Природопользователями которым могут быть предоставлены налоговые льготы являются природопользователи

Опубликовано: 16.09.2024

Приложение к Рекомендация

Дата публикации: 28.01.2021

Дата изменения: 28.01.2021

Прикрепленный файл: xlsx, 38.83 кБ

Приложение
Форма (доработана)

Информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации

II. Нормативные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации III. Целевые характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) IV. Фискальные характеристики налогового расхода Российской Федерации
данные УФНС России, полученные в предыдущие годы
(не требуют уточнения в текущем году)
данные УФНС России до 1 июня - оценка субъекта РФ;
до 20 августа - данные УФНС России
оценка и прогноз субъекта РФ данные УФНС России до 1 июня - оценка субъекта РФ;
до 20 августа - данные УФНС России
данные УФНС России оценка и прогноз субъекта РФ информация субъекта РФ данные УФНС России
Статус НР № п/п Код льготы Наименование субъекта Российской Федерации Нормативные правовые акты (далее - НПА) субъектов Российской Федерации, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции Структурные единицы НПА субъектов Российской Федерации, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, установленные НПА субъекта Российской Федерации Целевая категория плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции Даты вступления в силу положений НПА субъектов Российской Федерации, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам Даты начала действия предоставленного НПА субъектов Российской Федерации права на налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам Период действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, предоставленных НПА субъектов Российской Федерации Дата прекращения действия налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, установленная НПА субъектов Российской Федерации Наименование налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам Целевая категория налогового расхода субъекта Российской Федерации Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, установленных НПА субъектов Российской Федерации Наименования налогов, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции, установленныеНПА субъектов Российской Федерации Вид налоговых льгот, освобождений и иных преференций, определяющий особенности предоставленных отдельным категориям плательщиков налогов преимуществ по сравнению с другими плательщиками Размер налоговой ставки, в пределах которой предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам Показатель (индикатор) достижения целей государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики субъектов Российской Федерации, не относящихся к государственным программам субъектов Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам Код вида экономической деятельности (по ОКВЭД), к которому относится налоговый расход (если налоговый расход обусловлен налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями для отдельных видов экономической деятельности) Принадлежность налогового расхода к группе полномочий в соответствии с методикой распределения дотаций (постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 №670) Плательщик Территориальная принадлежность налоговой льготы Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, тыс. рублей
(архивная информация)
Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, тыс. рублей Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся налоговой льготой, освобождением и иной преференцией, установленными НПА субъектов Российской Федерации, единиц Объем налогов, задекларированный для уплаты в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации плательщиками налогов, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, тыс. рублей Бюджетный эффект
(только по стимулирующим НР)
Эффективность налоговой льготы (да/нет) Эффективность налоговой льготы (комментарии) Получатели налоговых льгот, освобождений и иных преференций, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы,
в 5-м году, предшествующем отчетному году (Год n-5)
Получатели налоговых льгот, освобождений и иных преференций, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы,
в 4-м году, предшествующем отчетному году (Год n-4)
Получатели налоговых льгот, освобождений и иных преференций, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы,
в 3-м году, предшествующем отчетному году (Год n-3)
Получатели налоговых льгот, освобождений и иных преференций, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы,
во 2-м году, предшествующем отчетному году (Год n-2)
Получатели налоговых льгот, освобождений и иных преференций, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы,
в 1-м году, предшествующем отчетному году (Год n-1)
Номер группы Полномочие БАЗОВЫЙ ГОД 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году Отчетный финансовый год Текущий финансовый год
(оценка)
Прогнозный период 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году Отчетный финансовый год 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году Отчетный финансовый год Текущий финансовый год Прогнозный период расчет за год, предсшествующий отчетному году
2011 год 2012 год Год n-7 Год n-6 Год n-5 Год n-4 Год n-3 Год n-2 Год n-1 Год n Год n+1 Год n+2 Год n+3 Год n+4 Год n-6 Год n-5 Год n-4 Год n-3 Год n-2 Год n-1 Год n Год n-6 Год n-5 Год n-4 Год n-3 Год n-2 Год n-1 Год n Год n+1 Год n+2 Год n+3 Год n+4 Год n-1 Год n-1 Год n-1 Ni
(Год n-5)
Льгота
(Год n-5)
База
(Год n-6)
Ni
(Год n-4)
Льгота
(Год n-4)
База
(Год n-5)
База
(Год n-6)
Ni
(Год n-3)
Льгота
(Год n-3)
База
(Год n-4)
База
(Год n-5)
База
(Год n-6)
Ni
(Год n-2)
Льгота
(Год n-2)
База
(Год n-3)
База
(Год n-4)
База
(Год n-5)
База
(Год n-6)
Ni
(Год n-1)
Льгота
(Год n-1)
База
(Год n-2)
База
(Год n-3)
База
(Год n-4)
База
(Год n-5)
База
(Год n-6)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 23(1) 23(2) 23(х) 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
действующий 1
действующий 2
действующий 3
действующий
действующий
действующий
действующий n
архивный n+1 х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х
архивный n+2 х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х
архивный n+3 х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х
архивный х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х
архивный х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х
архивный х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х
архивный х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х

Закрытые перечни для подстановок в соответствующие графы формы

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

Не секрет, что при проверках инспекторы настороженно относятся к организациям, активно использующим льготы. Поэтому, чтобы сэкономить при помощи преимуществ, предоставляемых законодательством, нужно хорошо знать правила их применения.

Признаки для одной категории

Судьи подчеркивают, что льготы по региональным платежам могут быть прописаны только в законах, которые регулируют отношения по установлению и взиманию налогов и сборов (определение ВС от 3 мая 2006 г. № 92-Г06-4).

В одном из определений Верховный Суд дал разъяснение, по каким общим признакам организации могут быть объединены в одну категорию в целях установления региональной льготы. Это, например, отраслевая принадлежность предприятия, численность ее работников, размер произведенных ею капитальных вложений. Не может выступать в качестве общего признака сумма прибыли, полученной в определенный период, а также другие экономические характеристики налоговой базы. Иначе, по мнению судей, возникает дискриминация по отношению к фирмам, осуществляющим такие же виды деятельности, в одинаковых условиях, но с разными финансовыми возможностями (определение ВС от 17 мая 2006 г. № 44-Г06-7).

В Верховном Суде рассматривалось заявление индивидуального предпринимателя, который обратился по следующему поводу. Региональным законом установлена 50-процентная льгота по транспортному налогу для организаций автотранспорта, занимающихся пассажирскими перевозками. По мнению заявителя, это положение ограничивает его права как индивидуального предпринимателя. В данном случае судьи оставили жалобу без удовлетворения и указали, что льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к прерогативе законодателя. Они также отклонили доводы заявителя о том, что оспариваемый документ противоречит законам о конкуренции, создавая неравные условия для участников рынка. Ведь льгота в данном случае установлена не отдельной фирме, а целой категории налогоплательщиков (определение ВС от 16 августа 2006 г. № 47-Г06-295).

Никогда не говори «никогда»

Если фирма официально отказалась от льготы, то она в дальнейшем не может потребовать возврата переплаченной суммы налога. Однако когда официального отказа не было, то впоследствии есть возможность «передумать». Для этого нужно подать уточненную декларацию и указать, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее. Подтверждением тому служит постановление Пленума ВС и ВАС от 11 июня 1999 г. № 41/9. В пункте 16 указано, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный период сам по себе не означает отказ фирмы от ее применения.

На данный документ опирались московские судьи при вынесении решения по делу от 14 сентября 2006 г. № КА-А41/8586-06. Организация имела право на льготу по налогу на прибыль, но не воспользовалась им в конкретном периоде. Потом фирма подала уточненную декларацию, в которой была уменьшена база по данному налогу. Инспекция решила, что в таком случае нельзя делать перерасчет. Суд в этой ситуации встал на сторону компании.

Отказ от льготы не может распространяться, например, только на исчисление налогов по продаже товаров, которые реализуются определенным покупателям. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса. В нем говорится о том, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Необоснованная выгода под льготу не подпадает

Так, одна организация приобрела оборудование на условиях товарного кредита. Эти основные средства были предназначены для производственной деятельности. Согласно действовавшему в проверяемый период Закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1, при исчислении налога база уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Фирма воспользовалась этой льготой. Однако финансирование было отражено как погашение товарного кредита, поэтому инспекция решила, что льгота использована неправомерно. Арбитры приняли к сведению, что фактически средства были потрачены на цели, подпадающие под льготу. Таким образом, суд выиграла компания (постановление ФАС Московского округа от 10 марта 2006 г. № КА-А40/947-06).

Суды нередко принимают сторону фирм, но есть одна ситуация, при которой решение арбитров по поводу правомерности использования льгот будет явно не в пользу предприятий. Речь идет о необоснованном получении налоговой выгоды. В этом случае фирма однозначно лишается льгот по налогу на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2007 г. № КА-А40/4194-07).

Ольга Захарова

До 1 марта 2021 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2020 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.

  • Кто отчитывается и платит за НВОС
  • Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
  • Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
  • Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы
  • Новшество 4. Зачёт переплаты
  • Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами
  • Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
  • Новшество 7. ОКТМО объекта

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта

До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Было Стало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Было Стало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25

Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Было Стало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.

Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.

Было Стало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.

Новшество 4. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).

Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.


Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:


Новшество 7. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В последние годы много делается для ускоренного развития Дальнего Востока. Развернуты гигантские стройки - космодром, газоперерабатывающий и газохимический комбинаты в Амурской области, нефтеперерабатывающий комплекс в районе Находки, судоверфь в Большом Камне, новый угольный гигант на Эльге в Якутии, в Комсомольске-на-Амуре задействованы все производственные мощности. Идет активное освоение углеводородных ресурсов новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции и Сахалина. Наряду с индустриальными гигантами создано много небольших предприятий в разных отраслях.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Фото: Сергей Михеев/РГ

Для привлечения инвесторов разработаны привлекательные режимы хозяйствования, в том числе налоговые льготы. Однако преференции эти не всегда оправданы. Выскажу свою точку зрения: применительно к отраслям недропользования их вообще не должно быть.

Если предприятие занимается добычей природных ресурсов и не в состоянии платить стандартные налоги, то незачем добывать богатства недр. Надо оставить потомкам. Иначе в чем же тогда смысл всей работы? Чтобы выкачать, выкопать и вывезти бесценные ресурсы, не получив от этого эффекта для их собственников - государства и его граждан?

Вот, к примеру, буквально на днях стартовала поставка газа по газопроводу "Сила Сибири" с Чаяндинского газоконденсатного месторождения в Якутии. Когда правительство Якутии делало расчеты по эффективности этого месторождения, оно исходило из того, что, как только газовые промыслы заработают на полную мощность и на Чаянде добыча выйдет на уровень 35 миллиардов кубометров в год, республика станет бездотационным регионом. Но, к сожалению, события развиваются по несколько иному сценарию, потому что на федеральном уровне приняты решения о всевозможных льготах для нефтяников и газовиков. И те налоги, которые планировалось получать от них в республиканский и местные бюджеты (на имущество, на землю), -- теперь льготируются.

В этих условиях республика пока не получит в полной мере эффекта от своих газовых активов. Конечно, новые и весьма значительные доходы бюджета будут, но не в тех объемах, которые изначально планировались. А значит, опять потребуются дотации из федерального бюджета. Постепенно объем добычи будет нарастать, выйдет на заданную полку в 35 миллиардов кубометров, отработаются технологии, подтянется инфраструктура. Кажется, что в будущем может быть поставлен вопрос о снятии льгот. Но к тому времени могут появиться утверждения, что запасы исчерпываются, дебет скважин падает, нужны не только действующие, но и новые налоговые послабления. В финале у государства не будет ни денег, ни газа.

Фото: iStock

Фото: iStock

То же самое можно сказать относительно режимов территорий опережающего социально-экономического развития, которые массово создаются на Дальнем Востоке. ТОРы не должны создаваться для разработки недр. Тем более что в ряде случаев добываемые на этих площадках полезные ископаемые конкурируют на мировых рынках с продукцией предприятий, расположенных в других регионах России. Это фактически означает, что возможные доходы государства российского опосредованно оседают в карманах потребителей наших ресурсов.

Есть и еще один важный аспект. Всевозможные льготы для добывающих предприятий прямо служат консервации устаревшей структуры нашего народного хозяйства, все больше и больше усиливая ее сырьевую направленность. Все отрасли новейшего технологического уклада, равно как и утраченные страной стандартизированные обрабатывающие производства - вот что на самом деле должно всячески стимулироваться, вплоть до полного невзимания с них большинства налогов.

Что касается добывающих компаний, то в первую очередь надо подвергнуть ревизии обоснованность их внутренних затрат. А для естественных монополий этот вопрос уже перезрел. Конечно, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере нужны определенные стимулы для работы нефтедобывающих и горных предприятий. Но искать их надо не в очередном льготировании всего и вся, а в дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. От его плоской шкалы надо переходить к гибкой, основываясь на теории абсолютной и дифференциальной ренты. Такие наработки делались институтами РАН, но оказались не нужны. Лоббистские возможности сырьевиков, увы, значительно шире.

ГОСТ Р 17.0.0.06-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Основные положения. Типовые формы

Nature protection. Enterprise ecological certificate.
Fundamental regulations. Typical forms

Дата введения 2001-07-01

1 РАЗРАБОТАН Государственным комитетом по охране окружающей среды Кировской области, Кировским Научно-производственным предприятием "Авиаинструмент"

ВНЕСЕН Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 11 сентября 2000 г. N 218-ст

3 В настоящем стандарте реализованы нормы закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", введенного в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2061-1

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по построению, изложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую природную среду на территории Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

3 Определения

В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ 17.1.1.01, ГОСТ 17.2.1.03, ГОСТ 17.2.1.04, ГОСТ 17.4.2.01, ГОСТ 27593, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 лимит на размещение отходов: Предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории [1].

3.2 отходы производства и потребления (отходы): Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства [1].

3.3 опасные отходы: Отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами [1].

3.4 природопользователь: Юридическое лицо (организация, предприятие, общество и т.п.), осуществляющее на территории Российской Федерации независимо от формы собственности хозяйственную или иные виды деятельности с использованием природных ресурсов и оказывающее воздействие на окружающую природную среду.

3.5 экологический паспорт: Документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

4 Обозначения и сокращения

Экопаспорт - экологический паспорт;

ЭВМ - электронно-вычислительная машина;

ЗВ - загрязняющее вещество;

ГОУ - газоочистные установки;

ООС - охрана окружающей среды;

экофонд - экологический фонд;

ПДК - предельно допустимая концентрация;

ПДВ - предельно допустимый выброс;

ВСВ - временно согласованный выброс;

СЗЗ - санитарно-защитная зона;

КПД - коэффициент полезного действия;

ВСС - временно согласованный сброс;

ПДС - предельно допустимый сброс;

ФС - фоновый сброс;

ТБО - твердые бытовые отходы.

5 Общие положения

5.1 Природопользователь разрабатывает экопаспорт за счет собственных средств. Экопаспорт должен быть утвержден руководителем природопользователя и согласован с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

5.2 При заполнении форм экопаспорта следует пользоваться технологическими планировками, операционными картами, технологическими инструкциями природопользователя, государственными стандартами и техническими условиями на основные и вспомогательные материалы и другими нормативными документами.

5.3 Информационная база экопаспорта должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки. В случае перепрофилирования или изменения технологии производства, замены оборудования, сырья или материалов, сокращения или увеличения количества источников вредного воздействия на окружающую природную среду, изменения формы собственности и пр. природопользователь должен вносить дополнения или корректировки в экопаспорт. Уровень заполнения экопаспорта, а также работы, связанные с изменением техногенного воздействия на окружающую природную среду (кроме ремонтных работ), должны быть согласованы природопользователем с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

5.4 Ответственность за достоверность информации и полноту заполнения таблиц и разделов экопаспорта и вносимых изменений несет руководитель природопользователя.

5.5 Информационная база экопаспорта может быть использована для разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов), лимитов размещения отходов, для заполнения форм государственной статистической отчетности типа 2ТП-воздух, 2ТП-водхоз, 2ТП-токсичные отходы и др., для расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, установления налоговых льгот и других целей.

5.6 Экопаспорт следует разрабатывать и вести с использованием персональных ЭВМ. При этом должна быть предусмотрена возможность контроля за изменением информационной базы экопаспорта и сопоставления отдельных экологических показателей в течение пяти лет.

Контроль правильности разработки и ведения экопаспорта осуществляет территориальное подразделение специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

6 Структура и содержание экологического паспорта природопользователя

6.1 Экопаспорт содержит следующие структурные элементы:

Читайте также: