однако независимо от объемов дохода ФЛП должны использовать РРО или ПРРО, если они осуществляют реализацию:

• технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

• лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения;

• ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и т. п.

Учет доходов и расходов

Единый налог. Для ФЛП – плательщиков единого налога (кроме плательщиков НДС) с 1 января 2021 года предусмотрено ведение учета доходов в произвольной форме путем помесячного отражения полученных доходов ( п. 296.1 НКУ ), то есть доходы отражаются один раз в месяц, а не ежедневно! Поэтому учет доходов вести необходимо, однако форму ведения учета ФЛП выбирает сам – бумажная, электронная или обе формы одновременно. И хотя с 1 января 2021 года утратил силу Приказ № 579 , но все же для бумажной формы можно использовать старую книгу учета доходов ФЛП или разработать свою форму. Электронную форму учета можно вести, например, с помощью электронных таблиц в Ехсеl или других программах. Регистрировать эти формы учета в налоговых органах не нужно!

И для ФЛП – плательщиков единого налога, которые также являются плательщиками НДС, с 1 января 2021 года предусмотрено ведение учета доходов и расходов только в произвольной форме (бумажная, электронная или обе формы) и лишь путем помесячного отражения доходов и расходов. Регистрировать их в ГНИ также нет необходимости!

Общая система налогообложения. А вот для частных предпринимателей, избравших общую систему налогообложения, остается обязанность ведения учета доходов и расходов по типовой форме ( п. 177.10 НКУ ). На данный момент остается действующей форма книги, утвержденная приказом Министерства доходов и сборов Украины от 16.09.2013 г. № 481 . Ее можно вести в бумажном или электронном виде либо сочетать их. Регистрировать бумажный вариант формы учета в налоговой с 1 января 2021 года уже не нужно.

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Читайте также: