Проблема налогообложения операций с ценными бумагами

Опубликовано: 21.09.2024

  • Открытие счетов
  • Обслуживание ценных бумаг
  • Проведение расчетов по ценным бумагам
  • Сопровождение корпоративных действий по ценным бумагам
  • Налогообложение доходов и операций по ценным бумагам
  • Залоговые операции
  • Банк-Клиент Депо
  • Тарифы
  • Контактная информация

Порядок налогообложения ценных бумаг определяется законодательством стран их эмитентов, типами эмитентов и ценных бумаг, датой выпуска, видом дохода, статусом собственника и номинального держателя ценной бумаги, указанных в реестре.

Во всех случаях для получения налогового освобождения применяются следующие общие принципы:

  • определение наличия права на получение налогового освобождения;
  • установление типа налогового освобождения;
  • прохождение процедуры получения налогового освобождения.

Возможность получения налогового освобождения может быть обусловлена законодательством страны эмитента, соглашением об избежании двойного налогообложения между страной эмитента и страной местонахождения держателя ценных бумаг.

Размер ставки налога, удерживаемого у источника выплаты, устанавливается законодательством страны эмитента ценных бумаг в зависимости от категорий эмитентов, видов ценных бумаг, даты выпуска, видов доходов, статуса конечного собственника ценных бумаг, а также от валюты, в которой осуществляется выплата доходов.

Депозитарий ВЭБ.РФ предоставляет своим депонентам возможность получения налогового освобождения по ценным бумагам в случае, если такое освобождение допускается законодательством страны эмитента ценных бумаг.

Оформление освобождения от уплаты налога на доходы по ценным бумагам иностранных эмитентов осуществляется клиентами Депозитария через международные расчетно-клиринговые центры (МРКЦ) Euroclear Bank, Brussels и Clearstream Banking, Luxembourg.

При поступлении от МРКЦ уведомления о возможности получения налогового освобождения Депозитарий направляет соответствующее информационное сообщение клиентам – держателям ценных бумаг с указанием крайнего срока направления в Депозитарий запроса для получения налогового освобождения. Клиент направляет в Депозитарий соответствующий письменный запрос в произвольной форме по стандартным каналам связи. В случае, если МРКЦ подтверждает возможность получения налогового освобождения, ВЭБу предоставляется комплект соответствующих документов. Получив документацию, Депозитарий не позднее следующего рабочего дня после даты получения запроса клиента направляет в его адрес документацию для заполнения. В случае необходимости Депозитарий оказывает консультационную поддержку депоненту по вопросам заполнения налоговых документов.

Заполненные и подписанные депонентом документы для получения налогового освобождения предоставляются в Депозитарий, который в свою очередь направляет их в МРКЦ.

Отчет о получении налогового освобождения направляется депоненту после получения Депозитарием соответствующих документов из МРКЦ.

Возможные варианты получения налогового освобождения через МРКЦ

Налоговое освобождение

Обязательным условием предоставления налоговой льготы является обособление ценных бумаг на отдельном счете ВЭБа в международном расчетно-клиринговом центре и установление для этого счета специального режима налогообложения по имеющимся активам. Ценные бумаги, учитываемые на таком отдельном счете, должны находиться в собственности клиента – нерезидента ценных бумаг. Если клиент Внешэкономбанка выступает в качестве номинального держателя ценных бумаг, то ему необходимо открыть отдельный счет для каждого своего клиента, являющегося владельцем соответствующих ценных бумаг.

По вопросам содействия при получении налогового освобождения по ценным бумагам иностранных эмитентов просим обращаться в Депозитарий Внешэкономбанка по телефонам:
+7 (495) 604-67-26,
+7 (495) 604-68-19.

"Бухгалтерия и банки", N 8, 2004

Налогообложение ценных бумаг и особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами в коммерческом банке регулируются Налоговым кодексом РФ (ст.ст.280, 281, 282 гл.25 ).

Статьей 280 "Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами" установлен порядок признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Вопрос отнесения той или иной бумаги к обращающимся на ОРЦБ ценным бумагам является принципиально важным для осуществления контроля за ценой сделки. Ценные бумаги признаются таковыми при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
  2. если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операции с ценными бумагами;
  3. если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено национальным законодательством.

Ключевым условием является расчет рыночной цены, в качестве которой законодатель определил средневзвешенную цену ценной бумаги по сделкам через организатора торговли в течение одного торгового дня. В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то за нее должна приниматься половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через организатора торговли.

Отсюда следует, что рыночная цена конкретной ценной бумаги существует только тогда, когда совершается сделка с этой бумагой через организатора торговли. Причем эта цена (рыночная) должна находиться в интервале между максимальной и минимальной ценами, имевшими место в течение торговой сессии. Таким образом, напрашивается вывод, что если через организатора торговли торги по конкретной ценной бумаге в течение одного торгового дня не проводились, то нет данных для расчета рыночной котировки по этой ценной бумаге.

Но в данном случае законодатель в п.5 ст.280 НК РФ предусмотрел другой способ расчета рыночной котировки, суть которого сводится к следующему: при отсутствии информации об интервале цен у организатора торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает данные об интервале цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

При использовании данного способа фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг принимается в качестве рыночной только в том случае, если она находится в интервале между максимальной и минимальной ценами. Отдельно законодатель регламентировал определение рыночной цены ценной бумаги при реализации ее по цене ниже минимальной. В таком случае в целях налогообложения в качестве рыночной котировки принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. В связи с этим возникает вопрос: какую цену принимать в качестве рыночной, если бумага была продана налогоплательщиком на внебиржевом рынке по цене, превышающей максимальную? На мой взгляд, этот вопрос необходимо доработать и четко регламентировать в налоговом законодательстве во избежание неверного толкования налогоплательщиками указанного выше пункта НК РФ.

Предположим, что торги по конкретной ценной бумаге организатором торговли не проводились ни в день совершения налогоплательщиком операции, ни в предыдущие 12 месяцев. В данном случае для проданной на внебиржевом рынке ценной бумаги не выполняется третье условие признания ее обращающейся на организованном рынке ценных бумаг. Таким образом, свойство обращаемости на организованном рынке ценных бумаг не является постоянным свойством какой-либо бумаги в течение продолжительного времени. И это законодателю необходимо было предусмотреть. В указанной выше ситуации рассматриваемые бумаги попадают в группу не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Следует отметить, что в обязанности налогоплательщика законодателем вменяется отслеживание операций с ценными бумагами, проводимых всеми организаторами торговли как на территории Российской Федерации, так и на зарубежных фондовых рынках. Примером в данном случае могут служить облигации внешнего займа или американские депозитарные расписки. Процесс сбора полной и достоверной информации о состоянии различных фондовых бирж является довольно трудоемким и требует от специалистов определенного уровня квалификации, а в некоторых случаях владения иностранными языками. Тем не менее налогоплательщик должен применять все необходимые действия по поиску такой информации, для того чтобы правильно квалифицировать ту или иную сделку на предмет обращаемости ценных бумаг. Иными словами, субъект налогообложения должен быть более информированными, чем налоговые органы. В противном случае налоговая база при реализации или ином выбытии ценных бумаг может быть неверно рассчитана, что повлечет за собой истолкование подобного факта как налогового правонарушения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Итак, мы установили, что ценные бумаги, по которым не проводились торги за последние 12 месяцев ни у одного из организаторов торговли, относятся к категории не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Налоговый кодекс РФ признает фактическую цену реализации данных бумаг в качестве рыночной котировки только при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  1. если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;
  2. если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20% в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

Поскольку п.6 ст.280 НК РФ не дает разъяснения понятия "аналогичная ценная бумага", то понимать его следует только как "идентичная ценная бумага" либо "однородная ценная бумага". Обратимся к ст.40 НК РФ, которая дает определение идентичного и однородного товара:

  • идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться;
  • однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Перечисленные выше два определения являются единственными имеющими юридическую силу. Но, по моему мнению, применение этих норм к ценным бумагам может натолкнуться на значительные трудности, поскольку ценная бумага является в определенном смысле товаром особого рода. Как будут преодолеваться эти трудности, покажет только практика. Следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями МНС России к гл.25 НК РФ под идентичными (аналогичными) ценными бумагами понимаются ценные бумаги одного и того же вида, имеющие одинаковые основные характеристики (вид бумаги, валюта платежа, номинал, вид заявленного дохода, срок и условия обращения). Кроме того, добавлено, что они должны иметь одинаковый номинал. Рассуждения налоговых органов по данному вопросу выглядят довольно логично, однако как это все будет применяться на практике по отношению к конкретной ценной бумаге? Помимо всего прочего необходимо помнить, что любые толкования термина аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги не могут иметь юридическую силу, кроме тех, которые перечислены в Налоговом кодексе.

Законодатель дает иной способ расчета рыночной котировки, принимаемой в целях налогообложения. Так, в случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20% от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения, цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. В частности, для определения расчетной цены акции может быть использована стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию. Для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована величина ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте. Данный способ определения рыночной котировки, принимаемой в целях налогообложения, представляется более приемлемым, однако и здесь возникают некоторые вопросы. К примеру, для определения расчетной цены акции исходя из стоимости чистых активов налогоплательщику необходимо рассчитать и сам показатель стоимости чистых активов эмитента. Данная величина рассчитывается по формуле:

Как видим, для осуществления подобного расчета налогоплательщику необходимо иметь соответствующие документы бухгалтерской отчетности эмитента за соответствующий период.

Что касается расчетной цены по долговым ценным бумагам, то Методические рекомендации МНС России предлагают в качестве рыночной ставки ссудного процента использовать ставку рефинансирования ЦБ РФ. Однако рыночная ставка ссудного процента не может отождествляться со ставкой рефинансирования ЦБ РФ, поскольку последняя не является рыночной ставкой и применяться для оценки совершаемых банками сделок не может (ставка рефинансирования призвана регулировать денежно-кредитную политику коммерческого банка и оказывать опосредованное влияние на уровень ссудного процента).

Подводя итоги нашему анализу налогового законодательства в области налогообложения операций с ценными бумагами, проводимых коммерческим банками, можно сделать следующие выводы:

  • недостаточно четко регламентирован порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами: не совсем ясен порядок определения рыночной котировки ценных бумаг, которые отнесены законодателем к категории обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, торги по которым на дату совершения сделки не проводились, но имеются котировки хотя бы за один день из предшествующих 12 месяцев;
  • недостаточно проработан вопрос отнесения какой-либо ценной бумаги к категории обращающейся или не обращающейся на ОРЦБ. Данный вопрос предоставлен на самостоятельное его решение налогоплательщиками;
  • отсутствует четкое определение понятия "аналогичная ценная бумага", которое законодатель отождествляет с понятиями "идентичный" и "однородный товар". Дающиеся в ст.40 НК РФ определения двух последних понятий, на мой взгляд, к ценным бумагам применены быть не могут в силу особенностей ценной бумаги как товара.

Подобные неясности и неточности в налоговом законодательстве могут привести к неверному толкованию налогоплательщиками статей НК РФ, что, несомненно, является предпосылкой к возникновению налоговых правонарушений, влекущих за собой искажение финансовой отчетности организации.

Депонентам НКО АО НРД

В настоящее время не подлежат налогообложению НДФЛ следующие доходы по ценным бумагам российских эмитентов:

  1. купонный доход по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств-участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления (п. 25 ст. 217 НК РФ);
  2. купонный доход по обращающимся облигациям российских компаний, которые эмитированы с 1 января 2017 года и номинированы в рублях, если купонный доход не превышает ставку рефинансирования, увеличенную на пять процентных пунктов, и только сумма превышения облагается НДФЛ по ставке 35% (п. 7 ст. 214.1 НК РФ, абз. 5 п. 2 ст. 224 НК РФ).

С 01.01.2021 года Федеральным законом № 102-ФЗ п. 25 ст. 217 и абз.5 п.2 ст.224 Налогового кодекса РФ признаны утратившими силу.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 102-ФЗ в Налоговый кодекс РФ, купонный доход по ОФЗ, региональным и муниципальным облигациям, а также по обращающимся облигациям российских компаний, номинированным в рублях и выпущенным после 1 января 2017 года, с 01 января 2021 года будет облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по следующим ставкам:

  • 13% — для налоговых резидентов РФ;
  • 30% — для налоговых нерезидентов РФ.

При наличии международных соглашений для иностранных инвесторов - физических лиц будут применяться ставки, предусмотренные в соглашениях.

На текущий момент НРД ведет переговоры и переписку с Министерством Финансов РФ по уточнению форматов налогового раскрытия иностранных номинальных держателей по государственным и муниципальным ценным бумагам, в том числе по ОФЗ.

Обсуждается вариант с раскрытием юридических и физических лиц (стандартный вариант) и вариант раскрытия в рамках статьи 214.6 НК РФ только физических лиц.

По факту получения ответа Минфина РФ на письмо НРД на сайте будет размещена дополнительная информация.

По всем вопросам, связанным с настоящим письмом, Вы можете обращаться к Вашим персональным менеджерам по телефонам: +7 495 956-27-90/91

Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (НКО АО НРД) – центральный депозитарий Российской Федерации. Статус центрального депозитария присвоен ФСФР России приказом № 12-2761/ПЗ-И от 6 ноября 2012 г. Лицензия № 045-12042-000100 от 19 февраля 2009 г. профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, выданная ФСФР России. Лицензия № 3294 на осуществление банковских операций, выданная 4 августа 2016 г. Банком России. Лицензия № 045-00004-000010 от 20 декабря 2012 г. на осуществление клиринговой деятельности, выданная ФСФР России. Лицензия № 045-01 от 28 декабря 2016 г. на осуществление репозитарной деятельности, выданная Банком России. Местонахождение: г. Москва, ул. Спартаковская, дом 12.

Обработка персональных данных на сайте осуществляется в соответствии с «Положением об обработке персональных данных». Настоящим, продолжая работу на сайте, вы подтверждаете, что ознакомились с Положением об обработке персональных данных НКО АО НРД, даете свое согласие НКО АО НРД на обработку ваших персональных данных в соответствии с условиями указанной политики, а также даете свое согласие на автоматизированную обработку ваших персональных данных (файлы cookie, сведения о действиях, которые вы совершаете на сайте, сведения об используемых для этого устройствах, дата и время сессии), в т.ч. с использованием метрических программ Яндекс.Метрика, Google Analytics, путем совершения следующих действий: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, блокирование, удаление, уничтожение, передача (предоставление, доступ) третьим лицам, предоставляющим НКО АО НРД сервис по метрическим программам.

Обработка данных осуществляется в целях улучшения работы сайта, совершенствования продуктов и услуг НКО АО НРД, определения предпочтений пользователя, предоставления целевой информации по продуктам и услугам НКО АО НРД. Настоящее согласие действует с момента его предоставления и в течение всего периода использования сайта.

В случае отказа от обработки данных метрическими программами вы проинформированы о необходимости прекратить использование сайта или отключить файлы cookie в настройках браузера..

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований .

Налогообложение субъектов рынка ценных бумаг до настоящего времени не осуществляется на основе системного подхода. Есть проблемы в реализации некоторых документов в части налогообложения рынка ценных бумаг, отсутствует прогноз и учет последствий введения, изменения или отмены тех или иных налогов для субъектов рынка ценных бумаг, существует дифференциация налогообложения в зависимости от вида субъектов рынка.

Все это позволяет утверждать, что вследствие отсутствия системного подхода к организации налогообложения субъектов рынка ценных бумаг регулятивная функция налогов в этой сфере мало используется в практической деятельности органов государственной власти, не нашла должного отражения в действующем законодательстве и правовой науке .

Таким образом, проблемы налогообложения участников рынка ценных бумаг являются на сегодняшний день достаточно актуальными.

В связи с развивающимся характером российского рынка ценных бумаг законодательство в части правил налогообложения при совершении операций с ценными бумагами постоянно совершенствуется. В среднесрочной перспективе предполагается решить некоторые проблемы, связанные с налогообложением прибыли при совершении организациями операций с ценными бумагами.

В настоящее время существует немало проблем в налогообложении участников рынка ценных бумаг. Они включают в себя, во-первых, проблемы, связанные с налогообложением налогом на прибыль при совершении организациями операций с ценными бумагами. Во-вторых, проблемы, связанные с процессом расчета и удержания налоговым агентом подоходного налога с физических лиц по операциям с ценными бумагами.

К проблемам, связанным с налогообложением налога на прибыль можно отнести следующие проблемы:

порядок определения рыночной цены ценной бумаги в случае ее реализации (если ценная бумага реализована на торгах, необходимо использовать цену на торгах, состоявшихся до конца отчетного периода, в котором была заключена сделка с ценной бумагой);

не урегулирован вопрос с определением рыночной (расчетной) цены ценной бумаги при ее покупке или продаже через международные электронные системы (следует рассмотреть вопрос о признании рыночной цены по месту продажи или по месту приобретения ценной бумаги);

регулирования налогообложения при уступке прав требования долга; с налогообложением закладных, выпускаемых в обеспечение ипотечных кредитов (учитывая, что в основе договора ипотеки и закладной лежат одни и те же отношения займа, представляется целесообразным применять одинаковые правила налогообложения) ;

налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок.

К проблемам, связанным с процессом расчета подоходного налога с физических лиц относятся следующие:

проблема определения налогового статуса налогоплательщика: множественность режимов налогообложения, неоднократность процедуры установления налогового статуса (установление единого порядка налогообложения для всех категорий физических лиц (вне зависимости от того, резидент или нерезидент, инвалид или не инвалид, основной источник дохода или неосновной));

проблема определения доходов от реализации ценных бумаг; проблема определения расходов на приобретение ценных бумаг: проблема документального подтверждения затрат, проблема установления затрат по ценным бумагам, приобретенным на стороне, проблема определения затрат по бумагам, приобретенным на разных торговых площадках, проблема учета расходов, связанных с продажей бумаг;

проблема соотнесения доходов и расходов по операциям с ценными бумагами;

проблема исчисления налогооблагаемой базы накопленным итогом. Решение всех поставленных проблем заключается, в первую очередь, в изменении налогового законодательства по данным вопросам. Существует необходимость во внесении четких определений. Должны регулироваться спорные ситуации, возникающие в процессе налогообложения.

При необходимости должны рассматриваться вопросы ввода новых законов, а в крайней мере и отмены налогов, взимаемых с участников рынка ценных бумаг полностью.

При проведении операций с ценными бумагами часто возникает вопрос, а возможно ли перенести убытки по данной деятельности. На сегодняшний день этот вопрос является наиболее актуальной проблемой в судебной практике по налогообложению ценных бумаг.

В связи с тем, что все суммы начисленных налогов «произрастают» от налогооблагаемой базы, проблема ее выбора и оценки является исходной в оценке всех нюансов налогового производства.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Минфин России считает, что налоговая база может быть уменьшена. В письме от 30.08.2007 № 03-03-06/1/614 отмечено, что согласно ст. 280 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций убытки от основной деятельности уменьшаются на сумму прибыли по операциям с ценными бумагами. Если величина убытка от основной деятельности превышает прибыль, полученную от операций с ценными бумагами, объекта обложения налогом на прибыль не возникает.

Несмотря на это, некоторые налоговые органы по-прежнему считают, что прибыль по операциям с ценными бумагами должна облагаться налогом в полной сумме без уменьшения на сумму убытка по иным видам деятельности .

Наряду со всем этим спектром проблем в настоящее время российская налоговая система характеризуется также нестабильностью, частой сменой «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования.

Таким образом, можно сказать, что налогообложение участников рынка ценных бумаг не является совершенным и нуждается в рассмотрении некоторых проблем. Изменение налогового законодательства по данным вопросам, а также решение этих проблем позволят обеспечить стабильность регулирования налоговых отношений в этой сфере.

Ф. И. Валиева, А. П. Анкудинова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Лого investbro.ru

С 1 января 2021 года налогообложение на рынке ценных бумаг изменилось, включая налоговые вычеты.

Виды доходов на фондовом рынке и налоговая ставка

Всего существует 3 вида доходов по ценным бумагам, которые облагаются налогом:

  1. Прибыль с продажи ценной бумаги, которая ранее была приобретена по более низкой стоимости. Как правило, подобный доход возникает при продаже акций или доли в ПИФе. Такая прибыль облагается налогом по ставке 13 %.
  2. Прибыль с дивидендов по акциям. Это часть дохода компании, которую каждый отчетный период она выплачивает своим акционерам. Регулярность может быть разной – 1 раз в год, 2 или 4 раза. Ставка налога на дивиденды от российских компаний – 13 %. Если эмитент зарубежный, ставка будет 15 %.
  3. Купонный доход по облигациям. Все владельцы долговых бумаг получают определенный процент, прибыль которого облагается налогом по той же ставке 13 %.

Для всех резидентов РФ, т.е. тех, кто проживает на территории России не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев подряд, налоговая ставка по всем вышеперечисленным видам дохода будет едина – 13 %.

Нерезиденты оплачивают налог по ставке равной 30 %.

При дарении ценных бумаг налог составляет все те же 13 %. Оплачивает его тот, кто получил активы при условии, что он не является близким родственником дарителя.

При наследовании налог не взимается.

Если держателем ценных бумаг выступает юридическое лицо, то оно обязано уплатить налог на прибыль по УСН.

Порядок оплаты и налоговый период

Частный инвестор не обязан высчитывать размер налога и самостоятельно оплачивать его в ФНС. За него это делает налоговый агент.


Налоговым агентом может быть брокерская или управляющая компания, которая сама ведет расчет и передает часть прибыли своего клиента в бюджет.

В случае если налоговый агент является иностранной компанией, инвестор обязан самостоятельно оплатить налоговый сбор путем подачи декларации по форме 3-НДФЛ.

В России налоговым периодом считается календарный год. Налог за весь предыдущий год удерживается в январе следующего года в автоматическом режиме.

Если инвестор продает ценные бумаги в течение года, то налог оплачивается в момент вывода средств с брокерского счета. В таком случае при итоговых расчетах за год удержанные налоги будут учтены.

В момент удержания налога на счету инвестора должно быть достаточно средств. В противном случае брокер или иной налоговый агент сообщает об этом в ФНС, и обязательство по уплате налога ложится на плечи инвестора.

В случае, если по итогам года инвестор терпит убытки, налог не взимается.

Особенности налогообложения с разных инвестиционных инструментов

Акции

Ставка по дивидендам для резидентов составляет 13 %. Для нерезидентов – 15 %. Дивиденды поступают на счет инвестора уже за вычетом налога.

Налог с продажи акций взимается двумя способами:

  1. В момент вывода средств, когда инвестор снимает деньги со счета. Сначала брокер вычитает налог, а потом снимаемая сумма поступает на банковский счет.
  2. По окончании отчетного года, когда брокер подсчитывает прибыль и убытки и в случае прибыли взимает налог.

Налогом облагаются только реально полученные доходы в денежном эквиваленте. Если стоимость акций растет, но инвестор держит их, налог не взимается до тех пор, пока активы не будут проданы.

Облигации

Купоны по облигациям, номинированным в рублях и выпущенным с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года, не облагались налогом при условии, что они не превышали ставку рефинансирования более чем на 5 %.

Таким образом, полученный в 2020 году купонный доход не облагался налогом. С 1 января 2021 года все полученные купоны будут выплачены уже за вычетом налога по ставке 13 %.

Если цена покупки облигации была ниже, чем цена продажи, и в результате сделки инвестор извлек прибыль, она будет подлежать налогообложению.

Производные финансовые инструменты

Особенности определения налоговой базы по сделкам с производными финансовыми инструментами регулируются статьей 304 Налогового кодекса.

Для опционов и фьючерсов налоговой базой считается разница между всеми доходами и расходами. Если контракт заключается на зарубежные инструменты, то суммы пересчитываются в рубли по курсу Центробанка на дату совершения операции.

Налогообложение ИИС

Индивидуальный инвестиционный счет — это брокерский счет или счет доверительного управления, по которому предусмотрены 2 вида налоговых льгот. Какой вид льгот выбрать, решает сам инвестор при закрытии счета.

По законодательству РФ физическое лицо имеет право на наличие только одного открытого инвестиционного счета. Если у инвестора уже есть один ИИС, то при открытии нового следует обязательно закрыть старый.

По видам льгот ИИС различают:

  1. Льгота типа А. Дает право на получение возврата уплаченного налога за внесение денежных средств на ИИС, но не более 52 тысяч в год.
  2. Льгота типа Б. Освобождает от уплаты налога доход, полученный от операций с ценным бумагами, приобретенных на фондовой бирже.

Чтобы получить право на указанные льготы, ИИС должен просуществовать не менее 3 лет. При выводе средств со счета ИИС автоматически закрывается, а значит все зачисленные на ИИС средства нельзя снимать в течение 3 лет.

Инвестиционный вычет носит заявительный характер и осуществляется только по требованию владельца ИИС.

Индивидуальный инвестиционный счет имеет и другие ограничения:

  • Зачислять на ИИС можно только рубли. При этом после зачисления на фондовом рынке на эти рубли можно купить валюту.
  • С ИИС нельзя совершать сделки с иностранными ценными бумагами на зарубежных площадках.

Налог по операциям на ИИС рассчитывается ежегодно, но уплата производится только при выплате дохода, т.е. при закрытии счета.

В момент закрытия ИИС инвестор должен указать, какой тип вычета будет использован:

  • Если тип А, то в случае образования прибыли брокер рассчитает и уплатит налог.
  • Если тип Б, то весь доход освобождается от уплаты налога.

Льгота на долгосрочное владение

Этой льготой можно воспользоваться на обычном брокерском счете, но для этого нужно держать ценные бумаги в течение трех лет с момента их покупки.

При последующей продаже активов на сумму до 9 млн рублей весь доход освобождается от налогообложения.

Более 6 лет изучаю инструменты интернет заработка, создал несколько источников дохода.

Активно инвестирую в различные направления.

На страницах блога помогаю людям становиться финансово грамотными и улучшать качество своей жизни.

Читайте также: