Принятие бюджетного обязательства по налогам

Опубликовано: 17.05.2024

СТ 219 БК РФ

1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

2.1. Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке направляет финансовому органу публично-правового образования (органу управления государственным внебюджетным фондом), бюджету которого предоставляются межбюджетные трансферты, уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.

3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Комментарий к Ст. 219 Бюджетного кодекса РФ

Исполнение бюджетов включает в себя две необходимые процедуры: санкционирование и финансирование, которые, - в свою очередь, подразделяются на этапы. Процедура санкционирования включает в себя этапы составления и утверждения бюджетной росписи (см. статью 217 Бюджетного кодекса), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях (статья 220), утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (статья 223), принятие получателями денежных средств денежных обязательств (статья 225) и подтверждение денежных обязательств (статьи 222, 226). Процедура санкционирования расходов является основой и ключом к пониманию сущности казначейского исполнения бюджетов. Главным в процедуре санкционирования расходов бюджетов является последовательное выполнение всех стадий в том порядке, как это установлено Бюджетным кодексом. Нарушение последовательности стадий санкционирования расходов бюджетов деформирует исполнение бюджета и лишает смысла большинство норм, содержащихся в главах 24, 25 Бюджетного кодекса. Следует иметь в виду, что большое количество санкций главы 28 Бюджетного кодекса предусмотрено именно за нарушение процедуры санкционирования расходов бюджетов (например, статьи 294 - 297 Бюджетного кодекса).

Процедура финансирования является понятием более широким, чем кассовый расход, производимый со счета бюджета, в связи с чем формулировка законодателя при определении процедуры финансирования является неудачной. Статья 227 определяет финансирование только как расходование бюджетных средств, которое заключается в списании средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства. Можно сказать, что финансирование расходов бюджетов распадается на ряд самостоятельных этапов, завершающим из которых является операция по кассовому расходованию, который предваряет процедура разрешения на осуществление платежа. Такое определение финансирования расходов для федерального бюджета дано в статье 252 Бюджетного кодекса, смысл и содержание которой не совпадают с комментируемой статьей.

1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.

3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств .
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 219 БК РФ

1 - 2. Комментируемая статья, изложенная в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью в новой редакции, определяет обязательные этапы по исполнению бюджета исходя из "жизненного цикла" бюджетного обязательства (принятие, подтверждение, санкционирование оплаты, подтверждение исполнения). Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Последовательное описание этапов и процедур исполнения бюджета по доходам и расходам предусматривает право финансовых органов (Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований) на установление порядка исполнения соответствующего бюджета в рамках установленных Кодексом требований.

3. Пункт 3 комментируемой статьи регламентирует первый этап "жизненного цикла" бюджетного обязательства - принятие получателем бюджетных средств бюджетных обязательств:

получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Соответственно, в ст. 6 Кодекса определено, что лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

формой принятия получателем бюджетных средств бюджетных обязательств является заключение государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Получатель бюджетных средств принимает также бюджетные обязательства в случаях, установленных с законом, иным правовым актом и (или) соглашением.

4. Этап подтверждения денежных обязательств согласно п. 4 комментируемой статьи заключается в процедуре подтверждения получателем бюджетных средств обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства. Данная процедура осуществляется путем составления и представления платежных и иных документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств. Разумеется, объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств.

В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено, что в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства только в соответствии с платежными документами. Данное изъятие согласуется с нормой п. 5 ст. 241 Кодекса, предусматривающей, что исполнение бюджета по расходам на оперативно-розыскную деятельность ФОИВ, уполномоченными ее осуществлять, организуется с соблюдением особенностей, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".

5. Этап санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с п. 5 комментируемой статьи выражается в процедуре совершения разрешительной надписи (акцепта) платежных и иных документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств. Совершению разрешительной надписи (акцепту) должна предшествовать проверка наличия документов, которые предусмотрены порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным соответствующим финансовым органом в соответствии с положениями Кодекса.

Непосредственно оплата денежных обязательств должна осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

В отношении оплаты денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам установлено, что она может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований (т.е. без предварительного доведения до конкретных получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на их принятие, т.к. бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств установлены непосредственно законом и подлежат исполнению в силу закона). Однако в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ данное положение п. 5 комментируемой статьи вступает в силу только с 1 января 2009 г. С 1 января по 31 декабря 2008 г. оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам согласно указанному Закону осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет применение мер принуждения, предусмотренных ст. 293 Кодекса, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, - мер принуждения, предусмотренных ст. 296 Кодекса, а финансирование расходов сверх утвержденных лимитов - мер принуждения, предусмотренных ст. 297 Кодекса.

6. Заключительный этап "жизненного цикла" бюджетного обязательства - подтверждение исполнения денежных обязательств - согласно п. 6 комментируемой статьи осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Другой комментарий к статье 219 Бюджетного Кодекса РФ

Комментируемая статья определяет действия, через которые выражается исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации по расходам.

Приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н утвержден Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня.

Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н утвержден Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

"Внимание!"
Заключение муниципальных контрактов на срок более 1 года с превышением лимитов бюджетных обязательств не является нарушением статьи 219 БК РФ только в случае соблюдения положений статей 72 и 79 БК РФ и принятых в соответствии с ними муниципальных правовых актов местных администраций муниципальных образований.

Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 12.12.2014 N 02-10-09/64499 и объясняются следующими положениями.

Согласно пункту 3 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 БК РФ, на срок реализации указанных решений.

Иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно пункту 2 статьи 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

"Официальная позиция"
В Письме от 11.07.2014 N 02-03-10/34010 Минфин России разъяснил, что статьей 219 БК РФ предусмотрена обязанность финансового органа муниципального образования установить порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств местного бюджета в соответствии с положениями БК РФ.

Таким образом, положения о порядке осуществления вышеуказанной дополнительной проверки, в том числе основания для отказа в санкционировании оплаты денежного обязательства по контракту, должны быть предусмотрены Порядком санкционирования.

Финансовым органом муниципального образования в Порядке санкционирования может быть предусмотрено осуществление проверки на соответствие информации, содержащейся в муниципальном контракте, сведениям об обязательстве, возникшем на основании данного муниципального контракта, поставленном на учет в финансовом органе муниципального образования, и сведениям о муниципальном контракте, размещенным в реестре контрактов, при наличии таких сведений в реестре контрактов, ведение которого предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
"Судебная практика"
В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 N А69-2235/2011 суд, анализируя положения статьи 219 БК РФ, пришел к выводу о том, что учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, вправе осуществить выплату аванса (предварительной оплаты) за поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) только в пределах лимитов бюджетных обязательств на условиях и в размере, определенных Правительством РФ, в соответствии с договорами, заключенными в рамках действующего законодательства РФ.

Здесь необходимо отметить, что пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи:
а) по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением договоров (государственных контрактов), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения) до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, после подтверждения выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) (их этапов) в объеме произведенных платежей;
б) по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации:
на сумму, не превышающую 600 млн.рублей, - до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации;
на сумму, превышающую 600 млн.рублей, - до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 процентов суммы договора (государственного контракта).


1. Размещение заказа на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг

При объявлении конкурсной процедуры на основании извещения о проведении конкурса, торгов, запроса котировок необходимо создать новый элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств» (меню «Расчеты» ) на предполагаемую сумму будущего договора (контракта). Сумма договора (контракта) в результате конкурсных процедур может измениться. ( рис.1)

Сведения о контрагенте (поставщике) не указываются, т.к. конкурсные процедуры еще не завершены, победитель (поставщик) пока не определен. (Рис.2)

В момент размещения извещения о конкурсной процедуре регистрируется обязательство по начальной (максимальной) цене договора (контракта). По созданному в программе договору вводится План-график финансирования обязательства (закладка План финансирования/Сроки,суммы), (рис.3)

В Плане-графике финансирования обязательства указывается максимальная цена договора (контракта), срок исполнения. В табличную часть вводятся данные о периоде платежа, КФО, КПС, КЭК, предмете договора (номенклатура), количестве, цене и сумме.

По кнопке «Ввести на основании» создается документ «Принятое обязательство» - для бюджетных и автономных учреждений и «Принятое бюджетное обязательство» - для казенных учреждений. (рис.4)

Вид операции в созданном документе необходимо выбрать «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры)» , рис.5

Этот документ будет полностью заполнен на основании Плана-графика, необходимо будет только заполнить данные о лицевом счете на вкладке «Реквизиты обязательства». В этом документе указана начальная (максимальная) цена договора (контракта).

Конкурсные процедуры - это процесс выявления победителя по предоставлению услуг и поставке товара. Такие процедуры могут быть закончены выявлением победителя или конкурсные процедуры завершились без победителя. В свою очередь, если победитель определен, то здесь возможны два варианта: начальная (максимальная) цена договора (контракта) осталась прежней или торги закончились экономией (снижением цены). Рассмотрим все варианты.

2. Принятие обязательства по результатам конкурсной процедуры

После окончания конкурсной процедуры, возвращаемся к созданному нами документу «Договор»(извещение). Заполняем в нем все данные, которые стали известны после заключения договора (контракта): наименование поставщика (контрагента), вид обязательства (договор, №, дата), (рис.6)

Если в результате конкурсных процедур цена контракта не меняется, то на основании откорректированного договора (заполнили данные о поставщике и договоре) вводим документ «Принятое обязательство» с видом операции «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур». План-график не меняем.

Если по результатам конкурсных процедур, договор заключен с экономией, открываем договор, по кнопке «Изменить план-график финансирования обязательства» датой подписания договора вносятся изменения в План-график. В новом документе в графе «Изменения» вносится сумма изменения со знаком минус. (рис.7)

После внесения изменений в План-график финансирования обязательств на основании договора вводится документ «Принятое обязательство» с видом операции «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур». (рис.8)

Для отражения суммы экономии, которая получилась в результате конкурсных процедур, на основании договора вводится еще один документ «Принятое обязательство» с видом операции «Экономия по результатам конкурсных процедур». (рис.9)

Если в результате конкурсных процедур победитель не выявлен и конкурсные процедуры завершены отказом от заключения договора, необходимо вернуться в карточку договора, изменить План-график финансирования обязательств . В новом документе в графе Изменения внести данные по сумме и количеству со знаком «минус», чтобы значения план-графика обнулились. После внесения изменений в План-график, ввести принятое обязательство с видом операции «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры») . На закладке суммы обязательства автоматически заполнится сумма с «минусом». Все данные отсторнируются.

3. Отчеты, формируемые на основании введенных данных

Чтобы получить информацию о договорах, участвующих в конкурентных процедурах, необходимо в программе сформировать отчет Результаты конкурсных процедур (меню Санкционирование ). В этом отчете показаны сведения о контрагентах, с которыми заключены договоры, КФО, КПС, КЭК, цена заключенного контракта, экономия по результатам конкурсных процедур. Все данные отражены, согласно документа Принятое обязательство .(рис.10)

Согласно Приказа Минфина России № 52н от 30.03.2015 учет операций по принятым обязательствам ведется в Журнале регистрации обязательств по ф.0504064 ( Бухгалтерский учет - Регламентированные регистры бухгалтерского учета ) Рис.11

Пусть для заказчиков "бюджетное обязательство" понятие и не новое, но многие до сих пор теряются и совершают ошибки при работе с ними. Как и когда принимать, как изменить и как снять БО - такой вопрос возникает у каждого представителя заказчика, который занимается закупками. В некоторых организациях работа с БО - прерогатива финансовых служб - по принципу "всё, что напрямую касается денег - наше".

У некоторых заказчиков с БО работают контрактные управляющие по логике "всё что связано с ЕИС - наше". На практике же в любой организации действует принцип - "кто первый от себя это спихнул - тот и молодец". Возможно именно поэтому столько путаницы в работе с БО и существует до сих пор. А если почитать статьи на различных ресурсах в сети Интернет, то неразберихи в работе только добавиться.

В этом материале мы не претендуем на истину в последней инстанции, но основные моменты разберём и проясним. Надеемся многим данная статья поможет.

Бюджетное обязательство - что это такое?

Понятие бюджетного обязательства дано в Бюджетном кодексе РФ. Оно вполне кратко и лаконично. Это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. На практике БО это своего рода идентификатор на ряду с идентификационным кодом закупки.

При формировании торговой процедуры закупки номер БО указывается в:

  • плане-графике закупок;
  • извещении об осуществлении закупки;
  • карточке контракта.

Когда заказчик формирует и ставит на учёт БО, то органы казначейства эти денежные средства как бы блокируют на счетах заказчика. Таким образом, не может произойти ситуации при которой заказчик заключит контракт на оказание услуг, а оплатить его не сможет.

ПРИМЕР: в 2019 году заказчику выделено пятьсот тысяч рублей на приобретение бумаги. Было решено провести один электронный аукцион на всю сумму ЛБО. В начале, разумеется, вносим эти лимиты в плановые документы - план закупок и план-график закупок. Далее необходимо сформировать сведения о принимаемом бюджетном обязательстве (если вы уверены в расчёте НМЦК это можно сделать раньше подготовки документации об аукционе). Сформировать сведения можно напрямую из ПГЗ или сделать это в Личном кабинете ЕИС в разделе "Реестр принимаемых бюджетных обязательств".

ДАННЫЕ В ПЛАНОВОМ БО

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Содержание планового БО следующее:

  • Общая информация: идентификационный код закупки, номер сведений о бюджетном обязательстве, дата документа, получатель бюджетных средств (наименование организации, номер лицевого счета, наименование и код ОФК).
  • Реквизиты документа-основания: вид, номер, дата, сумма, платеж требующий подтверждения, предмет по документу-основанию.
  • Расшифровка бюджетного обязательства - КБК, объект ФАИП, вид средств, сумма БО.

СВЕДЕНИЯ О ПРИНЯТОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ

К работе с бюджетными обязательствами заказчик вернётся по итогам торговой процедуры закупки при заключении контракта. В карточке контракта взаимосвязано формируются два документа - сведения о заключенном контракте и сведения о принятом БО. Оба документа формируются последовательно, одновременно подписываются одной ЭЦП заказчика и направляются на контроль в местное УФК.

По регламенту первично проверяются сведения о заключенном контракте. Если с заполнением этого документа всё в порядке, то сведения о заключенном контракте ставятся на учёт, а сведения о принятом БО принимаются на проверку.

Содержание сведений о принятом БО:

  • общая информация: ИКЗ, номер сведений о БО, дата документа, наименование и коды получателя бюджетных средств, наименование и коды ОФК, номер лицевого счета, учётный номер БО, тип бюджетного обязательства;
  • реквизиты документа-основания: номер и дата документа-основания, идентификатор закупки (для определённого вида закупок), номер реестровой записи, сумма и валюты обязательства, предмет по документу-основанию;
  • контрагенты: наименование, ИНН и КПП организации, банковские реквизиты;
  • расшифровка обязательства: КБК, код и наименование ФАИП, вид средств, признак условности платежа, сумма обязательства с разбивкой по прошлым и будущим периодам.

Большинство полей при заполнении сведений о принятом БО формируются автоматически из извещения о закупке, сведений о заключённом контракте, данных плана закупок и плана-графика закупок.

Ответы на ТОП-5 вопросов про БО:

  1. Закупки по п.29 ч.1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ - сведения о плановом БО в ЕИС не принимаются, при регистрации контракта и формировании сведений о заключённом контракте формируются сведения о принятом БО.
  2. Чтобы отменить уже поставленное на учёт БО, необходимо отменить связанную позицию Плана-графика закупок. После прохождения контроля ПГЗ можно аннулировать сведения о принятом БО.
  3. Дата постановки на учёт сведений о БО не влияет на дату публикации извещения. Только десять календарных дней от размещения в открытом доступе ПГЗ для первичных торговых процедур закупок.
  4. Если контрагент по контракту бюджетная организация, то в карточке реквизитов необходимо заполнять номер лицевого счёта.
  5. Признак безусловности платежа устанавливается в зависимости от наличия авансовых оплат по контракту или их отсутствия. Безусловное - аванс, условное - окончательные расчёты.

Дата публикации: 08.05.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Учет принятых денежных обязательств

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учет денежных обязательств ведется на счетах:

  • 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год»;
  • 502.22 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»;
  • 502.32 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)»;
  • 502.42 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за очередным».

Согласно Инструкции по применению ЕПСБУ по счетам 502.12, 502.22, 502.32, 502.42 установлено ведение аналитического учета в разрезе принятых обязательств (по субконто Принятые обязательства типа Справочник Договоры и иные основания возникновения обязательств), видов расходов (по субконто КЭК типа Справочник Коды экономической классификации (КЭК)) и лицевым счетам (по субконто Разделы лицевых счетов типа Справочник), а также по видам финансового обеспечения деятельности (КФО) и классификационным признакам счетов (КПС) согласно структуре рабочего плана счетов учреждения.

Для счетов установлен номер журнала операций «9». Это значит, что в проводках по счету будет установлен номер журнала операций 9, операции по счету будут отражаться в Журнале по санкционированию № 9.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для отражения на счетах бухгалтерского учета сумм принятых учреждением денежных обязательств текущего года применяется документ Принятое денежное обязательство.

Документ может быть введен как самостоятельно, так и на основании документов:

  • Покупка материалов (в пути);
  • Покупка материалов;
  • Покупка ОС (в пути);
  • Покупка ОС, НМА;
  • Покупка НПА;
  • Аванс подотчетному лицу;
  • Отражение зарплаты в учете;
  • Услуги сторонних организаций;
  • Принятие ОС со счета 107 на счет 106;
  • Таможенная декларация по импорту.

При вводе на основании большинство реквизитов заполняются автоматически из документа-основания. Также автоматически заполняется реквизит Основание, в котором указывается соответствующий документ-основание.

Останется лишь указать Лицевой счет и Раздел лицевого счета, на которых будет отражено кассовое выбытие по исполнению денежного обязательства (рис. 1).

Таким образом, если в программе зарегистрирован факт поступления товаров, работ, услуг, то документ «Принятое денежное обязательство» может быть введен на основании документов поступления.

Также бухгалтерские записи по принятию денежных обязательств могут формироваться при проведении указанных выше документов, которыми регистрируется поступление товаров, работ, услуг.

Способ регистрации денежных обязательств - формировать автоматически или нет проводки или документы Принятое денежное обязательство - задается в Настройках параметров учета (меню Бухгалтерский учет - Настройка параметров учета, интерфейс Полный) на закладке Ввод ден. обязательств.

Обратите внимание! Если по соответствующему обязательству (элементу справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств) уже зарегистрировано денежное обязательство (ДО) на сумму аванса, то в автоматически сформированном документе Принятое денежное обязательство следует уменьшить суммы на сумму ДО по авансу.

Для регистрации денежного обязательства на сумму аванса, предусмотренного по условиям договора, а также в других случаях документ Принятое денежное обязательство вводится самостоятельно.

При вводе нового документа Принятое денежное обязательство Дата документа устанавливается равной рабочей дате программы, она может быть изменена. Номер документа присваивается автоматически при записи документа.

Учреждение - указывается учреждение, принявшее обязательство.

Если учет ведется в разрезе Источников финансового обеспечения (балансов), для формирования проводок следует указать вид Источника финансового обеспечения (ИФО).

В документе предусмотрено оформление одной операции - Принятие денежного обязательства текущего года. В соответствии с ней указываются корреспондирующие счета, которые будут отражены в проводках, формируемых при проведении документа:

  • Счет дебета - 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»;
  • Счет кредита - 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год».

В документе следует указать реквизиты первичного документа - основания для принятия денежного обязательства и сумму обязательства в разрезе видов расходов (рис. 2).

Как было отмечено выше, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год», также как и по счету 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» ведется аналитический учет по лицевым счетам (по субконто Разделы лицевых счетов типа Справочник). Это позволяет отследить всю цепочку исполнения сметы (плана ФХД) от доведенных ЛБО (утвержденных сметных, плановых назначений) до проведения кассовой выплаты.

Поэтому в документе Принятое денежное обязательство следует указать Лицевой счет и Раздел лицевого счета, на которых будет отражено кассовое выбытие по исполнению денежного обязательства.

В таблице указываются:

  • КФО - выбрать код финансового обеспечения обязательства;
  • Раздел лицевого счета - выбрать раздел лицевого счета, по которому учитывается принятое обязательство;
  • КПС, КЭК - указать коды бюджетной классификации и КОСГУ, по которым принимается обязательство;
  • Договор или иное основание возникновения обязательств - из соответствующего справочника выбрать основание принятия денежного обязательства.

Если в учреждении ведется дополнительная аналитика по целям, мероприятиям, дополнительной классификации, следует включить видимость реквизитов Код цели, Код мероприятия, Дополнительная классификация (пункт Настройка списка контекстного меню).

Сумма на текущий год - соответствующая указанному виду расходов сумма принятого денежного обязательства на текущий финансовый год.

В информационной строке Итого подсчитывается итог таблицы, который рекомендуем сравнить с суммой аванса или документа-основания для принятия денежного обязательства.

Заполненный правильно документ следует записать (кнопка Записать) и провести (кнопки ОК или Провести).

При проведении документа формируются бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства в уменьшение принятого обязательства текущего года:

Дебет 0.502.11.000 Кредит 0.502.12.000

Из документа программа формирует бухгалтерскую справку (ф. 0504833) (кнопка Бухгалтерская справка). По авансовым платежам документ Принятое денежное обязательство может быть введен на основании договора (элемента справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств), в котором предусмотрен аванс - зарегистрирован документ План-график финансирования обязательства с суммой аванса*.

Примечание: Подробнее об отражении в программе принятия денежных обязательств (формировании проводок по принятию денежных средств) вы сможете прочитать в следующих номерах журнал.

Изменение объема денежных обязательств

Согласно пункту 311 Инструкции по применению ЕПСБУ суммы изменений объема денежных обязательств учреждения, принятых в текущем финансовом году, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050202000 «Принятые денежные обязательства». При этом сумма уменьшений принятых денежных обязательство отражается способом «красное сторно».

Для отражения в программе изменения объема денежных обязательств надо ввести новый документ Принятое денежное обязательство. Новый документ удобно создавать копированием документа Принятое денежное обязательство, сумму которого требуется изменить (см. рис. 3).

Для увеличения суммы принятого денежного обязательства в новом документе следует ввести сумму увеличения. Для уменьшения суммы принятого денежного обязательства в новом документе следует ввести сумму уменьшения со знаком минус.

Перерегистрация денежного обязательства

Согласно пункту 310 Инструкции по применению ЕПСБУ операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, обязательств бюджетного, автономного учреждения (далее - обязательства учреждения), принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).

Если денежное обязательство было принято, но в текущем году не исполнено, после перерегистрации неисполненной части обязательства в новом году следует перерегистрировать и денежное обязательство в объеме, запланированном к исполнению.

В программе для этого можно скопировать соответствующий документ «Принятое денежное обязательство» и при необходимости скорректировать его сумму.

Формирование регистров учета принятых денежных обязательств

Журнал по санкционированию

Согласно пункту 314 Инструкции по применению ЕПСБУ учет операций с принятыми учреждением денежными обязательствами осуществляется в Журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных для соответствующего типа учреждений Инструкцией по применению Плана счетов.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» отражаются в отчете Журнал операций, который позволяет сформировать Журнал по санкционированию по форме 0504071.

Форма 0504071 и порядок ее заполнения установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Согласно Методическим указаниям по формированию Журналов операций (пункт 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) журналы операций (ф. 0504071) формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.

Для формирования Журнала по санкционированию в настройке параметров отчета Журнал операций следует указать номер журнала - 9.

Следует отметить, что Методические указания по формированию Журналов операций не содержат отдельных указаний по формированию Журнала по санкционированию.

Поскольку по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» установлено ведение учета в разрезе разделов лицевых счетов, отчет можно получать отдельно по определенному лицевому счету (разделу лицевого счета), установив в качестве разделителя операций субконто Разделы лицевых счетов.

Также для журнала № 9 можно установить вывод раздела лицевого счета в графе Наименование, установив в качестве показателя субконто Разделы лицевых счетов.

Журнал операций № 9 по санкционированию можно формировать отдельно по счету 502.12. Для этого счет надо включить в отбор (см. рис. 4).

Выполненную настройку варианта отчета можно сохранить с помощью кнопки Сохранить настройки отчета для последующего использования. Сохраненную настройку можно применить с помощью кнопки Загрузить настройки отчета.

Журнал учета принятых обязательств

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в Журнале учета принятых обязательств, в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения. Такая норма содержится в пункте 320 Инструкции по применению ЕПСБУ.

Форма Журнала учета принятых обязательств 0504064 и порядок ее заполнения установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

Согласно приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н форма 0504064 называется «Журнал регистрации обязательств».

Согласно Методическим указаниям по формированию регистров учета (пункт 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) применяется учреждением для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

В Журнале учета принятых обязательств (ф. 0504064) указывается основание для принятия обязательства (денежных обязательств) (наименование, номер и дата документа), номер счета бухгалтерского учета и сумма (в рублях, в иностранной валюте), дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для формирования Журнала учета принятых обязательств применяется отчет Журнал регистрации обязательств (меню Бухгалтерский учет -> Регламентированные регистры бухгалтерского учета -> Журнал регистрации обязательств).

Журнал регистрации обязательств можно формировать отдельно по счету 502.12. Для этого счет надо включить в отбор (см. рис. 5).,

В сформированном отчете отражаются основание для принятия денежного обязательства-наименование, дата и номер договора, контракта (элемента справочника Договоры и иные основания для принятия обязательств), номер счета бухгалтерского учета, на котором отражено денежное обязательство, сумма денежного обязательства, дата постановки денежного обязательства на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В качестве суммы принятого денежного обязательства указывается сумма проведенных документов Принятое денежное обязательство, зарегистрированных в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» по данному основанию в периоде формирования данного отчета.

В качестве даты постановки денежного обязательства на учет указывается дата соответствующего документа Принятое денежное обязательство.

Если по основанию для принятия обязательства зарегистрировано более одного документа Принятое денежное обязательство, например, на сумму аванса и на сумму окончательного расчета за поставленные товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), то будет показана дата первого по времени документа Принятое денежное обязательство.

В качестве даты снятия денежного обязательства с бухгалтерского учета указывается дата кассового выбытия - дата проведения соответствующего документа (документов) Заявка на кассовый расход, Платежное поручение, Кассовое выбытие (рис. 6).

В графе Примечание указываются даты и суммы документов по исполнению соответствующего денежного обязательства.

Строки графы Примечание программа позволяет расшифровать. Сделать это можно двойным щелчком левой клавиши мыши: открывается соответствующий документ Заявка на кассовый расход, Платежное поручение, Кассовое выбытие.

Также по счету 502.12 можно формировать любые стандартные отчеты.

В программе предусмотрено отражение данных по счету 50202 при автозаполнении регламентированных отчетов «Ф. 0503128, Отчет о принятых бюджетных обязательствах», «Ф. 0503138», Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности» и «Ф. 0503738, Отчет об обязательствах, принятых учреждением».

Читайте также: