Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля

Опубликовано: 29.04.2024

8. В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
9. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Статья 95. Экспертиза

1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
2. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.
3. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
4. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
5. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
6. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, о чем составляется протокол.
7. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) знакомиться с заключением эксперта.
8. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
9. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
10. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.
Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.
Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля

1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.
3. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Статья 97. Участие переводчика

1. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

2. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.

Уже говорилось, что возможность участия специалистов прямо предусмотрена в п. 3 ст. 92 НК РФ при проведении должностным лицом налогового органа, производящим выездную налоговую проверку, осмотра территорий, помещений проверяемого налогоплательщика, документов и предметов, а также в п. 3 ст. 94 НК РФ при производстве должностным лицом налогового органа выемки документов и предметов.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ решение о привлечении специалиста может быть принято при рассмотрении материалов налоговой проверки (т.е. в рамках производства по делам о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях), а согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ - при рассмотрении акта и других материалов мероприятий налогового контроля (т.е. в рамках производства по делам о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях).

Как уже отмечалось, неопределенность статуса экспертизы, предусмотренной ст. 95 НК РФ, служит поводом к тому, что зачастую различий между экспертом и специалистом, участвующими в проведении мероприятий налогового контроля, не выделяют.

Специалист для участия в проведении мероприятий налогового контроля привлекается на договорной основе (п. 2 ст. 96 НК РФ). На договорную основу привлечения специалиста указано и в приведенной норме п.

Факт участия лица в качестве специалиста согласно п. 3 ст. 96 НК РФ не исключает возможности опроса этого лица по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Участие переводчика регламентировано ст. 97 НК РФ, согласно п. 1 которой в необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля переводчиков закреплено в подп. 11 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ.

Как уже говорилось, в соответствии с подп. 4 п. 9 ст. 89 НК РФ необходимость перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке, является одним из возможных оснований для приостановления руководителем (заместителем руководителя) налогового органа проведения выездной налоговой проверки.

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (п. 2 ст. 97 НК РФ). Данное положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Пункт 3 ст. 97 НК РФ устанавливает обязанности переводчика: явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.

Согласно п. 4 ст. 97 НК РФ переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика. Пункт 1 ст. 129 части первой НК РФ устанавливает налоговую ответственность переводчика за отказ от участия в проведении налоговой проверки, а п. 2 указанной статьи - за осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (об указанной ответственности см.

Участие свидетеля в действиях по осуществлению налогового контроля регламентировано ст. 90 НК РФ, согласно которой в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Право налоговых органов вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, закреплено в подп. 12 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки (т.е. в рамках производства по делам о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях) может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля. В пункте 6 указанной статьи предусмотрено, что допрос свидетеля может проводиться в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля. В соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ в ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля (т.е. в рамках производства по делам о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях) может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля.

В пункте 2 ст. 90 НК РФ установлено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые:

в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвоката, аудитора.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п.

Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Как определено в п. 4 ст. 5 УПК РФ, близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

В части 2 ст. 51 Конституции РФ также предусмотрено, что федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

КС РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. N 5-П отмечал, что положение ст. 51 (ч. 1) Конституции РФ в соотнесении со ст. 23, 24, 45, 46 и 52 Конституции РФ означает недопустимость любой формы принуждения к свидетельству против самого себя или своих близких. Там же КС РФ указал, что из неотъемлемого права каждого человека на защиту себя или своих близких, права каждого человека не свидетельствовать против самого себя и не быть принуждаемым к даче таких показаний вытекает, что как в ч. 1, так и в ч. 2 ст. 51 в число лиц, которые освобождаются от обязанности давать свидетельские показания, включаются те, кто обладает доверительной информацией, будь то в силу родственных связей или по роду своей профессиональной деятельности (адвокат, священник и т.п.).

СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 828.

В соответствии с ч. 3 ст. 56 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ ) не подлежат допросу в качестве свидетелей:

СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2706.

судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

священнослужитель - об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Как уже говорилось, факт участия лица в качестве специалиста согласно п. 3 ст. 96 НК РФ не исключает возможности опроса этого лица по этим же обстоятельствам как свидетеля.

По общему правилу, закрепленному в приведенных нормах подп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ, лицо в качестве свидетеля вызывается для дачи показаний непосредственно в налоговый орган. В изъятие из данного правила в п. 4 ст. 90 НК РФ предусмотрены случаи, когда показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания:

в случае если свидетель вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган;

в других случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

Показания свидетеля заносятся в протокол (п. 1 ст. 90 НК РФ). По терминологии налоговых органов он называется протоколом допроса свидетеля, хотя допрос как форма получения показаний свидетеля в НК РФ не назван (об общих требованиях к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, см. ниже).

Пункт 5 ст. 90 НК РФ предусматривает предупреждение должностным лицом налогового органа свидетеля перед получением показаний об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Об этом делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Налоговая ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний установлена ст. 128 НК РФ (об указанной ответственности см. гл. 3 книги).

Протоколы допроса свидетелей прилагаются к акту налоговой проверки либо к акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (см. ниже).

При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые (п. 1 ст. 98 НК РФ). Уже говорилось, что обязательность присутствия понятых прямо предусмотрена в п. 3 ст. 92 НК РФ при проведении должностным лицом налогового органа, производящим выездную налоговую проверку, осмотра территорий, помещений проверяемого налогоплательщика, документов и предметов, а также в п. 3 ст. 94 НК РФ при производстве должностным лицом налогового органа выемки документов и предметов.

Понятые вызываются в количестве не менее двух человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). Следует отметить, что такое количество лиц, приглашаемых в качестве понятых, предусмотрено различными отраслями процессуального законодательства.

В качестве понятых могут быть вызваны только не заинтересованные в исходе дела физические лица (п. 3 ст. 98 НК РФ).

Участие должностных лиц налоговых органов в качестве понятых не допускается (п. 4 ст. 98 НК РФ). Необходимость такого ограничения очевидна - должностные лица налоговых органов являются безусловно заинтересованными в исходе дела лицами.

Пункт 5 ст. 98 НК РФ закрепляет обязанность понятых удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии, а также право понятых делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по фактам, содержанию и результатам действий, производившихся в их присутствии.

1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной ове может быть привлечен специалист, обладий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной ове.

3. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, на договорной ове может быть привлечен специалист, обладий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Законодатель делает особый акцент на договорной ове привлечения специалиста, отмечая это как в пункте 1, так и в пункте 2 комментируемой статьи, а также на его незаинтересованности в исходе дела. Рекомендуемая форма договора об оказании услуг специалистом (подряда со специалистом) приведена в приложении N 3 к письму ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837. Расходы, возникшие у налоговых органов в связи с привлечением специалиста, возмещся в соответствии с Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 года N 298.

Специалист - это лицо, привлекаемое должностным лицом налогового органа для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества). Специалист привлекается в необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, назначении экспертизы, допросе свидетелей. Специалист дает должностному лицу налогового органа консультацию в устной или письменной формах, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, то есть без совершения самостоятельных процессуальных действий, принимает непосредственное участие в проводимых налоговым органом выездных и камеральных налоговых проверках. Данное обстоятельство отличает специалиста от эксперта.

Приведенные тезисы находят подтверждение в сложившейся судебной практике. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 9 сентября 2008 года N А57-365/08-33 указал, что важнейшее различие между специалистом и экспертом заключается в том, что специалист не выдает заключения. Это делает только эксперт. В соответствии с пунктом 8 статьи 95 НК РФ эксперт в своем заключении излагает суть проведенных исследований, сделанные выводы и обовывает ответы на поставленные вопросы. Эксперт формирует доказательственную базу. В отличие от него специалист не проводит исследования и не дает заключений, а лишь содействует проведению налогового контроля. Следовательно, если налоговый орган выносит решение о привлечении специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ, а привлеченное лицо составляет заключение, в котором содержатся обованные ответы на поставленные вопросы, такое действие налогового органа следует рассматривать как привлечение эксперта в нарушение порядка проведения экспертизы. ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24 июля 2013 года по делу N А66-8173/2011, признавая позицию налогового органа неправомерной, указал, что в данном случае специалист был привлечен не для осуществления конкретных действий по осуществлению налогового контроля, а фактически для проведения экспертизы подписей на первичных документах. Вместе с тем в таких случаях в соответствии со статьей 95 НК РФ должен быть привлечен эксперт, что не было сделано налоговым органом.

В соответствии с письмом ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" специалист может привлекаться для участия в проведении следующих мероприятий налогового контроля: осмотра, выемки документов и предметов. Представляется, что данный перечень мероприятий налогового контроля не является закрытым, так, законодательство о налогах и сборах не регламентирует "необходимые случаи" участия специалиста при проведении названных мероприятий. Таким образом, налоговый орган при осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений во всех случаях, когда необходимы специальные знания и навыки, обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием и привлечь к осмотру специалистов для исключения необованного возложения на лицо дополнительных обязательств (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2007 года N А19-4403/07-56-Ф02-6669/07 по делу N А19-4403/07-56).

Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Отказ специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет ответственность, предусмотренную статьей 129 НК РФ.

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.

1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Статья 97. Участие переводчика

1. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

2. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.

Настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

3. Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.

4. Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

Понятие и содержание налоговой тайны. Соотношение налоговой тайны с банковской, коммерческой и аудиторской тайной.

Статья 102. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

Содержание налоговой тайны и ответственность за ее нарушение

- Дата публикации: 22.01.2009

- Статья НК РФ:
- Вид налога: Все налоги

Возможно, комментарий устарел. Перейти к новым комментариям Минфина России

Статьей 102 Кодекса закреплен специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну.

В процессе осуществления налоговыми органами своих функций, установленных Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан представлять налоговому органу эту информацию.

При этом незаконное получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, включая коммерческую тайну, влечет уголовную ответственность по статье 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» УК РФ.

Согласно положениям статьи 102 Кодекса к налоговой тайне относятся сведения о налогоплательщике, за исключением перечня сведений, установленных пунктом 1 статьи 102 Кодекса.

Сведения о наличии или отсутствии задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов относятся к налоговой тайне, и ее разглашение налоговым органам прямо запрещено законом.

См. постановление ФАС Центрального округа от 29.08.2007 по делу № А14-15673-2006/614/34

Самостоятельное разглашение налоговой тайны может иметь место, например, в случае обращения налогоплательщика с жалобой на действия налоговых органов в органы государственной власти, в средства массовой информации.

Не относятся к налоговой тайне общедоступная информация: общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Толкование на практике понятия "нарушения законодательства о налогах и сборах и меры ответственности за эти нарушения" позволяет считать открытой информацию о наличии задолженности налогоплательщика (письмо МНС России от 05.03.2002 № ШС-6-14/252).

Сведения о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне.

См. определение ВАС РФ от 31.03.2008 № 4302/08

См. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007

Требование о соблюдении налоговой тайны адресовано налоговым органам, органам внутренних дел, следственным органам, органам государственных внебюджетных фондов и таможенным органам, их должностным лицам, привлекаемым специалистам и экспертам, а также другим лицам, которым в силу закона доступна информация, составляющая налоговую тайну.

1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной ове может быть привлечен специалист, обладий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной ове.

3. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, на договорной ове может быть привлечен специалист, обладий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Законодатель делает особый акцент на договорной ове привлечения специалиста, отмечая это как в пункте 1, так и в пункте 2 комментируемой статьи, а также на его незаинтересованности в исходе дела. Рекомендуемая форма договора об оказании услуг специалистом (подряда со специалистом) приведена в приложении N 3 к письму ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837. Расходы, возникшие у налоговых органов в связи с привлечением специалиста, возмещся в соответствии с Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 года N 298.

Специалист - это лицо, привлекаемое должностным лицом налогового органа для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества). Специалист привлекается в необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, назначении экспертизы, допросе свидетелей. Специалист дает должностному лицу налогового органа консультацию в устной или письменной формах, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, то есть без совершения самостоятельных процессуальных действий, принимает непосредственное участие в проводимых налоговым органом выездных и камеральных налоговых проверках. Данное обстоятельство отличает специалиста от эксперта.

Приведенные тезисы находят подтверждение в сложившейся судебной практике. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 9 сентября 2008 года N А57-365/08-33 указал, что важнейшее различие между специалистом и экспертом заключается в том, что специалист не выдает заключения. Это делает только эксперт. В соответствии с пунктом 8 статьи 95 НК РФ эксперт в своем заключении излагает суть проведенных исследований, сделанные выводы и обовывает ответы на поставленные вопросы. Эксперт формирует доказательственную базу. В отличие от него специалист не проводит исследования и не дает заключений, а лишь содействует проведению налогового контроля. Следовательно, если налоговый орган выносит решение о привлечении специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ, а привлеченное лицо составляет заключение, в котором содержатся обованные ответы на поставленные вопросы, такое действие налогового органа следует рассматривать как привлечение эксперта в нарушение порядка проведения экспертизы. ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24 июля 2013 года по делу N А66-8173/2011, признавая позицию налогового органа неправомерной, указал, что в данном случае специалист был привлечен не для осуществления конкретных действий по осуществлению налогового контроля, а фактически для проведения экспертизы подписей на первичных документах. Вместе с тем в таких случаях в соответствии со статьей 95 НК РФ должен быть привлечен эксперт, что не было сделано налоговым органом.

В соответствии с письмом ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" специалист может привлекаться для участия в проведении следующих мероприятий налогового контроля: осмотра, выемки документов и предметов. Представляется, что данный перечень мероприятий налогового контроля не является закрытым, так, законодательство о налогах и сборах не регламентирует "необходимые случаи" участия специалиста при проведении названных мероприятий. Таким образом, налоговый орган при осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений во всех случаях, когда необходимы специальные знания и навыки, обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием и привлечь к осмотру специалистов для исключения необованного возложения на лицо дополнительных обязательств (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2007 года N А19-4403/07-56-Ф02-6669/07 по делу N А19-4403/07-56).

Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Отказ специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет ответственность, предусмотренную статьей 129 НК РФ.

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.

Читайте также: