Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи

Опубликовано: 18.05.2024

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Налоги. История развития налогов

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. В Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

Впервые юридическое закрепление налоги нашли в Законах царя Хаммурапи, правителя древневавилонского государства в первой половине XVIII в. до н.э. Это были обязательные подати, своеобразный налог с имущества, который уплачивался в денежной или натуральной форме. Причем подати платили свободные землевладельцы и ремесленники как в царскую казну, так и в казну местной знати пропорционально размеру имеющегося у них в наличии имущества. Сбором податей занимались царские чиновники. Государство, в свою очередь, способствовало защите интересов плательщиков. Аналогичные нормы имеются в древнеиндийских Законах Ману, древнеримских Законах ХII таблиц.

Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, но порой вкладывая собственные средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.

Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV – III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами.

Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г.н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль над налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1% особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% и налог на освобождение рабов по ставке 5% от их стоимости. В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер, полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог; подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 - 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если строящееся здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух». Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход» «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 - 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.

Для определения размера прямых налогов служило «сошное» письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные подушные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков. «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ.

Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до анекдотичного налога на бороды и усы. Царь учредил особую должность – «прибыльщики», обязанность которых изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков (десятая часть доходов от их найма), налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

К новым налогам присоединялись казенные монополии; к прежним монополиям (смоле, поташу, ревеню, клею) прибавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы. Рыбные ловли отдавались из казны на откуп; вино продавалось в казенных кабаках.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить равномерную раскладку налоговых тягот. В конце царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а для увеличения государственных доходов и устранения злоупотреблений была предпринята новая серьезная финансовая мера – введение подушной подати, заменившей существовавшее с 1697г. подворное обложение. Помещичьи крестьяне должны были платить «по 8 гривен с персоны» (т. е. по 80 копеек) в год; государственные крестьяне и посадские люди должны были платить дополнительно (взамен помещичьих доходов) по 40 копеек с души. Причем в действительности размер подати был еще выше, так как душа мужского пола была не реальной единицей, а счетной, поскольку подушная подать взималась со всего мужского населения от грудных младенцев до глубоких старцев и даже с давно умерших, но числившихся в живых, в так называемых ревизских сказках. После уплаты подушной подати другие поборы не взимались.

В ходе дальнейшего исторического развития налоговая система претерпевала незначительные изменения, не носившие системообразующего характера.

В 1881-1885г.г. в России была проведена налоговая реформа, были отменены соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги.

Основные формы государственных доходов поступали в виде акцизов на предметы потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли значительную часть всего государственного бюджета. Среди них доминировали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

Прямые налоги – государственный поземельный налог, промысловый сбор, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на наследство, на переход недвижимости – составляли около 7% от доходов бюджета.

Большое количество косвенных налогов в то время связано со спецификой объектов налогообложения. Дело в том, что основной гнет налогового бремени ложился на крестьянство и городских жителей, с которых взять по большей части было нечего. Наиболее состоятельные слои общества были, как правило, освобождены от уплаты налогов. Поэтому значительное количество косвенных налогов не удивительно. Акцизы устанавливались на товары, пользующиеся всеобщим спросом.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налогов обычно выступали люди, принадлежавшие к третьему сословию, т. е. сельские жители и горожане недворянского происхождения.

Практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль.

Но только в самом конце XVII - начале XVIII в.в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов.

Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т.е. от него освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10 - 15% от всех своих доходов.

В последней трети XVIII века в Европе активно разрабатываются проблемы теории и практики налогообложения. Назначенный министром финансов Франции в конце 1769 г. в период жесточайшего финансового кризиса Франции аббат Тэрре вынужденно вводил, новые налоги. При этом он отдавал предпочтение косвенным налогам. Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино – немного больше, грубые ткани – очень мало, а предметы роскоши – очень высоко.

В это же время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными (например, питейные налоги). Развивались и бюджеты городов, где все большую роль начинали играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др.

Источник - Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

«В этом мире нельзя быть твердо уверенным ни в чем, кроме смерти и налогов», — считал Бенджамин Франклин. Все мы так или иначе платим налоги. Однако мало кто задумывается над тем, как они появились, как влияют на политическую жизнь, как различаются в разных странах и в чем их особенности в России.

Американский политолог Чарльз Тилли в книге «Принуждение, капитал и европейские государства. 990–1992 гг.» выдвигает модель возникновения централизованных европейских государств. По мысли Тилли, военные нововведения, такие как огнестрельное оружие и массовые армии потребовали от властей значительно больших средств, чем они тратили ранее. Это привело к тому, что была создана централизованная система налогообложения. А это, в свою очередь, потребовало создания бюрократии и в конечном счете к созданию современных централизованных государств.


Даже в XVIII в. существовала практика так называемых откупов. При этой системе государство за деньги продавало какому-либо лицу (откупщику) право собирать налоги в определенной местности в определенное время. Легко догадаться, что откупщик в накладе не оставался, выколачивая из людей значительно больше отданной государству суммы. Откупщиков люто ненавидели.

Знаменитого французского химика Лавуазье во время Великой французской революции казнили за причастность к откупным операциям — несмотря на все научные заслуги.

Налоги — гибкий инструмент, которым государство может стимулировать различные сферы общественной жизни и добиваться нужных ему политических результатов. Все знают, что Пётр I ввел налог на бороды, заставляя своих подданных становиться европейцами по крайней мере внешне. Менее известны другие примеры налогового стимулирования в истории нашей страны.

Доходы федерального бюджета России заложены на уровне в 19,9 трлн руб., 20,2 трлн руб., и 20,9 трлн руб. в 2019, 2020 и 2021 годы соответственно. Профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,9 трлн руб., в 2020 году — ожидается на уровне в 1,2 трлн руб., а в 2021 году — 0,9 трлн руб.

Согласно проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Минфина РФ.

Сейчас мало кто знает, но в СССР существовал налог на бездетность, введенный в 1941 году. Он составлял 6 %, его платили холостяки, одинокие и бездетные граждане, а деньги эти должны были, предположительно, идти на пособие многодетным матерям.

После распада СССР правительство Егора Гайдара, стремясь наполнить пустые прилавки магазинов страны, ввело нулевой импортный тариф (то есть ввозимые товары не облагались пошлинами).

Неосторожность в налогообложении легко может привести к взрыву общественного недовольства и серьезным политическим осложнениям. В качестве примера можно привести Соляной бунт 1648 года в Москве. В результате резкого повышения налога на соль (один из важнейших товаров в эпоху, когда не было холодильников) в Москве начались погромы, что привело к созыву нового Земского собора и принятию нового свода законов страны — Соборного уложения, формально действовавшего до 1830-х гг.


В современной истории такие случаи тоже есть, с той лишь разницей, что жертвами становятся, как правило, не сотни простых людей, а карьеры политиков.

Билл Клинтон был очень популярным губернатором штата Арканзас, он занимал этот пост пять раз. Один-единственный раз он проиграл выборы — именно в тот год, когда поддержал повышение местного налога на бензин. Через два года он признал свою ошибку и снова стал губернатором.

Не всегда, впрочем, недовольство налогами удавалось урегулировать. В этом случае налоги становились одной из причин революций и восстаний.

В 1634 году король Англии Карл I ввел корабельный налог, который должны были платить прибрежные города вместо строительства и снаряжения судов, которое они осуществляли ранее. Этот закон король объявил своим решением без консультаций с парламентом, что вызывало возмущение политической элиты страны. Такого рода законы вкупе с религиозными реформами привели Англию к Гражданской войне, а самого Карла на плаху.

Этот опыт, впрочем, не заставил английских политиков осознать важность налогов для политического спокойствия в государстве. В XVIII веке конфликт из-за введения нового налога стал причиной образования нового государства — Соединенных Штатов Америки.

Англичане рассматривали свои североамериканские колонии не как равноправных партнеров, а как место, откуда в метрополию поступают деньги. До поры до времени колонисты мирились с монополией Англии на торговлю с колониями и запретом на промышленное производство. Однако после Семилетней войны (1756–1763 гг.) Англия сильно поиздержалась, предоставляя обширные субсидии Пруссии для войны в Европе и воюя с Францией в Северной Америке.

Недостаток денег британцы решили возместить за счет колоний.

Особенно раздражал колонистов Акт о гербовом сборе 1765 года, согласно которому все торговые сделки и продажи газет, книг и даже игральных карт облагались специальным налогом. Через год под давлением американцев парламент Англии был вынужден отменить этот акт, но недовольство в колониях только росло.

Первоначально колонисты вовсе не горели желанием вступить в военное противостояние с англичанами и завоевать независимость с оружием в руках. Их лозунгом было: «Никаких налогов без представительства!».


Жители колоний не посылали своих депутатов в английский парламент — они даже не могли высказаться по вопросу о новых налогах. На просьбу допустить американцев в парламент Лондон ответил решительным отказом. Впоследствии, уже в независимых Штатах, профессия сборщика налогов стала одной из самых опасных.

Отстоявшие право не платить налоги английскому королю, граждане США не понимали, почему они должны платить их новому правительству, и встречали налоговиков с оружием в руках.

Рассмотрим теперь налоги в России, тем более что в нашей стране есть много интересного по этой теме.

В 2017 году Федеральная налоговая служба РФ обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн руб., что почти на 20 %, или на 2,9 трлн руб. больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1 % к ВВП.

По данным главы ФНС России Михаила Мишустина

Практически любой работающий россиянин знает, что подоходный налог (если быть точным, налог на доходы физлиц) в России составляет 13 %. Это так называемая плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога не увеличивается, если увеличивается ваш доход. Впрочем, в случае выигрыша в конкурсах или играх, проводимых в целях рекламы, придется заплатить 35 %.

В принципе 13 % — это достаточно низкая ставка. В странах, где принята прогрессивная шкала налогообложения (это означает, что чем больше ты зарабатываешь, тем большую долю забирает государство), эта цифра, как правило, выше. Например, в Германии подоходный налог варьируется от 14 до 47,5 % в зависимости от дохода. А в Швеции вам придется заплатить государству до 57 %, если вы зарабатываете больше 477 000 крон — и это только подоходный налог, есть и другие.

Хитрость заключается в том, что в России (да и во многих других странах мира) мы платим значительно больше налогов, чем кажущиеся на первый взгляд 13 % от нашего дохода. Даже если исключить социальные отчисления, которые делает работодатель — а они составляют до 30 %, — то каждый из нас оплачивает как минимум налог на добавленную стоимость (НДС). Сегодня НДС есть в 137 странах мира, в том числе и в США, и включен в стоимость практически всех продаваемых в стране товаров.

Если покупатель платит этот налог в момент покупки, то государство получает НДС задолго до того: на всех стадиях производства при покупке сырья или услуг производятся отчисления НДС.


Следует сказать и о таком виде налогов, как акцизы, также распространенные во всем мире.

Акциз, как и НДС, — это так называемый косвенный налог, то есть тот, который устанавливается в виде надбавки к цене товара.

Акцизом облагается продукт массового потребления: бензин, алкоголь, табак, произведенный в стране. В составе многих товаров акциз составляет едва ли не половину стоимости. Например, в России более половины от цены бензина — это акциз. Акциз на алкоголь в зависимости от крепости может быть более 500 рублей за литр. Кстати, вы знали, что в 2016 и 2017 годах акцизы на алкоголь и табак повышались?

В России, впрочем, налоги используются еще и в качестве механизма региональной политики. Не все знают, что налоги в России (как и во многих других федерациях) делятся на федеральные и местные. К федеральным относятся, например, НДФЛ (те самые 13 %), налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др., а к местным — налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог и т. д.

В качестве наглядного примера того, как с помощью налогов можно управлять финансированием регионов можно привести следующий случай. Все, кто следит за общественно-политическими новостями в России, знают о планах повышения НДС с 18 до 20 %. Это означает, что вырастут цены на множество товаров, в особенности — на подакцизные: бензин, табак, алкоголь. В качестве компенсирующей меры в России отменили налог на движимое имущество.

Однако НДС — федеральный налог, эти средства идут в федеральный бюджет (между прочим, обеспечивая более трети его доходов), а НДИ — налог региональный: собранными деньгами распоряжаются местные власти. Таким образом регионы лишают миллиардов рублей, не снимая с них финансовых обязательств. Деньги могут вернуться в регион — но уже по договоренности с федеральным центром.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает, что всего мы платим 48 копеек с каждого рубля. По его мысли, россияне плохо осознают, сколько денег они в действительности отдают в качестве налогов. Когда же понимание придет, полагает он, люди начнут задавать государству неприятные вопросы — вроде «А что я получаю за эти деньги?» Демократия налогоплательщиков, о которой говорит Аузан (и другие ученые в сфере общественных наук), не столь утопична, как может показаться. Заявления вроде «я плачу налоги» могут восприниматься пока что иронически, но это первый шаг на пути к осознанию того, что в отношениях гражданина с государством должником является именно последнее.

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.

Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить, исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.

Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.

После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

Налоги стали дифференцировать:
•принцип платежеспособности;
•принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея[5] сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». И так, первоначальная ставка налога составляла десять процентов от полученных доходов.

Налоговые поступления государство расходовало на собственные нужды: укрепление городов, строительство дорог, содержание армии, ведение военных действий, строительство кораблей, возведение храмов и др.

Таким образом, государство на различных этапах своего функционирования с помощью налогов решало самые различные задачи: политические, экономические, социальные.

В становлении системы налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется определенными особенностями.

Первый период- развитие хозяйственных систем древнего мира и в средние века.

Основными характеристиками налогообложения в хозяйственных системах древнего мира и средних веков были:

1. Отсутствие единой налоговой системы;

2. Взимание налогов по мере необходимости;

3. Форма налогов и сборов преимущественно натуральная; зарождение денежной формы налогов;

4. Налогообложение отдельных местностей.

Налоги и сборы в хозяйственных системах древнего мира и средние века выступали в виде бессистемных платежей, носивших, в основном, натуральную форму- дань, подать, барщина, оброк, подушный налог и др.

В мирное время взимание налогов было связано с проведением общественного строительства. Если начинались военные действия, то вводились налоги, и их величина зависела от имущественного и семейного положения плательщика.

С развитием экономической мощи государства стали расти и его расходы . В это время стали появляться налоги в денежной форме. Так, в Древнем Риме первый денежный налог носил всеобщий характер и назывался трибут. Помимо прямых налогов на рабов, скот, недвижимость стали появляться и косвенныеналоги. Например, налог с оборота при торговле рабами.

Сбор налогов стал носить все более регулярный характер. Потому что, главным источником содержания государства стали налоги. Однако, были и другие источники пополнения государственной казны: доходы от использования государственного имущества, поступления в виде захваченного во время военных действий имущества и др.

Основными характеристиками налоговых систем в средние века (вплоть до XVII в.) является их медленное развитие, нерегулярность взимания налогов.

В большинстве европейских стран в средние века сложилась определенная система налогообложения. Феодалы в сельской местности через откупщиков собирали подушный налог – капитацию. Откупщиками становились зажиточные буржуа, которые покупали у государства право собирать налоги.

С горожан взимались подоходные налоги и акцизы. В свою очередь город должен был заплатить вассалу короля сумму подати, размер которой фиксировался в городском законодательстве. Помимо этого в казну короля поступали гильдейские и ремесленные пошлины, судебные пошлины, а также косвенные налоги – акцизы на продукты питания, табак, бумагу.

Второй период развития налогообложения приходится на конец XVII – конец XIX веков. В этот период происходит становление и развитие первых налоговых систем, которые включают как прямые, так и косвенные налоги.

Эта эпоха характеризуется крупными и социальными изменениями. Так, в Нидерландах, а затем в Англии произошли буржуазные революции, которые привели к либеральным преобразованиям государственного строя.

Это не могло не сказаться на развитии налоговых систем европейских стран. В середине XIX в. произошло уменьшение числа взимаемых налогов. Основное внимание при этом уделялось соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов.

Вместе с тем, в этот период началось становление налогообложения как науки. В 1776 г. шотландский экономист и философ Адам Смит опубликовал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов », где впервые были сформулированы принципы налогообложения и дано определение налоговым платежам:




1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Впервые А.Смитом было подчеркнуто, что налоги – это показатель свободы, а не рабства. При этом налоги рассматривались как источник для покрытия расходов на содержание правительства. Что касается расходов, например, на социальные нужды общества, на содержание судебных и других учреждений, то, по мнению А. Смита, их должны покрывать за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами.

Согласно учению А. Смита существует три источника богатства: земля, труд и капитал. Следовательно, должны существовать различные формы налогообложения.

Третий период развития налогообложения начался с XIX века и имел свои особенности. Происходило уменьшение количества взимаемых налогов; большое значение придавалось юридической стороне установления и взимания налогов.

В это время продолжается развитие финансовой науки. Разработаны научно обоснованные принципы налогообложения, которые явились основанием для проведения налоговых реформ после первой мировой войны. Заложены основы современной налоговой системы, в которой ведущую роль стали играть прямые налоги.

После Второй мировой войны развитие налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств происходило на фоне непрекращающихся налоговых реформ. Основными целями этих реформ были:

- Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения;

- Определение степени налогового воздействия на экономику;

- Уменьшение величины налогового бремени;

- Определение состава и области применения налоговых льгот и др.

Следует отметить, что период реформирования налоговых систем в развитых странах до настоящего времени не закончился.

1.2. Понятие, функции, сущность налога. Понятие налоговой системы

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Для нормального функционирования и развития экономики необходим эффективно действующий общественный сектор, совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Главным источником формирования и пополнения такого сектора являются налоги.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

От налога следует отличать сбор. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Налоги содержат следующие элементы:

1) Объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению.
Законодательно установленными объектами налогообложения являются: доходы организаций и физических лиц, добавленная стоимость, ресурсы, имущество юридических и физических лиц и операции с ними- продажа, дарение, наследование и др., стоимость определенных товаров и услуг, операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности и др.

2) Субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, а также налоговые агенты- лица, на которых Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджеты налогов. Сборщиками налогов выступают: государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные должностные лица.

3) Источник налога – это доход, из которого выплачивается налог (заработанная плата, прибыль, выручка и др.)

4) Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога, т.е. стоимостная доля налоговой базы, которую надлежит уплатить в виде налога. Налоговая ставка устанавливается как в виде процента с налоговой базы ( налоги на доходы с физических лиц, на добавленную стоимость и др.), так и в виде абсолютной суммы, приходящиеся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект (налог с одной сотки земли, с единицы мощности транспортного средства и др.).

5) Налоговая льгота – частичное или полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов. В число льготников обычно включаются студенты, учащиеся, пенсионеры, инвалиды, участники различных войн, благотворительные ,общественные и иные организации и отдельные лица.

Полное раскрытие сущности налогов требует выяснения не только их понятия и необходимости, но и их общественного значения, т.е. их функций.

Налоги, обеспечивая государство финансовыми ресурсами, выполняют ряд функций. К числу основных функций налогов относятся:

- Фискальная - позволяет формировать доходную часть бюджета и внебюджетных фондов. Имея финансовые ресурсы, государство может выполнять свои основные задачи – в области экономики. внутренней и внешней политики, социальной защиты населения и т.д.

- Распределительная (социальная) - с ее помощью осуществляется формирование доходной части различных бюджетов, а затем распределение средств на финансирование конкретных мероприятий.

- Регулирующая функция заключается в установлении и поддержании эффективности действия системы налогообложения, в предоставлении налоговых льгот.

- Контрольнаяфункция позволяет следить за своевременностью и полнотой исполнения налогоплательщиками своих обязательств, оценить эффективность налоговой системы, определить задачи и пути реформирования налоговой системы.

Налоги бывают прямые и косвенные:

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупатель.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.

Налоговая система – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения. Существенными условиями налогообложения являются:

- Порядок установления и введения налогов;

- Порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней;

- Права и обязанности участников налоговых отношений;

- Формы и методы налогового контроля;

- Ответственность участников налоговых отношений;

- Способы защиты прав и интересов участников налоговых отношении.


За бензин плати, за акциз плати, за проезд по дорогам плати, за жильё плати, за пенсию, которую тебе платить не будут, плати, за свой бизнес плати, а заплатишь – к тебе придут разбираться, какой такой нетрудовой деятельностью ты все эти деньги заработал. Впрочем, современной системе налогообложения всё ещё далеко до того, что творилось в прошлом. И мы вам сейчас расскажем о том, какие необычные налоги ухитрилось выдумать человечество, чтобы вы поняли, что всё ещё не так плохо.

Налог на глаза

Нужно было платить просто за то, что у тебя были глаза. И зрение. Слепых, кстати, этот налог обходил стороной. И что интересно, величина взноса зависела от цвета глаз. Хуже всего приходилось сероглазым личностям – с них взымалась баснословная сумма, за которую можно было купить почти 40 килограмм хлеба! 24 копейки! Потому что налог этот бы введён в Российской Империи времён Петра I. Да. Традиция взымать необычные налоги за всё, что только можно – давняя русская. Но тут всё не так просто. Действовал этот нелепый налог на территории Башкирии и служил, скорее, способом поставить пришлое население в менее выгодное положение. Дескать, у «коренных башкир» глаза тёмные, а все остальные – понаехали. Их не жалко.

Налог на трусость

Любой гражданин в военное время обязан защищать свою страну. А если не хочет – пусть платит. И в Англии XXIII века, народ, после введения этого закона, предпочёл рассчитываться «рублём». Вроде все довольны – у государства лишний доход, армию содержать есть на что – даже на наёмников хватает. Но если народ так охотно платит – почему бы не увеличить сумму в три раза? А почему бы не заставить платить ещё и в мирное время? А потому что хрен там. Переворот, подписание Великой хартии вольностей, дворяне обтекают, но планов поиметь дополнительный профит с народа не откладывают.

Налог на жизнь

Англичанам пришлось ждать 2 века, чтобы вновь повторить этот «финт ушами». Налог на жизнь. Точнее – тройная подушная подать. Платить всем, просто по факту. А что вы хотите – на дворе Столетняя война, государству нужны деньги. Ага, щас. «Восстание Уота Тайлера», сучки! Тауэр взят, Лондон горит, король Ричард II боится и идёт на многочисленные уступки. Поначалу. Потом восставших разбивают, лидеров протестов казнят, но выводы были сделаны. Необычный налог отменили и запретили аристократии вводить самоличные поправки в налогообложение на подконтрольной территории.

Налог на уши

Думаете, необычные налоги на то, что государству уж никак не принадлежит, прерогатива средних веков? Как бы не так. Начало двадцатого века, Независимый Тибет остро нуждается в бабле. Ибо рядом Китай, который постепенно очухивается от многочисленных крестьянских восстаний, и Индия, которая поглядывает очень пристально на Гималаи, а также Россия и Британская империя пристально присматривающиеся к этому географическому региону и делящие сферы влияния. Так что всем жителям страны стало нужно платить за наличие ушей. Не хочешь платить – не вопрос, отрежут ухо – и живи себе спокойно. И отрезали. Не только собакам и коровам, с которых, чёрт побери, тоже взымали этот нелепый налог, но и людям. Добрые буддисты. Мирный Тибет. Потому ещё и налог на нос ввели. Из тех же соображений. Но уже более продвинутый – «прогрессивный». Чем больше нос – тем больше платишь. Вот только всё это не помогло. Прошло 40 лет и мощный военный кулак КНР сокрушил армию Тибета. И, надо сказать, никакой партизанщины и никаких возмущений по этому поводу со стороны народа. Возмущаются только «Правительство Тибета в изгнании» и некоторые буддисты.

Налог на воробьёв

Все помнят великое противостояние КНР и воробьёв, да? И как оно закончилось сокрушительной победой Китая над здравым смыслом и экологией. Так вот, китайцы не были первыми. Германия, XVIII век. Каждый гражданин был обязан ежемесячно предоставлять государству 12 воробьиных тушек, получая за каждую по одному крейцеру. Или выплачивать ежемесячно 12 крейцеров, если не хотелось этого делать. Народ предпочитал платить, поскольку хрен этих чёртовых воробьёв поймаешь. Но можно было купить их у «специалистов», чтобы сдать государству. К счастью, дисциплинированные немцы почему-то предпочли платить, а не за птичками охотиться, в отличие от не менее дисциплинированных китайцев. Да и 12 крейцеров по тем временам было не такой уж большой суммой.

Налог на воздух

К счастью, не на количество вдыхаемого кислорода. Византия времён заката (VI век) выискивала необычные способы обложить своё население дополнительными поборами. И «налог на воздух», который взымали с владельцев многоэтажных (много – это три) домов – один из них. Дескать, они своими высотками отнимают воздух у других жителей, так что пусть платят. Штука эта называлась «аэрикон», и была чем-то вроде прогрессивного подушного налога для состоятельных людей. Потому что до идеи мноквартирных жилых домов в Византии так и не додумались, а обладатели роскошных хором реально могли позволить себе такой необычный налог выплачивать.

Налог на наркотики

Форма 1040, строка №21 налоговой декларации США предназначена в том числе и для этого. Зачем введён этот необычный налог? Формально, чтобы учитывать доходы. На деле, чтобы упрятать барыг ещё на несколько лишних лет за нарушение налогового законодательства. Потому что в Гадс Блессед Амэрика не только стволы носить с собой можно, но сроки наказаний не поглощаются, а суммируются. А за налоговыми махинациями там следят намного внимательнее, чем за нетрудовой деятельностью. И могут по косвенным признакам вычислять тех, кто живёт не по средствам. Америкосы только кажутся тупыми – на верхах у них умные люди сидят, неплохо разбирающиеся в происходящем.

Как видите, не каждый необычный налог реально являются нелепым. В некоторых из них есть смысл. А те, в которых смысла не было – быстро приводили к полноценным восстаниям, приводящим к отмене избыточного налогообложения. Впрочем, российским налогам ещё до этого далеко.

Читайте также: