Проблемные вопросы налога на имущество организаций

Опубликовано: 16.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Реунова Л.В. Проблемы местного налогообложения и пути их решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3671 (дата обращения: 12.04.2021).

Существующее российское законодательство позволяет представительным органам субъектов федерации и органам местного самоуправления вводить на своей территории региональные, местные налоги и сборы, которые предусмотрены в Налоговом кодексе РФ. Также они имеют право устанавливать размеры ставок налогов, предоставлять налоговые льготы (в пределах, установленных НК РФ), при необходимости изменять региональное законодательство, а также предоставлять право налогоплательщикам на отсрочки и рассрочки по уплате налогов в бюджет региона.

Реализуя свои возможности, предусмотренные законодательством, региональные власти поддерживают наиболее существенные для своего региона виды хозяйственной деятельности, реализация которых ориентирована главным образом на решение проблемы социально-экономического развития.

Для достижения экономического роста важным условием является реализация такой налоговой политики, которая окажет непосредственное влияние на экономическую активность предпринимателей. Здесь решаются одновременно две задачи. Первая – это рост налоговых доходов бюджета, вторая – повышение доли негосударственных инвестиций, благоприятных для региона.

Таким образом, можно сделать вывод, что региональная налоговая политика является действенным инструментом достижения стабильного экономического роста региона, поэтому данная тема представляется весьма актуальной.

Не смотря на то, что налоговое регулирование – важный фактор развития экономической активности бизнеса, налогообложение следует рассматривать и с точки зрения защиты интересов бюджета, из которого финансируются все региональные расходы.

Поэтому целесообразным предоставление налоговых льгот будет только в том случае, когда общая сумма налоговых поступлений в региональный бюджет после предоставления налоговой льготы будет превышать налоговые поступления за определённый период до предоставления налоговой льготы.

Предоставление налоговых льгот представляется наиболее целесообразным для тех отраслей, спрос на продукцию которых сравнительно неэластичен по цене, имеется недозагрузка производственных мощностей и малая продолжительность производственного цикла.

В настоящее время федеральный центр проводит политику снижения налоговой нагрузки на бизнес и население, поэтому возникает такая проблема регионального и местного налогообложения, как компенсация выпадающих в результате этого доходов региональных и местных бюджетов. Региональные власти начинают испытывать недостаток финансовых ресурсов, что обусловливает проблему финансовой зависимости региональных и местных властей от федерального центра. Федеральный центр имеет фонд финансовой поддержки регионов, из которого предоставляются субсидии для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Опыт зарубежных стран в области местного налогообложения и позволяет выделить следующие критерии региональной налоговой политики:

1. Эффективность. Прибыль от установленных местных налогов и сборов должна быть не меньше расходов на администрирование данных налогов, при этом полученная прибыль должна быть максимально высокой, чтобы не допустить большого количества налогов и сборов. Так же учитывается экономическая эффективность, поскольку высокие ставки могут привести к оттоку бизнеса из региона.

2. Справедливость. Налогоплательщик, находящиеся в равных условиях, должны облагаться одинаковым местным налогом.

3. Пользование ресурсами. Налогоплательщики, как население, так и предприниматели, независимо от их платежеспособности, пользующиеся одинаковыми услугами ресурсоснабжающих организаций, должны платить одинаковые налоги, так как основная часть местных налогов идет на предоставление различных коммунальных услуг.

4. Привязанность налогов к расходам местной власти. Все местные налоги, поступающие в бюджет, должны быть непосредственно связаны с расходами местных органов власти для того, чтобы налогоплательщики могли проследить, как используются местные налоговые поступления.

5. Гибкость. Региональная налоговая система должна быть направлена на развитие приоритетных экономических отраслей в конкретном регионе и сразу реагировать на изменения в фискальной политике государства.

Налоговая политика региона основывается на рассмотренных критериях и является основой для эффективного экономического развития региона. Если сравнивать налоговую политику России и зарубежных стран, то можно констатировать, что российская региональная налоговая политика имеет ряд недостатков, к которым можно отнести:

1) Ограниченный перечень местных налогов.

2) Отсутствие значимых для бюджета региона местных налогов.

3) Доходы от местных налогов не превышают расходов на их администрирование.

4) Низкая заинтересованность органов местной власти в формировании благоприятного инвестиционного климата в регионе и активизации экономической деятельности.

5) Доходы местных бюджетов сильно не влияют пополняемость местных бюджетов, поэтому местные власти не заинтересованы в работе над реализацией налогового потенциала.

6) Отсутствие законодательно установленных механизмов у местных органов власти по введению на своей территории собственных налогов и сборов.

7) Непродуманное предоставление налоговых льгот, повышающее налоговую нагрузку предприятия и предпринимателей.

Проанализировав недостатки, можно предложить мероприятия, способствующие пополнению бюджета:

1. Введение налога на недвижимость вместо налога на имущество физических лиц и земельного налога, при условии оценки недвижимости по рыночной стоимости и зачислении этого налога по нормативу 100% в доходы местных бюджетов. Вопрос о необходимости введения налога на недвижимость в России стоит с того момента, как была принята первая часть Налогового кодекса РФ, а именно с 1998 г., вступившая в силу с 1 января 1999 г., где налог на недвижимость был включен в перечень налогов, формирующих налоговую систему РФ. Работа по введению налога на недвижимость осуществляется очень медленно, постоянно переносятся сроки его введения.

Потребность в реформировании налогообложения имущества физических лиц обусловлена необходимостью формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала имущественных налогов в целом.

Налог на недвижимость физических лиц может обеспечить реализацию доходного потенциала недвижимости и стать стабильным источником доходов местных бюджетов только при условии, что в его введении будут заинтересованы соответствующие органы.

2. Для повышения эффективности действующей региональной налоговой политики целесообразно было бы расширить перечень фискально значимых местных налогов и сборов за счет перевода некоторых общегосударственных налогов и сборов в разряд местных, как это принято в некоторых зарубежных федеративных государствах с развитой экономикой, либо законодательно закрепить соответствующий процент отчислений от налога на доходы граждан, налога на прибыль предприятий, ряда акцизов, НДС и НДПИ в бюджеты местных органов самоуправления.

3. Необходимо так же предоставить право местной власти самостоятельно определять, из числа установленных законом, перечень местных налогов и сборов, которые будут более эффективны на определенной территории, и отказываться от тех, которые не имеют соответствующей базы налогообложения. Реализация такого права позволит органам местного самоуправления при формировании бюджетов преодолеть отрыв от реальной налоговой базы муниципального образования и создаст механизм финансового воздействия на эффективное социально-экономическое развитие территории, значительно повысит ее экономическую самостоятельность.

Также органы местного самоуправления должны иметь реальные полномочиями по определению и изменению кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости. Без их предложений, без согласования с муниципалитетами, утверждение кадастровой стоимости земельных участков органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недопустимо [1].

Данные полномочия позволят обеспечить органам местного самоуправления более эффективно формировать местные бюджеты.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 13.12.2020 2020-12-13

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Зиннатуллина, М. И. Проблемы налогообложения недвижимого имущества юридических лиц / М. И. Зиннатуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76421/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассматривается актуальная тема, которая связана с рассмотрением существующих на сегодняшний день проблем возникающих при налогообложении имущества юридических лиц.

Ключевые слова: недвижимое имущество, кадастровая стоимость, налоговая база.

The article deals with a topical topic that is related to the consideration of current problems arising in the taxation of property of legal entities.

Keywords: real estate, cadastral value, tax base.

Налогообложение недвижимого имущества юридических лиц является предметом пристального внимания со стороны государства. Практика налогообложения недвижимости отличается относительной легкостью в определении объекта налогообложения, сложности его сокрытия от фискальных органов, имеющимся механизмом исчислении налоговой базы, стабильностью налоговых доходов, поступающих в региональные бюджеты.

Являясь объектом обложения налогом на имущество организаций, недвижимое имущество, принадлежащее юридическому лицу, имеет следующие специфические особенности:

1) наличие материальной формы объекта;

2) стационарность недвижимого объекта, т. е. невозможность изменения его местоположения (хотя данный признак является дискуссионным; например, возможно перемещение в другое место сборно-разборных жилых домов, которые, в свою очередь, являются объектами недвижимости, что предполагает нарушение связи с землей и отсутствие статичности такого объекта);

3) возможность использовать недвижимость для получения дохода (имеет стабильно высокую экономическую ценность);

4) обязательная регистрация имущества в соответствующих государственных органах;

5) необходимость стоимостной оценки объекта недвижимости в целях определения его налоговой базы [18 — C.41].

Фактическое обладание недвижимым имуществом тесно связано с возможностью обладать полным спектром прав по определению дальнейшей судьбы недвижимости, т. е. право включать такой объект в динамику гражданского оборота, передавать его по сделкам купли-продажи, аренды, доверительного управления и т. п. другим лицам, тем самым удовлетворяя свой имущественный интерес.

Определение законодателем характерных черт объекта налогообложения, установление обязанностей налогоплательщика, определение налоговой ставки, налоговой базы позволяет выдвигать предположение об урегулированности данных правовых отношений.

Введение порядка исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости должно, по мнению законодателя, способствовать обеспечению справедливости имущественного налогообложения. Федеральный стандарт оценки (ФСО № 4) дает следующее определение: «Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности». [6]

Напрашивается вывод о том, что понятие кадастровой стоимости должно соотноситься с реальным уровнем рыночной стоимости определенного объекта недвижимого имущества. Однако, как показывает практика применения кадастровой стоимости для расчета земельного налога, то увидим, что часто кадастровая стоимость земельного участка и его рыночная стоимость не были равны, шло значительное превышение рыночной стоимости. [8]

Объяснением такого несоответствия является тот факт, что «кадастровая оценка производилась по обобщенным, укрупненным параметрам, зачастую не всегда учитывались реальные индивидуальные особенности и характеристики конкретного участка». [12, с. 312]

Отсюда обозначается первая проблема, характерная также для определения кадастровой стоимости недвижимости: собственнику имущества необходимо, привлекая собственные ресурсы, прибегая к независимым экспертам дублировать уже осуществленную процедуру и производить новую оценку. Для внесения изменений необходимо обращаться опять же владельцу имущества к административным ресурсам и к деятельности судебных органов.

Помимо этого, порядок определения налоговой базы в целях налогообложения недвижимого имущества имеет ряд нерешенных вопросов.

Первый принципиальный для осуществления налогообложения и представления законных интересов налогоплательщиков — это, как уже было сказано несоответствие государственной кадастровой оценки действительной рыночной стоимости объектов недвижимости. Количество судебных споров об изменении кадастровой стоимости существенно из-за необоснованного завышения ее (кадастровой стоимости) значений. Показательно в этом плане проведенное тестирование, результаты которого описаны в исследовании …. «В основу тестирования была положена методика массовой оценки и которое проводилось в Татарстане, Кемеровской, Тверской и Калужской областях. Результаты данного тестирования показали, что средняя кадастровая стоимость недвижимого имущества только по двум регионам оказалась ниже рыночной стоимости, в остальных же она оказалась значительно выше. Эти показатели полностью противоречат международным стандартам и практике массовой оценки недвижимости, так как общепринято, что кадастровая стоимость не должна превышать рыночную». [17, с. 43]

Приведение в соответствие кадастровой стоимости рыночной требует больших временных затрат, но от результата этой работы зависит право налогоплательщика рассчитывать на справедливую оценку, на реализацию его законных интересов, размеров уплачиваемых им налогов. При высокой вероятности технических и юридических ошибок объяснимо ожидание от государства правового инструмента, предназначенного для защиты организаций — собственников недвижимости.

К проблеме реализации механизма налогообложения недвижимости организаций можно отнести и то, что часть объектов, поставленных на кадастровый учет, не имеет инвентаризационную стоимость. Отсюда исчислить налог невозможно, потому что не определена налоговая база для таких объектов.

Последствием введения налогообложения на недвижимое имущество юридических лиц стал рост цен на товары, работы и услуги, производимые или оказываемые российскими предпринимателями.

Технической сложностью в реализации механизма налогообложения недвижимости становиться и несовершенство кадастровой базы и реестра прав на объекты недвижимого имущества в субъектах РФ, нельзя дать однозначно положительную оценку этим ресурсам для всех субъектов РФ.

Недвижимость организаций позволяет аккумулировать в бюджете большой процент налоговых доходов. Отсюда следует, что неизбежны столкновения прямо противоположных налогоплательщика и государства.

Сложность исчисления данного вида налога связана и с тем, что сам объект налогообложения не прост. Многочисленные споры возникают по определению объекта налогообложению. Например, отнесенность разборных конструкций, промышленного и иного оборудования, стеллажных конструкций к объекту налогообложения и т. п., становится предметом налогового спора в конкретном случае, так как невозможно все жизненные ситуации отразить и урегулировать нормами объективного права.

Еще одна проблема реализации налогообложения недвижимого имущества юридических лиц связана с предоставлением льгот. С введением института льгот возникают злоупотребления теперь уже со стороны налогоплательщика, расценивающего это как возможность незаконно, но снизить свои налоговые обязательства. В данном случае мы можем говорить не только о возникновении «серых схем», но и снижению эффективности реализации задач государства по формированию определенной экономической политики. Задуманный как инструмент «включения», привлечения социально и физически более уязвимых лиц к трудовой деятельности стал для многих работодателей, формально привлекающих к работе инвалидов, выходом по снижению налоговых выплат. [15, с. 176]

Исключив данную льготу из числа налоговых льгот для юридических лиц, нельзя решить более важные государственные, социальные задачи (социализация инвалидов, улучшение их материального положения, формирование активной позиции). Поэтому, на наш взгляд, необходимо усилить контроль со стороны государства по соблюдению условий не только предоставления данной льготы, но и ее сохранения.

Таким образом, рассмотрев механизм налогообложения недвижимого имуществ юридических лиц, следует сделать вывод:

– порядок налогообложения недвижимости юридических лиц активно проходит стадию своего становления

– обозначение проблем правовом регулировании позволит определить основные направления в их решении, что позволит вообще говорить о тенденциях развития налоговой системы в стране

– процесс определения «слабых мест» требует временных затрат, поэтому неизбежным будет «опаздывающий» эффект в законодательной деятельности, с одной стороны, и повышение роли судебной практики для устранения правовых пробелов — с другой.

Были выявлены следующие проблемы налогообложения недвижимости юридических лиц:

1) несоответствие кадастровой стоимости недвижимости и рыночной;

2) предоставление льгот и участившиеся случаи злоупотребления со стороны налогоплательщика,

3) противопоставление интересов налогоплательщика и государства;

4) злоупотребления со стороны государственных органов и возможность оказывать давление на бизнес;

5) большие временные затраты для установления справедливой оценки недвижимости;

6) отсутствие инвентаризационной стоимости;

7) несовершенство кадастровой базы и реестра прав на объекты недвижимого имущества в субъектах РФ;

8) сложная природа объекта налогообложения.

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — С. 34.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 3 — С. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019 г. с изм. 03.07.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 5. — С. 410.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31. — С. 3824.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 32. — С. 3340.

6. Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 (ред. от 22.06.2015) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 113247/

7. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // Вестник ВАС РФ. № 12. 2006.

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» // Вестник ВАС. № 9. 2009.

9. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» от 17.11.2011 № 148 // Вестник ВАС. № 1. 2012.

10. Конституция и налоги. Основные положения решений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения 1993–2007 / под ред. Л. О. Иванова, В. М. Зарипова. М.: Волтерс Клувер, 2009. 736 с.

11. Налоговые споры. Сборник судебной практики. Т. 1–2 / Авт. — составитель И. А. Цинделиани. М.: Статут, 2009. 1020 с., 344 с.

12. Сборник разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению налогового законодательства / под ред. В. Станковской, сост. О. Волошин. М.: Статут, 2012. 312 с.

13. Андреева М. В. Правовые позиции КС РФ по порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах // Налоговед. 2004. № 7. С. 7–10.

14. Белых В. С. Понятие «добросовестный налогоплательщик» в свете решений Конституционного Суда РФ // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2009. № 3. С. 363–367.

15. Васильева Е. Г. Налоговая выгода. М.: Юрлитинформ, 2015. 176 с.

16. Васильева Е. Г. Судебная доктрина налоговой выгоды: проблемы правоприменения // Российское правосудие. 2014. № 11. С. 60–71.

17. ДемидовА. В. Обзор практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров арбитражными судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды // Некоммерческие организации в России. 2014. № 1. С. 73–79.

18. Крохина Ю. А. Проблемы правового регулирования налогообложения недвижимости и сделок с ней // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 6А. С. 41–48.

19. Щекин Д. М. Судебная практика по налоговым спорам. 2011. М.: Статут, 2012. 688 с.

Главная > Закон >Финансы

1 Налогообложение имущества организаций: проблемы и пути их решения.

1.1 Общая характеристика налога на имущество предприятий

1.1.1 Плательщики налога

1.1.2 Объект налогообложения

1.1.3 Налоговая база.

1.1.4 Налоговые льготы.

1.1.5 Налоговый, отчетный период . Налоговая ставка.

1.1.6 Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1.2 Проблемы налогообложения имущества организаций и пути их решения

2 Практические аспекты налогообложения имущества на примере предприятия ООО АТП «Южкузбассуголь»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ учетной политики для целей налогообложения

2.3 Исчисление налога на имущество

2.4 Заполнение налоговой декларации по налогу на имущество организаций

Налог на имущество организаций – форма обложения налогом стоимости имущества, находящегося в собственности налогоплательщика – юридического лица. Налог на имущество организаций относится к налогам субъектов Российской Федерации, элементы которых и общие принципы взимания устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а конкретные особенности исчисления и уплаты – налоговым законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, налог на имущество организаций относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является предприятие, обладающее имуществом на праве собственности.

Налог на имущество выполняет как фискальную функцию ( способствует пополнению бюджетов субъектов РФ) , так и регулирующую. Налог на имущество организаций введен на территории России с 1 января 1992г. Законом РФ от 13 декабря 1991г. № 2030-1 « О налоге на имущество предприятий». Поскольку налог на имущество организаций является региональным ( налогом субъектов РФ), то порядок исчисления и уплаты, а также отдельные элементы налогообложения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Налогообложение — это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Причем, всех она касается с весьма болезненной точки зрения. Для государства налоги — это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

Налог на имущество юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно.

Первая глава работы раскрывает основные характеристики налога на имущество предприятий. В ней дается описание плательщиков налога, порядка его исчисления, ставок, порядка и сроков уплаты. Таким образом, эта часть носит как теоретический, так и частично методический характер.

1 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ: И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

1.1 Общая характеристика налога на имущество предприятий

Налог на имущество предприятий является региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.

1.1.1 Плательщики налога

Плательщиками налога на имущество являются:

предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ;

филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации.

Не является плательщиком налога на имущество Центральный банк РФ и его учреждения.

Форма собственности при исчислении и уплате налога на имущество значения не имеет.

Таким образом, платить налог на имущество должны все российские организации. А также должны платить налог на имущество иностранные фирмы в том случае, если они осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства и имеют в собственности недвижимость на территории России.

Под постоянным представительством в целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

- с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

- с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

- с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

1.1.2 Объект налогообложения

Объект налогообложения налогом на имущество организаций определен федеральным законодательством статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

1.1.3 Налоговые льготы

Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент налогообложения.

Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.

В Российской Федерации с принятием Налогового кодекса Российской Федерации используется термин «льготы по налогам и сборам».

Льготы по налогам и сборам – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии со ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Ст.381 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.

Так, освобождаются от налогообложения:

- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

- религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание

Государственные налоги возникли вместе с появлением государства как средство по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций. Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер. Основная часть налоговых поступлений в экономике формируется за счет налогов населения (физических лиц).

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сущность и значение налога на имущество организаций. 5
1.1 Характеристика налога на имущество организаций. 5
1.2 Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. 7
1.3 Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций. 11
1.4 Налоговые льготы, налоговая декларация по налогу на имущество организаций. 14
Глава 2. Порядок учета налога на имущество организаций. 18
2.1 Порядок отражения налога на имущество организаций в бухгалтерском учете. 18
2.2 Порядок отражения налога на имущество организаций в налоговом учете. 19
2.3 Порядок применения налога при расчете организации ООО ПКФ «Союзстрой». 24
Глава 3. Проблемы и перспективы налогообложения имущества организаций. 28
3.1 Проблемы практического применения налога на имущество организаций. 28
3.2 Перспективы развития налогообложения имущества организаций. 32
Заключение. 34
Список использованной литературы. 36

Работа состоит из 1 файл

Курсовая по налогам - копия.doc

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

- организации (по месту постановки на учет в налоговых органах),

- каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,

- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.

При определении налоговой базы по налогу на имущество, необходимо учитывать то, что по разным видам объектов основных средств на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые ставки. В связи с этим, для правильного определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, организация должна вести обособленный учет таких объектов.

Исключение составляет лишь движимое имущество, включаемое в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, которое имеет отдельный баланс (если это имущество находится на балансе данного подразделения).

Следовательно, по местонахождению обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая база будет исчисляться в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений).

Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации.

Существует норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс), в частности имущества, сданного в аренду.

Налог со стоимости недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, должен уплачиваться по местонахождению этого имущества.

Кроме того, для объектов недвижимого имущества, которые находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации, в частности для таких объектов, как железная дорога, магистральный трубопровод и других подобных объектов, установлен специальный порядок определения налоговой базы.

Налоговая база по этим объектам должна определяться отдельно, и приниматься при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося на территории соответствующего субъекта.

Среднегодовая стоимость имущества определяется как средняя арифметическая величина.

В расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету. Таким образом, общая формула расчета налоговой базы имеет следующий вид:

НБ = (ос1 + ос2 + . + осн) : н + 1

где ос1 - остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1 января;

ос2 - остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1 февраля;

осн - остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1-е числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, соответственно апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за налоговым периодом; [4]

н - число месяцев в отчетном или налоговом периоде;

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу:

  1. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Таким образом, формула расчета суммы налога выглядит следующим образом:

где НБ – налоговая база;

2. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.

Формула расчёта: НБ х ставку х ј

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

4. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Формула данного расчета выглядит следующим образом: Сумма налога за год - авансовые платежи.

5. Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

6. Законодательный ( представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки подачи налоговой декларации

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. [6]

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу:

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают исчисленную сумму налога.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации .

В отношении объектов недвижимого имущества, входяще го в состав Единой системы газоснабжения, налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах. В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Налоговые льготы, налоговая декларация по налогу на имущество организаций.

Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент налогообложения.

Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.

В Российской Федерации с принятием НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам». Льготы по налогам и сборам – предоставляемые отдельным кате гориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии НК РФ части нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

От уплаты налога освобождаются:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности:

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

Автор: Гусаров Д. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Ранее мы уже не раз обращались к теме имущественных налогов – налогу на имущество (уплачиваемому исходя из кадастровой стоимости по объектам недвижимости) и земельному налогу (см., например, материалы А. А. Суркова «Об уплате земельного налога по участку с более чем одним видом разрешенного использования», О. П. Гришиной «Уплата налога на имущество организациями и ИП в рамках УСНО»). И это не случайно, поскольку «упрощенцы» платят данные налоги наравне с плательщиками налога на прибыль. В консультации мы также проанализируем ряд вопросов, связанных с исчислением и уплатой названных налогов: эти нюансы нужно учесть при составлении налоговой отчетности в текущем, 2018 году.

Законодательные новации 2019 года

Вначале несколько слов скажем о законодательной новации, которая будет действовать с 1 января 2019 года в отношении и налога на имущество, и земельного налога. Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены поправки в ст. 378.2 и 391 НК РФ: в первой – в новой редакции изложен п. 15, во второй – добавлен п. 1.1. Эти поправки касаются налоговой базы – кадастровой стоимости налогооблагаемых объектов недвижимости и являются идентичными. Их суть такова.

1. Если изменились количественные и (или) качественные характеристики объекта налогообложения, повлиявшие на его кадастровую стоимость, – изменения учитываются при определении налоговой базы, начиная со дня внесения в ЕГРН соответствующих сведений.

2. Если кадастровая стоимость объекта налогообложения изменилась в результате выявления в ЕГРН технической ошибки (а также при исправлении ошибок, допущенных при ее определении (при уменьшении кадастровой стоимости), на основании решения комиссии, рассматривающей споры, или суда (если при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения)) – изменения учитываются с даты начала применения измененной стоимости для целей налогообложения.

3. Если кадастровая стоимость изменилась на основании установления рыночной стоимости объекта налогообложения (по решению комиссии по рассмотрению споров или суда) – изменения учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения спорной кадастровой стоимости.

Как разграничить движимое и недвижимое имущество?

Разграничение имущества на движимое и недвижимое – острый вопрос для плательщиков налога на имущество (поскольку четких критериев законодательством не установлено). «Упрощенцы» в данном случае не являются исключением.

В связи с этим заслуживает внимания Письмо от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@, в котором специалисты ФНС указали, на наш взгляд, на универсальный критерий для отнесения того или иного объекта к недвижимому имуществу, подлежащему налогообложению по кадастровой стоимости.

Как пояснили авторы письма, при разрешении обозначенного вопроса налогоплательщикам следует руководствоваться положениями гражданского законодательства. В частности, согласно ч. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из ч. 1 названной статьи к недвижимым вещам относятся земля, недра и все, что тесно связано с землей. При этом право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи фиксируются в ЕГРН (ч. 1 ст. 131 ГК РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ)).

К сведению: к недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Таким образом, запись в ЕГРН об объекте имущества, по мнению налоговиков, имеет определяющее значение для квалификации вида объектов имущества (движимое или недвижимое). Соответственно, если такой записи в реестре нет, но имущество отвечает требованиям Гражданского кодекса, то оно признается недвижимым при условии, что данный факт подтверждают:

проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках;

документы технического учета или технической инвентаризации;

разрешение на строительство или введение в эксплуатацию.

Помимо разъяснений, приведенных в Письме ФНС России № БС-4-21/14968@, полагаем, «упрощенцам» стоит обратить внимание на Письмо от 21.12.2017 № БС-4-21/26114@, в котором специалисты налогового ведомства, анализируя вопрос о налогообложении инженерных сетей, входящих в состав здания, облагаемого налогом исходя из кадастровой стоимости, отметили следующее.

1. Согласно действующему законодательству и здания, и сооружения представляют собой объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ (п. 6, 20, 21, 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», введение к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), введеного в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

2. Фундаменты под ними, а также сети и системы инженерно-технического обеспечения, необходимые для эксплуатации зданий (кроме жилых) (код группировки ОКОФ 210) и сооружений (код группировки ОКОФ 220), входят в состав названных объектов (встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям).

3. Для целей налогообложения эти объекты представляют собой единый конструктивный объект недвижимого имущества. Поэтому налоговая база по ним определяется в соответствии с п. 1 или 2 ст. 375 НК РФ – как кадастровая стоимость (в порядке ст. 378.2 НК РФ) или как среднегодовая стоимость (в отношении иного имущества).

Таким образом, являющиеся неотъемлемой частью здания (налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость в порядке ст. 378.2 НК РФ) сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) подлежат налогообложению в составе этого здания. Иначе говоря, п. 1 ст. 375 НК РФ к сетям и системам инженерно-технического обеспечения не применяется (см. Письмо № БС-4-21/26114@). Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 04.07.2017 № 03-05-05-01/42244, от 15.06.2015 № 03-05-05-01/34323.

И наоборот. Движимое имущество, учтенное как самостоятельный инвентарный объект, не облагается налогом, если составляет единый конструктивный объект со зданием, которое не является объектом налогообложения. К примеру, системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учтенные в качестве отдельных инвентарных объектов), являющиеся частью здания – объекта культурного наследия (пп. 4 п. 4 ст. 374 НК РФ), не признаются отдельным объектом налогообложения (см. Письмо Минфина России от 10.06.2014 № 03-05-05-01/28039).

Если сведения в реестре есть, а здание снесено

Несмотря на то, что запись в ЕГРН об объекте имущества имеет определяющее значение для квалификации вида объектов имущества (движимое или недвижимое) (такой вывод следует из вышеупомянутого Письма ФНС России № БС-4-21/14968@), на практике все-таки бывают ситуации, когда этот критерий не работает. Характерный пример – спор по делу № А40-154449/2017, рассмотренному судьями АС МО в Постановлении от 28.04.2018 № Ф05-5266/2018.

Поясним вкратце суть спора. Основанием для доначисления обществу налога на имущество послужил факт наличия у него в рассматриваемый период зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества (здание), что подтверждено сведениями из ЕГРН. Данное здание включено в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2015 год определялась как их кадастровая стоимость.

По мнению общества, доначисление налога неправомерно, поскольку спорный объект был снесен в отчетном периоде 2015 года, что подтверждает соответствующий акт обследования от 15.04.2015. Общество настаивало, что…

К сведению: «…фактический снос (разрушение) здания свидетельствует о выбытии основного средства (имущества, признаваемого объектом налогообложения) и, как следствие, об отсутствии оснований для доначисления налога на имущество. Ведь ст. 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения для российских организаций признается в том числе недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основного средства в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета».

Между тем суды (все три инстанции), руководствуясь положениями ст. 374, 378.2, 382 НК РФ, ст. 131, 235 ГК РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом № 218-ФЗ, исходили из того, что в отношении недвижимого имущества, указанного в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, допустимыми для исчисления налога на имущество признаются только сведения ЕГРН. На этом основании арбитры поддержали решение налогового органа, подчеркнув, что…

К сведению: «…налог на имущество по спорному объекту в 2015 году должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости до момента регистрации прекращения права собственности и снятия с государственного кадастрового учета объекта, следовательно, в отношении объекта недвижимости заявителя порядок определения налоговой базы по налогу на имущество иной, нежели установленный правилами бухгалтерского учета».

Точку в этом споре должна поставить Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда (см. Определение от 26.07.2018 № 305-КГ18-9064). Какие из вышеприведенных доводов (налогоплательщика или налоговиков с арбитрами) служители Фемиды сочтут убедительными, станет ясно 19 сентября 2018 года (на эту дату назначено заседание коллегии), а пока лишь отметим, что в позиции налогоплательщика есть определенный резон. Ведь странно, согласитесь, платить налог на имущество по объекту налогообложения, который физически не существует. Это противоречит основному принципу налогообложения (ст. 17 НК РФ) и специальным правилам, установленным гл. 30 НК РФ. Хотя, с другой стороны, что помешало налогоплательщику своевременно подать сведения в ЕГРН о ликвидации спорного объекта? Кстати, Минфин в Письме от 11.07.2018 № 03-05-06-01/48273, как и АС МО, счел, что исчисление налога на имущество физических лиц в отношении квартир, расположенных в многоквартирном доме, подлежащем сносу, производится до внесения в ЕГРН сведений о прекращении прав собственности на такие квартиры. Поэтому анализируемая ситуация представляет не только коммерческий, но и личный интерес для плательщиков налога на имущество.

Новая декларация по земельному налогу

Начиная с отчетности за 2018 год, плательщики земельного налога должны подавать в налоговый орган декларацию по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 02.03.2018 № ММВ-7-21/118@. Этим же приказом утвержден Порядок заполнения декларации.

Потребность в новой форме декларации обусловлена новой редакцией п. 7.1 ст. 396 НК РФ (действует с 1 января 2018 года), который определяет порядок расчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости участка.

Напомним: в общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Но если стоимость изменилась из-за изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то новая кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН соответствующих сведений.

Земельный налог (или авансовый платеж по нему) в этом случае рассчитывается с учетом коэффициента пользования – Ки, который представляет собой соотношение количества месяцев, прошедших с момента перевода земельного участка в другую категорию земель или изменения вида разрешенного использования, и числа календарных месяцев налогового (отчетного) периода.

В новой форме декларации коэффициент Ки указывается по строке 145 разд. 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога». Согласно п. 5.1 Порядка заполнения декларации более одного разд. 2 в отношении одного земельного участка заполняется в том случае, если в налоговом периоде изменялась кадастровая стоимость участка (вследствие изменения вида его разрешенного использования, его перевода из одной категории земель в другую или изменения его площади).

Пример 1.

Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, являющиеся основанием для определения его кадастровой стоимости, внесены его собственником в ЕГРН в октябре 2018 года.

Здесь возможны два варианта, они обусловлены нормой п. 7 ст. 396 НК РФ.

1. Изменения внесены до 15 октября.

При заполнении разд. 2 декларации плательщик земельного налога в строке 145 должен указать:

с первоначальной кадастровой стоимостью – Ки = 0,75 (9 мес. / 12 мес.);

с измененной кадастровой стоимостью – Ки = 0,25 (3 мес. / 12 мес.).

2. Изменения внесены до 15 октября.

При заполнении разд. 2 декларации плательщик земельного налога в строке 145 должен указать:

с первоначальной кадастровой стоимостью – Ки = 0,8333 (10 мес. / 12 мес.);

  • с измененной кадастровой стоимостью – Ки = 0,1667 (2 мес. / 12 мес.).
  • К сведению: контрольные соотношения для новой декларации по земельному налогу приведены в Письме ФНС России от 07.05.2018 № БС-4-21/8648.

    Расчет земельного налога в отдельных случаях

    Как исчислить земельный налог в ситуации, когда в одном налоговом периоде одновременно произошли два события – появление (исчезновение) права собственности на земельный участок и изменение его кадастровой стоимости, пояснено в Письме ФНС России от 14.06.2018 № БС-4-21/11418@ (см. также Письмо от 19.06.2018 № БС-4-21/11751).

    Напомним, что порядок действий налогоплательщика в каждой из рассмотренных налоговиками ситуаций по отдельности определен законодательно:

    в первом случае – в п. 7 ст. 396 НК РФ, определяющем порядок расчета налога с применением коэффициента Кв (для учета появления или прекращения прав на участок в налоговом периоде). Кв определяется как соотношение количества полных месяцев пользования участком к 12 месяцам (в декларации он показывается в строке 140 разд. 2);

    во втором случае – в п. 1 ст. 391 НК РФ, определяющем порядок расчета налога с применением коэффициента Ки (для учета изменений кадастровой стоимости участка, произошедшей, например, в результате изменения вида разрешенного использования участка, его перевода из одной категории в другую).

    Но как рассчитать земельный налог при одновременном наступлении обоих событий, в гл. 31 НК РФ не уточнено. Порядок действий плательщика земельного налога контролеры пояснили на конкретном примере (см. Письмо № БС-4-21/11418@).

    Пример 2.

    Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года составила 10 млн руб. 16 февраля 2018 года в ЕГРН внесены изменения, согласно которым стоимость участка изменилась и с указанной даты стала равна 8 млн руб. А вскоре – 23 марта – в ЕГРН была внесена запись о прекращении прав на владение этим участком. Ставка налога – 1,5%.

    Налоговики считают (см. Письмо № БС-4-21/11418@), что земельный налог за 2018 год налогоплательщик в описанной ситуации должен рассчитать путем сложения сумм налога, исчисленных исходя из стоимости участка по первоначальной и измененной кадастровой стоимости с учетом периода эксплуатации участка. Параметры показаны в таблице.

    Наименование

    Расчет налога по кадастровой стоимости на 01.01.2018

    Расчет налога по измененной кадастровой стоимости на 16.02.2018

    Формула для расчета налога

    10 млн руб. х Кв х Ки х 1,5%, где:

    – Кв – 0,25 (3 мес. / 12 мес.);

    – Ки – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.)

    8 млн руб. х Кв х Ки х 1,5%, где:

    – Кв – 0,25 (3 мес. / 12 мес.);

    – Ки – 0,3333 (1 мес. / 3 мес.)

    Сумма налога, руб.

    Итоговая сумма налога за 2018 год, руб.*

    35 000,25 (25 001,25 + 9 999)

    * Аналогичный порядок должен применяться, по мнению ФНС, и при исчислении сумм авансовых платежей в случае необходимости одновременного применения коэффициентов КВ и КИ, значение каждого из которых отлично от единицы.

    Читайте также: