Государственная пошлина рб это

Опубликовано: 15.05.2024

Государственная пошлина – это вид платежа, взимаемого с юридически заинтересованных в исходе лиц в доход государства за подачу этими лицами в суды исковых заявлений, заявлений и жалоб, кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов.

Плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, которые обращаются в суд с соответствующими исковыми заявлениями (заявлениями, жалобами), а равно получающие в судах копии документов.

Отношения по уплате государственной пошлины в Республике Беларусь регулируются главой 15 ГПК, Законом Республики Беларусь от 10 января 1992 г. «О государственной пошлине» 1(с последующими изменениями и дополнениями), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот ее уплате» 2(с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкцией о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственной пошлины 3, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 47 (в редакции постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 мая 2001 г. № 75 и от 6 февраля 2004 г. № 25).

В соответствии с указанными нормативными актами и ст. 115 ГПК государственной пошлиной оплачиваются:

1. Заявления о возбуждении дела:

® исковые заявления, в том числе встречные;

® заявления третьих лиц, содержащие самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе;

® жалобы на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан и права юридических лиц;

® заявления по делам особого производства;

® заявления по делам приказного производства;

2. Кассационные и надзорные жалобы на судебные постановления;

3. Выдача судами копий документов.

Государственная пошлина, взимаемая при обращении в общие суды, в соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной пошлине» поступает в доход местного бюджета.

Различают два вида государственной пошлины: простую и пропорциональную. Простая пошлина исчисляется в твердых ставках, а пропорциональная – в процентном выражении.

В настоящее время в Республике Беларусь установлена простая пошлина, выраженная в базовых величинах, и пропорциональная пошлина, которая в соответствии со ст. 119 ГПК определяется в процентном отношении к цене иска или к установленной базовой величине. Ставки государственной пошлины согласно ст. 3 Закона «О государственной пошлине» устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. В настоящее время ставки установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 402.

Государственная пошлина, пропорциональная базовой величине, уплачивается исходя из ее размера, установленного на день уплаты пошлины.

Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами путем их внесения в кредитные учреждения либо путем перечисления со счета плательщика в кредитном учреждении.

Размер и порядок исчисления государственной пошлины, уплачиваемой при возбуждении дел, зависят от вида судопроизводства и характера обращения в суд заинтересованного лица. В исковом производстве размер и порядок исчисления пошлины зависят от того, является ли требование заинтересованного лица имущественным или не подлежащим оценке. При заявлении имущественных требований размер государственной пошлины рассчитывается исходя из цены иска.

Под ценой иска понимается размер требования заинтересованного лица в денежном выражении. В соответствии со ст. 120 ГПК цена иска определяется:

® в исках о взыскании денежных средств – взыскиваемой суммой;

® в исках об истребовании имущества – стоимостью имущества;

® в исках о взыскании алиментов – совокупностью всех платежей, но не более чем за один год;

® в исках о срочных платежах и выдачах – совокупностью всех платежей или выдач, но не более чем за три года;

® в исках о бессрочных или пожизненных платежах или выдачах – совокупностью платежей или выдач за три года;

® в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач – суммой, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи или выдачи, но не более чем за один год;

® в исках о прекращении платежей или выдач – совокупностью оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год;

® в исках о досрочном расторжении договора аренды (имущественного найма) – совокупностью платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

® в исках о признании договоров недействительными – исходя из стоимости имущества;

® в исках о праве собственности на строения, принадлежащие гражданам,– стоимостью строения, но не ниже инвентаризационной оценки, или, при отсутствии ее, – не ниже оценки по обязательному государственному страхованию, а для строений, принадлежащих юридическим лицам, – не ниже балансовой оценки строения;

® в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований, – общей суммой всех требований.

Цена иска указывается лицом, обращающимся с соответствующим требованием в суд (истцом, третьим лицом или ответчиком, заявляющим встречный иск). В случае явного несоответствия заявленной цены иска ее действительному размеру она предварительно определяется судьей при принятии искового заявления с вынесением соответствующего определения. При этом, если действительный размер цены иска превышает заявленный, заявитель обязывается судом доплатить пошлину до необходимого размера.

От явного несоответствия цены иска следует отличать случаи затруднительности ее определения. При наличии таких обстоятельств размер государственной пошлины предварительно определяется судом с последующим довзысканием ее в соответствии с ценой иска, определенной судом при рассмотрении дела.




Размер уплачиваемой государственной пошлины в соответствии с п. 1 постановления Совета Министров от 26 марта 2003 г. № 402 составляет:

® с исковых заявлений имущественного характера, в том числе встречных, и заявлений третьих лиц с самостоятельными требованиями на предмет спора – 10 процентов цены иска;

® с жалоб на решения Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел об отказе в признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем, о приостановлении и прекращении рассмотрения ходатайств ино-странных граждан или лиц без гражданства о признании беженцами, об утрате статуса беженца, о лишении статуса беженца и об аннулировании решений о признании иностранных граждан или лиц без гражданства беженцами – 1 базовая величина;

® с жалоб на иные действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющие права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, – и права юридических лиц – 5 базовых величин;

® с жалоб на постановления (решения) государственных органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях о наложении:

административного взыскания в виде штрафа в размере:

менее 10 базовых величин – 0,5 базовой величины;

от 10 до 100 базовых величин – 2 базовые величины;

более 100 базовых величин – 3 базовые величины;

иных административных взысканий – 1 базовая величина;

® с исковых заявлений:

о расторжении брака – 5 базовых величин;

о расторжении повторного брака – 7 базовых величин;

® с исковых заявлений о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, а также с исковых заявлений истцов о расторжении брака с лицами, осужденными к лишению свободы на срок не менее 3 лет, – 1 базовая величина;

® с исковых заявлений:

об изменении или расторжении договора найма жилых помещений, о продлении срока принятия наследства – 2 базовые величины;

с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке) – 5 базовых величин;

® с заявлений (жалоб) по делам особого производства – 2 базовые величины;

® с заявлений (жалоб), состоящих из нескольких самостоятельных требований, – соответственно за каждое требование в отдельности;

® с кассационных и первичных надзорных жалоб на решения и определения судов об утверждении мировых соглашений, определения о судебном приказе, а также с жалоб на кассационные определения и надзорные постановления вышестоящих судов, с первичных надзорных жалоб на приговоры судов в части разрешения граждан-ского иска, – 50 процентов ставки, установленной на подачу искового или другого заявления и жалобы, а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы;

® с повторных надзорных жалоб на судебные решения, приговоры судов в части разрешения гражданского иска, указанные в предыдущем пункте, – 50 процентов ставки, предусмотренной в предыдущем пункте;

® за повторную выдачу копии судебного решения, приговора, определения и другого постановления суда – 1 базовая величина и, кроме того, 50 процентов базовой величины за каждую изготовленную страницу;

® за выдачу копии решения суда о расторжении брака – от 1 до 5 базовых величин (с одного или с обоих супругов);

® за выдачу копий других документов, находящихся в рассмотренном по существу деле, выдаваемых судом по письменной просьбе сторон и других участников процесса, – 10 процентов базовой величины и кроме того 3 процента базовой величины за каждую изготовленную страницу.

Требование имущественного характера состоит в том, что лицо, обращающееся в суд, просит признать за ним какое-либо имущественное право, присудить вещь или взыскать в его пользу определенную денежную сумму. Такое требование имеет свой размер, может быть оценено в денежном выражении, им можно распоряжаться путем увеличения или уменьшения размера требования.

К требованиям, носящим неимущественный характер или не подлежащим оценке, относятся, например, требования об изменении или расторжении договоров найма жилых помещений, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста, о возмещении морального вреда и т.п.

В случае, если исковое заявление (заявление, жалоба) содержит несколько самостоятельных требований, государственная пошлина исчисляется путем сложения пошлин, предусмотренных за каждое требование в отдельности. Это правило применяется в случаях соединения в одном заявлении требований как имущественного, так и неимущественного характера в различном сочетании. Исключение составляют лишь случаи, когда истцом в одном заявлении соединены требования в отношении одного и того же имущества, обусловленные избранием различных способов судебной защиты. Например, по иску о признании права собственности на строение и присуждении его государственная пошлина будет исчислена исходя из стоимости строения.

При предъявлении иска совместно несколькими ист­цами к одному или нескольким ответчикам пошлина исчисляется из общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований. От общей суммы иска пошлина взимается также в случае предъявления иска одним истцом к нескольким ответчикам, а также при объединении судьей (судом) в одно производство нескольких однородных требований.

Государственная пошлина по общему правилу уплачивается до обращения в суд с соответствующим процессуальным документом (подачи заявления, жалобы) или до выдачи судом копии документа. Неисполнение обязанности уплатить государственную пошлину влечет оставление процессуального документа без движения. При вынесении определения об уточнении цены иска (ее увеличении) суд также оставляет исковое заявление без движения с предоставлением срока для доплаты государственной пошлины в установленном порядке.

В случае, если в срок, указанный в определении суда, пошлина не будет уплачена, процессуальный документ считается неподанным и возвращается подателю.

При поступлении в суд заявления, не оплаченного пошлиной и не содержащего просьбы об освобождении от ее уплаты, судья обязан проверить, не освобождено ли лицо, обратившееся в суд, от уплаты пошлины в доход государства в силу законодательства.

При реализации истцом права на увеличение или уменьшение размера исковых требований уплата государственной пошлины происходит в следующем порядке: при увеличении цены иска государственная пошлина подлежит доплате, при уменьшении цены иска государственная пошлина возврату не подлежит.

По общему правилу уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит. Однако законодательство предусматривает возможность полного или частичного возврата государственной пошлины из бюджета лицу, уплатившему ее (ст. 123 ГПК, ст. 8 Закона «О государственной пошлине»). Это случаи, когда:

® пошлина была внесена в большем размере, чем требуется по действующему законодательству;

® лицу, обратившемуся в суд, отказано в возбуждении дела или его заявление возвращено по основаниям, предусмотренным ст. 248 и 249 ГПК;

® производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью его суду;

® заявление по делу оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением заинтересованным лицом установленного внесудебного порядка разрешения дела, либо в связи с подачей заявления недееспособным лицом, либо в связи с нахождением на рассмотрении другого суда спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

® лицу отказано в принятии кассационной жалобы в случае, если судебное постановление не подлежит обжалованию в силу закона или если лицам, пропустившим срок на кассационное обжалование, отказано в восстановлении срока на обжалование;

® кассационная жалоба возвращена после оставления ее без движения при невыполнении указаний, содержащихся в определении суда;

® лицо, уплатившее пошлину, отказалось до обращения в суд от совершения процессуального действия или получения документа;

® отменено в установленном порядке уже исполненное решение суда о взыскании пошлины с юридически заинтересованного в исходе дела лица;

® в процессе рассмотрения дела судом уточнена цена иска, с которого была уплачена пошлина, и цена иска уменьшена.

Законодательством Республики Беларусь могут быть определены и иные случаи возврата государственной пошлины.

Основанием для возврата государственной пошлины является определение суда при условии подачи заявления в суд до истечения трехлетнего срока со дня уплаты пошлины в бюджет (ст. 60 Налогового кодекса). Возврат пошлины из местного бюджета производится по заявлению плательщика (ст. 123 ГПК). К заявлению о возврате пошлины прилагается определение суда, а также подлинные документы, подтверждающие уплату пошлины.


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Контакты
  • Руководство Верховного Суда
  • Пленум Верховного Суда
  • Президиум Верховного Суда
  • Судебные коллегии
  • Аппарат Верховного Суда
  • Научно-консультативный совет при Верховном Суде
  • Пресс-служба
  • Прием граждан и представителей юридических лиц в Верховном Суде

Электронное судопроизводство по экономическим делам


Банк данных судебных постановлений

Образцы документов для обращения в суд

Расписание заседаний

Государственная пошлина

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам;
  • выступают ответчиками (должниками) в судах, если при этом судебное постановление вынесено не в их пользу, а истец (взыскатель) освобожден от государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь или актами Президента Республики Беларусь.

Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, иным обязанным лицом в случаях, установленных налоговым законодательством (пункт 2 ст. 42 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Объекты обложения государственной пошлиной:

1) рассмотрение судами:

  • исковых и иных заявлений, жалоб;
  • апелляционных и кассационных жалоб;
  • надзорных жалоб и жалоб в порядке надзора;
  • жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • ходатайств об отмене решения третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, иного постоянного арбитражного органа, ходатайств об обеспечении иска, рассматриваемого международным арбитражным (третейским) судом, третейским судом;

2) выдача судами дубликатов, копий документов;

3) рассмотрение судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь исковых заявлений и жалоб, выдача этой коллегией копий документов.

Льготы по государственной пошлине указаны в ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь

Применение льготы по государственной пошлине является правом плательщика. В случае, если плательщик освобождается от государственной пошлины, об этом делается отметка на соответствующих документах с указанием, на основании какого законодательного акта и (или) иного правового акта (их конкретного структурного элемента) плательщик освобождается от государственной пошлины.

Исчисление государственной пошлины

Государственная пошлина уплачивается по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения за совершением юридически значимых действий в органы, взимающие государственную пошлину.

Днем обращения за совершением юридически значимых действий признаются день поступления искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства или иных документов на совершение таких действий в органы, взимающие государственную пошлину, а при отправлении их через отделение почтовой связи - день отправления.

Государственная пошлина может уплачиваться в иностранной валюте плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты, и официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день уплаты.

С 1 января 2021 года в Республике Беларусь установлена базовая величина в размере 29 рублей.

Оформление платежного документа

В графе «плательщик» указывается субъект, обращающийся в суд за совершением юридически значимого действия (истец, заявитель).

В случае уплаты пошлины иным лицом за плательщика необходимо в графе «плательщик» указывать информацию и о плательщике, и об ином лице.

Например: «Иванов за ООО «Мера», «Иванов в интересах ООО «Мера», «ООО «Мера» через Иванова».

В графе «назначение платежа» указывается:

- суд, в который подается исковое или иное заявление, жалоба, ходатайство;

- наименование истца и ответчика (взыскателя и должника, заявителя и заинтересованного лица);

- требование по конкретному заявлению, жалобе, ходатайству.

при подаче искового заявления:

«государственная пошлина за рассмотрение экономическим судом __________ области искового заявления ОАО «ЧАС» к ООО «Мера» о взыскании ________ белорусских рублей долга, пеней, процентов за пользование чужими денежными средствами»;

при подаче заявления о возбуждении приказного производства:

«государственная пошлина за рассмотрение экономическим судом _______ области заявления о возбуждении приказного производства ОАО «ЧАС» к ООО «Мера» о взыскании ___________ белорусских рублей долга, пеней, процентов за пользование чужими денежными средствами»;

при подаче заявления о выдаче копий документов, находящихся в деле:

«государственная пошлина за выдачу экономическим судом ________ области копий документов по делу №_______».

Подтверждение факта уплаты пошлины

Факт уплаты государственной пошлины путем внесения наличных денежных средств подтверждается квитанцией банка, организации связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа. При необходимости по просьбе плательщика квитанция возвращается плательщику. В органе, взимающем государственную пошлину, остается копия квитанции, соответствие которой оригиналу заверяется подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов. На квитанции делается отметка о дате ее представления в орган, взимающий государственную пошлину, которая заверяется также подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов.

Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленными на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Факт уплаты государственной пошлины при проведении налоговым органом зачета налога, сбора (пошлины) в счет подлежащей уплате сумме государственной пошлины подтверждается оригиналом письма налогового органа о проведенном зачете, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверенного гербовой печатью налогового органа.

Факт уплаты государственной пошлины посредством системы ЕРИП подтверждается наличием в системе ЕРИП информации, подтверждающей зачисление государственной пошлины. Плательщик обязан при обращении в орган, взимающий государственную пошлину, сообщить учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП.

Подтверждением фактического зачисления в республиканский бюджет государственной пошлины, уплаченной плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, является справка инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску, которая направляется в орган, взимающий государственную пошлину, в течение пяти рабочих дней после зачисления государственной пошлины в бюджет.

Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины при обращении в суды установлены ст. 288 Налогового кодекса Республики Беларусь, при обращении в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь - ст. 289 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Порядок и случаи возврата (зачета) государственной пошлины определены в ст. 292 Налогового кодекса Республики Беларусь. Возврат (зачет) уплаченной государственной пошлины производится плательщику применительно к понятию, указанному в ст.283 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе — плательщики) признаются организации и физические лица, которые:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам;
  • выступают ответчиками (должниками) в судах, если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец (взыскатель) освобожден от государственной пошлины в соответствии с настоящим Кодексом или актами Президента Республики Беларусь.

Объекты обложения государственной пошлиной

Объектами обложения государственной пошлиной признаются:

  • рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в суды, кассационных, апелляционных и надзорных жалоб на судебные постановления, выдача копий документов, предоставление экономическими судами областей (города Минска), судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников;
  • рассмотрение исковых заявлений и жалоб, подаваемых в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, а также выдача копий судебных постановлений этой коллегии;
  • рассмотрение надзорных жалоб на судебные постановления, жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, подаваемых в органы прокуратуры, а также выдача органами прокуратуры копий документов;
  • нотариальные и иные действия, совершаемые уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов;
  • совершение действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
  • государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, а также выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации;
  • государственная регистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), их символики, постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов, Белорусской нотариальной палаты, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве некоммерческих организаций, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, государственная регистрация республиканских государственно-общественных объединений и их символики, государственная регистрация, постановка на учет организационных структур политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, постановка на учет организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленного подразделения юридического лица, выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации политической партии, профессионального союза, иного общественного объединения, их союза (ассоциации), республиканского государственно-общественного объединения, постоянно действующего международного арбитражного (третейского) суда, Белорусской нотариальной палаты, организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве некоммерческих организаций, а также дубликата устава с отметками о государственной регистрации политической партии, профессионального союза, иного общественного объединения, их союза (ассоциации), постоянно действующего международного арбитражного (третейского) суда, Белорусской нотариальной палаты;
  • государственная регистрация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в устав постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, а также постановка на учет постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица;
  • государственная регистрация создаваемых (реорганизуемых) фондов, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы фондов, в том числе вносимых в уставы фондов в связи с изменением их вида, выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации фонда и (или) устава (при их утрате);
  • государственная регистрация коллегий адвокатов, адвокатских бюро, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации коллегии адвокатов, адвокатского бюро, выдача свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, внесение изменений и (или) дополнений в него, выдача его дубликата;
  • предоставление информации по каждому субъекту, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сроки и порядок уплаты государственной пошлины

Государственная пошлина уплачивается:

  • при обращении в суды, органы прокуратуры — до подачи искового заявления, заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариального действия;
  • при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) — до выдачи документов (их копий, дубликатов);
  • за проставление апостиля — при выдаче официального документа, предназначенного для использования за пределами Республики Беларусь, на котором проставлен апостиль;
  • за регистрацию заключения брака, за регистрацию расторжения брака по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 года, за регистрацию расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе (в соответствии со статьей 35 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье), — до подачи соответствующего заявления;
  • за регистрацию перемены фамилии, собственного имени, отчества, за выдачу свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния — при выдаче этих свидетельств;
  • за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами)), внесение в него изменений и (или) дополнений, продление срока действия специального разрешения (лицензии), выдачу его дубликата — до подачи заявления и (или) иных документов на выдачу специального разрешения (лицензии), внесение в него изменений и (или) дополнений, продление срока действия специального разрешения (лицензии), выдачу его дубликата;
  • при обращении за совершением иных юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав — до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий.

Государственная пошлина уплачивается плательщиком (иным обязанным лицом) по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день его обращения за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам.

Днем обращения за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, признаются день поступления искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства или иных документов на совершение таких действий в специально уполномоченные государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам либо день отправления их через отделение почтовой связи.

В случае изменения ставки государственной пошлины и (или) размера базовой величины во время рассмотрения искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства доплата государственной пошлины не производится. При увеличении размера исковых требований производится доплата государственной пошлины в соответствии с увеличением цены иска по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления.

Если государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, уплачена меньше установленного размера, производится доплата по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения.

Государственная пошлина может уплачиваться в иностранной валюте плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты, и официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день уплаты.

Согласно пункту 8 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) освобождаются от государственной пошлины при совершении иных юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов:

  • 8.3. политические партии, профессиональные союзы, иные общественные объединения, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения — за их перерегистрацию и перерегистрацию их символики в связи с изменением законодательства;
  • 8.4. республиканские и местные молодежные и детские общественные объединения, общественные объединения ветеранов Великой Отечественной войны, их союзы (ассоциации) — за их государственную регистрацию, государственную регистрацию их символики, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, выдачу дубликата свидетельства их государственной регистрации, а также дубликата устава с отметками об их государственной регистрации, государственную регистрацию, постановку на учет их организационных структур;
  • 8.5. политические партии, профессиональные союзы, иные общественные объединения, их союзы (ассоциации), постоянно действующие международные арбитражные (третейские) суды, постоянно действующие третейские суды, Белорусская нотариальная палата — за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы в случаях, связанных с изменением законодательства;
  • 8.6. фонды — за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы в случае изменения законодательства, согласно которому требуется внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда;
  • 8.7. международный фонд — за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с созданием представительств и (или) филиалов на территории одного или нескольких иностранных государств в течение шести месяцев со дня государственной регистрации указанного фонда;
  • 8.8. республиканский фонд — за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с созданием представительств и (или) филиалов в областях и городе Минске в течение шести месяцев со дня государственной регистрации указанного фонда;
  • 8.26. граждане — по запросам о предоставлении информации, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в реестре специальных разрешений (лицензий), о субъектах хозяйствования, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а также деятельность, связанную со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, а также по запросам о предоставлении информации, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для целей защиты прав потребителей, начисления пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат;
  • 8.27. государственные органы, иные государственные организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь или подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, а также суды и нотариусы — по запросам о предоставлении информации, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реестре специальных разрешений (лицензий), Государственном реестре морских судов Республики Беларусь, Государственном судовом реестре Республики Беларусь или судовой книге, Государственном реестре общественных объединений, союзов (ассоциаций) общественных объединений, Государственном реестре политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, реестрах местных общественных объединений, союзов (ассоциаций) местных общественных объединений.

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ В РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ

При совершении Министерством юстиции Республики Беларусь юридически значимых действий в соответствии с подпунктами 1.10, 1.101, 1.11, 1.25, 1.46 пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса Республики Беларусь, уплата государственной пошлины производится в республиканский бюджет.

Реквизиты для уплаты государственной пошлины в республиканский бюджет:

  • получатель: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по городу Минску
  • УНП 100061548, ОАО «АСБ Беларусбанк» город Минск
  • БИК банка AKBBBY2X, номер счета BY04AKBB36029110100040000000
  • код платежа 03001 (для организаций)
  • код платежа 03002 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе — плательщики) признаются организации и физические лица, которые:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам;
  • выступают ответчиками (должниками) в судах, если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец (взыскатель) освобожден от государственной пошлины в соответствии с настоящим Кодексом или актами Президента Республики Беларусь.

Объекты обложения государственной пошлиной

Объектами обложения государственной пошлиной признаются:

  • рассмотрение исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в суды, кассационных, апелляционных и надзорных жалоб на судебные постановления, выдача копий документов, предоставление экономическими судами областей (города Минска), судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников;
  • рассмотрение исковых заявлений и жалоб, подаваемых в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, а также выдача копий судебных постановлений этой коллегии;
  • рассмотрение надзорных жалоб на судебные постановления, жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, подаваемых в органы прокуратуры, а также выдача органами прокуратуры копий документов;
  • нотариальные и иные действия, совершаемые уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов;
  • совершение действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
  • государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц, изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, а также выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации;
  • государственная регистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), их символики, постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов, Белорусской нотариальной палаты, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве некоммерческих организаций, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, государственная регистрация республиканских государственно-общественных объединений и их символики, государственная регистрация, постановка на учет организационных структур политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, постановка на учет организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленного подразделения юридического лица, выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации политической партии, профессионального союза, иного общественного объединения, их союза (ассоциации), республиканского государственно-общественного объединения, постоянно действующего международного арбитражного (третейского) суда, Белорусской нотариальной палаты, организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве некоммерческих организаций, а также дубликата устава с отметками о государственной регистрации политической партии, профессионального союза, иного общественного объединения, их союза (ассоциации), постоянно действующего международного арбитражного (третейского) суда, Белорусской нотариальной палаты;
  • государственная регистрация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в устав постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, а также постановка на учет постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица;
  • государственная регистрация создаваемых (реорганизуемых) фондов, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы фондов, в том числе вносимых в уставы фондов в связи с изменением их вида, выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации фонда и (или) устава (при их утрате);
  • государственная регистрация коллегий адвокатов, адвокатских бюро, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации коллегии адвокатов, адвокатского бюро, выдача свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, внесение изменений и (или) дополнений в него, выдача его дубликата;
  • предоставление информации по каждому субъекту, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сроки и порядок уплаты государственной пошлины

Государственная пошлина уплачивается:

  • при обращении в суды, органы прокуратуры — до подачи искового заявления, заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариального действия;
  • при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) — до выдачи документов (их копий, дубликатов);
  • за проставление апостиля — при выдаче официального документа, предназначенного для использования за пределами Республики Беларусь, на котором проставлен апостиль;
  • за регистрацию заключения брака, за регистрацию расторжения брака по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 года, за регистрацию расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе (в соответствии со статьей 35 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье), — до подачи соответствующего заявления;
  • за регистрацию перемены фамилии, собственного имени, отчества, за выдачу свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния — при выдаче этих свидетельств;
  • за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами)), внесение в него изменений и (или) дополнений, продление срока действия специального разрешения (лицензии), выдачу его дубликата — до подачи заявления и (или) иных документов на выдачу специального разрешения (лицензии), внесение в него изменений и (или) дополнений, продление срока действия специального разрешения (лицензии), выдачу его дубликата;
  • при обращении за совершением иных юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав — до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий.

Государственная пошлина уплачивается плательщиком (иным обязанным лицом) по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день его обращения за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам.

Днем обращения за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, признаются день поступления искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства или иных документов на совершение таких действий в специально уполномоченные государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам либо день отправления их через отделение почтовой связи.

В случае изменения ставки государственной пошлины и (или) размера базовой величины во время рассмотрения искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства доплата государственной пошлины не производится. При увеличении размера исковых требований производится доплата государственной пошлины в соответствии с увеличением цены иска по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления.

Если государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, уплачена меньше установленного размера, производится доплата по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения.

Государственная пошлина может уплачиваться в иностранной валюте плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты, и официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день уплаты.

Согласно пункту 8 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) освобождаются от государственной пошлины при совершении иных юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов:

  • 8.3. политические партии, профессиональные союзы, иные общественные объединения, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения — за их перерегистрацию и перерегистрацию их символики в связи с изменением законодательства;
  • 8.4. республиканские и местные молодежные и детские общественные объединения, общественные объединения ветеранов Великой Отечественной войны, их союзы (ассоциации) — за их государственную регистрацию, государственную регистрацию их символики, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, выдачу дубликата свидетельства их государственной регистрации, а также дубликата устава с отметками об их государственной регистрации, государственную регистрацию, постановку на учет их организационных структур;
  • 8.5. политические партии, профессиональные союзы, иные общественные объединения, их союзы (ассоциации), постоянно действующие международные арбитражные (третейские) суды, постоянно действующие третейские суды, Белорусская нотариальная палата — за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы в случаях, связанных с изменением законодательства;
  • 8.6. фонды — за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы в случае изменения законодательства, согласно которому требуется внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда;
  • 8.7. международный фонд — за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с созданием представительств и (или) филиалов на территории одного или нескольких иностранных государств в течение шести месяцев со дня государственной регистрации указанного фонда;
  • 8.8. республиканский фонд — за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с созданием представительств и (или) филиалов в областях и городе Минске в течение шести месяцев со дня государственной регистрации указанного фонда;
  • 8.26. граждане — по запросам о предоставлении информации, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в реестре специальных разрешений (лицензий), о субъектах хозяйствования, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а также деятельность, связанную со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, а также по запросам о предоставлении информации, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для целей защиты прав потребителей, начисления пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат;
  • 8.27. государственные органы, иные государственные организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь или подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, а также суды и нотариусы — по запросам о предоставлении информации, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реестре специальных разрешений (лицензий), Государственном реестре морских судов Республики Беларусь, Государственном судовом реестре Республики Беларусь или судовой книге, Государственном реестре общественных объединений, союзов (ассоциаций) общественных объединений, Государственном реестре политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, реестрах местных общественных объединений, союзов (ассоциаций) местных общественных объединений.

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ В РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ

При совершении Министерством юстиции Республики Беларусь юридически значимых действий в соответствии с подпунктами 1.10, 1.101, 1.11, 1.25, 1.46 пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса Республики Беларусь, уплата государственной пошлины производится в республиканский бюджет.

Реквизиты для уплаты государственной пошлины в республиканский бюджет:

  • получатель: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по городу Минску
  • УНП 100061548, ОАО «АСБ Беларусбанк» город Минск
  • БИК банка AKBBBY2X, номер счета BY04AKBB36029110100040000000
  • код платежа 03001 (для организаций)
  • код платежа 03002 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей).




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Государственная пошлина — это процедура взимания денежных средств определёнными учреждениями, которые являются уполномоченными в данной сфере, за факт совершения действий, проведенных в интересах организаций и предприятий. Госпошлина взимается также при выдаче документов, имеющих определённую юридическую ценность.

В большинстве случаев государственная пошлина включается в общенациональную налоговую систему. Её можно смело позиционировать в качестве отдельного налогового платежа, что обусловлено обязательностью уплаты в бюджет и распространении общих условий установления, которые предполагают идентификацию плательщика и дополнительных элементов налогообложения.

Отличие госпошлины от налога

Главное же отличие пошлины государственного значения от налога заключается в её целевой направленности. Несмотря на это, следует отметить, что будучи федеральным сбором, государственная пошлина подлежит уплате на всей территории отдельно взятого государства. Денежные средства, поступившие от такой оплаты, используется с целью пополнения федерального бюджета, региональных бюджетов, а также бюджетов субъектов государственного значения.

При выполнении большинства действий, имеющих юридическую значимость, необходимо выполнить обязательную процедуру выплаты государственной пошлины. Список конкретных событий довольно широк и отмечен в законодательстве. Есть и закрытый перечень объектов взимания пошлин, который можно отыскать в Налоговом кодексе.

Касательно проведения операций с участием физических лиц, то названный список может быть несколько сокращён. Чаще всего оплату необходимо проводить при совершении нотариальных операций, обращении в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, выдаче водительских удостоверений и регистрации транспортных средств, а также при регистрации актов гражданского состояния. Этот список не является полным и приведён исключительно в качестве примера.

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Могут быть определённые расклады, при которых физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

  • К примеру, за выдачу свидетельства, подтверждающее право наследования при условии, если ко дню открытия наследства преемник является несовершеннолетним или же страдает психическими расстройствами.
  • Также исключением может быть в том случае, если наследство переходит от работника, который был застрахован на случай смерти за счёт предприятия и погиб в результате несчастного случая на производстве.

Виды государственных пошлин

Существует несколько видов государственных пошлин. Речь идёт о судебной, нотариальной, регистрационной и административной. В качестве плательщиков пошлин могут выступать юридические и физические лица. Более того, субъекты, не являющиеся резидентами конкретной страны также должны произвести оплату такого налога.

Объектами госпошлин являются услуги, осуществляемые органами государственного значения, а также отдельных должностных лиц.

Если одновременно в соответствующие органы с целью совершения юридически значимых действий обращается сразу несколько плательщиков, не имеющих права на льготное обслуживание, государственная пошлина должна быть уплачена в равных долях. При условии, что в сделке участвуют лица, которые освобождаются от произведения оплаты, размер госпошлины должен быть уменьшен в соответствии с количеством лиц, освобожденных от налогов. Часть суммы пошлины, которая вследствие проведения такой процедуры будет по-прежнему подвергаться оплате, должна быть уплачен оставшимися участниками сделки.

Читайте также: